Научная статья на тему 'Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах'

Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
686
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ РАБОТА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / RESOCIALIZATION / OF JUVENILE / RESOCIALIZATION ABROAD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

Вопросы ресоциализации несовершеннолетних осужденных являются в настоящее время наиболее актуальными. Рассмотрение моделей ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах представляет интерес не только с организационно-правовой стороны, но и с точки зрения влияния на этот процесс различных факторов, способствующих или препятствующих ресоциализации. В статье предпринята попытка классификации моделей ресоциализации несовершеннолетних осужденных в различных странах, а также практика ресоциализации в отдельных странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Juvenile Delinquents Resocialization Abroad

The issues of juvenile convicts resocialization are the most topical ones nowadays. A matter of interest is the organizational and legal aspect of juvenile delinquents resocialization patterns operating oversees as well as various factors contributing to or preventing resocialization. The author makes an attempt to classify the resocialization patterns in different countries and represents resocialization experience abroad.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах»

УДК 343.843(100)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

© Садовникова М. Н., 2009

Вопросы ресоциализации несовершеннолетних осужденных являются в настоящее время наиболее актуальными. Рассмотрение моделей ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах представляет интерес не только с организационно-правовой стороны, но и с точки зрения влияния на этот процесс различных факторов, способствующих или препятствующих ресоциализации. В статье предпринята попытка классификации моделей ресоциализации несовершеннолетних осужденных в различных странах, а также представлена практика ресоциализации в отдельных странах.

Ключевые слова: ресоциализация; пенитенциарная теория и практика; пенитенциарные концепции; ресоциализационная работа; несовершеннолетний; несовершеннолетний осужденный.

Системы реагирования на правонарушения несовершеннолетних в различных государствах отличны друг от друга, не существует какой-либо единой, абсолютной модели. Единым фундаментом, объединяющим различные системы, являются международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Однако и их преломление через национальное законодательство создает существенные отличительные особенности каждой системы (что определяется пенитенциарной моделью [1]), рассмотрение которых необходимо с точки зрения возможного заимствования или ненужного и неэффективного копирования.

Дилемма обращения к зарубежному опыту обычно сводится либо к «...заимствованию модной риторики (правильных терминов и названий подходов).» [2] и поверхностному переносу отдельных элементов, либо к полному отрицанию необходимости его изучения с отсылкой на несхожесть развития, систем реагирования на преступность несовершеннолетних, а в настоящее время и апеллирование к неудачам в работе с несовершеннолетними (например, во Франции). Осознавая, что стереотип об особой успешности программ ресоциализации в отдельных зарубежных странах не более чем миф, и отмечая некоторый кри-зис1 в подходах к ресоциализации, автору представляется важным отразить сущностную сторону ресоциализации, отражая ее организационно-правовые основы. Изучение зарубежного опыта представляет инте-

рес и с точки зрения взаимовлияния разных факторов, способствующих или препятствующих ресоциализации. Это представляется возможным только посредством детальнейшего рассмотрения правоприменительной практики отдельных государств.

Развитие пенитенциарной теории и практики характеризуется противостоянием сторонников репрессивного подхода (репрессивная модель) к проблеме исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и гуманистического подхода, в основе которого изначально лежал принцип возможности и необходимости ресоциализации преступников. Эти подходы нашли отражение в ряде пенитенциарных концепций. «...Становлению научных основ концепции, реализованной в реинтеграционной (ресоциа-лизационной) модели исполнения уголовного наказания, способствовали современные философские, социологические, криминологические, уголовно-правовые, психологические теории американского и западноевропейского происхождения» [4]. Такой подход позволяет выделить некоторые разновидности ресоциализационной модели, характерные для разных стран, и определить их основные особенности. Отмечая бесспорность наличия общих черт той или иной правовой семьи, классификация представленных моделей не всегда обусловлена принятым в рамках теории права делением на правовые системы (семьи).

И в организационно-правовом, и в содержательном аспектах ресоциализация в различных странах, прежде всего, зависит от

наличия ювенальной юстиции или общего уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних. Эффективность ресоциализации в рамках действующих систем ювенальной юстиции определяется совокупностью характеристик: раннее вмешательство и включение служб, осуществляющих ресоциализацию, в работу с несовершеннолетним; социальное насыщение ресоциали-зационной работы; оперативность воздействия; последовательность и индивидуализация подхода в зависимости от поведения несовершеннолетнего, его ситуации; вариативность (действий, технологий, методик, а также вспомогательных структур, готовых включиться в ресоциализацию).

Необходимо отметить и организационноструктурное отличие в аспекте институционализации «закрытых» учреждений для несовершеннолетних. Так, одни страны отличает наличие специальных закрытых учреждений для подростков (США, Канада, Франция), другие стремительно избавляются от таких учреждений, заменяя их центрами дневного пребывания, службами пробации, комплексной помощью семье подростка и т. д. (страны Скандинавии, Германия, Нидерланды [5]). В зависимости от встроенности системы ювенальной юстиции либо в систему уголовного правосудия2 или же в систему социальной помощи3 можно выделить четыре типа моделей, отражающих ресоциализацию.

Первый тип — юридические процедуры юстиции для несовершеннолетних и молодых приближены к общему ходу уголовного правосудия, а ресоциализация соотносится с основными тенденциями социальной политики (Нидерланды, Германия, Великобритания).

Второй тип — правовые механизмы ювенальной юстиции соотносятся с общими процедурами уголовного правосудия, но социальные сервисы для несовершеннолетних осужденных выделены в отдельную группу служб (США, Канада, Япония).

Третий тип — система служб ресоциализации встроена в действующую систему социальной защиты (Италия, Франция).

Четвертый тип — ювенальная юстиция, отличная и от системы уголовного правосудия, и от системы социальной помощи: для осужденных разрабатываются особые программы (Польша, Новая Зеландия, Румыния) [6].

Меры и успех ресоциализации осужденных зависят от того, насколько ресоциализация встроена в следование социально одобряемым нормам. В одних странах ресоциализация означает, что осужденный исправляется, приобретает намерения и ресурсы стать «хорошим» гражданином (Франция, Япония, Бельгия). В других странах ресоциализация не зависит от общественных норм (готовности осужденного их принять) и означает предоставление любому человеку права на доступ к социальным правам (Германия, страны Скандинавии). Различие этих подходов влечет разные критерии эффективности ресоциализации [7].

В зависимости от правовой (законодательной) регламентации ресоциализации можно выделить государства:

а) законодательство которых напрямую закрепляет цель ресоциализации осужденных: например, Уголовный кодекс штата Техас в ст. 1.02 закрепляет необходимость «.социального восстановления личности (rehabilitation) осужденных.» [8]; о содействии социальному восстановлению личности правонарушителя говорится и в п. 2 ст. 1.02 Модельного УК США (1962 г.); законодательство Франции в отдельных нормах содержит положения о ресоциализации, например, при условном освобождении (ст. 729 УПК), и других статьях (ст. 720-4, 721-1), а нормы, относящиеся к несовершеннолетним, более подробно регламентируют вопросы ресоциализации (об этом речь ниже); УИК ФРГ закрепляет задачи системы исполнения наказаний, основной из которых является ресоциализация осужденных [9], а в качестве единственной цели исполнения наказания — возвращение освобождающегося в общество [10]. Закрепляются следующие средства ресоциализации: «человеческие условия» содержания заключенных — одиночное размещение в камерах во время отдыха, сна (абз. 1 § 18 УИК); трудовая деятельность, школьное и профессиональное образование; при необходимости терапевтические процедуры (к примеру, в социально-терапевтических учреждениях или отделениях); переход на «открытый» (облегченный) режим отбывания наказания с увеличением числа свиданий; смягчение режима исполнения наказания, заключающееся в регулярных свободных (без надзора) выходах за территорию; интенсивная подготовка к освобождению,

включая помощь в урегулировании долговых обязательств. Необходимо отметить, что большинство из перечисленных положений реализуется в большей или в меньшей степени и в российском законодательстве и правоприменительной практике [11]. Специфика системы ресоциализации освобождающихся в Германии заключается в работе социальных служб юстиции;

б) в законодательстве которых ресоциализация напрямую не закреплена, однако это вытекает из общей политики государства: так, по мнению юристов [12], конечной целью исправления осужденного в Англии является его ресоциализация, что и определяет многие проекты реформ в стране [13]; ресоциализацией пронизана деятельность пенитенциарной системы в США; уголовное законодательство Голландии закрепляет необходимость индивидуализации подхода к осужденному при определении вида исправительного учреждения, в т. ч. с учетом возможностей для реабилитации осужденного (ст. 12 УК [14]).

Таким образом, в странах, где имеет место законодательное закрепление ресоциализации, возможна выработка и критериев ее эффективности. Однако в ряде стран общество, специалисты разных служб оперируют отличными друг от друга подходами к определению ресоциализации (Нидерланды, Италия), что вызывает неопределенность критериев ее эффективности, «...порождает конфликты во взаимодействии служб и решении задач.» [15].

В зависимости от системы организации ресоциализации, отмечая при этом, что существующие современные ресоциализаци-онные модели имеют непосредственное отношение к системе исполнения наказаний, можно выделить государства, в которых:

а) существует относительно самостоятельная система ресоциализации осужденных: например, во Франции ресоциализацией, в т. ч. и в тюрьмах, с 2006 г. занимаются воспитатели Судебной защиты молодежи, которые не относятся к пенитенциарным сотрудникам;

б) работу по ресоциализации осуществляют как социальные работники пенитенциарной системы, так и государственные и общественные социальные работники (ФРГ [16]);

в) привлечение осужденных к участию в специально разработанных индивидуальных (и/или групповых) программах их ресоциализации, что может являться услови-

ем условно-досрочного освобождения, характерно для Германии, Франции, США [17] и др.4

В Нидерландах вводятся специальные социальные программы, создающие условия для ресоциализационной работы с подростками. В 2000 г. на территории всей страны была введена программа альтернативных заключению мер наказания HALT (Het ALTernatief) для тех, кто совершил первое и/или незначительное преступление в возрасте от 12 до 18 лет5. С 2001 г. действует еще одна программа для подростков до 12 лет, совершивших правонарушения, — STOP-response, с целью вовлечения детей и их семей в решение таких проблем, как конфликты и давление со стороны сверстников; асоциальное поведение кого-то из членов семьи, в т. ч. в отношении ребенка; пробелы в нормах и ценностях ребенка; затруднения в оценке ситуации и др. [20]. При этом основным методом становится оказание постоянной педагогической помощи родителям6.

К разработке и проведению программ ресоциализации привлекается и общественность. Так, в 1974 г. в Германии был принят Закон о заключении, основанный на улучшении связи тюрем и внешнего мира через привлечение внешних людей и служб к общественному контролю и программам ресоциализации [22]. Была внедрена и такая форма ресоциализации, как проведение тренингов для несовершеннолетних с целью организации их досуга, решения повседневных проблем и доформирование социальных навыков. Специализированный закон7 регулирует вопросы ресоциализации как цели исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних и закрепляет в качестве задач исполнения наказаний воспитание и содействие несовершеннолетнему.

Целесообразным представляется и внедрение программ медиации8, восстановительного правосудия, которые были признаны наиболее эффективными в отношении несовершеннолетних (Германия, Франция, Польша и др.).

Систему ресоциализации отдельных государств отличает наличие постепенного перехода от более жестких требований (при реализации наказаний, не связанных с изоляцией от общества) или условий изоляции к реализации различных форм самостоятельной ответственности осужденного (снижение степени контроля за его поведением;

переведение в полуоткрытые или открытые пенитенциарные учреждения). Так, особой разновидностью пенитенциарных учреждений открытого содержания являются «переходные дома» в Англии, Германии, целью которых является адаптирование освобождающихся к условиям свободы [24].

В большинстве стран имеет место эффективно действующая система надзора (контроля, кураторства). Уголовный кодекс Швейцарии в ст. 47 закрепляет понятие охранительного надзора с целью оказания помощи лицу при устройстве в жизни на свободе [25]; интерес представляет так называемое профилактическое наблюдение в течение срока судимости в отношении отбывших наказание или освобожденных от него лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Ресоциализации после освобождения из пенитенциарного учреждения способствует наличие служб пробации, к компетенции которых относится и надзор за освобождаемыми (например в Англии) [26]; либо наличие включенного в приговор срока поднадзорного освобождения после тюремного заключения (в США) [27]. Использование в рамках условно-досрочного освобождения надзора (§ 39 УК Дании [28]), оказание помощи посредством назначения помощника (§ 50 УК Австрии [29]), осуществление электронного надзора (Англия, Уэльс, США [30]) позволяют достичь ресоциали-зационного эффекта.

В отношении осужденных без изоляции от общества, условно осужденных в отдельных государствах осуществляются надзор (§ 56 УК Дании [31]), кураторство (ст. 66 УК Польши [32]), пробация (гл. 28 УК Швеции [33]) при оказании им помощи, что можно отнести к ресоциализационным мероприятиям.

Стадия ресоциализации во многих странах обеспечивается службой пробации, которая может реализовывать одну из двух моделей:

• просоциальную, когда сотрудник по преимуществу выполняет функцию социального работника, взаимодействует с семьей осужденного, самим осужденным (Германия, Франция, Нидерланды);

• надзора, при которой сотрудник контролирует освободившегося (условно осужденного) и следит за тем, чтобы поднадзорный вел себя в соответствии с условиями

освобождения (приговора) (Великобритания, США) [34].

Соответственно, пробация для несовершеннолетних в большинстве стран относится к просоциальной модели. Исходя их этого, различаются и две различные модели ресоциализации. В странах Скандинавии, Германии ресоциализация рассматривается как технология улучшения доступа любого осужденного к социальным нормам; в других (США, Италия) соотносится с готовностью осужденного «твердо встать на путь исправления» [35].

Интересным представляется опыт Великобритании, в которой служба пробации из изначальной подведомственности Министерству внутренних дел (которым и была организована) передавалась в ведомство социальных служб, а в 1996 г. вновь передана в ведомство внутренних дел. Переход из одного ведомства в другое сопровождался не только то усилением, то минимизацией функций ресоциализации, но и изменением взаимодействия между пробацией и социальной службой; так, часто мнения сотрудника пробации и социального работника о подростке существенно различались, и только преобразование системы уголовного судопроизводства позволило изменить данную ситуацию [36].

Выше был отмечен и кризис ювенальной юстиции в США, вместе с тем необходимо отметить три тенденции, отражающиеся, в т. ч., и на системе ресоциализации: отмена ювенальной юстиции; развитие служб микросообществ как альтернативы институциям уголовного правосудия, применение в отношении несовершеннолетних приговоров смешанного типа (одновременное использование норм ювенальной юстиции и общего правосудия) [37]. Службы микросообществ организуются по аналогии с интенсивной пробацией, когда основными методами работы становятся: консультирование семей, самих подростков; создание центров досуга, активизация школьных сообществ и т. д. Преобладание ведомственных служб в США9 над общими центрами помощи, которые бы охватывали разные службы одной территории, препятствует развитию межведомственной кооперации в рамках ресоциализации [38].

С кризисом ювенальных технологий связывают и ужесточение мер по отношению к несовершеннолетним в Великобритании в 90-х гг. [39]. Несмотря на усиление кара-

тельной политики, и в ее мерах явно просматривается ресоциализационный подход к несовершеннолетним, возможно, вызванный необходимостью, но имеющий право на существование. Так, Актом о преступлении и беспорядке 1998 г. введена новая институциональная структура — междисциплинарные и межведомственные команды YOT (young offending teams), включающие сотрудников полиции, социальных служб, офицеров служб пробации, представителей образования и здравоохранения. Также был определен более «жесткий» характер ресоциализации несовершеннолетних. Так, половина срока наказания должна реализовываться в закрытом учреждении, а половина — при службах микросообществ. Актом введены гражданские меры пресечения, в основном в отношении семей несовершеннолетних, также вводится электронных мониторинг за условно освободившимися подростками [40].

Зарубежный опыт демонстрирует эффективность ресоциализации осужденных, прежде всего несовершеннолетних, со стороны общественности (Германия [41]; Франция [42]; Дания [43]; Польша [44]). Так, в Германии освобождающимся оказывается и добровольная помощь [45].

По нашему мнению, для выявления наиболее значимых характеристик и представления гипотетической модели эффективно действующей системы ресоциализации необходимо более детальное рассмотрение реализуемых на практике систем ресоциализации на примере отдельных стран, учет или заимствование которых может оказать помощь при формировании в России целостной, комплексной государственной политики (и, соответственно, системы законодательства, определения правового статуса субъектов и т. д.) реагирования на правонарушения несовершеннолетних в аспекте их ресоциализации. И

1. См. : Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии : учебник / под ред. С. Н. Пономарева. Рязань, 2001. С. 47.

2. Шмидт В. Р. Интеграция подростков в конфликте с законом: зарубежный опыт. М., 2007. С. 7.

3. См.: Ювенальные технологии : практ. руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска / под общ. ред. О. В. Зыкова, Н. Л. Ханашвили, А. С. Автономова. М., 2002. 352 с.; Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии : учеб. пособие. М., 2000. 272 с.; Уголовная юс-

тиция: проблемы международного сотрудничества : междунар. науч.-исслед. проект. М., 1995. 296 с.

4. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. С. 47.

5. Шмидт В. Р. Указ. соч. С. 40.

6. Там же. С. 45.

7. Там же. С. 84.

8. Уголовный кодекс штата Техас / науч. ред. и предисл. И. Д. Козочкина. СПб., 2006. С. 57.

9. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект) : учеб. пособие / Н. А. Андреев [и др.]. М., 2001. С. 7.

10. Дюнкель Ф. Исполнение уголовных наказаний, помощь условно осужденным и лицам, имеющим судимость: правовые основы и практический опыт Германии // Охрана прав несовершеннолетних и развитие альтернативных наказаний: сравнительно-правовые аспекты : сб. / под ред. В. А. Уткина, Ф. Дюн-келя. Томск, 2008. С. 15.

11. Там же. С. 16.

12. Бурцев А. Н. Пенитенциарная система Германии в XVI — нач. XXI вв. (историко-юридическое исследование) : автореф. дис. Екатеринбург, 2007. С. 12, 23.

13. Крылова Н. Е., Серебренникова А. В. Уголовное право современных зарубежных стран (Англия, США, Франция, Германия) : учеб. пособие. М., 1997. С. 133.

14. Уголовный кодекс Голландии / науч. ред

Б. В. Волженкин. 2-е изд. СПб., 2001. С. 111.

15. Шмидт В. Р. Указ. соч. С. 84.

16. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ. С. 23.

17. Бурдо Е. П. Наказание по общему праву Англии, Уэльса и США (сравнительно-правовое исследование) : автореф. дис. Казань, 2007. С. 7.

18. См.: Уголовный закон Бельгии / науч. ред. и предисл. Н. И. Мациева. СПб., 2004. С. 415.

19. См.: Шмидт В. Р. Указ. соч. С. 94.

20. Там же. С. 95.

21. Там же. С. 96.

22. Там же. С. 102.

23. Там же. С. 104.

24. См.: Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ.

25. Уголовный кодекс Швейцарии / вступ. ст. Ю. Н. Волкова. СПб., 2002. С. 109.

26. Часть II Закона о преступлении (наказании) 1997 г. См.: Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии) : сб. законодат. материалов / под ред. И. Д. Козочки-на. М., 2001. С. 48-49.

27. Пар. 3583 Свода законов США. См.: Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии). С. 89-90.

28. Уголовный кодекс Дании / науч. ред.

С. С. Беляева. СПб., 2001. С. 34.

29. Уголовный кодекс Австрии / науч. ред.

С. В. Милюкова. СПб., 2004. С. 98.

30. Бурдо Е. П. Указ. соч. С. 22.

31. Уголовный кодекс Дании. С. 48-49.

32. Уголовный кодекс Республики Польша / науч. ред. А. И. Лукашов, Н. Ф. Кузнецова. СПб., 2001. С. 78.

33. Уголовный кодекс Швеции / науч. ред.

Н. Ф. Кузнецова, С. С. Беляев. СПб., 2001. С. 223.

34. Шмидт В. Р. Указ. соч. С. 40.

35. Там же. С. 41.

36. Там же. С. 72.

37. Там же. С. 86.

38. Там же. С. 88.

39. Шмидт В. Р. Указ. соч. С. 108.

40. Цит. по: Шмидт В. Р. Указ. соч. С. 108.

41. Бурцев А. Н. Указ. соч. С. 26.

42. Садовникова М. Н. Ювенальная юстиция во Франции // Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей : международный и российский опыт / сост. М. Н. Садовникова. Иркутск, 2006. С. 87.

43. Садовникова М. Н. Некоторые общие черты системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Польше, Франции, Дании //Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности : материалы науч.-практ. конф. Иркутск, 2005. С. 227.

44. Садовникова М. Н. Польская система ювенальной юстиции // Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей : международный и российский опыт / сост. М. Н. Садовникова. Иркутск, 2006. С. 70.

45. Дюнкель Ф. Указ. соч. С. 19.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Неуспех ювенальной юстиции в вопросах ресоциализации несовершеннолетних осужденных был признан общественностью и государственными структурами в конце 1950-х гг., что было вызвано прежде всего уходом ювенальной юстиции от сферы наказывания к решению исключительно социальных вопросов несовершеннолетнего. См. [3].

2 Напр., во Франции, что характеризуется обоснованностью особых процедур ювенальной юстиции базовыми принципами правосудия.

3 В США, где осуществление социальной работы с несовершеннолетним рассматривается как элемент общей системы оказания социальной помощи или как отдельное направление.

4 План ресоциализации заключенного входит в перечень документов, необходимых для передачи в дом правосудия при условном освобождении в Бельгии. См. [18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Подростку предписывалось пройти 240 часов учебных занятий (тренинги и программы по ресоциализации) или 200 часов общественных работ. Однако наиболее эффективным вариантом бы признан комбинированный (и общественные работы, и учебные занятия). См. [19].

6 Изучение отношений родителей, вовлеченных в программу, показало, что они высоко оценили вклад программы в улучшение детско-родительских отношений. См. [21].

7 «Об исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних в Мекленбург—Передняя Померания» (,JuStгVollzG М-У“), который вступил в силу 1 янв. 2008 г. в данной федеральной земле ФРГ.

8 В 1995 г. в Германии реализовывалось 368 проектов по медиации. См. [23].

9 Соответственно, судебная система, социальные службы имеют свой штат психологов, социальных работников.

Some Aspects of Juvenile Delinquents Resocialization Abroad

© Sadovnikova M., 2009

The issues of juvenile convicts resocialization are the most topical ones nowadays. A matter of interest is the organizational and legal aspect of juvenile delinquents resocialization patterns operating oversees as well as various factors contributing to or preventing resocialization. The author makes an attempt to classify the resocialization patterns in different countries and represents resocialization experience abroad.

Keys words: resocialization; of juvenile; resocialization abroad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.