Научная статья на тему 'Некоторые аспекты реализации принципа разделения властей в России'

Некоторые аспекты реализации принципа разделения властей в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4390
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
разделение властей / государство / вертикальное разделение / горизонтальное разделение / принцип. / separation of powers / state / vertical division / horizontal division / principle

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заира Магомедовна Мусалова, Марьям Хандулаевна Адухова

Исследуются особенности реализации принципа разделения властей в России по вертикали и горизонтали. Разделение властей по горизонтали по Конституции РФ заключается в том, что единая государственная власть разделена между законодательной, исполнительной и судебной властями. При этом Президент РФ, будучи главой государства, обладает полномочиями в отношении всех ветвей власти. Вместе с тем отмечается, что особую сложность вызывают проблемы реализации принципа разделения властей по вертикали, т.е. разграничение государственных полномочий между Федерацией и ее субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the implementation of the principle of separation of powers in Russia

The features of realization of the principle of separation of powers in Russia vertically and horizontally are investigated. The horizontal separation of powers under the Constitution of the Russian Federation is that the unified state power is divided between the legislative, executive and judicial authorities. At the same time, the Russian President, being the head of state, has authority over all branches of government. At the same time, it is noted that the problems of implementing the principle of vertical separation of powers, that is, the division of state powers between the Federation and its subjects, cause particular difficulty.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты реализации принципа разделения властей в России»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10010

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ

Заира Магомедовна МУСАЛОВА, Марьям Хандулаевна АДУХОВА, магистрант

доцент кафедры конституционного Юридического института Дагестанского

и международного права Юридического института государственного университета

Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: zaira2378@gmail.com

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный

судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Исследуются особенности реализации принципа разделения властей в России по вертикали и горизонтали. Разделение властей по горизонтали по Конституции РФ заключается в том, что единая государственная власть разделена между законодательной, исполнительной и судебной властями. При этом Президент РФ, будучи главой государства, обладает полномочиями в отношении всех ветвей власти. Вместе с тем отмечается, что особую сложность вызывают проблемы реализации принципа разделения властей по вертикали, т.е. разграничение государственных полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Ключевые слова: разделение властей, государство, вертикальное разделение, горизонтальное разделение, принцип.

Annotation. The features of realization of the principle of separation of powers in Russia vertically and horizontally are investigated. The horizontal separation of powers under the Constitution of the Russian Federation is that the unified state power is divided between the legislative, executive and judicial authorities. At the same time, the Russian President, being the head of state, has authority over all branches of government. At the same time, it is noted that the problems of implementing the principle of vertical separation of powers, that is, the division of state powers between the Federation and its subjects, cause particular difficulty.

Keywords: separation of powers, state, vertical division, horizontal division, principle.

Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом1.

Механизм горизонтального разделения властей в Российской Федерации достаточно оригинален и во многих отношениях не вписывается в рамки более или менее типичных моделей, существующих в других странах. При этом в России явно прослеживаются политико-правовые механизмы, свойственные смешанной форме правления.

Наибольшую роль во взаимодействии федеральных органов государственной власти играет

Президент Российской Федерации, наделенный полномочиями в отношении каждой из ветвей власти и участвующий либо в их функционировании, либо в формировании кадрового состава соответствующих органов. Президент РФ является главой государства; гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Носителем законодательной власти и представительным органом в России является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. Основным средством руководящего и формирующего воздействия законодательной власти на деятельность органов исполнительной власти является принятие законов, обязательных для всех, а также ряд контрольных полномочий, включая контроль за исполнением бюджета, пра-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

вом Государственной думы решать вопрос о доверии Правительству.

Исполнительной властью наделено Правительство Российской Федерации, которое несет ответственность как перед Президентом страны, так и перед Государственной Думой. Судебная власть, согласно Конституции РФ 1993 г., представлена Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и другими федеральными судами.

Нормативной основой разделения властей в Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации, являются конституции (уставы) субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты.

Конституцией России предусмотрено участие Конституционного Суда РФ в решении важнейших вопросов взаимодействия федеральных органов государственной власти, в частности, он представляет заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Государственной Думой против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и проч.

Важно также подчеркнуть, что в силу полномочий, которыми обладают федеральные органы власти по вопросам совместного ведения, к решению соответствующих вопросов привлекаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации2.

Таким образом, установленное Конституцией РФ разделение властей по вертикали политико-государственного устройства страны представлено во всей системе взаимодействия федеральных органов государственной власти, связанных с решением вопросов, затрагивающих интересы регионов.

Механизм разделения власти по вертикали представляет собой сложный вопрос, порождающий различные проблемы. От того, каким образом решаются данные проблемы, зависит и развитие федеративных отношений в целом.

Вертикальное разделение властей не имеет универсальной и идеальной модели. Необходимым элементом вертикального разделения властей в Российской Федерации, как, впрочем, и в других федеративных государствах, является институт федерального воздействия3. Его природа и сущность вытекают из вертикальной структуры Федерации и наличия у федерального центра особых полномочий, обеспечивающих конституционный правопорядок, территориальную целостность, суверенитет и единство федератив-

ного государства, которые являются приоритетными по отношению к предметам ведения и полномочиям субъектов Федерации.

В статье 5 Конституции РФ, устанавливающей базовые принципы федеративного устройства, в качестве одного из этих принципов называется разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ4.

Данный принцип является производным от принципа разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, поскольку первичным уровнем отношений в федеративном государстве являются отношения между Федерацией и ее субъектами, характер которых и предопределяет отношения между органами государственной власти по вертикали.

Разграничение предметов ведения — это вопрос об отношениях между Федерацией и ее субъектами, а вопрос о разграничении компетенции или отдельных полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов Федерации5.

Другой вопрос, ответ на который раскрывает еще один важный элемент системы разделения государственной власти по вертикали, связан с определением того, что следует делить на федеральном конституционном уровне.

Ключевыми для формирования федеративных отношений являются, по меньшей мере, три задачи:

во-первых, разделение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами;

во-вторых, разграничение компетенции (полномочий) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

в-третьих, определение конкретных объектов, в отношении которых реализуются властные полномочия (собственность, природные ресурсы, финансы).

1 Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в РФ // Гос. власть и местное самоуправление. 2001. С. 116.

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2007. С. 319.

3 Голубева Л.А. Особенности реализации принципа разделения властей в Российской Федерации // Известия рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2007. № 40. С. 117.

4 Усанов В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2008. С. 319.

5 Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал рос. права. 2005. № 9. С. 176.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.