Научная статья на тему 'Некоторые аспекты реформирования ЖКХ'

Некоторые аспекты реформирования ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухов Владимир Михайлович

В статье рассмотрен ряд моментов реформирования ЖКХ. Автор останавливается на определяющих особенностях отрасли, делает выборочный анализ жилищного хозяйства (особо выделяя вопросы капремонта и формы управления), коммунального хозяйства и формулирует свои выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты реформирования ЖКХ»

Владимир Михайлович Алтухов, доцент кафедры государственного и муниципального управления Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат экономических наук

В статье рассмотрен ряд моментов реформирования ЖКХ. Автор останавливается на определяющих особенностях отрасли, делает выборочный анализ жилищного хозяйства (особо выделяя вопросы капремонта и формы управления), коммунального хозяйства и формулирует свои выводы и предложения.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ

Занимая по значимости и объему ведущее место в экономике социальной сферы, жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) несет в себе немало недостатков и обостряющихся проблем.

Значительное воздействие на состояние жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) оказывают проблемы естественных монополий, вопросы межбюджетных отношений и др.

Современные потребительские представления о стандартах ЖКУ пока не находят своего адекватного отражения в деятельности ЖКК. Начатая в начале 90-х гг. реформа жилищно-коммунального хозяйства все еще не дает реальных результатов. Введение в действие в 2005 г. Жилищного кодекса Российской Федерации не привело к эффективной организации услуг ЖКК.

Содержание и особенности жилищно-коммунального обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает в себя как жилищные услуги, так и коммунальное обслуживание. В отдельных случаях ЖКХ выступает как организация производства не только услуг, но и материальных благ.

Коммунальные услуги в основном выступают в виде доведения до потребителей материалов и продуктов с определенными качественными показателями (тепло- и электроэнергия, вода и т.д.), а жилищные - в виде определенных работ по жилому фонду: например, обслуживание жилых домов, санитарная очистка и т.д.

Различают три вида жилищно-коммунальных услуг:

- жилищные услуги;

- коммунальные услуги;

- прочие жилищно-коммунальные услуги.

Высокая социальная значимость жилищно-коммунального хозяйства подчеркивается тем обстоятельством, что основное его назначение состоит в осуществлении конституционного права человека на современное жилище и должное его обслуживание

Другой важной чертой жилищно-коммунального хозяйства является то, что оно находится в наиболее тесной, каждодневной связи со сферой домашнего хозяйства, семейной жизнедеятельностью человека. Разрешение демографической проблемы: повышение рождаемости, снижение смертности - во многом связано именно с конструктивным решением жилищной проблемы: обеспечением реальной доступности жилья и качественным жилищно-коммунальным обслуживанием.

Важным обстоятельством выступает и то, что предприятия ЖКХ являются производителями товаров и услуг, потребляемых в тех же муниципальных образованиях, в которых эти услуги и производятся. Поэтому положение дел в этом секторе экономики может и должно находиться под контролем местных властей. Коммунальное хозяйство характеризуется как замкнутый (на обслуживании конкретной территории) тип производства. Такой тип производства (неадекватный принци-

пам свободного предпринимательства) обуславливает специфику формирования общественно-административной ответственности за обеспечение услуг в сфере коммунального хозяйства.

Важная особенность ЖКХ заключается в том, что оно - одно из крупнейших в экономике потребителей материальных ресурсов. Поэтому результативное стимулирование в этой сфере ресурсосбережения, экономия энергетических и водных ресурсов имеют серьезные позитивные следствия для состояния экономики всей страны.

Наконец, жилищно-коммунальные услуги во многом относятся к категории общественных благ. Это обусловлено тем, что их потребление характеризуется неделимостью (будучи доступно кому-нибудь одному, это благо доступно и всем другим) и несоперничеством (потребление блага одним потребителем не уменьшает возможностей его потребления другим). Именно потому, что ряд услуг ЖКХ по характеру их потребления практически представляет собой общественные, коллективные блага и имеет высокую социальную значимость, их производство (предоставление) должно опираться на государственно-муниципальную поддержку.1

В сфере коммунальных услуг технологические условия их производства и потребления жестко скрепляют конкретных поставщиков с конкретными потребителями данных товаров. Конфликт их экономических интересов может приобретать социально-политическую окраску.

— ®

УПРАВЛЕНИЕ

- - а

Разрешить подобные противоречия, основанные на пространственно-технологическом монополизме, с одной стороны, и монопсонизме (мо-нопсония - это «один покупатель») - с другой, т.е. монополизме производства (продажи) и монопсонизме потребления (покупки) ряда жилищно-коммунальных услуг, используя рыночные рычаги, невозможно.

Собственник (управляющий субъект) основных средств производства (водонапорной станции, водоразборной колонки, котельной, газораспределительной установки, других силовых установок, инженерных систем, электроснабжения, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения от источника, генератора до внешней границы внутридомовых сетей, первого внутридомового отключающего устройства и т.п.) может оказывать соответствующие услуги только данной группе потребителей в сочетании только со средствами их потребления в данных домах (внутридомовые, внутри-квартирные водопроводные и водоотводные сети и краны, газовая подводка и газовые краны, электропроводные сети, электрощиты и рубильники, теплопроводные сети и вентили, другие элементы коммуникаций).

Таким образом, в условиях свободной рыночной экономики любой собственник основных средств производства ЖКУ, будь то муниципалитет, частное физическое или юридическое лицо (продавец соответствующего то-вара-услуг) на свободном рынке, будет, по определению, действовать как монополист, а единственный потребитель этого товара (услуг) - совокупность жителей определенных домов, жилищ - неизбежно будет действовать как мо-нопсонист. Свободная конкуренция на таком рынке, следовательно, невозможна. Необходимо государственное регулирование взаимоотношений партнеров на этом специфическом рынке.

Государственное регулирование ЖКХ включает в себя регулирование услуг естественных монополий (связанных с поставкой ресурсов по присоединенным сетям) и услуг немонопольных предприятий.

Коммунальные услуги не в полной мере обладают свойствами товара в системе рыночных отношений: отсутствует непосредственный контакт производителя с потребителем, т.е. имеет место обезличенный характер этой деятельности, невозможность отказа от услуг, в ряде случаев - косвенная оплата услуг (через налоги, например, услуг дорожного, садово-паркового хозяйства) и др.

Итак, производство и потребление услуг жилищно-коммунального хозяйства имеет ряд важных особенностей, например: территориальная сосредоточенность (услуги не могут ни завозиться извне, ни вывозиться); постоянный характер связей поставщиков и потребителей большей части услуг (водопроводно-канализационного, теплоэнергетического, газового хозяйств), получение услуги по месту жительства; безотказность (услуга должна быть предоставлена «по требованию» в момент спроса на нее, как правило, круглосуточно, поэтому жилищно-коммунальное хозяйство должно работать в режиме постоянной готовности).

Жилищное хозяйство. В начале 90-х гг. было заявлено о новой жилищной политике, целью которой стали доступность жилья и бездотационность жилищно-коммунального хозяйства.

Приватизация жилищного фонда, начавшаяся в 1991 г., является важным моментом перехода жилищного фонда из государственной собственности в частную.

Приватизация позволила государству экономить огромные средства, которые обычно расходовались на содержание данной инфраструктуры. Если раньше жилые дома состояли на балансе государства, а население платило малую часть от квартплаты, то теперь, став собственниками, люди столкнулись с серьезными проблемами, касающимися управления и содержания своей собственности.

Приватизация жилья без приватизации жилищных расходов не создала ответственного собственника. Но надо признать, что приватизацию жилищных расходов на тот момент невозможно было осуществить в принципе. Резкое падение уровня доходов основной мас-

сы населения отрицательно сказалось на качестве жизни людей. Многие семьи жили на грани выживания. Исследователи отмечают, что уровень и структура заработной платы не обеспечивали для абсолютного большинства работающих полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. По данным Госкомстата, к концу 1995 г. средний уровень реальной заработной платы упал примерно до 34% от уровня, существовавшего до начала реформ (январь 1992 г.). Приводятся данные, согласно которым среднемесячная заработная плата в сопоставимых ценах в 1991 г. составляла 598 руб. в месяц, а в 1998 г. - только 198 руб., т.е. произошло её снижение в 3 раза. Наибольшее падение реальной заработной платы произошло в 1995 и 1998 гг. Необходимо отметить в этот период и повсеместную задолженность по выплате заработной платы2.

Тяжелая экономическая ситуация повлекла за собой в массовом порядке многомесячные и даже многолетние задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и государство вынуждено было взять на себя поддержку жилищно-коммунального комплекса. Поставщики жилищно-коммунальных услуг по-прежнему были ориентированы на взаимодействие не с потребителями, а с бюджетом. Но государство не справлялось на тот момент со взятыми на себя обязательствами. В результате изношенные коммуникации, аварийные дома не ремонтировались, а выделяемые небольшие средства на капремонт использовались бесконтрольно.

Тем не менее начавшаяся реформа имела и плюсы. Приватизация жилья обеспечила его оживленный вторичный рынок. Не стало проблем с обменом квартир, с переменой места жительства.

Рост тарифов на услуги ЖКХ привел к увеличению доли расходов населения на оплату жилищных и коммунальных услуг и к сокращению остальных расходов в бюджетах домашних хозяйств. В советское время при бюджетном финансировании расходы населения на оплату услуг ЖКХ занимали лишь 2% общей их стоимости. Как показали результаты выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в сред-

'2012

81

нем по России удельный вес расходов населения на оплату ЖКУ увеличился с 4,3% в 1995 г. до 6,2% в 2002 г.3 Но в психологии плательщика ничего не изменилось. Не изменилось и качество оказываемых услуг. Поэтому дальнейшее увеличение платежей встречает возмущение потребителей.

Проживание в пятиэтажке без лифта и мусоропровода стоит практически столько же, сколько и в новостройке. Можно сказать, что живущие в хрущевках дотируют потребителей жилищных услуг в новостройках.

В расходах на жилищно-коммунальные услуги и топливо в структуре потребительских расходов по итогам 2010 г. Алтайский край находится в самом невыгодном положении по сравнению с соседними регионами. Если в крае доля расходов составляет 14,6% при среднемесячном уровне потребительских расходах 7178,4 руб., то в Новосибирской области она составляет соответственно 12,5% и 9038,6 руб., в Томской области

- 11,7% и 9166,8 руб., Иркутской области - 11,3% и 9101,9 руб., в Республике Хакасия - 11,3% и 7271,8 руб., в Красноярском крае - 11,3% и 10831,9 руб.4

Нельзя не заметить, что качество существующего жилищного фонда, несмотря на то, что основные качественные характеристики вновь вводимого жилья улучшались, в целом ухудшалось

- в основном из-за старения и износа ранее возведенного жилья. В 20012008 гг. более 3% жилого фонда России относилось к ветхому и аварийному жи-

лью5.

В 2003-2007 гг. капитальный ремонт осуществлялся в 0,2% от всего жилищного фонда, в 2008 г. - 0,4%.6 А в 1980 г., например, было капитально отремонтировано 56 млн кв. м общей площади в жилых домах, что составило 3% жилищного фонда того времени (1861 млн кв. м).

Таким образом, до 2007 г. доля капитально отремонтированной площади жилья по сравнению с 1980 г. сократилась в 15 раз, в 2008 г. - в 7,5 раза. Разумеется, с такими темпами охвата ремонтом жилищного фонда сохранять его проблематично.

Многолетнее недофинансирование ремонта жилья привело к его повышен-

ному износу, аварийности. Дефицит средств на текущий и капитальный ремонт жилищного фонда долгое время оставался высоким. И только с принятием Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями от 13 мая, 22 июля, 1, 30 декабря 2008 г., 9 апреля, 1, 17 июля, 23 ноября, 17 декабря 2009 г.) ситуация стала меняться. В рамках деятельности данного фонда частным собственникам жилья, а также их общественным объединениям (ТСЖ) предоставляется поддержка средствами для его ремонта.

Жилищный фонд России насчитывает более 3,2 млрд кв. м общей площади, из них 78,9 млн кв. м ветхого и 20,5 млн. кв. м аварийного жилья. В нем проживает всего 142,2 млн человек, в т.ч. 3,2% в ветхом и аварийном жилье. В Алтайском крае жилищный фонд насчитывает 52,7 млн кв. м общей площади, из них 2,2% ветхого и аварийного жилья. В нем проживает всего 2417 тыс. человек, в т.ч. 2,4% - в ветхом и аварийном

7

жилье.

В 2010 г. в РФ было капитально отремонтировано всего 30,7 млн кв. м жилых домов, в Алтайском крае - 14,8 тыс. кв. м.8 Это составляет по России около 1% от всего жилищного фонда, по Алтайскому краю - 2,8%.

Если такие темпы ремонта жилья в крае удастся сохранить, то есть надежда решить проблему ветхого и аварийного жилья.

Уровень благоустройства жилищного фонда стал расти, однако на начало 2010 г. 22% населения проживали в жилье без водопровода, 26% - без канализации.

По данным переписи 1989 г., доля населения, проживавшего в жилье, оборудованном водопроводом, составляла 69,6% (в городских поселениях - 84,2%, а в сельских - только 29,9%). Удельный вес населения, проживающего в жилых помещениях, оборудованных канализацией, был еще ниже - 63,5% (в городских поселениях - 79,2%, в сельских - 20,5%).

Судя по данным переписи 2002 г., часть населения, проживающего в благоустроенном жилье, увеличилась

по сравнению с 1989 г. Доля домохо-зяйств, проживающих в индивидуальных домах и квартирах, оборудованных водопроводом, составила 76,5% (89,2% в городских поселениях, 42,0% - в сельских), а оборудованных канализацией

- 70,7% (85,3% и 31,1%). Доля домо-хозяйств, проживающих в индивидуальных домах, оборудованных водопроводом и канализацией, повысилась, соответственно, до 36,9% и 22,4%. Но в целом уровень оборудования жилья этими видами благоустройства и теперь недостаточно высок даже в городских поселениях.

Несмотря на устойчивый рост уровня благоустройства жилищного фонда, на начало 2010 г. в городах и поселках городского типа 11% жилищного фонда не было оборудовано водопроводом, 13% - канализацией, 8% - центральным отоплением, 19% - ваннами (душем), 20% - централизованным горячим во-доснабжением9.

В Алтайском крае по состоянию на конец 2010 г. число проживающих в жилищном фонде, оборудованном водопроводом, составляет 77,5%, в т.ч. централизованным - 70,7%, канализацией - 66,3%, в т.ч. централизованной

- 42,9%, отоплением - 88,7%, в т.ч. централизованным - 49,9%, горячим водоснабжением - 45,4%, в т.ч. централизованным - 38,2%10.

Общая оценка проблем, накопившихся в жилищно-коммунальном хозяйстве России, позволяет сделать вывод о необходимости повышения эффективности управления жилищно-коммунальным комплексом. Добиваться этого следует, настойчиво совершенствуя государственно-муниципальное регулирование ЖКХ с учетом его специфики.

В этих условиях существенно актуализируется качество повседневного управления жилищным фондом и коммунальным обслуживанием его пользователей. Между тем пока только небольшая часть собственников помещений выбрала один из способов управления жилищным фондом. В Алтайском крае на начало 2011 г. из 114 тыс. многоквартирных домов в управлении 214 управляющих организаций находится 12% домов, в 3% домов созданы 873

— ®

Ч

т

\11 .1

& л

УПРАВЛЕНИЕ

- - а

товарищества собственников жилья, в то время как в 83% домов собственники помещений самостоятельно решают вопросы управления.11 А для успеха реформы необходима ее полная поддержка основной части населения. Чтобы добиться этого, власть должна всемерно поддерживать все формы жилищного самоуправления, а не единственно товарищества собственников жилья.

В последние годы власти прямо увязывают создание ТСЖ с проведением у них капитального ремонта в рамках закона № 185-ФЗ. При этом порой не берется во внимание даже экономическая эффективность создания ТСЖ для жителей. И уж совсем непонятно выпадение из поля зрения властей других форм, даже ЖСК. Но ведь ЖСК, существующие уже не один десяток лет, с 1991 г. практически ничем не отличаются от ТСЖ.

К собственникам жилья было бы справедливо утверждение равных прав и обязанностей всех собственников жилья в отношении собственности и равных прав с жителями, проживающими в муниципальном фонде, по иным платежам.

Ныне возникают различные предложения по вопросу дополнительного стимулирования создания ТСЖ - вплоть до наделения вновь создаваемого ТСЖ приносящей доход недвижимостью. Думается, это порочное направление, сеющее разногласие и недовольства среди жителей населенных пунктов. Это чем-то напоминает безнравственные методы и способы проведенной в 90-е годы приватизации.

Одна из причин медленного роста количества ТСЖ - слабая организация информационно-разъяснительной работы и незрелость объективных условий для формирования рыночной конкуренции среди обслуживающих дома организаций. Кроме того, многие собственники не готовы брать на себя ответственность и расходы, связанные с эксплуатацией многоквартирного дома. Доходы основной массы населения достаточно скромные.

Но можно с уверенностью сказать, что преобладающей формой управления ТСЖ в России не будут, так же, как и во всем мире. И тому есть впол-

не объективная причина: управление одним домом, как бы он велик ни был, порождает большие удельные издержки на администрирование, чем управление достаточно большим жилым массивом. При развитой конкуренции профессиональные управляющие организации смогут предложить и более высокое качество, и меньшую цену, чем самодеятельность случайно взявшихся за это дело жильцов. И важным моментом в этом вопросе остается организация контроля над деятельностью управляющих организаций со стороны населения.

Сказанное выше, однако, не означает, что товариществами собственников жилья не надо заниматься. Непременно надо, и очень настойчиво, потому что ТСЖ наряду с ЖСК на сегодня - лучшая модель местного самоуправления и гражданского общества, которых у нас пока нет; единственная пока устойчивая форма самоорганизации жителей, в рамках которой жители способны эффективно контролировать качество услуг и организованно предъявлять претензии власти по части их стоимости.

На наш взгляд, в сегодняшних условиях следует поддерживать все самодеятельные жилищные организации, способные охватить своим влиянием большую часть населения. Пусть это будут объединения и собственников жилья, и потребителей жилищных и общественных услуг: общины, домкомы, общества нанимателей и тому подобное.

Если власть действительно хочет установить контроль потребителей за качеством жилищных услуг, она должна поддержать эти объединения, в том числе и материально, помогая им помещениями, оргтехникой, оплатой расходов, минимально необходимых для жизнедеятельности организации, хотя бы до тех пор, когда у жителей созреет понимание необходимости самоорганизации и они сами будут оплачивать организационные расходы. Кроме того, у них должны быть реальные рычаги контроля над деятельностью управляющих организаций.

Муниципальный коммунальный

сектор. В настоящее время в муници-

пальных образованиях формируется система взаимодействия муниципального заказчика в лице службы заказчика и организаций - исполнителей жилищно-коммунальных услуг. Службе заказчика администрацией МО соответствующим договором передаются правомочия муниципального заказчика по формированию и размещению муниципального заказа хозяйствующим субъектам любой организационно-правовой формы, берущимся обслуживать жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры.

Право коммерческого предоставления коммунальных услуг управляющая компания получает на основании выигрыша тендера на выполнение муниципального заказа. После этого оформляются имущественные отношения с соответствующими коммунальными предприятиями.

Правительство РФ утвердило форму типового концессионного соглашения (постановление от 5 декабря 2006 г. № 748) в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо-и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий.

В таких договорах могут определяться инвестиционные обязательства управляющей компании по развитию инженерной инфраструктуры, а также участие муниципального бюджета в инвестировании и другие виды муниципальной поддержки, обязательства по ценовой политике с учетом платежеспособности потребителей. Здесь уточняются требования муниципального заказа по качеству обслуживания, а также механизм контроля Управляющей компании органом местного самоуправления.

В целом первоочередные мероприятия реформирования муниципального коммунального обслуживания включают в себя:

- комплексную инвентаризацию объектов ЖКХ - тепловых, электриче-

'2012

81

ских, водопроводных, канализационных, газовых и др.;

- регистрацию права собственности на объекты ЖКХ;

- оценку имущественного комплекса;

- определение имущества, находящегося на территории муниципального образования и включаемого в уставный капитал создаваемых компаний;

- разработку условий передачи имущества компаниям.

Все это формирует реальную конкуренцию «за рынок коммунальных услуг» путем заключения договоров на право осуществления хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление хозяйствующему субъекту (управляющей компании). При этом прежде всего имеются в виду концессионные отношения.

Однако надо осознавать, что и в этих условиях в каждый момент ту или иную конкретную услугу может поставлять только один поставщик (концессионер, арендатор и т.п.). Конкуренции как таковой в данной ситуации нет. Конкуренция возникает и существует до подписания контракта с ним, т.е. в ходе рассмотрения заявок претендентов, а в течение срока действия уже заключенного договора она отсутствует. Реальная же рыночная конкуренция объективно, как и отмечалось выше, в сфере коммунальных поставок, коммунального обслуживания невозможна уже по технологическим причинам.

Таким образом, для успешного реформирования ЖКХ необходимы государственное регулирование и координация. К сожалению, реформы ЖКХ напоминают проведение какой-то очередной кампании как на федеральном, так и на региональном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из доклада начальника управления ЖКХ Алтайского края на расширенном заседании коллегии управления 16 марта 2011 г.12: «В соответствии с индикативными показателями Программы социально-экономического развития Алтайского края доля частных организаций коммунального комплекса на начало текущего года должна была составить 80%. Фактический показатель равен 54%. Органам местного

самоуправления необходимо принять меры по разгосударствлению данной отрасли путем конкурсной передачи объектов инженерной инфраструктуры в пользование субъектам малого и среднего бизнеса». Казалось бы, изложено по-военному, четко и ясно. Фактически же - не все. Нет никакого анализа, ни объективных реалий в отрасли в целом, ни положения на местном уровне.

Необходимо также иметь в виду, что обслуживание сложных объектов коммунальной инженерной инфраструктуры требует особых инженерных знаний и развитых навыков ухода за ними, эксплуатации этого оборудования. Здесь нужны и соответствующее образование, и опыт, и расчет. Таким специфическим, инженерно-эксплуатационным опытом обладают только работники уже существующих коммунальных служб и организаций, поэтому конкурировать с ними на практике проблематично. Более того, проблемы могут быть еще серьезнее. Например, отсутствие квалифицированных кадров вообще. Кроме того, уровень коммунальных услуг в сельской местности находится на более низком уровне, чем в городских поселениях. В этом случае на частное лицо ложится большой груз ответственности и не каждый может на это пойти.

Далее в докладе делается оговорка о том, что «... смена организационно-правовой формы и «вывески предприятия» не должна стать самоцелью деятельности органов местного самоуправления. Основной задачей структурных преобразований является создание эффективной модели хозяйствования. В силу различий социально-экономического развития муниципальных образований, специфики их географического положения и количества сельских поселений в составе муниципальных районов указанные задачи должны решаться для каждой территории индивидуально, в том числе посредством создания организаций межмуниципальной кооперации». Но, к сожалению, про эффективные модели хозяйствования с учетом сложившихся условий на местном уровне не было сказано ничего. Более того, докладчик констатирует, что «. на территории

почти двухсот муниципальных образований оказанием коммунальных услуг занимаются непосредственно администрации сельских советов, что отрицательно сказывается на качестве услуг и является нарушением действующего законодательства», и предлагает органам МСУ принять меры по передаче полномочий по предоставлению услуг ЖКХ хозяйствующим субъектам. И ни слова о том, каким образом это сделать и какую помощь в этом окажет краевое управление ЖКХ. Ведь очевидно, что двести МО не от хорошей жизни вынуждены были это сделать. И опять никакого анализа причин создавшейся ситуации и конструктивных предложений по выходу из нее. Не хочется в это верить, но подобное формальное отношение федеральных и региональных структур к реформе ЖКХ вряд ли приведет ее к успеху.

На сегодня в коммунальной отрасли края накопилось много острых, слабо решаемых проблем: степень износа инженерной инфраструктуры достигает уровня 70%, по очистным сооружениям - свыше 80%, для нормализации ситуации ежегодный объем инвестиций в основной капитал должен составить не менее 1,8 млрд руб. Но для эффективного решения проблем коммунального комплекса в первую очередь стоит задача проведения инвентаризации, оценки и регистрации муниципальной инженерной инфраструктуры.

Выводы и предложения. Анализ деятельности ЖКХ показывает, что пока еще не решена ни одна кардинальная проблема реформы. Это приводит к тому, что недобросовестные управляющие компании фактически пользуются сложившейся ситуацией и продолжают оказывать некачественные услуги населению, основные поставщики коммунальных услуг нацелены на постоянный рост тарифов, а население оказывается заложником этого порочного круга. На наш взгляд, реформирование в одной сфере ЖКХ должно вызывать положительные изменения в других.

По нашему мнению, начинать или же уже начатое довести до логического конца необходимо с очевидного: то, что легко может регулироваться и контролироваться населением. В этом случае

оплата коммунальных услуг населением даже в полном объеме не будет вызывать столько недоразумений, как постепенное пропорциональное увеличение доли платежей населения по всем видам услуг. Последнее, как показала практика, выгодно прежде всего недобросовестным чиновникам и производителям коммунальных услуг.

В первую очередь целесообразно перевести на полную оплату техническое обслуживание (освещение общих мест пользования, работу дворников и уборщиц подъездов, обслуживание лифтов и мусоропроводов и т.д.). Это создает естественное поле для конкуренции управляющих организаций, возникает максимальная дифференциация стоимости проживания в зависимости от качества жилья, эффективный контроль населением жилищных услуг из этого перечня. Так, в настоящее время управляющие компании практически самоустранились от уборки и ремонта подъездов, хотя это входит в их обязанности. Аргументируется это отсутствием средств. Жильцы, как правило, самостоятельно за свой счет решают эти вопросы.

При полной оплате освещения мест общего пользования имеет смысл установить датчики движения и рассчитываться по счетчику. Это будет весомый вклад в экономию энергоресурсов и может создать дополнительные предпосылки для пересмотра экономической и технической политики энергетической отрасли.

Чтобы создать конкурентную среду среди управляющих компаний, необходимо первоначально предоставлять им в управление территории минимального, экономически оправданного размера. На практике пока этого нет. Есть разные примеры управления. В г. Барнауле по ул. Профинтерна в 2-этажных домах, например, имеются ТСЖ. Жителей этих домов не смущают высокие управленческие издержки (доходы позволяют), но это единичные случаи. При введении полной платы жителей минимальной будет территория, на которой сбор платы за капитальный ремонт бу-

дет достаточен, чтобы вести его без субсидий и кредитов.

Безусловно, эта перспектива будущего, когда управляющая компания в процессе конкуренции должна завоевать право управлять такой территорией. В настоящее время институт собственников жилья не заработал пока в достаточной мере и не обеспечивает эффективного содержания и сохранности жилищного фонда. Поэтому государство не может снять с себя ответственность за проведение капитального ремонта и модернизации жилищного фонда. Предотвращение ветшания жилищного фонда Российской Федерации должно быть сокращено существенным увеличением объема капитального ремонта и модернизации.

Для частной управляющей компании вопрос разделения функций заказчика и подрядчика является несущественным: управляя небольшим фондом, ей выгоднее быть заказчиком, а при большом фонде может оказаться выгоднее иметь свою службу эксплуатации.

До сих пор не решена проблема сбережения воды, и она не будет решена, пока не будет индивидуальных водо-счетчиков и расчетов по ним. В настоящее время во всех регионах увлечены установкой счетчиков на дом, установка индивидуальных счетчиков производится на усмотрение самих жителей. Это оставляет местным водоканалам возможность все свои издержки переносить на конечных потребителей.

Пора уже определиться в своих отношениях с жителями в части оплаты индивидуально расходуемых ресурсов, руководствуясь единственно справедливым принципом: вода, и холодная, и горячая, должна полностью оплачиваться потребителями не по нормативам, а по установленным тарифам и показаниям водосчетчиков. Расчеты по нормативам фактически означают уравниловку, оправданную лишь при полном отсутствии учета расхода воды, приближенного к потребителю. При завышенных и средних нормативах экономные жители дотируют расточительных, при заниженных бюджет вы-

нужден дотировать сверхнормативное потребление практически всех жителей.

Наиболее трудно решаемым будет перевод на полную оплату тепловой энергии. Подход здесь должен быть дифференцированным в зависимости от типа здания, сроков его постройки и технической возможности жителей регулировать потребление тепловой энергии.

Нельзя оставить без внимания то, что население в процессе приватизации оказалось собственником квартир в домах, рассчитанных на практическую бесплатность тепловой энергии. В условиях низких доходов основной массы населения (из-за провалов государственной экономической политики) было бы справедливо государству прежде всего сделать то, что жителям самим не под силу: провести реконструкцию здания, доведя его энергопотребление до современных нормативов, и оснастить приборами с возможностью регулировать потребление и расплачиваться в точности за полученное количество тепловой энергии.

Полную оплату тепловой энергии необходимо взимать с жильцов в современных зданиях уже сейчас; по желанию жильцов и за их счет - оснащение их квартир термостатами на батареях и побатарейными датчиками.

1 Щербаков А.И. Жилищно-коммунальное обслуживание в Российской Федерации: состояние и направления развития: Лекции / А.И. Щербаков. М.: Изд-во РАГС, 2010. С.8-9.

2 http://ru.wikipedia.org/wiki / Доходы_ населения_России.

3 http://www. demoscope.ru/weekly/ 2005/0209/апаШ04^р.

4 http://vid1.rian.ru/ig/ratings/r_gkh.pdf.

5 Российский статистический ежегодник. 2009. С. 204.

6 Расчет по: Российский статистический ежегодник, 2008. М., 2008. С. 207-209.

Российский статистический ежегодник. 2009. С. 203-204.

7 http://www.cnis.ru/?id=8.

8 Там же.

9 http://demoscope.ru/ weekly/2011/0449.

10 http://www.cnis.ru/?id=8.

11 http://gkh22.ru/show_new.php?id_ new=51.

12 http://gkh22.ru/show_new.php?id_ new=5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.