Научная статья на тему 'Некоторые аспекты публикационной деятельности архиепископа Михаила (Мудьюгина) в период управления им Астраханской епархией'

Некоторые аспекты публикационной деятельности архиепископа Михаила (Мудьюгина) в период управления им Астраханской епархией Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архиепископ Михаил (Мудьюгин) / Астраханская и Енотаевская епархия / Русская Православная Церковь / евхаристическое богословие / межконфессиональный диалог. / Archbishop Mikhail (Mudyugin) / Astrakhan and Enotaevsky diocese / Russian Orthodox Church / Eucharistic theology / interfaith dialogue.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вишняков Андрей Павлович

В статье представлен обзор содержания ключевых публикаций богословской тематики архиепископа Михаила (Мудьюгина). Хронологический период ограничивается временем, когда он возглавлял Астраханскую кафедру. Одновременно с послушанием епархиального архиерея владыка представлял Русскую Православную Церковь на международных конгрессах в рамках развивавшегося тогда экуменического диалога. Несмотря на то, что обязанности епископа требовали огромных затрат усилий и времени, владыка Михаил уделял должное внимание освещению важных научно-богословских вопросов. Его печатные труды, опубликованные в обозначенный период, посвящены актуальным в условиях ведения межконфессионального диалога темам. Один из ведущих смысловых акцентов – евхаристическое богословие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the publication activity of Archbishop Mikhail (Mudyugin) during his administration of the Astrakhan Diocese

The article provides an overview of the content of key publications on theological topics by Archbishop Mikhail (Mudyugin). The chronological period is limited to the time when he headed the Astrakhan department. Simultaneously with the obedience of the diocesan bishop, His Eminence represented the Russian Orthodox Church at international congresses within the framework of the ecumenical dialogue that took place at that time. Despite the fact that the duties of a bishop required enormous efforts and time, Bishop Michael paid due attention to the coverage of important scientific and theological issues. His printed works, published during the designated period, are devoted to topics relevant in the context of inter-confessional dialogue. One of the leading semantic accents is Eucharistic theology.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты публикационной деятельности архиепископа Михаила (Мудьюгина) в период управления им Астраханской епархией»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №1. С. 198-207

УДК 271.2.-726.2

Вишняков А. П. (игумен Иоасаф Вишняков)

Некоторые аспекты публикационной деятельности

архиепископа Михаила (Мудьюгина) в период управления им Астраханской епархией

Аннотация: В статье представлен обзор содержания ключевых публикаций богословской тематики архиепископа Михаила (Мудьюгина). Хронологический период ограничивается временем, когда он возглавлял Астраханскую кафедру. Одновременно с послушанием епархиального архиерея владыка представлял Русскую Православную Церковь на международных конгрессах в рамках развивавшегося тогда экуменического диалога. Несмотря на то, что обязанности епископа требовали огромных затрат усилий и времени, владыка Михаил уделял должное внимание освещению важных научно-богословских вопросов. Его печатные труды, опубликованные в обозначенный период, посвящены актуальным в условиях ведения межконфессионального диалога темам. Один из ведущих смысловых акцентов - евхаристическое богословие.

Ключевые слова: архиепископ Михаил (Мудьюгин); Астраханская и Енотаевская епархия; Русская Православная Церковь, евхаристическое богословие, межконфессиональный диалог.

Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000) был одним из выдающихся представителей высшего иерархического духовенства Русской Православной Церкви, чьё служение пришлось на тяжелый в духовно-нравственном и обыденном значении период государственного преследования граждан за любые проявления религиозной веры. Зачастую окружавшие обстоятельства провоцировали духовенство на конформизм и сотрудничество с советской властью.

Но владыка Михаил сохранился в памяти современников как человек личностно целостный, верный Евангельским принципам, прямой и честный во взаимоотношениях с представителями партийной номенклатуры. Об этом свидетельствуют и протоколы его бесед с уполномоченными Совета по делам религий СССР и их заместителями, хранящиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации1.

До принятия священного сана будущий архиепископ Михаил (Мудьюгин) получил два высших образования - гуманитарное и техническое, окончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Квалификация преподавателя немецкого языка по диплому Ленинградского института

1 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 1171. Л. 30-31.

иностранных языков (1933 г.) затем прямо пригодилась, когда владыка вел ряд учебных курсов в Ленинградской Духовной Академии, занимался научно-богословской деятельностью и нес послушание в сфере внешних церковных связей.

Выдающаяся личность и наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина) вызывают высокий исследовательский интерес современников. В последние годы в историко-богословских изданиях было опубликовано несколько посвященных ему работ2. Преимущественно их авторами выступают

-5

представители Санкт-Петербургской Духовной Академии , где владыка Михаил в разное время сам проходил обучение, а затем занимал преподавательские и административные должности. Среди исследователей, в чьих трудах отражаются жизненный путь, личностные качества и обстоятельства церковного служения архиепископа Михаила (Мудьюгина) в первую очередь следует указать прот. Константина Костромина4 и Н.А. Тарнакина5.

Названные выше, а также некоторые другие современные ученые6 предпринимали также результативные попытки научного осмысления содержания богословских трудов, принадлежавших архиепископу Михаилу

п

(Мудьюгину) .

Однако в перечне работ, посвященных обозначенной тематике в этом узком аспекте, не было места детальной сосредоточенности на отдельных периодах епископского служения владыки. Представляется весьма важным отразить его научно-богословские интересы, проявлявшиеся на фоне служения в качестве главы Астраханской и Енотаевской епископской кафедры, куда он впервые был назначен как самостоятельный, а не викарный архиерей (июль 1968 г.). В связи с этим последовало освобождение от поста ректора Ленинградской Духовной Академии, занимаемого владыкой Михаилом с 1966 г.

Однако он сохранил связи с духовными школами и участие в межконфессиональных диалогах, в том числе в формате заседаний Всемирного Совета Церквей. Результативности служения владыки Михаила на этом поприще послужило владение на высоком профессиональном уровне несколькими европейскими языками. Особенно последнее касалось немецкого языка. Столь серьезная профессиональная лингвистическая подготовка

2 Языкова И. Епископ-интеллигент: портрет на фоне эпохи. К столетию со дня рождения архиепископа Михаила Мудьюгина // Страницы: богословие, культура, образование. 2012. № 1. С. 124-135.

3 Материалы круглого стола, посвященного 20-летию со дня кончины архиепископа Михаила (Мудьюгина) / К. А. Костромин, Д. Ю. Лушников, Е. В. Палюлин [и др.] // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1(5). С. 86-108.

4 Костромин К.,прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) как студент, ректор и профессор Санкт-Петербургских (Ленинградских) духовных школ // Христианское чтение. 2012. № 2. С. 4-42.

5 Тарнакин Н.А. К вопросу об особенностях церковноправового мышления архиепископа Михаила (Мудьюгина) (на материалах указов о канонических прещениях 1980-1992 гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1(4). С. 177-191.

6 Игнатьев А., свящ. Богословское наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина) // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 25-40.

7 Тарнакин Н.А. Отдельные аспекты богословского наследия архиепископа Михаила (Мудьюгина) (1912-2000) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 2(4). С. 216-236.

199

позволяла свободно участвовать в богословских дискуссиях с представителями инославных христианских Церквей, сводя к минимуму опасения быть неверно истолкованным в аргументации.

В 1972 г. епископ Михаил (Мудьюгин) был определен в члены синодальной Комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, а затем - в состав Синодальной Богословской комиссии. Все перечисленные церковные послушания он нес одновременно с управлением делами Астраханской и Енотаевской епархии. Это требовало серьезных трудов и внимания к нуждам духовенства и паствы, а также напряжения моральных и духовных усилий при взаимодействии с представителями партийной номенклатуры.

Однако, несмотря на огромную занятость, период пребывания во главе епископской кафедры (1968-1979 гг.) ознаменован высокой публикационной активностью владыки Михаила (Мудьюгина).

Следует отметить, что официальные церковные периодические издания в конце 1960-1970-х гг. в СССР были представлены очень скромно, а их содержание подвергалось жесткой цензуре8. Тем не менее, в 1959 г. был учрежден научно-богословский журнал «Богословские труды», долгое время остававшийся единственным в этом жанре.

За редким исключением, выпуск в печать осуществлялся с периодичностью 1 раз в год. На протяжении 1970-х гг. в нем было опубликовано пять статей владыки Михаила (Мудьюгина). При этом три работы приходятся на 1971 г. и по одной на 1973 и 1974 г.

Учитывая специфику церковного послушания епископа Михаила, закономерно, что смысловые акценты в его отдельных статьях связаны с неправославными христианскими конфессиями.

Так, в Т. VI журнала «Богословские труды» за 1971 г. вышел в печать материал под названием «Реформация XVI в. как церковно-историческое явление»9. Во вступительной части публикация позиционируется как адаптированный текст доклада, а в аффилиации автор значится как епископ Тихвинский. Однако представляется целесообразным обозначить его в данной работе, поскольку подготовка и доработка текста в качестве статьи, скорее всего, осуществлялась, когда владыка уже возглавлял Астраханскую епархию. Не говоря уже о том, что на момент опубликования материалов, автор уже два года нес послушание епископа Астраханского и Енотаевского.

Названный труд епископа Михаила (Мудьюгина), согласно его собственной оценке, имеет самый общий, обзорный характер и не претендует на научную новизну. Однако, автор очень серьезно подошел к выполнению

8 Кузнецова А.Н., Бабкина Е.С. Православная печатная периодика: история и современное состояние // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 3-2. С. 114-119.

9 Мудьюгин Михаил, еп. Реформация XVI в. как церковно-историческое явление / Богословские собеседования III между представителями Евангелическо-Лютеранской и Русской Православной Церквей // Богословские труды. Т. 6. М., 1971. С. 155-163.

своей задачи, вовлекая в качестве эмпирической основы тексты источников вероучения лютеранства и часто прибегая к цитированию таковых.

Будучи по структуре и содержанию материала ориентированной на восприятие другими участниками в рамках экуменистического диалога, рассматриваемая статья изначально не позиционируется как богословско-полемическая. Наоборот, автор считает необходимым применить в докладе, посвященном протестантизму, подход, проникнутый «взаимным уважением и христианской любовью и, прежде всего, научным беспристрастием»10. Это единственный путь, который приведет к тому, что в процессе общения между представителями разных Церквей можно будет найти точки соприкосновения и выстраивать межконфессиональный диалог.

Результаты представленных в статье размышлений, по задумке владыки Михаила, должны были послужить выработке у православного духовенства и мирян объективных взглядов на Реформацию и осознанию культурно-исторического значения этого социально-религиозного феномена для населения Европы. Этот вопрос актуален и в наше время, особенно с учетом того, что конфессиональное пространство России стало куда более разнообразным, чем было в советский период.

В первую очередь, автор обращается к историческим предпосылкам коренных преобразований Западного направления христианства, в начале XVI в. вылившихся в церковный раскол, назревавший до этого около 200 лет.

Владыка Михаил (Мудьюгин) фокусирует внимание читателя на изначальных целях, которые преследовали сторонники церковного реформирования, стоявшие у его истоков. Он делает акцент на том факте, что на первых порах в идеях преобразований едва ли приоритетными ставились вопросы догматического характера. Согласно мнению автора, основные задачи тогда сводились к борьбе с нравственными несовершенствами католического духовенства, с превышениями епископских полномочий, а также с попытками искоренения денежных и материальных злоупотреблений. Особенно острым был вопрос о возможности ограничения папской власти, вылившийся затем в концилиаризм.

Но поскольку состоявшиеся в первой половине XV в. соборы эти проблемы обозначили, но не решили, недовольства особенно активных сторонников преобразований оформились в церковный раскол. К XVI в. в его идеологической основе уже сильнее обозначилась догматическая составляющая, но, как считает владыка Михаил (Мудьюгин), предпосылки к тому заложены в предреформационный период. В рассматриваемом тексте об этом говорится так: «идея примата Вселенских Соборов переросла в процессе реформации в отрицание папской власти, а затем и иерархии в целом; стремление к нравственному очищению заставило обращать взор к первым векам христианства, откуда уже был всего один шаг до отрицания церковного предания...»11.

10 Там же. С. 155.

11 Там же. С. 156.

Основная мысль, которую проводит епископ Михаил, заключается в следующем: исходные предпосылки раскола внутри Западной Церкви носили скорее канонический и морально-этический, нежели догматический характер.

Автор также уделяет внимание социально-политическим условиям, на фоне которых протекало реформационное движение в ряде европейских стран, предлагая логические объяснения причин, согласно которым оно было воспринято широкими массами и затем стало частью национальной культуры.

Владыка Михаил (Мудьюгин) не ограничивается одним перечнем фактов и факторов, послуживших крупнейшему расколу внутри Римско-католической церкви. Причисляя к таковым общественно-политические реалии периода распада феодального строя, распространение книгопечатания, возрождение культурологического интереса к эпохе античности, он подчеркивает, что в

отечественном сравнительном богословии закрепилась не вполне верная

12

традиция придавать Реформации сугубо догматическую окраску . Действительно, это представление выработалось как приоритетное еще в дореволюционный период и было инициировано представителями научного

13

сообщества духовных школ . Согласно мнению владыки Михаила, такое понимание деструктивно в условиях, когда назрела необходимость экуменистического диалога. Поэтому он призывает рассматривать вопросы, связанные с Реформацией, контекстно.

При этом владыка Михаил (Мудьюгин) на серьезном научном уровне обращается и к вероучительной доктрине лютеранства, называя его ключевой догматической основой «учение об оправдании одной верой (sola fide)»14. Свое мнение он подкрепляет соответствующими цитатами из произведений «виновника реформации» Мартина Лютера, в том числе, обращается к опубликованным текстам, составляющим эпистолярное наследие.

Анализируя содержание источников вероучения лютеранства, а также подробно рассматривая догматические положения этого вероучения, владыка Михаил обнаруживает очень глубокие познания в сфере сравнительного богословия, владение содержанием трудов европейских ученых. Очевидно, что с этими произведениями он ранее ознакомился в подлинных немецкоязычных изданиях.

Бесспорным фактом выступает и высокий уровень его исторических, общественно-научных знаний. Отдельно следует отметить присущую владыке Михаилу деликатность в высказываниях по отношению к богословским вопросам дискуссионного характера. Стилистика его отличается очень мягкими оборотами, поэтому высказывания, даже полемичные, не должны были вызывать раздражения со стороны инославных оппонентов. Скорее,

12 Там же. С. 157.

13 Балабейкина О.А. Развитие школы отечественного сравнительного богословия на рубеже XIX-XX вв. // Церковь. Богословие. История. 2021. № 2. С. 160-164.

14 Мудьюгин Михаил, еп. Реформация XVI в. как церковно-историческое явление / Богословские собеседования III между представителями Евангелическо-Лютеранской и Русской Православной Церквей // Богословские труды. Т. 6. М., 1971. С. 158.

наоборот, глубина и корректность тезисов стимулируют конструктивный диалог.

Еще одно направление научной мысли, которому уделял пристальное внимание владыка Михаил (Мудьюгин) в своих работах, датированных началом 1970-х гг. - евхаристическое богословие. Тема «Евхаристия и единение христиан» была рассмотрена им в рамках «богословских православно-лютеранских собеседований в Финляндии», а затем результаты представлены в церковной периодике15. Как и упомянутая выше работа, указанная статья является адаптированным для публикации текстом доклада, рассчитанного на целевую аудиторию, в которой много представителей других конфессий.

Владыка Михаил в самом начале текста акцентирует внимание на догматических различиях в понимании сути Причастия, но затем тут же указывает на то, что объединяет христиан - «осознание Евхаристии как единения с Христом и в Нем друг с другом»16.

Далее автор приводит краткий, но очень емкий и содержательный экзегетический обзор, результатом которого становится вывод о новозаветном базисе Евхаристии, признанном всеми Церквями. Владыка Михаил также уделяет внимание историческим свидетельствам о непрерывности предания, связанного с таинством Причастия, приводит отсылки к древним христианским документам.

Он консолидирует факты, свидетельствующие об общности Евхаристии, справедливо указывая на устойчивость чинопоследования этого Таинства во времени, несмотря на осложненные внутренними конфликтами отношения между конфессиями.

В рамках межконфессионального диалога, в котором принимал участие владыка Михаил, особенно важной практико-ориентированной темой выступает вопрос возможности совместного участия в Евхаристии представителей разных христианских Церквей, не имеющих догматического единства. Обозначающий его термин «интеркоммунион» на тот момент был

17

очень популярен в употреблении и приводится автором статьи, который, благодаря своим знаниям и специфике церковного послушания, был знаком с современными ему экуменистическими тенденциями.

В своих собственных рассуждениях на эту тему владыка Михаил (Мудьюгин) сначала останавливается на принятом всеми христианами понимании Евхаристии как Таинства, в котором происходит общение со Христом как Устроителем Тайной Вечери, Спасителем для Вечности человеческих душ. В тексте статьи владыка Михаил предлагает подтверждение такого универсального понимания, приводя цитаты из Веймарского издания трудов Мартина Лютера, классического учебника по католической догматике М. Шмауса и сочинений К. Барта.

15 Мудьюгин (Михаил), еп. Евхаристия и единение христиан / Православно-лютеранские богословские собеседования в Финляндии // Богословские труды. Т. 7. М., 1971. С. 222-230.

16 Там же. С.223.

17 Там же. С.225.

Однако далее он фиксирует внимание читателя на расхождениях во мнениях об отдельных сторонах Таинства Евхаристии. В частности, на отсутствие в протестантизме представления о реальном соединении со Христом и взаимопребывании с Ним в Причастии.

Владыка Михаил рассматривает и вопрос сакрального общения участников Евхаристии между собой. Один из смысловых акцентов в тексте статьи сделан на том, что приступившие к общей Чаше и принявшие Тело и

Кровь Спасителя обретают единство не сами по себе, а благодаря единению

18

каждого их них со Христом, стоящим во главе этой трапезы . Владыка также подчеркивает, что характер единства не формальный и фактический (по факту участия в Причастии), а сугубо духовный. Иными словами, жизнь во Христе формирует духовные связи между людьми, которые стремятся к такой жизни, а в высшей точке эти связи образуют единение, а оно объективируется в Евхаристии.

Приводя свое мнение, владыка Михаил подчеркивает, что такое полное единство во Христе достижимо исключительно между членами одной христианской конфессии. Интеркоммунион как явление вступает в противоречие с экклезиологическим аспектом рассмотрения этой проблемы межконфессионального общения, поскольку Евхаристия возможна только в Церкви, объединяющей посредством участия в этом Таинстве своих членов19.

Вокруг богословских вопросов, связанных с пониманием Таинства

20

Причастия20, выстраивается и доклад владыки Михаила, сделанный им в рамках конгресса с рабочим названием «Синаппи-11», целью которого был диалог с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. Сам конгресс, проходивший в 1971 г. в РСФСР (Загорск) был посвящен таким тематикам как «Евхаристия» и «Справедливость и насилие».

Владыка Михаил (Мудьюгин) сосредоточил внимание на жертвенном характере Евхаристии, в основу своих суждений положив Евангельские тексты, а также содержание произведений восточного и западного святоотеческого наследия.

Владыка Михаил (Мудьюгин) отличался высокой образованностью и широтой познаний, которые проявились еще в светский период его жизни, а затем ярко обозначились, когда он стал на путь священнического служения. Он не оставил поприще научно-публицистической деятельности и впервые возглавив отдельную епископскую кафедру, совмещая это послушание на ниве представительства в межконфессиональном диалоге.

Публикации владыки Михаила (Мудьюгина), вышедшие в печать в обозначенный период, более всего по содержанию связаны с ключевыми вопросами, касающимися взаимоотношений между православной Церковью и иными христианскими Церквями. В первую очередь, речь идет о католичестве

18 Там же. С.226.

19 Там же. С.227.

20 Михаил (Мудьюгин), еп. Евхаристия как новозаветное жертвоприношение / Богословские собеседования II между представителями русской Православной Церкви и Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии // Богословские труды. Т. 11. М., 1973. С. 164-172.

и лютеранстве. За прошедшие с того времени десятилетия темы, освящаемые владыкой Михаилом (Мудьюгиным), не утратили своей актуальности, поэтому к его научному и публицистическому наследию необходимо обращаться, развивая идеи сравнительного богословия.

Источники

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1171. Оп. 6. Д. 763.

Литература

2. Балабейкина О.А. Развитие школы отечественного сравнительного богословия на рубеже XIX-XX вв. // Церковь. Богословие. История. 2021. № 2. С. 160-164.

3. Игнатьев А., свящ. Богословское наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина) // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 25-40. DOI: 10.24412/2309-5164-2023-1-25-40

4. Костромин К.,прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) как студент, ректор и профессор Санкт-Петербургских (Ленинградских) духовных школ // Христианское чтение. 2012. № 2. С. 4-42.

5. Кузнецова А.Н., Бабкина Е.С. Православная печатная периодика: история и современное состояние // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 3-2. С. 114-119.

6. Материалы круглого стола, посвященного 20-летию со дня кончины архиепископа Михаила (Мудьюгина) / К. А. Костромин, Д. Ю. Лушников, Е. В. Палюлин [и др.] // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1(5). С. 86-108. DOI 10.47132/2541-9587_2020_1_86.

7. Мудьюгин (Михаил), еп. Евхаристия и единение христиан / Православно-лютеранские богословские собеседования в Финляндии // Богословские труды. Т. 7. М., 1971. С. 222230.

8. Мудьюгин (Михаил), еп. Евхаристия как новозаветное жертвоприношение / Богословские собеседования II между представителями русской Православной Церкви и Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии // Богословские труды. Т. 11. М., 1973. С. 164-172.

9. Мудьюгин (Михаил), еп. Реформация XVI в. как церковно-историческое явление / Богословские собеседования III между представителями Евангелическо-Лютеранской и Русской Православной Церквей // Богословские труды. Т. 6. М., 1971. С. 155-163.

10. Тарнакин Н.А. К вопросу об особенностях церковноправового мышления архиепископа Михаила (Мудьюгина) (на материалах указов о канонических прещениях 1980-1992 гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1(4). С.177-191. DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10014

11. Тарнакин Н.А. Отдельные аспекты богословского наследия архиепископа Михаила (Мудьюгина) (1912-2000) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 2(4). С. 216-236. DOI 10.24411/2541-9587-2019-10022.

12. Языкова И. Епископ-интеллигент: портрет на фоне эпохи. К столетию со дня рождения архиепископа Михаила Мудьюгина // Страницы: богословие, культура, образование. 2012. № 1. С. 124-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vishnyakov A. P. (Abbot Joasaph Vishnyakov)

Some aspects of the publication activity of Archbishop Mikhail (Mudyugin) during his administration

of the Astrakhan Diocese

Abstract: The article provides an overview of the content of key publications on theological topics by Archbishop Mikhail (Mudyugin). The chronological period is limited to the time when he headed the Astrakhan department. Simultaneously with the obedience of the diocesan bishop, His Eminence represented the Russian Orthodox Church at international congresses within the framework of the ecumenical dialogue that took place at that time. Despite the fact that the duties of a bishop required enormous efforts and time, Bishop Michael paid due attention to the coverage of important scientific and theological issues. His printed works, published during the designated period, are devoted to topics relevant in the context of inter-confessional dialogue. One of the leading semantic accents is Eucharistic theology.

Keywords: Archbishop Mikhail (Mudyugin); Astrakhan and Enotaevsky diocese; Russian Orthodox Church, Eucharistic theology, interfaith dialogue.

References

• Balabeikina O.A. The development of the school of Russian comparative theology at the turn of the XIX-XX centuries. // Church. Theology. History. 2021. No. 2. pp. 160-164.

• Ignatiev A., sacred. The theological legacy of Archbishop Mikhail (Mudyugin) // Ipatievsky Bulletin. 2023. No. 1. pp. 25-40. DOI: 10.24412/2309-5164-2023-1-25-40

• Kostromin K., prot. Archbishop Michael (Mudyugin) as a student, rector and professor of St. Petersburg (Leningrad) theological schools // Christian Reading. 2012. No. 2. pp. 4-42.

• Kuznetsova A.N., Babkina E.S. Orthodox printed periodicals: history and current state // Scientific notes of TOGU. 2016. Vol. 7. No. 3-2. pp. 114-119.

• Materials of the round table dedicated to the 20th anniversary of the death of Archbishop Mikhail (Mudyugin) / K. A. Kostromin, D. Yu. Lushnikov, E. V. Palyulin [et al.] // Proceedings of the Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy. 2020. No. 1(5). pp. 86-108. DOI 10.47132/2541-9587_2020_1_86.

• Mudyugin (Mikhail), ep. The Eucharist and the unity of Christians / Orthodox Lutheran theological interviews in Finland // Theological works. Vol. 7. M., 1971. pp. 222-230.

• Mudyugin (Mikhail), ep. The Eucharist as a New Testament sacrifice / Theological interviews II between representatives of the Russian Orthodox Church and the Evangelical The Lutheran Church of Finland // Theological works. vol. 11. M., 1973. pp. 164-172.

• Mudyugin (Mikhail), ep. Reformation of the XVI century. as a church-historical phenomenon / Theological interviews III between representatives of the Evangelical Lutheran and Russian Orthodox Churches // Theological Works. Vol. 6. M., 1971. pp. 155-163.

• Tarnakin N.A. On the question of the peculiarities of church law thinking of Archbishop Mikhail (Mudyugin) (based on the materials of decrees on canonical prohibitions 1980-1992) // Bulletin of the Historical Society of the St. Petersburg Theological Academy. 2020. No. 1(4). pp.177-191. DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10014

• Tarnakin N.A. Certain aspects of the theological heritage of Archbishop Mikhail (Mudyugin) (1912-2000) // Proceedings of the Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy. 2019. No. 2(4). pp. 216-236. DOI 10.24411/2541-9587-2019-10022.

• Yazykova I. Bishop-intellectual: portrait against the background of the epoch. On the centenary of the birth of Archbishop Mikhail Mudyugin // Pages: theology, culture, education. 2012. No. 1. pp. 124-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.