Научная статья на тему 'О проблемах правоприменительной практики в сфере кадастровых отношений'

О проблемах правоприменительной практики в сфере кадастровых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ / РЕШЕНИЕ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА / АПЕЛЛЯЦИОННАЯ КОМИССИЯ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АUTHORITY REGISTRATION RIGHTS / THE DECISION TO SUSPEND THE CADASTRAL REGISTRATION / THE APPEAL COMMISSION / SELF-REGULATION OF THE CADASTRAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурмакина Наталия Ивановна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с приостановлением органом регистрации прав государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Актуальность темы обусловлена тем, что законодателем для снижения количества судебных споров в сфере кадастровых отношений и судебных расходов по таким категориям дел введена досудебная процедура обжалования. Анализируется практика работы апелляционных комиссий, даются предложения по совершенствованию работы таких комиссий и нормативного правового регулирования деятельности всех участников кадастровых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROBLEMS OF LAW-ENFORCEMENT PRACTICES IN THE SPHERE OF CASHMASTIC RELATIONS

The article deals with issues related to the suspension by the registration authority of the rights of state cadastral registration of real estate. The relevance of the topic is due to the fact that the legislator introduced a pre-trial appeal procedure to reduce the number of litigations in the sphere of cadastral relations and judicial expenses in such categories of cases. The practice of the work of the appellate commissions is analyzed, suggestions are given on improving the work of such commissions and normative legal regulation of activities of all participants in cadastral relations.

Текст научной работы на тему «О проблемах правоприменительной практики в сфере кадастровых отношений»

 О проблемах правоприменительной практики в сфере кадастровых отношений

Н.И. Бурмакина заведующая кафедрой экономики и управления недвижимостью Российского государственного университета правосудия, доцент, кандидат экономических наук (г. Москва)

Наталия Ивановна Бурмакина, burmakinanat63@gmail.com

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (статья 26.1 введена Федеральным законом от 30 декабря

2015 года № 452-ФЗ [3]) предусмотрена процедура обжалования решения органа регистрации прав о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Апелляционная комиссия формируется органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации. В состав апелляционной комиссии включаются по три представителя от органа регистрации прав и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее также - СРО кадастровых инженеров), которые подлежат ротации один раз в два года.

Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 марта

2016 года № 193 «Об утверждении Поло-

жения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы» (далее - Приказ № 193).

Для обжалования решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении (в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении), представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении, при необходимости апелляционная комиссия запрашивает в органах государственной власти, в том числе в органе регистрации прав, а также в органах местного самоуправления, организациях и у кадастровых инженеров необходимые для принятия решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении документы, материалы и информацию.

В соответствии с существующим законодательством кадастровый инженер обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. В связи с этим СРО кадастровых инженеров, членом которой является выполнивший

кадастровые работы кадастровый инженер, по запросу апелляционной комиссии бесплатно в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса обеспечивает проведение экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовку по ее результатам заключения. При этом экспертиза должна предусматривать следующее:

• анализ представленных вопросов, подлежащих разрешению при проведении экспертизы;

• анализ документов, представленных на экспертизу, в целях определения необходимости получения дополнительных сведений, материалов и документов, требующихся для проведения экспертизы;

• запрос дополнительных сведений, материалов и документов (при необходимости);

• анализ документов, представленных кадастровым инженером на предмет их соответствия требованиям в части поставленных апелляционной комиссией вопросов;

• проведение (при необходимости) работ по обследованию объекта;

• подготовка и направление в апелляционную комиссию заключения СРО кадастровых инженеров или уведомления о невозможности проведения экспертизы;

• подготовка заключения.

Проект Положения о проведении СРО кадастровых инженеров экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовке по ее результатам заключения утвержден национальным объединением кадастровых инженеров и в настоящее время находится на согласовании в Министерстве экономического развития Российской

Федерации (подробнее см. [13]).

В случае если принятое органом регистрации прав решение о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным, то комиссией принимается решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

В случае если принятое органом регистрации прав решение о приостановлении признано апелляционной комиссией необоснованным, то комиссией принимается решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. Решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении является основанием для осуществления кадастрового учета в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации). Течение срока, установленного частью 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации, начинается со дня поступления в орган регистрации прав решения об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. При этом часть срока, истекшая до принятия органом регистрации прав решения о приостановлении, не засчитывается в новый срок.

Решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении или решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении должно быть принято апелляционной комиссией в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления об обжаловании решения о приостановлении в апелляционную комиссию.

Повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа регистрации прав не допускается.

Указанный внесудебный порядок обжалования решений о приостановлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости призван уменьшить нагрузку на суды, а также снизить судебные из-

держки в части привлечения судебных экспертов в сфере кадастровых отношений.

5 апреля 2017 года Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) во всех субъектах Российской Федерации были созданы апелляционные комиссии. По данным Росреестра, по состоянию на 1 декабря 2017 года в апелляционные комиссии поступили 4 774 заявления. При этом в 50 процентах случаев (2 407 заявлений) документы были возвращены без рассмотрения, так как пакет документов не соответствовал требованиям, установленным Приказом № 193. 1 988 (42%) заявлений были рассмотрены и отклонены, так как решение органов регистрации прав о приостановлении были признаны апелляционными комиссиями обоснованными. 379 (8%) заявлений были рассмотрены и удовлетворены, так как решения органов регистрации прав о приостановлении были признаны апелляционными комиссиями необоснованными (см. [12]).

В настоящее время в субъектах Российской Федерации еще не сложилась единообразная практика работы апелляционных комиссий и применения подходов к рассмотрению документов. Регулярность проведения заседаний комиссии, как правило, зависит от количества принятых к рассмотрению заявлений.

Так, например, в Московской области заседания комиссии проводятся еженедельно. По состоянию на 1 декабря 2017 года было проведено 30 заседаний комиссии. Члены комиссии рассматривают заявления с учетными делами непосредственно на заседании. Комиссия за одно заседание рассматривает порядка 35 учетных дел. Решения принимаются коллегиально, имеются случаи голосования с «особым мнением» (см. [12]).

Следует отметить, что с 1 июля 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижи-

мости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», которые в значительной мере повысили требования, предъявляемые к кадастровым инженерам. Теперь кадастровый инженер должен быть не просто посредником между правообладателями объектов недвижимости и органом регистрации прав, а в первую очередь квалифицированным специалистом, ключевой фигурой в подготовке документов для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, уточнения его границ и площади, осуществления кадастрового учета объектов капитального строительства.

Можно выделить основные показатели качества кадастровых работ:

• соответствие определенных границ объекта (других характеристик) их фактическому положению на местности и точность их определения;

• соблюдение процедуры согласования местоположения границ земельных участков;

• качественная подготовка документов;

• соблюдение сроков проведения работ - начиная от заключения договора подряда, заканчивая получением документов по итогам проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимости и (или) регистрации права.

При этом одним из критериев эффективности деятельности кадастрового инженера можно считать соотношение принятых органом регистрации прав решений о приостановлении (отказе) в осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по причине некачественной подготовки документов кадастровым инженером в общем количестве документов, подготовленных таким кадастровым инженером, на основании которых был осуществлен кадастровый учет объектов недвижимости (или) регистрация прав.

Также следует отметить, что созданным в 2017 году национальным объединением СРО кадастровых инженеров утвержден ряд важных для таких СРО документов.

Например, утвержден Порядок работы специализированных органов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, осуществляющих контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров и рассмотрение дел о применении к кадастровым инженерам мер дисциплинарной ответственности (см. [11]).

В соответствии с указанным Порядком основными функциями контрольных органов СРО кадастровых инженеров являются:

• контроль за соблюдением членами СРО кадастровых инженеров требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров;

• контроль за соблюдением членами СРО кадастровых инженеров обязательных условий членства в такой СРО кадастровых инженеров;

• контроль за соблюдением членами СРО кадастровых инженеров требований об обязательном страховании гражданской ответственности кадастровых инженеров;

• контроль за своевременным прохождением членами СРО кадастровых инженеров обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации кадастровых инженеров в порядке и в сроки, которые установлены законодательно, и ведение учета членов СРО кадастровых инженеров, прошедших соответствующее обучение.

Основными функциями дисциплинарных органов СРО кадастровых инженеров являются:

• рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО кадастровых инженеров мер дисциплинарного воздействия;

• принятие решений о применении мер дисциплинарного воздействия к членам СРО кадастровых инженеров по результатам рассмотрения информации, обращений и (или) жалоб на действия (бездействие) членов СРО кадастровых инженеров и дел о применении мер дисциплинарного воздействия по фактам нарушения ими требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности, правил профессиональной этики кадастровых инженеров и условий членства в СРО кадастровых инженеров.

Кроме того, статьей 20 Закона о государственной регистрации предусмотрена возможность информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав в электронной форме через единый портал или официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее - электронный сервис «Личный кабинет кадастрового инженера») в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 855 «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или официальный сайт органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием единой системы идентификации и аутентификации». При этом должна проводиться предварительная автоматизированная проверка кадастровым

инженером межевых, технических планов, карт-планов территории и актов обследования в режиме реального времени.

Таким образом, законодательно предусмотрен целый ряд механизмов, направленных на сокращение количества приостановлений (отказов) в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество, а также на сокращение количества судебных разбирательства в этой сфере.

Росреестр и СРО кадастровых инженеров на постоянной основе проводят анализ ошибок кадастровых инженеров, допускаемых ими при подготовке документов (межевой план, технический план, акт обследования), которые приводят к приостановлениям при проведении государственного кадастрового учета.

Так, по данным Росреестра (см. [12]), в 2017 году основания для приостановлений при проведении государственного кадастрового учета земельных участков были следующие:

• содержание документов не соответствует требованиям законодательства - 55,9 процента;

• не представлены необходимые документы - 10,3 процента;

• с заявлением обратилось ненадлежащее лицо - 8,1 процента;

• границы участка, об учете которого представлено заявление, пересекают границы другого участка, сведения о котором содержатся Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) - 8 процентов;

• противоречие сведений в представленных документах и сведений ЕГРН -5,1 процента;

• не представлены (не поступили) документы (сведения), запрошенные по межведомственным запросам, - 3,3 процента;

• при установлении границ нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков - 2,8 процента;

• иное - 6,5 процента.

При этом к типичным нарушениям по актам согласования границ можно отнести следующие:

• информация в акте согласования границ в бумажной форме противоречит информации в акте согласования границ в электронной форме;

• акт согласования границ в форме бумажного документа содержит незаверенные подписью и печатью кадастрового инженера исправления;

• нарушение сроков передачи актов согласования границ в орган регистрации прав, иные нарушения порядков, установленных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 июня 2016 года № 363 «Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости»;

• непредставление акта согласования границ вместе с сопроводительным письмом.

По объектам капитального строительства в 2017 году основаниями для приостановлений при проведении государственного кадастрового учета являлись следующие:

• форма и содержание документов не соответствуют требованиям законодательства - 65 процентов;

• не представлены необходимые документы - 17,7 процента;

• с заявлением обратилось ненадлежащее лицо - 5,3 процента;

• противоречия сведений в документах и сведений ЕГРН - 4,4 процента;

• не представлены (не поступили) документы (сведения), запрошенные по межведомственным запросам - 1,4 процента (см. [12]).

Как уже было отмечено, причины приостановлений при проведении государственного кадастрового учета напрямую связаны с качеством работы кадастровых инженеров, подготовленных ими документов.

Нельзя не отметить и недостаточно высокую квалификацию работников органов регистрации прав.

Однако до настоящего времени есть ряд и иных, независимых от профессионализма участников кадастрового процесса причин, которые приводят к приостановлениям в сфере государственного кадастрового учета.

Так, например, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2016 года № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав представленных заявителем документов» утверждена форма уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, которая предусматривает только общие формулировки нарушений и не всегда позволяет кадастровому инженеру без дополнительных разъяснений органа регистрации прав понять их суть и, соответственно, устранить.

До настоящего времени не установлена нормативным правовым актом возможность возврата актов согласования границ в случаях, когда они относятся к статусу «не переданные», а также требование к количеству экземпляров актов согласования границ, когда они относятся к статусу «не переданные».

Также не установлена ответственность кадастровых инженеров, являющихся работниками юридического лица, за факт непередачи актов согласования в уполномоченный орган.

Кроме этого, технический план должен загружаться в третьей версии хт1-схемы. Однако эта версия хт1-схемы Росреестром не актуализирована и не позволяет сфор-

мировать документ с учетом всех требований приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».В частности:

• в разделе «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» в хт1-форме технического плана невозможно отобразить информацию о помещениях и машино-местах в здании;

• в разделе «Описание местоположения объекта недвижимости» не предусмотрена информация о Российской Федерации;

• в графической части Технического плана должны быть планы этажей зданий.

Остается недостаточно востребованным сервис «Личный кабинет кадастрового инженера». По состоянию на 1 декабря 2017 года из 28 289 кадастровых инженеров России только 9 процентов проверили там свои документы. К основным причинам этого явления можно отнести следующие:

• проверка не гарантирует положительного рассмотрения документов в органе регистрации прав, при проведении форматно-логического контроля органом регистрации прав выявляется большое количество недочетов сервиса;

• нередко сервис некорректно определяет ошибку и выдает отрицательный протокол проверки, который не позволяет получить уникальный идентификационный номер и воспользоваться функцией удаленной подачи документов в орган регистрации прав;

• функция использования помещенных документов во временное хранилище для последующей удаленной передачи не поддерживается органом регистрации прав и многофункцио-

нальными центрами по оказанию государственных услуг;

• пользование услугой осуществляется за небольшую плату, но при наличии проблем количество и, соответственно, стоимость проверок значительно вырастают;

• поскольку современные программные продукты, которыми пользуются для подготовки документов кадастровые инженеры, предусматривают проверку документов на стадии их подготовки, кадастровые инженеры не считают целесообразным еще раз проводить аналогичную проверку готовых документов посредством сервиса «Личный кабинет».

В связи с изложенным до существенной доработки сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера» представляется нецелесообразным вносить изменения в существующее законодательство в части обязательного применения указанного сервиса кадастровыми инженерами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В целях определения успешности реализации «дорожной карты» выбран рейтинг Doing Business, ежегодно подготавливаемый Всемирным банком. Целевым ориентиром в соответствии с этим рейтингом выбрано включение России по показателю «регистрация собственности» в пятерку лучших стран, входящих в исследование «Ведение бизнеса».

Представляется очень важным издание распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». В числе целевых мо-

делей представлены модель «Регистрация права собственности на земельные участки» и модель «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества». В этих моделях одними из факторов, влияющих на достижение конечного результата, являются:

• срок подготовки межевого и технического планов, акта обследования;

• профессионализм участников процесса кадастрового учета;

• уровень использования электронной услуги по постановке на кадастровый учет;

• обеспечение межведомственного взаимодействия посредством системы межведомственного электронного взаимодействия при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

По данным Росреестра (см. [12]), и в субъектах Российской Федерации созданы рабочие группы по мониторингу внедрения целевых моделей. СРО кадастровых инженеров (по состоянию на 1 декабря 2017 года таких организаций 17) также подключились к этой работе. В дальнейшем анализ данных мониторинга позволит совершенствовать нормативное правовое регулирование и сложившуюся в настоящее время практику в сфере кадастровых и регистрационных отношений, сократить количество приостановлений при проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости и (или) регистрации прав, судебных споров в рассматриваемой сфере.

Вместе с тем уже сейчас можно сформулировать ряд выводов по рассматриваемым вопросам:

• отсутствует единообразие в применении территориальными органами Росреестра в субъектах Российской Федерации норм существующего законодательства при принятии решений о приостановлении (отказе) в государственном кадастровом учете объектов недвижимости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствует единообразие в применении кадастровыми инженерами норм существующего законодательства при осуществлении кадастровой деятельности, а также СРО кадастровых инженеров при регулировании такой деятельности, в том числе посредством применения стандартизации и типизации в формировании кадастровой документации;

• отсутствует единообразная практика работы апелляционных комиссий в части рассмотрения решений о приостановлении по однотипным основаниям;

• имеются многочисленные, в том числе обоснованные, жалобы всех участников процесса государственного кадастрового учета;

• отсутствует Обзор Верховного Суда Российской Федерации для обеспечения единообразной практики рассмотрения судами дел, связанных с приостановлениями (отказами) в кадастровом учете и (или) регистрации прав по основаниям, установленным с 1 января 2017 года Законом о государственной регистрации.

В связи с этим представляется необходимым следующее:

1)совершенствование порядка работы апелляционных комиссий:

а) создание возможности использования сервисов удаленного доступа для предварительного ознакомления членов апелляционных комиссий с материалами учетно-регистрационного дела;

б) упрощение формы заявления об обжаловании;

в) совершенствование механизма проведения экспертизы представленных материалов;

г) внедрение механизмов контроля за исполнением решений комиссий, обеспечения соотносимости отдельных сроков приостановления кадастрового учета и сроков для обжалования таких решений;

д) введение возможности обжалования повторных решений о приостановлении,

повторного обращения в комиссию после отказа в рассмотрении заявления по формальным признакам;

е) урегулирование порядка действий члена комиссии в случаях наличия конфликта интересов;

ж) расширение видов решений комиссии, порядка назначения очередного заседания при отсутствии кворума на предыдущем заседания;

з) урегулирование вопроса установления момента, который соответствует дате подачи заявления в комиссию посредством почтового отправления;

и) обеспечение на портале Росреестра работы сервиса для подачи заявлений об обжаловании решений о приостановлении кадастрового учета в апелляционную комиссию в электронном виде;

2) совершенствование взаимодействия участников процесса кадастрового учета:

а) расширение на законодательном уровне перечня случаев, при которых кадастровый инженер может выступать заявителем при подаче документов на регистрацию прав и кадастровый учет, в том числе при подаче дополнительных документов в целях устранения причин приостановления в осуществлении кадастрового учета;

б) законодательное закрепление уведомления кадастрового инженера, в том числе посредством сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», о результатах рассмотрения органом регистрации прав подготовленных им документов, представленных вместе с заявлением о государственном кадастровом учете, а также с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации прав;

в) внесение изменений в нормативную правовую базу, регулирующую порядок хранения и передачи в орган регистрации прав актов согласования границ земельных участков;

г) совершенствование функционирования «Личного кабинета кадастрового инженера», в том числе обеспечение:

• возможности оперативного исправле-

ния кадастровым инженером ошибок в подготовленных им документах;

• идентичности алгоритмов и видов проверок межевых, технических планов, актов обследований, карт-планов территории в «Личном кабинете кадастрового инженера» и в федеральных государственных информационных системах, используемых органом регистрации прав;

д) обеспечение Росреестром разработки xml-схем документов в полном соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 января 2017 года законодательства;

е) совершенствование на законодательном уровне возможности информационного взаимодействия органа регистрации прав и СРО кадастровых инженеров, в том числе в части расширения:

• объема информации и содержания документов о результатах кадастровой деятельности, необходимых для осуществления контроля за деятельностью кадастровых инженеров;

• способов подачи в Росреестр информации о признании в судебном порядке неправомерными отрицательных решений в осуществлении кадастрового учета, влияющих на возможность исключения кадастрового инженера из СРО кадастровых инженеров;

ж) разработка единых норм времени на выполнение кадастровых работ для повсеместного их применения на рынке кадастровых услуг;

з) расширение перечня профильного образования для кадастровых инженеров в части актуальных специальностей и направлений, в том числе введение юридического образования;

и) координирование планов повышения квалификации участников процесса кадастрового учета, формируемых территориальными органами Росреестра и СРО кадастровых инженеров, по рассмотрению типовых ошибок кадастровых инженеров на основе мониторинга целевых моделей.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. О кадастровой деятельности : Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 221-ФЗ.

2. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон от 1 3 июля 2015 года № 218-ФЗ.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ.

4. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р.

5. О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р.

6. Об утверждении Порядка информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или официальный сайт органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием единой системы идентификации и аутентификации : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 855.

7. Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений : приказ Министерства экономического раз-

вития Российской Федерации от 18 декабря

2015 года № 953.

8. Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав представленных заявителем документов : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта

2016 года № 173.

9. Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 марта 201 6 года № 193.

10. Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости : приказ Министерства экономического

развития Российской Федерации от 9 июня 2016 года № 363.

11. Порядок работы специализированных органов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, осуществляющих контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров и рассмотрение дел о применении к кадастровым инженерам мер дисциплинарной ответственности : протокол Президиума Ассоциации «Национальное объединение СРО кадастровых инженеров» от 23 мая 2017 года № 05/17(согласовано Министерством экономического развития Российской Федерации от 5 сентября 2017 года № 25060-ВА/Д23и).

12. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии : [официальный сайт]. URL: www.rosreestr.ru

13. Ассоциация «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров»: [официальный сайт]. URL: ki-rf.ru

Агентство «В\/УАУ» является организацией, специализирующейся на сборе, обработке и анализе информации о рынке недвижимости

Успешно работает с апреля 1995 г.

RWAY,

Ж

rway-online.Ru

ничего лишнего

Бюллетень RWAY Интернет-портал Интернет-ресурс • ЗАСЛУЖЕННОЕ ДОВЕРИЕ СРЕДИ ПРОФЕССИОНАЛОВ •

+7(495)933-5503 info@rway.ru www.RWAY.ru www.RWAY-Online.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.