Научная статья на тему 'Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России'

Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3497
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / STATE POWER / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / SEPARATION OF POWERS / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / CONSTITUTIONAL PRINCIPLE / ЕДИНСТВО ВЛАСТИ / UNITY OF POWER / СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" / «CHECKS AND BALANCES» SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молочков А.А.

Одним из ключевых признаков любого государства является наличие органов государственной власти, с помощью которых воплощаются в жизнь государственные функции. Государственный аппарат современной России базируется на ряде принципов, значимое место среди которых занимает принцип разделения властей, являющийся одной из новелл российской Конституции 1993 года. В статье рассматриваются теоретико-правовые основы принципа разделения властей, различные авторские подходы к определению его сущности, в том числе как конституционного принципа. Отмечается, что принцип разделения властей предполагает не только распределение, разграничение властных полномочий между различными органами государственной власти и должностными лицами, но и наличие общих полномочий, реализуемых в рамках определенных направлений государственной деятельности. Учитывая федеративный характер Российского государства, автор пишет не только о системе «горизонтального», но и «вертикального» разделения властей. Отдельное внимание в статье уделено характеристике так называемых нетрадиционных ветвей власти, относительно наименования и структурирования которых до настоящего момента не выработано единого подхода. В частности, автор указывает на особый правовой статус ряда органов государственной власти (Президента Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и др.), их особое место в механизме современного Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России»

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

PROBLEMATIC ASPECTS OF REGULATION AND IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF

POWERS IN MODERN RUSSIA

УДК 342.5

А.А. МОЛОЧКОВ ANDREY A. MOLOCHKOV

(ИП Симонов И.Н., (IE Simonov I.N.,

Россия, Самара) Samara, Russia)

molochkov@inbox.ru

Аннотация: одним из ключевых признаков любого государства является наличие органов государственной власти, с помощью которых воплощаются в жизнь государственные функции. Государственный аппарат современной России базируется на ряде принципов, значимое место среди которых занимает принцип разделения властей, являющийся одной из новелл российской Конституции 1993 года. В статье рассматриваются теоретико-правовые основы принципа разделения властей, различные авторские подходы к определению его сущности, в том числе как конституционного принципа. Отмечается, что принцип разделения властей предполагает не только распределение, разграничение властных полномочий между различными органами государственной власти и должностными лицами, но и наличие общих полномочий, реализуемых в рамках определенных направлений государственной деятельности. Учитывая федеративный характер Российского государства, автор пишет не только о системе «горизонтального», но и «вертикального» разделения властей. Отдельное внимание в статье уделено характеристике так называемых нетрадиционных ветвей власти, относительно наименования и структурирования которых до настоящего момента не выработано единого подхода. В частности, автор указывает на особый правовой статус ряда органов государственной власти (Президента Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и др.), их особое место в механизме современного Российского государства.

Ключевые слова: государственная власть, разделение властей, конституционный принцип, единство власти, система «сдержек и противовесов».

Для цитирования: Молочков А.А. Некоторые проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 3. С. 30-34.

Abstract: one of the key features of any state is the existence of public authorities through which state functions are implemented. The state apparatus of modern Russia is based on a number of principles, among which the principle of separation of powers, which is one of the novelties of the Russian Constitution of 1993, occupies a significant place. The article deals with the theoretical and legal basis of the principle of separation of powers, various authorial approaches to the definition of its essence, including as a constitutional principle. It is noted that the principle of separation of powers implies not only the distribution and delimitation of powers between different state authorities and officials, but also the existence of general powers exercised within certain areas of state activity. Taking into account the federal nature of the Russian state, the author describes not only the system of «horizontal», but also «vertical» separation of powers. Special attention is paid to the description of the so-called non-traditional branches of power, concerning the name and structuring of which a single approach has not been worked out up to now. In particular, the author points out the special legal status of a number of state authorities (the President of the Russian Federation, the Prosecutor's Office of the Russian Federation, the Investigative Committee of the Russian Federation, etc.) and their special place in the mechanism of the modern Russian state.

Keywords: state power, separation of powers, constitutional principle, unity of power, «checks and balances» system.

ПРАВО

For citation: Molochkov A.A. Problematic aspects of regulation and implementation of the principle of separation of powers in modern Russia // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 3. P. 30-34.

Несмотря на почти уже двадцатипятилетнюю историю государственного строительства современной России, говорить о безупречности модели построения государственного аппарата, к сожалению, по ряду причин не приходится. Доктрина разделения властей и ее современная практическая интерпретация позволяют признать многогранность и многоаспектность исследуемого принципа. Ученые-теоретики и специалисты отдельных отраслевых наук неоднозначно трактуют сущность самой идеи разделения властей и ее сегодняшнюю практическую реализацию. В частности, конституционалисты, делая акцент на конституционно-правовое закрепление принципа разделения властей в главе 1 среди основ конституционного строя, подчеркивают его особую значимость, называя в числе конституционных принципов. В самом общем виде принцип разделения властей означает самостоятельность и независимость ветвей власти, их различное предназначение в государственном аппарате. По мнению В.А. Бурковской, принцип разделения властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе системы государственной власти демократического общества и предполагающий не только разделение, но и взаимодействие различных ветвей власти, обеспечение их баланса. В.А. Бурковская резюмирует, что разделение властей - это сложное сочетание самостоятельности и взаимозависимости различных субъектов государственного управления1.

Нередко принцип разделения властей связывают с такими явлениями, как демонополизация власти, ее рассредоточение, распределение властных полномочий между различными органами государственной власти и должностными лицами. Такое распределение властных полномочий осуществляется в целях недопущения узурпации власти, исключения ее сосредоточения в одних руках, что способствует предотвращению установления авторитаризма и диктаторского режима [1, с. 95]. Благодаря принципу разделения властей создаются дополнительные гарантии, призванные обеспечить более эффективное управление, свободу в обществе и защиту прав и свобод личности2.

1 Бурковская В.А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дис. ... канд. полит. наук. - Санкт-Петербург, 2006. С. 7.

2 Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: учебник. - 2-е изд. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. С. 53, 54.

Как было отмечено ранее, разделение властей вовсе не означает полной автономности органов государственной власти. Законодательство правового государства закрепляет общие полномочия, реализуемые в рамках определенных направлений государственной деятельности (например, в рамках законодательного процесса), что согласуется с системой «сдержек и противовесов», которая призвана обеспечить реальное и действительное взаимное уравновешивание властей, при котором ни одна из них не может ущемить или подчинить себе другие ветви, должна действовать в условиях взаимного сотрудничества [2, с. 142; 3, с. 215-217]. На необходимость осуществления взаимодействия ветвей власти и их взаимное сотрудничество обращает внимание также Р.В. Енгибарян, отмечая, что с точки зрения теории это требование вытекает из единства государственной власти, общего направления государственной политики [4, с. 242]. Подобное сотрудничество, по точному замечанию Т.Н. Радько, В.В. Лазарева, Л.А. Морозовой, направлено на то, чтобы все споры и конфликты разрешались только правовыми способами при соблюдении установленных законодательством правовых процедур3.

Зачастую при характеристике принципа разделения властей исследуется не только распределение единой государственной власти на три ветви, но и разделение властных функций по уровням системы государственных органов (так называемая вертикаль власти), что обусловлено федеративным характером Российского государства. В этой связи ученые используют термины системы горизонтального и вертикального разделения властей (например, Л.Ш. Галиева4, А.А. Ха-физов5, В.В. Комарова [5, с. 37]).

Следующий ключевой момент заключается в том, что на современном этапе развития юридической науки ведутся активные дискуссии о несовпадении сущности классической доктрины разделения властей на

3 Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров. - Москва: Проспект, 2016. С. 557.

4 Галиева Л.Ш. Разделение власти в субъектах федерации: историко-теоретическое исследование: дис. ...канд. юрид. наук. - Уфа, 2002. С. 5-9.

5 Хафизов А.А. Разделение властей в унитарном и фе-

деративном государстве: историко-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2014. С. 7-8.

ПРАВО

три ветви с ее современным юридическим, и тем более фактическим содержанием. Сегодня в механизме Российского государства де-факто сформированы и функционируют органы государственной власти и государственные органы, которые в чистом виде не подпадают под стандартный принцип разделения властей. Дискуссионным вопросом юриспруденции является спор о количественном и качественном составе таковых. Согласимся с мнением ученых, которые в контексте классического принципа разделения властей в государственном аппарате современной России говорят об особом правовом статусе Президента Российской Федерации и его администрации [6, с. 39-43], прокуратуры Российской Федерации [7, с. 133], Следственного комитета Российской Федерации [8, с. 45-47], избирательных комиссий [9, с. 5-10], Счетной палаты Российской Федерации, Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) [10, с. 413], Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [11, с. 75-80], специализированных уполномоченных (по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам студентов) и др. С учетом особенностей правового статуса названных выше представителей властных структур ученые пишут о фактическом существовании около десяти (а порой и более) ветвей власти, предлагая их различные наименования и структурирование. Например, С.А. Авакьян наряду с классическими ветвями власти также называет президентскую, учредительную, народную, прокурорскую, избирательную, финансово-банковскую ветви6. Относительно последней ветви власти в литературе также используется иное наименование - денежно-кредитная власть [12, с. 18].

Обратим внимание, что о самостоятельности президентской ветви власти пишут также Д.А. Авдеев [13, с. 31-32], М.А. Краснов [14, с. 5-16], С.А. Осетров [15, с. 37-38], В.Н. Прокофьев [16, с. 21-31], М.П. Фомиченко [17, с. 78-82] и др., которые обосновывают свой подход наличием у главы государства полномочий во всех сферах общественных отношений и наблюдающейся в последние годы стойкой тенденцией к усилению президентской власти. В качестве показательного примера можно привести расширение полномочий Президента Российской Федерации в кадровой сфере, а также усиление его контрольных полномо-

6 См. подробнее: Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. Т. 1. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. С. 378-380.

чий. Президентский контроль, как подчеркивает И.В. Ирхин, является самостоятельным видом государственного контроля [18, с. 27]. Так, с 2014 года Президент Российской Федерации не только участвует в назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации, но и его заместителей, внося в Совет Федерации соответствующее представление об их кандидатурах7. Д.А. Авдеев верно замечает, что органы государственной власти должны находиться в равных по юридической значимости условиях, а их конструктивная обособленность должна способствовать решению «вопросов, ограниченных их компетенцией и прерогативами, обусловленными, в свою очередь, природной принадлежностью к определенной ветви власти» [19, с. 45].

Многие ученые обосновывают существование в государственном аппарате современной России прокурорской ветви власти, именуя ее по-разному, в том числе как власть надзорную либо контрольно-надзорную. Однако полагаем, что, если строго следовать букве закона, более точным будет использование наименования «надзорная власть». Прокурорский надзор, как отмечают Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян, представляет собой обособленную форму государственно-властной деятельности, самостоятельный характер которой обусловлен тем, что она базируется на специфических принципах организации и деятельности, применяет особые формы и методы реализации возложенных на нее полномочий, обладает «реальной возможностью уравновешивать другие ветви власти» и др. [20, с. 16-17].

Нередко авторами используется также термин «контрольно-счетная власть», в рамках которой пишут о Счетной палате Российской Федерации и соответствующих структурах на уровне субъектов Федерации [21, с. 3237]. Между тем на законодательном уровне и по сей день данный вопрос не нашел своего окончательного разрешения.

Констатируем, что в научном обороте последних лет широко используется термин «нетрадиционные ветви власти». Например, в своей диссертационной работе Л.А. Голубева определяет нетипичные ветви власти в качестве самостоятельных, называя среди таковых власть главы государства, правоохранительных орга-

7 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции

Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 6. Ст. 548.

ПРАВО

нов и избирательных комиссий8. В этой связи высказываются предложения о необходимости проведения соответствующих законодательных корректировок. Однако полагаем, что столь масштабные изменения законодательства в части выделения перечисленных выше органов государственной власти в самостоятельные ветви приведет к разрушению заложенной в главе 1 Конституции Российской Федерации концепции разделения властей, что является недопустимым ни с правовой точки зрения, ни с позиции целесообразности.

Отдельных комментариев требует и вопрос о специфике применения теории разделения властей в государствах, имеющих различные формы государственного (территориального) устройства. Например, федеративный характер государства предполагает, что исследуемый принцип распространяется не только на федеральный уровень, но и уровень субъектов Федерации, выступая в качестве одного из основополагающих атрибутов федеративных отношений. Однако с сожалением признаем, что сегодня принцип разделения властей на уровне субъектов нашей страны реализован в усеченном варианте. Речь идет о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации, которые созданы и реально функционируют менее чем в двадцати субъектах Российской Федерации. В своей диссертационной работе Е.С. Дорошенко обоснованно

8 Голубева Л.А. Нетипичные ветви государственной власти в механизме современного государства: дис. ...канд. полит. наук. - Санкт-Петербург, 2009. С. 7.

доказывает тот факт, что в субъектах Федерации, где нет собственных органов судебного конституционного (уставного) контроля, принцип разделения властей не реализуется ввиду отсутствия собственной судебной власти как одной из ветвей государственной власти9. Он действует в усеченном варианте. Согласимся с мнением Е.Е. Жеребцовой, Л.А. Злищевой, признающих, что до завершения процесса реального создания во всех субъектах Российской Федерации конституционных (уставных) судов еще очень далеко по ряду причин объективного и субъективного характера. Более того, набор таких причин в различных субъектах Федерации весьма неоднороден, что обусловлено различием финансово-экономической основы, кадрового потенциала региона, несовершенством правовой базы и др. [22, с. 95-96]. Нельзя упускать из внимания и отсутствие заинтересованности региональных властей (а порой и явно выражаемое противостояние) в появлении дополнительного нормоконтрольного механизма [23, с. 42-44].

Можно констатировать, что теоретико-правовые основы и практическая конструкция модели государственного аппарата современной России, базирующегося на принципе разделения властей, не являются сегодня идентичными друг другу и требуют, на наш взгляд, приведения к единому знаменателю, в том числе на уровне субъектов Федерации.

9 Дорошенко Е.С. Принцип разделения властей и его реализация в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2010. С. 7-8.

Литература

1. Бекмурадов К.А. Значение конституционных_______________________,___едур в системе разделения властей Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 94-100.

2. Научное наследие О.Е. Кутафина: сборник статей, выступлений, тезисов / сост., вступ. ст. В.В. Комаровой. - Москва: Проспект, 2016. 368 с.

3. Чиркин В.Е. Конституционная терминология: монография. - Москва: Норма: ИНФРА М, 2016. 272 с.

4. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции: монография. - Москва: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. 496 с.

5. Комарова В.В. Конституционная система власти России и принцип разделения властей // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 36-46.

6. ПрокофьевВ.Н. Конституционно-правовой статус президента (главы государства) в парламентских республиках Западной Европы // Международное публичное и частное право. 2016. № 2. С. 39-43.

7. Смирнов А.Ф. К вопросу о власти прокурора // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 5. С. 133-137.

8. Багмет А.М. Место Следственного комитета Российской Федерации в системе правоохранительных органов Российского государства // Российский следователь. 2014. № 9. С. 45-47.

9. Баранов П.П. Роль конституционного законодательства Российской Федерации в регулировании принципа разделения властей // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 1. С. 5-10.

10. АлексеевД.Б. Концепция развития государственного контроля как способа обеспечения режима законности в государственном управлении // Административное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 410-416.

11. ГончаровИ.В., Жеребцова Е.Е. Институт Уполномоченного по правам человека в системе конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина: Россия и зарубежный опыт // Актуальные проблемы правоведения. 2008. № 3 (21). С. 75-80.

12. Леворн С. Независимость Центрального банка: разделение фискальной и денежной властей экономики // Вопросы экономики. 1995. № 10. С. 12-19.

13. Авдеев Д.А. Республиканская форма правления в свете конституционного монократизма (отечественный опыт) // Государство и право. 2015. № 2. С. 27-34.

ПРАВО

14. Краснов М.А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента // Государство и право. 2015. № 1. С. 5-16.

15. Осетров С.А. Методы реализации президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 37-40.

16. Прокофьев В.Н. Вызовы президентализма и перспективы развития демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 9. С. 21-31.

17. Фомиченко М.П. Институт президентства в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Административное право и процесс. 2015. № 1. С. 78-82.

18. Ирхин И.В. Президентский контроль (в свете конституционно-правового статуса главного федерального инспектора по субъекту Российской Федерации) // Государство и право. 2016. № 5. С. 27-34.

19. Авдеев Д.А. Баланс полномочий высших органов государственной власти: принцип разделения или распределения? // Государство и право. 2014. № 4. С. 39-46.

20. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 9-23.

21. Демидов М.В. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации: правовой статус и проблемы его унификации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 32-37.

22. ЖеребцоваЕ.Е. Судебный конституционный контроль как конституционно-правовой институт: монография. - Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2012. 251 с.

23. Жеребцова Е.Е., Злищева Л.А. К вопросу о необходимости активизации процесса формирования конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации // Общество и право. 2015. № 1 (51). С. 40-44.

_ References _

1. Bekmuradov K.A. Znachenie konstitucionnyh soyiasiieiny,, p.oce^u, v sisteme razdeleniya vlastej Rossijskoj Federacii // Aktualnye problemy rossijskogo prava. 2017. № 9. S. 94-100.

2. Nauchnoe nasledie O.E. Kutafina: sbornik statej, vystuplenij, tezisov / sost., vstup. st. V.V. Komarovoj. - Moskva: Prospekt, 2016. 368 s.

3. Chirkin V.E. Konstitucionnaya terminologiya: monografiya. - Moskva: Norma: INFRA M, 2016. 272 s.

4. Engibaryan R.V. Konstitucionnoe razvitie v sovremennom mire. Osnovnye tendencii: monografiya. - Moskva: Norma, NIC INFRA-M, 2017. 496 s.

5. Komarova V.V. Konstitucionnaya sistema vlasti Rossii i princip razdeleniya vlastej // Aktualnye problemy rossijskogo prava. 2017. № 9. S. 36-46.

6. Prokofev V.N. Konstitucionno-pravovoj status prezidenta (glavy gosudarstva) v parlamentskih respublikah Zapadnoj Evropy // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2016. № 2. S. 39-43.

7. SmirnovA.F. K voprosu o vlasti prokurora // Aktualnye problemy rossijskogo prava. 2015. № 5. S. 133-137.

8. BagmetA.M. Mesto Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii v sisteme pravoohranitelnyh organov Rossijskogo gosudarstva // Rossijskij sledovatel. 2014. № 9. S. 45-47.

9. Baranov P.P. Rol konstitucionnogo zakonodatelstva Rossijskoj Federacii v regulirovanii principa razdeleniya vlastej // Yurist-Pravoved. 2012. № 1. S. 5-10.

10. Alekseev D.B. Koncepciya razvitiya gosudarstvennogo kontrolya kak sposoba obespecheniya rezhima zakonnosti v gosudarstvennom upravlenii // Administrativnoe i municipalnoe pravo. 2016. № 5. S. 410-416.

11. Goncharov I.V., Zherebcova E.E. Institut Upolnomochennogo po pravam cheloveka v sisteme konstitucionnyh garantij prav i svobod cheloveka i grazhdanina: Rossiya i zarubezhnyj opyt // Aktualnye problemy pravovedeniya. 2008. № 3 (21). S. 75-80.

12. Levorn S. Nezavisimost Centralnogo banka: razdelenie fiskalnoj i denezhnoj vlastej ekonomiki // Voprosy ekonomiki. 1995. № 10. S. 12-19.

13. AvdeevD.A. Respublikanskaya forma pravleniya v svete konstitucionnogo monokratizma (otechestvennyj opyt) // Gosudarstvo i pravo. 2015. № 2. S. 27-34.

14. KrasnovM.A. Status glavy gosudarstva kak element avtoritarnogo potenciala prezidenta // Gosudarstvo i pravo. 2015. № 1. S. 5-16.

15. OsetrovS.A. Metody realizacii prezidentskoj vlasti v Rossijskoj Federacii // Konstitucionnoe i municipalnoe pravo. 2015. № 1. S. 37-40.

16. Prokofev V.N. Vyzovy prezidentalizma i perspektivy razvitiya demokratii v Rossii // Konstitucionnoe i municipalnoe pravo. 2016. № 9. S. 21-31.

17. Fomichenko M.P. Institut prezidentstva v Rossijskoj Federacii: problemy i perspektivy razvitiya // Administrativnoe pravo i process. 2015. № 1. S. 78-82.

18. Irhin I.V. Prezidentskij kontrol (v svete konstitucionno-pravovogo statusa glavnogo federalnogo inspektora po subektu Rossijskoj Federacii) // Gosudarstvo i pravo. 2016. № 5. S. 27-34.

19. Avdeev D.A. Balans polnomochij vysshih organov gosudarstvennoj vlasti: princip razdeleniya ili raspredeleniya? // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 4. S. 39-46.

20. Bondar N.S., Dzhagaryan A.A. Konstitucionalizaciya prokurorskogo nadzora v Rossijskoj Federacii: problemy teorii i praktiki // Konstitucionnoe i municipalnoe pravo. 2015. № 5. S. 9-23.

21. Demidov M.V. Kontrolno-schetnye organy subektov Rossijskoj Federacii: pravovoj status i problemy ego unifikacii // Konstitucionnoe i municipalnoe pravo. 2011. № 5. S. 32-37.

22. Zherebcova E.E. Sudebnyj konstitucionnyj kontrol kak konstitucionno-pravovoj institut: monografiya. - Belgorod: Belgorodskij universitet kooperacii, ekonomiki i prava, 2012. 251 s.

23. Zherebcova E.E., Zlisheva L.A. K voprosu o neobhodimosti aktivizacii processa formirovaniya konstitucionnogo (ustavnogo) pravosudiya v subektah Rossijskoj Federacii // Obshestvo i pravo. 2015. № 1 (51). S. 40-44.

(статья сдана в редакцию 03.07.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.