Научная статья на тему 'Анализ коррупционных процессов в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ'

Анализ коррупционных процессов в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1578
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / PROTECTION OF CONSUMER ’S RIGHTS / CORRUPTION IN THE SPHERE OF CONSUMPTION MARKET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пантелеев Вадим Юрьевич

В статье раскрывается содержание одного из опасных явлений современности коррупции в разных сферах торговли товарами и оказания услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of corruption processes in the sphere of manufacture and trade, services, performance of works

The article reveals the content of one of the dangerous phenomenon of the present corruption in different spheres of trade and services.

Текст научной работы на тему «Анализ коррупционных процессов в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ»

УДК 343.46:331.231

© В.Ю. Пантелеев

Анализ коррупционных процессов в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ

В статье раскрывается содержание одного из опасных явлений современности - коррупции в разных сферах торговли товарами и оказания услуг.

Ключевые слова: коррупция в сфере потребительского рынка, защита прав потребителей.

V.Y. Panteleyev

The analysis of corruption processes in the sphere of manufacture and trade, services, performance of works

The article reveals the content of one of the dangerous phenomenon of the present - corruption in different spheres of trade and services.

Keywords: corruption in the sphere of consumption market, protection of consumer’s rights.

В начале 90-х гг. ХХ в. в связи с политическими, экономическими и социальными преобразованиями в России произошло значительное увеличение объема и спектра реализации товаров (услуг, работ), что привело к развитию общественных отношений в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг и выполнения работ. В результате возникла необходимость создания системы законодательства Российской Федерации по правовому регулированию общественных отношений в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ, обеспечения защиты интересов, прав, жизни, здоровья, безопасности граждан при осуществлении ими своих материальных и духовных потребностей, а также общественной, экономической, экологической, продовольственной безопасности государства, которая нами определена как сфера потребительского рынка [1].

Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права, верховенства закона, подрывает доверие населения к государственной власти, существенно замедляет экономическое развитие страны. Основой антикризисной программы руководства страны является повышение собираемости налогов, эффективности работы правоохранительных, контролирующих и других органов, а также устранение нарушений законодательства и пресечение незаконной предпринимательской деятельности в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ [2].

На протяжении последних лет руководство страны уделяет особое внимание обеспечению конкурентоспособности, безопасности и качества предоставляемых населению товаров, работ и услуг, уменьшению затрат на их производство и

реализацию, в том числе за счет снижения коррупционной составляющей [3]. Уровень проникновения коррупции в данную сферу доказывают и проверки, проводимые Прокуратурой Российской Федерации, которые ежегодно выявляют миллионы коррупционных фактов, связанных с предоставлением услуг, в том числе государственными и муниципальными предприятиями, и реализацией товаров населению. Так, в 2010 г. Прокуратура Российской Федерации и ее подразделения выявили 2 531 769 фактов нарушения законодательства, связанных с нарушением прав человека и гражданина, особенно в сфере защиты прав потребителей по регулированию цен и тарифов, оплате услуг ЖКХ, нецелевому расходованию бюджетных средств [4].

Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области имущественных отношений, образования, социальной защиты и медицинского обслуживания населения, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.

основные принципы государственной политики в этой сфере закреплены в Конституции РФ. Ст. 8 Конституции определяет гарантии государства в обеспечении единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и защиты всех форм собственности и закрепляет признание государством единого товарного рынка и его защиты на всем экономическом пространстве России.

Ратификация Россией ряда нормативных актов о противодействии коррупции, вступление в Группу государств против коррупции (ГРЕКО),

принятие закона «О противодействии коррупции» активировали процессы противодействия коррупции, как со стороны государства, так и со стороны общества и граждан. Основное направление антикоррупционного законодательства -противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах. Первыми документами, ратифицированными Российской Федерацией в области борьбы с коррупцией, являются Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. В соответствии с подписанным в Страсбурге дополнительным протоколом от 15 мая 2003 г. к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS .№191) Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом настоящую конвенцию и взяла обязательства по ее исполнению [5].

Для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственного управления международным организациям (ООН, Совету Европы, СНГ, Интерполу и др.) было бы вполне целесообразно контролировать соблюдение принятых государствами обязательств в сфере предупреждения и пресечения коррупции в системе государственного управления. такой контроль был бы гарантией того, что государства будут соблюдать взятые на себя обязательства в рассматриваемой сфере.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции и ст. 8 Федерального закона № 273-Ф3 от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» важным событием стало принятие Президентом Российской Федерации указа от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», указа № 558 от 18 мая 2009 г. «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», указа № 560 от 18 мая 2009 г. «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих долж-

ностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», указа № 1065 от 21 сентября 2009 г. «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», указа № 1066 от 21 сентября 2009 г. «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации», указа № 167 от 9 февраля 2011 г. «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и т.д.

В настоящее время необходимо формировать правовые механизмы реализации указанной нами конвенции ООН против коррупции в части применения ее предписаний, касающихся незаконного обогащения государственных служащих. Согласно конвенции публичное должностное лицо, имеющее активы, превышающие его законные доходы, которые оно не может разумным образом обосновать, признается виновным в коррупции.

Международные организации выработали и основные принципы противодействия этому явлению. В системе исходных начал законодательства о противодействии коррупции важное место принадлежит принципам, на которых должна строиться и осуществляться деятельность по предупреждению и пресечению коррупции. Так, Совет Европы, учитывая декларацию, принятую на второй встрече глав государств и правительств, которая состоялась в Страсбурге 10-11 октября 1997 г., и в соответствии с Планом действий, в частности разделом III, § 2 «Борьба с коррупцией и организованной преступностью», сознавая, что коррупция представляет собой серьезную опасность для основных принципов и ценностей в Совете Европы, подрывает доверие граждан к демократии, разрушает правовые нормы, представляет собой отрицание прав человека и сдержива-

ет социально-экономическое развитие, утвердил двадцать руководящих принципов борьбы с коррупцией.

В документе в целях содействия динамичному движению к эффективному предотвращению и борьбе с коррупцией Комитет министров Совета Европы просит органы власти стран применять эти принципы в своих внутренних законодательствах и практике [6].

Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования, предупреждение и пресечение коррупции в сфере государственного управления во многом зависят от того, как в законодательстве сформулированы и раскрыты такие принципы. Поэтому важным фактом является отражение в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» правовой основы и основных принципов противодействия коррупции. Так, его правовую основу составляет Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно исследованию, проведенному по поручению Президента РФ Минэкономразвития Российской Федерации совместно с общественными фондами «Общественное мнение» (ФОМ) и «Информатика для демократии» (ИнДем), средний размер взятки в России в 2010 г. составил 5 285 рублей, а весь объем рынка бытовой коррупции - не менее 164 миллиардов рублей (это примерно 0,42% ВВП). Причем перед выбором, давать или не давать взятку, встает каждый второй россиянин, хотя динамика данного явления имеет отрицательный характер. Если в 2005 г. коррупционных сделок между гражданами и представителями государства насчитывалось 46 миллионов, то в 2010 г. их количество снизилось до 31 миллиона. В целом коррупционный рынок России оценивается в сумму до 9 триллионов рублей в год. По данным Минэкономразвития только в 2010 г. заплатили 581 миллион долларов взяток чиновни-

кам за «обеспечение безопасности», что в 13 раз больше, чем в 2005 г. Владельцу бизнеса, который отказывается иметь «крышу», грозят визиты инспекций государственного пожарного надзора, налоговые проверки или проверки полиции до тех пор, пока компания не окажется перегруженной штрафами и бюрократической волокитой. Если владелец по-прежнему отказывается сотрудничать, может быть заведено уголовное дело, связанное с его экономической деятельностью. Кроме экономических санкций коррумпированные чиновники используют и явно криминальные схемы, в том числе и рейдерские захваты, которые в настоящее время широко распространены в России [7].

В связи с этим имеет смысл рассмотреть современную ситуацию с точки зрения сравнительного правоведения. Новые теоретические представления и законодательство, основанное на экономических и политических преобразованиях в России 90-х гг. XX в., с одной стороны, испытывают воздействие российского права, с другой - повторяют процессы уже происходившие в российском обществе в сходных социально-экономических условиях. Поэтому изучение опыта правового регулирования в сфере государственного управления имеет важное практическое и теоретическое значение для повышения его эффективности.

Исходя из этого, на основе анализа экономических и коррупционных преступлений необходимо включить в коррупционные правонарушения противоправные действия руководителей коммерческих организаций. Коррупция возникает как в политических, так и в бюрократических ведомствах и может быть мелкой либо крупной, организованной или неорганизованной. Число преступлений в экономической сфере в последние годы снижается. Согласно статистическим данным ГИЦ МВД РФ в 2010 г. доля выявленных преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях в общем объеме выявленных преступлений экономической направленности составила лишь 1,5% [8].

Неуклонно снижается и доля выявленных преступлений в сфере экономики: в 2006 г. - 489,6 тыс., в 2007 г. - 459,2 тыс., в 2008 г. - 448,8 тыс., в 2009 г. - 428,8 и в 2010 г. - 276,4 тыс. [9].

Таким образом, за данный период преступлений, совершенных в этой сфере стало меньше на 56% [9].

На фоне общего снижения выявленных экономических преступлений уменьшается и ее кор-

рупционная составляющая. Так, несмотря на принятые антикоррупционные меры, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. правоохранительными органами России выявлено против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 37 255 преступлений, в т. ч. взяточничества - 12 012 (- 8,6%), снижение составило 43,5 %. На 35,3% снизились показатели выявленных преступлений в сфере потребительского рынка (48 974), на 27,5% (73 272) в финансово-кредитной системе, на 43,2% (5 874) во внешнеэкономической деятельности, на 21,5% (9 804) при операциях с недвижимостью [10].

Все это свидетельствует о недостаточной эффективности работы правоохранительных и иных государственных органов по противодействию коррупции и необходимости более активного выявления коррупционных преступлений в сфере экономики и на потребительском рынке.

Из этого следует коррупционная взаимосвязь составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве РФ, в связи с исполнением лицами, замещающими государственные должности, своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей для противоправного удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности, совершения других незаконных действий (бездействия), а равно противоправное предоставление преимуществ физическим и юридическим лицам. Поэтому федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» [11] является важнейшим нормативным актом именно в сфере потребительского рынка. Новое определение понятия коррупции включает в себя противоправное поведение частных лиц и представителей юридических лиц, направленное на получение льготных или более благоприятных условий, связанных с производством и торговлей товарами, предоставлением услуг и выполнением работ, которое значительно расширяет понятие должностных преступлений, данное в гл. 30 УК РФ.

Признавая эти определения, необходимо сделать вывод о том, что данные действия должны входить в область регулирования общественных отношений в сфере потребительского рынка. На наш взгляд, это особенно важно для Российской Федерации, в которой в сфере потребительского рынка коррупционные затраты включаются в стоимость конечного продукта (товаров, работ, услуг), увеличивая эту стоимость, за которую платят потребители, т.е. все граждане России, в

разы. Как отметил Президент РФ на заседании Президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, «коррупция остается фактором, влияющим на общеэкономическую ситуацию. Пока мы не сделаем страну привлекательной для предпринимательства и частной инвестиционной деятельности, мы не решим главной задачи - не изменим качества жизни». Об этом свидетельствуют цифры. Только за четвертый квартал 2010 г. из России было вывезено более 30 миллиардов долларов, а в целом за год прямые инвестиции были вдвое ниже, чем до кризиса 2008 г. Этот процесс продолжился в 2011 г. В докладе ученых Европейского университета в Санкт-Петербурге, подготовленном для Правительства РФ, утверждается, что коррупция снижает возможности конкуренции, ведет к монополизации рынков, чрезмерной бюрократизации процедур, и взятки, за счет которых бизнес пробивает себе дорогу, прямиком накладываются на себестоимость товаров, услуг и отражаются в розничных ценах. Если устранить эту практически «легализованную» коррупцию, то продукты в России могли бы стоить на 15% дешевле, услуги связи - на 20%, а недвижимость могла бы упасть в цене на 25-30%. Масштаб воровства денег налогоплательщиков и обмана потребителей в сфере реализации товаров, работ и услуг, в том числе с участием государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, огромен. Начальник Контрольного управления Президента РФ К. Чуйченко, проанализировав один из кор-рупциогенных факторов в этой сфере, отмечает, что при государственных закупках крадется восьмая часть расходной части бюджета страны (т.е. порядка 1 триллиона рублей в год), а это значит, что потери восполняются гражданами через завышенные цены и, как следствие, повышение налогов и серых «поборов» как с потребителей, так и с предпринимателей. Руководство страны подтвердило, что «взяткоемкость» всей российской экономики доходит до 9 триллионов рублей в год, что составляет практически всю доходную часть годового бюджета страны, или пятую часть нашего ВВП [12]. Такая ситуация в настоящее время характерна для Российской Федерации в первую очередь из-за неэффективного государственного регулирования процесса ценообразования и антимонопольной политики. Рассматриваемое нами явление оказывает самое негативное влияние на внешнюю и внутреннюю экономическую деятельность страны и ее потребительский рынок.

При осуществлении предпринимательской деятельности явление коррупции приводит к увеличению стоимости бизнеса за счет вынужденных противозаконных платежей как таковых, управленческих расходов на ведение переговоров с должностными лицами и риска разрыва коммерческих соглашений.

Коррупция в управлении на государственном и местном уровнях приводит к неравному предоставлению государственных услуг, социальных льгот и т.п., определенных в Конституции РФ, а в более широком смысле подрывает способность государственной власти к административному управлению, поскольку законные процедуры игнорируются, материальные ресурсы расхищаются, а должностные лица в результате протекционизма нанимаются на работу или получают вознаграждение безотносительно к показателям своей деятельности.

С целью защиты прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности потребителей, экономической, продовольственной и других видов национальной безопасности необходимо применение системы административных и экономических мер, направленных на снижение коррупционной составляющей в цене товаров, работ и услуг (которая для основных продуктов питания с 2005 г. выросла более чем в два раза, а разница между ценой производителя и розничной составила три раза) [13].

Еще одним направлением антикоррупционной деятельности в сфере потребительского рынка являются предупреждение, пресечение и выявление нарушений административного и уголовного законодательства при таможенном оформлении и пересечении государственной границы Российской Федерации товаров, в том числе осуществление так называемых «серых схем» таможенного оформления сырья и товаров российского происхождения за «бесценок» и ввоз импортных товаров неизвестного происхождения. На коррупционную составляющую стоимости товаров и услуг влияют открытость рынка из-за первоначального отказа от монополии внешней торговли, а затем введения чрезвычайно низких импортных тарифов (в среднем порядка 14%), которые легко преодолеваются западными экспортерами с развитыми мощными системами экономического стимулирования экспорта и активного включения в его поддержку ведущих политических сил, а также компрадорская буржуазия России, которая заинтересована в увеличении такого импорта.

Фактором, значительно влияющим на состояние коррупции в сфере потребительского рынка и на общественную, экономическую и продовольственную безопасность, является физическая доступность пищевых продуктов, во многом определяющаяся развитием торговой инфраструктуры. Это развитие связано с функционированием и расширением деятельности торговых сетей, приводящей к монополизации этого сегмента рынка, усложнению доступа к нему сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержанию высокого уровня потребительских цен на пищевые продукты за счет коррупционной составляющей.

Коррупция является одной из причин одновременного падения качества услуг и роста их стоимости при осуществлении государством своих социальных проектов. В результате существования такого коррупционного явления, как «откат» незаконно отвлекаются огромные государственные средства, предназначенные для развития образования, здравоохранения, социальной сферы, в сторону прибыльных для узкой группы людей финансовых проектов, где гораздо выше суммы взяток и незаконных выплат их участникам.

Коррупция негативно влияет на соблюдение строительных, санитарных, экологических и других норм, стандартов и правил, усиливает бюджетную нагрузку на федеральное правительство и органы исполнительной власти всех уровней. Она влияет и на внешнюю инвестиционную привлекательность страны. По международным оценкам снижение уровня коррупции на 2,38 единиц по десятибалльной шкале приводит к возрастанию ежегодных инвестиций в страну на 4% величины валового внутреннего продукта, а ее увеличение замедляет экономический рост и препятствует притоку инвесторов. Именно в сфере предоставления услуг согласно рейтингу международной неправительственной организации Transparency International, на выводы которой опираются и руководители нашей страны, Россия в индексе восприятия коррупции занимает сегодня 154-е место из 178 существующих, нашими ближайшими соседями в списке являются Папуа - Новая Гвинея и Таджикистан. Несмотря на то, что ст. 17 Федерального закона «О защите прав потребителей» предусматривает судебную защиту прав потребителей, возможность привлечения к данной работе органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных объединений потребителей, освобождение их от уплаты государственной пошлины в случае обращения в суд, а

ст. 46 закона - упрощение процедур и некоторых других преимуществ, в т. ч. освобождение от расходов, существенного усиления эффективности работы в данном направлении не произошло.

Основной причиной, порождающей коррупцию в сфере потребительского рынка, можно назвать необоснованно большое количество различного рода разрешительных процедур. Усугубляет эти и ряд иных обстоятельств и то, что в настоящее время отсутствует эффективный механизм правовой защиты интересов физических и юридических лиц, которые вынуждены взаимодействовать с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. С целью устранения этих недостатков на потребительском рынке в России приняты административно-правовые акты: федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ); федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"»; федеральный закон от 9 апреля 2007 № 45-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» по введению в действие статьи 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке», статьи 14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий», статьи

14.33 «Недобросовестная конкуренция», статьи

14.34 КоАП РФ «Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках» и ряд других.

Еще одной проблемой, связанной с коррупцией в сфере потребительского рынка, являются нарушения при оказании финансовых услуг населению, поэтому Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ введена статья 14.28 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости», Федеральным законом от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ ч. 3 статьи 14.28 КоАП РФ усилена ответственность должностных и юридических лиц за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законо-

дательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения. Статья 14.29 КоАП РФ «Незаконное получение или предоставление кредитного отчета» (введена Федеральным законом от 30 дек. 2004 № 219-ФЗ (ред. 21 марта 2005 г.)) устанавливает административную ответственность должностных и юридических лиц, а ст. 14.30 «Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю» (введена Федеральным законом от 30 дек. 2004 г. № 219-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 июня

2007 г. № 116-ФЗ) и ст. 14.35 «Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности» - административную ответственность на юридических и должностных лиц в виде наложения административного штрафа или дисквалификации на срок до трех лет (введена Федеральным законом от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ).

Указанные нормы административного права составляют единый антикоррупционный комплекс правовых норм вместе с Федеральным законом № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», указами Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, 558, 559, 560, 561, которые регламентируют вопросы противодействия коррупции в сфере потребительского рынка.

Существует насущная необходимость унификации и универсализации условий и порядка рассмотрения и разрешения органами исполнительной власти всех уровней заявлений о предоставлении, удостоверении, регистрации или приостановлении (прекращении) определенных правомочий организаций и граждан, а также индивидуальных предпринимателей, в том числе с учетом зарубежного опыта. Так, чтобы создать единую систему законодательства по защите потребителей в США было принято около ста законов, среди которых: «Об инспекции по испорченным продуктам» 1970 г., «Об отчете по честному кредиту» 1970 г., «О профессиональной безопасности и здоровье» 1970 г., «О предупреждении отравления от упаковки» 1970 г., «О защите безопасности инвестора» 1970 г., «О безопасности потребительской продукции» 1972 г., «О сельском хозяйстве и защите потребителей» 1972 г., «О розничной торговле предметами потребления в кредит» 1974 г., «О гарантии потребительской

продукции» 1974 г., «О Совете по заработной плате и стабильности цен» 1974 г., «О Федеральной энергетической администрации» 1974 г., «О безопасности питьевой воды» 1974 г., «О равных условиях кредита» 1975 г., «О потребительском лизинге» 1976 г., «О контроле за токсичными веществами» 1976 г. [14].

Данные тенденции в административном управлении в настоящее время проявляются и в России, где согласно теории частного права и новым экономическим концепциям развивается мысль о свободной активности частного предпринимательства и саморегуляции рынка, ограничении государственного управления и государственного сектора в экономике, в том числе в области их прогнозирования и регулирования. Но опыт стран с развитой рыночной экономикой, показывает, что это не так.

Учитывая, что доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации предусматривает контроль со стороны государства выполнения субъектами предпринимательской деятельности обязательных стандартов и правил, а Национальный план по борьбе с коррупцией - снижение уровня коррупции в экономике и ликвидацию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности, важным направлением в этой работе является передача определенных государственных полномочий некоммерческим, общественным и иным организациям. Поэтому с принятием в 2007 г. Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [15] определенные надежды возлагались на снижение уровня коррупции именно на потребительском рынке. Как показала практика применения данного закона, саморегулируемые организации, пользуясь пробелами в законодательстве по привлечению к ответственности работников данных организаций за коррупционное поведение, в настоящее время превратились в посредников по сбору незаконных вознаграждений между государственными и муниципальными органами и предпринимателями. Поэтому, на наш взгляд, необходимо на основе передового международного опыта пересмотреть регламентацию деятельности данных организаций в сфере производства и реализации товаров, работ и услуг.

С учетом опыта административно-правового регулирования потребительского рынка в странах с развитой рыночной экономикой мы считаем необходимым внести изменения в административное законодательство России, предусмотрев

в нем обязательные процедуры принятия нормативных актов, провести антикоррупционную экспертизу, в том числе с участием всех заинтересованных лиц, прежде всего различных общественных объединений граждан - потребителей, создать эффективную защиту потребителей с помощью специальных административных органов и административных судов с целью уменьшения коррупционной составляющей в сфере потребительского рынка. Нужно сформировать механизм максимально полной открытости, публичности и прозрачности для общественного контроля управленческих действий, непосредственно затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц в сфере потребительского рынка. Данные положения могут выступать в роли гарантий от административного произвола и коррупции, а также способствовать рационализации работы государственного аппарата. Закрепление и реализация этих положений будут способствовать предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной и муниципальной службы Российской Федерации. В настоящее время отсутствуют административно-правовые механизмы внешнего и внутриорганизационного контроля за деятельностью государственных служащих.

Положение усугубляется и тем, что отсутствует комплексный учет и контроль служебной деятельности государственных служащих, не создано четкого распределения компетенции между государственными служащими различных органов исполнительной власти, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей государственных служащих различных ведомств. Существует насущная необходимость в унификации и универсализации условий и порядка рассмотрения и разрешения органами исполнительной власти всех уровней заявлений о предоставлении, удостоверении, регистрации или приостановлении (прекращении) определенных правомочий организаций и граждан, а также индивидуальных предпринимателей.

Целесообразно осуществить систематизацию законодательства, регулирующего административно-процессуальные отношения в сфере оказания различных услуг, в том числе предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с нормами международного права и на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря

2008 г. «О противодействии коррупции», который

дал определение «коррупции», необходим комплексный подход к решению данной проблемы, при котором недостаточно только противодействия совершению должностных преступлений государственных служащих в системе государственной службы, поскольку не соответствует требованиям по правоприменению современного российского антикоррупционного законодательства. Борьба с коррупцией должна охватывать все уровни государственного и муниципального управления, управления коммерческих или иных организаций.

Исходя из положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и данного им определения коррупции, группа коррупционных преступлений в сфере потребительского рынка должна включать преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности», ст. 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей», ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», ст. 183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», ст. 188 УК РФ «Контрабанда», и ряд других составов, где преступлением нарушаются законные права и интересы потребителя (ст. 159 УК РФ «Мошенничество», ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Необходимо принять стандарты антикоррупционного поведения руководителей государственных корпораций, учреждений, организаций, а возможно и коммерческих структур.

Таким образом, с учетом проведенного нами анализа современного состояния общественных отношений в сфере потребительского рынка необходимо осуществить предусмотренные данным законом мероприятия по противодействию коррупции. В условиях выхода из мирового финансового кризиса обеспечение эффективности применения современного антикоррупционного законодательства, особенно в сфере экономической деятельности и на потребительском рынке, позволит государству надежно защитить права и интересы российских граждан, тем самым снизить возможную социальную напряженность в

стране и успешно продолжить политические, экономические и социальные реформы.

Литература

1. Пантелеев В.Ю. Совершенствование механизма правового регулирования // Современные проблемы юридической науки (теоретические и практические аспекты): материалы Уральской региональной научнопрактической конференции. Екатеринбург, 1997.

2. О мерах по стабилизации потребительского рынка в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 42. Ст. 5162.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2010. - С. 2-8, 11, 38-41.

4. Новиков К. Доходы с квартплаты. Генпрокурор отчитался перед сенаторами // Российская газета от 27 апр. 2011 г.

5. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3424.

6. О борьбе с коррупцией: меморандум правового комитета Совета Европы // Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления. М., 1988.

7.. Российская газета. 2011. 27 июля. № 162.

8. Общие сведения о состоянии преступности в Российской Федерации. М., 2011.

9. Общие сведения о состоянии преступности в Российской Федерации. М., 2007, 2008, 2009.

10. Общие сведения о состоянии преступности в Российской Федерации. М., 2010.

11. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

12. Ушачев И.Г. О концепции продовольственной безопасности России // Достижения науки и техники АПК. 2008. № 20. С. 32-36; Серков А.Ф. Продовольственная безопасность страны: состояние и перспективы // Вестник ОрелГАУ. 2009. № 6. - С. 4.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 27. Ст. 2719.

14. Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 41 (2 ч.). Ст. 5198.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6076.

Пантелеев Вадим Юрьевич - кандидат юридических наук, доцент, председатель Уставного суда Свердловской области.

Panteleyev Vadim Yurevich - candidate of law sciences, associate professor, the chairman of the Charter Court, Sverdlovsky region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.