Научная статья на тему 'Некоторые аспекты психологической безопасности образовательной среды вуза'

Некоторые аспекты психологической безопасности образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность / образовательная среда / вуз / развитие личности / психологическая помощь / psychological safety / educational environment / university / personality development / psychological assistance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верниенко Людмила Викторовна, Кузьменко Людмила Геннадьевна

В статье раскрывается содержание актуальной для современного образования проблемы психологической безопасности образовательной среды вуза. Представлены основополагающие принципы психологической безопасности образовательной среды вуза. Показана значимость психологической безопасности образовательной среды вуза для становления личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Верниенко Людмила Викторовна, Кузьменко Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of psychological safety of the educational environment of the university

The article reveals the content of the problem of psychological safety of the educational environment of the university, which is relevant for modern education. The basic principles are presented psychological safety of the educational environment of the university. The importance of the psychological safety of the educational environment of the university for the formation of the personality of the future specialist is shown.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты психологической безопасности образовательной среды вуза»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 2 (98). С. 104–108.

Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 2 (98). Pp. 104-108.

Научная статья

УДК 159.9

EDN: CNQAHJ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Людмила Викторовна Верниенко1, Людмила Геннадьевна Кузьменко2

1 Владикавказский гуманитарно-технический колледж, Владикавказ, Россия, [email protected]

2 Филиал Ставропольского государственного педагогического института, Ессентуки, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье раскрывается содержание актуальной для современного образования проблемы психологической безопасности образовательной среды вуза. Представлены основополагающие

принципы психологической безопасности образовательной среды вуза. Показана значимость психологической безопасности образовательной среды вуза для становления личности будущего специалиста.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, вуз, развитие личности, психологическая помощь

Для цитирования: Верниенко Л. В., Кузьменко Л. Г. Некоторые аспекты психологической

безопасности образовательной среды вуза // Вестник Прикамского социального института. 2024.

№ 2 (98). C. 104–108. EDN: CNQAHJ.

Original article

SOME ASPECTS OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY

OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Lyudmila V. Verniyenko1, Lyudmila G. Kuzmenko2

1 Vladikavkaz Humanitarian and Technical College, Vladikavkaz, Russia, [email protected] 2 Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute, Essentuki, Russia, [email protected]

Abstract. The article reveals the content of the problem of psychological safety of the educational environment of the university, which is relevant for modern education. The basic principles are presented psychological safety of the educational environment of the university. The importance of the psychological safety of the educational environment of the university for the formation of the personality of the future specialist is shown.

Keywords: psychological safety, educational environment, university, personality development, psychological assistance.

For citation: Vernienko L. V., Kuzmenko L. G. Some aspects of psychological safety of the educational environment of the university. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 2 (98), pp. 104-108.

(In Russ.). EDN: CNQAHJ.

© Верниенко Л. В., Кузьменко Л. Г., 2024

Л. В. ВЕРНИЕНКО, Л. Г. КУЗЬМЕНКО

105

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, отражаются на всех

сферах деятельности человека. Особое влияние на себе испытывает образовательная система, которая является важным социальным институтом, способным нивелировать негативные

ощущения уязвимости и незащищенности перед окружающим миром за счет формирования

благоприятной образовательной среды. В современных психолого-педагогических исследованиях она трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия обра-зовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Под образовательной средой вуза понимается система материально-духовных

условий функционирования, которые обеспечивают становление и развитие творческой личности с учетом формирования профессионально значимых качеств и реализации внутреннего

личностного потенциала.

Рассмотрение генезиса исследуемой проблемы показало, что ученые обратились к изу-чению вопросов психологической безопасности в социальной среде с 90-х г. XX в. В 2000-х

эти исследования активно продолжились. К примеру, А. Н. Сухов определяет психологиче-скую безопасность как состояние общественного сознания, при котором социум в целом и

каждая самостоятельная личность воспринимают имеющееся качество жизни как рациональ-ное и надежное. В работах В. А. Дмитриевского показано, что психологическая безопасность

в учебных учреждениях во многом связана с психотравмирующими ситуациями, педагогиче-ским общением, затруднениями в педагогической деятельности [1, с. 49].

Один из ведущих ученых в этой области И. А. Баева под психологической безопаснос-тью образовательной среды понимает состояние, «…свободное от проявлений психологиче-ского насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечиваю-щее психическое здоровье включенных в нее участников» [2, с. 83].

В трудах Е. Б. Лактионовой раскрывается содержание данного понятия, установлены

психологические факторы, структура. В исследованиях Г. С. Корытовой, P. Bell, P. Gump, D. Stokols представлены теоретические и методологические подходы к диагностике и оценке

влияния психологической безопасности на личность [3, с. 11].

Аспекты психологической безопасности исследованы на разных уровнях как среды, так

и личности. В работах И. А. Баевой, Е. Б. Лактионовой представлена концепция психологической безопасности среды и личности. Концепция социально-психологической защищенности личности разработана О. Ю. Краевым, Г. В. Семьей. В исследованиях О. Н. Истрато-вой рассмотрено формирование личности безопасного типа. Проблема психологической уве-ренности изучена О. И. Ереминой [4, с. 233].

При этом аспекты психологической безопасности образовательной среды вуза не полу-чили широкого освещения, несмотря на то что в последние годы проводился ряд эмпириче-ских исследований, затрагивающих данную проблематику [5; 6; 7]. Следует подчеркнуть, что

среда вуза несет в себе не менее явные угрозы в сторону всех участников образовательного

процесса, нежели среда организаций среднего, среднего профессионального образования.

Специфика заключается в том, что в вузе широка география абитуриентов, студентов. Каж-дый из них имеет отличительные черты, которые обусловлены воспитанием, культурой. В

этой связи перед вузом стоят важные задачи объединять, позитивно, толерантно настраивать

и воспитывать в духе общечеловеческих ценностей достойных профессионалов.

В контексте вышеизложенного очевидна актуальность исследования проблемного поля

психологической безопасности образовательной среды как в теоретическом, так и в практи-ческом отношении.

Психологическая безопасность образовательной среды вуза – это состояние, при котором студенты, преподаватели и другие участники образовательного процесса чувствуют себя

защищенными и свободными от психологических угроз или нарушений своего психического

106

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

благополучия. Это важный аспект. Его нужно обеспечивать в вузе, так как психическое здоровье студентов и преподавателей напрямую влияет на их успехи в учебе и работе. При этом

необходимо придерживаться принципов психологической безопасности образовательной

среды вуза:

1. Равноправие и уважение. Все участники образовательного процесса должны быть

равноправными и уважать друг друга без каких-либо форм дискриминации или насилия.

2. Конфиденциальность и приватность. Студенты и преподаватели должны быть увере-ны в том, что их личная информация и конфиденциальные данные надежно защищены и

не будут разглашены без их согласия.

3. Поддержка и помощь. Вуз должен обеспечивать доступ к психологической поддерж-ке всем участникам образовательного процесса, чтобы они могли обращаться за помощью в

случае возникновения проблем.

4. Профессионализм. Преподаватели и другие работники вуза должны быть профес-сиональными и компетентными в своей работе, чтобы обеспечить эффективное обучение и

поддержку для студентов.

5. Профилактика и предотвращение конфликтов. Вуз должен создать условия, способ-ствующие предотвращению конфликтов и насилия, а также проводить просветительскую и

профилактическую работу, направленную на развитие навыков конструктивного разрешения

конфликтов.

6. Справедливость и ответственность. Вуз должен быть справедливым и ответственным

в своих действиях и принимать необходимые меры в случае нарушений психологической

безопасности.

Психологическая безопасность образовательной среды вуза является одним из ключе-вых факторов, обеспечивающих успешное обучение и развитие студентов. В современном

мире, где стресс и давление становятся все более распространенными, важно создать условия, которые позволят студентам чувствовать себя комфортно и защищенно в учебной среде.

Во-первых, психологическая безопасность вуза предполагает создание доверительных

отношений между студентами и преподавателями. Преподаватели должны быть готовы вы-слушать и понять студентов, их проблемы и затруднения. Они должны быть открытыми для

обсуждения и готовыми предложить поддержку и помощь. В свою очередь, студенты должны чувствовать, что их мнение и опыт ценятся, что они могут обратиться за помощью в случае необходимости.

Во-вторых, психологическая безопасность вуза предполагает создание безопасной и

поддерживающей атмосферы в учебных группах. Студенты должны знать, что они могут вы-сказывать свои мысли и идеи без страха быть осужденными или оскорбленными. Взаимное

уважение и толерантность должны стать основными принципами взаимодействия студентов.

Нельзя не согласиться с Ю. В. Варданян, отмечающей, что «…новое поколение кадров

нуждается в обладании возможностью применения иного гуманитарно-развивающего инст-рументария, который способен оказывать действенное влияние на формирование этого жиз-ненно важного качества [компетентности субъекта психологической безопасности] личности

студентов и преподавателей, позволяющего им вовлекать собственные ресурсы в ситуациях

психологической угрозы и опасности для распознания и преодоления деструктивных психологических воздействий» [8, с. 36].

Кроме того, важно обеспечить доступность психологической помощи для студентов, которые испытывают эмоциональные или психологические трудности.

В-третьих, психологическая безопасность вуза предполагает создание условий для развития самооценки и самоуважения у студентов. Вуз должен поддерживать студентов в их

стремлении к достижению успеха и развитию способностей. Поощрение и поддержка студентов в их усилиях помогает им повысить уверенность в себе и чувство собственной цен-

Л. В. ВЕРНИЕНКО, Л. Г. КУЗЬМЕНКО

107

ности. Наконец, психологическая безопасность вуза предполагает создание условий для развития эмоциональной, интеллектуальной и социальной компетенции у студентов. Вуз должен предоставлять возможности для развития навыков управления эмоциями, установления

здоровых отношений и разрешения конфликтов. Это поможет студентам лучше справляться

со стрессом и адаптироваться к изменяющимся условиям.

В целом психологическая безопасность образовательной среды вуза играет важную

роль в успешном обучении и развитии студентов. Создание доверительных отношений, поддерживающей атмосферы, развитие самооценки и компетенций помогают студентам чувствовать себя защищенными и готовыми к достижению своих целей. Вузы должны уделять

этому аспекту пристальное внимание, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития

студентов, для их успешного будущего.

Список источников

1. Шкилев С. В. Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа и мотивация

учебно-профессиональной деятельности студента // Научные тенденции: Педагогика и психология : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч. конф. (4 авг. 2018 г.). СПб. : ЦНК МОАН, 2018. С. 48–51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб. : Союз, 2002.

3. Акутина С. П., Беганцова И. С., Щелина Т. Т. Проблема отношения к психологической безопасности субъектов образовательного процесса в вузе // Психологическая безопасность образовательной среды : материалы V юбилейной Междунар. науч.-практ. конф. (Н. Новгород, 22–23 февр.

2022 г.) / под ред. Г. В. Сорокоумовой. Н. Новгород : Нижегород. гос. лингв. ун-т им. Н. А. Добролю-бова, 2022. С. 10–16.

4. Чинаева М. В. Психологическая безопасность образовательной среды вуза // Молодой ученый.

2022. № 20 (415). С. 232–234. URL: ttps://moluch.ru/archive/415/91926/ (дата обращения: 10.02.2024).

5. Взаимосвязь психологической безопасности образовательной среды вуза и психологическо-го благополучия ее субъектов / Е. А. Кедярова, Н. И. Чернецкая, Н. С. Кондрашова, К. С. Литвиненко, Е. Г. Щукина // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 43.

С. 19–32. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.19.

6. Климова Е. М., Гайдамашко И. В. Психологическая безопасность образовательной среды ву-за как основа формирования профессионала // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023.

№ 1 (16). С. 90–102. https://doi.org/10.24412/TEP-23-6.

7. Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Психологическая безопасность образовательной среды

как фактор мотивационной готовности к деятельности студентов вуза // Мир науки. Педагогика и

психология : сетевое изд. 2020. Т. 8. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN220.pdf (дата обращения: 10.02.2024).

8. Варданян Ю. В. Развитие в современном вузе компетентности субъекта психологической

безопасности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. № 20. С. 34–36.

References

1. Shkilev S. V. Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noy sredy VUZa i motivatsiya uchebno-professional’noy deyatel’nosti studenta [Psychological safety of the educational environment of the university and motivation of the student’s educational and professional activity]. Nauchnye tendentsii: Pedagogika i psikhologiya. Sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Saint Petersburg, Tsentr nauchnykh konferentsiy Mezhdunarodnoy ob’’edinennoy akademii nauk, 2018, pp. 48–51. (In Russ.).

2. Baeva I. A. Psikhologicheskaya bezopasnost’ v obrazovanii [Psychological safety in education].

Saint Petersburg, Soyuz, 2002. (In Russ.).

3. Akutina S. P., Begantsova I. S., Shchelina T. T. Problema otnosheniya k psikhologicheskoy bezopasnosti sub’’ektov obrazovatel’nogo protsessa v vuze [The problem of attitude to the psychological safety of the educational process in the university]. Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noy sredy. Materialy 5 yubileynoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ed. G. V. Sorokoumova. Nizhniy Novgorod, Nizhegorodskiy gosudarstvennyy lingvisticheskiy universitet imeni N. A. Dobrolyubova, 2022, pp. 10–16. (In Russ.).

108

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

4. Chinaeva M. V. Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noy sredy vuza [Psychological safety of the educational environment of the university]. Molodoy uchenyy, 2022, no. 20 (415), pp. 232–234. (In Russ.). Available at: ttps://moluch.ru/archive/415/91926/ (accessed 10.02.2024).

5. Kedyarova E. A., Chernetskaya N. I., Kondrashova N. S., Litvinenko K. S., Schukina E. G. Vzai-mosvyaz’ psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel’noy sredy vuza i psikhologicheskogo blagopoluchiya ee sub’’ektov [The interrelation of psychological security of university educational environment and psychological well-being of its subjects]. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2023, vol. 43, pp. 19–32. (In Russ.). https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.19.

6. Klimova E. M., Gaydamashko I. V. Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noy sredy vuza kak osnova formirovaniya professionala [Psychological safety of the university educational environment as the basis for the formation of a professional]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 2023, no. 1 (16), pp. 90–102. (In Russ.).

https://doi.org/10.24412/TEP-23-6.

7. Sokolskaya M. V., Bogomolova O. Yu. Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noy sredy kak faktor motivatsionnoy gotovnosti k deyatel’nosti studentov vuza [Psychological security of the educational environment as a factor of motivational readiness for University students’ activities]. World of Science. Pedagogy and psychology, 2020, vol. 8, no. 2. (In Russ.). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN220.pdf (accessed 10.02.2024).

8. Vardanyan Yu. V. Razvitie v sovremennom vuze kompetentnosti sub’’ekta psikhologicheskoy bezopasnosti [The development of the competence of the subject of psychological security in a modern university]. Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera, 2017, no. 20, pp. 34–36. (In Russ.).

Информация об авторах

Л. В. Верниенко – кандидат психологических наук,

преподаватель Владикавказского гуманитарно-технического колледжа; Л. Г. Кузьменко – кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей педагогики и педагогической технологии филиала

Ставропольского государственного педагогического института.

Information about the authors

L. V. Verniyenko – Candidate of Psychological Sciences,

Lecturer, Vladikavkaz Humanitarian and Technical College;

L. G. Kuzmenko – Candidate of Psychological Sciences,

Associate Professor at the Department of General Pedagogy and Pedagogical Technology, Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute.

Статья поступила в редакцию 05.02.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 27.02.2024.

The article was submitted 05.02.2024; approved after reviewing 20.02.2024; accepted for publication 27.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.