Научная статья на тему 'Философские проблемы ноосферного гуманизма'

Философские проблемы ноосферного гуманизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
562
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / БИОСФЕРА / НООСФЕРА / НООСФЕРНЫЙ ГУМАНИЗМ / ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глотова В. В., Плохинова М. Б., Роом Л. А.

Ноосферный гуманизм требует кардинального изменения общественного прогресса, радикально нового характера действий во всех областях человеческой деятельности, в том числе и изменений экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские проблемы ноосферного гуманизма»

ББК 87.6

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НООСФЕРНОГО ГУМАНИЗМА В.В. Глотова, М.Б. Плохинова, Л. А. Роом

Ноосферный гуманизм требует кардинального изменения общественного прогресса, радикально нового характера действий во всех областях человеческой деятельности, в том числе и изменений экономики.

Ключевые слова: гуманизм, биосфера, ноосфера, ноосферный гуманизм, планетарное мышление,

цивилизация, онтологическая модель мира.

Человечество является одним из двух миллионов видов растений и животных на нашей планете. За время существования людского рода сменились тысячи поколений. Объединяет столь различных людей в единое современное человеческое общество культура, которая возникает на основе целостности мира. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - понятие неоднозначное. Если рассмотреть гуманизм, не связанный с новой стратегией цивилизационного развития, то может показаться, что человечество будет развиваться бесконечно долго. Однако биосфера уже поставила свои жесткие экологические и ресурсные ограничения традиционному гуманизму. И из-за этого идея гуманизма подвергнута значительным изменениям. Это логически вытекает из принципов устойчивого развития, сформированных в декларации по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио де Женейро, и от соблюдения которых зависит сохранение как человечества, так и самой биосферы.

В то же время, ноосферный гуманизм вооружает ученых идеей, обеспокоенных складывающейся ситуацией в мире, содержащей глубокую заботу о судьбе всего человечества и стремлением к общей справедливости. Эта идея выходит за обычные политические, национальные и религиозные рамки и может рассматриваться как единственно разумная перспектива для культурных, социальных, экономических, юридических и политических диалогов, разворачивающихся во всем мире.

Логика ноосферного гуманизма,

позволяющая человечеству найти достаточно рациональный общий язык, общий смысл истории, общее миропонимание, может послужить важным фактором для перехода от потребительского отношения к окружающему миру к психологии общепланетарного конструктивного созидания. Разумеется, это сложный переход. Все более

Глотова Валентина Васильевна - ВГТУ, канд. филос. наук, доцент, тел. (473) 246-42-22

Плохинова Марина Борисовна - ВГТУ, ст. преподаватель, тел. (473) 246-42-22

Роом Людмила Андреевна - ТГТУ, канд. филос. наук, доцент, тел. (473) 246-42-22

широкое понимание того факта, что в целом кризис нашего времени есть кризис идейный, духовный и с неизбежностью касающийся всех и каждого, вселяет уверенность в возможности его успешного преодоления.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять собой все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи - средства передачи мысли окутывают весь мир. Современный человек впервые реально понял, что он житель планеты может, должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, государств или их союзов, но и в планетном аспекте, то есть может мыслить и действовать только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан и, уйти из которой он не может. Существование человека является функцией биосферы, которую он закономерно и непрерывно изменяет. Человечество впервые находится в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. Все процессы, происходящие на Земле в ХХ веке, связываются в единое целое, и эта связанность человечества с каждым годом только усиливается и углубляется. Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскому геологу и философу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние - в ноосферу, то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это произошло, когда человек заселил всю планету, когда все человечество экономически объединилось в единое целое, когда научная мысль стала доступно планетарной.

Мир людей - действительно некий конструктор, его можно собирать совершенно по-разному, и та конструкция мира, которая господствует ныне, давно исчерпала себя, необходим принципиально другой подход к миру в целом. Почти каждый, живущий на Земле, сначала строит некую онтологическую модель мира в

соответствии со своими ценностями, а затем «впускает» в этот построенный «онтологический дом» других людей. Человечеству настала пора предметно разобраться с самим замыслом проектируемой Цивилизации, о чем выдающиеся умы человечества писали много раз. Они так же отчетливо понимали, какими гигантскими должны быть усилия человека, чтобы выйти из создавшегося положения по-настоящему достойно. Главными рекомендациями они называли то, что жителям всей планеты необходимо объединять свои усилия для только одной глобальной цели - спасения от стремительно приближающегося Апокалипсиса. Других, более легких и мягких сценариев у человечества уже не осталось.

Выход из мирового глобального кризиса, по -настоящему эффективный и спасительный для людей, только один - переход человеческой цивилизации из старой, экономоцентристской, - в новую цивилизационную конструкцию -ноосферную, которая будет очищена, от фундаментальных пороков порочной и неэффективной конструкции экономоцентристского мироустройства.

Человеческая цивилизация в своем неуправляемом, безумном и уродливом развитии действительно подошла к самому краю пропасти. Еще несколько шагов в прежних форматах и традициях - и нас ожидает цивилизационный тупик, полная гибель и катастрофическое исчезновение самого человечества.

Необходимо, с одной стороны, осознать весь трагизм положения современной земной цивилизации, а, с другой стороны, все же попытаться преодолеть сегодняшние исторические вызовы, продолжить свое дальнейшее существование. Человечеству предстоит круто измениться, полностью переделать себя, заново сконструировать и реализовать принципиально новую цивилизационную конструкцию на совершенно новых онтологических и аксиологических, социальных, нравственных и культурных принципах, которые вбирают в себя все положительное из исторического опыта человечества. Иначе говоря, нас всех губит именно то, что нами самими придумано и используется в различных экономических, политических, культурных, информационных практиках.

Эти практики - принципиально неверные, разрушительные, неэффективные. Две трети населения Земли не живут, а влачат нищенское существование, каждый день сражаются за свое выживание. По подсчетам экспертов ООН, коэффициент полезного действия всей современной экономики мира не дотягивает даже до ... двух процентов. И таких поразительных характеристик провалов и нерешенных задач и проблем современной цивилизацией задач множество. В двадцать первом веке так жить нельзя, нужно осознанно осуществить проектирование и строительство новой цивилизации, в которой станет

возможным для всех людей на Земле достойно жить и творить

Если человечество не обретет свой истинный разум, достойный той мощи природных сил, которыми оно овладевает, благодаря успехам науки, то оно погибнет в порожденной им же самим экологической катастрофе.

И тот процесс уже запущен, на наших глазах глобальный экологический кризис уже стал перерастать в глобальную экологическую катастрофу.

Выход из тупика первой фазы глобальной экологической катастрофы несет в себе смысл оздоровления человечества, выход его на уровень настоящей человечности - ноосферной.

Внутреннее измерение системного кризиса определяет его не как системный кризис мировой экономики вообще, а именно, как системный кризис глобальной системы капитализма. Латентный период этого кризиса начался еще в 80-х годах ХХ века и длился он до наших дней. Осенью 2008 года он вышел на поверхность бытия. О нем

предупреждали в 90-х годах и сами адепты капитализма с мировыми именами, такие, например, как А. Гор, Дж. Сорос, Д. Кортен и другие. Сущность этого кризиса такова: человек, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени, он во всех его

проявлениях представляет собой часть биосферы. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

Вернадский неоднократно отмечал, что

«цивилизация культурного человечества» —

поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было». Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским. Вернадский видел

неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения —

все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном — планетном аспекте. Вернадский, анализируя

геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние -в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий «ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе «Научная мысль как планетное явление», но преимущественно с точки зрения истории науки.

Итак, что же такое ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания. Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. К этим условия

относится следующее: заселение человеком всей планеты; резкое преобразование средств связи и обмена между сообществами и государствами; усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли; начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; расширение границ биосферы и выход в космос; открытие новых источников энергии, равенство людей всех рас и религий; увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики; свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли; продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся; создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни; разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения; исключение войн из жизни общества. Как же выполняются эти условия в современном мире?

Планета заселена - это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде. С помощью радио и телевидения мы моментально

узнаём о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно

совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать. Это условие также можно считать выполненным. До недавнего времени средства телекоммуникации ограничивались телеграфом, телефоном, радио и телевидением, о которых писал ещё Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одного компьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии, документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети интернет дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации. Если раньше сетью пользовались только исследователи в области информатики, государственные служащие и подрядчики, то теперь практически любой желающий может получить доступ к ней. И здесь мы видим воплощение мечты Вернадского о благоприятной среде для развития научной работы, популяризации научного знания, об интернациональности науки. Действительно, если раньше людей разделяли границы и огромные расстояния, то теперь, возможно, только языковой барьер. Сейчас сеть интернет - это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой. Население интернет уже составляет почти 50 миллионов пользователей и около 20 миллионов компьютеров, причём количество узлов каждые полтора года удваивается. Вернадскому виделось, что скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров.(1) Можно считать, что и это предсказание Вернадского сбылось. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединённых наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжёлым экологическим последствиям. Объём горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объём лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли. Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы

биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись. Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничиться мирными целями, более того - атомная сила вошла в наш век прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского ещё более полувека назад. Огромный ядерный потенциал поддерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон к зыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалось сомнительным, он пришёлся не ко времени и попал не в те руки. Для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии в 1957 году создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), объединявшее более стан. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.

Ноосферный гуманизм потребует кардинального изменения общественного прогресса, радикально нового характера действий во всех

областях человеческой деятельности, в том числе и изменений экономики.

Экономическая стратегия мирового сообщества должна перестать рассматривать окружающую среду лишь как ресурс своего экспоненциального роста, и превратиться в хозяйственный фундамент поддержания

благоприятных условий для человека и всего живого на планете [3].

В свете новой модели цивилизации понятно, что социальные и экономические характеристики человека имеют не только социальную, но и социоприродную сущность, поэтому права человека должны быть соотнесены с интересами всей биосферы. А это, в свою очередь, приведет к их соразвитию и взаимному сохранению человека и биосферы, общества и природы.

Литература

1. Философия и методология науки: В. И. Вернадский. Учение о биосфере / П. С. Карако. — Мн.: Экоперспектива, 2007. — 208 с.

2. Казначеев В.П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука, 1989. .

3. Адамов А.К. Ноосферная республика Россия / А.К. Адамов. - Саратов, 2001. 267 с.

4. Адамов А.К. Философские аспекты развития гипотезы В. И. Вернадского о ноосфере / А.К. Адамов // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: III Российский философский конгресс. Ростов-на-Дону, 2002. Т. 2. С. 60.

Воронежский государственный технический университет Тамбовский государственный технический университет

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF NOOSPHERE HUMANISM V.V. Glotova, M.B. Plohinova, L.A. Rohm

Noosphere humanism requires a fundamental change in social progress, a radically new nature of action in all spheres of human activity, including changes in the economy

Key words: humanism, biosphere, noosphere, noospherical humanism, planetary thinking, civilization, the ontological model of the world

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.