Научная статья на тему 'Социализация подростка в процессе интернет-общения'

Социализация подростка в процессе интернет-общения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1000
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / INTERNET AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА / СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК / MODERN TEENAGER / ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ / INTERNET COMMUNICATION / SOCIALIZATION OF A TEENAGER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Молостова Наталья Юрьевна, Арютина Дарья Николаевна

В данной статье рассматривается возрастающая значимость интернета в процессе социализации современного подростка. Приводятся результаты исследования специфики интернет-общения подростков, его места в повседневной жизни современных старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of teenagers in the process of online communication

The article focuses on the “Internet” as a sociocultural phenomenon and its increasing importance in the process of socialization of modern teenagers. The article analyzes the results of a study of the peculiarities of Internet communication of teenagers, its place in everyday life of modern youth.

Текст научной работы на тему «Социализация подростка в процессе интернет-общения»

л

н ^ Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова, Д.Н. Арютина

В данной статье рассматривается возрастающая значимость интернета в процессе социализации современного подростка. Приводятся результаты исследования специфики интернет-общения подростков, его места в повседневной жизни современных старшеклассников.

Ключевые слова: интернет как социокультурный феномен, социализация, социализация подростка, современный подросток, интернет-общение.

Интернет имеет возрастающую социальную значимость, став полноправным социальным институтом. Количество пользователей интернета в России в марте 2017 г. достигла 87 млн человек, что составляет 71% от населения страны, при этом 66 млн человек (54% населения РФ) пользуются интернетом хотя бы 1 раз в месяц через мобильные устройства, а 20 млн человек (16% населения страны) - только с мобильных устройств [1]. Поэтому можно сказать, что интернет распространился повсеместно. Для старших школьников Интернет - это информационная среда, в которой они проводят значительную часть своего времени, участвуя в экономической, научной, политической, культурной жизни общества, или же просто играя, коммуницируя друг с другом через социальные сети. Представляет интерес вопрос, каким образом это влияет на способность подростков социализироваться в реальной жизни.

В современном мире понятие «социализация» имеет несколько значений. Это связано с тем, что данное понятие является междисциплинарным и используется во многих направлениях: социологии, психологии, педагогике, философии и т.д. Данная работа будет опираться на определение социализации Д.Н. Дубровина, Д.И. Фельдштейна, Г.М. Андреевой и др. Они рассматривают социализацию как двоякий процесс. Во-первых, социализация - это процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), социализация противостоит индивидуализации, хотя одновременно и взаимосвязана с ней. Во-вторых, социализация - это реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации - индивидуализации, где происходит формирование собственно социального как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется

Социализация подростка в процессе интернет-общения

ее г^

становление значимого в своей индивидуальности субъекта. Личност- Е ное становление ребенка рассматривается как процесс реализации в нем § ® индивидуально-социального (индивидуального освоения социального 5 ° и индивидуального отторжения и воспроизводства социального). В про- 1 1 цессе социализации - индивидуализации (т.е. в процессе социально- | 2 го созревания) осуществляется как осознание, освоение (присвоение) о § и реализация (с учетом индивидуальных особенностей - темперамента, ч о характера, способностей и пр.) социальных норм, принципов, отноше- с ний, так и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения). Как отмечает Д.И. Фельдштейн, социализация по своей сути - это движение, а не ряд локальных действий присвоения. Поэтому чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств, с другой - отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его Я, раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы [2].

В своем исследование С.Б. Цымбаленко проводит данные, что дети, пользующиеся интернетом, значительно больше общаются со сверстниками, родителями, ходят в кружки и на свидания. Подростки, которые не пользуются интернетом, уделяют больше времени книгам, играм и увлекаются спортом. Для подростков, которые пользуются интернетом, более важна информация о жизни друзей и близких, т.е. они более ориентированы на другого, нежели противоположная группа исследуемых [3].

В Интернете существует также определенный язык, который используют его активные пользователи как в онлайн-среде, так и в реальной жизни. Поэтому подросток, который находится в компании людей, использующих подобные слова, попросту не сможет взаимодействовать с этой группой лиц. То же самое касается обсуждения популярных видеороликов или видеоблогеров, которые также являются значимой частью интернет-жизни.

В своем исследовании С.Б. Цымбаленко опровергает распространенный миф о массовом увлечении подростков информацией о сексе, вредных привычках. Лишь 3% респондентов считают важной для себя сведения о сексе, интимной жизни. Наиболее важной для респондентов информацией являются сведения по своим увлечениям (20%), о жизни друзей и знакомых (12%), о спорте (12%), жизни и здоровье родных и близких (10%). Далее следует школьная жизнь и учеба (7%), наука и техника (7%), о себе и своей жизни (6%), о ситуации в мире (6%),

cc g

об интернет-пространстве, компьютерных играх (5%) [3]. Вместе с тем, по мнению подростков и экспертов, вызывают тревогу ресурсы, кото-S. | рые остаются незамеченными для общественности как опасные. Все Е т больше сайтов и рекламы, которые пропагандируют слишком высокий § уровень потребления. К особо опасным можно отнести видео насилия, издевательств подростков друг над другом (кибербуллинг). Существует с немало сайтов, связанных с ненавистническим контентом, в социальных сетях есть группы ненависти к реальным детям. Появляются тысячи сайтов, которые призывают причинить себе боль и вред.

Таким образом, можно точно сказать, что сейчас Интернет является неотъемлемой частью социализации старшеклассников. Он может оказывать на них как положительное влияние, так и отрицательное. По нашему мнению, ограничение доступа подростков к интернету в целом лишь усложнит им доступ к полезной информации и затруднит процесс социализации в своей среде. В то же время нельзя забывать и о вреде, который может причинить интернет. Различные формы кибербуллинга, пропаганда самовредительства причиняют непоправимый вред самому подростку через замедление или нарушение процесса социализации (а иногда - вред его здоровью и жизни), поэтому родителям необходимо отслеживать активность своего ребенка в интернете, чтобы своевременно выявить и решить возникшую проблему.

Нами было разработано исследование влияния интернет-общения на социализацию подростка. Первым этапом данного исследования было изучение феномена интернет-общения у старшеклассников. В пилотажном исследовании приняло участие 285 подростков возраста 14-18 лет, непосредственно участвующих в интернет-общении. Сбор данных производился с помощью платформы «Google формы» [4]. Респонденты самостоятельно принимали участие в заполнении анкеты из 12 вопросов в онлайн-режиме.

Первый вопрос анкеты был связан с выбором нескольких вариантов ответа и касался целей использования интернета. Самым популярным из представленных целей стало развлечение (просмотр видео развлекательного характера, прослушивание музыки, просмотр фильмов и мемов, игры) - 88%, затем идет общение с друзьями и родственниками и поиск информации для учебы - примерно по 54%, наименее популярным стал вариант «общение с интернет-друзьями, обсуждение интересующих тем на форумах» - 31,6%.

Второй вопрос касался регистрации в социальных сетях: 37% старшеклассников зарегистрированы во всех популярных сетях (ВКонтакте, Twitter, Instagram, Facebook и т.д), 73% - зарегистрированы в 1-2 социальных сетях, нет ни одного старшеклассника, кто не был бы зарегистрирован ни в одной социальной сети.

Третий и четвертый вопросы позволили определить место Интернета в жизни старшеклассника. Результаты были следующими: 31,6% - значительное («это мой основной источник информации»), 29,1% - умеренное («комбинирую интернет и прямое общение»), 23,9% - значительное («это такой же способ общения, как и все остальные»), 5,2% - незначительное («предпочитаю телефон и прямое общение»), 3,2% - предпочитаю не пользоваться / пользуюсь редко. При этом 99,3% подростков ответили, что пользуются интернетом каждый день.

Количество затраченного времени в интернете, в частности, социальных сетях, позволил определить пятый вопрос: 30,2% исследованных старшеклассников проводят в интернете 5-6 часов в день, 28,8% - практически целый день, 25,6% - 3-4 часа в день, 9,8% - 1-2 часа в день и лишь 5,6% - менее часа в день.

При ответе на вопрос «Ощущаете ли вы, что общаться с реальными людьми в социальных сетях легче, нежели в реальной жизни?» мнения разделились практически поровну. Вариант «Да, немного легче» выбрали 29,8% опрашиваемых; «не чувствую разницы» - 29,1%; «да, гораздо легче» - 24,2%; «нет, общаться в реальной жизни легче, чем в социальных сетях» - 16,8%.

На вопрос о некорректном поведение по отношению к другим в Интернете респонденты ответили, что используют нецензурную лексику (58,2%, при этом часть указывала, что используют ее только если это уместно, только по отношению к друзьям или в ответ на агрессию в свою сторону или откровенную глупость собеседника), никогда не вели себя некорректно по отношению к другим 36,1% опрашиваемых. При этом большая часть (84,9%) хотя бы раз подвергались некорректному обращению с собой, 20% из которых подвергаются ему до сих пор.

Внезапное исчезновение Интернета не вызовет тревогу и беспокойство лишь у 7% опрашиваемых, остальные будут ощущать хотя бы небольшой дискомфорт по разным причинам (рис. 1).

Десятый вопрос касался интернет-зависимости: 43,9% считают, что являются интернет-зависимыми и в современном мире без нее никуда; 33% подростков считают, что у них нет интернет-зависимости 23,2% считают себя интернет-зависимыми и хотят сократить время, проводимое в интернете.

Последние два вопроса касались половой принадлежности (58,3% -юноши, 41,7% - девушки) и указания возрастной группы (86,6% -16-18 лет, 13,4% - 14-15 лет).

Данное исследование показало, что большинство старшеклассников пользуются интернетом, зарегистрированы в социальных сетях, проводят в них каждый день 5-6 часов в большинстве своем для поиска развлечений и общения с друзьями, при этом считают, что наличие

о ^

о °°

го ср чд ю

ш о

ы к ы сс ы О

CD ^

ГО О

го CU

сс ы ^ го

о

^

О

X

ы

и

с

интернет-зависимости не является проблемой, т.к. это часть современного мира, и без этого сейчас не обойтись. Также на площадках интернета подростки подвергаются некорректному поведению со стороны других пользователей интернета, при этом не стесняются и сами проявлять некорректное поведение по отношению к другим.

Нет, не вызывает

Небольшой дискомфорт, т.к. пропал быстрый доступ к информации

Да, пропадает доступ к общению

Да, пропадает доступ к СМИ

Да, пропадает доступ к развлечениям

Рис. 1. Ответ на вопрос «Внезапное исчезновение доступа к Интернету вызывает ли у вас тревогу и беспокойство?»

В дальнейшем нами планируется провести исследования, которые будут затрагивать темы своевременного выявления признаков негативного влияния интернета на жизнь старшеклассников и предложения способов правильного преодоления такого влияния.

Библиографический список

1. Доля пользователей интернета в России достигла 71% населения страны. URL: https://ms.online/inteme1^olya-polzovatelei-interneta-v-Rossii-dostigla-71-ot-naseleniya-strani-2017-04-19 (дата обращения: 02.12.2017).

2. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., 1997.

3. Цымбаленко С.Б. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 4.

4. Google-формы. URL: https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/ (дата обращения: 24.12.2017).

Сорокоумова Елена Александровна - доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

E-mail: [email protected]

Молостова Наталья Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент; ведущий научный сотрудник Центра социально-педагогических измерений в образовании, Нижегородский институт развития образования

E-mail: [email protected]

Арютина Дарья Николаевна - магистрант кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

E-mail: [email protected]

Е.А. Sorokoumova, N.Yu. Molostova, D.N. Aryutina

Socialization of teenagers in the process of online communication

The article focuses on the "Internet" as a sociocultural phenomenon and its increasing importance in the process of socialization of modern teenagers. The article analyzes the results of a study of the peculiarities of Internet communication of teenagers, its place in everyday life of modern youth.

Key words: Internet as a sociocultural phenomenon, socialization, socialization of a teenager, modern teenager, Internet communication.

Sorokoumova Elena А. - Dr. Psychol. Hab.; Professor at the Department of Labor Psychology and Psychological Counseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

Molostova Natalia Yu. - PhD in Psychology; leading researcher at the Center for Socio-Pedagogical Measurement in Education, Nizhny Novgorod Institute for Educational Development

Aryutina Daria N. - graduate student of the Chair of Culture and Psychology of Entrepreneurship of the Institute of Economics and Entrepreneurship, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

о

о °°

¡± о

го CP

ч: vo

ш о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.