Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / предпринимательство / инновационный потенциал / научно-технические возможности / субъекты хозяйства / innovation / entrepreneurship / innovative potential / scientific technical opportunities / subject of economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насимова Машхурахон Абдуллоджановна

Рассмотрены некоторые инновационные процессы в структуре предпринимательства региона. Объективно обосновано, что локомотивом инновационного предпринимательства в Согдийской области является созданная для этого СЭЗ «Согд». Рассчитано, что индекс соотношения выполненных в области научно-исследовательских работ к числу занятых научной деятельностью, индекс расходов на науку и численность научных учреждений отражает их рост и по республике, и по её регионам, что указывает на оказание внимания инновационному развитию бизнеса. Определены приоритетные направления в развитии инновационного предпринимательства в Согдийской области: ресурсосберегающие и фондосберегающие инновации в сферах машиностроения, добывающей, легкой, пищевой промышленности и в других субъектах народного хозяйства. Разработаны рекомендации, способствующие развитию инновационного предпринимательства для укрепления индустриального потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Насимова Машхурахон Абдуллоджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE STRUCTURES IN BUSINESS ACTIVITY OF THE REGION

The article examines some innovative processes in the structure of entrepreneurship in the region. It is objectively justified that the locomotive of innovative entrepreneurship in the Sughd region is the SEZ “Sogd” created for this purpose. It is calculated that the index of the ratio of research work completed in the field to the number of people engaged in scientific activities, the index of expenditure on science and the number of scientific institutions reflects their growth both in the republic and in its regions, which indicates attention to innovative business development. Priority directions in the development of innovative entrepreneurship in the Sughd region have been identified: resource-saving and fund-saving innovations in the fields of mechanical engineering, mining, light industry, food industry and other subjects of the national economy. Recommendations have been developed to promote the development of innovative entrepreneurship to strengthen the industrial potential of the region.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА»

УДК 334

DOI 10.24412/2411-1945-2023-3-90-98

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

БАЪЗЕ ЧАНБАХОИРУШДИ СОХТОРХрИ ИННОВА ТСИОНИ ДАР ФА ЪОЛИЯТИ СОХИБКОРИИ МИНТАДА

SOME ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE STRUCTURES IN BUSINESS ACTIVITY

OF THE REGION

Насимова Машхурахон Абдуллоджановна,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории ТГУПБП (Худжанд, Таджикистан)

Насимова Машхурахон Абдуллоцоновна,

н.и.и., дотсенти кафедраи назарияи ицтисодии ДДХрСТ (Хуцанд, Тоцикистон)

Nasimova Mashhurakhon Abdullojanovna,

candidate of economy, docent of economic theory department under the TSULBP, (Khujand, Tajikistan) e-mail: mashkhurakhon@bk.ru

Рассмотрены некоторые инновационные процессы в структуре предпринимательства региона. Объективно обосновано, что локомотивом инновационного предпринимательства в Согдийской области является созданная для этого СЭЗ «Согд». Рассчитано, что индекс соотношения выполненных в области научно-исследовательских работ к числу занятых научной деятельностью, индекс расходов на науку и численность научных учреждений отражает их рост и по республике, и по её регионам, что указывает на оказание внимания инновационному развитию бизнеса. Определены приоритетные направления в развитии инновационного предпринимательства в Согдийской области: ресурсосберегающие и фондосберегающие инновации в сферах машиностроения, добывающей, легкой, пищевой промышленности и в других субъектах народного хозяйства. Разработаны рекомендации, способствующие развитию инновационного предпринимательства для укрепления индустриального потенциала региона.

Ключевые слова: инновации, предпринимательство, инновационный потенциал, научно-технические возможности, субъекты хозяйства

Баъзе масъалауои равандуои инноватсиони дар сохтори соуибкори дар минтаца барраси шудаанд. Ба таври объективы асоснок шудааст, ки мууаррики соуибкории инноватсиони дар вилояти Сугд МОИ «Сугд» мебошад. Хцсобу китоб шудааст, ки индекси таносуби коруои илмии анцомдода нисбат ба теъдоди ашхосе, ки бо фаъолияти илми машгуланд ва индекси хароцот ба илм ва шумораи муассисауои илми уам дар цумуури ва уам дар минтаца тамоюл ба афзоиш дорад, ки аз таваццууи кофи ба масъалауои рушди соуибкории инноватсиони шауодат медщад. Самтуои афзалиятноки рушди соуибкории инноватсиони дар вилояти Сугд муайян карда шудааст: инноватсияуои сарфакунандаи захира ва фонд дар соуауои мошинсози, истихроци маъдан, саноати сабук, хуроквори ва дигар субъектуои хоцагии халц. Тавсияуое тауия карда шудаанд, ки ба рушди соуибкории инноватсиони дар самти таукими ицтидори саноатии минтаца мусоидат мекунанд.

Калидвожахо: инноватсия, соуибкори, ицтидор, имкониятуои илми-техники, субъектуои хоцагидори

The article examines some innovative processes in the structure of entrepreneurship in the region. It is objectively justified that the locomotive of innovative entrepreneurship in the Sughd region is the SEZ "Sogd" created for this purpose. It is calculated that the index of the ratio of research work completed in the field to the number of people engaged in scientific activities, the

index of expenditure on science and the number of scientific institutions reflects their growth both in the republic and in its regions, which indicates attention to innovative business development. Priority directions in the development of innovative entrepreneurship in the Sughd region have been identified: resource-saving and fund-saving innovations in the fields of mechanical engineering, mining, light industry, food industry and other subjects of the national economy. Recommendations have been developed to promote the development of innovative entrepreneurship to strengthen the industrial potential of the region.

Key-words: innovation, entrepreneurship, innovative potential, scientific - technical

opportunities, subject of economy

Выполнение научно-исследовательских работ и стимулирование технического прогресса сопровождаются большими трудностями, особенно при создании новой техники и технологий. Деятельность в этой сфере связана с постоянным разрешением противоречий между объектами управления и перспективными и текущими целями их развития. Так, непосредственные интересы предприятий, связанные с максимально возможным увеличением объема реализации продукции и ростом прибыли в кратчайшие сроки, особенно в отсутствие конкуренции, оказываются направленными против обновления ассортимента товаров и освоения новой техники.

В этом контексте необходимо определить оптимальное сочетание интересов отдельных групп и общества в целом. Значение централизованного государственного регулирования инновационных процессов возрастает по мере того, как возрастает роль технологий нового поколения в общественном развитии, сохраняется разделение труда, усложняется координация в этой сфере, растут затраты на исследования и разработки. Возрастает роль научно-технической инфраструктуры. Кроме того, в условиях рыночной экономики должно существенно измениться управление инновационным процессом [1, с. 458].

Во-первых, коренным образом меняется роль национальных административных органов. Мы переходим от управления отраслевыми подразделениями к программно ориентированному управлению. Правительство контролирует инфраструктуру энергетических и транспортных систем связи, стратегически важные компании, связи и стандартизацию, программы фундаментальных исследований. Основная задача здесь состоит в разработке и реализации единой научно-технической политики, которая сводится к следующему:

- определению приоритетных направлений инновационных процессов;

- созданию экономических и организационных условий для становления новых технологических укладов, обеспечивающих структурные сдвиги в экономике;

- инвестированию этих целей за счет бюджета;

- определению исходных направлений новых процессов;

- созданию экономических условий и организации создания новых технических структур, обеспечивающих преобразование экономики;

- вложению целевых средств, направленных из бюджета.

Во-вторых, возникают новые формы организации управления инновационными процессами, обычно на совместной или долевой основе, в интересах совместных предприятий, хозяйственных объединений, технопарков, научно-исследовательских центров, техногородов [10, с.53].

Интеграцию деятельности и регулирование рынка осуществляют финансовые структуры (частные и государственные фонды, инвестиционные и иные организации), которые имеют право выпуска, покупки, продажи, залога (ипотеки) и аренды акций, облигаций и иных ценных бумаг (лизинговых), на информационное и производственное посредничество [6].

В-третьих, меняется центральное звено управления инновационными процессами на основе советской системы - научно-техническая организация.

В связи с этим считаем, что основной организационно-хозяйственной единицей здесь должны быть научно-технические коллективы (бригады, лаборатории, отделы), которые должны работать по договору или по контракту спецзаказов (проектов). К некоторым научно-техническим и др. организациям, особенно академическим университетам и контрактным исследовательским центрам, необходимо обращаться не для управления этим оборудованием, а только для предоставления технических услуг, информационных и других ресурсов или для аренды оборудования и тому подобного. Должны быть созданы благоприятные условия за счет совместного использования и участия сотрудников в разработке, поощрении и производстве высокотехнологичной научной продукции, в том числе для экспорта или импортозамещения [2, с.95].

В-четвертых, заинтересованные группы населения могут быть активно вовлечены в управление инновационными процессами: можно создать научно-инженерные объединения, объединения рационализаторов и изобретателей, инженерные академии. Они должны участвовать в прогнозировании и выборе приоритетных направлений для создания новых рабочих мест, на конкурсной основе участвовать в распределении центральных ресурсов, самостоятельно создавать небольшие научно-технические организации интеллектуальной направленности. При этом уместно рекомендовать инвестиции в приобретение новых технологий, закупку и переработку сырья.

Полагаем, что научно-технические подразделения, созданные в каждом регионе, играют особую роль в управлении инновационными процессами и в их органичной интеграции в общую экономическую систему. В этом плане считаем, что они должны выполнять следующие функции:

- организацию центров по прогнозированию научно-технической деятельности;

- разработку экономического механизма ускорения технического прогресса;

- разработку и реализацию национальных научно-технических программ;

- комплексное исследование и анализ научно-технического состояния хозяйственных отраслей.

В этом аспекте вначале на предприятиях следует создать среду для развития инновационной составляющей. Для этого можно сформировать специальный отдел, разрабатывающий новые идеи для реализации.

Как известно, главной целью любой предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли. Полученная прибыль в обязательном порядке должна быть инвестируема в расширение производства или направлена на подготовку инновационных продуктов, потому что такой подход присущ предприятиям развитых стран [2, с. 95]. Стоит отметить, что такой подход является примером разработки творческой деятельности бизнес-моделей.

Анализ организационной деятельности в структуре региональной администрации показывает, что обеспечение нового качества экономического роста и правильное решение накопившихся проблем напрямую зависит от эффективного использования научно-технических разработок. Степень влияния реформ на ускорение инновационного процесса и степень их воздействия на повышение эффективности экономической системы во многом определяют эффективность экономики. В этом контексте региональное развитие национальной экономики имеет много аспектов для научно-технического развития.

Во-первых, передовой научно-технический потенциал региона стимулирует прогрессивное развитие и эффективное использование производственных ресурсов, что позволит одновременно сэкономить материальные и трудовые затраты и

изменить путь интенсивного развития.

Во-вторых, осознание региональной проблематики с целью развития научно-технического прогресса является стимулом для поощрения инноваций.

В-третьих, инновационный процесс в современных условиях характеризует его социальную направленность.

В-четвертых, опережение целей плана, направленного на ускорение технического развития отраслей экономики, что проявляется прежде всего в том, что исходным пунктом для определения темпов и направлений инноваций являются долгосрочные социальные и экономические цели общества и слабость в решении важнейших экономических проблем страны и т.д. [5].

Суверенитет республики и развитие рыночных отношений обусловили также настоятельную необходимость в изучении положения в научно-технической сфере и принятия основных мер по интеграции науки и техники во все сферы общественного производства и общественной жизни.

В новых условиях необходимо было создать в республике огромный научно-технический потенциал, который должен принадлежать Таджикистану и использоваться для его развития.

При этом государство самостоятельно решает все вопросы научно-технического развития на своей территории, участвует в планировании и реализации межгосударственной научно-технической политики, выполняет фундаментальные исследования, разрабатывает и реализует на этой основе международное научно-техническое сотрудничество по приоритетным направлениям.

В условиях либерализации и децентрализации, развития автономии регионов, в управление инновационным процессом следует привнести новое измерение, которое необходимо рассматривать как:

- часть целостного подхода к управлению территорией с целью решения региональных научно-технических и социально-экономических задач;

- своевременную реструктуризацию с точки зрения производственных условий и потребностей в соответствии с меняющимися задачами научно-технического развития и региональными особенностями.

В условиях независимости, исходя из основных положений современной социально-экономической и экономической политики, каждая административно-территориальная единица республики должна уделять особое внимание научно-техническому развитию своей территории, а также стремиться контролировать достижения современного научно-технического прогресса, которые ускоряют управление и развитие трудоемких производств и науки, экономя ресурсы и деньги.

В целом укрепление рыночных процессов, развитие разнообразной инновационной деятельности требует создания адекватной системы организации и реализации в регионах научно-технической политики.

Ключевыми элементами такого подхода, на наш взгляд, должны быть:

- разработка и утверждение плана административного сотрудничества между государственными и частными учреждениями;

- создание самостоятельной технической системы в больших масштабах;

- организация контроля за выбором и реализацией приоритетных направлений, проектов, процессов и инновационных программ;

- развитие конкурентоспособной подрядной организации в сфере НИОКР;

- система поиска и отбора молодых талантов и их непрерывная подготовка к творческой деятельности;

- создание альтернативных организационных структур для малых, государственных, научных, технических, инженерных предприятий;

- сотрудничество с инновационной системой других стран СНГ, использование опыта зарубежных стран для исходных локальных разработок, совместных исследований и т.д. [4].

Организационная форма управления инновационным процессом также влияет не только на цели и задачи социально-экономического развития страны, но и на конкретные экономические условия в регионе.

Их необходимо учитывать в региональной научно -технической политике, включающей сопоставление и периодизацию задач инновационных процессов, важных для республики, определяемых их ролью, например, в среде разделения труда в Азии, принимая в учетную запись.

Этот подход отражает региональный трудовой баланс в его отношении с водно -земельным энергетическим балансом, природно-географическими, климатическими и другими производственными условиями, предъявляющими особые требования к разработке и использованию средств и технологий. Исходя из этого, мы выделили три основных направляющих типа региональной политики, которые способствуют процессам инноваций:

- трудосберегающий тип;

- ресурсосберегающий;

- фондосберегающий.

Для нашей страны и её регионов наиболее приемлемым видом финансирования является фондосберегающая научно-техническая политика, так как на сегодняшний день она более востребована, чем другие. Важнейшая роль инновационного процесса заключается здесь главным образом в содействии созданию новых рабочих мест за счет развития агропромышленного комплекса, пищевой, машиностроительной, легкой и других сфер и отраслей промышленности.

Все это открывает перед страной и региональными органами власти широкие возможности для усиления влияния на научно-техническое развитие благодаря финансированию исследований и разработок из автономных бюджетных источников на нужды экономики для стимулирования планово-технологического внедрения инноваций и лицензирования.

Важной задачей региональных властей является обеспечение интеграции науки и производства, разработка организационных форм управления новыми процессами.

Основным преимуществом является возможность концентрации ресурсов на ключевых направлениях научно-технического развития, в которых создаются комплексные научно обоснованные программы для создания и совершенствования производства технологических и технических инноваций.

Углубление рыночных процессов привело к существенным изменениям в государственной политике развития науки и техники. Государственная социально-политическая система должна продолжать разрабатывать новые виды оборудования и технологий, и они должны быть предоставлены компаниям, которые производят новое оборудование на конкурентной основе, тем самым государство должно предоставлять не только материальные, но и технические и финансовые ресурсы, субсидии и льготные налоги, а также гарантировать предприятиям возможность продавать произведенную продукцию.

Тем не менее, в нынешних условиях при формировании рыночной структуры никто не в силах ее отменить. Государство предоставит рекомендации или нормативные значения, отражающие уровень спроса в современном обществе на новую технику и технологии.

Эти задачи необходимо решить для создания нового уровня управления технико-экономическим развитием. Первый - это создание нового механизма распределения

ресурсов между наукой и производством, между производством и его традиционными и новыми отраслями. Во-вторых, это организация рынков для снижения устаревшей экономической активности и поощрения коммерческой деятельности в последней части производства [7, с. 66].

В то же время, исходя из содержания научно-технической деятельности, идеальным разработчиком является тот, кто будет наиболее организованно и эффективно исполнять эту роль и реализовывать содержание ее деятельности при управлении, а также при активизации инновационных процессов.

В этом контексте нужно добавить, что очень важно создать условия для прямой связи между клиентом и предпринимателем. Качество научной продукции, ее значимость могут объективно оценить только потребители, нуждающиеся в этой продукции. В условиях рыночных отношений потребитель реально может контролировать качество и условия разработки, потому что имеет реальное влияние в виде отказа в оплате и т.п. Таким образом, дорожная карта определяет взаимную ответственность сторон, которую необходимо повысить.

В рыночных условиях каждая производственная организация вынуждена строго измерять финансовую и потребительскую стоимость приобретаемой научно-технической продукции. В то же время в современной системе управления развитием науки и техники приоритетность развития определяется уровнем важности решения проблемы.

Поэтому важно разъяснить основные принципы, определяющие основное назначение научно-технических задач.

Предлагаем следующий список:

- социально-экономическое обоснование значимости решения проблем как отражение насущных потребностей общества;

- наличие средств для решения проблемы согласно возможностям экономики в целом;

- чувствительность компании (или ее части) и народнохозяйственных структур к инновациям.

Только на основе тщательного анализа этих факторов можно определить

приоритетность решения научно-технических задач, чтобы начать их разработку через соответствующую систему управления. Поэтому очень важно изучить особенности и перспективы научно-технического развития регионов, а затем определить исходные условия для формирования целостной системы управления процессами, чтобы изменить условия непредсказуемых рыночных отношений [3, с.17].

Обобщая сказанное, нужно отметить, что объективные условия развития регионов, их научно-технический потенциал, а также особенности размещения производственных ресурсов существенно влияют на формирование и развитие системы управления инновациями. И вполне естественно, что её эффективное внедрение в деятельность предпринимательских структур обусловливает их устойчивое развитие в перспективе. Здесь нужно добавить значимую роль СЭЗ «Согд», которая, несомненно, также повышает инновационный потенциал региона.

Основной задачей СЭЗ «Согд» является повышение социально-экономической эффективности, что выражается в росте занятости, доходов населения и заработной платы, квалификации работников, а также в развитии социальной инфраструктуры.

Приграничная территория СЭЗ «Согд» является хорошим плацдармом для развития торговых отношений и сотрудничества с хозяйствующими субъектами из соседних стран. За время существования этой свободной экономической зоны на ее территории создан ряд бизнес-структур, которые работают совместно с местными компаниями и количество которых растет быстрыми темпами.

Между тем указанные выше явления мешают полноценному функционированию и

совершенствованию деятельности свободной экономической зоны «Согд». Поэтому считаем, что для решения данных вопросов необходимо усилить контроль государства и согласовать эти действия с частными субъектами, то есть при каждом успешном шаге или при неблагоприятных последствиях от партнеров активизировать контроль и мониторинг для её дальнейшего развития.

Чтобы не быть голословными, представим таблицу, в которой мы рассчитали и выявили индексный потенциал по региону и стране. Индексы инновационного потенциала (ИП) Согдийской области показаны в таблице ниже.

Таблица [8; 9]

Индексы инновационного потенциала Согдийской области

Показатели 2013 2015 2017 2018 2020 2021 2021 б/о %/ 2013

Объём выполненных РТ 14,7 14,25 18,97 17,02 19,4 22,4 152,3

научно- 8

исследовательских Согд. 4,94 11,53 24,40 12,16 16,6 23,6 477,7

работ к числу занятых обл. 3

научн. деятельностью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(тыс. сомони)

Государственные РТ 5,5 6,18 6,78 7,33 8,5 10,1 183,6

расходы на науку на 3

душу населения Согд. 0,282 0,43 1,85 0,92 0,88 0,9 321,4

(сомони) обл. 2

Число РТ 60 66 80 82 82 81 135

функционирующих Согд. 5 5 5 5 7 5 100

научных учреждении, обл.

выполняющих НИР

(единиц)

ИП1 (соотношение 0,35 0,80 1,28 0,71 0,8 1,05 3,0

объема выполненных

научных работ)

ИП2(соотношение 0,05 0,06 0,27 0,12 0,1 0,08 1,6

расходов государства на научные работы)

ИПз(индекс 0,14 0.07 0,21 0,16 0,08 0,06 0,42

численности

учреждений)

За период с 2013 по 2021 год значение структурного элемента изменения ИП1 (соотношение между выполненной научной деятельностью в регионе и численностью научно активных людей) увеличилось. Если в 2013 году количество выполненных научно-исследовательских работ к числу занятых научной деятельностью в Согдийской области составляло 33,6%, то в 2021 году этот показатель составляет 105%. Данное явление показывает, что за анализируемые годы количество выполненных научно-исследовательских работ в Согдийской области составляет наибольшую долю по республике. Так, в 2013 г. ИП1 равнялся 0,35 от среднереспубликанского значения, а в 2021 г. этот показатель увеличился до 1,05, что свидетельствует о повышении эффективности научно-поисковой деятельности в Согдийской области.

Анализ табличных данных показывает, что за рассматриваемый период показатель государственных расходов на науку на душу населения по республике является положительным. За период с 2013 по 2021 год он увеличился в 2 раза, тогда как по Согдийской области рост данного показателя увеличился в 4 раза. Данное явление характеризует повышенный интерес к росту и увеличению расходов на науку и в регионе, и в стране в целом. Примером тому может быть количество функционирующих научных учреждений, выполняющих НИР (научно-исследовательские работы) по стране и региону, численность которых год за годом увеличивается. Если в 2013 году их численность по стране составляла 60 единиц, то в 2021 году - 81 единицу, то есть среднее значение за анализируемый период составляет 135%. Также количество функционирующих научных учреждений в Согдийской области, выполняющих НИР, за анализируемый период составило 5 единиц.

В заключение отметим, что объективные условия развития регионов и их научно-технического потенциала, а также особенности размещения производственных ресурсов существенно влияют на становление и развитие системы управления инновациями. И вполне естественно, что их эффективное применение в деятельности организационных структур предполагает устойчивое развитие в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Абдукодиров, Х.А. Инновационная инфраструктура как основа развития экономики Таджикистана /Х.А. Абдукодиров // Journal of Economy and entrepreneurship, 2020. Vol.

- Nom. 7, 2019. - Р. 455-458.

2. Абдукодиров, Х.А Пути повышения и усиление инновационных процессов в отраслях промышленности Республики Таджикистан/ Х.А. Абдукодиров // Ученые записки ХГУ.

- Худжанд. - 2022. - № 1. - С. 85-95.

3. Аврамчиков, В.М. Инструменты управления распространением и взаимодействием волн инноваций /В.М. Аврамчиков //ИнВестРегион. - 2014. - № 1(35). - С. 12-17.

4. Байрамукова, А. С.-Х. Механизмы развития инновационного потенциала региона [Электронный ресурс] / А. С.-Х. Байрамукова // Экон. исследования: интернет-журн. -2015. - № 5(11). - Режим доступа: http: //www.erce.ru/intemet-magazine/magazine/24/367.

5. Диваева, Э.А. Особенности комплексной оценки функционирования инновационных систем [Электронный ресурс] / Э. А. Диваева // Современные технологии управления: интернет-журн. - 2013. - № 1(25). - Режим доступа: http://sovman.ru/all-numbers/archive-2013/january2013/item/145.

6. Изюмова, О. Н. Экономическая сущность и природа инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона [Электронный ресурс] / О. Н. Изюмова // Управление экономическими системами: электрон.науч. журн. - 2011. - № 10. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-34- 342011?pop= 1 &tmpl=component&start=70.

7. Комилов, С. Дж. Теория инновационного развития / С. Дж. Комилов. - Душанбе: Шарки озод, 2018. - С. 65-66.

8. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2022. - С. 218-225.

9. Статистический ежегодник Согдийской области / Статистический сборник. -Худжанд: Главное управление АСПРТ в Согдийской области, 2022. - С. 171-176.

10. Чупров, С. В. Инновационный вектор и устойчивость развития региональной экономики / С. Чупров // Экономика и управление. - 2012. - № 5 (79). - С. 48 - 53.

REFERENCES:

1. Abdukodirov Kh.A. Innovative Infrastructure as the Basic Development of the Economy of Tajikistan// Journal of Economy and entrepreneurship, 2020. Vol. - Nom. 7, 2019. - РР. 455-458.

«BECTHMK rrynhn», ßbrnycK 3 (96), 2023

2. Abdukodirov Kh.A. The Ways of Increasing and Intensification of Innovative Process in the Field of Industry of Tajikistan Republic//Scientific Journal of KhSU. -Khujand. 2022. № 1. -PP. 85-95.

3. Avramchikov V.M. Management Tool of Spreading and Interaction of Waves of Innovation / V.M. Avramchikov /InVestRegion. - 2014. - № 1(35). - PP. 12-17.

4. Bayramukova A. S. -Kh. The Mechanism of Development of Innovative Potential of the Region [Electronic resource] /A. S.-Kh. Bayramukova //Economic research: internet-journal. - 2015. - № 5(11). - Date of access: http: //www.erce.ru/intemet-magazine/magazine/24/367.

5. Divaeva E.A. Peculiarities of Complex rating of Functioning of Innovative System [Electronic resource] / E. A.Divaeva //Modern technology of management:internet-journal. - 2013. - № 1(25). - date of access: http://sovman.ru/all-numbers/archive-2013/january2013/item/145.

6. Izumova O.N. Economic Content and nature of Innovative Potential and Appeal of the region [Electronic resource] / O. N. Izumova //Management of economic system: electronic scientific journal. - 2011. - №10. - Date of access: http://www.uecs.ru/uecs-34- 342011?pop= 1 &tmpl=component&start=70.

7. Komilov S.J. The Theory of Innovative Development / S. J. Komilov. - Dushanbe: Sharqi Ozod, 2018. - PP. 65-66.

8. Annual Statistics of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2022. - PP. 218-225.

9. Annual Statistics of Sughd Region / Statistic Collection. - Khujand, Chief directorate of APSRT in Sughd Region, 2022. - PP. 171-176.

10.Chuprov S.V. Innovative Vector and Stability of Development of the Regional Economy / S. Chuprov // Economy and Management. - 2012. - № 5 (79). - PP. 48 - 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.