Научная статья на тему 'ЛИДЕРСТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

ЛИДЕРСТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1480
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЛАСТИ / ТИПЫ ЛИДЕРСТВА / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ / PUBLIC ADMINISTRATION / CHARACTERISTICS OF POWER / TYPES OF LEADERSHIP / MANAGEMENT METHODS / LEGITIMACY AND LEGALITY OF POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жохова А.А.

В статье предприняты попытки осмыслить феномен лидерства при организации общества и понять устойчивые характеристики этого значения. Рассматриваются классические типы лидерства, а также их модернизации в условиях трансформации политической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article attempts to comprehend the phenomenon of leadership in the organization of society and to understand the stable characteristics of this value. Classical types of leadership are considered, as well as their modernization under conditions of transformation of political reality.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

3. Устав городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят решением Липецкого городского Совета депутатов от 24.02.2015 г. № 990 - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/29715078/ (дата обращения 23.03.2020).

4. Федеральная служба государственной статистики: число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 27.03.2020).

5. Багандов Р.М. Роль местного самоуправления как института гражданского общества / Р.М. Багандов // Молодой ученый. - 2018. - № 21. - С. 321-323.

6. Гоголева Е.Н. Формы участия граждан в местном самоуправлении в России: востребованность и эффективность / Е.Н. Гоголева, Е.И. Самарцева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4.

7. Горлачев Р.Ю. Конституционно-правовые гарантии непосредственной демократии в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Р. Ю. Горлачев. - М., 2003. - 23 с.

8. Комкова Г.Н. Организационно-правовые требования к проведению референдумов в муниципальных образованиях Российской Федерации / Г.Н. Комкова, О.В. Шудра // Муниципальное право. - 1999. - № 1.

9. Митрохина Я.А. Муниципальная ответственность в России и зарубежных странах / Я.А. Митрохина // Вестник ЮУрГУ, 2015. - № 1.

10. Шатурина Н.А. Правовые основы взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти на современном этапе // В сборнике: Актуальные проблемы государственного, регионального и муниципального управления: теория, аналитика, практика / Н.А. Шатурина / отв. ред. Е.В. Го-довова. Оренбург: Агентство «Пресса», 2017. - С. 197-200.

Жохова А.А.

студент 4 курса бакалавриата историко-филологического факультета Научный руководитель: М.В. Кущева, ст. преподаватель Российский государственный гуманитарный университет

г. Москва, Россия

ЛИДЕРСТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Аннотация: В статье предприняты попытки осмыслить феномен лидерства при организации общества и понять устойчивые характеристики этого значения. Рассматриваются классические типы лидерства, а также их модернизации в условиях трансформации политической реальности.

Ключевые слова: государственное управление, характеристики власти, типы лидерства, методы управления, легитимность и легальность власти.

Zhokhova A.A.

4th year student of Institute of History and Philology

Academic adviser: M.V. Kuscheva, Senior Lecturer Russian State University for the humanities Moscow, Russia

LEADERSHIP IN PUBLIC ADMINISTRATION

Abstract: The article attempts to comprehend the phenomenon of leadership in the organization of society and to understand the stable characteristics of this value. Classical types of leadership are considered, as well as their modernization under conditions of transformation of political reality.

Key words: public administration, characteristics of power, types of leadership, management methods, legitimacy and legality of power.

Современные науки о государственном управлении детерминируют государственное управление, лидерство и власть как явления многогранные, многозначные, природа которых достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации [8]. Чаще всего эти аспекты затрагиваются при изучении политической системы, хотя, безусловно, лидером можно быть не только в политическом управлении.

Само понятие власти определяется как универсальная, базовая и центральная категория в политической науке, в государственном управлении. Это понятие имеет множество различных аспектов и, так или иначе, связано с понятием лидерства. Попытки осмыслить феномен лидерства при организации общества и понять устойчивые характеристики этого значения предпринимались со времен Античной Греции. Эта тема продолжает быть в центре политических исследований по сей день. Как происходит формирование и распределение власти, а так же какие индивиды способны занимать эту нишу, какими качествами должен обладать настоящий лидер - все эти вопросы ставили перед собой такие исследователи, как Г. Лассуэлл, А. Каплан, В. Парето, Р. Каттел, К. Левин. Р. Л. Кричевский определял лидерство как психологический феномен, порожденный системой неформальных отношений [7].

Мнения ученых сходятся в том, что понятие лидера (не только в политической сфере) имеет высокую эмоциональную насыщенность. Это тревожная, искушающая, но в то же время ответственная позиция. Многие «вечные» проблемы в государственном управлении и политическом знании сосредотачиваются в лидерстве: проблема морали, прагматики, осмысление ценностей, способности управления в чело-

веческом сообществе. Со времен Калликла, Сократа и Платона имеют место быть, как минимум, две точки зрения: с одной стороны, политический лидер и его представление о власти сосредотачиваются в достижении и осуществлении этой самой власти в собственных интересах; с другой стороны, этой теории противостоит доктрина о политическом лидере, который занимается «врачеванием душ человеческих», т.е. который стремится к общественному благу.

Так или иначе, доминирующим пониманием становится борьба политических лидеров за власть, которая никак не может выражаться в их пассивности, нежелании и не стремлении к господству. Об этом писали и Макиавелли («Государь») [9], и М. Вебер [3], и Г. Моргентау [14]. По мнению ученых, политическое лидерство сосредотачивалось, прежде всего, в совокупности техник для достижения, распространения и использование собственной власти. Бесконечное стремление к участию в процессах управления, выражающееся в борьбе, - это начальный этап любого лидера.

Лидер способен обладать разными характеристиками власти. Как уже было оговорено в данном исследовании, власть необязательно может быть политической. Оказание влияния, пользование своим авторитетом, убеждение, давление в ежедневной жизни это тоже проявление лидерских качеств, нацеленных на достижении результата. Лидер обладает способностью влиять на людей, что позволяет ему оперировать властью и авторитетом своих последователей [12]. Любой (политический) лидер опирается на ресурсы: как материальные, так и нематериальные. Сосредоточение ресурсов лидер обеспечивает себе при достижении власти. Каковы могут быть ее источники? Это и традиция, и наследование, и богатство, и харизма, и насилие. Ф. Бэкон [2] добавляет к этому списку источников власти еще и разум. Разумеется, источники, содержание и инструменты власти имеют исторические, эволюционные, динамические процессы, т.к. с течением времени изменяются эти самые ресурсы, последствия, инструменты власти. (Об этом пишет Най [15]). Какими качествами должен обладать современный лидер при эффективном государственном управлении, а какие типы были характерны для политики сто, двести лет назад?

Р. Клайн полагает, что современные лидеры опираются на совсем иную базу власти в отличие от своих предшественников. Трансформация источника власти, средств власти, компонентов и измерений власти, мощи и влияния на мировой арене в результате некоторых процессов (глобализации; рост взаимозависимости; информационная революция - распространение информации в огромных масштабах, чего

раньше не было; роль демографических сдвигов, миграционных тенденций; появление новых негосударственных акторов в мировой политике; климатические изменения) - все это диктует современным лидерам модель нового поведения, сосредоточения в себе новых качеств и формирование новых типов лидерского влияния, потому что прежние модели уже не могут эффективно брать на себя полномочия в государственном управлении.

Еще Н. Макиавелли в «Государе» [9] разграничивал типы лидерства в зависимости от их методов управления. Он детерминировал одних «львами»: по мнению Н. Макиавелли, это такие лидеры, которые напролом прокладывают путь к осуществлению власти; других он называл «лисами»: это те лидеры, которые ищут более удобные, более экономичные способы достижения властных результатов. Сегодня такая характеристика тоже имеет место быть: «явная» («эксплицитная») / «неявная» («имплицитная») власть политических лидеров снова становится в фокусе внимания. Но с эксплицитной властью мы сталкиваемся ежедневно, то, что есть феномен имплицитного воздействия? Приведем пример Р. Даля [4], который он изложил в «Конфликте Генриха II». Речь идет о конфликте короля с Томасом Бекетом, который являлся другом и соратником Генриха, архиепископом. Т. Бекет добивался с помощью своего влияния и авторитета усиления папской власти в Англии, что Генриху, безусловно, не нравилось. Р. Даль излагает, что по легенде, Генрих лишь воскликнул однажды в присутствии своих верных соратников, что устал от Т. Бекета и желает избавиться от него. В эту же ночь эти 4 верных соратника короля исполнили его имплицитную волю. Это демонстрирует совершенно иные методы, средства и приемы оказания влияния, которые могут использовать лидеры. Какой из этих методов более эффективен с точки зрения затраты ресурсов, а какой менее каждый лидер определяет сам для себя. Но эта ситуация демонстрирует, что лидерские качества при управлении государством и его полномочия, а также влияние - это всегда отношения. Эффективное лидерство в какой-либо сфере деятельности возможно при условии, что лидер будет не только соответствовать вышеназванным требованиям, но и придерживаться основных принципов лидерства: доверие, постановка разумных задач и рациональное использование сотрудников, соратников и ресурсов, создание мотивации и подача правильного примера ведения дел [12]. Соратники, сподвижники, последователи -это один из самых важных ресурсов любого лидера [6]. Без поддержки он просто не добьется желаемого результата. Отсюда вытекает еще

одна характеристика лидерства в государственном управлении: это его легальность и легитимность.

Концепты легитимности и легальности отражают сущностные аспекты власти любого лидера. Идеальная модель, при которой осуществление государственного управления лидером является наиболее демократичной, это когда его легитимность основывается на легальности и наоборот. Но, разумеется, парадокс этой теории заключается в том, что в истории бывают ситуации, когда возникает острый напряженный конфликт между легитимностью власти и легальностью власти (между тем, что признается как правильное большинством населения и тем, что формально соответствует букве закона). И в данном случае, лидер соответствует либо одному, либо другому феномену. Приведем пример, который для нашего государства имеет особое значение для современной истории государственного управления: конфликт 1993 года. Б. Ельцин был лидером, который удерживал легитимную власть, т.е. его поддерживало большинство население. В то время как Белый дом (Верховный Совет) и их действия также неверно будет считать произволом, потому что на их стороне была буква закона, буква Конституции, феномен легальности, который оппозиционировал легитимному лидеру.

О парадоксе легитимности лидеров и их режимов (отнюдь не всегда демократических) ведутся дискуссии по сей день. Например, М. Дюверже [5] выдвинул гипотезу о легитимности любого режима, и любого типа лидерства, имеющего народную поддержку. То есть, по этой теории, и авторитарные, и тоталитарные режимы с их харизма-тичными лидерами не есть насилие над волей народа, потому что легитимность режима и его лидера никак не связана с характером этого режима, с идеологией лидера. М. Вебер [3] также полагал, что лидер может и должен использовать любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основывается. То есть, политический лидер рассматривается как непосредственный актор власти, действия которого направлены на управляемых субъектов.

Но в данном случае возникает проблема: как тогда разграничить реальную власть и деспотизм, насилие, господство лидера над подчиненными в управлении государством? Нужно осознавать, что властные отношения имеют специфические условия: ситуация подчинения и выполнения указаний; наличие общественных норм, устанавливающих права управителя и управляемого, а не просто произвол/насилие.

Такие политологи как Х. Арендт [1], Т. Болл, Парсонс, характеризовали насилие как псевдовласть и провал у лидера настоящих средств властвования. Они полагали, что насилие и деспотические приемы властвования лидер начинает проявлять именно тогда, когда другие средства не работают. В частности, говорят ученые, проявление насилия это провал коммуникативных качеств лидера. Итак, еще один феномен или характеристика лидера, которую мы должны зафиксировать: для осуществления власти важно понимание кодов коммуникации.

При осуществлении коммуникации в определенном социуме лидеру должно быть присуще такое свойство как обладание авторитетом, потому что в основе авторитета заложены общественно признаваемые нормы, т.е. не произвол. Авторитет лидера в обществе, как правило, легитимен. Существуют разные типы этого легитимного господства, типы лидеров в государственном управлении. По классификации профессора Б.Д. Парыгина, в основе типологии лидерства лежат три основных критерия: содержание, стиль и характер деятельности [11]. Первый тип лидерства - это традиционный тип, который основывается на привычных социальных отношениях. Традиционный тип лидерства складывается на основе авторитета исторических прецедентов, т.е. «вечно вчерашнего». Примером такого легитимного господства можно считать английскую королеву Елизавету II. Второй тип - это харизма-тичный, который основывается на обладании личным авторитетом лидера. В основе такого легитимного господства может быть необычный дар, присущий конкретно этому лидеру, который отличает его от остальных или специфические человеческие характеристики властвующего. Примеров харизматичных лидеров в истории множество: это и Черчилль, и Гитлер, и пророк Моисей (обладал даром общения с Богом). И, наконец, третий классический тип - это рационально-легальный, который основывается на авторитете принятых общественных норм и законов. Эти три типа являются идеально-типическими по М. Веберу [3]. Каждый реальный случай легитимного господства является смесью каких-то из этих идеальных типов.

Однако в современном мире все чаще распространяются дискуссии о новых типах политических лидеров, т.к. устойчивые классические типы устаревают с трансформацией политической реальности. Государственное управление терпит кризис лидерства с началом нового столетия. В этом заключается одна из основных проблем формирования и развития лидерства, как для зарубежной, так и для отечественной науки [13]. Очевидно, что в современных условиях в системе государственного управления назревает потребность в управленце ново-

го типа, который был бы способен руководить с высоким уровнем профессионализма, с присущими компетенциями лидера, и, что самое главное, с новым качеством мышления и новым набором знаний, которые бы сказывались на его навыках и умении, с высоким уровнем ответственности перед страной за результаты своей деятельности [10].

Список литературы

1. Aрендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Х. Aрендт. - СПб., Aлетейя, 2000. - С. 264-275.

2. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Ф. Бэкон. - М., 1971.

3. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. // Избранные произведения. - М., Прогресс, 1990. - С. 602-643.

4. Даль Р. Полиархия: участие и оппозиция / Р. Даль / Пер. с англ. С. Деникиной, В. Баранова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010.

5. Дюверже М. Политические институты и конституционное право. A»-тология мировой политической мысли. Т. II / М. Дюверже. - М., 1997. -С. 647.

6. Еропкин A. Имидж руководителя / A. Еропкин, Н. Сидорова. - М.: ОЛMA-ПРEСС, 2017. - С. 19.

7. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - М.: Дело, 2017. - С. 56.

8. Лесь ATO. Основные политические институты современного общества / ATO. Лесь // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - № 2. -С. 30-36.

9. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли / Пер. Г. Муравьевой. - М.: Планета, 1990.

10. Офицеров МА. Современное лидерство в государственном управлении: методологические аспекты формирования знаний, умений и навыков / МА. Офицеров // AKH: экономика и управление. - 2018. - № 4 (25).

11. Парыгин П.Д. Лидерство как инструмент интеграции общности / П.Д. Парыгин // Социальная психология в трудах отечественных психологов: хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. - С. 221-234.

12. Чуйков О.Е. Политическое лидерство в современной системе государственного управления России / О.Е. Чуйков // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2018. - № 4.

13. Шестов Н.И., Вилков A.A. Ценностные основания рекрутирования современных российских элит: проблемы и перспективы / Н.И. Шестов, A.A. Вилков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. -2015. - Т. 15, вып. 3. - С. 86-91.

14. Morgenthau Hans J. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace. Second Edition, Alfred A. Knopf: New York, 1955.

15. Nye J., Jr. (1990). Soft Power // Foreign Policy. № 80, p. 153-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.