УДК 347.157:347.151.6:34.023
О. Э. Старовойтова, К. В. Ильченко
Некоторые аспекты теории и практики эвтаназии в отношении несовершеннолетних (на примере Голландии и США)
В статье исследуются вопросы применения эвтаназии в отношении несовершеннолетних. Рассматриваются формы применения эвтаназии, существующие в Голландии и США, указываются основные проблемы, возникающие при реализации права на достойную смерть в отношении несовершеннолетних.
The article is devoted to problems of application of euthanasia concerning minors. Authors consider the euthanasia application forms existing in Holland and the USA specify the main problems arising at realization of the right for worthy death concerning minors.
Ключевые слова: эвтаназия; право на смерть; добровольная, принудительная, активная, пассивная, прямая, непрямая эвтаназия; просьба о помощи в умирании, суицид.
Key words: euthanasia; right to death; voluntary, compulsory, active, passive, direct, indirect euthanasia; request for the help in dying, suicide.
Известно, что термин «эвтаназия» составной и образован путем соединения двух греческих слов: прилагательного «ev», что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «thanatos» - «смерть». С позиции права «эвтаназия есть форма реализации права на достойную смерть, представляющая собой, с одной стороны, волевой акт неизлечимо больного пациента по распоряжению собственной жизнью, а с другой - действие или бездействие медицинского работника, направленное на выполнение воли информированного пациента, совершенное способом, не причиняющим страдание (осуществленное безболезненно)» [1].
Комплексный характер эвтаназии как социально-правового явления обусловливает наличие различных видов и форм данного деяния, в совокупности которых проявляются ее сущностный характер и содержание.
Применительно к эвтаназии логичнее всего применять классификацию, образованную тремя группами парных категорий, которые довольно полно
© Старовойтова О. Э., Ильченко К. В., 2015
56
описывают возможные практические ситуации: добровольная-принудительная, активная-пассивная, прямая-непрямая.
Добровольная эвтаназия предполагает выполнение просьбы самого пациента об ускорении ухода из жизни, что со стороны врача выступает как содействие самоубийству; принудительная эвтаназия осуществляется в отношении лиц, которые не способны выразить свое отношение к данной манипуляции. Оба этих вида могут осуществляться как в активной, так и в пассивной форме.
Активная эвтаназия - это целенаправленные действия медика, непосредственно вызывающие смерть больного; пассивная эвтаназия - это отказ от проведения жизнеподдерживающих мероприятий, ведущий к летальному исходу в более отдаленном периоде, т. е. неоказание помощи больному или пассивное санкционирование его умирания. В рамках данной формы также выделяют ортоназию и медикотоназию.
Прямая эвтаназия подразумевает намеренные, легко просматриваемые действия, ведущие к наступлению смерти; непрямая указывает на то, что летальный исход обусловлен целой цепочкой действий, в череде которых сложно усмотреть звено роковой причины.
Когда говорят об эвтаназии и ассистируемом суициде их субъектами, как правило, представляют людей пожилых. Эта точка зрения настолько закрепилась в обществе, что даже попытки говорить о том, что эвтаназия может применятся к людям более молодого возраста, а тем более к подросткам, вызывают негодование. Особенно ярко это можно было наблюдать на примере кампании против принятия билля об эвтаназии в 1997 г. в штате Орегон.
До определенного времени факты применения эвтаназии к несовершеннолетним скрывались, однако в последние несколько лет развитие законодательства по данному вопросу в Нидерландах и США сделало эту тему более открытой для обсуждения. Следует отметить, что эвтаназия, и в меньшей степени ассистируемый суицид, достаточно часто практиковались в Нидерландах в течение многих лет, хотя их применение и оставалось нелегальным, до вступления в 2002 г. закона «Об окончании жизни по просьбе или о содействии самоубийству».
Как известно, в данном законе был предусмотрен ряд условий, позволяющих неизлечимо больным пациентам просить о применении к ним эвтаназии:
1) просьба об эвтаназии должна исходить от пациента и быть полностью добровольной, осознанной, причем эти характеристики должны сохраняться в течение длительного времени;
2) пациент должен иметь соответствующую информацию о состоянии своего здоровья, прогнозе и альтернативном лечении;
3) обязательное основание для такой просьбы - непереносимое страдание без каких-либо надежд на улучшение;
4) должна быть рассмотрена и другая возможность уменьшения страдания, и она должна быть признана неэффективной, неблагоразумной и неприемлемой для пациента;
5) эвтаназии должна предшествовать консультация врача с независимым коллегой [2].
Кроме того, первоначальная редакция также предусматривала возможность осуществления эвтаназии к несовершеннолетним пациентам в возрасте от 12-16 лет.
Именно это положение закона более всего привлекло внимание мировой общественности, поскольку предполагало дать несовершеннолетним пациентам право просить об эвтаназии, даже если их родители против, приравнивая их тем самым к взрослым гражданам.
Голландское предложение в отношении детей получило поддержку у многих активистов, однако большинство из них огранивались выражением своего мнения в дискуссиях.
Позднее положения об эвтаназии в отношении несовершеннолетних претерпели изменения. В соответствии с ними, подростки от двенадцати до пятнадцати лет по-прежнему имеют право просить об эвтаназии, но и их родителям придется дать согласие на это. Если подростку 16-17 лет, родители только принимают участие в обсуждении, но право окончательного решения им уже не принадлежит.
В случаях, когда речь идет о пациентах-подростках, также может иметь место ситуация неизлечимых и невыносимых страданий. При удовлетворении просьбы несовершеннолетнего о применении эвтаназии, врач также должен выполнять указанные требования должной тщательности.
На практике выяснилось, что эвтаназия применяется в первую очередь к больным раком в терминальной стадии (90 %). В случаях обращения несовершеннолетних с просьбами о применении эвтаназии, речь также идет большей частью о серьезно больных подростках, страдающих от рака. В этих очень редких случаях родители или опекун могут присоединиться к такой просьбе. На практике всегда имеет место детальное обсуждение ситуации между лечащим врачом, пациентом и родителями или опекуном. Почти всегда в этих особых случаях удается достичь консенсуса.
Отметим, что практика детской и подростковой эвтаназии и содействия самоубийству в Нидерландах не нова. В 1987 г., когда голландское правительство разработало руководящие принципы для практики эвтаназии, в них были включены требования о том, что члены семьи должны принимать участие в решении вопроса о применении эвтаназии. Однако голландский совет здравоохранения порекомендовал кабинету отказаться от такого положения, заявив, что не только взрослые, но даже дети в возрасте до 16 лет должны иметь возможность просить об эвтаназии без участия семьи.
В тот же год стали появляться свидетельства практики предоставления смертоносных доз препаратов для детей. К примеру, в одной из статей описывается практика д-ра Вуте, ведущего голландского специалиста в области детской онкологии, который признал, что он применял эвтаназию по отношению к несовершеннолетним в среднем шесть раз в год, при этом мнение родителей не учитывалось.
Одно из немногих упоминаний о подобного рода практике имело место в 1988 г., когда в письме к редактору журнала американской медицинской ассоциации, голландский врач написал, что некоторые врачи представляют помощь для подростков, желающих закончить свою жизнь.
В июле 1992 г. голландская ассоциация педиатров объявила о публикации официальных руководящих принципов для применения эвтаназии к новорожденным с серьезными физическими недостатками.
Принятый в 2002 г. закон, как уже было сказано выше, всего лишь легализовал то, что на практике применялось в течение многих лет.
В США история практики применения эвтаназии к несовершеннолетним имеет не менее длительную историю. Так, еще в середине 40-х гг. XX в. один из активистов Общества эвтаназии доктор Кеннеди выступил с планом по детской эвтаназии. В одной из своих статей, опубликованной в американском журнале психиатрии он писал: «Я считаю, что это нормально проводить консультации по поводу детей, имеющих недостатки в развитии. И что этим должны заниматься специальные медицинские комиссии. Если в ходе тщательного осмотра будет установлено, что никакой надежды на нормальное существование у ребенка нет», - продолжил он, «то я считаю, что применение эвтаназии это более милосердно и любезно, чем наблюдение за агонией его жизни».
С середины ХХ в. в ряде штатов идет обсуждение законопроектов, положения которых предусматривают возможность применения эвтаназии к малолетним и несовершеннолетним. Для примера можно привести проект за-
кона о «Смерти с достоинством» штата Висконсен, внесенный на рассмотрение в местный парламент 22 октября 1975 г.
В первом разделе «Право на смерть» предлагаемого проекта читаем:
«1. За исключением случаев, предусмотренных в настоящем разделе, любое лицо может обратиться с просьбой о прекращении своей жизни. Такая просьба может быть заявлена как в устной, так и письменной форме.
2. До обращения у другому лицу с такой просьбой, просящий сообщает о принятом им решении своей семье. При этом отрицательное отношение семье к принятому больным решением не может стать препятствием для выполнения его просьбы:
(а) для лиц младше 7 лет, не имеющих возможности выразить свою просьбу, такая просьба может быть выражена их родителями и опекунами в состоянии внести весомый просить, чтобы его жизнь прекращается по подпункту.
(б) лицо, в возрасте от 7 до 18 лет, вправе выражать такую просьбу, уведомив своих родителей или опекунов при необходимости. Разрешение от родителей или опекуна не является обязательным условием для реализации просьбы несовершеннолетнего. Данный законопроект стал одной из первых серьезных заявок на возможность разрешения эвтаназии в любом месте и по отношению к любому лицу.
Спустя 15 лет в университете штата Айова юристами разрабатывается проект типового закона «О помощи в умирании».
В соответствии с его положениями просьба (требование) об оказании помощи в умирании может быть заявлена для неизлечимо больных детей их родителями или неизлечимо больными детьми вместе с их родителями:
Просьба о помощи в умирании для неизлечимо больных пациентов.
Помощь в смерти для неизлечимо больного пациента может быть запрошена в соответствии с этим разделом:
3. От имени неизлечимо больных пациентов в возрасте от 6 лет его родителями, после консультации с врачами либо одним из родителей, если второй находится под стражей, лишен родительских прав.
4. Совместно пациентом и его родителями.
В случае, когда мнение ребенка и его родителей совпадает, каких-либо дополнительных консультаций не требуется.
Однако когда просьба об эвтаназии не поддерживается родителями, необходимо создание специальной консультативной комиссии, помогающей принять решения по конкретному случаю.
В заключительном разделе этого закона возможность применения помощи для детей подчеркивается еще раз: "В Помощи в умирании не может быть отказано в связи c возрастом пациента, его полом, расой...."».
Положения типового закона на практике реализованы не были, но он и другие предложения подобного рода, которые позволили бы применять асси-стируемый суицид и эвтаназию к детям и подросткам, помогают сформировать в обществе атмосферу, в которой их принятие было бы возможным.
В частности, известный австралийский доктор Нитшке (австралийский врач, получивший за свое пристрастие к продвижению идей эвтаназии в массы прозвище «австралийский Доктор Смерть») на одной из конференций общества Хэмлок (американское общество, длительные годы выступающее за легализацию эвтаназии), заявляя о своих исследованиях и разработках в области различных методов осуществления помощи при умирании, неоднократно ссылался на возможности их применения не только к взрослым, но и к подросткам: «Почему они должны ждать, пока им исполнится 18?. Они вправе воспользоваться эвтаназией так же, как и совершеннолетние члены общества».
Как видно из вышеизложенного, некий опыт теоретического обоснования и практического применения эвтаназии по отношению к несовершеннолетним на Западе имеется.
Опыт этот неоднозначен, во многом противоречив. И по своей сути отражает общую ситуацию, сложившуюся вокруг проблемы эвтаназии: теоретическая база проработана недостаточно, однако практика применения насчитывает уже десятилетия.
Более того, до определенного момента эта практика замалчивалась, став предметом обсуждения лишь в последние годы.
Список литературы
1. Капинус О. С. Эвтаназия в свете права на жизни. - М., 2006. - С. 30.
2. Правовая система Нидерландов. - М.: Зерцало, 1998. - С. 144.
3. A. Katzman, "Dutch debate mercy killing of babies // Contra Costa Times. - July 30. - 1992. - 3B.
4. «Model Aid-in-Dying Act,» Iowa Law Review, (1989) 75:139. The Model Act is also available online at http://www.uiowa.edu/~sfklaw/euthan.html (last accessed Sept. 26, 2002.)
5. Profile: Philip Nitzschke, "Sydney Morning Herald, October 12, 1996 and Richard Yallop, "Truth and consequences," The Australian, May 30, 2002.