Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования деятельности полиции по охране общественного порядка в сфере защиты прав потребителей'

Некоторые аспекты совершенствования деятельности полиции по охране общественного порядка в сфере защиты прав потребителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ / ЗАЩИТА ГРАЖДАН-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАБИЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мациенок Борис Евгеньевич

Изложен краткий комплексный анализ ситуации, сложившийся в сфере предпринимательства в части его (предпринимательства) криминализации. Обозначены проблемные вопросы и задачи по совершенствованию деятельности полиции по охране общественного порядка в сфере защиты прав потребителей. Отмечены характер отношений между государством и бизнесом и факторы, обеспечивающие развитие российской правовой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мациенок Борис Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования деятельности полиции по охране общественного порядка в сфере защиты прав потребителей»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Б. Е. Мациенок

Аннотация: изложен краткий комплексный анализ ситуации, сложившийся в сфере предпринимательства в части его (предпринимательства) криминализации. Обозначены проблемные вопросы и задачи по совершенствованию деятельности полиции по охране общественного порядка в сфере защиты прав потребителей. Отмечены характер отношений между государством и бизнесом и факторы, обеспечивающие развитие российской правовой экономики.

Ключевые слова: обеспечение безопасности предпринимательской деятельности; потребительский рынок; защита прав потребителей; взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов; защита граждан-потребителей; защита предпринимательской деятельности; стабильная правовая база.

The summary: brief complex analysis of the situation in the sphere of enterprise, in the part of its criminalization is stated. Problem questions and tasks on improvement of public safety police activity on protection of consumers. The Character of relationships between the state and business and also the facts, providing the development of Russian legal economics are mentioned.

Keywords: maintenance of enterprise activity safety; the consumer market; protection of consumers rights; interaction of law machinery and supervising units; protection of consumers; protection of enterprise activity; stable legal base.

Комплексный анализ ситуации, сложившейся в сфере предпринимательства, позволяет обозначить следующие негативные тенденции:

1. Слабая защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (особенно в сфере малого предпринимательства).

2. Значительные неоправданные административные барьеры.

3. Несовершенная налоговая политика.

4. Несовершенство законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.

5. Вовлечение в сферу предпринимательства лиц, имеющих опыт противоправного поведения.

Вследствие этого имеют место значительная степень криминализации предпринимательства, использование антирыночных механизмов и противоправных способов хозяйствования в погоне за сверхприбылью. В результате в России отсутствует средний класс как социальная опора в реформировании государства и общественных институтов, а также наблюдается не высокая динамика роста экономических показателей страны [1, с. 2].

Обеспечение правоохранительными органами безопасности предпринимательской деятельности основывается на научных исследованиях, посредством которых с использованием социологических методов изучаются

состояние и тенденции преступности, причины и условия, влияющие на ее территориальные особенности. Так, развитие малого и среднего предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит неравномерно. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах РФ, около четверти — в Москве.

В настоящий момент контрольно-ревизионные функции в отношении субъектов предпринимательства осуществляют более десятка органов. Проверки часто носят бессистемный характер. Различные контролирующие органы требуют представления одних и тех же документов, не налаживая при этом обмен информацией между собой. Не располагая достоверной и полной информацией о правах и полномочиях должностных лиц, осуществляющих контрольные функции, которые определены ведомственными документами (приказами, инструкциями), предприниматели оказываются не в состоянии отстаивать свои права. Перечисленные факторы обусловливают многочисленные факты взяточничества, лишь мизерная часть которых попадает в поле зрения правоохранительных органов (латентность взяточничества, по некоторым оценкам, составляет 98 %).

Нередко условия, созданные для развития предпринимательства, привлекают внимание различного рода преступных элементов, удовлетворяющих свои корыстные интересы в ущерб потребителям, партнерам, кредиторам, конкурентам, государству. Этому способствуют противоречия и пробелы в действующем законодательстве, открывающие

значительные возможности для незаконного использования и присвоения, например, государственной собственности путем «перекачивания» средств государственных предприятий в пользу частных, а также для недобросовестного предпринимательства, нечестной конкурентной борьбы и других злоупотреблений [1, с. 35-36].

К основным факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, относятся:

- постоянное ухудшение внешней среды предпринимательской деятельности;

- разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т. д.);

- налоговый пресс и громоздкая система отчетности;

- отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения; частичное недоверие предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса;

- неготовность значительной части населения воспринимать предпринимательскую деятельность как способ решения социальных и экономических проблем.

Достичь эффективного и безопасного функционирования сферы предпринимательства можно путем реализации государственной политики, решающей давно сформулированные и одобренные предпринимательским сообществом задачи, а именно обеспечивающей:

1) благоприятные и стабильные условия функционирования экономической деятельности в целом;

2) поддержку тем, кто желает начать предпринимательскую деятельность и развить собственное дело;

3) защиту прав и безопасность личности и собственности [2, с. 39].

Многообразие противоречий в различных сферах предпринимательской деятельности обусловливает и широкий круг угроз. Наиболее значимыми являются:

1. Недобросовестная конкуренция.

2. Действия недобросовестных партнеров.

3. Ущемление прав и законных интересов предпринимателей государственными органами и должностными лицами.

4. Ограничение деловой практики на мировых рынках.

5. Криминальное насилие, прежде всего со стороны организованных преступных групп.

6. Низкий профессионализм и недобросовестность части предпринимателей, включая предательство интересов со стороны собственного персонала [2, с. 41].

В настоящее время ключевыми проблемами российской экономической системы выступают:

1)борьба с бедностью;

2) низкая оплата труда (первая мера в данном случае — снижение базовой ставки социального налога);

3) конкурентоспособность России (следует избавиться от старого оборудования и устаревших технических решений; экономика до сих пор основывается лишь на природных богатствах, а не на инновациях);

4) выработка механизма сотрудничества бизнеса и государства (надо работать над совместными проектами, в том

числе по социальным программам);

5) активная экономическая позиция России в мире.

Сегодня и государственно-властные органы, и предпринимательские круги придерживаются мнения о необходимости сотрудничества в экономической и социальной сферах. Без конструктивного сотрудничества решить названные задачи в условиях рыночной экономики невозможно. Однако правовое и организационное обеспечение такого взаимодействия оставляет желать лучшего.

Мировой опыт свидетельствует, что малый бизнес должен базироваться на негосударственных формах собственности. Возможность иметь и вести собственное дело — ключевая предпосылка экономической жизни в странах с развитой рыночной экономикой.

Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. В таком случае партнерство оказывается весьма своеобразным. Там, где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его партнеры вынуждены следовать воле государства. Там, где последнее выступает в качестве субъекта экономической деятельности — идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и бизнес зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общих социальных задач. Понимание этих истин создает основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения.

Решать указанные проблемы российского предпринимательства, как показывает мировой опыт, возможно и нужно посредством деятельности институтов гражданского общества. Юридические, экономические и политические

основы формирования такого общества в нашей стране закреплены Конституцией РФ, которая провозглашает, что Россия является демократическим правовым государством (ст. 1). В стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности [1, с. 23-25].

Ситуация на потребительском рынке России за последние годы сложилась крайне сложная, с высоким уровнем кри-миногенности, повсеместного нарушения требований к качеству и безопасности продаваемых товаров и других правонарушений [2, с. 20].

Значительную тревогу вызывает как несовершенство действующего гражданского законодательства, направленного на защиту прав потребителей, так и в еще большей степени практика его применения. В Российской Федерации как самостоятельное направление гражданского права потребительское право возникло в начале 90-х годов ХХ в. Осуществление сильной потребительской политики в России задумывалось как необходимое условие успеха реформ, залог прочного положения потребителей на рынке товаров, работ, услуг. Реформирование экономики, насыщение потребительского рынка постепенно создали бы материальную базу для практической реализации государственной политики в области защиты прав потребителей.

До принятия специального гражданского законодательства о защите прав потребителей (и главное до его реального воплощения в жизнь) потребители в нашей стране фактически были бес-

правными. Производители товаров, исполнители работ и услуг, продавцы, импортеры и уполномоченные ими лица диктовали потребителям свои условия. Судебная защита в значительной степени отсутствовала, а регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей осуществлялась в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными служить базой для специального законодательства. В связи с этим в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания населения. Некоторые виды фактически существовавших на потребительском рынке договоров вообще не укладывались в рамки действовавшей классификации гражданско-правовых соглашений. Кроме того, в гражданском законодательстве России отсутствовала система специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей.

Еще одной особенностью гражданско-правового регулирования изучаемой сферы правоотношений являлась множественность подзаконных актов, регламентировавших отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречащие действующему гражданскому законодательству [2, с. 21-22].

За прошедшие полтора десятилетия в нашей стране была произведена колоссальная работа, направленная на защиту прав потребителей. Карди-

нально изменилась ситуация на потребительском рынке России (причем в лучшую сторону) как в экономической, так и в социально-правовой сфере. По предложению Президента России Д.А. Медведева на заседании Президиума Госсовета РФ, состоявшемся 27 марта 2008 г. в г. Тобольске, надзорным и контролирующим органам было запрещено посещать с проверками малые предприятия даже в случае жалоб на их деятельность.

Прежде всего была поставлена задача существенно сократить число проверяющих. Теперь составлять протоколы об административных правонарушениях могут только сотрудники подразделений полиции, специализирующихся на борьбе с преступлениями в сфере экономики. Было также предложено наладить более тесное взаимодействие правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Это значит, что полиция будет подключаться в самых серьезных случаях, причем, как правило, по сигналу контролеров из других ведомств. Необходимо было устранить дублирование функций проверяющих ведомств (возможно и достаточно одной проверки, которая затем сообщит свои выводы коллегам, и если все в порядке, другие проверки не понадобятся, то есть они станут более редкими). Технология полицейских проверок также была подвергнута ревизии. Все административные процедуры должны стать строго регламентированными и упрощенными, что сделает проверки малого и среднего бизнеса более цивилизованными [2, с. 25-26]. При этом значительное сокращение контрольных полномочий органов внутренних дел нарушит многие устойчивые коррупционные схемы.

Налицо необходимость для государства принять неотложные меры для более качественной социальной защиты граждан — потребителей финансовых услуг, механизм которой должен быть более совершенным (начиная с мер по предупреждению причинения вреда вкладчикам и завершая процедурой возмещения ущерба) [2, с. 41].

В последнее время к негативным тенденциям в сфере потребительского рынка добавилась не менее актуальная, связанная с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию и основные продукты питания: молоко и молочные продукты, растительное масло, муку и хлебобулочные изделия, сыры твердых сортов, мясо и другую продукцию, относимую к категории жизненно-важных для населения Российской Федерации. В некоторых регионах ряд крупных компаний, согласовав свою ценовую политику, привели к устранению с рынка других производителей и, пользуясь отсутствием реальной конкуренции, резко подняли цену на реализуемую продукцию (в среднем более чем на 50 %). Злоупотребление крупными компаниями доминирующим положением в продовольственном секторе экономики приводит к необоснованному повышению цен, неправомерному изъятию части доходов у потребителей, получению сверхприбыли, банкротству средних и мелких производителей и, как следствие, возникновению социального недовольства населения.

Особое внимание при проведении проверочных мероприятий уделяется крупнейшим розничным сетям, оптовым торговым предприятиям, производителям мяса, молока, зерна, муки, масла растительного, а также продовольственным рынкам [2, с. 39].

Одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики, выступает стабильная правовая база. В настоящее время в России есть сдвиги в развитии инфраструктуры рынка, укреплении гарантий частной собственности в основном за счет совершенствования законодательной базы. Однако отечественная правовая база находится в стадии формирования. Приходится принимать много законов для того, чтобы быстрее адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям. Между тем даже это не может оправдать ситуацию, когда принятые законы часто противоречат друг другу, постоянно подвергаются изменениям, нередко даже не вступив в силу, а будучи принятыми — не исполняются.

Российское законодательство в целом вводит новые принципы экономической деятельности, поддерживает современные организационно-правовые формы предпринимательства, закон становится в этом случае правовым регулятором.

Однако ситуация в стране сложная и противоречивая—сталкиваются различные интересы, разрушаются прежние и с трудом создаются новые хозяйственные связи. Государственные и муниципальные органы не овладели еще новыми методами управления и регулирования, поэтому необходимо использовать богатый мировой и российский опыт регулирования и охраны предпринимательской деятельности. Предпринимательство, как известно, имеет опыт, накопленный в течение тысячелетий, и развивается по своим законам. Нельзя отрицать полезности некоторых ограничительных и контрольных мер в отношении хозяй-

ственной деятельности, но они должны быть такими, чтобы не погиб дух предпринимательства, сохранился интерес к делу и свобода предпринимательской инициативы, а для этого нужно знать и понимать природу и условия предпринимательской деятельности [2, с. 117].

В настоящее время продолжается практика неравного отношения власти к частному предпринимательству. И льготы, и государственные заказы государственные предприятия получают в десятки раз больше, чем частные предприятия [2, с. 120].

Очевидно, что приоритетом в усиленной защите частной предпринимательской деятельности должно пользоваться малое предпринимательство ввиду его недостаточной способности к самозащите, а также исключительной социальной и экономической важности для развития государства и общества, создания полноценного «среднего класса» как основы рыночного государства, гражданского общества и правовой экономики [2, с. 121].

В стране продолжаются реформы по различным направлениям. Происходящие изменения затрагивают практически все стороны жизнедеятельности. В сложившейся ситуации кардинально повышается роль духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни общества. Определить истинные духовные ориентиры, помочь гражданам сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности — одна из стоящих перед государством задач. Сотрудники полиции (по роду своей деятельности) должны формировать у населения правовое сознание. У большой категории людей, совершающих те или иные правонарушения и преступле-

ния, уровень правосознания низкий либо отсутствует.

Духовные основы жизни неразрывно связаны с духовной культурой общества и способствуют оптимальному его функционированию.

Литература

1. Гладких Р.Б. Реализация правоохранительной функции государства в сфере предпринимательства: учеб. пособие. — М.: Академия управления МВД России, 2008. — 76 с.

2. Сулейманов С.М. Совершенствование уголовного законодательства и правоприменительной практики, направленных на охрану потребительского рынка: монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. — 167 с.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011 ГОДУ |В ЧАСТИ СООТВЕТСТВИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОСНОВНЫМ КРИТЕРИЯМ СИСТЕМЫ И ИЗМЕНЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ)

А. Н. Кузьмин, П. Н. Казберов, Д. Е. Дикопольцев

Аннотация: в статье исследуется процесс функционирования системы социальных лифтов в уголовно-исполнительной системе в 2011 г. и особенности проявления ее элементов.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, лишение свободы, система социальных лифтов, изменение условий отбывания наказания, изменение вида исправительного учреждения, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочное освобождение.

The summary: the article studied the process functioning of the system of social lifts in the penal system in 2011 and peculiarities of displays of its elements.

Keywords: prison system, imprisonment, system of social lifts, changing conditions of serving punishment, change of the correctional institution, replacement

of unserved part of the punishment with a lighter punishment, conditional release.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в направлении обеспечения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы предусматривает создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению с учетом их поведения и личностных характеристик.

В соответствии с этим положением была определена необходимость создания системы социальных лифтов в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Эта система представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.