Научная статья на тему 'Некоторые аспекты роли столичных артистов в развитии Норильского драматического театра имени Маяковского'

Некоторые аспекты роли столичных артистов в развитии Норильского драматического театра имени Маяковского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Норильский драматический театр им. Маяковского / столичные артисты / Mayakovsky Norilsk Drama Theater / metropolitan artists

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — В В. Яловинская

В статье рассматривается проблематика развития Норильского драматического театра имени Маяковского через призму влияния столичных артистов на этот процесс. Исследование опирается на глубокую историографическую традицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the role of the capital’s artists in the development of the Mayakovsky Norilsk Drama Theater

The article examines the problems of the development of the Mayakovsky Norilsk Drama Theater through the prism of the influence of the capital's artists on this process. The research is based on a deep historiographical tradition.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты роли столичных артистов в развитии Норильского драматического театра имени Маяковского»

УДК 93

Некоторые аспекты роли столичных артистов

в развитии Норильского драматического театра имени Маяковского

В.В. Яловинская, Нижегородский государственный педагогический

университет им. К. Минина, Россия, Нижний Новгород; студент;

[email protected].

Науч. рук. к-т. философ. наук, доцент А.Г. Гончарук

Аннотация. В статье рассматривается проблематика развития Норильского драматического театра имени Маяковского через призму влияния столичных артистов на этот процесс. Исследование опирается на глубокую историографическую традицию.

Ключевые слова: Норильский драматический театр им. Маяковского, столичные артисты

Some aspects of the role of the capital's artists in the development of the Mayakovsky Norilsk Drama Theater

V.V. Yalovinskaya, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhny Novgorod; student. Research adviser A.G. Goncharuk

Abstract. The article examines the problems of the development of the Mayakovsky Norilsk Drama Theater through the prism of the influence of the capital's artists on this process. The research is based on a deep historiographical tradition.

Keywords: Mayakovsky Norilsk Drama Theater, metropolitan artists

История возникновения и становления Норильского драматического театра, который носит гордое звание самого северного в мире, неразрывно связана с историей ГУЛАГа и развитием системы исправительных лагерей в Советском Союзе. В частности, известно, что первый лагерь на Таймырском полуострове «Никельстрой» был открыт 1 июля 1935 года, а уже 6 ноября 1941 года в городе Норильске возникает полноценный театр. Причем его основателями и сподвижниками являлись самые настоящие, профессиональные актеры, режиссеры, художники, и музыканты, которые жили здесь, будучи жертвами политических репрессий, бушевавших в этот период. Практически сразу театр стал центром духовной жизни Заполярья. Здесь постоянно проводились различные смотры художественной самодеятельности, в которых принимали участие представители практически всей лагерной системы региона [5, С. 71].

Должность художественного руководителя, только что созданного театра, досталась профессиональному режиссеру М.Н. Гладкову, под руководством которого были поставлены такие спектакли как «Жди меня» К. Симонова и «Поздняя любовь» А.Н. Островского. Важную роль в деятельности театра сыграл художник Аркадий Дадулад, под руководством

181

которого в течение 40-х начала 50-х годов театр стал активно использовать приемы реалистичной сценографии, то есть использования объемных и максимально правдоподобных декораций. В условиях лагеря созданием декораций занимались непосредственно участники театральной труппы, что приводило к созданию весьма и весьма самобытных украшений и реквизита. В конечном итоге, это порождало авторское видение декораций и реквизита, необходимых для конкретной постановки. Однако, важно понимать, что условия лагеря подразумевали жесткую цензуру, в частности все созданные декорации проходили жесткий отбор на предмет реалистичности и в то же время - масштабности и соотношении реквизита с размерами сцены и реалистичности габаритов в конкретной сцене. О том, что театр в Норильске весьма быстро стал центром духовной жизни всего региона, говорит хотя бы тот факт, что уже через несколько лет, в середине 40-х годов, о постановках театра писали зарубежные газеты. В частности, в архивах сохранилась статья «Нью-Йорк Геральд» от 29 сентября 1944 года говорилось следующее: «В Норильске имеется полноценный театр, хотя город находится на Севере Сибири, в краю вечной мерзлоты и ледяной пустыни» [5, С. 72].

Как известно, в середине 50-х годов в стране произошла смена внутриполитического режима, что в значительной степени вызвало отказ от репрессивных мероприятий. В новых реалиях полноценный и действующий на регулярной основе театр перешел в ведение администрации города Норильска и стал полноценной штатной организацией. С этого момента театральная деятельность становится полностью профессиональной, в Норильск начинают приезжать специалисты с опытом работы в ведущих театрах Москвы и других крупных центров театральной жизни страны. Благодаря сохранившимся архивным заметкам можно сделать вывод, что в 1965 году вся труппа театра состояла из выпускников ЛГИТМиКа, что конечно же свидетельствует о практике обязательного распределения, но в тоже время, говорит и о концентрации духовной жизни региона именно в Норильске [1, С. 80].

Репертуар театра в этот период отражал, прежде всего, наиболее актуальные для людей проблемы и идеи. В частности, очень популярна была тема производства и взаимодействия человека и природы в краю вечной мерзлоты - то есть такие темы, которые были близки жителям индустриального центра Заполярья.

В архивах сохранились сведения о постановке под названием «Вас вызывает Таймыр», посвященной периоду возникновения в регионе крупного промышленного производства и покорении человеком ледяной пустыни. Благодаря воспоминаниям участников тех событий, а так же документальному материалу, прежде всего фотографиям, удалось в достаточной мере реалистично воссоздать некоторые эпизоды этого периода и перенести их в рамки драматической постановки. Особый упор, при этом, был сделан на декорации. Первая же сцена демонстрировала людям нарисованный масштабный пейзаж края вечной мерзлоты. Невероятно живописная картина сопровождалась слабым освещением и звуками песнопений северных народов

и завываниями ветра. Однако, уже в следующей сцене, зрители видели картину промышленного строительства, сопровождавшуюся ярким освещением, а на сцене оказывались декорации в виде различных металлических труб и механизмов. При этом действие соответственно получало стремительное развитие [5, С. 72].

Имеющиеся сведения позволяют сделать вывод о том, что со второй половины 50-х годов театр Норильска развивался по тому же пути, что и большинство других театров региона, и поэтому, в рамках заявленной темы, можно рассмотреть общую картину театральной жизни в Сибири во второй половине XX века.

Помимо всего прочего, здесь отражалась и важнейшая тенденция в развитии культурно-просветительской политики государства в этот период. Первостепенной задачей виделось создание однородной культуры, культуры, которую очень легко контролировать. Ярким доказательством этого служит постановление ЦК КПСС от 1969 года об усилении ответственности за содержание публикуемых материалов и репертуара. Отсюда можно проследить усиление административного контроля, в том числе и за театральной деятельностью. В результате в 1970-е годы наблюдается укрепление деятельности по идейному воспитанию. В тоже время, во многих театрах посты художественных руководителей занимают молодые и активные люди, стремящиеся избавиться от давления извне и сформировать репертуар, основываясь на собственном видении жизни [4, С. 156].

В частности, именно такой была деятельность художественных руководителей Шварца, Бибули, Рахмановой и других, занимавших эту должность в период 70-х, 80-х годов. В условиях крайнего севера профессиональные художники с большой охотой использовали в оформлении реквизита и декораций местный колорит и природные особенности. В новых спектаклях регулярно мелькают сцены с северным сиянием, что, безусловно, производило впечатление на зрителей и привлекало внимание.

С самого начала существования новой России, театр стал площадкой на которой молодые режиссеры, художники, музыканты и актеры (по большей части опять же выходцы из московских и петербургских школ) могли развивать свои идеи, экспериментировать. В результате Норильский драматический театр сейчас это площадка, на которой не столько изображают реальность, сколько экспериментируют с метафоричностью .

В качестве примера можно рассмотреть одну из постановок театра середины 20-х годов «Утиная охота» по Вампилову, здесь прямо во время спектакля на сцену выливается фактически стена воды, которая заполняет специально подготовленный резервуар, который в конечном итоге и оказывается местом кульминации всей постановки. И актер Ганин, исполнитель главной роли, играет навзрыд, психологически ломая и себя и других. И что примечательно, норильская публика с готовность, хоть и не без труда, воспринимает экспрессию и новизну, что опять же говорит о характере театральной жизни за Заполярным кругом [3, С. 91-92].

В целом, необходимо отметить, что Норильский театр драмы им. Маяковского, являющийся самым северным в мире, меньше чем за сто лет прошел длительный путь в своем развитии, на его сцене выступали такие талантливые актеры, как Георгий Жженов и Иннокентий Смоктуновский. О его деятельности еще в середине XX века писали иностранные газеты. Он являлся и до сих пор является центром духовной жизни всего региона и одним из крупнейших театров Сибири. Норильский драматический театр сейчас это площадка, с готовностью принимающая любые нововведения и стремящаяся идти в ногу со временем.

Несмотря на сложные годы, несмотря на тяжелую историю города, а раньше город был трудовым лагерем до 1955 года, люди были в центе культурной жизни, посещали театр.

Театр поменял свое месторасположения, раньше он находился на улице Севастопольской.

В 1986 году театр переехал в новое здание и расположился на Ленинском проспекте и сейчас украшает цент города.

В феврале 2003 года большим потрясением стал пожар, в результате которого, выгорел практически весь зал, но даже это не остановило театральную деятельность. В кротчайшие сроки были собраны средства-пожертвования норильчан на восстановление и реконструкцию сгоревшего помещения. И уже следующий театральный сезон был насыщен различными театральными постановками.

Литература

1. Вклад творческой интеллигенции Ленинграда в развитие культуры Красноярского края. Валюнова А.В. Актуальные вопросы науки и практики в XXI века в материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 79-83.

2. К Вам взывает Таймыр. Каминская Н.Г.Сцена. 2017. № 1 (105). - С. 8-9.

3. Периферийное устройство-2. Вислов А.А. Вопросы театра. 2013. № 1-2. - С. 87-101.

4. Развитие театрального искусства в северных районах Красноярского края в условиях культурной политики 60-80-х годов Селиванова А.А. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-1 (32). - С. 154-157.

5. Становление искусства сценографии в театральной культуре заполярья середины XX века. Будникова Л.В. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 74-1. - С. 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.