Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игамназаров Нурбекджон Имомназарович, Самадова Зарринаакрамджоновна

Рассмотрено обеспечение эффективного развития предпринимательства в Согдийской области. Изучена численность предпринимательских структур в указанном регионе Республики Таджикистан. Отмечено, что для эффективного развития предпринимательства необходимо создать благоприятную экономическую среду и устранить различные барьеры, препятствующие формированию новых хозяйствующих субъектов. Приведена схематичная аргументация целей государственной поддержки предпринимательского сектора в регионах страны. Как главный фактор в создании благоприятных условий для активности бизнеса в стране отмечена твердая политическая воля и стремление правительства республики. Изучена инфраструктура предпринимательства как основы устойчивого развития региона. Выявлены факторы, способствующие и сдерживающие деятельность предпринимательского сектора в региональной экономической системе. Приведены приоритетные направления эффективного развития предпринимательства в Согдийской области РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Игамназаров Нурбекджон Имомназарович, Самадова Зарринаакрамджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ENTREPRENEURIAL SECTOR DEVELOPMENT IN SUGHD VILOYAT

The article dwells on ensuring effective development of entrepreneurship in Sughd viloyat. The number of entrepreneurial structures in Sughd viloyat of the Republic of Tajikistan is analyzed. It is noted that for an effective development of entrepreneurship in the region it is necessary to create a favorable economic environment and eliminate various barriers that impede a formation of new economic entities. The author adduces schematic argumentation of the aims targeted at state support rendered to entrepreneurial sectors in country's regions. Solid political will and aspiration of the country's government are underscored as a main factor in creation of favourable conditions for active business in the republic. Infrastructure of entrepreneurship has been studied as a basis for sustainable development of the region. Factors promoting and restrieting the activities of the entrepreneurial sector in the regional economy system are identified. The priority directions for the effective development of entrepreneurship in Sughd viloyat of the Republic of Tajikistan are given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК- 33Т

ББК-65.9(5тадж)29 И-26

Игамназаров Нурбекджон Имомназарович, ассистент кафедры товароведения и таможенного дела ИЭТ ТГУК; Самадова ЗарринаАкрамджоновна, канд.экон.наук, доцент, начальник управления научно-исследовательских работ ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Игамназаров Нурбекцон Имомназарович, ассистенти кафедраи молшиносй ва фаъолияти гумрукй ДИС ДДТТ, Самадова Заррина Акрамджоновна,

н.и.и., дотсент, сардорираёсати коруои илмй-тауцицотии ДДХБСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Igamnazarov Nurbekjon Imomnazarovich, assistant of the department of commodity science and customs V IET TSUC, Samadova Zarrina Akramjhonovna, candidate of the sciences of economics, Associate Professor, Head of the managerial Office of scientific researches under TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: igamnazarov83@mail. ru

Ключевые слова: предпринимательский сектор, рыночная экономика, эффективное развитие, хозяйствующие субъекты, предпринимательские структуры, иностранные инвестиции, инновационные технологии

Рассмотрено обеспечение эффективного развития предпринимательства в Согдийской области. Изучена численность предпринимательских структур в указанном регионе Республики Таджикистан. Отмечено, что для эффективного развития предпринимательства необходимо создать благоприятную экономическую среду и устранить различные барьеры, препятствующие формированию новых хозяйствующих субъектов. Приведена схематичная аргументация целей государственной поддержки предпринимательского сектора в регионах страны. Как главный фактор в создании благоприятных условий для активности бизнеса в стране отмечена твердая политическая воля и стремление правительства республики. Изучена инфраструктура предпринимательства как основы устойчивого развития региона. Выявлены факторы, способствующие и сдерживающие деятельность предпринимательского сектора в региональной экономической системе. Приведены приоритетные направления эффективного развития предпринимательства в Согдийской области РТ.

Калидвожа^о: бахши соуибкорй, ицтисоди бозорй, рушди самаранок, субъектуои хоцагидор, сохторуои соуибкорй, сармоягузории хорицй, технологиями инноватсионй

Масоили таъмини рушди самараноки соуибкорй дар вилояти Сугд баррасй шудааст. Шумораи сохторуои соуибкорй дар вилояти Сугди Цумуурии Тоцикистон таулил шудааст. Цайд карда мешавад, ки барои рушди самараноки соуибкорй дар минтаца шароити мусоиди ицтисодй фароуам овардан ва монеауои гуногунеро, ки ба ташаккули субъектуои нави

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ

ОИД БА САВОЛИ РУШДИ БАХШИ КОРДОНА ДАР ВИЛОЯТИ СУFД

ON THE ISSUE OF ENTREPRENEURIAL SECTOR DEVELOPMENT IN SUGHD Viloyat

ицтисоди халал мерасонанд, бартараф намудан зарур аст. Далелуои схематикии мацсади дастгирии давлатии бахши со^ибкорй дар минтацауои мамлакат пешнщод шудааст. Зикр мешавад, ки иродаи цатъии сиёсй ва цидду цауди уукумати цумуурй омили асосии фароуам овардани шароити мусоид барои фаъолнокии бизнес дар мамлакат ба шумор меравад. Инфрасохтори со^ибкорй чун асоси рушди устувори минтаца омухта шудааст. Омилуое муцаррар карда шудаанд, ки ба фаъолияти бахши со^ибкорй дар низоми ицтисодиёти минтаца мусоидат ва мамониат мекунанд. Самтуои афзалиятноки рушди самараноки со^ибкорй дар вилояти Сугди Чумуурии Тоцикистон зикр гардидаанд.

Key-words: entrepreneurial sector, market economy, effective development, business entities,

entrepreneurial structures, foreign investments, innovative technologies

The article dwells on ensuring effective development of entrepreneurship in Sughd viloyat. The number of entrepreneurial structures in Sughd viloyat of the Republic of Tajikistan is analyzed. It is noted that for an effective development of entrepreneurship in the region it is necessary to create a favorable economic environment and eliminate various barriers that impede a formation of new economic entities. The author adduces schematic argumentation of the aims targeted at state support rendered to entrepreneurial sectors in country's regions. Solid political will and aspiration of the country's government are underscored as a main factor in creation of favourable conditions for active business in the republic. Infrastructure of entrepreneurship has been studied as a basis for sustainable development of the region. Factors promoting and restrieting the activities of the entrepreneurial sector in the regional economy system are identified. The priority directions for the effective development of entrepreneurship in Sughd viloyat of the Republic of Tajikistan are given.

Предпринимательский сектор, представляющий собой совокупность многочисленных хозяйствующих единиц и состоящий из субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, в условиях рыночных форм хозяйствования преследует целью получение прибыли и преуспеяние. В действительности так и должно быть, ибо в противном случае эти субъекты не смогут обеспечить даже простое воспроизводство, будут обречены на банкротство и постепенно упразднены. Поэтому обеспечение эффективного развития предпринимательства по всей стране и в регионе представляет собой объективный процесс, затребованный условиями рыночной экономики. Эффективность развития предпринимательского сектора определяется его многоуровневым характером, то есть проявляется на следующих уровнях: по республике в целом, в регионах, в отраслях и на уровне отдельных предприятий [5, с. 49]. Здесь нами в качестве объекта исследования выбрана экономика Согдийской области Республики Таджикистан, говоря иначе, развитие предпринимательского сектора в регионе с точки зрения его эффективности. Особая важность эффективного функционирования предпринимательского сектора в Согдийской области определяется тем, что этот сектор призван решить проблему занятости, произвести насыщение местного рынка товарами, создать производственно-инновационные формы для выпуска продукции и повысить материальное благосостояние населения.

Современная практика функционирования предпринимательства в регионах показывает, что в этом секторе отмечается еще много упущений, имеют место неблагоприятные ситуации или различные барьеры, которые отрицательно влияют на организацию эффективной хозяйственной деятельности, создают различные препятствия

[3, с. 360]. В этом контексте рассмотрим ликвидированные и недействующие в последние годы предпринимательские структуры в экономике Согдийской области (таблица 1).

Таблица 1. Численность предпринимательских структур (юридических лиц) в Согдийской

области Республики Таджикистан (единиц)

Показатели 2011 2013 2015 2017 2018 2019

Действующие предпринимательские структуры, всего 5806 7944 8371 8224 8906 9540

Сформированные предпринимательские структуры 2414 4633 5585 6393 6693 6960

Ликвидированные предпринимательские структуры 60 270 845 1842 2119 2366

Удельный вес ликвидированных к итогу (в %) 1,0 3,4 10,1 22,4 23,7 24,8

Источник: Расчеты авторов на базе первичных данных Регионального налогового управления по Согдийской области

По данным таблицы можно сказать, что показатели развития предпринимательских структур носят неустойчивый, хаотичный характер, например в одни годы они увеличиваются, а в другие ухудшаются. В частности, если исследовать численность действующих предпринимательских структур в Согдийской области Республики Таджикистан, имеющих статус юридического лица, то их количество в 2013 -2015 гг. выросло, а в 2017-2018 гг. сократилось. Если в 2015 году была 8 371единица предпринимательских структур, то в 2018 году их численность составляла 8 256 единиц, то есть сокращение составило почти 3%. Однако в 2019 году численность предпринимательских структур выросла до 9 540 единиц, то есть рост был обеспечен до 107,1%, а в количественном выражении - до 634 единиц.

На основе данных таблицы постараемся определить частоту банкротства действующих предпринимательских структур через показатель доли ликвидированных предпринимательских структур, имеющих статус юридического лица. Как видно по данным таблицы, этот индикатор в ежегодном измерении набирает обороты, что является нежелательным фактором. В частности, если удельный вес ликвидированных субъектов предпринимательства в экономике Согдийской области в 2011 году составил всего 1%, а в 2013 году - 3,4%, то в 2017 году этот индикатор насчитывал 22,4%, а в 2019 году - 24,8%. Требует пристального внимания доля предприятий, ликвидированных в последние годы, которая составляет почти одну четверть от действующих предпринимательских структур. Это означает, что одно из четырёх действующих предприятий постоянно терпит банкротство. Поэтому уполномоченные местные органы государственной власти должны пристально изучать причины таких высоких потерь среди предпринимательских единиц и, если потребуется, принимать на уровне местных органов власти поддерживающие, т.е. стимулирующие меры по их развитию.

На наш взгляд, высокий удельный вес ликвидированных и недействующих предприятий аргументируется рядом объективных и субъективных причин, имеющих специфический региональный характер. В отличие от развитых стран, где наиболее успешно функционирует в

основном крупный бизнес (крупные товаропроизводители), в Республике Таджикистан и в её регионах предпринимательский сектор практически состоит из множества малых и средних субъектов, деятельность которых является неустойчивой. Хотелось бы отметить, что размер хозяйствующих субъектов, а также масштабы производства имеют определенное воздействие на развитие предпринимательских структур. Поскольку, чем выше будет объем производства и размер бизнеса, тем больше будет охват рыночного пространства, и вероятность банкротства также будет более низкой. Необходимость эффективного развития предпринимательства является очевидной, зависит от многих условий и возможна в рамках оптимально построенной стратегии функционирования. В экономической науке утверждается, что предпринимательство является многоуровневым и каждый уровень находится в тесной связи с другими [2, с. 29].

Отсюда исходит, что если каждый хозяйствующий субъект предпринимательского сектора региональной социально-экономической системы обеспечит себе эффективные методы функционирования, то сможет достичь положительной результативности в региональном и республиканском масштабе.

Влияние внешней среды также имеет особое значение в успешности развития предпринимательского сектора в каждом регионе. Например, в начале 2015 года курс национальной валюты снизился по отношению к иностранной, в частности к доллару США. Это было связано с геополитической ситуацией в России, которая является для Таджикистана стратегическим партнером. Кроме того, сказывается неконкурентоспособность продукции производственных отраслей Республики Таджикистан, что способствует расширению притока дешёвых импортных товаров и, соответственно, влияет на состояние национального рынка. Иначе говоря, лучше покупать дешевый импорт, чем производить дорогостоящие товары. В-третьих, ощущается высокое налоговое бремя, которое препятствует активизации работы предпринимательских структур, создает барьеры для их дальнейшего развития. По некоторым оценкам, налоговое бремя в Республике Таджикистан, а также в её субъектах составляет 77 % [6, с. 248]. В-четвертых, уровень кадровой подготовки специалистов в области предпринимательской деятельности является очень низким, т.е. большинство предпринимателей имеют плохие финансовые и экономические навыки. В-пятых, отставание от инновационных научно-технических процессов диктует хозяйствующим субъектам свои условия для эффективного функционирования, что не может соответствовать требованиям современного постиндустриального общества, хотя в деятельности ряда субъектов национальной экономики сегодня частично началось внедрение инновационных техники и технологий и выпускаются инновационные продукты.

Ради обеспечения успешного развития бизнеса в Согдийской области следует в первую очередь сформировать благоприятную экономическую среду, чтобы все хозяйствующие субъекты функционировали оптимально. Однако нельзя не учитывать того, что между ними будет существовать конкуренция за ограниченные ресурсы, за спрос, за нишу на рынке и т.д., но эта борьба должна быть равной для всех и при формировании новых хозяйствующих субъектов не должны создаваться дополнительные барьеры.

В связи со сказанным выше нами был проведён анализ финансовых результатов практики малого предпринимательства Согдийской области Республики Таджикистан, имеющего статус юридического лица. Эти результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сальдо финансового результата практики малого предпринимательства, имеющего статус юридического лица, объем его прибыли (+) или убытков (-) в экономике _Согдийской области (в сомони)[7]_

Районы и города Согдийской Годы

области 2012 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Всего по области +10464,3 +43564,5 +56833,0 +28825,8 +11806,5 +12382,2 +13001,3

Айнинский р-н - -101,1 +332,5 -13,3 +250,2 +260,0 +267,8

Аштский р-н +5,6 +98,1 -11,4 +70,1 +696,5 +730,0 +759,2

Бабаджангафуро +2320,1 -568,0 +8250,8 +9362,1 -6425,6 -6735,9 -

вский р-н

г. Бустон -3031,8 +2463,8 +1518,6 +1069,1 +2055,0 +2154,5 +2240,7

г. Гулистон +460,6 +406,4 +2976,9 +7042,5 +2739,1 +2872,7 +2987,6

Деваштичский р-н - +113,7 +296,6 +81,0 +66,8 +74,3 +82,5

Зафарабадский р-н +18,6 +272,6 +138,0 -154,9 +544,9 +569,6 592,4

г.Истиклол - +216,0 +3493,7 +5,4 - - -

г. Истаравшан +114,5 +3462,8 +1508,3 +536,3 +560,5 +581,9 +599,4

г.Исфара +2717,5 +3566,1 +3778,5 +1589,2 +2353,1 +2464,0 +2562,6

Канибадамский р-н +771,8 +1611,6 +610,9 +92,3 -675,4 -705,8 -

Матчинский р-н +75,2 -271,7 +297,2 +286,0 +30,1 +37,1 +45,6

г.Пенджикент +923,2 +297,6 +362,6 +305,9 +255,6 +272,4 +288,7

Спитаменский р-н -331,1 +88,9 +760,3 +7,9 -1142,8 -1201,0 -

г.Худжанд +6256,7 +32709,9 +31247,7 +7950,8 +8719,2 +9138,1 +9503,6

Джабборрасу- +196,2 -860,3 +1164,0 +548,3 +1853,7 1944,0 +2021,8

ловский р-н

Шахристанский р-н -32,8 +54,8 +107,8 +47,1 -74,4 -74,3 -

Источник: Статистический ежегодник Согдийской области. Главное управление Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан в Согдийской области, 2018. - С. 171, 173, 216; Статистический ежегодник Согдийской области. -Худжанд: Главное управление Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан в Согдийской области, 2019. - С. 217; Расчеты авторов.

Данные, приведенные в таблице 2, дают информацию о том, что финансовые результаты предпринимательской деятельности в регионе носят хаотичный характер и в некоторые годы являются неудовлетворительными с точки зрения эффективности. Предприятия некоторых городов и районов по финансовым результатам являются убыточными. Например, финансовые результаты предпринимательской деятельности были отрицательными, то есть неэффективными, в Айнинском районе в 2014 и 2016 гг., в Аштском районе - в 2015 году, в Бабаджангафуровском районе - в 2017-19 гг., в Зафарабадском районе - в 2016 г., в Канибадамском, Спитаменском, Шахристанском районах - в 2017-19 гг. Но есть города и районы Согдийской области, у которых в некоторые периоды финансовые результаты предпринимательской деятельности являются плюсовыми, то есть положительными. Это означает, что предпринимательский сектор по его эффективности занимает особо важное место в развитии экономики Согдийской области.

Социально-экономические показатели развития Согдийской области за последние годы

показывают относительно положительные макроэкономические тенденции, что дает основание говорить о правильной стратегии развития региона. Тем не менее, достигнутые успехи еще не отвечают современным потребностям экономики региона в части развития отечественного предпринимательского сектора. Но для достижения ожидаемых результатов имеются обширные возможности. В первую очередь и, можно сказать, как самый главный факт в создании благоприятных условий для активности бизнеса в стране, имеется твердая политическая воля и стремление правительства Республики Таджикистан. В качестве аргумента к данному положению отметим, что ежегодно по инициативе Президента Республики Таджикистан организуются его встречи с представителями предпринимательских структур. На этих встречах особое внимание уделяется таким волнующим предпринимателей проблемам, как:

- упорядочение деятельности государственных контролирующих органов в части проверки хозяйственной деятельности субъектов бизнеса. В этом аспекте Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон проводит ответственную политику по поддержке предпринимательского сектора, постоянно объявляет моратории на контроль и освобождает субъектов бизнеса от различных проверок на конкретный период. В частности в Послании Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли, озвученном 26 декабря 2019 года, было четко отмечено следующее: «Мы должны уделять серьезное внимание развитию частного сектора и создать единую правовую основу для всех участников экономической деятельности, независимо от форм их собственности. Для защиты и поддержки предпринимательской деятельности и привлечения капитала за последние три года Правительством страны дополнительно были введены 30 видов льгот и преференций для отраслей легкой промышленности, сельского хозяйства, фармацевтики, птицеводства, животноводства, туризма и других приоритетных секторов. Объем введенных льгот только в 2016-2018 годах составил в общем более 15 миллиардов сомони, что является вкладом Правительства страны в развитие предпринимательства в производственной и экономической сферах. Вдобавок к этому на основе осуществленных реформ Правительства страны за последние три года количество проверок деятельности хозяйственных субъектов уменьшилось в шесть раз» [1, с. 12].

Здесь рассмотрим схематичную аргументацию целей государственной поддержки предпринимательского сектора в регионах страны (на рисунке 1) [4, с. 6].

Рисунок 1.1

формирование благоприятных условий путем предоставления различных налоговых льгот

упрощение процедуры открытия и ведения бизнеса

привлечение иностранных и отечественных инвестиций в развитие предпринимательского сектора

совершенствование деятельности банковских структур ради повышения доступности кредитов, а также целевых ресурсов для бизнес-структур

1 Рисунок составлен авторами.

Кроме отмеченного, руководство страны уделяет особое внимание подготовке и повышению квалификации кадров, росту информационной обеспеченности, созданию центров по оказанию консультаций для субъектов предпринимательства и многому другому. Меры, предложенные руководством страны, находят реализацию в целом по Таджикистану, что отражается в росте численности занятых и в увеличении производства валовой продукции частным сектором.

В качестве резюме можно сказать, что в современных условиях, чтобы обеспечить более эффективное функционирование предпринимательства в каждом регионе, в первую очередь следует создать адекватную внутреннюю и внешнюю среду, для чего требуется принятие следующих мер:

• расширение и развитие инфраструктурных отраслей, предоставляющих предпринимательским структурам соответствующие услуги для углубления товарно-денежного обращения (улучшение работы банков, создание налогово-правовых консультационных структур и др.);

• совершенствование нормативно-правого регулирования для развития производственного предпринимательства в регионах (организация структур крупного бизнеса);

• устранение барьеров и обеспечение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к сырьевым ресурсам;

• стимулирование деятельности предпринимательских структур, вкладывающих капитал в реализацию новых технологий, в технику, рынки инновационных технологий;

• обеспечение доступа субъектов предпринимательской деятельности к правовой, производственно-технологической, инновационной информации в целях повышения эффективности их работы;

• ведение широкой рекламно-информационной работы в обществе ради привлечения широкой массы населения к организации и ведению собственного бизнеса;

• совершенствование организационно-экономических механизмов привлечения иностранных и отечественных инвестиций в активно действующие сферы предпринимательства;

• налаживание тесных контактов между производственными единицами, то есть обеспечение их взаимодействия с системой подготовки кадров в аспекте реализации инновационных проектов в развитии предпринимательства.

Комплексный учет отмеченных обстоятельств в формировании региональной экономической политики, на наш взгляд, может способствовать повышению эффективности работы предпринимательских структур в перспективе.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли

(от 26.12.2019). - Душанбе: Шарки Озод, 2019. - С.12.

2. Дианова В.А. Адаптационные стратегии малого предпринимательства в условиях

постоянно меняющейся внешней среды // Естественно-гуманитарные исследования

(ЕГИ). 2019. №23(1) (январь-март). - С.29.

3. Базаров Ш.Ш. Основы предпринимательства: учебник для вузов. -Душанбе: ЭР-граф,

2017. - 448 с.

4. Закон Республики Таджикистан от 18.03.2015, № 1194 «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан». (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2014 г., №7, ч.2, ст.404; Закон РТот 18.03.2015 г., № 1194). -8 с.

5. Клейнер Г.Б., Предпринимательский сектор в экономике и обществе: миссия и проблемы ее реализации // Экономическая наука современной России. Экспресс-выпуск. 2001. №2(7). - С 49.

6. Ризокулов Т.Р., Шогунбеков М.В. Воздействие налогово-бюджетного механизма в системе факторов экономического развития регионов. // Сборник материалов Международной научно-практической дистанционной конференции «Развитие рынка финансовых услуг в Таджикистане и Польше» / под общ. ред. Факерова Х.Н., Раджабова Р.К. - Душанбе: Ирфон, 2017. - С. 246-251.

7. Статистический ежегодник Согдийской области. - Худжанд: Главное управление Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан в Согдийской области, 2018; Статистический ежегодник Согдийской области. - Худжанд: Главное управление Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан в Согдийской области, 2019.

List of used literature:

1. Message of the President of the Republic of Tajikistan, Leader of the Nation, Reverend Emomali Rahmon to Majlisi Oli (dated 26.12.2019). - Dushanbe; publishing house "Shark Ozod" (Freedom of the Orient), 2019. - P.12

2. Dianova V.A., Adaptation Strategies of Small Business in a Constantly Changing External Environment. //Natural-Humanitarian Researches (NHI) №23 (1) (January-March), 2019.-P. 29.

3. Bazarov Sh.Sh. The Foundations of Entrepreneurship. Manual for higher schools. -Dushanbe: ER-Graph, 2017. - 448pp.

4. Law of the Republic of Tajikistan dated March 18, 2015, No. 1194 "On State Protection and Support of Entrepreneurship in the Republic of Tajikistan".(Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 2014, No. 7, part 2, article 404; Law of the Republic of Tajikistan from 18.03.2015, No. 1194) -8 pp.

5. Kleiner G.B., Entrepreneurial Sector in Economy and Society: Mission and Problems of its Implementation. The Science of Economics in today's Russia. Express Issue No. 2 (7), 2001. - pp. 49.

6. Rizokulov T.R., Shogunbekov M.V. The Impact of Tax-Budget Mechanism in the System of Factors of Regional Economic Development. // Collection of materials of the international scientifico-practical distance conference "Development of Financial Services Market in Tajikistan and Poland" / under general editorship of Fakerova Kh.N., Radjabova R.K. -Dushanbe: Cognition, 2017. - pp. 246-251.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Statistical Annual of Sughd Viloyat. - Khuland. Central Managerial Office of the Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President in Sughd Viloyat.- 2018/ Ididem - 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.