«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» УДК 316.614
Антоненко Виктория Валерьевна
Antonenko Victoria Valerievna Студентка Student
Кубанский государственный университет Kuban State University
ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ПОДРОСТКА
INTERNET AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF A TEENAGER'S
PERSONALITY
Аннотация: Трансформационные процессы современного общества приводят к кардинальным изменениям социальных институтов, усложнению социальной жизни, размыванию традиционных ценностей, норм и установок, и, как следствие, к трудностям в осуществлении успешной социализации подрастающим поколением. В статье рассматриваются основные причины данных изменений, в частности, роль глобальной сети Интернет в процессе социализации подростков. Автор акцентирует внимание на сильной вовлеченности современных подростков в виртуальную среду, что нередко формирует у них интернет-зависимость.
Abstract: The transformation processes of modern society lead to drastic changes in social institutions, complication of social life, erosion of traditional values, norms and attitudes, and, as a result, to difficulties in implementing successful socialization of the younger generation. The article discusses the main reasons for these changes, in particular, the role of the global Internet in the process of socialization of adolescents. The author focuses on the strong involvement of modern teenagers in the virtual environment, which forms their Internet addiction.
Ключевые слова: социализация, подростковая социализация, информационное общество, Интернет, виртуальная среда, вовлеченность, интернет-зависимость.
Key words: socialization, adolescent socialization, information society, Internet, virtual environment, engagement, Internet addiction.
Человек в течение всей своей жизни приспосабливается к изменениям окружающей его социальной действительности, усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности и культуру общества, в котором живет. Одновременно с этим, он формирует собственное отношение к миру, создает собственные шаблоны поведения, ценности и др. В итоге, в процессе этих приспособлений и изменений индивид трансформируется в личность, имеющую собственную точку зрения, ориентации и установки, т.е. он социализируется.
В условиях общественных трансформаций, которые переживает современное общество, эти процессы усложняются, обнаруживаются сложные противоречия, что создает угрозу для формирования полноценной личности.
Важно отметить, что социализация - это непрерывный процесс, который необходим для успешного функционирования человека в обществе. Он активно изучался на протяжении многих лет и нашел отражение в трудах таких социологов и психологов как Ж. Пиаже, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Дж. Г. Мида, Т. Парсонса, Н. Смелзера и др.
Так, Э. Дюркгейм, подчеркивая важность роли общества в становлении человека, основную функцию социализации видел в приобщении индивидов к «коллективному сознанию» на основе установления однородности и целостности общества, наделении личности умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных [1, с. 107]. Представитель интеракционистского подхода Ч. Кули отмечал, что человек как полноценная личность не может формироваться вне общественного влияния, а сознание человека имеет социальную сторону и рождается только в общении с другими людьми [2, с. 187].
Большое значение для понимания процесса социализации имеет и концепция представителя структурного функционализма Т. Парсонса, где социализация есть процесс, который обеспечивает сохранение и функционирование социальных систем на всех уровнях социальной жизни. Ученый утверждал, что главной задачей социализации является адаптация индивидов к окружающей социальной среде, и поэтому она является первым средством поддержания социального равновесия и порядка [3, с. 144].
Итак, мы видим, что социализация - это важный процесс не только для становления личности, но и для устойчивого функционирования общества в целом. Однако сегодня, в условиях динамично развивающегося общества, в связи с переменами в политической и социально-экономической сферах жизни, все чаще возникают трудности с осуществлением успешной социализации. Трансформационные процессы приводят к кардинальным изменениям общества и социальных институтов, усложнению социальной жизни, размыванию традиционных ценностей, норм и установок. Таким «испытаниям» в первую очередь подвергается подрастающее поколение, как та часть социума, которая только усваивает основные стандарты и нормы общества и начинает формировать собственные.
В современном информационном обществе на процесс социализации колоссальное влияние оказывает виртуальная реальность сети Интернет. Так на начало 2020 года аудитория Интернета насчитывает 4,54 миллиарда человек во всем мире, что на 298 миллионов (7%) больше, чем в предыдущем году [4]. Такая статистика говорит о глобальной вовлеченности людей в виртуальную среду, которая неоднозначна по своим последствиям и наряду с позитивными моментами создает многочисленные проблемы для общества и индивида.
Согласно результатам исследования «Растим детей в эпоху Интернета», проведенного в 2016 году 56% несовершеннолетних пользователей в России не могут обойтись без Интернета, а 68% почти постоянно находятся в Сетях, используя их для виртуального общения, развлечений и получения информации [5].
Таким образом, одной из актуальных проблем современности является влияние Интернета на социализацию подростков, изучение данной проблемы представляет научный и практический интерес.
Исследованиям социализации в условиях информатизации и внедрения во все сферы жизнедеятельности Интерната посвящены работы Самыгина С.И. и Попова М.Ю. [6], Лисенковой А.А. и Мельниковой А.Ю. [7], Лучинкиной А.И. [8] и др., в которых не только рассмотрен сам процесс социализации и
особенности его протекания в динамичных условиях развития общества, но и изучены возможности влияния информационно-коммуникационных технологий, а в частности Интернета, на социализацию молодого поколения. Также большой вклад в понимание данной темы внесли социологические исследования Г. Солдатовой [9], О.А. Карабановой и С.В. Молчанова [10], А.С. Максимова и Л. М. Мануйлова [11], посвященные изучению социализации подростков в современном обществе в условиях Интернета.
В связи с этим, нами было проведено социологическое исследование, направленное на изучение роли глобальной сети Интернет в процессе социализации подростков. Объектом нашего исследования являются подростки - учащиеся МБОУ СОШ №14 села Гай-Кодзор Краснодарского края в возрасте от 14 до 17 лет. В ходе исследования последовательно решались следующие задачи: определить степень вовлеченности современных подростков в глобальную сеть Интернет; выяснить наиболее распространённые цели использования Интернета; определить наличие зависимости у подростков от сети Интернет.
Исследование проводилось на период с марта по апрель 2020 года с использованием метода анкетирования. Выборочная совокупность в исследовании составила 50 школьников в возрасте от 14 до 17 лет с равным распределением по полу.
Исследование показало стопроцентную вовлеченность подростков в глобальную сеть Интернет. При этом 88% респондентов пользуются Интернетом ежедневно, 8% - чаще 2-3 раз в неделю, по 2% - очень редко и 2-3 раза в неделю (рис. 1).
■ ежедневно
■ 2-3 раза в неделю чаще 2-3 раз в неделю очень редко
Рис. 1. Частота пользования Интернетом, %.
В какой степени пользование Интернетом в представлениях подростков помогает им адаптироваться в условиях современного общества? Согласно ответам подавляющее большинство (78%) респондентов уверены, что Интернет способствует их адаптации в современном мире. 8% считают, что Интернет не выполняет такую функцию, хотя указали, что пользуются Интернетом ежедневно. У 14% опрошенных данный вопрос вызвал затруднение (рис. 2).
■ да нет
затрудняюсь ответить
Рис. 2. Роль Интернета в адаптации в современном мире, %.
Важным моментом в социализации подростка является получение опыта и знаний, накопленных предшествующими поколениями. Традиционно эту функцию выполняли семья и школа. На вопрос: «Куда/ к кому Вы обращаетесь в первую очередь, когда хотите получить ответ на интересующие Вас вопросы?» примерно равное количество опрошенных указали родителей/родственников (44%) и Интернет (40%). Таким образом, несмотря на то, что институт семьи претерпевает изменения, он продолжает сохранять ведущие позиции в процессе социализации. Однако сегодня серьезной альтернативой ему выступает Интернет. В то же время такой институт, как образование утрачивает свои позиции, его опережает общение со сверстниками: 6% респондентов обращаются за помощью к учителям, и 10% - к друзьям (рис. 3).
■друзья родители/родств енникн ■учителя интернет
Рис. 3. Источники получения информации, %.
Таким образом, Интернет стал неотъемлемой частью жизни людей, которые приобщаются к нему с ранних лет. Он играет огромную роль для подрастающего поколения, которое живет в мире информационных технологий, и умение пользоваться технологиями гарантирует успешность социализации в информационном обществе.
С какой целью современные подростки используют Интернет? Больше половины опрошенных (52%) используют Интернет в развлекательных целях (игры, музыка, фильмы). 40% используют его для поиска необходимой
информации. В основном это респонденты в возрасте 17 лет, которые более осознанно подходят к пользованию Интернетом и чаще других видят в нем источник информации. 8% указали, что используют Интернет для общения и поиска новых друзей. Вероятно, это связано с тем, что большинство подростков много времени проводят в образовательной среде, где каждый день сталкиваются с большим количеством сверстников и не нуждаются в дополнительном общении (рис. 4).
Рис. 4. Цели использования Интернета, %.
При этом важно понимать, что интернет-пространство наряду с полезной и позитивной информацией содержит и негативный контент, который может отрицательно влиять на формирование личности. В этой связи респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале, какая информация, по их мнению, преобладает в Интернете (где 1 - полезная, достоверная, познавательная, а 5 -вредная, ложная). Результаты опроса показали, что большая часть респондентов затрудняется и часто не может конкретно отнести информацию из интернет-источников к положительному или отрицательному полюсу, т.е. выбирают промежуточный вариант. Так 42% респондентов выбрали среднее значение, т.е. не отнесли ее ни к полезной, ни к вредной. Однако доминирует все же положительная оценка информации в Интернете, т.е. суммарно больше респондентов склонны считать ее полезной (54%), нежели вредной (4%) (рис. 5).
Рис. 5. Характеристика информации по полезности/вредности, %.
Оценивая информацию по степени познавательности /развлекательности, 56% респондентов также выбрали «середину». Однако в данном случае доля ответов, оценивающих информацию как познавательную и как развлекательную фактически одинакова (24% и 20% соответственно) (рис. 6).
60 56
40
£
20 14 Ю 16
. ■ -1 2 Познав агельная ■ _■ .1
3 4 5 Р азвлекагельная
Рис. 6. Характеристика информации в Интернете по степени познавательности/развлекательности, %.
В безусловной достоверности информации из интернет-источников уверены только 16% респондентов, 32% склонны считать ее скорее достоверной, 4% - скорее ложной и только 2% безусловно ложной. 46% респондентов также, как и в предыдущем вопросе заняли промежуточную позицию (рис. 7).
2
5
Ложная
Рис. 7. Характеристика информации по достоверности/ложности, %.
Оценивая информацию, полученную в Интернете как полезную для себя лично по шестибалльной шкале (где 1 - совсем не полезная, а 6 - крайне полезная), чуть меньше половины респондентов (48%) выбрали 5, т.е. склонны относить ее к полезной. Только 16% безоговорочно уверены в ее полезности. Никто из опрошенных не оценил информацию в минимальный балл по шкале, т.е. не выбрали 1 (рис. 8).
Рис. 8. Полезность информации лично для респондента, %.
В ходе исследования было обнаружено, что респонденты по-разному видят возможность влияние Интернета на них самих. Так, отвечая на вопрос «Как Вы считаете, оказывает ли Интернет влияние на Вас?», мнения респондентов разделились практически пополам: 52% считают, что Интернет оказывает влияние на них, 48% - отрицают такое влияние. Чаще всего это подростки в возрасте 14-15 лет.
Интересно, что, среди тех, кто считает, что Интернет все-таки оказывает на них влияние, при ответе на вопрос: «Какое преимущественно влияние на Вас оказывает Интернет?» склонны оценивать его как положительное (в сумме 84,6%). Только один респондент оценил влияние Интернета скорее отрицательно (рис. 9).
Положительное Отрицательное
Рис. 9. Характер влияния Интернета на респондентов, %.
Здесь же респондентам предлагалось пояснить свой ответ. Были даны следующие пояснения положительного влияния Интернета: Могу понять то, что не понимала ранее; Получаю познавательную информацию; Узнаю ответы на вопросы; Получаю новые знания. Пояснения к негативному влиянию: Портится зрение; Много вредной информации.
Таким образом, возможно, в силу своего юного возраста многие респонденты не осознают и недооценивают возможность негативного влияния Интернета для них самих. Они склонны чаще всего рассматривать Интернет как источник полезной информации, которая оказывает положительное влияние. При этом подросткам трудно однозначно оценить характер информации, ее правдивость и полезность. Это можно объяснить с одной стороны, большим разнообразим интернет-источников, обладающих разной информаций, с другой отсутствием необходимого жизненного опыта и несформированностью критериев, позволяющих конкретно оценивать информацию.
В числе задач, поставленных в исследовании, необходимо было выявить наличие зависимости у подростков от сети Интернет. Сначала мы попытались определить, сколько времени подростки проводят в Интернете. Около половины опрошенных проводят в Интернете более 3 часов в день (48%), 22% от 1 до 2-х часов, 12% находятся в Интернете менее часа. При этом почти пятая часть - 18% ежедневно находится в Интернете более 6 часов. Это преимущественно подростки в возрасте 16 лет (рис. 10).
■ менее часа % л 1-2 часа
более 3 часов более 6 часов
Рис. 10. Время проведения в Интернете за день (в часах), %.
Выявить интернет-зависимость у подростков помогает вопрос, связанный с чрезмерным посещением Интернета. Исходя из полученных данных, 40% респондентов часто выходят в Интернет без объективной причины, 34% -иногда, 18% - редко. И только 8% опрошенных утверждают, что пользуются данными ресурсами только по необходимости (рис. 11).
■ часто редко иногда никогда
Рис. 11. Частота выхода в Интернет без объективной причины, %.
Причем среди респондентов, входящих в последнюю группу, преобладают подростки старшего подросткового возраста (16-17 лет), что может свидетельствовать о более сформировавшихся жизненных ценностях и представлениях, более высоком уровне личного самоконтроля.
Респондентам также был задан вопрос: «Бывает ли, что Вы проводите в Интернете больше времени, чем планировали?» 36% отметили, что иногда проводят в Интернете больше времени, чем планировали, 30% - редко, 8% -
никогда. При этом 26% респондентов признают, что проводят в Интернете свыше запланированного. Это в основном подростки в возрасте 14-15 лет. (рис. 12).
Рис. 12. Нахождение в Интернете свыше запланированного времени, %.
Интересным является то, что при ответе на вопрос: «Кажется ли Вам, что Вы проводите в Интернете слишком много времени?» больше половины респондентов (58%) дали ответ «Нет». Только 32% осознают, что у них есть сильная вовлеченность в Интернет (рис. 13).
Рис. 13. Осознание чрезмерного времяпрепровождения в Интернете, %.
Для получения более подробной информации о пользовании Интернетом был задан следующий вопрос: «Как часто Вам трудно заставить себя выйти из Интернета?». 46% респондентов уверены, что выход из Интернета никогда не является трудностью для них, для 24% выход редко и иногда представляется трудностью. Но есть и та часть респондентов (6%), кто ощущает зависимость от «виртуальной жизни» и часто затрудняется выйти из Интернета. В основном это респонденты в возрасте 14-15 лет (рис. 14).
Рис. 14. Трудность выхода из или Интернета, %.
Таким образом, у части подростков действительно наблюдается интернет-зависимость, хотя большая часть этого не осознает. Подростки часто без причины выходят в Интернет, долго задерживаются в виртуальном мире, не осознавая этого и не имея силы покинуть интернет-пространство. Преимущественно такое поведение характерно для возрастной группы 14-15 лет.
Часто Интернет становится альтернативой реальному общению, совместному времяпрепровождению с родителями или друзьями? На основе полученных данных можно сделать вывод, что большая часть респондентов положительно относится к реальному общению и не пренебрегает им, как и совместным времяпрепровождением с родителями или друзьями. То есть половина опрошенных (50%) вобрали вариант ответа «никогда», 24% -«иногда», 20% - «редко». Только 6% часто отдают предпочтение Интернету (рис.
15).
■ часто редко иногда никогда
Рис. 15. Частота пренебрежения реальным общением, совместным времяпрепровождением с родителями или друзьями, %.
Для установления корреляции с исследованием Максимова А.С. и Мануйловой Л.М («Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов») [11], мы задали подросткам вопрос: «Ощущаете ли Вы, что общаться с людьми в Интернете Вам легче, нежели в реальной жизни?». На основе полученных данных можно сделать вывод, что две трети респондентов (68%) не испытывают
трудности общения в реальной жизни. Однако 16% все-таки ощущают трудности такого рода, что подтверждает один из негативных аспектов влияния Интернета на социализацию подростков, который также был указан авторами в вышеупомянутом исследовании (рис. 16).
■ да нет
затрудняюсь огвешгъ
Рис. 16. Трудности общения в реальной жизни, %.
Как показывает статистика, ситуация с сильной вовлеченностью и зависимостью подростков от Интернета не столь критична. Большая часть опрошенных все же отдают предпочтение реальному общению, нежели виртуальному и не испытывают трудностей в этом вопросе. Однако следует обратить внимание родителям подростков, которые больше стремятся к проведению досуга и общению в Интернете. Возможно они чувствуют потребность в общении, недополучая его от окружения, либо испытывают определенные комплексы, мешающие им наладить коммуникацию в реальной жизни.
В заключении, для проверки гипотезы о наличии зависимости подростков от Интернета, были заданы два вопроса: «Вызывает ли у Вас тревогу исчезновение доступа к Интернету?» и «Как долго могли бы Вы обойтись без использования Интернета?».
На первый вопрос больше половины респондентов ответили отрицательно, т.е. исчезновение доступа к Интернету у 56% респондентов не вызывает тревогу. Тревожность наблюдается только у 28%, причем с превалирующей долей респондентов в возрасте 14-15 лет, что подтверждает предыдущие выводы о том, что именно эта категория сильнее всего подвержена влиянию со стороны Интернета. 16% затруднились ответить (рис. 17).
■ да, вызывает
нет, не вызывает
затрудняюсь ответить
Рис. 17. Тревога при исчезновении доступа к Интернету, %.
На второй вопрос 76% респондентов дали ответ, что смогут обойтись без Интернета более суток, 8% - сутки, 4% - более 1-2 часов. Однако 3 человека (6%) признались, что не смогли бы обойтись без Интернета менее часа, что говорит о зависимости части подростков от онлайн-среды. Интересно, что у такого же количества респондентов (6%) данный вопрос вызвал затруднение. Однако положительным является то, что все респонденты смогли бы обойтись без Интернета, если это понадобится (т.е. не выбрали вариант ответа «не смог(-ла) бы») (рис. 18).
■ менее часа более 1-2 часов
1 сутки более суток не смог(-ла) бы
■ затрудняюсь ответить
юльзования Интернета, %.
Резюмируя, можно сделать вывод, что несмотря на то, что большая часть опрошенных подростков не признают наличие интернет-зависимости у себя, у основной части наблюдается склонность к ней. Полученные данные показывают, что наиболее подверженными влиянию со стороны Интернета являются подростки в возрасте 14-15 лет. Именно они чаще всего пренебрегают реальным общением, важным делом, долго проводят время в Интернете, испытывают трудности коммуникации в реальной жизни, что становится препятствием их успешной социализации. Особую проблему составляет и то, что в силу юного возраста они не видят опасности в Интернете, а информация из интернет-источников, по их мнению, носит преимущественно положительный характер.
Однако, несмотря на то, что все без исключения респонденты используют Интернет ежедневно, многие стараются контролировать данный процесс. При
Рис. 18. Возможное время отказа от
этом осознают, что сегодня Интернет стал неотъемлемой частью их жизни и играет в ней важную роль. Умение хорошо пользоваться «достижениями» информационного общества гарантирует им возможность успешной социализации и жизнедеятельности в будущем.
Таким образом, Интернет играет противоречивую роль в социализации современных подростков, оказывает на них как позитивное, так и негативное влияние.
Библиографический список:
1. Дюркгейм, Э. Д. Социология образования : монография / Э. Д. Дюркгейм. - Москва : Директ-Медиа, 2007. - 115 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26510 (дата обращения: 30.03.2020). - ISBN 978-5-94865-944-2. - Текст : электронный.
2. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули. -Москва : Идея-Пресс, 2000. - 209 с.
3. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; под ред. В. Ф. Чесноковой. - Москва : Академический проект, 2002. - 417 с. - URL: http://www.pavroz.ru/files/parsonsosistemah.pdf (дата обращения: 30.03.2020). -ISSN 5-8291-0242-0. - Текст: электронный.
4. Digital 2020 // Отчет. 28 февраля 2020 : [сайт]. - URL: https://vc.ru/future/109699-internet-2020-v-rossii-i-mire-statistika-i-trendy (дата обращения: 18.04.2020). - Текст : электронный.
5. Kaspersky // Результаты исследования «Растим детей в эпоху Интернета». 12 мая 2016 : [сайт]. - URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2016_news-12-05-16 (дата обращения: 21.04.2020). - Текст : электронный.
6. Самыгин, С. И., Социальные сети как социальный институт социализации молодежи / С. И. Самыгин, М. Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 5. - С. 46-49. -
7. Лисенкова, А. А. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи / А. А. Лисенкова, А. Ю. Мельникова // Гуманитарные науки в России. - 2017. - № 4. - С. 322-329. - URL: http://libartrus.com/arch/files/2017/4/04_170316_Lisenkova_v3_322-329.pdf (дата обращения 23.04.2020). - Текст : электронный.
8. Лучинкина, А. И. Особенности социализации интернет-пользователей / А. И. Лучинкина // Гуманитарные науки. - 2016. - № 2. - С. 137-140.
9. Солдатова, Г. У. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 3. - С. 39-51. - URL: http://npsyj .ru/pdf/npj-no 15-2014/npj_no 15_2014_39-51.pdf (дата обращения: 26.04.2020). - Текст : электронный.
10. Карабанова, О. А. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков / О. А. Карабанова, С. В. Молчанов // Национальный психологический журнал. - 2018.
- № 3. - С. 37-46. - URL: http://npsyj.ru/pdf/npj-no31-2018/npj_m31_2018_037-046.pdf (дата обращения: 26.04.2020). - Текст : электронный.
11. Максимов, А. С. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов / А. С. Максимов, Л. М. Мануйлова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - №. 1 - С. 94-100.
© В.В. Антоненко, 2020
УДК 316.444.5
Ефремова Евгения Анатольевна Efremova Evgeniya Anatolievna
Аспирант Graduate student
Новосибирский государственный университет экономики и управления Novosibirsk State University of Economics and Management
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
PROFESSIONAL MOBILITY OF YOUTH AND TRENDS OF MODERN
SOCIETY
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые вопросы профессиональной мобильности молодежи. В настоящее время актуализируется интерес к этой проблеме в связи с новыми социальными реальностями. В заключении подчеркивается необходимость управления профессиональной мобильностью в условиях различных социальных практик.
Abstract: The article deals with some issues of professional mobility of youth. At present, interest in this problem is being actualized in connection with new social realities. The conclusion stresses the need to manage professional mobility in the context of various social practices.
Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, личность, молодежь, индивидуальная траектория развития.
Key words: mobility, professional mobility, personality, youth, individual development trajectory.
Проблема исследования сущностных аспектов профессиональной мобильности неизбежно связана с изменениями, происходящими в социуме. Современное общество характеризуется высокой степенью динамичности, неопределенности, непредсказуемости, сложности [1; 2; 3; 4], отсутствием единого вектора социального развития для молодежи, что обуславливает многовариативность тенденций, влияющих на профессиональную мобильность. Но если раньше социальные перспективы для молодежи были достаточно определёнными, то сейчас быстрые изменения обуславливают необходимость