ББК 87.6
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НООСФЕРНОГО ГУМАНИЗМА В.В. Глотова, М.Б. Плохинова, Л. А. Роом
Ноосферный гуманизм требует кардинального изменения общественного прогресса, радикально нового характера действий во всех областях человеческой деятельности, в том числе и изменений экономики.
Ключевые слова: гуманизм, биосфера, ноосфера, ноосферный гуманизм, планетарное мышление,
цивилизация, онтологическая модель мира.
Человечество является одним из двух миллионов видов растений и животных на нашей планете. За время существования людского рода сменились тысячи поколений. Объединяет столь различных людей в единое современное человеческое общество культура, которая возникает на основе целостности мира. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - понятие неоднозначное. Если рассмотреть гуманизм, не связанный с новой стратегией цивилизационного развития, то может показаться, что человечество будет развиваться бесконечно долго. Однако биосфера уже поставила свои жесткие экологические и ресурсные ограничения традиционному гуманизму. И из-за этого идея гуманизма подвергнута значительным изменениям. Это логически вытекает из принципов устойчивого развития, сформированных в декларации по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио де Женейро, и от соблюдения которых зависит сохранение как человечества, так и самой биосферы.
В то же время, ноосферный гуманизм вооружает ученых идеей, обеспокоенных складывающейся ситуацией в мире, содержащей глубокую заботу о судьбе всего человечества и стремлением к общей справедливости. Эта идея выходит за обычные политические, национальные и религиозные рамки и может рассматриваться как единственно разумная перспектива для культурных, социальных, экономических, юридических и политических диалогов, разворачивающихся во всем мире.
Логика ноосферного гуманизма,
позволяющая человечеству найти достаточно рациональный общий язык, общий смысл истории, общее миропонимание, может послужить важным фактором для перехода от потребительского отношения к окружающему миру к психологии общепланетарного конструктивного созидания. Разумеется, это сложный переход. Все более
Глотова Валентина Васильевна - ВГТУ, канд. филос. наук, доцент, тел. (473) 246-42-22
Плохинова Марина Борисовна - ВГТУ, ст. преподаватель, тел. (473) 246-42-22
Роом Людмила Андреевна - ТГТУ, канд. филос. наук, доцент, тел. (473) 246-42-22
широкое понимание того факта, что в целом кризис нашего времени есть кризис идейный, духовный и с неизбежностью касающийся всех и каждого, вселяет уверенность в возможности его успешного преодоления.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять собой все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи - средства передачи мысли окутывают весь мир. Современный человек впервые реально понял, что он житель планеты может, должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, государств или их союзов, но и в планетном аспекте, то есть может мыслить и действовать только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан и, уйти из которой он не может. Существование человека является функцией биосферы, которую он закономерно и непрерывно изменяет. Человечество впервые находится в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. Все процессы, происходящие на Земле в ХХ веке, связываются в единое целое, и эта связанность человечества с каждым годом только усиливается и углубляется. Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскому геологу и философу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние - в ноосферу, то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это произошло, когда человек заселил всю планету, когда все человечество экономически объединилось в единое целое, когда научная мысль стала доступно планетарной.
Мир людей - действительно некий конструктор, его можно собирать совершенно по-разному, и та конструкция мира, которая господствует ныне, давно исчерпала себя, необходим принципиально другой подход к миру в целом. Почти каждый, живущий на Земле, сначала строит некую онтологическую модель мира в
соответствии со своими ценностями, а затем «впускает» в этот построенный «онтологический дом» других людей. Человечеству настала пора предметно разобраться с самим замыслом проектируемой Цивилизации, о чем выдающиеся умы человечества писали много раз. Они так же отчетливо понимали, какими гигантскими должны быть усилия человека, чтобы выйти из создавшегося положения по-настоящему достойно. Главными рекомендациями они называли то, что жителям всей планеты необходимо объединять свои усилия для только одной глобальной цели - спасения от стремительно приближающегося Апокалипсиса. Других, более легких и мягких сценариев у человечества уже не осталось.
Выход из мирового глобального кризиса, по -настоящему эффективный и спасительный для людей, только один - переход человеческой цивилизации из старой, экономоцентристской, - в новую цивилизационную конструкцию -ноосферную, которая будет очищена, от фундаментальных пороков порочной и неэффективной конструкции экономоцентристского мироустройства.
Человеческая цивилизация в своем неуправляемом, безумном и уродливом развитии действительно подошла к самому краю пропасти. Еще несколько шагов в прежних форматах и традициях - и нас ожидает цивилизационный тупик, полная гибель и катастрофическое исчезновение самого человечества.
Необходимо, с одной стороны, осознать весь трагизм положения современной земной цивилизации, а, с другой стороны, все же попытаться преодолеть сегодняшние исторические вызовы, продолжить свое дальнейшее существование. Человечеству предстоит круто измениться, полностью переделать себя, заново сконструировать и реализовать принципиально новую цивилизационную конструкцию на совершенно новых онтологических и аксиологических, социальных, нравственных и культурных принципах, которые вбирают в себя все положительное из исторического опыта человечества. Иначе говоря, нас всех губит именно то, что нами самими придумано и используется в различных экономических, политических, культурных, информационных практиках.
Эти практики - принципиально неверные, разрушительные, неэффективные. Две трети населения Земли не живут, а влачат нищенское существование, каждый день сражаются за свое выживание. По подсчетам экспертов ООН, коэффициент полезного действия всей современной экономики мира не дотягивает даже до ... двух процентов. И таких поразительных характеристик провалов и нерешенных задач и проблем современной цивилизацией задач множество. В двадцать первом веке так жить нельзя, нужно осознанно осуществить проектирование и строительство новой цивилизации, в которой станет
возможным для всех людей на Земле достойно жить и творить
Если человечество не обретет свой истинный разум, достойный той мощи природных сил, которыми оно овладевает, благодаря успехам науки, то оно погибнет в порожденной им же самим экологической катастрофе.
И тот процесс уже запущен, на наших глазах глобальный экологический кризис уже стал перерастать в глобальную экологическую катастрофу.
Выход из тупика первой фазы глобальной экологической катастрофы несет в себе смысл оздоровления человечества, выход его на уровень настоящей человечности - ноосферной.
Внутреннее измерение системного кризиса определяет его не как системный кризис мировой экономики вообще, а именно, как системный кризис глобальной системы капитализма. Латентный период этого кризиса начался еще в 80-х годах ХХ века и длился он до наших дней. Осенью 2008 года он вышел на поверхность бытия. О нем
предупреждали в 90-х годах и сами адепты капитализма с мировыми именами, такие, например, как А. Гор, Дж. Сорос, Д. Кортен и другие. Сущность этого кризиса такова: человек, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени, он во всех его
проявлениях представляет собой часть биосферы. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.
Вернадский неоднократно отмечал, что
«цивилизация культурного человечества» —
поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было». Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским. Вернадский видел
неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения —
все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном — планетном аспекте. Вернадский, анализируя
геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние -в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий «ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе «Научная мысль как планетное явление», но преимущественно с точки зрения истории науки.
Итак, что же такое ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания. Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. К этим условия
относится следующее: заселение человеком всей планеты; резкое преобразование средств связи и обмена между сообществами и государствами; усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли; начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; расширение границ биосферы и выход в космос; открытие новых источников энергии, равенство людей всех рас и религий; увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики; свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли; продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся; создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни; разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения; исключение войн из жизни общества. Как же выполняются эти условия в современном мире?
Планета заселена - это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде. С помощью радио и телевидения мы моментально
узнаём о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно
совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать. Это условие также можно считать выполненным. До недавнего времени средства телекоммуникации ограничивались телеграфом, телефоном, радио и телевидением, о которых писал ещё Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одного компьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии, документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети интернет дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации. Если раньше сетью пользовались только исследователи в области информатики, государственные служащие и подрядчики, то теперь практически любой желающий может получить доступ к ней. И здесь мы видим воплощение мечты Вернадского о благоприятной среде для развития научной работы, популяризации научного знания, об интернациональности науки. Действительно, если раньше людей разделяли границы и огромные расстояния, то теперь, возможно, только языковой барьер. Сейчас сеть интернет - это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой. Население интернет уже составляет почти 50 миллионов пользователей и около 20 миллионов компьютеров, причём количество узлов каждые полтора года удваивается. Вернадскому виделось, что скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров.(1) Можно считать, что и это предсказание Вернадского сбылось. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединённых наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжёлым экологическим последствиям. Объём горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объём лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли. Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы
биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись. Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничиться мирными целями, более того - атомная сила вошла в наш век прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского ещё более полувека назад. Огромный ядерный потенциал поддерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон к зыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалось сомнительным, он пришёлся не ко времени и попал не в те руки. Для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии в 1957 году создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), объединявшее более стан. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.
Ноосферный гуманизм потребует кардинального изменения общественного прогресса, радикально нового характера действий во всех
областях человеческой деятельности, в том числе и изменений экономики.
Экономическая стратегия мирового сообщества должна перестать рассматривать окружающую среду лишь как ресурс своего экспоненциального роста, и превратиться в хозяйственный фундамент поддержания
благоприятных условий для человека и всего живого на планете [3].
В свете новой модели цивилизации понятно, что социальные и экономические характеристики человека имеют не только социальную, но и социоприродную сущность, поэтому права человека должны быть соотнесены с интересами всей биосферы. А это, в свою очередь, приведет к их соразвитию и взаимному сохранению человека и биосферы, общества и природы.
Литература
1. Философия и методология науки: В. И. Вернадский. Учение о биосфере / П. С. Карако. — Мн.: Экоперспектива, 2007. — 208 с.
2. Казначеев В.П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука, 1989. .
3. Адамов А.К. Ноосферная республика Россия / А.К. Адамов. - Саратов, 2001. 267 с.
4. Адамов А.К. Философские аспекты развития гипотезы В. И. Вернадского о ноосфере / А.К. Адамов // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: III Российский философский конгресс. Ростов-на-Дону, 2002. Т. 2. С. 60.
Воронежский государственный технический университет Тамбовский государственный технический университет
PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF NOOSPHERE HUMANISM V.V. Glotova, M.B. Plohinova, L.A. Rohm
Noosphere humanism requires a fundamental change in social progress, a radically new nature of action in all spheres of human activity, including changes in the economy
Key words: humanism, biosphere, noosphere, noospherical humanism, planetary thinking, civilization, the ontological model of the world