Научная статья на тему 'Некоторые аспекты становления и развития образования взрослых в Европе'

Некоторые аспекты становления и развития образования взрослых в Европе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADULT EDUCATION / ANDRAGOGY / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданов А. В.

Раскрыты социально-экономические и культурные предпосылки становления и развития образования взрослых и андрагогики в Европе. Особый акцент сделан на либеральной идее образования для всех категорий взрослого населения. Раскрыты исторические основания современной концепции образования взрослых с позиции непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты становления и развития образования взрослых в Европе»

УДК 37.013.83

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ЕВРОПЕ

А.В.Жданов

Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, Санкт-Петербург, [email protected]

Раскрыты социально-экономические и культурные предпосылки становления и развития образования взрослых и андрагогики в Европе. Особый акцент сделан на либеральной идее образования для всех категорий взрослого населения. Раскрыты исторические основания современной концепции образования взрослых с позиции непрерывного образования. Ключевые слова: образование взрослых, андрагогика, непрерывное образование

Some social, economic and cultural preconditions of adult education and andragogy development are revealed. The emphasis is put on the liberal idea of education facility for all categories of adult population. The historical basis of the modern concept of adult education is presented from a position of continuous education.

Keywords: adult education, andragogy, continuous education

Начиная с середины 30-х годов XIX в. в странах Европы и Америки шел процесс стихийного накопления опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народных масс), инициированного бурным развитием промышленного производства и социальными преобразованиями.

Понятие «андрагогика» как наука об образовании взрослых, впервые появившись в начале 30-х годов XIX в. в Г ермании, сразу же вызвало дискуссию в среде ученых. Против самой идеи изучения и развития образования взрослых в качестве специфического предмета возражал такой известный философ и педагог, как И.Гербарт. Однако уже во второй половине XIX в. в России и за рубежом появляются публикации, в которых общественные деятели и педагоги, непосредственно участвующие в организации различных форм просвещения для народа (воскресные и вечерние школы, народные школы, музеи, библиотеки и др.), высказывают свои идеи о задачах и специфике обучения взрослых на основе имеющегося опыта.

Конец XIX в. был ознаменован выделением понятия «образование взрослых» в качестве самостоятельного явления, накоплением и осмыслением опыта образования народных масс. В этот период формируются традиции в образовании взрослых на основе национальных систем образования в различных странах, начинают активно функционировать соответствующие общественные институты, появляются яркие личности, вносящие вклад в образование взрослого населения. Среди них особое место занимают датчанин Н.Грунтвиг, создатель народных школ в Скандинавии, английский исследователь Ф.Джес-сап, обосновавший важность включенности взрослых в образовательную деятельность, немецкий историк педагогики А.Капп, предложивший в 1833 г. само понятие «андрагогика».

Опыт развития образования взрослых в Германии представляет особый интерес, поскольку именно в Г ермании изначально основной идеей образования взрослых становится либеральная идея о предоставлении возможности как можно большему количеству обычных людей приобщиться к культуре и знаниям, доступным до этого времени, как правило, только высшим слоям общества. Так, на-

пример, во второй половине ХК в. возникает образование взрослых для сельских жителей. Создаются союзы выпускников зимних сельскохозяйственных школ, занимающиеся широким просвещением жителей, углублением знаний и повышением квалификации.

В 1843 г. создается Берлинское общество ремесленников, которое занимается и образованием, направленным на углубление как общих, так и профессиональных знаний своих членов. При этом апробируются разнообразные формы обучения: лекции, читательские вечера, гимнастики, популяризации книг и прессы и др. В 1871 г. общество дифференцируется, от него отделилась и стала самостоятельной новая организация — Общество популяризации народного образования (Gesellschaft for Verbreitung von Volksbildung), которое стало одним из самых масштабных «проектов» в области образования взрослых для того времени. Уже в первый год деятельности в состав Общества входило 158 организаций и 1229 индивидуальных членов. Спустя пять лет число членских организаций достигло 718, а к 1913 г. приблизилось к 8 тысячам. Ориентированное на образование широких слоев взрослого населения, общество избрало основной формой своей деятельности массовые лекции. Несмотря на большие финансовые и организационные трудности, отсутствие ожидаемой поддержки со стороны элиты общества, масштаб деятельности данной организации впечатляет и сегодня. Например, в последние годы ХК в. при поддержке Общества популяризации народного образования в Германии проводилось от 15 до 20 тыс. лекций ежегодно [1].

После революции 1848-1849 гг. в Германии, как и по всей Европе, ширилось и укреплялось социал-демократическое рабочее движение. В партиях, профсоюзах и созданных при них объединениях берет начало и развивается образование рабочих (Arbeiter-bildung), ориентированное на приобретение профессиональных и политических знаний. Характерной чертой образования взрослых внутри социал-демократического движения была его политизированность. Образование рабочих рассматривалось как средство достижения политических целей путем просвещения рабочих. Необходимо, од-

нако, отметить, что внутри данного направления имели место различные мировоззренческие стандарты: буржуазно-либеральный, христианский и пролетарско-социалистический.

Еще одна линия развития образования взрослых в Европе связана с деятельностью католической и протестантской церквей. В результате урбанизации и разрушения традиционных общинных укладов перед ними встали новые задачи. В дискуссии с либеральными установками буржуазного образования взрослых католическая церковь и более демократично организованные протестантские конфессии создают свои собственные учреждения образования, ориентированные в том числе и на взрослое население.

Конфессиональное образование (kirchliche Erwachsenenbildung) было ориентировано прежде всего на сохранение этических норм и ценностноориентированных социальных структур. Однако в целом оно охватывало более широкий спектр проблем социализации человека, включало задачи профессиональной подготовки, помощи взрослому населению в приобретении и повышении экономической квалификации как предпосылки социальной и ментальной стабильности. Конфессиональное образование в Европе сыграло большую роль в преодолении проблемы неграмотности определенной части населения, эффективно объединив традиции религиозной социализации с более современными формами образования. Оно развивалось в специфических, эффективных и очень разнообразных формах — от воскресных школ до индивидуальных программ личностного развития. В число обучающихся входили преимущественно сельские жители, мелкие буржуа и отчасти рабочие.

Таким образом, к концу ХК в. система образования взрослых в Германии, как и в других странах Европы, представляла собой отражение разных подходов и социально-политических интересов и реализовывалась в самых разных организационных формах. Такими формами были союзы ремесленников, вечерние и воскресные школы, физкультурные и рабочие кружки, народные высшие школы домашнего типа, конфессиональные товарищества, академии, музейные товарищества, общедоступные университетские курсы, профсоюзные организации, общества образования рабочих и др. Деятельность этих многочисленных организаций еще не имела профессионального характера и поддерживалась преимущественно волонтерами, а не штатными андрагогами.

Одной из ключевых проблем развития образования взрослых в Европе был личностный аспект проблемы, поиск ответа на вопрос о том, чем обучение взрослого человека отличается от обучения ребенка и в чем цель образования взрослого. Цель определяло само время — это была прежде всего острая необходимость социальной адаптации взрослого человека к быстро изменяющемуся миру.

Возникновение андрагогики как отдельной отрасли педагогики связано с рядом идей, имеющих методологическое значение. Во-первых, такой идеей

как результатом развития философии и психологии стала идея о ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и в образовании. Во-вторых, такой идеей стала идея о расширении границ социализации и активной жизнедеятельности человека. Исследования в области физиологии и психологии убедительно доказали, что люди способны успешно обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни. Продление человеческой жизни сегодня рассматривается именно через призму продления его активной жизнедеятельности в различных сферах, основной из которых выступает сфера познания.

Начиная с 50-х годов ХХ в., ряд исследователей сферы образования взрослых обратились к проблемам непрерывного образования. П.Ленгран, Ф.Джессап и др. указывали на необходимость создания концепции, которая теоретически обосновывала бы процесс формирования целостной системы непрерывного образования в обществе.

На первых этапах своего становления непрерывное образование взрослых осуществляло прежде всего профессионально-компенсаторную функцию. Между тем динамично изменяющийся мир ставил перед человечеством и каждым человеком ряд новых, в том числе глобальных, проблем, решение которых уже не вмещалось в границы лишь профессионального мышления. Поэтому профессиональное образование при всей своей ценности не отвечало запросам общественной жизни, ориентированной на реализацию провозглашенных в Европе гуманистических принципов.

Ценностная направленность образования взрослых в различных европейских образовательных системах стала последовательно усиливаться за счет преодоления обособленности знаний, обеспечения их системной целостности, нацеленности на проблемы социализации личности человека. Р.Арнольд подчеркивает, что ориентация на личностное развитие обучающихся путем формирования самостоятельности и критичности мышления способствовала развитию у них творческого восприятия и анализа окружающего мира [2]. Таким образом, непрерывное образование в рамках образования взрослых приобретало гуманистическую направленность, превращаясь в мощный импульс социального развития и развития личности.

Идея непрерывного образования в разных странах реализовывалась по-своему, с учетом национальных условий и разработанного законодательства, в частности в сфере образования взрослых.

Окончательное формирование основ андра-гогики было осуществлено в 1970-е годы в работах американских ученых М.Ш.Ноулза и Р.М.Смита, англичанина П.Джарвиса и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» [1].

Примером того, как обширный практический опыт в сочетании с обновляемой педагогической тео-

рией может дать положительный результат решения проблем социализации взрослых людей, служит система образования взрослых во Франции. Она включает в себя различные направления: школы для взрослых, профессиональную систему обучения и повышения квалификации, культурно-просветительскую деятельность.

В связи с растущими потребностями населения в сфере образования взрослых и развитием теории андрагогики во Франции был принят один из первых в мире законов о непрерывном образовании (Закон об организации профессионального непрерывного образования в системе непрерывного образования страны от 16 июля 1971 г.). В нем говорится о том, что профессиональное непрерывное образование является национальным долгом. В соответствии с этим законом во Франции была создана целая система институтов профессионального непрерывного образования, которая в настоящее время активно развивается.

В 1977 г. открыт Центр Помпиду, являющийся прогрессивной культурно-просветительской организацией в сфере непрерывного образования. Центр предлагает населению разные формы реализации культурной и творческой активности, предоставляет возможность получения информации в области культуры, соединяет разрозненные прежде сферы социокультурной деятельности, такие, как чтение, музыка, народные промыслы и др.

С.Г.Вершловский, И.А.Колесникова, К.С.Кноулс и др., исследуя эволюцию образования взрослых в Европе и мире, отмечают, что первоначально образование взрослых выступало как средство ликвидации недостатков, «пробелов» в подготовке взрослых людей, вызванных отсевом из массовой школы, неравными образовательными возможностями различных социальных групп и классов, неравномерным распределением культурных ценностей в обществе и т. д. Поэтому образование взрослых имело преимущественно профессиональную направленность и ограничивалось рамками формальных образовательных институтов.

Начиная с середины 60-х годов ХХ в. компенсаторная направленность образования взрослых качественно преобразовывается за счет раскрытия и реализации его социализирующих возможностей. Подобное расширение социальных функций вызвано рядом причин. Четко обозначился растущий разрыв между квалификацией людей и потребностями рынка, приводящий к быстрому старению знаний. Подготовка и переподготовка, обновление знаний и умений становится ключевым вопросом конкурентоспособности индивида, организации, нации. Не случайно исследователи заговорили о том, что в современном обществе на первый план выступает деление людей на образованных и необразованных. Так, профессор экономики Массачусетского технологического института Л.К.Туров, автор книги «Будущее капитализма», отмечает, что «настоящий мастер своего дела теперь может без

проблем зарабатывать большие деньги когда угодно и где угодно на планете... Если нам не удастся совершить образовательный рывок, мы станем очевидцами чудовищной безработицы. Необразованных, необученных, неквалифицированных, а значит, и не способных к творческой работе людей оттеснят более дешевые и точные машины» [3].

Социальные трансформации, происходящие в Европе и мире начиная с 70-х годов ХХ в., расширяют сферу образования взрослых. Оно уже не вмещается в границы только профессиональной сферы, не исчерпывается пределами адаптивно-компенсаторной функции и в настоящее время приобретает все большее социализирующее значение в различных сферах жизнедеятельности.

В материалах Совета Европы по культурному сотрудничеству содержится ключевая идея, заключающаяся в том, что образование взрослых должно не просто способствовать адаптации личности к изменяющимся обстоятельствам, но должно занять упреждающую позицию, чтобы помочь каждому индивидууму преодолеть эти разрывы и трудности. Образование взрослых должно оказывать воздействие на все аспекты деятельности личности и ее существование в целом, а также давать возможность справляться с вытекающими отсюда многочисленными неопределенными ситуациями.

Социально-экономические процессы начала XXI в. усиливают значение образования взрослых в развитии общества. Это активизирует поиск новых подходов к обучению взрослых людей, включая проблему подготовки специалистов для сферы образования взрослых.

Современный этап развития образования взрослых характеризуется инновационным подходом, ростом роли практико-ориентированной направленности исследований, разработкой прогнозов и анализом детерминантных изменений в социально-экономических и социально-культурных сферах.

1. Knowles M.S., Holton III E.E., Swanson R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th ed. L., N. Y., etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. 378 p.

2. Arnold R., Erwachsenenbildung. Eine Einfhrung in Grundlagen, Probleme und Perspektiven. vollst. berarb. und erw. Baltmannsweiler: Auflage, 2006. 178 s.

3. Цит. по: Вершловский С.Г. Андрагогика: этапы становления // Новые знания. 1998. №2. С.35.

Bibliography (Transliterated)

1. Knowles M.S., Holton III E.E., Swanson R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th ed. L., N. Y., etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. 378 p.

2. Arnold R., Erwachsenenbildung. Eine Einfhrung in Grundlagen, Probleme und Perspektiven. vollst. berarb. und erw. Baltmannsweiler: Auflage, 2006. 178 s.

3. Cit. po: Vershlovskijj S.G. Andragogika: ehtapy stanovlenija // Novye znanija. 1998. №2. S.35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.