Научная статья на тему 'Некоторые аспекты регулирования кадастровой деятельности в контексте проводимой реформы системы государственной регистрации и кадастрового учета'

Некоторые аспекты регулирования кадастровой деятельности в контексте проводимой реформы системы государственной регистрации и кадастрового учета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНЕСУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ОРГАНА УЧЕТА / CADASTRAL REGISTRATION / CADASTRE / CADASTRAL ENGINEER / SELF-INVENTORY OPERATIONS / EXTRA-JUDICIAL BODY OF APPEAL AGAINST DECISIONS OF ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усович Лариса Владимировна

В статье анализируются планируемые изменения законодательного регулирования деятельности кадастровых инженеров в Российской Федерации в связи с осуществлением комплексной реформы государственной регистрации прав, государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности. Обосновывается целесообразность организации кадастровой деятельности при условии обязательности членства кадастровых инженеров в соответствующих саморегулируемых организациях. По мнению автора, в сфере кадастровой деятельности законом должно быть предусмотрено создание только одного национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров Национальной палаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF REGULATION OF CADASTRAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF THE ONGOING REFORM SYSTEM OF STATE REGISTRATION AND CADASTRE

The article analyzes the planned changes of legislative regulation of cadastral engineers in the Russian Federation in connection with the implementation of a comprehensive reform of state registration of rights, state cadastral registration and cadastral activities. The expediency of the organization of cadastral activity with mandatory membership cadastral engineers in their respective self-regulatory organizations. According to the author, in the field of cadastre law should establish only one national association of self-regulating organizations of cadastral engineers the National Chamber.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты регулирования кадастровой деятельности в контексте проводимой реформы системы государственной регистрации и кадастрового учета»

 Некоторые аспекты регулирования кадастровой деятельности в контексте проводимой реформы системы государственной регистрации и кадастрового учета *

Л.В. Усович генеральный директор ООО «Центр развития континентального права», кандидат юридических наук (г. Москва)

Лариса Владимировна Усович, continental-center@mail.ru

Достижение целей, намеченных в рамках проводимой в настоящее время комплексной реформы системы государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, невозможно осуществить без решения одной важнейшей задачи -обеспечение подготовки документов, содержащих достоверные сведения (характеристики) об объектах недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. Как известно, работы, в результате которых формируются указанные сведения, именуются кадастровыми работами, и осуществляются они специально уполномоченными лицами - кадастровыми инженерами, на которых такое право, равно как и обязанность, возлагаются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Следует исходить из того, что достоверные сведения об объекте недвижимости необходимы для обеспечения полноты и достоверности не только Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), но и согласно подготов-

ленному Министерством экономического развития Российской Федерации (далее -Минэкономразвития России) проекту федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее - проект единого закона) Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), для целей налогообложения, государственного управления и иных целей.

Таким образом, проект единого закона не только вводит повышенные требования к качеству подготовки кадастровыми инженерами таких сведений и содержащих их документов, но и устанавливает имущественную ответственность при возмещении убытков в полном объеме (в том числе при отсутствии вины) теми субъектами, которые допустили внесение в ЕГРН недостоверных сведений.

Обязательность членства

в саморегулируемых организациях

Следуя логике, деятельность по формированию сведений об объекте недвижимости осуществляется в интересах всего общества и рассматривается как публичная функция. Исходя из этого содержание

* Статья подготовлена по материалам анализа положений проекта федерального закона № 664656-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров».

Основной источник информации - интернет-портал Правительства Российской Федерации www regulation. gov.ru

указанной функции должно определяться государством, а сама кадастровая деятельность (правила ее организации и осуществления) должна подчиняться специальному правовому режиму, установленному федеральным законом, раскрывающим понятие «кадастровая деятельность в Российской Федерации» с учетом ее публичного статуса по аналогии со схожими сферами регулирования - оценочная деятельность, деятельность арбитражных управляющих и т. д.

Проектом федерального закона № 664656-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров»1 (далее - проект закона) с 1 января 2016 года предусматривается введение обязательности членства кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях (далее - СРО). Конституционность установленного законами обязательного членства лиц, осуществляющих публично значимую деятельность, в СРО уже была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации: «В силу того, что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из ст. 30 Конституции РФ принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов» 2. Таким образом, публично-правовой статус арбитражных управляющих обусловливает право законодателя предъявлять к таким субъектам специальные требования, касающиеся в том числе их членства в профессиональном объединении. Указанное

позволяет сделать системный вывод - для публичной деятельности членство в СРО является обязательным.

Необходимо отметить, что и Минэкономразвития России неоднократно в своих официальных выступлениях придерживалось позиции о необходимости введения обязательности членства в СРО для кадастровых инженеров, например, в докладе «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности» по итогам 2010 года», в выступлении Министра экономического развития Э.С. Набиуллиной «Основные направления государственной политики в области саморегулирования» на II Всероссийском форуме СРО «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», проходившем в Москве 10 февраля 2012 года. Введение института обязательного членства в саморегулируемых организациях кадастровых инженеров позволит, как отметила Э.С. Набиуллина, «описать кадастрового инженера как процессуально значимую фигуру,.. будет стимулировать разработку профессиональных стандартов, а следовательно, стимулировать создание системы контроля за деятельностью кадастровых инженеров».

Применение механизма саморегулирования могло бы способствовать окончательному формированию этой профессии и закреплению на законодательном уровне публичной ответственности за результаты работы в сфере кадастровой деятельности.

Также требование о введении обязательности членства кадастровых инженеров в СРО было поддержано на многих обще-

1 Законопроект принят в первом чтении 27 марта 2015 года, подготовлен Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктами 30.1, 30.4, 30.6 и 30.8 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р.

2 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 года № 12-П.

ственных мероприятиях, проведенных в период с 2011 по 2014 год 3.

В последующем обязательность членства кадастровых инженеров в СРО была закреплена в дорожной карте Агентства стратегических инициатив «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [6]. Несмотря на то, что в период с 201 2 года по настоящее время какие-либо законодательные изменения, обязывающие кадастровых инженеров объединяться в СРО, приняты не были, равно как и требования, стимулирующие к такому объединению, отмечается стремительный рост количества членов уже действующих в этой сфере СРО 4, объединенных по принципу добровольности участия в них, а также создание новых организаций, филиалов и подразделений ранее созданных СРО. Первый кадастровый инженер был внесен в государственный реестр кадастровых инженеров 15 октября 2010 года. Динамика роста численности кадастровых инженеров, имеющих членство в СРО с указанной даты, показана на рисунке.

В практической плоскости рост общего количества добровольных СРО и увеличение численности их членов являются индикаторами уровня готовности кадастровых инженеров к более серьезной самоорганизации, к принятию повышенной ответственности за результаты своей деятельности. Объединением субъектов профессиональной деятельности в СРО должна обеспечиваться ответственность такой организации в целом за качество деятельности каждого конкретного инженера, а это, в свою очередь, будет стимулировать освобождение СРО от недобросовестных участников. Очевидно, что последнее возможно только при условии обязательности членства.

Отрицающие необходимость введения обязательности членства кадастровых инженеров в СРО эксперты утверждают, что ранее саморегулирование вводилось в качестве замены лицензирования, однако для кадастровой деятельности проектом закона введение саморегулирования предусмотрено не взамен, а в дополнение к существующей форме допуска кадастровых инженеров на рынок (аттестации), что следует рассматривать как дополнительную нагруз-

I Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», состоявшийся 22 апреля 2011 года в рамках Недели российского бизнеса (организаторы: Комитет Государственной Думы по собственности, Российский союз промышленников и предпринимателей, «ОПОРА РОССИИ»);

II Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», проходивший 10 февраля 2012 года в рамках «Недели российского бизнеса» (мероприятие проводилось Российским союзом промышленников и предпринимателей);

Парламентские слушания в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития», проведенные Комитетом Государственной Думы по собственности совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации 17 мая 2012 года;

I Всероссийский съезд кадастровых инженеров (14-15 ноября 2012 года);

III Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития» в рамках Недели российского бизнеса (19 марта 2013 года);

Парламентские слушания «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли», проведенные Комитетом Государственной Думы по земельным отношениям и строительству (20 июня 2013 года);

II Всероссийский съезд кадастровых инженеров (29-31 октября 2013 года);

IV Всероссийский форум саморегулируемых организаций в рамках Недели российского бизнеса (21 марта 2014 года);

Парламентские слушания «Развитие института саморегулирования: проблемы, пути их решения и перспективы» (организованы 17 апреля 2014 года Комитетом Совета Федерации по экономической политике совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации);

III Всероссийский съезд кадастровых инженеров (2-3 июля 2014 года).

По материалам III Всероссийского съезда кадастровых инженеров, проходившего 2-3 июля 2014 года в городе Калининграде.

3

4

9 000 8 000 7 000

° 6 000

о со н

о 0)

т ^

с; о

5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 4 0

Изменение численности кадастровых инженеров - членов СРО

ку на субъектов предпринимательской деятельности.

Действительно, искусственное создание на законодательном уровне препятствий для допуска кадастровых инженеров на рынок может привести к возникновению коррупционных схем, аналогичных тем, которые действовали в рамках существовавших ранее механизмов лицензирования, к прямому получению взяток или навязыванию ряда посреднических или сопровождающих услуг, поэтому при подготовке проекта закона ко второму чтению специалистами Центра развития континентального права было предложено обусловить допуск к профессии исключительно членством в СРО, отказавшись при этом от выдачи квалификационного аттестата и заменив его на квалификационный экзамен, который будет проводиться по единым, установленным государством правилам и стандартам при вступлении такого лица в СРО.

Еще одно важное правило по нашему предложению было закреплено проектом закона: претендующему на занятие кадастровой деятельностью физическому лицу, полностью отвечающему требованиям, установленным законом, не может быть отказано в приеме в члены СРО (законом следует регулировать требования к членству, а не требования к вступлению в СРО).

Необходимо особо отметить, что в иных правопорядках (например в Италии, Франции, Германии, Австрии) функция по формированию сведений об объекте недвижимости является публичной, основана на членстве в саморегулируемых организациях лиц, ее осуществляющих, которые пользуются особым доверием государства в части наделения их специальными по отношению к общему порядку правами, иногда даже правом законодательной инициативы в соответствующей сфере правового регулирования.

Ведение реестра кадастровых инженеров

Одной из целей института саморегулирования следует считать передачу контрольной функции государственных органов саморегулируемой организации. Основные функции, обязанности и права саморегулируемых организаций определены в статье 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон о СРО), в частности, к ним относится ведение реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными Законом о СРО. Согласно части 2 статьи 7.1 Закона о СРО лицо приобретает

все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем в указанный реестр. Таким образом, можно утверждать, что реестр членов саморегулируемой организации обладает важнейшей функцией публичной достоверности и отражает сведения о лицах, обладающих соответствующей правосубъектностью.

Следуя логике Закона о СРО, в части 1 статьи 30.2 проекта закона установлено, что ведение реестра своих членов осуществляется самими СРО кадастровых инженеров в соответствии с обязательными требованиями, установленным Законом о СРО.

Таким образом, кадастровый инженер получает статус и допуск к осуществлению кадастровой деятельности с даты внесения сведений о нем в реестр членов СРО кадастровых инженеров, поэтому любое заинтересованное лицо должно опираться в первую очередь на сведения реестра членов саморегулируемой организации.

В дополнение к реестру членов СРО проект закона (п. 4 ч. 3 ст. 30.5) предусматривает наличие еще одного реестра - государственного реестра кадастровых инженеров, ведение которого отнесено к полномочиям органа надзора. Указанный реестр имеет исключительно информационный характер. Представляется, что проектом закона обязанность по актуализации сведений о кадастровых инженерах в реестре членов СРО кадастровых инженеров должна бы быть увязана с обязанностью такого СРО немедленно направлять информацию о своих членах в государственный информационный реестр кадастровых инженеров под угрозой наступления имущественной ответственности за непредставление такой информации, в противном случае потребитель услуг (работ) кадастровой деятельности в силу презумпции особого доверия к государственному реестру кадастровых инженеров может быть просто введен в заблуждение в части наличия либо отсутствия права кадастрового инженера заниматься кадастровой деятельностью. К сожалению,

указанное правило прямо из проекта закона не следует.

По нашему мнению, более логичным представляется ведение информационного государственного реестра кадастровых инженеров Национальной палатой. Это позволило бы, во-первых, значительно сократить расходы государства на ведение такого реестра, во-вторых, эффективно применять контрольные полномочия Национальной палаты по регулированию деятельности СРО, а СРО - деятельности кадастровых инженеров, которые являются ее членами. В дальнейшем федеральным стандартом кадастровой деятельности и внутренними документами СРО должны быть определены лица (либо орган), в обязанности которых входили бы ведение реестра членов СРО, в частности, формирование состава сведений реестра, предоставление информации из него, и которые несли бы ответственность за непредставление (ненаправление) сведений в Национальную палату.

Формы организации СРО и национального объединения

Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) СРО создаются в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), которые являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями), их учредители (участники) обладают правом членства в них и формируют их высший орган (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ). Правоспособность СРО, создаваемых в форме ассоциаций (союзов), является исключительной, поэтому проектом закона четко определены функции, права и обязанности таких организаций, а также ограничения их прав.

Проект закона регламентирует не только правила создания и функционирования саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, но и порядок создания, формирования и деятельности Национальной

палаты, наделяя ее существенными полномочиями и передавая ей функции по различным направлениям государственного регулирования.

По нашему мнению, в сфере кадастровой деятельности законом должно быть предусмотрено создание только одного национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров - Национальной палаты. Принимая во внимание особую значимость национального объединения кадастровых инженеров для формирования цивилизованных правоотношений в указанной сфере государственного регулирования, такая организация может объединять более 50 процентов уже созданных СРО, либо все саморегулируемые организации должны стать ее членами. Как уже было сказано, с учетом особой значимости роли кадастровой деятельности в регулировании оборота недвижимости последнее представляется нам более логичным, ибо порядок подтверждения соответствия кадастрового инженера условиям членства в СРО и порядок приема физического лица в СРО, порядок исключения кадастрового инженера из СРО, перечень документов, устанавливающих соответствие такого лица условиям принятия в члены СРО кадастровых инженеров и способы их представления должны быть едиными для всего сообщества, устанавливаться Правилами деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (федеральными стандартами), которые утверждаются Национальной палатой и должны стать обязательными для исполнения всеми СРО кадастровых инженеров, а не только членами Национальной палаты.

Существует еще одна исключительно важная задача, решение которой может быть возложено только на Национальную палату - разрешение споров между членами разных СРО, которые не могут эффективно решаться самими СРО.

Необходимо учитывать, что определение системы квалификационных требований

к лицам, претендующим на замещение выборных должностей в СРО и Национальной палате, ко всем органам управления СРО и Национальной палаты невозможно без участия государства, а законодательное закрепление обязательной ротации лиц, замещающих должности в выборных органах СРО, Национальной палаты, а также лиц, участвующих в работе апелляционных комиссий по обжалованию решений органа регистрации прав, должно регулироваться законом, так как является обязательным условием достижения успеха в проведении реформы.

Кадастровая деятельность и кадастровые ошибки

В проекте закона предпринимается попытка определить термин «кадастровая деятельность». В нем указывается, что это «профессиональная деятельность наделенного специальным правом указанного в статье 29 настоящего Федерального закона лица (далее - кадастровый инженер) по выполнению кадастровых работ и оказанию услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях».

Следует отметить, что в российском законодательстве термин «профессиональная деятельность» не раскрыт. Введение указанного термина в специальном законе предполагает его раскрытие для целей такого закона, поэтому считаем целесообразным ввести в проект одно из предложенных далее определений: «профессиональная деятельность - это деятельность лица, имеющего установленную законом квалификацию, подтвержденную аттестацией, осуществляемая в интересах государства» либо «профессиональной является деятельность, осуществляемая в интересах государства субъектом профессиональной деятельности, отвечающим установленным законом квалификационным требованиям, подтвержденным аттестацией».

Проектом закона устанавливаются особый порядок допуска кадастрового инже-

нера к профессиональной деятельности и требование об обеспечении имущественных гарантий и о возмещении вреда при наличии вины. Однако в проекте отсутствуют нормы, обязывающие кадастрового инженера, в том числе ранее не состоявшего в СРО, устранить ошибки, возникшие в процессе формирования сведений об объектах недвижимости. Такие ошибки могут быть связаны как с текущей деятельностью кадастрового инженера во время выполнения кадастровых работ, так и с неточностью и ошибочностью сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. В силу презумпции достоверности сведений кадастра недвижимости особую озабоченность вызывает тиражирование ошибки, содержащейся в реестре. И хотя Федеральный закон от 22 декабря 201 4 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил порядок исправления органом учета кадастровой ошибки во внесенных в кадастр сведениях (то есть по учтенным объектам недвижимости), такой порядок не выявляет лицо, допустившее ошибку, и не устанавливает его виновность.

Исходя из того, что ошибка в реестре не может рассматриваться исключительно как кадастровая ошибка, то есть ошибка, которую допустил кадастровый инженер при выполнении кадастровых работ, и может быть внесена в кадастр иными лицами, представившими документы для совершения учетно-регистрационных действий, такая ошибка должна определяться как «реестровая ошибка», что и было сделано в проекте единого закона: реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН «ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибок, допущенных лицом, выполнившим кадастровые работы, а также на основании документов, направленных (представленных) в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в по-

рядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

По нашему мнению, в проекте закона кадастровая ошибка должна быть определена следующим образом: «ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ, зафиксированная в документах, подготовленных в результате кадастровых работ, и связанная с нарушением таким лицом требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, регулирующих кадастровую деятельность, а также федеральных стандартов кадастровой деятельности», так как ответственность кадастрового инженера должна наступать исключительно за ошибки, допущенные именно им и при осуществлении кадастровой деятельности.

Обжалование решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета

В силу публичного характера деятельности кадастрового инженера его действия могут обжаловаться по правилам обжалования действий органов власти, что позволяет законодательно выработать механизм разрешения споров с участием кадастровых инженеров.

Одной из важнейших новелл проекта закона, по нашему мнению, должна стать регламентация порядка и процедур административного обжалования в апелляционных комиссиях решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), принятых на этапе, когда представленные в орган учета документы проходят экспертизу. Важно отметить, что проектом закона предложен механизм именно внесудебного обжалования решений, то есть для оспаривания решения о приостановлении в судебном порядке предварительное обращение в апелляционную комиссию не требуется. Заявителями при обжаловании могут выступать не только кадастровые ин-

женеры и правообладатели, обратившиеся с просьбой о проведении кадастровых работ, но и юридические лица, с которыми у выполнивших кадастровые работы кадастровых инженеров заключен трудовой договор. Апелляционную комиссию предполагается формировать как коллегиальный орган, в который обязательно должны войти по три представителя от органа учета и Национальной палаты.

Мы считаем, что эффективная работа апелляционных комиссий позволяет решить ряд важнейших задач в сфере оборота недвижимости и снять существенные для государства риски, а именно:

• содействовать реальному наполнению ЕГРП и ГКН достоверными сведениями об объектах недвижимости;

• минимизировать и устранять кадастровые и реестровые ошибки;

• для СРО - оценить качество работы кадастровых инженеров, являющихся их членами, не применяя к ним мер административного и финансового воздействия;

• для органа учета - оценить качество предоставляемой государственной услуги, формировать методологию по ее улучшению на основе анализа отмененных (поддержанных) комиссией решений о приостановлении кадастрового учета.

Как уже было сказано, ошибки могут возникать не по вине кадастрового инженера, то есть возможны реестровые ошибки, и порядок их исправления может быть установлен только посредством совершенствования нормативного регулирования. Одним из документов, указывающим на виновность либо невиновность кадастрового инженера в появлении в ГКН ошибки может стать экспертное заключение СРО кадастровых инженеров, которое выполняется для целей апелляционных процедур и может быть основанием для признания кадастровой ошибки таковой. К сожалению, проект закона в этой части не достаточно полно урегулировал рассматриваемые

правоотношения. Следует исходить из того, что указанная экспертиза СРО должна проводиться высокопрофессиональным экспертом - кадастровым инженером, членом СРО. Кадастровый инженер не может выполнять такую экспертизу в отношении выполненной им самим работы. Кандидатура такого эксперта должна утверждаться по результатам конкурса, проводимого среди кадастровых инженеров - членов СРО. Эксперт должен нести ответственность за убытки, причиненные заказчику по договору на выполнение кадастровых работ и (или) третьим лицам, за внесение в экспертное заключение заведомо ложных и недостоверных сведений. Представляется, что профессиональная ответственность такого эксперта должна быть застрахована дополнительно (свыше величины минимального страхования членов СРО) либо быть обеспечена иным образом, например через солидарную либо субсидиарную ответственность СРО, членом которой является такой эксперт. В особо сложных случаях за подготовку экспертного заключения допустимо устанавливать плату, регулируемую государством.

Все эти нормы при их тщательной разработке в проекте закона позволят проводить качественную экспертизу решений, принимаемых на этапе приостановления кадастрового учета и отменять решения органа учета, принятые с нарушением требований законодательства.

При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционная комиссия имеет право запросить у органов государственной власти, в том числе органа кадастрового учета, а также у органов местного самоуправления, организаций и физических лиц (кадастровых инженеров) документы, материалы и информацию о предмете обжалуемого решения. Предоставленное проектом закона право направить запрос, по нашему мнению, должно быть увязано с обязанностью соответствующих органов такие документы, материалы и информацию предоставить

под угрозой наступления имущественной ответственности за их непредоставление либо предоставление с нарушением установленного проектом закона срока.

При подготовке проекта закона мы настаивали на том, чтобы перечень основных вопросов о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, процедур принятия решений был регламентирован исключительно законом. К таким вопросам относятся:

• порядок рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении, включая основания для удовлетворения либо отклонения заявления о пересмотре решения;

• порядок направления сведений о принятых решениях заинтересованным лицам и заявителям;

• порядок определения кворума и принятия комиссией решений, в том числе при равенстве голосов ее членов, присутствующих на заседании;

• срок, на который утверждается комиссия, в том числе правило об установлении ротации ее членов.

Чрезвычайно важны для исключения коррупциогенного фактора в работе апелляционной комиссии следующие позиции:

• при принятии решения апелляционная комиссия рассматривает только сведения и документы, которые были представлены на соответствующем заседании;

• решения апелляционной комиссии (резолютивная часть) должны объявляться немедленно после завершения голосования и оформляться протоколом, который будет удостоверен подписью председателя и всех членов комиссии;

• на заседании апелляционной комиссии подготовившим заключение экспертом СРО должны быть разъяснены выводы, сделанные им по результатам проведенной экспертизы;

• выполнившим кадастровые работы кадастровым инженером могут быть

представлены устные и письменные возражения на решение органа регистрации прав о приостановлении проведения кадастрового учета, а также на заключение экспертизы СРО с приложением соответствующих документов (независимого экспертного заключения);

• к протоколу апелляционной комиссии должно быть приложено заключение экспертизы СРО и независимой экспертизы (при наличии).

В настоящее время большинство из указанных положений в проекте закона отсутствуют, что, по нашему мнению, не позволяет эффективно использовать возможности процедур административного обжалования.

Организация деятельности кадастровых инженеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время экономическая организация деятельности кадастровых инженеров допускает работу такого инженера в штате юридического лица. Из этой же логики исходит и проект закона, однако следует отказаться от закрепления в проекте закона «чрезмерной самостоятельности» кадастровых инженеров, понимающих право на самоорганизацию своей деятельности как полное игнорирование норм трудового права (особенно это важно для выполнения больших объемов работ, которые из-за специфики выполнения кадастровых работ под силу лишь объединенным в юридическое лицо кадастровым инженерам), поэтому проектом закона следует внести изменения в статью 33 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в части наделения юридического лица правом осуществления контроля за исполнением кадастровым инженером своих профессиональных обязанностей по выполнению кадастровых работ при условии, что такой контроль юридического лица не будет вступать в противоречие с нормами закона, федеральными стандартами осу-

ществления кадастровой деятельности и правилами профессиональной этики кадастровых инженеров.

Резюмируя сказанное, можно обоснованно утверждать, что контроль за осуществлением кадастровой деятельности через институты СРО и передача части регулятивных функций национальному объединению кадастровых инженеров позволят снизить нагрузку на органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за деятельностью кадастровых инженеров, и будет способствовать экономии бюджетных средств. Следует ожидать, что предусмотренное проектом закона регулярное повышение квалификации, проводимое СРО для своих членов, равно как и методологическая помощь СРО при выполнении кадастровых работ, повысят профессиональный уровень кадастровых инженеров, обеспечат развитие профессиональной конкуренции. В то же время обязательность членства в саморегулируемых организациях даст возможность контролировать качество работ и соблюдение профессиональных стандартов, которые должны быть едиными для всех кадастровых инженеров. Возможность административного обжалования решений о приостановлении кадастрового учета приведет к сокращению средств и времени, затрачиваемых потребителями работ и услуг кадастровых инженеров.

Принятие проекта закона при условии доработки высказанных замечаний должно способствовать становлению профессионального сообщества в сфере кадастровой деятельности и, как следствие, повысить качество сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в публичном реестре.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: www regulation. gov.ru

2. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров : проект федерального закона № 664656-6.

4. О государственной регистрации недвижимости : проект федерального закона № 597863-6.

5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 года № 12-П.

6. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р.

7. О саморегулируемых организациях : Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

9. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 447-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.