М. В. ВОРОНОВА
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, Россия
MARIA VORONOVA
Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk, Russia
ЭХО ВЕЛИ КОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ КРАСНОЯРСКА В 1940-1960-е гг.1
THE ECHO OF THEGREAT PATRIOTIC WAR INTHE KRASNOYARSK THEATRE LIFE IN THE 1940th AND 1960th
АННОТАЦИЯ
В статье представлены материалы из истории зарождения и развития Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, Красноярского театра юного зрителя, Красноярского краевого театра кукол. Отдельно рассматривается влияние театров из столиц и западных районов СССР, эвакуированных в Красноярск, на последующую организацию и развитие музыкального театра в регионе. Особое внимание уделено деталям художественного оформления спектаклей, развитию искусства сценографии в регионе, испытавшему влияние особых процессов в культуре и социальной жизни страны в военный и послевоенный период.
Театр в годы Великой Отечественной войны выполнял важнейшие социальные функции в стране, оказывая заметное влияние на мировосприятие людей не только в столице, но и в регионах. Появление новой проблематики в искусстве, существенные изменения в картине мира и идеологических установках нашли отражение в формировании новой драматургии и переосмыслении классического репертуара, в обновлении эстетической программы театра и создании новых жанров.
Театр в военные годы был необходим как зрителям, так и власти как мощнейшее средство пропаганды, способное сформировать необходимые психологические, этические, социально-политические установки, национальное самосознание.
ABSTRACT
^e article presents the materials from the origin and development of the Krasnoyarsk Drama ^eatre named after A. S. Pushkin, the Krasnoyarsk ^eatre for Young Spectators, the Krasnoyarsk Regional Puppet ^eatre. ^ere is separately considered the influence of theatres from the capitals and Western regions of the USSR, evacuated to Krasnoyarsk, on the subsequent management and development of music theatre in the region. Particular attention is paid to the details of the artistic decoration of the performances, the development of the scenogra-phy art in the region, which was influenced by special processes in the cultural and social life of the country during the war and in the post-war period. During the Great Patriotic War, the theatre had the most important social functions in the country. It noticeably influenced on the view of people not only ^_
in the capital, but also in the regions. ^e emergence of new problems in art, significant changes in the picture of the world and ideological attitudes were reflected in the formation of a new drama and rethinking of the classical repertoire, in the renewal
1 Статья написана в рамках проекта «Художественная культура Красноярского края 1941-1945 гг. как средство конструирования гражданской идентичности» при поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности. Договор о порядке целевого финансирования от 15.05.2020 №1/20.
of the theatre's aesthetic program and the creation of new genres. During the war 154 years, theatre was necessary for both spec-
tators and the authorities as a powerful propaganda tool. It could form the necessary psychological, ethical, socio-political attitudes, and national identity.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: советский театр, Великая KEYWORDS: Soviet Weatre, Great Patriotic War,
Отечественная война, театры Красноярска, Krasnoyarsk Weatres, evacuated theatres, stage
эвакуированные театры, театральный artist. художник.
введение
В исследованиях, посвященных театрально-декорационному искусству России и Советского Союза [1, с. 191; 2, с. 574] годы Великой Отечественной войны освещаются как этап сложный (в том числе ввиду необходимости особой методологии исследования) [3, с. 140-143; 4, с. 32-46], когда в силу объективных причин развитие театрального процесса замерло. Новые постановки этого периода ни в эстетическом, ни в смысловом плане не обладали художественными достоинствами спектаклей послевоенных лет, тем более 1960-х гг. Однако объективные сложности времени, жесткий тематический пропагандистский заказ, организационные и финансовые ограничения не остановили жизни театра, а в чем-то даже способствовали его развитию.
Истоки бурного расцвета искусства сценографии после войны можно обнаружить, вероятно, не только в общем духовном подъеме, вызванном Победой, но и в непрерывности художественного процесса, происходившего в самое сложное время в экстремальных условиях войны. Эвакуация театров из столиц и крупных городов в регионы, объединение театральных коллективов и, что особенно важно в контексте исследования, обмен знаниями между столичными и региональными художниками театра привели к обновлению творческих сил, их мобилизации.
Эти процессы затронули театральную жизнь региона Восточной Сибири, в частности Красноярска, куда были эвакуированы Днепропетровский оперный театр, Одесский театр оперы и балета, Московский государственный театр кукол под руководством Сергея Образцова. При этом здесь уже сформировалась своя театральная среда - в городе работали Драматический театр имени А. С. Пушкина и Театр юного зрителя, осуществлялись попытки создания театра кукол. Хотя в годы Великой Отечественной войны ситуация в красноярских театрах была непростой.
красноярским театр юного зрителя
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ I
проспект н« СиличV I л» I ^
ОТКРЫТИЕ ТЕАТРА 1
ЮНОГО том » 3 Р и Т Е Л Я
МУЗЫКАНТСКАЯ КОМАНДА
««I
мн
Д. дэпь
3-я лктях, 0 картинах.
V ОНТЙвря Акр <П*ИТШ1Г».
яигч р 4 1 1 I(«гк 1 - . I., I
Л «КТЯбР*.
■ 7 ЧВОйЛ.
М аитября дм сп*«тякля. дасч ■ I- Ч1ИГВ, мчср - | • чдевв.
от
Одним из первых пострадал Театр юного зрителя, судьба которого и до того была очень сложной [5, с. 9]. После открытия в 1937 г. и первой постановки («Музыкантская команда» Д. Дэля) (фото 1) на режиссера и актеров посыпался град критики в прессе. В 1938 году директор театра был арестован как враг народа, актеры разъехались по родным городам, ТЮЗ практически перестал существовать. Но уже осенью 1938 г. городской отдел искусств вновь приступил к формированию театра. ТЮЗу предоставили неотапливаемое помещение Клуба имени К. Либкнехта (бывший Клуб железнодорожников) на ул. Профсоюзов, 29, и в середине января 1939 г. театр показал первую постановку - пьесу о событиях Гражданской войны «Третья верста» Д. Дэля (художник М. А. Григорьев) (фото 2). Некоторое представление об оформлении спектаклей можно составить, опираясь на информацию о материальном положении театра. В газете «Красноярский рабочий» в статье «Творческий рост» Г. Кублицкий пишет: «В кабинете режиссера Красноярского театра юного зрителя - два окна. Одно из них завешано шторой,другое ничем
Кате* театр* отсрит» «жп*«мо о а до в часов ич^а. * ■ леи спектакля До 9 «со» вечера*
Црмннапгсл »мн* и культпоходы к яедеаы* спектакля
■ДО.'! М чр! 4ПИЛ1Щ*.
В смлм Г отменой отарытвя театра. ямяачеявип иг октября, (■»ты. г »Л'Ч-.1ияпые городешш отделом аародаг-г ^ (■•тв^аакш и » ли. А«М(ТВНТ«ЯЬИЫ И* 1» ВНТЯб?Я.
Дир«нция
Фото 1. Программка Красноярского ТЮЗа, 1937 г. Из архива музея театра
Фото 2. Программка Красноярского ТЮЗа, 1939 г. Из архива музея театра
^^ не прикрыто. Недостающую штору можно увидеть в третьем акте пьесы 156 "Снежная королева", которую театр недавно поставил. Ее переделали
на плащ и шляпу одному рыжебородому разбойнику. Получилось, в общем, вполне прилично...» [6, с. 6]. Вновь открытый ТЮЗ просуществовал немногим более года. Театр играл спектакли в одном помещении с музыкальным и любительским коллективами, работал в сложных экономических условиях. Но труппа, состоявшая из молодежи, судя по воспоминаниям очевидцев, была высокопрофессиональной. В ее состав входили актеры драматического и музыкального театра. Репертуар этого периода был достаточно разнообразен, включал классику, пьесы о революции, произведения современных авторов. В таком состоянии коллектив просуществовал до начала Великой Отечественной войны, когда большинство актеров и работников ушли на фронт, а театр закрылся (следующая попытка организовать в городе театр юного зрителя относится лишь к 1964 г.). Но часть артистов и художников продолжили служить искусству и Родине в составе фронтовых бригад.
В первые годы Великой Отечественной войны еще не были написаны пьесы о войне, однако уже появился жанр политического обозрения в формах сценического плаката и театральных представлений, создаваемых на материалах «Окон ТАСС», с текстами С. Я. Маршака, И. Г. Эренбурга и др. [1, с. 192]. Большинство красноярских художников, в том числе театральных, никогда ранее не пробовали силы в агитационном искусстве, но сложившаяся ситуация потребовала от них новых форм работы. В это время создавались агитационные плакаты, карикатуры,листовки. Оформление агитпоездов также было точкой приложения сил художников различной специализации [7, с. 125]. Театр в первые годы войны становится и выставочной площадкой. «Выставки "Окон ТАСС" красноярских художников организовывались также в помещении Театра имени А. С. Пушкина. Каждая из выставок функционировала до двух месяцев, чтобы охватить как можно большее количество зрителей. Первая художественно-агитационная выставка в театре состоялась уже 7 ноября 1941 года» [8, с. 27].
Смелость и тяготение к новаторству не раз ставили Театр юного зрителя в ситуацию конфликта с властью, что приводило к его ликвидации. Однако это стремление к новому оказывало мощное влияние на молодежную аудиторию, создавало питательную почву для развития региональной культуры, в том числе в сфере изобразительного искусства, способствуя формированию нового языка, лаконичного, плакатного. Влияние эстетики ТЮЗа на культуру города можно проследить и в период, когда театр официально не существовал, на примерах выдающихся личностей города. Так, Татьяна Владимировна Новикова, преподаватель краевого Дворца пионеров, вспоминала о своих ярких детских впечатлениях от спектаклей Красноярского ТЮЗа довоенного времени, которые, по ее словам, во многом определили ее дальнейший профессиональный путь. Татьяна Владимировна с 1949 по 2010 г. работала во Дворце пионеров руководителем студии бальных танцев, кружка юнкоров (юных корреспондентов), агитбригад, клуба любителей
| искусства, проводила городские смотры деятельности комсомольских ор- ■
| ганизаций. Она привлекала к сотрудничеству профессиональных художни- 157
| ков - фронтовика Тойво Васильевича Рянеля, пианиста,дирижера, режис-
1 сера, художественного руководителя Красноярской краевой филармонии
£ Анания Ефимовича Шварцбурга и др. Ее выпускниками стали такие извест-
0 ные красноярцы, как журналисты Л. Батынская, О. Морквенас, О. Мухина, § Е. Санарова, министр культуры края, заслуженный работник культуры
| Г. Л. Рукша.
1 Ввиду сложностей исторического периода не все факты влияния довоен-о ного ТЮЗа на культурную жизнь города поддаются документальному под-
2 тверждению. Но в 1964 г. театр вновь открывается, и это становится замет-
<
> ным событием в жизни Красноярска. ТЮЗ и по сей день успешно работает
со
и с полными аншлагами. Любовь зрителей - живое свидетельство значимости
§ этого театра в регионе.
красноярским драматическим театр имени а. с. пушкина
История Драматического театра имени А. С. Пушкина той поры также полна взлетов и падений [9, с. 12]. В предвоенное время, судя по сохранившимся программкам (фото 3), здесь ставились не только классика и пьесы советских авторов, но находилось место экспериментам с другими формами театра -кукольным, музыкальным и др. Шла гастрольная жизнь - так, летом 1941 г. сюда приезжали Иркутский театр драмы, Львовский государственный театрализованный джаз.
С началом войны часть коллектива драмтеатра ушла на фронт, оставшиеся артисты продолжали служить сцене. В программках сезона 1940/1941 г. репертуарные данные разнятся (что вполне объяснимо сложностями военного времени): в одной из них 18 названий (6 - современных, 12 - классических), в другой - 12 (5 - современных пьес, 7 - классических). В эти годы на красноярской сцене шли: «Особняк в переулке» братьев Тур, режиссер П. Л. Монастырский, художник Г. К. Волков (фото 4),«Парень из нашего города» К. М. Симонова, режиссер М. А. Борзунов, художник Г. К. Волков, «Сталинградцы» Ю. П. Чепурина, режиссер И. Г. Громов, художник Г. К. Волков (фото 5). В 1943 году состоялась премьера спектакля «Фронт» по пьесе А. Е. Корнейчука. Отдельного музыкального театра в городе тогда еще не было,и два музыкальных спектакля - «Сильва» И. Кальмана и «Голубая мазурка» Ф. Легара - шли в драматическом театре.
Свидетельством того, насколько важную объединяющую и поддерживающую роль в общественной жизни играл театр, стала организация в нем праздничных мероприятий. Так, в номере газеты «Красноярский рабочий» упоминается о том, что театр проводит новогодний бал [10, с. 2].
Важной для театра исторической фигурой военного времени, режиссером (а впоследствии и художественным руководителем театра) стал
Фото 3. Программка Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, сезон 1940/1941 г. Из фондов музея театра
Фото 4.«Особняк в переулке» братьев Тур, режиссер П. Л. Монастырский, художник Г. К. Волков. Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина. Из фондов музея театра
СТАЛИНГРАДЦЫ
>Мв1«4 '' а или
ДеЬстзуйщк п»щ
П«№Ю»к1 КуЛИРКТЧМИВДЧ ! ■Й.УГ'М! а иного ,ги И. Г.ГПМОЫ Р№к«р ксийсет КСНЛОВА Н. Б. Хяинчь ВОЛКОВ Г. К.
И)™«а кайдан с *
^'»-Ымчм^я ...... . . СМГртм V и
Aii.fr.« я шмч 1ЕЧ. . Сщи>к1 0. а
■шп-цши идас. . , Ыа*.ич А. И.
В«пи-СШ Иыабаа..... . АСо.ш В С.
ютмс№| . ... .
1ч» «V »11(1 шии , , . кюш А. а
1!!т;цики( »№<< . . . ов^им* Ь. И.
1*ы Бр4м| -.ркм^к.,,, . . ....... 1 Ныахы "0- 9. 1 УвгЯя В, И. . :«р ен А
<фцл ...... . в«* в. в, . . Двшв»«! Г, В
Зм-'осфчкп*.....
'illll.IHldi.J4..... . . . в. Я
Спр-ШИ «(ШИН Сшщ* гпфш ....... . . Ссх .141 с А.
Орм! №1тпп . . ,1^4.,, А И.
Яиц» . . . . Ртом X "
Кчимип МЧ1МН , .. , . . .ПЯС*«1К1 Ь. в.
ЧкюЛ и Чсц«["-« . . . . . . Сгчы.а А л
И. П.
км*и-ь>а "! '. . , . , Гт-*«'> И- К,
Ошчвя-фшф №« . . . Ппишп А И
.... Тши Г. Ш.
ШпМ-пштш «■о.ИЧ Ми..... 1)гымед>4 А
Ю.«......• .... Нтии П N.
14 (мп*.......
Фото 5. «Сталинградцы» Ю. Чепурина, режиссер И. Г. Громов,художник Г. К. Вол-ков,1944 г. Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина. Из фондов музея театра
Або Яковлевич Волгин. По его инициативе в 1945 г. при театре открылась театральная студия, в которой впоследствии будет учиться Иннокентий Смоктуновский. Главным художником театра в военные годы и в течение 25 лет был заслуженный деятель искусств РСФСР Георгий Константинович Волков - художник, имевший опыт работы в столичных театрах, много сделавший для развития профессиональной сценографии в регионе.
На афишах театра 1940-х годов наиболее часто появлялось имя драматурга К. М. Симонова: четыре пьесы были поставлены в военные годы («Парень из нашего
города», сезон 1941/1942 г.; «Русские люди» и «На врага! За Родину!», сезон 1942/1943 г.; «Так и будет», 1944/1945 г.) и еще две - сразу после Победы
(«Под каштанами Праги», режиссер В. А. Циплухина, художник М. В. Попова, 1945/1946 г.; «Русский вопрос», 1946/1947 г.). Как человек, прошедший войну, Константин Симонов писал о ней реалистично и убедительно, что отвечало ожиданиям театра и зрителей.
Сценографическое искусство этого периода не перестало развиваться, тематическое и жанровое разнообразие постановок не утратило в годы войны многогранности. Тем не менее основной задачей театра было поднятие патриотического духа и, как следствие, на сцене доминировала иллюстративная декорация, изображающая конкретное место действия. Существенным элементом художественного оформления спектаклей того времени стали мобильные формы - костюм, переносные элементы декораций, грим. На театральных фотографиях военного времени обращает на себя внимание очень активный грим актеров. Вероятно, подчеркнутая выразительность мимики концентрировала внимание зрителя на действии и в некоторой степени отвлекала от скромного декорационного оформления.
Театр являлся важнейшей составляющей культурной жизни краевого центра. Здесь велась работа со зрителем всеми доступными средствами - в программках размещались подробные комментарии к сюжетам пьес, рекламные тексты. Обращает на себя внимание установка цен на билеты с учетом имущественного и социального положения различных групп зрителей (скидки для студентов и учащихся, пониженные цены на билеты в праздничные
Фото 6. Программка Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина,1945 г. Из фондов музея театра
Фото 7. «Иван Грозный» А. ^ Толстого, режиссер А. Я. Волгин,художник Г. К. Волков, Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина. Сезон 1945/1946 г. Из фондов музея театра
и выходные дни). В программках не только указаны цены на билеты в партере, на балконе и ярусах, но и содержится информация о способах их приобретения (покупка в кассах театра в разных районах города, доставка билетов по коллективным заявкам на места) (фото 6).
Окончание войны было отмечено появлением знакового спектакля «Иван Грозный» А. Н. Толстого в сезоне 1945/1946 г. (фото 7). Написанная в 19411942 гг. пьеса решена с определенной долей идеализации образа Ивана Грозного (отчасти ассоциированного с образом И. Сталина), она призвана показать величие истории России, что отвечает четким культурно-идеологическим установкам. Такого рода постановка была частью общей тенденции на реабилитацию главных образов русской национальной истории в рамках обновляемой советской идеологии. Во время войны власть окончательно отказывается от отрицания дореволюционного пантеона героев, заставляя «потесниться» героев революции, которые занимали исключительное положение в искусстве 1920-1930-х гг.
Основная идея спектакля Театра имени А. С. Пушкина в известной степени была навеяна вышедшей в 1945 г. первой серией фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный». Режиссер А. Я. Волгин и художник Г. К. Волков осуществили постановку спектакля как монументальную народную драму, достигавшую высот трагедийного звучания и при этом парадоксально оптимистичную [11, с.2-8]. Целостность художественного впечатления, обусловленного единением драматургии, актерской игры, музыки
и визуального образа способствовала успеху спектакля. Режиссер раздвигает 162 низкие, тесные и темные царские покои до пределов царства русского, сообщает сценам нужную эмоциональную окраску. На фотографии из спектакля (см. фото 7) - костюмы персонажей. Это не эскизы, а воссозданные артефакты культуры, изготовленные этнографически точно, с глубоким проникновением в исторический материал и вниманием к деталям. Богатое убранство костюмов визуально диссонирует с художественным оформлением других спектаклей того периода. Вероятно, это связано с тем, что в театре сохранялся фонд «неиграющих костюмов» прошлых лет, пусть и небольшой. Сложности военного времени и характер пьес не позволяли использовать исторические костюмы, иногда поражающие своей «роскошью». Но на волне эмоционального подъема после Победы и в соответствии с сюжетом пьесы это стало возможным. Даже на черно-белой фотографии видны нюансы фактур, ощущается игра света на тканях с различной светоотражающей способностью. Золотом блестит парча, тяжелыми складками падает алый бархат с приподнятого на подиум царского ложа. Множество аксессуаров: бусы, серьги, колье героини, перстни и кольца. Разнообразие оттенков и фактур гармонично и воспринимается цельно, все точно собрано по тону. Грим Ивана Грозного портретен и качественно выполнен, парик и борода не производят впечатления искусственности, фальшивости. По воспоминаниям современников и откликам критиков, спектакль поражал красотой изобразительного ряда, и остается только сожалеть, что авторские эскизы не сохранились, а цветной фотографии в то время не существовало [12, с. 34].
Это торжество фактур и цвета, ощущение многообразия жизни продолжается и в работе над классикой. Так, в спектакле «Отелло» У. Шекспира в 1946 г. (режиссер А. Я. Волгин, художник Г. К. Волков) художественное сценографическое решение сыграло важнейшую роль. Широкий простор сцены прибытия Отелло на Кипр. В качестве задника художник применяет пейзажный фон - обобщенный южный вид, море, много света, что контрастирует с оформлением трагических сцен. Волков постепенно уходит от формальной иллюстративности, сообщая эмоциональную трактовку сценам, ведет зрителя по основной линии развития спектакля. Реализм как непременное условие сценографии военного времени начинает (пока очень постепенно) трансформироваться в эмоционально оправданное сопровождение текста. Уход от пьес о войне и подвиге к драматургии Шекспира позволяет постановщикам не только раскрыть другую грань жизни и создать задел для сценографии мирного времени, но и обратиться к проблематике психологических аспектов классической драматургии, преломленной сквозь призму пережитого исторического опыта. Тема личной и гражданской верности становится одной из самых актуальных в военный и послевоенный периоды. Это уже психологический театр с многоплановым пониманием сюжета.
В программках за 1945-1956 гг. упоминаются фамилии постоянных художников театра Г. К. Волкова, Г. И. Рачковского, С. С. Сережина. В буклетах подробно излагается и комментируется содержание спектаклей,
Фото 8. «Дубровский» И. Каткова и А. Архипова по А. С. Пушкину,
режиссер А. Л. Монастырский,художник Г. И. Рачковский, Красноярский драматический
театр имени А. С. Пушкина, 1940-е гг. Из фондов музея театра
поясняется основная мысль того или иного произведения. Судя по фотографиям, оформление спектаклей, как и репертуар, отражает общее состояние театрально-декорационного искусства в Красноярске, его изобразительную сторону с преобладающей декорацией конкретного места действия. Фотографии из спектакля «Дубровский» И. Каткова и А. Архипова по одноименной повести А. С. Пушкина (режиссер А. Л. Монастырский, художник Г. И. Рачковский) (фото 8) и из спектакля «Мадлен Годар» А. В. Спешнева (режиссер Н. А. Смирнова, художник С. С. Сережин) (фото 9) позволяют проанализировать изобразительную составляющую постановок. Даже при невысоком качестве фотографий можно заключить, что оформление носит иллюстративный характер, это «декорация места действия». В сцене из спектакля «Дубровский» живописный задник, изображающий пейзаж, ритмически поддержан портальными жесткими ставками, изображающими фрагмент усадебного флигеля Дубровского. На вращающемся станке размещена лестница - вход в дом. На обстоятельно прорисованном заднике, выполненном в реалистической манере, обобщенный сибирский пейзаж с горой и елями, крыльцо и окна портальных декораций словно скопированы с архитектурных сооружений старого Красноярска. Элементы ворот, на фоне которых запечатлены герои спектакля, повторяют архитектуру ограды городского парка. Все выполнено в традициях красноярской живописной школы, вдохновленной образами сибирской природы. При написании эскизов задника использовались натурные зарисовки. Костюмы персонажей
предельно реалистичны, иллюстративны. При очевидной вторичности композиционного построения Г. И. Рачковский (ранее работал во МХАТе) пытается привнести в оформление спектакля авторские детали. Он разделяет вертикальную плоскость зеркала сцены, помещая параллельно порталу и вдоль арьерсцены подиум. Обрамляет его оградой с входными воротами, декорирует под холм, заросший мхом, создавая иллюзию, что усадьба находится в низине и стиснута горами. Живопись фона становится естественным продолжением объектов, расположенных на планшете сцены, оставляя свободным пространство авансцены, где и разверты-
1Фото 9. «Мадлен Годар».А.В. Спешнева, вается основное действие.
режиссер Н. А. Смирнова, художник С. С. Сережин, „ .„ _
„ - 7 „ В пьесе «Мадлен Годар»
Красноярский драматический театр драмы имени
А. С. Пушкина. Сезон 1949/1950 г. Из фондов музея А. В. Спешнева действие театра происходит во Франции.
На фотографиях из спектакля - декорация картины «Суд» (см. фото 9, верхнее) и сцена с главными героями. Художник вряд ли бывал в Париже. Не только художник, но и автор пьесы, вероятно, не представляли, как выглядит интерьер здания французского суда. На других сохранившихся фотографиях можно увидеть интерьер парижской квартиры: художник спектакля С. С. Сережин при отсутствии изобразительной информации вынужден изобретать, опираясь на собственное представление о предмете. Третье изображение - герои на фоне горного заснеженного пейзажа в костюмах с поднятыми воротниками и головных уборах. Поразительна наивность изобразительных представлений художников о жизни Запада, неинформированность вынуждала авторов воплощать собственные представления о том, как должны быть одеты герои, или опираться на впечатления от просмотренных трофейных кинофильмов. В работе над этой постановкой перед художником стояла
| нелегкая техническая задача - организовать пространство с множеством ■
| мест действия, и судя по всему, он с этой задачей справился. Детальный ана- ^5
1 лиз композиции можно провести на материале фотографии картины «Суд»
¡3 (см. фото 9, верхнее). Все линии композиции проходят параллельно порталу
I сцены. Фронтально, почти симметрично расположены жесткие декорации:
о в центре длинный стол суда, справа трибуна прокурора, слева вынесенное
§ слегка вперед ограждение для подсудимой. На заднике расположенные в ряд
| псевдоготические окна, весьма условные, бутафорские. Симметрия наруша-
£ ется несколькими деталями - визуальная диагональ стола придает фрон-
0 тальной композиции динамику, выдвигая героиню на передний план и через
» противопоставление уравновешивая композицию левой и правой поло-
<
> вин сценического пространства. Механическое сочетание «обобщенно за-
и падных» готических окон и слишком конкретных (вызывающих ассоциации
§ с интерьерами советских судов) элементов декорации оставляет впечатле-
у ние провинциальной эклектики. Надо заметить, что при всей архаичности
(Л
1 эти детали кажутся трогательными в своей наивности. Это свидетельствует I не столько о некомпетентности художника, сколько о недоступности изо-
§ бразительной информации определенного характера. Иллюстративный
| подход здесь может быть оправдан ограниченностью стилистических
| средств в условиях жесткой нормативной эстетики. ^ В этот послевоенный период Театр имени А. С. Пушкина обраща-
| ется к творчеству местных авторов. По роману С. В. Сартакова «Хребты
I-
£ Саянские» красноярским писателем А. И. Чмыхало создается пьеса «Судьба @ Коронотовых». Оформление этих постановок также носило иллюстративный характер, но благодаря знанию сибирского пейзажа обычная для театра того времени пространственная стилизация в росписи задников и деталей оформления отличалась высоким уровнем художественного воплощения и не имела признаков приблизительности, свойственной некоторым другим постановкам. Пейзаж, особенно героической направленности, изображающий тайгу, горы, всегда был характерен для сибирских, красноярских, художников.
В первые послевоенные годы Театр имени А. С. Пушкина, наряду с основным репертуаром, поставил спектакли для детей, частично приняв на себя функцию ТЮЗа. Это были сказки С. Я. Маршака «Умные вещи» и Т. Г. Габбе «Хрустальный башмачок» («Золушка»). Такие постановки позволяли режиссеру уйти от идеологического репертуара, а художнику - воплотить эстетику, отличающуюся от основных реалистически иллюстративных канонов оформления. Г. К. Волков в спектакле по пьесе С. Я. Маршака «Умные вещи» применил ряд ярких сценических эффектов, а постановщик А. Я. Волгин их воплотил. Так, неожиданно появлялся в облаке дыма добрый чародей, летал ковер-самолет, угощала яствами скатерть-самобранка, становился невидимым под шапкой-невидимкой человек [12, с. 40]. Художник использовал свой опыт работы в живописных мастерских Большого театра, применяя фон из черного бархата и тюлевые экраны.
^^ Подводя итоги, можно заключить, что благодаря статусу главного театра 166 города и края Театр имени А. С. Пушкина обладал определенными преимуществами - стационарным зданием, финансированием, общественной значимостью в глазах власти. Просторные фойе предоставляли возможности для экспонирования художественных выставок, что, в свою очередь, способствовало включению местных авторов (графиков, живописцев,лите-раторов) в общественную жизнь края. Под свои своды театр собирал всю интеллигенцию города во время приезда гастролеров и праздничных мероприятий. Кроме того, значительную часть труппы в военное время составляли люди непризывного возраста, сохранялись традиции, состав коллектива имел возможности продолжения работы и передачи опыта молодым. С момента создания студии при театре и благодаря притоку творческих сил из состава эвакуированных работников культуры внутренняя жизнь театра стала более разнообразной. На изобразительную программу повлиял и период аскезы 1940-х гг. - постановщики осознали, что не всегда необходима доскональная иллюстративность. Сначала постепенно, затем все отчетливее стали проявляться признаки новых форм сценографии, которые получили развитие значительно позже, в конце 1950-х гг., - сценографии обобщенного места действия, минимализма, более смелые цветовые решения. Значительным становится и влияние местной драматургии, традиций пейзажной живописи.
красноярским краевой театр кукол
Военная пора коснулась в Красноярске и истории Театра кукол. Несколько слов стоит сказать о возникновении этого театра в городе. Еще в октябре 1938 г. группа актеров и студийцев Красноярского краевого драматического театра имени А. С. Пушкина подготовила кукольный спектакль «Три медведя». Небольшой коллектив возглавила Татьяна Калитина, в него вошли Михаил Рерберг, Борис Пасецкий, Людмила Тимошенко, Нина Богдашина [13, с.68].Являясь актерами театра драмы, они основали первую труппу красноярских кукольников.
Попытки организации театра осуществлялись и ранее. В 1937 году газета «Красноярский комсомолец» писала: «При краевом Театре юного зрителя начал работу кукольный театр. Состоялись первые четыре представления. Малый зал Дворца культуры железнодорожников все четыре раза был переполнен школьниками...» [14, с. 6].
Несмотря на ужасные бытовые условия, в которых ему приходилось существовать (театр не имел своего помещения, репетиции приходилось проводить где придется), на энтузиазме молодых артистов, вдохновленных идеей нового театра, коллектив просуществовал несколько лет. При отсутствии пьес для театров кукол актеры сами придумывали сценические варианты на основе русских народных сказок, создавали декорации - были
| и художниками, и бутафорами, мастерами по изготовлению несложных ме- ^^ | ханизмов,осваивали технику кукловождения.За неимением собствен- 167 1 ной сцены спектакли игрались в детских садах, школах, клубах. В военное § время постановки также шли в госпиталях, на призывных пунктах и заво-£ дах. Лишь после войны театр получил постоянную прописку. Первым дирек-о тором Театра кукол стала Татьяна Калитина. В 1941 году появился и главный § режиссер - Маркела Мохнаткина, которая за 24 года работы поставила бо-о лее ста спектаклей. Поднятие боевого духа солдат и рабочих стало едва ли £ не главной задачей труппы, особенно с появлением постановок героико-па-о триотической тематики. Одним из самых запоминающихся спектаклей воен» ного времени стала постановка 1942 г. «Неумирающий Антон», отразившая <
> живую мифологию борьбы советского народа с врагом. Герой представле-
со
и ния - фольклорная фигура, бесстрашный и находчивый партизан. За пе-
§ риод с 1942 по 1945 г. спектакль показали более тысячи раз. В военных усло-
0 виях форма кукольного спектакля благодаря своей мобильности была высоко
(Л
1 востребованной, в том числе на передовой. Тема бессмертия героя, его не-I победимости берет начало еще в древнейшей мифологии, но в советском
§ искусстве 1930-1940-х гг. она становится крайне актуальной (например,
| «оживление» Чапаева в военной кинохронике 1942 г. как неожиданное про-
| должение к финалу героического фильма братьев Васильевых)2. Часть актеров
£ краевого Драматического театра имени А. С. Пушкина участвовала в поста-
| новках кукольного театра. Среди них были артисты Василевский, Дмитриев,
I« Бейнар, которая с большим мастерством делала кукол. С конца 1941 г.
@ в Красноярске начал работать картонажный театр для детей. Его первой по -становкой стала «Сказка о рыбаке и рыбке» [16, с. 4]. Она знакомила ребенка с миром литературы и человеческих отношений, учила его мудрости, способам решения проблем.
В сложные военные и послевоенные годы в Красноярске оказались художники и артисты из других регионов. Отдельные, без преувеличения, исторические личности оказали существенное влияние на театральную жизнь города, простимулировав взаимопроникновение и взаимовлияние различных культур.
Одним из примеров, иллюстрирующих описанный процесс, может служить творческая деятельность Евгения Степановича Кобытева (19101973) - известного красноярского художника, обладавшего универсальным дарованием. Родившись на Алтае и окончив Омский художественно-промышленный техникум, он переехал в Красноярск, откуда ^^^^^^^^^^^^^^ затем отправился учиться в Киевский художественный
институт, который окончил с отличием в июне 1941 г. 22 2 Подробно (ртомт ф°р-
июня, в первые часы войны, гитлеровские самолеты на- мирования образов героя „. и героического в советском
чали бомбить Украину, и Кобытев д°бр°вольцем ушел искусстве анализируется
на фронт. в диссертационном иссле-
В сентябре 1941 г. он оказался в плену в немец- довании Д. Е. Барабанова ком концентрационном лагере ДУЛАГ № 160 в городе
£
^^ Хороле Полтавской области, снискавшем мрачную известность под назва-1бд нием «Хорольская яма». Там художник стал свидетелем не только зверств фашистов, но и товарищества, стойкости, несгибаемого мужества; там же задумал рассказать людям об увиденном, пережитом и сделал первые зарисовки химическим карандашом на клочках писчей бумаги. В 1943 году Кобытеву удалось бежать из плена, вновь встать в строй и пройти большой путь через Украину, Молдавию и Польшу - в Германию. Войну Е. С. Кобытев окончил в Дрездене, в звании старшего сержанта. Он был представлен к званию Героя Советского Союза за «отличные боевые действия по освобождению города Черкесы». Но из-за того, что его биография была «испорчена» пребыванием в немецком плену, его наградили только орденом Красной Звезды и медалью «За Победу над Германией».
Находясь в действующей армии, в 1943 г. художник создал самодеятельный фронтовой кукольный театр политической сатиры. Евгений Степанович сам сочинял пьесы, изготавливал кукол3, играл. В 1945 году он вернулся в Красноярск, где прожил вплоть до своей кончины в 1973 г. После войны он оказался в городе единственным художником, имеющим профессиональное высшее художественное образование. Кобытев активно участвовал в выставочной деятельности, преподавал, работал над графическими сериями и монументальными проектами (панно на фасаде кинотеатра «Родина», роспись плафонов в здании Речного вокзала в Красноярске, панно для Краеведческого музея), участвовал в оформлении театральных постановок. Трудно переоценить влияние Кобытева на молодых художников, его творческий авторитет в художественной и театральной среде, в том числе в молодом, развивающемся Театре кукол.
Для Театра кукол экстремальные условия войны явились толчком к развитию. Мобильность формы и выразительность художественного языка позволяли расширять рамки работы театра. Выразительный гротеск персонажей, острота характеров продолжали традицию русского площадного театра, обостряя народный компонент и способствуя демократизации представлений. То, что для стационарного театра могло стать смертью, для Театра кукол, напротив, сыграло положительную роль. Несмотря на сложности существования, отсутствие места и ограниченность средств молодой активный коллектив, пользующийся успехом у публики, окончательно выкристаллизовался в самостоятельное явление - профессиональный Театр кукол.
эвакуированные театры и их влияние
В годы войны в Красноярск были эвакуированы театры из других регионов, их деятельность оказала заметное влияние на театральную культуру региона, в том числе на сценографию. В 1941 году открылся первый сезон эвакуированного Днепропетровского
3 В настоящее время его куклы находятся в фонде Музея театральных кукол в Москве [17].
§ оперного театра.Позднее к нему присоединились артисты Одесского
§ театра оперы и балета. Через месяц после начала работы «Объединенный ^9
1 Днепропетровский и Одесский театр оперы и балета» показал постановку ¡3 оперы Т. Н. Хренникова «В бурю». Особенностью работы Объединенного £ театра были совместные выступления в спектаклях и концертах с гастро-о лирующими исполнителями и коллективами. В их числе - солисты
§ Киевского ордена Ленина Академического театра оперы и балета народец ная артистка СССР, орденоносец М. И. Литвиненко-Вольгемут (сопрано) ^ и народный артист УССР, лауреат Сталинской премии, орденоносцец и И. С. Паторжинский (бас). 16,18 и 21 апреля 1943 г. в опере «Запорожец
2 за Дунаем» они исполнили партии Одарки и Карася. В конце апреля
<
> в Красноярск планировался приезд народной артистки УССР, лауреата
со
„ Сталинской премии Зои Гайдай, в мае - заслуженного артиста УССР § К. Н. Лаптева (баритон) и других [18,с.2]. Оркестр Объединенного театра
см
0 давал концерты в сопровождении просветительских комментариев про-
1 фессора Харьковской консерватории С. С. Богатырева [19, с.4-5]. Актеры
1 выступали в великолепных костюмах, изготовленных еще до войны,
§ зрители смогли стать свидетелями яркого, зрелищного музыкального
| представления.
| В 1942 году в Красноярске проездом были агитбригада Н. К. Черкасова
2 и И.О. Дунаевского,джаз-оркестр Эдди Рознера (в СССР А. И. Рознер),
| здесь же выступал эвакуированный Московский государственный театр ку-
I—
£ кол под руководством Сергея Образцова. Кадровый состав краевого Драма-д тического театра имени А. С. Пушкина периодически пополнялся профессиональными исполнителями. Так, осенью 1941 г. незадолго до открытия театрального сезона в него были приглашены народный артист БССР Д. А. Орлов, заслуженная артистка БССР А. Б. Обухович, артисты московских театров Л. И. Ареньева, И. Н. Александров, Ф. В. Блажевич и другие [20, с. 4]. В 1942 году в Енисейск (336 км от Красноярска) приехал эвакуированный Криворожский драматический театр имени Октябрьской Революции [21], в Канск (180 км от Красноярска) - Грозненский русский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова, чье имя он получил уже после начала Великой Отечественной войны. Спектакли ставились не только для взрослых, но и для детей.
В 1944 году после освобождения западных областей нашей страны началась реэвакуация части актеров, возвращающихся домой. Снова происходит обновление актерского состава, и на постоянную работу в театр приглашаются заслуженный артист РСФСР А. Я. Волгин, режиссер Е. Крылова, художник Н. Чернов, заведующий музыкальной частью композитор С. Кайдан, артисты Т. Кемарская, А. Моталова, М. Светухин, Ю. Соколовская, В. Урусов, М. Пиппель и другие [22, с. 2].
Конечно, полностью охватить картину деятельности эвакуированных в Красноярск коллективов и отдельных театральных деятелей пока невозможно. До сих пор многие документы и свидетельства жизни и творчества
Фото 10. М. М. Цибаровский. Эскиз к спектаклю Красноярского театра музыкальной комедии,конец 1950 - начало 1960-х гг. Из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
актеров, художников, режиссеров находятся в архивах и требуют изучения. Но даже по имеющимся данным можно судить, что многие из эвакуированных театров были связаны с музыкой.
Музыкальный театр с его эстетикой оказался близок и понятен краснояр-цам - публика нуждалась в спектаклях, позволяющих отвлечься от житейских тягот. Особенно любимыми стали музыкальные спектакли, поставленные и оформленные в эстетике театра-праздника, с полифонией цвета, света, музыки. Художественным оформлением многих музыкальных спектаклей занимался Модест Матвеевич Цибаровский. Его работы наполнены радостью жизни и пониманием ценности мирного времени. В Краеведческом музее Красноярска сохранилось много эскизов к спектаклям театра за его авторством (более 80) (фото 10). Позже он стал главным художником Красноярского театра музыкальной комедии (в настоящее время - Красно-^^^^^^^^^^^^ ярский музыкальный театр), открывшегося 20 февраля 1959 г.4 [23, с. 81]. Хотя театр был открыт через 14 лет после окончания войны, несомненно, это событие было во многом подготовлено еще в военные годы успехами гастрольных музыкальных трупп. Вопрос о создании в Красноярске театра оперетты впервые рассматривался еще в октябре 1944 г.
4 Главным режиссером становится Я. М. Кор-блит, главным дирижером - С. Н. Бедерак, главным художником М. М. Цибаровский.
| Главным, что привнесли в театральную жизнь Красноярска эвакуиро-
| ванные коллективы, стала демонстрация совершенно иного уровня музы- ^
| кальной и театральной культуры. Региональные театры в момент эвакуации
¡3 коллективов из столиц и западных районов СССР получили профессиональ-
£ ную подпитку. Это вызвало живой интерес и зрителей, и власти, которые
о впервые соприкоснулись со столичным оперным и балетным искусством.
§ Властные структуры ощутили и силу воздействия музыкального спекта-
г
© кля во всех его аспектах - идеологическом, просветительском, психологи-
£ ческом. Это постепенно выработало другой стиль взаимоотношений власти
и и работников культуры, публики и театров. Для культурного человека стало
2 общепринятым посещение театра, выставок, концертов. Представители вла-
<
> сти ощутили недостаток эрудиции в данной сфере, в результате чего воз-
со
и никли идеи организации стационарного музыкального театра и специализи-
§ рованных учебных заведений в Красноярске.
заключение
Великая Отечественная война стала главной трагедией ХХ в.,унесшей миллионы жизней и повлекшей необратимые изменения в мировой культуре и политике. Но, как это ни парадоксально, война оказалась и толчком к развитию культуры и театра в регионах России, в частности в Красноярске показала власти необходимость театра как формы национальной идентичности и мощнейшего средства пропаганды. Особенно сильно было влияние театра в сложные годы, когда искусство кино было фактически бессильно (документальная хроника войны оказалась вопреки ожиданиям руководства страны не победной, производство кинофильмов на основных студиях было остановлено). Война усилила роль театров как культурных и общественных центров и своеобразных рекреаций психологической терапии. Многие театральные деятели, актеры, оказавшиеся в результате эвакуационных процессов в Красноярске, продолжили работать в городе после Победы. Но и те, кто в конце войны уехал, смогли коренным образом изменить отношение публики к искусству.
1950-е - начало 1960-х годов явились для Красноярска очень насыщенным временем в театральной сфере. После открытия Театра музыкальной комедии в 1964 г. возрождается Красноярский ТЮЗ, в художественном училище появляется отделение театрально-декорационного искусства. А позднее открывается Красноярский краевой театр оперы и балета. Эти события свидетельствуют не только о многостороннем интересе зрителей к разным формам театра, но и о понимании руководством региона социально значимой функции театров. Важным следствием этих процессов становится постепенное формирование в городе новой культурной среды и художественной эстетики. Столь яркая и разнообразная деятельность театров оказалась возможной во многом вследствие сложных процессов в социальной, культурной и экономической жизни страны в тяжелое военное время.
Несмотря на трудности, театрально-декорационное искусство продолжало развиваться. Организовывались новые, чаще музыкальные театры. На их сценах доминировала эстетика театра-праздника, позволявшая художникам экспериментировать с цветом и технологиями, выходя за рамки иллюстративного подхода, т. е. «декорации места действия». В драматическом театре классический репертуар дополнялся пьесами современных зарубежных авторов, оформление спектаклей при общей реалистической направленности обогащалось новыми тенденциями.
Постепенно положение художника театра становилось все более значимым. К 60-м годам ХХ в. регулярно проводились художественные выставки с участием сценографов, их работы пополнили фонды Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова5 [24; 25].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сыркина Ф. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство. М.: Искусство, 1978. - 246 с.
2. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Сценографы России в контексте истории и современной практики мирового театра. М.: КРАСАНД, 2019. - 656 с.
3. Кривонденченков С. В. Основные тенденции развития искусствоведческих методов исследования отечественного искусствознания в XX веке // Вестник СПбГУКИ. 2016. № 4 (29) декабрь. С. 140-143.
4. Штейн С. Ю. Методология в искусствоведении // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. № 4. Ч. 1. С. 32-46.
5. Рукша Г. Л. Красноярский театр юного зрителя: страницы истории. Красноярск: Литера-принт, 2020. - 282 с.
6. Кублицкий Г. Творческий рост // Красноярский рабочий. 28 марта 1939. С. 4.
7. Москалюк М. В. Красноярские худож-
ники: война и тыл,
5 В коллекции музея находятся работы сценографов 1950-1990-х гг. Представлены произведения как выпускников ЛГИТМиКа, работавших в Красноярском ТЮЗе в 1960-е гг. и преподававших в красноярском художественном училище, так и их учеников.
судьба и творчество // Культура и искусство Сибири: Всероссийская научно-практическая конференция, г. Красноярск, 11-12 дек. 2014. Красноярск: ИД «Класс плюс», 2016. С. 124-135.
REFERENCES
1. Sirkina F. J., Kostina E. M. Russkoje te-atralno-decorazionnoje iskusstvo [Russian theatrical decoration art]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1978. 246 p.
2. Beryozkin V. I. Iskusstvo scenografii miro-vogo teatra. Scenografi Rossii v kontekste istorii i sovremennoi praktiki mirovogo teatra [^e art of scenography of the world theatre. Sce-nographers ofRussia in the context of the history and modern practice of the world theatre]. Moscow: KRASAND Publ., 2019. 656 p.
3. Krivondenchenkov S. V. Osnovniye ten-denzii rasvitiya iskusstvovedcheskih metodov issledovaniya otechestvennogo iskysstvossnanija v 20 veke [Main development tendencies of art criticism motives of native fine arts' research in 20th century]. In: Vestnik SPbGU-KI [Bulletin of the Saint Petersburg University of Culture and Arts]. 2016, no. 4 (29), pp. 140-143.
4. Stain S. U. Metodologia v iskusstvovedenii [Methodology in art history]. In: Decoativ-noye iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGHPA [Decorative art and the subject environment. Bulletin of the Moscow State Art and Industrial Academy]. 2017, no.4, part 1, pp. 32-46.
5. Ruksha G. L. Krasnoyarski teatr unogo zrite-lya: stranitzi istorii [Krasnoyarsk ^eatre
of the Young Spectator: pages of history]. Krasnoyarsk: Litera-print Publ.,2020.282 p.
6. Kublizki G. Tvorchesky rost [Creative growth]. In: Krasnoyarsky rabochyi [Krasnoyarsk worker], 28.03.1939, p. 4.
8. Вырва Т. Н. Красноярские художники в годы Великой Отечественной войны // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной конференции, посвященной 75-летию Красноярского края. T. 1. Красноярск, 2009. С. 27-28.
9. Слабуха А. На пользу обществу, в удовлетворенье власти // Красноярский рабочий. 2002. 29 марта. С. 12.
10. [б.п.] Театр проводит новогодний бал // Красноярский рабочий. 26.12.1942. С.2.
11. Черкасский С. Прочитаем трагедию снова // Театрально-музыкальный альманах. Красноярск: Комитет по делам культуры и искусства администрации края, Красноярская организация СТД России, секция театральной критики, 1999. С. 2-8.
12. Лифшиц Л. Театр в Красноярске. Красноярск: Кн. изд-во, 1957. - 60 с.
13. Мешалкин П. Н. Красноярск: Очерки истории города. Красноярск: Кн. изд-во, 1988. - 137 с.
14. [Об открытии театра кукол] // Красноярский комсомолец. 02.12.1937.
15. Барабанов Д. Е. Герой и героическое в советском искусстве 1920-1930-х годов: дисс.... канд. иск. Москва, 2004. -216 с.
16. Театры для детей // Красноярский рабочий. 14.12.1941. № 296 (7026). С. 4.
17. Наследие // Красноярский край. URL: http://www.krskstate.ru/nasledie/kobytev_ evgeniy (дата обращения: 10.08.2020).
18. Гастроли мастеров советской оперы // Красноярский рабочий. 13.04.1943. № 80 (7430). С. 2.
19. Прейсман Э. Мелодии истории // Красноярский комсомолец. 22.08.1978. С.4-5.
20. Накануне открытия сезона в краевом театре // Красноярский рабочий. 02.09.1941. № 207 (6937). С. 4.
21. Енисейский народный театр // Энциклопедия Красноярского края. URL:http://my.krskstate.ru/docs/theatres/ eniseyskiy-narodnyy-teatr/ (дата обращения: 17.04.2021).
22. Перед началом театрального сезона. Беседа с художественным руководителем краевого театра драмы им. Пуш-
7. Moskaluk M.V. Krasnoyarskie hudozni-
ki: voina i tyl, sudba i tvorchestvo [Krasnoyarsk artists: war and home front, fate and creativity]. In: Kultura I ikusstvo Sibiri. Vseros-siskaya nauchno-prakticheskaya conferenciya [Culture and art of Siberia: Scientific and Practical Conference]. Krasnoyarsk: ID Klass plus Publ., 2016, pp. 124-135.
8. Virva T. N. Krasnoyarskie hudozniki v godi Velikoi otechestvennoi voini [Krasnoyarsk artists during the Great Patriotic War]. In: Krasnoyarskii krai,proshloye, nastoyasheye, bydysheye. Materialy mezdynarodny conferencii posveshennoy 75-letiyu Krasnoyarskogo kraya [Krasnoyarsk region: past, present, future: materials of International conference dedicated to 75 th anniversary ofKrasnoyarsk re-gion].Vol. 1, Krasnoyarsk, 2009, pp. 27-28.
9. Slabuha A. Na polzy obshestva I udovlet-vorenie vlasti [For the benefit of society and the satisfaction of the authorities]. In: Krasnoyarsky rabochi [Krasnoyarsk worker]. 29.03.2002, p. 12.
10. Teatr provodit novogodnyi bal [^e theatre holds a New Year's ball]. In: Krasnoyarsky rabochi [Krasnoyarsk worker]. 26.12.1942, p. 2.
11. Cherkassky S. Prochitayem tragediyu snova [Let's read the tragedy again]. In: Teatral-no mysikalnyi almanah [^eatre and music almanac]. Krasnoyarsk: Committee for culture and art of the regional administration, Krasnoyarsk organization of the Union of theatrical figures. Art criticism section. 1999, pp. 2-8.
12. Lifshitz L. Teatr v Krasnoyarske [^eatre in Krasnoyarsk]. Krasnoyarsk: Kniznoje iz-datelstvo, 1957.60 p.
13. Meshalkin P. N. Krasnoyarsk: Ocherki I is-toria goroda [Krasnoyarsk. Essay about city history]. Krasnoyarsk: Kniznoye izdatelst-vo,1988.137 p.
14. [Article about opening of puppet theatre]. In: Krasnoyarskij komsomolets [Krasnoyarsk komsomolets]. 02.12.1937, p.6.
15. Barabanov D. E. Geroi Igeroicheskoye v sovetskom iskusstve 1920-1930-h godov [Hero and heroic in soviet art of 1920-30th]: Cand. Sc. (Arts) thesis. Moscow, 2004.216 p.
16. Teatri dlya detei [^eatres for children]. In: Krasnoyarskij rabochij [Krasnoyarsk worker], 14.12.1941 no. 296 (7026), p.4.
кина И. Г. Громовым // Красноярский рабочий. 30.09.1944. № 193 (7807). С. 2.
23. Иванова Е. А. Театр начинается с проекта, или Как строили Театр музыкальной комедии // Трасса № 5. Красноярск: Комитет по делам культуры и искусства Администрации края, Красноярская организация СТД России, секция театральной критики. 1993. С. 81-86.
24. Бердюгина Р., Замараева Л., Туров С., Ломаное В. // Театральные художники. Первая краевая выставка. Красноярск, 1966. - 48 с.
25. Езерская Е. М. Художники театра
и кино. Красноярск: Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова, 1992. - 16 с.
17. Naslediye [Legacy]. In: Krasnoyarskj kraj [Krasoyarsk region: website]. Available from: http://www.krskstate.ru/nasle-die/kobytevevgeniy (accessed 10.08.2020).
18. Gastroli masterov sovetskoi opery [Tour of the masters of the Soviet opera]. In: Kras-noyarsky rabochyi [Krasnoyarsk worker]. 13.04.1943. no. 80 (7430), p. 2.
19. Preisman A. Melodii istorii [Melodies of history]. In: Krasnoyarsky komsomolets [Krasnoyarsk komsomolets]. 22.08.1978, pp.4-5.
20. Nakanyne otkritiya sesona v krayevom te-atre [On the eve of the opening of the issue of season in the regional theatre]. In: Krasnoyarskij rabochij [Krasnoyarsk worker]. 02.09.1941, no. 207 (6937), p. 4.
21. Yeniseyskij narodnyj teatr [Yenisei People's ^eatre]. In: Entsiclopedija Krasnoyarsk-ogo kraja [Encyclopedia of the Krasnoyarsk Territory: website]. Available from: http://my.krskstate.ru/docs/ theatres/eniseyskiy-narodnyy-teatr/ (accessed 17.04.2021).
22. Pered nachalom teatralnogo sesona teatra dramy imeni Pushkina I. G. Gromovim [Before the beginning of the theatre season. Conversation with the Artistic director of the Pushkin Regional Drama ^eatre I. G. Gro-mov]. In: Krasnoyarskij rabochij [Krasnoyarsk worker]. 30.09.1944, no. 193 (7807), p. 2.
23. Ivanova E. A. Teatr nachinayetsja s proekta ili kak stroili teatr Myzikalnoj comedii [^eatre begins from the project or how Musical theatre was build]. In: TTassa # 5. Komitetpo delam kulturi I iskusstva Administrazii kraya, Krasnoyarskaya organisaziya STD Rossii stkziya teatralnoy kritiki. Seson 1992-1993 goda [Tras-sa no. 5 journal. Krasnoyarsk: Committee for culture and art of the regional administration, Krasnoyarsk organization of the Union of theatrical figures. Art criticism section. Season 1992-1993], p. 81-86.
24. Berdugina R., Zamarayeva L., Turov S., Lomanov V. Teatralnie hydojniki. Pervai-ya kraevaya vistavka. Katalog [^eatrical artists.^e first regional exhibition. catalogue]. Krasnoyarsk, 1966.48 p.
25. Yezerskaya E. Hudojniki teatra i kino. Katalog [Artists of theatre and cinema. Catalogue]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk state art museum named after V. I. Surikov, 1992.16 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Воронова Мария Викторовна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и истории искусств Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского.
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7264-126X
ABOUT THE AUTHOR
MariaVoronova - Cand.Sc.in Arts,Associ-ate Professor of "Me Department of Social and Humanitarian Disciplines and History of Arts, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts.
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7264-126X
Воронова М. В. Эхо Великой Отечественной войны в театральной жизни Красноярска в 1940-1960-е гг.// Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2021. № 2. С. 153-175. DOI: 10.35852/2588-0144-2021-2-153-175
Voronova M. V. Me echo of the Great Patriotic War in the Krasnoyarsk theatre life in the 1940th and 1960th. In: Meatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2021, no. 2, pp. 153-175. DOI: 10.35852/2588-0144-2021-2-153-175
Статья поступила в редакцию: 22.06.2020 Принята к публикации:27.03.2021
Received: 22.06.2020 Accepted: 27.03.2021