ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Некоторые аспекты современного состояния общественной мысли Калмыкии Амаева Д. В.
Амаева Даглара Владимировна /Amaeva Daglara Vladimirovna - доцент, кафедра истории России, гуманитарный факультет,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста
Аннотация: в статье рассматривается развитие общественной мысли Калмыкии в конце XX - начале XXI вв., в частности, отражение в ней таких вопросов, как возрождение буддизма и современная религиозная ситуация.
Ключевые слова: общественная мысль, религиозная ситуация, буддизм,
возрождение.
На протяжении последних 20-25 лет в нашей стране происходят процессы, охватившие все сферы жизнедеятельности, в том числе и духовную. Эти кардинальные изменения находят отражение в отечественной общественной мысли. В частности, религиозная ситуация и роль традиционных конфессий в обществе стала объектом внимания, в первую очередь, со стороны исследователей (религиоведов, социологов, философов, журналистов, религиозных деятелей).
Под религиозной ситуацией мы понимаем такое положение дел в обществе, регионе, на исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (характером) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество или исследуемый объект [3]. Религиозная ситуация современной России претерпела в последние годы серьезные изменения. Россия стала страной религиозного плюрализма. В характеристике поликонфессионализма надо отметить его присутствие во всех субъектах федерации, на региональном уровне. К примеру, к настоящему времени одной из особенностей духовной жизни Калмыкии является процесс возрождения буддизма как традиционной религии калмыцкого народа. В современной Калмыкии интерес к буддизму связан, прежде всего, как пишет Марзаева М.Б., с возрождением этнической культуры калмыцкого народа [5, с. 126].
Возрождение буддизма в республике связано с началом демократизации общественной жизни в конце 80-х гг. XX в. В 1988 г. в Элисте была зарегистрирована первая община буддистов и тогда же открылся первый молельный дом, настоятелем которого стал приехавший из Бурятии лама Туван Дордж. Первый визит Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшийся летом 1991 г., придал мощный импульс развитию буддизма в республике.
М.С. Уланов отмечает, что возрождению буддизма в Калмыкии во многом способствовала и политика руководства республики [6, с.228].
В связи с появлением значительного количества общин буддистов и храмов остро встал вопрос о подготовке квалифицированных лам. С 1993 г. юноши направляются на учебу в Индию в монастырь Дрепунг Гоманг.
В это время было создано Объединение буддистов Калмыкии и молодежный буддийский центр (Дхарма-центр). По состоянию на 1 января 2010 года в Объединение буддистов Калмыкии входило 27 буддийских организаций, зарегистрированных в Управлении Министерства юстиции РФ по РК. Объединение проводит работу по нескольким направлениям, основная часть которой осуществляется Центральным калмыцким хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни»: разработка и реализация программ религиозного обучения в
16
соответствии с философией буддизма; организация паломничества в Индию и больших коллективных поездок на Учения Его Святейшества Далай-ламы; освещение в различных средствах массовой информации мероприятий, проводимых хурулами республики; строительство культовых сооружений; межрелигиозный диалог; проведение религиозных служб и ритуалов; сохранение национальных традиций и калмыцкого языка; творческие и культурно-массовые проекты; подготовка профессиональных кадров буддийских священнослужителей; развитие духовных и культурных связей с братскими народами [1].
Таким образом, современные религиозные деятели буддизма помимо основной своей культовой практики активно занимаются религиозным просвещением, благотворительностью, оказывают социальную помощь населению. Они регулярно посещают республиканский центр реабилитации детей-инвалидов, Элистинский дом ребенка, дом престарелых. Представители буддийской церкви активно участвуют в гражданском и патриотическом воспитании молодежи [5, с. 126].
Так, Шаджин-лама Калмыкии Тело Тулку Ринпоче в интервью газете Калмыцкой республиканской организации Профсоюза работников образования и науки РФ «Партнерство через понимание» рассказал о том, как строится взаимодействие Центрального хурула с другими структурами: «Сегодня мы взаимодействуем не только со средней и высшей школой, но и с Министерством внутренних дел. Иногда сотрудники органов внутренних дел приводят подростков, состоящих на учете, и просят, чтобы детям дали наставления. И ламы беседуют с ними, проводят для них экскурсии. Заметьте, эту форму работы придумали не мы - к нам обратились о сотрудничестве. Этот пример наглядно свидетельствует о том, что люди понимают роль религии в обществе, особенно в борьбе с социальными проблемами». Он подчеркивает, что к «важнейшим задачам относится также сохранение национальной культуры, менталитета и одновременно - воспитание в детях хорошей привычки быть открытыми для всех» [2].
Несомненно, мы согласимся с Марзаевой М.Б., что в начале второго десятилетия ХХ в. видно изменение отношения к своему языку, положительные примеры роста самосознания народа. Она отмечает новый уровень развития этнокультурных процессов калмыцкого народа, активное включение в этот процесс конфессионального фактора [4, с. 20].
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно -исследовательского проекта №14-11-08003 «Исторический опыт и современные тенденции в общественной мысли Калмыкии XX в.».
Литература
1. Деятельность Централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Калмыкии»: итоги 2009-го года [Электронный ресурс]: Режим доступа http://khurul.ru/?page_id=45 (дата обращения: 15.10.2015).
2. Интервью Шаджин-ламы Калмыкии Тело Тулку Ринпоче газете Калмыцкой республиканской организации Профсоюза работников образования и науки РФ «Партнерство через понимание» [Электронный ресурс]: 2013. № 3. Режим доступа: http://khurul.ru/?p=16569 (дата обращения: 15.10.2015).
3. Лопаткин Р.А. Социологический анализ религиозной ситуации в российском обществе // Материалы Второго Всероссийского Социологического Конгресса. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003 г.
4. Марзаева М.Б. Этнокультурные процессы у калмыков в постсоветский период // Вестник Калмыцкого университета. Элиста: 2012. Выпуск 4 (16). С. 16-21.
5. Марзаева М.Б. О роли буддийской конфессии в развитии современной калмыцкой культуры // Научная мысль Кавказа (Ростов-на-Дону), 2011. - №1, ч.2 (65). С. 126-130.
17
6. Уланов М.С. О возрождении буддизма в Калмыкии // Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы возрождения. Материалы международной научной конференции. Элиста: Изд-во КГУ, 2003. С. 228-230.
Повседневная жизнь советского города в 1920-1930-е годы (на примере г. Элиста)
Амаева Д. В.
Амаева Даглара Владимировна / Amaeva Daglara Vladimirovna - доцент, кафедра истории России, гуманитарный факультет,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста
Аннотация: в статье рассматривается повседневная жизнь административного центра Калмыкии в 1920-е-1930-е годы, а в частности, процесс строительства и развития г. Элиста.
Ключевые слова: повседневная жизнь, советский город, модернизационный процесс.
В российской истории 1920-1930-е гг. представляют собой важнейший переходный период, изменивший без преувеличения все стороны жизни общества и государства. Это время сосуществования старого и нового, экономических экспериментов и социальных трансформаций, когда закладывались базисные основы советской модели развития. Модернизационные процессы в сфере экономики, идеологии, образования и культуры, в конечном счёте, проявлялись на повседневном уровне в жизни конкретных людей, в деятельности социальных групп, трудовых коллективов.
Под повседневностью мы понимаем сферу человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах [1, с. 9].
За годы социалистической индустриализации многие города превратились в областные центры с относительно развитой для того времени инфраструктурой. Значительно вырос образовательный и культурный уровень населения. Не стала исключением и столица Калмыкии - город Элиста, которая является первым поселением городского типа.
Строительство административного центра послужило мощным толчком развития Калмыкии. Первоначально Калмыцкий облисполком находился в Астрахани, удаленной от основной части населения улусов и находившейся вне территории автономии. Необходимо было создать географически удобный административный центр, который стал бы ядром развития экономики и калмыцкой национальной культуры. В числе кандидатов на центр автономии рассматривались Калмыцкий Базар, Лагань, Яшкуль, Элиста, Башанта. Выбор пал на село Элиста, которое являлось географическим центром Калмыкии и было равноудалено от всех пограничных улусов, здесь была сконцентрирована большая часть населения автономии, имелись земли, пригодные для земледелия, находилось сырье для развития местной промышленности и производства строительных материалов. К тому же, Элиста находилась на пересечении путей гужевого транспорта (на Астрахань, Ставрополь и Царицын) и путей прогона скота.
6 мая 1927 г. Совнарком РСФСР принимает постановление о переносе административного центра Калмыцкой автономной области из Астрахани в Элисту и устанавливает 4-х летний план строительства первоочередных административных,
18