Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 53-56. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 53-56.
Научная статья УДК 316.614-053.81 https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.8
Некоторые аспекты социализации молодежи в условиях цифровизации Дарья Олеговна Никитина
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, shvyrkova.darya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8004-7938
Аннотация. За последние несколько лет исследования современной молодежи стали очень популярным направлением в науке. Ученым интересно все: образ молодежи в современном обществе и мире; потребности и ценности, характерные для молодых людей; цели и мотивы их поведения и т. д. Это та группа населения, которая наиболее подвержена внешнему влиянию, представители молодежи быстро принимают на веру чужие мысли и идеи. В связи с этим важным представляется рассмотрение вопросов их социализации в современных условиях. Социализация - процесс, который представляет собой интеграцию личности в общество, вхождение в социальную среду через овладение ее нормами, правилами, через усвоение ценностей, знаний, получение навыков, позволяющих ей успешно функционировать в социуме. Особенно актуальна эта тема в свете активной цифровизации общества, флагманом которой становится именно молодежь.
Ключевые слова: социализация молодежи, Интернет, цифровизация, интернет-социализация, социальные сети
Для цитирования: Никитина Д.О. Некоторые аспекты социализации молодежи в условиях цифровизации // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 53-56. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.8.
Original article
Some aspects of the youth socialization amid digitalization
Daria O. Nikitina
North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russia, shvyrkova.darya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8004-7938
Abstract. Over the past few years, the research of modern youth has become a very popular direction in science. Scientists are interested in everything: the image of youth in modern society and worldwide; the exigencies and values peculiar to youth; their goals and behavioral patterns, etc. This is the population group that is most vulnerable to external influence; the youth are quick to take on faith other people's thoughts and ideas. In this regard, it is important to consider the issues of their socialization in modern conditions. Socialization is the process of integrating an individual into society, entering the social environment through the acquisition of its norms, rules, values, knowledge and skills that enable them to function successfully in society. This is particularly relevant in light of the digitalization of society, of which the youth are the standard-bearers.
Keywords: youth socialization, Internet, digitalization, Internet socialization, social media
For citation: Nikitina D.O. Some aspects of the youth socialization amid digitalization // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 53-56. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.8.
Современная социологическая наука уделяет особое внимание молодежи. За последнее время было предпринято множество исследований, посвященных различным аспектам изучения этой социальной группы. Интерес ученых легко объясняется тем фактом, что данная возрастная категория современного общества во многом уже сейчас определяет его развитие, а в недалеком будущем станет флагманом социальных преобразований.
В России вопросы социализации молодежи также актуальны. Кроме того, в стране остро стоят проблемы становления личности, обусловленные отсутствием государственной идеологии, четких приоритетов в воспитании подрастающего поколения, нестабильной экономической и политической ситуацией, утратой или игнорированием молодежью культурных и национальных традиций, жизненного опыта старшего поколения и т. д. Кроме того, Россия - многонациональное государство, что требует отражения в воспитательных технологиях, применяемых к молодым членам социума, и в государственной политике трансляции идеалов терпимости и взаимоуважения через каналы масс-медиа. Так, воздействие СМИ на поведение и установки молодых людей в нашем государстве должно осуществляться с учетом всех культурных и национальных стандартов общения [1, с. 702].
Следует отметить, что отечественные исследования по проблеме влияния новых информационно-коммуникационных технологий на молодежь находятся только на начальном этапе. Для большинства отечественных социологов информационно-коммуникационные процессы в молодежной среде представляют интерес в различных аспектах, но крайне мало внимания уделяется исследованию изменений принципов социализации и замещения определяющих ее факторов новыми.
Главными традиционными институтами социальной жизни считаются семья, образовательные учреждения, общественные организации, в которых происходит становление личности под воздействием транслируемых для нее общественных идеалов и моделей поведения, определяющих взаимодействие с другими членами социума. Однако сегодня на первый план выходят инновационные, информационно-технические средства коммуникации, без которых человек уже не представляет свою жизнь. Поэтому важнейшим аспектом социализации молодежи теперь становятся средства обеспечения коллективного взаимодействия, характеризующегося оперативностью передачи информации, расширением базы контактов, повышением доступности для коммуникации членов социума за счет общения в условиях режима онлайн. Особую роль в этом процессе играет Интернет. С его помощью в общество транслируются «модные» образцы стилей и норм поведения. Получение образования, развитие личности, коммуникации, онлайн-шопинг и многое другое - все это теперь возможно и в виртуальной реальности [2, с. 216].
Молодые люди часто теперь ищут себе авторитеты в Интернете, формируют свою систему ценностей самостоятельно с помощью сетевых ресурсов, все реже обращаясь к традиционным «помощникам» - семье и системе образования. Однако в современных условиях и привычные каналы социализации стараются отвечать вызовам цифровизации, в обществе осознается необходимость использовать всевозможные и инновационные технологии в работе с молодежью, популяризируется понятие медиаобразования.
Под медиаобразованием в современной науке подразумевается изучение средств массовой коммуникации - прессы, телевидения и радиовещания, кинематографа, Интернета - как в рамках профессиональной подготовки работников этой сферы, так и на бытовом уровне. Освоение существующих информационных технологий, формирующих медиаграмотность - развитую способность к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, используемых ими кодовых и репрезентационных систем, необходимо любому современному человеку. У данного явления есть своя социальная функция (она схожа с функцией традиционного образования), которая состоит в подготовке молодежи к жизни в информационном обществе.
Медиаобразование можно отнести к современным факторам социализации. Современная молодежь нуждается в получении востребованной и актуальной информации, и это можно обеспечить в рамках современного и качественного образования в сфере медиа.
Что касается института семьи, то родители все чаще стараются быть друзьями для своих детей, давать им больше свободы и самостоятельности в выборе, чтобы не навязывать собственного мнения.
В апреле - мае 2019 г. на платформе Monkey-service нами был проведен опрос молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет. Целью его выступило определение занятий индивидов в сети, анализ возможности их отказа от использования интернета и выяснение мнения молодежи, касающегося распространенного представления о компьютерных играх как о проблеме современного социума ввиду их негативного влияния на психику играющих.
Всего было опрошено 76 респондентов: 19 человек в возрасте от 18 до 23 лет, 34 - от 24 до 29 лет, 23 - от 30 до 35 лет. Выборку составили: студенты - 25 человек; молодые специалисты (люди, которые только начинают свой профессиональный путь) - 20; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, - 18 человек; самозанятые - 4, 1 человек, который занимается фрилансом, 2 безработных. 6 человек не отнесли себя ни к одной из представленных категорий (работающий с большим стажем, в декрете, но параллельно работает и учится).
Анализ показал, что из всех респондентов 38 человек используют Сеть преимущественно для развлечения и отдыха, 21 - для общения, 11 - для работы, 3 - для учебы, 3 - для шопинга, чтения книг, просмотра новостей и т. д. В принципе, мы получили вполне логичные и прогнозируемые результаты. Несмотря на развитие многих направлений деятельности в Интернете, большинство молодых людей все равно тратят время в Сети на развлечения и отдых.
Сегодня иметь несколько аккаунтов уже не в диковинку, так как с каждым годом количество социальных сетей увеличивается. Почти половина респондентов имеют три и более интернет-страниц (35 человек), два активных аккаунта используют 26 опрошенных, 15 человек обходятся одним. Среди участников исследования отсутствуют респонденты, не имеющие активных аккаунтов в социальных сетях. Такое положение дел легко объяснимо. Вполне возможно, что люди
используют несколько социальных сетей для разных целей: для общения и отдыха, для работы и т. д. Кроме этого, каждый отдельный аккаунт может служить для организации коммуникации индивида с разными группами людей. Можно также предположить, что одну из сетей человек использует только для участия в дискуссиях в социальных группах.
Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что отказаться от него добровольно порой бывает невозможно. 22 человека из принявших участие в нашем исследовании отметили, что смогут обойтись без Сети, если у них будут другие занятия, счастье, отдых. 21 респондент заявил, что ни при каких обстоятельствах не сможет отказаться от использования Интернета, 8 человек допускают такую возможность в случае тотального запрета. 7 опрошенных могут не использовать Сеть, если будет предложена альтернатива. При этом в качестве условий отказа респонденты называли апокалипсис - 5 человек, денежное вознаграждение - 5 человек, 5 индивидов затруднились ответить. В числе тех, кто готов при любых условиях отказаться от Интернета, оказалось всего 3 респондента.
Можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных признают, что они проводят время в Интернете, потому что у них нет других занятий, нет отдыха в реальном мире и нет счастья. Всего 4 % участников исследования смогут обойтись от использования Сети. Стоит об этом задуматься, ведь интернет-зависимость уже приравнивают к психическим проблемам. Резкий отказ от активности в Сети может повлечь за собой проблемы со здоровьем, такие как, например, повышение давления и учащение сердцебиения, повышение уровня нервозности, не говоря уже об ухудшении зрения и памяти.
С появлением Интернета и широкого доступа к информации становится сложнее контролировать действия молодых людей. В нашем опросе большинство респондентов отметили, что модели поведения из Сети не переносят в реальную жизнь, таких оказалось 46 человек; 17 опрошенных заявили, что используют стандарты сетевого взаимодействия с другими пользователями в реальной жизни.
Самыми популярными площадками для коммуникации в Интернете оказались социальные сети - это отметили 24 человека из всех опрошенных. Молодые люди также часто используют платформы с книгами, фильмами и различные обучающие сайты - об этом заявили 16 респондентов. 12 человек отметили Ютуб как наиболее востребованный канал информации, 9 информантов просто указали на поисковые системы в общем, 4 человека не смогли выбрать конкретные направления своей деятельности в Сети, по 3 ответа от опрошенных мы зафиксировали с указанием на мессенджеры, новостные сайты как наиболее интересующие платформы для получения информации и реализации потребностей в сетевой коммуникации. Еще 3 человека не смогли ответить на этот вопрос, двое отметили, что нет такого сайта, который бы их интересовал. В целом исследование показало, что большинство респондентов используют Интернет в качестве доступа к социальным сетям, с помощью которых они общаются с другими людьми или же работают.
Вопрос о программах, которые смотрят респонденты в Сети, позволил получить от них ответы, подтверждающие данные о том, что большинство опрошенных используют Интернет для общения, для отдыха и развлечений. 33 человека отметили, что чаще всего смотрят развлекательные программы, 12 - юмористические, 15 - новостные, 10 - документальные. Всего 6 респондентов сообщили, что используют обучающие программы Сети. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что интернет для молодежи - некая замена телевидению, так как именно развлекательные программы всегда притягивали большинство зрителей к «голубому экрану».
Бесконтрольное времяпрепровождение, посещение сомнительных сайтов и игры приводят к формированию так называемой компьютерной зависимости, которая сейчас ставится в один ряд с алкоголизмом и наркоманией. Однако в ходе нашего исследования респонденты рассуждали не так однозначно. Мнение большинства опрошенных состоит в том, что компьютерные игры - способ отдохнуть от проблем, уйти на время в другую реальность - оно характерно для 25 человек, 17 респондентов считают, что увлечение компьютерными играми мешает обыденной жизни, так как отнимает много времени, разрушает человека с психической точки зрения и меняет его поведение в сторону неадекватного. Еще 17 информантов сообщили, что игромания - это болезнь, которая ведет к деградации человека. 7 человек пришли к мнению, что такое состояние пока не поддается медицинской коррекции, поэтому и является проблемой, 6 человек не смогли ответить на вопрос, четверо не считают игроманию проблемой. Однако, основываясь на результатах опроса и общей социальной ситуации в стране, следует признать, что меры по борьбе с игровой зависимостью необходимы в современной нам реальности. Да, подобное состояние человека немного отличается от других типов зависимости, но работа с пациентами такого рода просто необходима. Успешная терапия не только обеспечит выздоровление пациента, но и поможет ему вернуться к нормальной реальной жизни. Однако нельзя забывать, что просто подавлять зависимость не имеет смысла, это приведет лишь к озлобленности и замкнутости человека,
страдающего игроманией, необходимо устранить все психологические проблемы, которые «тянут» его в виртуальную реальность. Терапия должна учитывать множество взаимосвязанных факторов, которые до сих пор так и не изучены до конца современной наукой [3, с. 64].
Актуальным остается вопрос контроля времени, проведенного индивидом в Интернете. В ходе нашего социологического опроса мы получили от респондентов противоречивые ответы на него. 43 человека отметили, что это личное дело индивида, что каждый должен решать, сколько времени он будет проводить в Сети и на что оно будет потрачено. 26 участников исследования согласны с тем, что время необходимо регламентировать. 5 человек сошлись во мнении, что контроль не нужен, двое не смогли ответить на поставленный вопрос. На наш взгляд, контроль должен осуществляться со стороны органов власти хотя бы в виде ограничений посещения сайтов сомнительного характера, должен проводиться мониторинг групп в социальных сетях для предотвращения негативных последствий подобной коммуникации в плане безопасности социума.
Проведенное исследование демонстрирует, что большинство опрошенных используют Интернет для отдыха и развлечений, имеют несколько активных аккаунтов в социальных сетях. Кроме этого, почти все респонденты считают, что компьютерные игры - это проблема, которую необходимо решать на государственном уровне, но в то же время они против, если кто-то будет контролировать время, проведенное ими в Интернете.
В качестве выводов следует сказать следующее.
Исследование показало, что опрошенная молодежь тратит много времени на «сидение» в Интернете чаще всего с целью развлечения и отдыха. У большинства есть несколько активных аккаунтов, которые они используют для разных целей. Подавляющее число респондентов заявили, что не готовы отказаться от использования Интернета, но при этом модели виртуального поведения стараются не переносить из Сети в реальную жизнь. Также, большинство опрошенных считает, что компьютерные игры - это реальная проблема современности, и ее необходимо решать. Но в то же время вопрос контроля времени, проводимого в Интернете, - на их взгляд, дело каждого.
Особенно опасна, по мнению участников исследования, крайняя степень интернет-зависимости, которая приводит к полному разрыву социальных связей человека. Однако подобные последствия можно предотвратить с помощью грамотных управленческих решений и коррекции молодежной политики. Необходимо учитывать интересы и потребности современной молодежи и не допускать, чтобы представители «бунтарской» ее части ушли в Сеть, где у них появилось бы больше возможностей влиять на развитие социума, используя возможности интернет-сообществ для психологической обработки восприимчивых индивидов.
В целом можно сказать, что процессы социализации современной молодежи, во многом определяемые последствиями цифровизации и активным внедрением Интернета в повседневную жизнь, нуждаются в централизованном, государственном контроле при относительной коммуникативной свободе молодых людей. На наш взгляд, регламентация процессов интернет-взаимодействия - первоочерёдная задача органов власти, родителей и представителей системы образования, так как молодежь - это активная, деятельная часть социума, которая воплощает в себе будущее любой страны.
Список источников:
1. Торсунов Р.А. Роль и влияние СМИ на социализацию молодежи в современной России // Синергия наук. 2016. № 6. С. 701-706.
2. Соколова М.В., Шаповалова И.С. Специфика Интернет-среды как средства социализации молодежи // Аллея Науки.2017. № 10. С. 214-220.
3. Шаров К.С. Онлайн-видеоигры как фактор социальных девиаций // Ценности и смыслы. 2015. № 3 (37). С. 52-65.
Информация об авторе
Д.О. Никитина - аспирант факультета социальных технологий, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия.
Information about the author
D.O. Nikitina - PhD student, Department of Social Technology, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.04.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.12.2020; Принята к публикации / Accepted for publication 27.05.2021.