4. Случаи вандализма в музеях (1913-2007 гг.) // РИА Новости. - 2007. - 8 окт.
5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б. А. Столяров. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.
6. Ткаченко Ю. На Украине откроется музей вандализма / Ю. Ткаченко // Комсомольская правда в Украине. - 2008. - 12 мая.
7. Чебатко М. Музейный вандализм накрыл Европу / М. Чебатко // РБК daily. - 2007. - 8 окт.
О. И. Дулинская
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Исследование такого явления, процесса, науки, искусства, как политика неизбежно требует изучения феномена политического лидерства. Дефиниция политического лидерства - одна из ключевых проблем в политической психологии, которая, несмотря на серьезную историографию этого феномена, до сих пор не нашла своего однозначного решения, но является постоянным объектом дискуссий. Поиск ответов на многочисленные вопросы о природе и сущности лидерства невозможен без обращения к опыту, накопленному в этой сфере представителями разных эпох, областей науки, национальных традиций политической мысли. Ключевые слова: теория и история культуры, феномен лидерства, власть, личность в политике, харизма.
The survey of such occurrence, process, science, art as politics inevitable conduce to political leadership phenomenon study. Definition of political leadership is one of the key problems of political psychology, which despite the serious historiography of this phenomenon didn't find its unique solution yet and appears to be the permanent object of discussions among scientists. It seems impossible to find all answers to the variety of questions that raise us the matter and nature of leadership without resorting to accumulated experience of different fields of science, times, and of course native traditions of political school. Keywords: theory and history of culture, leadership phenomenon, authority, personality in politics, charisma.
Проблематика политического лидерства в истории политической мысли исследовалась достаточно глубоко и всесторонне. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема «идеального государя» занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи Античности и вплоть до конца XIX века.
В античной философии рассмотрение дефиниции лидерства шло в контексте с индивидами, наделенными этой властью, а именно: государями, правителями, которые считались творцами истории (см.: 1; 11). Платон, как известно, отдавал высший государственный пост в своем «идеальном государстве» философам как личностям, сочетающим в себе уникальные качества, необходимые для истинного правителя, чтобы служить на благо государству: «Относительно природы философов нам надо согласиться, что их страстно влечет к познанию, приоткрывающему им вечно сущее и не изменяемое возникновением и уничтожением бытие <...> Раз философы - это люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе, а другие этого не могут и застревают на месте, блуждая среди множества разнообразных вещей, и потому они уже не философы, то спрашивается, кому из них следует руководить государством? <...> ни государство, ни его строй, так же как и отдельный человек, не станут никогда совершенными, пока не возникнет некая необходимость, которая заставит всех этих немногочисленных философов ... принять на себя заботу о государстве, желают ли они того или нет...» (11, с. 46).
Идеи Плутарха, переданные им через жизнеописания Цезаря, Ликурга, Александра Македонского и др., явились основой для «героической» дефиниции лидерства. Сами правители представлялись в образе героев, наделённых особыми физическими качествами и нравственными добродетелями.
Макиавелли решал проблему лидерства, исходя из реалий политической жизни главы государства. В работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» он определил природу, функции и технологию лидерства. В его трактовке политический лидер - это государь, использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. А лидер, который стремится к абсолютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление: «мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность <...> возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого» (7, с. 19). Разработанные Макиавелли советы, изначально предназначавшиеся взору Л. Медичи, стали основой для последующих концепций политического лидерства, а также были высоко оценены многими монархами, правителями и выдающимися политиками.
Некоторые исследователи поиск ответа на вопрос о природе лидерства вели через определение другого феномена - феномена власти. Именно этот путь дал современной политической науке концепцию М. Вебера. Притязания правителей носят сугубо личный характер, властвование основано не на преемственности, традициях или легитимности, а на некоем личном качестве, называемым харизмой. Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, на вере в особые качества индивида, которые притягательны для народа. В работе «Харизматическое господство» он предложил теорию типов законной власти, опираясь на которую, можно выделить три вида лидерства - на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции (4).
Феномен политического лидерства являет собой одну из наиболее интересных проблем в политической психологии. Подтверждение этому мы находим в различных интерпретациях и теориях лидерства. Так, концепция Р. Такера - один из вариантов переосмысления и переработки концепции харизматического авторитета Вебера. Для Такера определяющей чертой харизматического лидера является революционность: не всякий лидер, обладающий чрезвычайными способностями и качествами, является харизматическим, а только такой, который использует эти качества и способности для сплочения людей во имя революционной цели (19).
М. Бречер, Э. Ладд фактором, определяющим сущность индивида как политического лидера, ставят готовность к принятию решений (15; 17). Ж. Блондель полагает, что лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз. А политическое лидерство — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем чтобы побудить членов нации к действиям» (3, с. 48). Дж. Даунтон относит к лидерам людей, использующих в управлении лишь инновационные подходы, и говорит о лидерстве как о положении «в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» (16, с. 13).
М. Херманн мерой лидерства считает степень влияния индивида на других, но только то влияние, для которого характерны четыре особенности:
— постоянство (к политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны);
— распространение руководящего воздействия лидера на все общество (особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы);
— явный приоритет во влиянии (отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия — от лидера к членам группы);
— авторитет или хотя бы признание правомерности руководства (влияние лидера не опирается на прямое применение сил) (13).
Российский исследователь теорий политического лидерства Н. И. Бирюков характеризует политическое лидерство как «способность вовлекать других людей в процесс достижения цели в рамках более крупной системы или окружения. Руководитель управляет или оказывает влияние на сотрудника или группу сотрудников с целью достижения конкретного результата в комплексе организации» (2, с. 103).
Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Г. Тард. Он пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества — открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями. Лидерство понимается им как способ передачи от одного индивидуума к другим самых ценных знаний и условий жизни, обеспечения преемственности поколений (12). По мнению Лебона, воля лидера — это то ядро, «вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения» (5, с. 233).
Значительный опыт осмысления проблемы политического лидерства был накоплен и в американской политической науке ХХ века. Американские ученые внесли свой вклад в разработку методов изучения политических феноменов, им принадлежит авторство многих оригинальных концепций. Лидер — это символ общности и образец политического поведения группы для авторов концепции конституентов. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства — подчинения» (18, с. 134).
Под влиянием исследований английского ученого Ф. Гальтона, который объяснял природу лидерства с позиций наследственности, в конце XX века возникает концепция черт. Она рассматривает лидера как совокупность определенных психологических черт, которые и отличают его от сторонников и наличие которых способствует его выдвижению на лидирующие позиции и наделяет способностью принимать властные решения в отношении других людей (10).
Американский психолог К. Бирд в 1940 году составил список из 79 черт, которые различными исследователями определялись как «лидерские». Но сложность использования учеными теории черт как основы для изучения лидерства состояла в том, что нет ни одной черты, которая бы строго коррелировала с лидерством.
Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они поставили под сомнение эту концепцию, так как оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Например, среди них были выделены такие черты, как чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергия, ум и характер. Определенные личностные качества могут иметь большое значение, но в некоторых сферах деятельности, прежде
всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. К тому же, вопреки утверждению Богардуса о том, что интеллектуально одаренная личность де-факто занимает высокое положение, неизбежно ведущее к лидерству, часто выдающиеся способности людей на протяжении многих лет, а порой и всей жизни, оказываются невостребованными, не находят применения.
Впрочем, вышеизложенные аргументы не означают полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их сочетание значительно варьируется в зависимости от исторического, социально-экономического, политического и геополитического контекста.
Идею зависимости лидерства от определенных условий и обстоятельств обосновывает и развивает ситуационная концепция (18), которая исходит из относительности и множественности лидерства. Согласно этой концепции, лидер — функция определенной ситуации: «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях».
Авторы «ситуацианизма» считали, что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов — места, времени и обстоятельств. Требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится конкретное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно (9). Ситуация, а не личностные качества человека, выделяются как фактор, определяющий поведение лидера (14). Стечение обстоятельств вынуждают человека проявить себя, великие события формируют великих лидеров из простых смертных.
Обобщая опыт исследователей, необходимо отметить, что все большую востребованность в политико-психологической науке приобретают комплексные подходы, авторы которых стремятся учесть основные факторы изучения феномена лидерства. К таким аспектам можно отнести анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, целеполагание, характеристики его последователей, систему взаимоотношений между лидером и конституентами, политический контекст лидерства и др. Разработка оптимального сочетания этих факторов является приоритетной задачей для современных политических психологов.
Примечания
1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. — М., 1983. — Т. 4. — С. 376—644.
2. Бирюков Н. Н. Экономические стратегии / Н. Н. Бирюков. — 2003. — №2. — С. 102—
104.
3. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу / Ж. Блон-дель. — М., 1982.
4. Вебер М. Харизматическое господство / М. Вебер // Социс. — 1988. — № 5.
5. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. — СПб., 1995.
6. Лебон Г. Психология толпы / Г. Лебон. — М.,1998.
7. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли // Избранные произведения. — М.: Художественная литература,1982.
8. Макиавелли Н. Размышления о первой декаде Тита Ливия / Н. Макиавелли // Избранные произведения. — М.: Художественная литература, 1982.
9. Одайник В. Психология политики / В. Одайник. — М., 1996.
10. Ольшанский Д. В. Политическая психология / Д. В. Ольшанский. — СПб., 2005.
11. Платон. Государство / Платон. — СПб., 2005.
12. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард. — СПб., 1992.
13. Херманн М. Составные части лидерства / М. Херманн // Политология вчера и сегодня. - М., 1990. - Вып. 2.
14. Шестопал Е. Б. Политическая психология: учебник для вузов / Е. Б. Шестопал. -М., 2007.
15. Brecher M. Political Leadership in India: An Analysis of Elite Attitude / M. Brecher. -New York, 1969.
16. Downton J. Rebel Leadership: Commitment and Charisma in the Revolutionary Process / J. Downton. - New York, 1973.
17. Ladd E. Negro Political Leadership in the South / E. Ladd. - Ithaca: Cornell University Press, 1966.
18. Stogdill R. Handbook of Leadership: A Survey of Theory and Research / R. Stogdill. -New York, 1974.
19. Tucker R. The Theory of Charismatic Leadership / R. Tucker // Daedalus. - 1968. -№ 3. - Р. 731-756.
М. Г. Макиенко
ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМАХ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КИНЕМАТОГРАФА)
Реальность, которая создана в рамках исторического фильма, строится режиссером на пространственно-временных ориентирах при использовании выразительных художественных средств аудиовизуального искусства. Развитие технической составляющей, операторские приемы, методы монтажа, колоризация, звуковые эффекты, художественная анимация - все это оказывает большое влияние на формирование иллюзии реальности в историческом жанре кино. Ключевые слова: теория и история культуры, исторический кинематограф, иллюзия реальности, выразительные средства, визуальный образ, художественное пространство и время.
The reality which is created within the limits of a historical film is under construction on existential reference points, using expressive and art means of audiovisual art. Development of a technical component, camera receptions, installation methods, colorization, sound effects, art animation renders a great influence on formation of reality illusion in a historical genre of cinema. Keywords: theory and history of culture, a historical cinema, reality illusion, expressive means, a visual image, art space and time.
Как известно, кинематограф является синтетическим искусством, которое, в свою очередь, основывается на литературе, театре, музыке, живописи, фотографическом и других искусствах.
За сравнительно небольшой промежуток времени кинематограф сформировал разнообразные жанры - такие, как художественный, документальный, историческое кино, вестерн, фантастика, мелодрама, комедия и ряд других. Среди вышеназванных жанров исторический кинематограф является транслятором событий, которые происходили в прошлом и находят отражение в настоящем. Благодаря выразительным и художественным средствам кинематографа формируется иллюзия реальности на экране.
Киноязык является основой художественной выразительности в историческом кино. Кинематограф, как отмечалось выше, является синтетическим искусством, которое сформировало свой собственный язык, манеру повествования, выразительные и художественные средства, структуру, образ и многое другое. Киноязык - это способность кинематографа с помощью разнообразных художественных элементов и символов передавать кинематографическую информацию. Следует отметить, что для каждого жанра кинематограф сформировал свой собственный киноязык и