Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
367
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАН / ДЕМОКРАТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА / PUBLIC AUTHORITY / LOCAL SELF-GOVERNMENT / CITIZENS 'WILL / DEMOCRACY / MUNICIPAL LEVEL / LOCAL REFERENDUM / MUNICIPAL ELECTIONS / CIVIL INITIATIVE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Боброва М.А.

В статье проанализированы основные формы участия граждан в местном самоуправлении, являющиеся одной из гарантий демократического строя Российской Федерации, а также рассмотрены возможности, условия и особенности их осуществления в соответствии с нормами законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Боброва М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PUBLIC PARTICIPATION IN LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article analyzes the main forms of participation of citizens in local self-government, which are one of the guarantees of the democratic system of the Russian Federation, and also considers the possibilities, conditions and features of their implementation in accordance with the norms of legislation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Боброва М.А.

Студент ФГБОУ ВО Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Институт истории права и общественных наук

г. Липецк, Россия Научный руководитель: Н.А. Шатурина, ст. преподаватель

ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: в статье проанализированы основные формы участия граждан в местном самоуправлении, являющиеся одной из гарантий демократического строя Российской Федерации, а также рассмотрены возможности, условия и особенности их осуществления в соответствии с нормами законодательства.

Ключевые слова: публичная власть, местное самоуправление, волеизъявление граждан, демократия, муниципальный уровень, местный референдум, муниципальные выборы, гражданская инициатива.

Bobrova M.A.

Student of the Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan Institute of history, law and social Sciences

Lipetsk, Russia Scientific adviser: N.A. Shaturina, Senior Lecturer

Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tian-Shansky

SOME ASPECTS OF PUBLIC PARTICIPATION IN LOCAL SELF-GOVERNMENT

Abstract: the article analyzes the main forms of participation of citizens in local self-government, which are one of the guarantees of the democratic system of the

Russian Fédération, and also considers the possibilities, conditions and features of their implementation in accordance with the norms of legislation.

Key words: public authority, local self-government, citizens 'will, democracy, municipal level, local referendum, municipal elections, civil initiative.

Современный этап развития российского государства характеризуется радикальными изменениями в сферах политики и экономики, поставившими российское общество перед необходимостью решения новых задач, среди которых особое место занимает демократизация [10, с. 197]. Один из основополагающих принципов осуществления публичной власти - участие граждан в местном самоуправлении. Данный императив заключается в осуществлении народовластия на местном уровне. Он закреплен Основным законом страны и является гарантией существующего демократического строя. Так, согласно статье 3 Конституции Российской Федерации [1] народ России является единственным источником власти и осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Кроме того, данное положение закреплено в муниципальных актах, так, например, Устав города Липецка [3] в статье 6 признает право граждан осуществлять самостоятельную деятельность по решению вопросов местного значения, исходя из своих интересов, с учетом исторических и местных традиций.

Актуальность исследования участия граждан в осуществлении местного самоуправления заключается в проблеме низкой эффективности существующего института народовластия. Несмотря на долгий процесс преобразований системы функционирования общественной власти, проблема остается острой и на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что зачастую коренные изменения касались лишь отношений между органами власти федерального и муниципального уровня, а, следовательно, аспекты участия граждан затрагивались лишь косвенным образом. Современная обстановка доказывает, что эффективное функционирование системы высшей государственной власти невозможно без развитого института местного самоуправления, выражающегося, в первую очередь, через взаимодействие с общественными структурами.

Особенность самоуправления на местном уровне проявляется в нескольких аспектах: с одной стороны, это форма осуществления политической деятельности, заключающаяся в распределении властных полномочий, а с другой - способ выражения и защиты народных интересов. Кроме того, данный процесс позволяет рассматривать каждого человека как субъекта, имеющего возможность повлиять на социаль-

но-политические процессы путем участия в отношениях между индивидуумом, обществом и механизмом власти [6, с. 10].

Законодательство определяет действие института местного самоуправления через решение субъектных вопросов на уровне поселений (городских и сельских), муниципальных районов и округов. На данном уровне хорошо прослеживается механизм взаимоотношений населения и властных структур. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на начало 2019 года в Российской Федерации насчитывается 21501 муниципальных образований, в том числе 312 в Липецкой области [4].

Деятельность органов власти субъектов должна быть направлена на реализацию интересов населения, что выражается в реализации государственных проектов в различных сферах: здравоохранении, образовательных услугах, жилищном обеспечении, сельскохозяйственном развитии [5, с. 322]. По мнению Р.Ю. Горлачева, мнение всего населения, его организованных частей или отдельных граждан должно подлежать обязательному учету при принятии решений публичными органами власти» [7, с. 9].

В соответствии со статьями 22-33 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], признаются следующие формы прямого волеизъявления граждан: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по вопросам субъектного уровня, сход, собрание, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление (ТОС), опрос, обращение в органы МСУ. Совокупность представленных форм представляет собой единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается функционирование института народовластия.

Стоит отметить, что данный список организационных форм не являются исчерпывающим, то есть, практическое проявление участия населения в решении вопросов местного значения может быть расширено. Статья 131 Конституции Российской Федерации выделяет в качестве способов гражданского управления общественно-политическими процессами референдум, выборы и другие формы непосредственной демократии.

Местный референдум - это голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъ-

екта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований [8, с. 145].

Решения, принимаемые на местном голосовании, подлежат обязательному исполнению, они имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в согласовании с органами региональной власти и государственными должностными лицами. Одно из основных преимуществ местного референдума - возможность учитывать мнение населения, касающееся конкретного вопроса, выносимого на обсуждение, и корректировать дальнейшую деятельность органов МСУ.

Данный институт подразумевает наличие определенной степени свободы граждан - отсутствие государственного принуждения. То есть, граждане имеют право, а не обязанность участвовать в социально-политической жизни субъекта, в соответствии с собственными ценностными ориентирами и интересами. В связи с этим большое значение имеет факт возможности создания инициативной группы, с целью вынесения вопроса на голосование. Однако законодательство накладывает некоторые ограничения: группа должна соответствовать критериям численного ценза (не менее 20 человек). Возможность проведения местного референдума крайне важна, так как он является гарантом разделения вопросов, находящихся в ведении местной и государственной власти, а также способствует налаживанию диалога между властью и населением.

Муниципальные выборы - одна из самых распространенных форм прямого волеизъявления граждан. Они проводятся на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования. В отличие от местного референдума, муниципальные выборы не предоставляют возможности выдвижения четкого вопроса и прямого влияния на решения, определяющее дальнейшие перспективы развития муниципалитета, однако они являются способом избрания глав местной власти, должностных лиц и иных членов выборных органов, в дальнейшем представляющих интересы граждан. Таким образом, население, делая выбор в пользу определенного лица, участвует в формировании системы представительной демократии на муниципальном уровне.

Контроль над действиями уже избранного населением должностного лица может осуществляться с помощью голосования по его отзыву. Стоит отметить, что процедура отзыва выборного лица отсутствует в ряде стран, таких как Германия, Италия и США [9, с. 86]. В Российской Федерации данная мера обеспечивается законодательством и имеет статус непосредственного волеизъявления населения. Порядок проведения опроса и основания для отзыва регламентируются федеральным и местным законодательством. Так, по общим правилам, от-

зыву подлежит должностное лицо, за отставку которого проголосовало не менее половины населения, имеющего статус избирателей. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» эта процедура возможна в случае наличия доказанного в ходе судебного процесса совершения противоправного деяния или действия (в том числе и бездействия). Данное обстоятельство позволяет вести справедливую оценку эффективности работы лица, избранного на должность, тем самым повышая ответственность представителя местной власти перед избирателями.

Помимо перечисленных, волеизъявление граждан может выражаться в иных формах. Как уже было сказано выше, перечень, указанный в законодательстве, не является исчерпывающим. Население имеет право принимать участие в нормотворческой деятельности, публичных слушаниях, конференциях, собраниях и сходах. Кроме того, за жителями остается право на объединение в общественные структуры для возможности отстаивания своих интересов путем выдвижения инициативы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление - один из важнейших институтов гражданского общества, способствующий проявлению активной жизненной позиции граждан. Оно позволяет населению участвовать в принятии решений местного уровня, властные структуры получают возможность учитывать мнение и потребности различных социальных групп. Кроме того, разрешение возникающих противоречий зачастую обеспечивает конкретизацию целей и стратегий их достижения, тем самым повышая качество управления и обеспечивая развитие потенциала института демократии не только на местном уровне, но и на уровне субъекта и Федерации в целом. В связи с этим необходимо государственное стимулирование, поддержка и создание благоприятных условий для прямого участия общества в местном управлении.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] // Рос. газета. 1993. 25 дек. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 23.03.2020).

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

3. Устав городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят решением Липецкого городского Совета депутатов от 24.02.2015 г. № 990 - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/29715078/ (дата обращения 23.03.2020).

4. Федеральная служба государственной статистики: число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 27.03.2020).

5. Багандов Р.М. Роль местного самоуправления как института гражданского общества / Р.М. Багандов // Молодой ученый. - 2018. - № 21. - С. 321-323.

6. Гоголева Е.Н. Формы участия граждан в местном самоуправлении в России: востребованность и эффективность / Е.Н. Гоголева, Е.И. Самарцева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4.

7. Горлачев Р.Ю. Конституционно-правовые гарантии непосредственной демократии в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Р. Ю. Горлачев. - М., 2003. - 23 с.

8. Комкова Г.Н. Организационно-правовые требования к проведению референдумов в муниципальных образованиях Российской Федерации / Г.Н. Комкова, О.В. Шудра // Муниципальное право. - 1999. - № 1.

9. Митрохина Я.А. Муниципальная ответственность в России и зарубежных странах / Я.А. Митрохина // Вестник ЮУрГУ, 2015. - № 1.

10. Шатурина Н.А. Правовые основы взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти на современном этапе // В сборнике: Актуальные проблемы государственного, регионального и муниципального управления: теория, аналитика, практика / Н.А. Шатурина / отв. ред. Е.В. Го-довова. Оренбург: Агентство «Пресса», 2017. - С. 197-200.

Жохова А.А.

студент 4 курса бакалавриата историко-филологического факультета Научный руководитель: М.В. Кущева, ст. преподаватель Российский государственный гуманитарный университет

г. Москва, Россия

ЛИДЕРСТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Аннотация: В статье предприняты попытки осмыслить феномен лидерства при организации общества и понять устойчивые характеристики этого значения. Рассматриваются классические типы лидерства, а также их модернизации в условиях трансформации политической реальности.

Ключевые слова: государственное управление, характеристики власти, типы лидерства, методы управления, легитимность и легальность власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.