Научная статья на тему 'Некоторые аспекты современного состояния общественной мысли Калмыкии'

Некоторые аспекты современного состояния общественной мысли Калмыкии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественная мысль / религиозная ситуация / буддизм / возрождение

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Амаева Даглара Владимировна

В статье рассматривается развитие общественной мысли Калмыкии в конце XX начале XXI вв., в частности, отражение в ней таких вопросов, как возрождение буддизма и современная религиозная ситуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты современного состояния общественной мысли Калмыкии»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Некоторые аспекты современного состояния общественной мысли Калмыкии Амаева Д. В.

Амаева Даглара Владимировна /Amaeva Daglara Vladimirovna - доцент, кафедра истории России, гуманитарный факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста

Аннотация: в статье рассматривается развитие общественной мысли Калмыкии в конце XX - начале XXI вв., в частности, отражение в ней таких вопросов, как возрождение буддизма и современная религиозная ситуация.

Ключевые слова: общественная мысль, религиозная ситуация, буддизм,

возрождение.

На протяжении последних 20-25 лет в нашей стране происходят процессы, охватившие все сферы жизнедеятельности, в том числе и духовную. Эти кардинальные изменения находят отражение в отечественной общественной мысли. В частности, религиозная ситуация и роль традиционных конфессий в обществе стала объектом внимания, в первую очередь, со стороны исследователей (религиоведов, социологов, философов, журналистов, религиозных деятелей).

Под религиозной ситуацией мы понимаем такое положение дел в обществе, регионе, на исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (характером) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество или исследуемый объект [3]. Религиозная ситуация современной России претерпела в последние годы серьезные изменения. Россия стала страной религиозного плюрализма. В характеристике поликонфессионализма надо отметить его присутствие во всех субъектах федерации, на региональном уровне. К примеру, к настоящему времени одной из особенностей духовной жизни Калмыкии является процесс возрождения буддизма как традиционной религии калмыцкого народа. В современной Калмыкии интерес к буддизму связан, прежде всего, как пишет Марзаева М.Б., с возрождением этнической культуры калмыцкого народа [5, с. 126].

Возрождение буддизма в республике связано с началом демократизации общественной жизни в конце 80-х гг. XX в. В 1988 г. в Элисте была зарегистрирована первая община буддистов и тогда же открылся первый молельный дом, настоятелем которого стал приехавший из Бурятии лама Туван Дордж. Первый визит Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшийся летом 1991 г., придал мощный импульс развитию буддизма в республике.

М.С. Уланов отмечает, что возрождению буддизма в Калмыкии во многом способствовала и политика руководства республики [6, с.228].

В связи с появлением значительного количества общин буддистов и храмов остро встал вопрос о подготовке квалифицированных лам. С 1993 г. юноши направляются на учебу в Индию в монастырь Дрепунг Гоманг.

В это время было создано Объединение буддистов Калмыкии и молодежный буддийский центр (Дхарма-центр). По состоянию на 1 января 2010 года в Объединение буддистов Калмыкии входило 27 буддийских организаций, зарегистрированных в Управлении Министерства юстиции РФ по РК. Объединение проводит работу по нескольким направлениям, основная часть которой осуществляется Центральным калмыцким хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни»: разработка и реализация программ религиозного обучения в

16

соответствии с философией буддизма; организация паломничества в Индию и больших коллективных поездок на Учения Его Святейшества Далай-ламы; освещение в различных средствах массовой информации мероприятий, проводимых хурулами республики; строительство культовых сооружений; межрелигиозный диалог; проведение религиозных служб и ритуалов; сохранение национальных традиций и калмыцкого языка; творческие и культурно-массовые проекты; подготовка профессиональных кадров буддийских священнослужителей; развитие духовных и культурных связей с братскими народами [1].

Таким образом, современные религиозные деятели буддизма помимо основной своей культовой практики активно занимаются религиозным просвещением, благотворительностью, оказывают социальную помощь населению. Они регулярно посещают республиканский центр реабилитации детей-инвалидов, Элистинский дом ребенка, дом престарелых. Представители буддийской церкви активно участвуют в гражданском и патриотическом воспитании молодежи [5, с. 126].

Так, Шаджин-лама Калмыкии Тело Тулку Ринпоче в интервью газете Калмыцкой республиканской организации Профсоюза работников образования и науки РФ «Партнерство через понимание» рассказал о том, как строится взаимодействие Центрального хурула с другими структурами: «Сегодня мы взаимодействуем не только со средней и высшей школой, но и с Министерством внутренних дел. Иногда сотрудники органов внутренних дел приводят подростков, состоящих на учете, и просят, чтобы детям дали наставления. И ламы беседуют с ними, проводят для них экскурсии. Заметьте, эту форму работы придумали не мы - к нам обратились о сотрудничестве. Этот пример наглядно свидетельствует о том, что люди понимают роль религии в обществе, особенно в борьбе с социальными проблемами». Он подчеркивает, что к «важнейшим задачам относится также сохранение национальной культуры, менталитета и одновременно - воспитание в детях хорошей привычки быть открытыми для всех» [2].

Несомненно, мы согласимся с Марзаевой М.Б., что в начале второго десятилетия ХХ в. видно изменение отношения к своему языку, положительные примеры роста самосознания народа. Она отмечает новый уровень развития этнокультурных процессов калмыцкого народа, активное включение в этот процесс конфессионального фактора [4, с. 20].

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно -исследовательского проекта №14-11-08003 «Исторический опыт и современные тенденции в общественной мысли Калмыкии XX в.».

Литература

1. Деятельность Централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Калмыкии»: итоги 2009-го года [Электронный ресурс]: Режим доступа http://khurul.ru/?page_id=45 (дата обращения: 15.10.2015).

2. Интервью Шаджин-ламы Калмыкии Тело Тулку Ринпоче газете Калмыцкой республиканской организации Профсоюза работников образования и науки РФ «Партнерство через понимание» [Электронный ресурс]: 2013. № 3. Режим доступа: http://khurul.ru/?p=16569 (дата обращения: 15.10.2015).

3. Лопаткин Р.А. Социологический анализ религиозной ситуации в российском обществе // Материалы Второго Всероссийского Социологического Конгресса. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003 г.

4. Марзаева М.Б. Этнокультурные процессы у калмыков в постсоветский период // Вестник Калмыцкого университета. Элиста: 2012. Выпуск 4 (16). С. 16-21.

5. Марзаева М.Б. О роли буддийской конфессии в развитии современной калмыцкой культуры // Научная мысль Кавказа (Ростов-на-Дону), 2011. - №1, ч.2 (65). С. 126-130.

17

6. Уланов М.С. О возрождении буддизма в Калмыкии // Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы возрождения. Материалы международной научной конференции. Элиста: Изд-во КГУ, 2003. С. 228-230.

Повседневная жизнь советского города в 1920-1930-е годы (на примере г. Элиста)

Амаева Д. В.

Амаева Даглара Владимировна / Amaeva Daglara Vladimirovna - доцент, кафедра истории России, гуманитарный факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста

Аннотация: в статье рассматривается повседневная жизнь административного центра Калмыкии в 1920-е-1930-е годы, а в частности, процесс строительства и развития г. Элиста.

Ключевые слова: повседневная жизнь, советский город, модернизационный процесс.

В российской истории 1920-1930-е гг. представляют собой важнейший переходный период, изменивший без преувеличения все стороны жизни общества и государства. Это время сосуществования старого и нового, экономических экспериментов и социальных трансформаций, когда закладывались базисные основы советской модели развития. Модернизационные процессы в сфере экономики, идеологии, образования и культуры, в конечном счёте, проявлялись на повседневном уровне в жизни конкретных людей, в деятельности социальных групп, трудовых коллективов.

Под повседневностью мы понимаем сферу человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах [1, с. 9].

За годы социалистической индустриализации многие города превратились в областные центры с относительно развитой для того времени инфраструктурой. Значительно вырос образовательный и культурный уровень населения. Не стала исключением и столица Калмыкии - город Элиста, которая является первым поселением городского типа.

Строительство административного центра послужило мощным толчком развития Калмыкии. Первоначально Калмыцкий облисполком находился в Астрахани, удаленной от основной части населения улусов и находившейся вне территории автономии. Необходимо было создать географически удобный административный центр, который стал бы ядром развития экономики и калмыцкой национальной культуры. В числе кандидатов на центр автономии рассматривались Калмыцкий Базар, Лагань, Яшкуль, Элиста, Башанта. Выбор пал на село Элиста, которое являлось географическим центром Калмыкии и было равноудалено от всех пограничных улусов, здесь была сконцентрирована большая часть населения автономии, имелись земли, пригодные для земледелия, находилось сырье для развития местной промышленности и производства строительных материалов. К тому же, Элиста находилась на пересечении путей гужевого транспорта (на Астрахань, Ставрополь и Царицын) и путей прогона скота.

6 мая 1927 г. Совнарком РСФСР принимает постановление о переносе административного центра Калмыцкой автономной области из Астрахани в Элисту и устанавливает 4-х летний план строительства первоочередных административных,

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.