Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ'

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснянская Татьяна Максимовна, Тылец Валерий Геннадьевич

Рассматривается ранее неизученная проблема структурирования предметного поля новой отрасли психологического знания - психологии безопасности. Целью исследования явилось изучение актуальных тенденций и перспектив структурирования предметного поля психологии безопасности. В результате теоретического изучения проблемы установлено, что предметное пространство психологии безопасности является неоднородным и может быть структурировано по комплексу оснований: психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека; условиям, средам и ситуациям, требующим обеспечения безопасности; видам деятельности субъектов безопасности; разновидностям или типам безопасности человека; связи с другими дисциплинами; задачам проводимых в психологии безопасности исследований. Каждое основание, используемое для структурирования психологии безопасности, позволяет обозначить в ней несколько предметных областей исследования. По психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека, выделяются психология безопасности личности, психология представлений о безопасности, психология безопасного поведения. Ориентация на условия, среды и ситуации, требующие обеспечения безопасности, способствует обозначению предметных областей экстремальной психологии безопасности, психологии безопасности образовательных сред, психологии безопасности семьи, психологии безопасности новых цифровых сред и виртуального пространства интернет-сетей. По видам деятельности субъектов безопасности могут быть определены психология безопасности труда, психология безопасности спортивной деятельности, психология безопасности туристической деятельности. В зависимости от разновидности или типа безопасности изучают информационно-психологическую безопасность, психологию корпоративной безопасности, психологическую безопасность человека, психологию лингвистической и психолингвистической безопасности. По связи с другими дисциплинами можно рассматривать вопросы социальной психологии безопасности, экстремальной психологии безопасности, юридической психологии безопасности, возрастной психологии безопасности, политической психологии безопасности, истории психологии безопасности. По задачам исследований, проводимых в психологии безопасности, могут быть охарактеризованы ее фундаментальный и прикладной разделы. Установлено, что каждая предметная область психологии безопасности обладает собственным вектором изучения определенного психологического аспекта безопасности человека и характеризуется конкретным предметом исследования, позволяющим конкретизировать его цель и задачи. Предметные области психологии безопасности характеризуются разным уровнем развития. Высока вероятность оформления новых областей психологии безопасности. Впервые проведенная в работе целостная рефлексия особенностей организации предметного поля психологии безопасности дает возможность увидеть сильные и слабые стороны становления дисциплины, создавая предпосылки для стимулирования процесса ее развития. Представленный материал может оказаться также полезным для разработки нового учебного курса «Психология безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Краснянская Татьяна Максимовна, Тылец Валерий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS OF STRUCTURING THE SUBJECT FIELD OF SECURITY PSYCHOLOGY

The previously unexplored problem of structuring the subject field of a new branch of psychological knowledge - security psychology is considered. The purpose of the study was to study current trends and prospects for structuring the subject field of security psychology. As a result of the theoretical study of the problem, it is established that the subject space of security psychology is heterogeneous and can be structured according to a set of grounds: psychological phenomena related to human security; conditions, environments and situations requiring security; by types of activities of security subjects; by varieties or types of human security; by connection with other disciplines; by tasks of research conducted in security psychology. Each basis used for structuring security psychology allows us to identify several subject areas of research in it. According to psychological phenomena related to human security, the psychology of personal security, the psychology of ideas about security, and the psychology of safe behavior are distinguished. Orientation to the conditions, environments and situations requiring security contributes to the designation of the subject areas of extreme security psychology, security psychology of educational environments, family security psychology, security psychology of new digital environments and the virtual space of Internet networks. According to the types of activities of security subjects, the psychology of occupational safety, the psychology of safety of sports activities, the psychology of safety of tourism activities can be defined. Depending on the variety or type of security, they study information and psychological security, psychology of corporate security, psychological security of a person, psychology of linguistic and psycholinguistic security. In connection with other disciplines, questions of social psychology of security, extreme psychology of security, legal psychology of security, age psychology of security, political psychology of security, history of security psychology can be considered. According to the tasks of research conducted in security psychology, its fundamental and applied sections can be characterized. It is established that each subject area of security psychology has its own vector of studying a certain psychological aspect of human security and is characterized by a specific subject of research that allows to specify its purpose and objectives. The subject areas of security psychology are characterized by different levels of development. There is a high probability of registration of new areas of security psychology. For the first time, a holistic reflection of the features of the organization of the subject field of security psychology makes it possible to see the strengths and weaknesses of the formation of the discipline, creating prerequisites for stimulating the process of its development. The material presented in the article may also be useful for the development of a new training course “Security Psychology”.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 3 (43). С. 152-167 Pedagogical Review. 2022, vol. 3 (43), pp. 152-167

ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159 . 9

Мфк/Ш . огд/10. 23951/2307-6127-2022-3-152-167

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ

Татьяна Максимовна Краснянская1, Валерий Геннадьевич Тылец2

1 Московский гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]

2 Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия,

[email protected]

Аннотация

Рассматривается ранее неизученная проблема структурирования предметного поля новой отрасли психологического знания - психологии безопасности. Целью исследования явилось изучение актуальных тенденций и перспектив структурирования предметного поля психологии безопасности. В результате теоретического изучения проблемы установлено, что предметное пространство психологии безопасности является неоднородным и может быть структурировано по комплексу оснований: психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека; условиям, средам и ситуациям, требующим обеспечения безопасности; видам деятельности субъектов безопасности; разновидностям или типам безопасности человека; связи с другими дисциплинами; задачам проводимых в психологии безопасности исследований. Каждое основание, используемое для структурирования психологии безопасности, позволяет обозначить в ней несколько предметных областей исследования. По психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека, выделяются психология безопасности личности, психология представлений о безопасности, психология безопасного поведения. Ориентация на условия, среды и ситуации, требующие обеспечения безопасности, способствует обозначению предметных областей экстремальной психологии безопасности, психологии безопасности образовательных сред, психологии безопасности семьи, психологии безопасности новых цифровых сред и виртуального пространства интернет-сетей. По видам деятельности субъектов безопасности могут быть определены психология безопасности труда, психология безопасности спортивной деятельности, психология безопасности туристической деятельности. В зависимости от разновидности или типа безопасности изучают информационно-психологическую безопасность, психологию корпоративной безопасности, психологическую безопасность человека, психологию лингвистической и психолингвистической безопасности. По связи с другими дисциплинами можно рассматривать вопросы социальной психологии безопасности, экстремальной психологии безопасности, юридической психологии безопасности, возрастной психологии безопасности, политической психологии безопасности, истории психологии безопасности. По задачам исследований, проводимых в психологии безопасности, могут быть охарактеризованы ее фундаментальный и прикладной разделы. Установлено, что каждая предметная область психологии безопасности обладает собственным вектором изучения определенного психологического аспекта безопасности человека и характеризуется конкретным предметом исследования, позволяющим конкретизировать его цель и задачи. Предметные области психологии безопасности характеризуются разным уровнем развития. Высока вероятность оформления новых областей психологии безопасности. Впервые проведенная в работе целостная рефлексия особенностей организации предметного поля психологии безопасности дает возможность увидеть сильные и слабые стороны становления дисциплины, создавая предпосылки для стимулирования процесса ее развития. Представленный материал может оказаться также полезным для разработки нового учебного курса «Психология безопасности».

© Т. М. Краснянская, В. Г. Тылец, 2022

Ключевые слова: безопасность, психология безопасности, предметное поле, предметная область, структура

Для цитирования: Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Тенденции и перспективы структурирования предметного поля психологии безопасности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 152-167. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-3-152-167

PSYCHOLOGY

Original article

TRENDS AND PROSPECTS OF STRUCTURING THE SUBJECT FIELD OF SECURITY PSYCHOLOGY

Tatyana M. Krasnyanskaya1, Valery G. Tylets2

1 Moscow University for the Humanities, Moscow, Russian Federation, [email protected]

2Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Abstract

The previously unexplored problem of structuring the subject field of a new branch of psychological knowledge - security psychology is considered. The purpose of the study was to study current trends and prospects for structuring the subject field of security psychology. As a result of the theoretical study of the problem, it is established that the subject space of security psychology is heterogeneous and can be structured according to a set of grounds: psychological phenomena related to human security; conditions, environments and situations requiring security; by types of activities of security subjects; by varieties or types of human security; by connection with other disciplines; by tasks of research conducted in security psychology. Each basis used for structuring security psychology allows us to identify several subject areas of research in it. According to psychological phenomena related to human security, the psychology of personal security, the psychology of ideas about security, and the psychology of safe behavior are distinguished. Orientation to the conditions, environments and situations requiring security contributes to the designation of the subject areas of extreme security psychology, security psychology of educational environments, family security psychology, security psychology of new digital environments and the virtual space of Internet networks. According to the types of activities of security subjects, the psychology of occupational safety, the psychology of safety of sports activities, the psychology of safety of tourism activities can be defined. Depending on the variety or type of security, they study information and psychological security, psychology of corporate security, psychological security of a person, psychology of linguistic and psycholinguistic security. In connection with other disciplines, questions of social psychology of security, extreme psychology of security, legal psychology of security, age psychology of security, political psychology of security, history of security psychology can be considered. According to the tasks of research conducted in security psychology, its fundamental and applied sections can be characterized. It is established that each subject area of security psychology has its own vector of studying a certain psychological aspect of human security and is characterized by a specific subject of research that allows to specify its purpose and objectives. The subject areas of security psychology are characterized by different levels of development. There is a high probability of registration of new areas of security psychology. For the first time, a holistic reflection of the features of the organization of the subject field of security psychology makes it possible to see the strengths and weaknesses of the formation of the discipline, creating prerequisites for stimulating the process of its development. The material presented in the article may also be useful for the development of a new training course "Security Psychology".

Keywords: security, security psychology, subject field, subject area, structure

For citation: Krasnyanskaya T. M., Tylets V G. Trends and prospects of structuring the subject field of security psychology [Tendentsii i perspektivy strukturirovaniya predmetnogo polya psikhologii bezopasnosti]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 3 (43), pp. 152167. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-3-152-167

Безопасность, сохраняя непреходящую востребованность обществом и каждым человеком, под влиянием утверждения гуманистических тенденций в социальном и научном пространстве получила в настоящее время многоаспектное междисциплинарное изучение своей проблематики, прежде всего прикладного плана. В силу исходной содержательной и процессуальной сложности ее вопросы рассматриваются средствами не только социально-гуманитарных, но и естественных, технических и точных отраслей научного знания. Это позволило безопасности утвердиться в качестве одного из ведущих принципов современной практики.

В психологической науке интерес к различным проявлениям безопасности, обусловленный комплексом социальных, внешних и внутренних для нее факторов, стимулировал изучение психологических предпосылок, особенностей протекания и последствий нарушения субъектной и личностной безопасности в различных условиях, средах и ситуациях. Массированный и разносторонний характер эмпирических изысканий, подкрепленных появлением в обозначенной области некоторых теоретических обобщений, способствовал оформлению на рубеже тысячелетий нового предметного поля психологической науки - психологии безопасности.

На текущий момент психология безопасности выступает дисциплиной, основной исследовательский предмет которой составляют психологические характеристики безопасности и близкой к ней феноменологии, закономерности и механизмы полного цикла процессов ее обеспечения/самообеспечения (нарушения, сохранения, восстановления, развития), а объект - разнообразные по своим классификационных признакам индивидуальные и групповые субъекты, рассматриваемые в связи с актуальным, post-facto и вероятностным попаданием в обстоятельства нарушения витального благополучия. Психологические вопросы безопасности изучаются на содержательном и функциональном уровне, получая темпоральное, ресурсное и сценарное истолкование. Проведенные исследования позволили более или менее полно конкретизировать сферу компетентности психологии безопасности, определить ее ключевые термины, обозначить основные подходы и уже определенные научные традиции к изучению проблематики. Признанием достаточной развитости и автономности предметного поля психологии безопасности выступает получение ею в 20-х гг. текущего века статуса учебной дисциплины при подготовке бакалавров психологии и вхождение в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени.

Вместе с тем становление психологии безопасности сталкивается с некоторыми трудностями, которые дезориентируют данный научный процесс, сохраняют его вероятностный характер и тем самым замедляют его. Значительной серьезностью среди них обладает отсутствие структурированности рассматриваемого предметного поля: психология безопасности до сих пор не систематизировала и не утвердила наименование большинства направлений и областей своих исследований, не обозначила их внутри- и междисциплинарные связи, не определилась в своей соотнесенности с дисциплинами, имеющими более длительную историю изучения определенных видов безопасности, в частности с психологией корпоративной безопасности, информационно-психологической безопасностью, психологией экстремальности, виктимной психологией. Подобная ситуация во многом поддерживается новизной психологического аспекта проблематики и «злободневностью» решения вопросов самой безопасности в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Это побуждает многочисленных исследователей без погружения в проблематику и зачастую эпизодически для своих научных интересов обращаться к рассмотрению ее вопросов в научном поле смежных отраслей психологии безопасности - юридической, педагогической и социальной психологии, психологии труда и т. д. Отдельные аналитические работы по психологии безопасности касались

выявления научных течений или подходов к изучению психологической безопасности [1-3], преимущественно в рамках историко-теоретических обзоров, без систематизации обозначенного аспекта, что не дает целостной картины текущего состояния и перспектив развития ее исследовательского поля.

Сохранение обозначенного пробела в осмыслении организационных особенностей психологии безопасности в сочетании со значимостью его преодоления для ее дальнейшего становления определили выбор проблемы данного исследования: каково современное положение и перспективы структурирования психологии безопасности?

Целью исследования выступило изучение актуальных тенденций и перспектив структурирования предметного поля психологии безопасности.

Исследовательскими методами в настоящей работе выступили теоретический анализ научных источников по психологии безопасности и смежных к ней отраслей психологического знания, методы научного структурирования, проектирования и прогнозирования.

Наиболее очевидным подходом к структурированию научного содержания психологии безопасности выступает ориентация на предмет проводимых в ее рамках исследований.

На текущий момент уже можно обозначить несколько достаточно хорошо оформленных исследовательских областей, выделяемых по психологическим феноменам, тем или иным образом связанным с безопасностью человека. Значительное развитие получила психология безопасности личности, в которой изучаются ценностно-смысловые основания безопасности, «вклад» в обеспечение безопасности темпераментальных, характерологических и мотивационно-потребностных особенностей, а также способностей человека [4-7]. Новой тенденцией данной предметной области является выявление структурных и содержательных особенностей персональной концепции личности [8-10]. Разностороннему изучению на сегодняшний день подверглась предметная область психологии представлений о безопасности, предметом которой выступает содержание и структура представлений о безопасности субъектов, дифференцированных по возрастной, половой, профессиональной и прочей принадлежности [11-14]. Достаточного развития достигла область исследований, которая может быть обозначена психологией безопасного поведения. В рамках данной исследовательской области рассматриваются индивидуально-психологические и типологические особенности формирования и реализации различными категориями субъектов стратегий и тактик безопасного поведения [15-16]. Ее новейшей тенденцией может рассматриваться изучение психологических особенностей поведенческих практик субъектов [17-19].

Предметное поле психологии безопасности может быть также структурировано по условиям, средам и ситуациям, требующим обеспечения безопасности. По этому основанию наибольшее развитие на текущий момент получила предметная область экстремальной психологии безопасности, в которой изучаются психологические аспекты безопасности человека в экстремальных обстоятельствах (условиях, средах, ситуациях) бытовой и профессиональной деятельности [20-22]. Значительным развитием также характеризуется предметная область психологии безопасности образовательных сред, в рамках которой изучаются основные угрозы безопасности субъектов всех звеньев традиционного, а также инклюзивного образования [23-26]. На текущий момент прослеживаются достаточно убедительные тенденции становления предметной области психологии безопасности семьи, предметом которой становится изучение психологических факторов безопасности семейной сферы и ее субъектов, прежде всего детей [27-29]. На уровне тенденции можно говорить о появлении в качестве отдельной предметной области исследований психологических условий безопасности новых цифровых сред и виртуального пространства интернет-сетей как помещающих субъектов в нетипичные (не всегда экстремальные) обстоятельства коммуникации и принятия решений, характеризующиеся определенными рисками и угрозами [30-32].

Структурирование предметного поля исследований психологии безопасности может также осуществляться по видам деятельности, применительно к которым рассматриваются психологические

проблемы безопасности их субъектов. По данному основанию длительную историю имеют исследования по психологии безопасности труда, предметом которой выступают психологические условия безопасности трудовой деятельности человека, прежде всего производственной деятельности [33-36]. По рассматриваемому основанию прослеживается также тенденция к появлению предметной области психологии безопасности спортивной деятельности, в которой изучаются психологические предпосылки безопасности субъектов, занимающихся в целом спортом и конкретными видами спортивной деятельности [37]. Ряд публикаций указывают на постепенное оформление предметной области психологии безопасности туристической деятельности, в которой рассматриваются психологические вопросы безопасности в организации туристической сферы [38-40].

Основанием для структурирования психологии безопасности может выступить также рассмотрение психологических аспектов безопасности отдельных ее разновидностей или типов. Задолго до оформления психологии безопасности в качестве самостоятельной психологической дисциплины появилась предметная область информационно-психологической безопасности, обращающаяся к изучению основного спектра угроз информационно-психологической безопасности человека, психологических условий их появления, воздействия и последствий для психики, возможностей профилактики и преодоления различными категориями субъектов [41-43]. Несмотря на то, что уровень развития проблематики информационно-психологической безопасности позволяет выделять ее в отдельную дисциплину, по предмету, актуальным задачам и исследовательским подходам она остается одной из областей психологии безопасности. Примерно в такой ситуации находится и психология корпоративной безопасности, предмет которой состоит в изучении психологических особенностей функционирования (построения, нарушения, восстановления, развития) системы безопасности организации, включая психологические вопросы безопасности ее руководителей и персонала [44]. Сохраняя неопределенность трактовки своей основной категории, достаточно интенсивно развивается предметная область психологической безопасности человека, в центре внимания которой широкий спектр вопросов функционирования феномена психологической безопасности личности/субъекта определенной деятельности [45-47]. В последнее десятилетие получила развитие психология лингвистической безопасности, предметом которой может рассматриваться безопасность субъекта социального взаимодействия, обеспечиваемая регуляцией его языковых систем традициями, культурой и нормами языка, родного или иностранного [48-49]. Единичные на сегодняшний день исследования формируют предметную область психолингвистической безопасности, обращающейся к вопросам безопасности языковой личности, защищенность языковых систем которой поддерживается психическими средствами [50].

Еще одним перспективным основанием для структурирования психологии безопасности является ее связь с другими дисциплинами. По этому основанию в рассматриваемом предметном поле на сегодняшний день можно говорить об уверенном оформлении социальной психологии безопасности. Уже достаточно традиционно в ее рамках изучаются психологические особенности безопасности групповых и массовидных субъектов, а также субъектов конфликтного взаимодействия [5152]. Находясь на «стыке» экстремальной психологии и психологии безопасности, ранее уже названная предметная область экстремальной психологии безопасности концентрируется на изучении психологических проблем утраты человеком безопасности под влиянием проявлений экстремальности. Достаточно многочисленными являются исследования, которые могут быть отнесены к юридической психологии безопасности. Находясь на пересечении проблематики юридической психологии и психологии безопасности, данная предметная область на сегодняшний день изучает психологические предпосылки безопасности различных субъектов правоприменительной деятельности, а также свидетелей и жертв преступной деятельности [53]. Отметим, что изучение психологических вопросов безопасности жертв преступной деятельности опирается в определенной мере на научные выводы такой области знания, как виктимология. К предметному полю юридической пси-

хологии безопасности можно также отнести достаточно новые для нее вопросы психологии террористической и экстремистской безопасности [54-56]. Обозначилась тенденция к выделению предметной области возрастной психологии безопасности, ориентированной на выявление психологических особенностей безопасного развития субъектов различных возрастных групп - детей дошкольного возраста, подростков, лиц студенческого и пенсионного (60+) возраста [57-60]. Складывается также тенденция к оформлению специальной психологии безопасности, предмет которой составляют психологические вопросы безопасности субъектов с отклонениями в развитии [61-62]. На стыке с историей психологии формируется история психологии безопасности в силу определенных социальных и научных факторов, прежде всего история отечественной психологии безопасности [63]. Обозначилось, но пока что не получило достаточного импульса развития предметное поле политической психологии безопасности [64-65]. Отметим, что рассматриваемое основание пока еще не исчерпало своих возможностей по развитию предметного поля психологии безопасности. Так, в частности, определенными перспективами расширения исследовательского пространства психологии безопасности обладают дифференциальная психология (возможно - дифференциальная психология безопасности) и этнопсихология (этническая психология безопасности).

Предметное поле психологии безопасности может быть также структурировано по задачам проводимых в ней исследований - общих или прикладных. По данному основанию могут быть выделены фундаментальный и прикладной разделы психологии безопасности.

Согласно нашим представлениям, фундаментальный раздел психологии безопасности ориентирован на изучение базовых для нее феноменов (в частности, психологической безопасности, психологической природы риска, различных угроз и т. д.), выявление общих психологических закономерностей обеспечения безопасности, построение характеристики психологических механизмов основных процессов (сохранения, восстановления, развития, нарушения) обеспечения/самообеспечения безопасности. С этих позиций в фундаментальный раздел психологии на сегодняшний день могут входить, в частности, психология безопасности личности, психология представлений о безопасности, психология безопасного поведения, социальная, возрастная и специальная психология безопасности, история психологии безопасности.

Прикладной раздел психологии безопасности включает предметные области, ориентированные на изучение психологических проблем безопасности, обнаруживающихся в определенных сферах жизнедеятельности или профессиональной деятельности человека. Соответственно, в этот раздел могут помещаться, в частности, экстремальная психология безопасности, психология безопасности образовательных сред, психология безопасности цифровых сред и виртуального пространства, психология корпоративной, лингвистической и психолингвистической безопасности, информационно-психологическая безопасность, юридическая психология безопасности, психология безопасности спортивной, трудовой, туристической деятельности.

Итак, психология безопасности на сегодняшний день достигла уровня развития, требующего теоретического осмысления организации ее содержания. Отсутствие данных по этому вопросу определило тематику представленного исследования.

Проведенный анализ проблематики позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Предметное пространство психологии безопасности при своем достаточном развитии на сегодняшний день характеризуется значительной неоднородностью содержания. Оно может быть структурировано по комплексу оснований, выделяющих некоторый аспект безопасности человека: по психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека; по условиям, средам и ситуациям, требующим обеспечения безопасности; по видам деятельности субъектов безопасности; по разновидностям или типам безопасности человека; по связи с другими дисциплинами; по задачам проводимых в психологии безопасности исследований.

2. Каждое основание, используемое для структурирования психологии безопасности, позволяет обозначить в ней несколько предметных областей исследования:

- по психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека, - психология безопасности личности, психология представлений о безопасности, психология безопасного поведения;

- по условиям, средам и ситуациям, требующим обеспечения безопасности, - экстремальная психология безопасности, психология безопасности образовательных сред, психология безопасности семьи, психология безопасности новых цифровых сред и виртуального пространства интернет-сетей;

- по видам деятельности субъектов безопасности - психология безопасности труда, психология безопасности спортивной деятельности, психология безопасности туристической деятельности;

- по разновидностям или типам безопасности - информационно-психологическая безопасность, психология корпоративной безопасности, психологическая безопасность человека, психология лингвистической и психолингвистической безопасности;

- по связи с другими дисциплинами - социальная психология безопасности, экстремальная психология безопасности, юридическая психология безопасности, возрастная психология безопасности, политическая психология безопасности, история психологии безопасности;

- по задачам проводимых в ней исследований - фундаментальный раздел психологии безопасности и прикладной раздел психологии безопасности.

3. Каждая предметная область психологии безопасности обладает собственным вектором изучения некоторого психологического аспекта безопасности человека и характеризуется конкретным предметом исследования, позволяющим конкретизировать его цель и задачи. Исследования по психологии безопасности характеризуются пересечением ее предметных областей.

4. Предметные области психологии безопасности характеризуются разным уровнем развития: ряд из них достиг достаточной самостоятельности и утвердившегося названия (например, психология корпоративной безопасности, информационно-психологическая безопасность, социальная психология безопасности), другие - находятся на стадии интенсивного развития (например, психология безопасности личности, психология безопасности образовательных сред, возрастная психология безопасности), третьи - на стадии зарождения (например, психология лингвистической и психолингвистической безопасности). Ряд предметных областей психологии безопасности обладает высокой вероятностью возникновения (например, дифференциальная психология безопасности, этническая психология безопасности).

Таким образом, психология безопасности, являясь достаточно молодой отраслью психологии, уже сформировала содержание, поддающееся научному структурированию. Впервые проведенная в работе целостная рефлексия особенностей организации предметного поля психологии безопасности дает возможность увидеть сильные и слабые стороны становления дисциплины, что создает предпосылки для стимулирования процесса ее дальнейшего развития. Представленный в статье материал может оказаться также полезным для разработки нового учебного курса «Психология безопасности».

Список литературы

1. Баева И. А. Психология безопасности: история, становление, перспективы // Национальный психол. журнал. 2007. № 1 (2). С. 66.

2. Эксакусто Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности. Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2010. 343 с.

3. Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М., 2017. 262 с.

4. Кудака М. А., Маралов В. Г., Нуртаев Е. Р. Отношение к опасностям казахских и российских студентов // Вестник Московского гос. областного ун-та. 2018. № 3. С. 156-173.

5. Маралов В. Г., Маралова Т. П., Волгарева П. А. Нормативность поведения как фактор отношения к опасностям в старшем школьном возрасте // Вестник Московского гос. областного ун-та. 2018. № 2. С. 20.

6. Плетников А. И., Хотинец В. Ю. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде // Психол. журнал. 2018. Т. 39, № 4. С. 72-85.

7. Georgievich M. V., Aleksandrovna K. M., Aleksandrovich M. V., Vadimovna K. S. The interconnection of social intelligence and the attitude of people to dangers // Asian Journal of Pharmaceutics. 2018. Vol. 12, № 1. P. S314-S322.

8. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Адаптационные сценарии концепции личной безопасности // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия: Педагогические науки. 2018. № 7. С. 69-74.

9. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Иохвидов В. В. Концепция личной безопасности как психолого-криминологический фактор самообороны // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 6. C. 826835. doi: 10.17150/2500-4255.2018.12(6).826-835

10. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Иохвидов В. В. Трансформация концепции личной безопасности в условиях направленного психологического давления // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 4. С. 246-257. doi: 10.17805/zpu.2021.4.21

11. Костоусов А. Г., Иванов М. С. Психологические факторы сформированности представлений о безопасности у курсантов военного вуза // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2017. № 2. С. 141-150.

12. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Представления студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. Серия: Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 3 (840). С. 233-246. doi: 10.52070/2500-3488_2021_3_840_233

13. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологические особенности представлений любителей произведений фантастического и детективного жанров о субъекте безопасности // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 3. C. 180-193. doi: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130314

14. Смирнова О. В. Представления о безопасности в юношеском возрасте: половой и гендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 85-100.

15. Бересток Т. Б. Просоциальное поведение как мощнейший ресурс стабильности информационно-психологической безопасности личности старше 60 лет // Национальное здоровье. 2021. № 3. С. 31-34.

16. Никифорова Д. М., Бойко А. Д. Разработка программы по оптимизации безопасного защитного и совлада-ющего поведения студентов в образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 105-112.

17. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С. 1158-1166. doi: 10.7256/20708955.2015.11.17018

18. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Субъектное прогнозирование практик безопасности в экстремальных ситуациях // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 102-111. doi: 10.20913/22241841-2021-3-10

19. Нижникова Н. А. Основные подходы к рассмотрению практик безопасности в деятельности специалистов экстремального профиля // Прикладная психология и психоанализ. 2021. № 2. С. 7.

20. Звездина А. А., Николаева О. В. Тип мышления как детерминанта поведения в экстремальных ситуациях // Проблемы профессионального развития сотрудников ОВД: сб. материалов Межведомственной конф. (Москва, 15 ноября 2018 г.). М.: Московский ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2019. С. 92-96.

21. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Психологические ресурсы безопасности личности с различным опытом экстремальности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 2. С. 100-107.

22. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Проектирование преподавателем субъектной безопасности в экстремальных ситуациях // Учитель в системе современного антропологического знания: материалы XII Междунар. научно-практ. конф. / под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. Ставрополь, 2016. С. 390-395.

23. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Союз, 2002. 271 с.

24. Kislyakov P., Shmeleva E. Media education in training students to provide information and psychological security // Медиаобразование. 2018. № 1. С. 107-116.

25. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Ляхов А. В. Сценарное конструирование безопасности студентами с разным уровнем толерантности к неопределенности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN420.pdf (дата обращения: 03.03.2022). doi: 10.15862/58PSMN420

26. Сударик А. Н., Здорова С. В. Значение процесса формирования коммуникативной компетентности студентов-психологов в обеспечении психологической безопасности образовательной среды вуза // Психология обучения. 2018. № 1. С. 100-109.

27. Ахмадеева Е. В. Психологическая безопасность семьи как консолидирующий фактор в полиэтнической среде // Власть. 2020. Т. 28, № 5. С. 18-24.

28. Пономарева И. В., Азарова Е. С. Личностная беспомощность и психологическая безопасность у подростков, переживающих утрату родителей в условиях замещающей семьи // Психологическое благополучие современного человека: материалы Междунар. заочной научно-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 148160.

29. Широкая С. В., Новикова И. А. Психологическая безопасность ребенка в неполной семье // Психология и современный мир. Субъект жизнедеятельности в современном обществе: материалы Всерос. научной конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 22 апреля 2021 г.). Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2021. С. 92-97.

30. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифро-визации // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 152-166. doi: 10.17805/zpu.2020.2.14

31. Мозохина Е. С. Социальные и психологические аспекты цифровизации образования // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: сб. науч. ст. М.: Общество с ограниченной ответственностью СВИВТ, 2021. С. 215-223. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47569793 (дата обращения: 03.03.2022).

32. Столярчук Е. А., Юркова Ю. Ю., Заручникова Н. О., Водопьянова Н. Е. Роль субъективных факторов в обеспечении психологической безопасности в IT-деятельности // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред.: А. А. Грачев, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский М.: Ин-т психологии РАН, 2021. С. 342-358. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=47694201&selid=47694228 (дата обращения: 03.03.2022). doi: 10.38098/conf_21_0440

33. Балинт И., Мурани М. Психология безопасности труда / пер. с венгр. М.: Профиздат, 1968. 208 с.

34. Елисеев С. А. Основные проблемы психологии безопасности труда // Психол. журнал. 1982. Т. 3, № 5. С. 97-105.

35. Галченко А. С., Куликова Т. Н., Лебедева М. Е., Софьина В. Н. Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2021. № 2. С. 122-141.

36. Котик М. А. Психология защищенности человека от опасности в профессиональной деятельности: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1985. 30 с.

37. Ivanov M., Yanitskiy M., Pelekh Y., Rudiuk O., Tomanek M. Fears concerning own future and personal safety strategies of student-athletes // Journal of Physical Education and Sport. 2021. Vol. 21, № Suppl. 3. P. 2112-2119.

38. Авдохина С. С., Солопова В. А. Безопасность в экстремальном туризме // Региональные проблемы геологии, географии, техносферной и экологической безопасности: материалы III Всерос. научно-практ. конф. (Оренбург, 25-26 ноября 2021 года). Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2021. С. 7-9.

39. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Экстремальность в туризме: психологические подходы к самообеспечению безопасности // Прикладная психология и психоанализ. 2012. № 1. С. 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 03.03.2021).

40. Соколов А. С., Манько Н. П., Ищенко В. М., Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психология туризма: постановка проблемы безопасности туристской деятельности // Вестник РМАТ. 2020. № 3. С. 115-121.

41. Бересток Т. Б. Теоретические подходы к изучению информационно-психологической безопасности в про-социальном поведении субъектов 60+ // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 8. С. 227-237.

42. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Методологические подходы к исследованию информационно-психологической безопасности // Научные труды Московского гуманитарного ун-та. 2020. № 5. С. 54-61. doi: 10.17805/ trudy.2020.5.6

43. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Иохвидов В. В. Развитие проблематики информационно-психологической безопасности в современной отечественной психологии // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 2. С. 192206. doi: 10.17805/zpu.2021.2.14

44. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Развитие психологии корпоративной безопасности в современной отечественной науке // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6, № 3 (23). С. 224-245. doi: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Ивашкин С. А. Психологическая безопасность: подходы к определению и признаки // Вестник молодого ученого Кузбасского института: сб. науч. ст. Новокузнецк, 2021. С. 197-199.

46. Рогачева Т. В. Психологическая безопасность консультирующего психолога/психотерапевта // Медицинская психология в России. 2020. T. 12, № 1. C. 3. doi: 10.24412/2219-8245-2020-1-3

47. Лупенко Н. Н., Верменикова Л. В. Социально-экономические угрозы психологической безопасности личности в период пандемии COVID-19 // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков: материалы X Всерос. науч. конф. (Сочи, 9-10 октября 2020 года). М.: Мир науки, 2020. С. 102-109. URL: https://izd-mn.com/PDF/53MNNPK20.pdf (дата доступа: 03.03.2022). doi: 10.15862/53MNNPK20

48. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Психологическая феноменология лингвистической безопасности в условиях социокультурных трансформаций // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Междунар. науч. конф. (Москва, МосГУ 14-16 ноября 2019 г.). Доклады и материалы: в 2 ч. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2019. С. 345-350.

49. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологическое содержание модели лингвистической безопасности личности преподавателя вуза // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 4. С. 12. URL: http://ppip.idnk. ru (дата обращения: 03.03.2021).

50. Кисляков П. А., Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психолингвистическая безопасность личности студента и ее обеспечение в процессе обучения в вузе // Язык и культура. 2020. № 49. С. 199-218.

51. Силкина Н. В., Кашник О. И. Социально-психологическая безопасность работников транспортных предприятий в условиях реализации концепции «цифровая железная дорога» // Политранспортные системы: материалы XI Междунар. научно-техн. конф. (Новосибирск, 12-13 ноября 2020 года). Новосибирск: Сибирский гос. ун-т путей сообщения, 2020. С. 890-896.

52. Соловьева Е. В., Сопова А. А. Манипулятивное влияние в контексте проблемы социально-психологической безопасности личности // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сб. ст. Всерос. на-учно-практ. конф. с международным участием (Ставрополь, 10 ноября 2020 года) / под ред. И. В. Белаше-вой, Н. В. Козловской, А. С. Лукьянова, Э. В. Терещенко. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. С. 111-114.

53. Звездина А. А. Отношение к безопасности как профессиональный аспект в деятельности сотрудника полиции // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 1. С. 16-18.

54. Иванов М. С. Угроза терроризма в системе отношений к личной безопасности // Актуальные проблемы формирования в российском обществе научного и учебного знания по противодействию терроризму и экстремизму: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием «Актуальные проблемы формирования в российском обществе научного и учебного знания по противодействию терроризму и экстремизму», Новосибирск, 21-23 декабря 2017 г. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2018. С. 342-347.

55. Кора Н. А., Еремеева Т. С. Психолого-педагогическое обеспечение личностной безопасности студенческой молодежи в условиях терроризма и экстремизма // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 2 (19). С. 153-155.

56. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: сб. материалов Всероссийской конф. Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ин-т, 2016. С. 306-308.

57. Бересток Т. Б. Воздействие просоциального поведения на информационно- психологическую безопасность субъектов 60+ // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4, № 5. С. 108-112.

58. Боязитова И. В., Эркенова М. М. Личностный потенциал как основа психологической безопасности в пожилом возрасте // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения: материалы 10-й Межрегиональной научно-практ. конф. с междунар. участием: к 125-тилетию Л. С. Выготского (Махачкала, 17 ноября 2021 года). Махачкала: Дагестанский гос. пед. ун-т, 2021. С. 45-54.

59. Литвинова А. В. Психологическая безопасность личности как условие успешного старения // Человек в современном мире: кризис и глобализация (Конференция «Человек в современном мире: кризис и глобализация». Москва, 1-27 июля 2020 г.) / сост., ред. М. le Chanceaux, И. Э. Соколовская. М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 271-276.

60. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner // Advances in Gerontology. 2018. Vol. 8, № 3. P. 256-261. doi: 10.1134/S2079057018030116

61. Фатихова Л. Ф. Влияние интеллектуальных нарушений на способность подростков распознавать опасную ситуацию и прогнозировать ее последствия // Специальное образование. 2020. № 4 (60). С. 80-98.

62. Слюсарева Е. С., Плугина М. И. Психологическая безопасность инклюзивной образовательной среды: риск-ресурсный подход // Человек и образование. 2021. № 4 (69). С. 81-89.

63. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. История психологии безопасности: истоки и современность. М.: РУСАЙНС, 2021. 212 с.

64. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. 2016. № 10. С. 1421-1431. doi: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611

65. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Конструирование мифов безопасности в политическом сознании студенческой молодежи // Национальная безопасность / Nota Bene. 2017. № 4. С. 71-87. doi: 10.7256/24540658.2017.4.23661

Referenсes

1. Bayeva I. A. Psikhologiya bezopasnosti: istoriya, stanovleniye, perspektivy [Psychology of security: history, formation, prospects]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal - National Psychological Journal, 2007, no. 1 (2), pp. 66 (in Russian).

2. Eksakusto T. V. Teoreticheskiye osnovy sotsial'no-psikhologicheskoy bezopasnosti [Theoretical foundations of socio-psychological security]. Rostov-on-Don, SFEDU Publ., 2010. 343 p. (in Russian).

3. Kharlamenkova N. E., Tarabrina N. V., Bykhovets Yu. V et al. Psikhologicheskaya bezopasnost'lichnosti: im-plitsitnaya i eksplitsitnaya kontseptsii [Psychological security of personality: implicit and explicit concepts]. Moscow, 2017. 262 p. (in Russian).

4. Kudaka M. A., Maralov V. G., Nurtaev E. R. Otnoshenie k opasnostyam kazakhskikh i rossiyskikh studentov [Attitude to the dangers of Kazakh and Russian students]. VestnikMoskovskogogosudarstvennogo oblastnogo univer-siteta - Bulletin of the Moscow State Regional University, 2018, no. 3, pp. 156-173 (in Russian).

5. Maralov V. G., Maralova T. P., Volgareva P. A. Normativnost' povedeniya kak faktor otnosheniya k opasnostyam v starshem shkol'nom vozraste [Normativity of behavior as a factor of attitude to dangers in high school age]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta - Bulletin of the Moscow State Regional University, 2018, no. 2, pp. 20 (in Russian).

6. Pletnikov A. I., Khotinets V Yu. Soglasovannost' individual'nykh i kul'turnykh tsennostey kak faktor zashchish-chennosti podrostkov ot bulinga v shkol'noy srede [Consistency of individual and cultural values as a factor of protection of adolescents from bullying in the school environment]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2018, vol. 39, no. 4, pp. 72-85 (in Russian).

7. Georgievich M. V., Aleksandrovna K. M., Aleksandrovich M. V., Vadimovna K. S. The interconnection of social intelligence and the attitude of people to dangers. Asian Journal of Pharmaceutics, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 314-S322.

8. Krasnyanskaya T. M., Tylets V G. Adaptatsionnye stsenarii kontseptsii lichnoy bezopasnosti [Adaptation scenarios of the concept of personal security]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E: Peda-gogicheskiye nauki - Bulletin of Polotsk State University. Series E: Pedagogical Sciences, 2018, no. 7, pp. 69-74 (in Russian).

9. Krasnyanskaya T. M., Tylets V G., Iokhvidov V. V. Kontseptsiya lichnoy bezopasnosti kak psikhologo-krimino-logicheskiy faktor samooborony [The concept of personal security as a psychological and criminological factor of self-defense]. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal - All-Russian Criminological Journal, 2018, vol. 12, no. 6, pp. 826-835 (in Russian). doi: 10.17150/2500-4255.2018.12(6).826-835

10. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G., Iokhvidov V. V. Transformatsiya kontseptsii lichnoy bezopasnosti v usloviyakh napravlennogo psikhologicheskogo davleniya [Transformation of the concept of personal security in conditions of directed psychological pressure]. Znaniye. Ponimaniye. Umenie - Knowledge. Understanding. Ability, 2021, no. 4, pp. 246-257 (in Russian). doi: 10.17805/zpu.2021.4.21

11. Kostousov A. G., Ivanov M. S. Psikhologicheskiye faktory sformirovannosti predstavleniy o bezopasnosti u kur-santov voyennogo vuza [Psychological factors of the formation of ideas about security among cadets of a military university]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, 2017, no. 2, pp. 141-150 (in Russian).

12. Tylets V G., Krasnyanskaya T. M. Predstavleniya studentov o psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy lingvisticheskogo vuza [Students' ideas about the psychological safety of the educational environment of a linguistic university]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovaniye i pedagogicheskiye nauki - Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences, 2021, vol. 3(840), pp. 233-246 (in Russian). doi: 10.52070/2500-3488_2021_3_840_233

13. Tylets V. G., Krasnyanskaya T. M. Psikhologicheskiye osobennosti predstavleniy lyubiteley proizvedeniy fantas-ticheskogo i detektivnogo zhanrov o sub"ekte bezopasnosti [Psychological features of the ideas of fans of works of fiction and detective genres about the subject of security]. Eksperimental'naya psikhologiya - Experimental psychology, 2020, vol. 13, no. 3, pp. 180-193 (in Russian). doi: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130314

14. Smirnova O. V. Predstavleniya o bezopasnosti v yunosheskom vozraste: polovoy i gendernyy aspekt [Ideas about safety in adolescence: sexual and gender aspect]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve - A woman in Russian society, 2020, no. 1, pp. 85-100 (in Russian).

15. Berestok T. B. Prosotsial'noye povedeniye kak moshchneyshiy resurs stabil'nosti informatsionno-psikhologiches-koy bezopasnosti lichnosti starshe 60 let [Prosocial behavior as a powerful resource for the stability of information and psychological security of a person over 60 years old]. Natsional'noye zdorov'e - National Health, 2021, no. 3, pp. 31-34 (in Russian).

16. Nikiforova D. M., Boyko A. D. Razrabotka programmy po optimizatsii bezopasnogo zashchitnogo i sovladayush-chego povedeniya studentov v obrazovatel'noy srede [Development of a program to optimize the safe protective and coping behavior of students in an educational environment]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2019, no. 1, pp. 105-112 (in Russian).

17. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Vizualizatsiya praktiki samoobespecheniya bezopasnosti v primetakh i obychay-akh studentov vuza [Visualization of the practice of self-sufficiency of safety in the signs and customs of university students]. Psikhologiya i psikhotekhnika - Psychology and Psychotechnics, 2015, no. 11, pp. 1158-1166 (in Russian). doi: 10.7256/2070-8955.2015.11.17018

18. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Sub"ektnoye prognozirovaniye praktik bezopasnosti v ekstremal'nykh situatsi-yakh [Subjective forecasting of safety practices in extreme situations]. Professional'noye obrazovaniye v sovre-mennom mire - Professional education in the modern world, 2021, vol. 11, no. 3, pp. 102-111 (in Russian). doi: 10.20913/2224-1841-2021-3-10

19. Nizhnikova N. A. Osnovnye podkhody k rassmotreniyu praktik bezopasnosti v deyatel'nosti spetsialistov ekstremal'nogo profilya [Basic approaches to the consideration of safety practices in the activities of extreme specialists]. Prikladnayapsikhologiya ipsikhoanaliz, 2021, no. 2, p. 7 (in Russian).

20. Zvezdina A. A., Nikolayeva O. V. Tip myshleniya kak determinanta povedeniya v ekstremal'nykh situatsiyakh [Type of thinking as a determinant of behavior in extreme situations]. Problemy professional'nogo razvitiya sotrudnikov OVD: sbornik materialov Mezhvedomstvennoy konferentsii (Moskva, 15 noyabrya 2018 g.) [Problems of professional development of police officers: collection of materials of the Interdepartmental Conference (Moscow, November 15, 2018)]. Moscow, Moscow University of the MVD Publ., 2019. Pp. 92-96 (in Russian).

21. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Psikhologicheskie resursy bezopasnosti lichnosti s razlichnym opytom ekstremal'nosti [Psychological resources of personal security with various experiences of extremity]. Mediko-bi-ologicheskiye i sotsial'no-psikhologicheskiye problemy bezopasnosti v chrezvychaynykh situatsiyakh - Medico-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations, 2015, no. 2, pp. 100-107 (in Russian).

22. Tylets V G., Krasnyanskaya T. M. Proyektirovaniye prepodavatelem sub"ektnoy bezopasnosti v ekstremal'nykh situatsiyakh [Designing by a teacher of subjective security in extreme situations]. Uchitel'v sisteme sovremennogo antropologicheskogo znaniya: materialy XIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Teacher in the system of modern anthropological knowledge: materials of the XII International Scientific and Practical Conference]. Eds. L. L. Red'ko, S. V. Bobryshova, E. G. Ponomareva. Stavropol', 2016. Pp. 390-395 (in Russian).

23. Bayeva I. A. Psikhologicheskaya bezopasnost'v obrazovanii [Psychological safety in education]. Saint Petersburg, RGPU im. A. I. Gertsena Publ., Soyuz Publ., 2002. 271 p. (in Russian).

24. Kislyakov P., Shmeleva E. Media education in training students to provide information and psychological security. Mediaobrazovaniye - Media education, 2018, no. 1, pp. 107-116.

25. Krasnyanskaya T. M., Tylets V G., Lyakhov A. V. Stsenarnoye konstruirovaniye bezopasnosti studentami s raznym urovnem tolerantnosti k neopredelennosti [Scenario design of safety by students with different levels of tolerance to uncertainty]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya - The World of Science. Pedagogy and Psychology, 2020,

no. 4. (in Russian). URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN420.pdf (accessed 3 March 2022). doi: 10.15862/58PSMN420

26. Sudarik A. N., Zdorova S. V. Znacheniye protsessa formirovaniya kommunikativnoy kompetentnosti studentov-psikhologov v obespechenii psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy vuza [The significance of the process of forming the communicative competence of psychology students in ensuring the psychological safety of the educational environment of the university]. Psikhologiya obucheniya - Psychology of Education, 2018, no. 1, pp. 100-109. (in Russian).

27. Akhmadeyeva E. V. Psikhologicheskaya bezopasnost' sem'i kak konsolidiruyushchiy faktor v polietnicheskoy srede [Psychological safety of the family as a consolidating factor in a multiethnic environment]. Vlast'- The Authority, 2020, vol. 28, no. 5, pp. 18-24 (in Russian).

28. Ponomareva I. V., Azarova E. S. Lichnostnaya bespomoshchnost' i psikhologicheskaya bezopasnost' u podrostkov, perezhivayushchikh utratu roditeley v usloviyakh zameshchayushchey sem'i [Personal helplessness and psychological safety in adolescents experiencing the loss of parents in a substitute family]. Psikhologicheskoye blagopo-luchiye sovremennogo cheloveka: marerialy Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychological well-being of a modern person: materials of the international correspondence scientific and practical conference. Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, 2018. Pp. 148-160 (in Russian).

29. Shirokaya S. V, Novikova I. A. Psikhologicheskaya bezopasnost' rebenka v nepolnoy sem'e [Psychological safety of a child in a single-parent family]. Psikhologiya i sovremennyy mir. Sub"ekt zhiznedeyatel'nosti v sovremen-nom obshchestve: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (Arkhangelsk, 22 aprelya 2021 g.) [Psychology and the modern world. The subject of life in modern society: materials of the All-Russian Scientific Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists (Arkhangelsk, April 22, 2021)]. Arkhangel'sk, NARFU Publ., 2021. Pp. 92-97 (in Russian).

30. Krasnyanskaya T. M., Tylets V G. Printsip bezopasnosti v psikhologicheskikh issledovaniyakh problem tsi-frovizatsii [The principle of security in psychological studies of digitalization problems]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2020, no. 2, pp. 152-166 (in Russian). doi: 10.17805/zpu.2020.2.14

31. Mozokhina E. S. Sotsial'nye i psikhologicheskiye aspekty tsifrovizatsii obrazovaniya [Social and psychological aspects of digitalization of education]. Aktual'nyeproblemy sotsial'noy i ekonomicheskoypsikhologii: metodologi-ya, teoriya, praktika: sbornik nauchnykh statey [Actual problems of social and economic psychology: methodology, theory, practice: collection of scientific articles]. Moscow, SVIVT Publ., 2021. Pp. 215-223 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47569793 (accessed 3 March 2022).

32. Stolyarchuk E. A., Yurkova Yu. Yu., Zaruchnikova N. O., Vodop'yanova N. E. Rol' sub"ektivnykh faktorov v obespechenii psikhologicheskoy bezopasnosti v IT-deyatel'nosti [The role of subjective factors in ensuring psychological security in IT activities]. Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya psikhologii truda i organizatsi-onnoypsikhologii [Current state and prospects of development of labor psychology and organizational psychology]. Ed.: Grachev A. A., Zhuravlev A. L., Zankovskiy A. N. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2021. Pp. 342358. (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47694201&selid=47694228 (accessed 3 March 2022). doi: 10.38098/conf_21_0440

33. Balint I., Murani M. Psikhologiya bezopasnosti truda. Perevods vengerskogo [Psychology of occupational safety. Translation from Hungarian]. Moscow, Profizdat Publ., 1968. 208 p. (in Russian).

34. Eliseyev S. A. Osnovnye problemy psikhologii bezopasnosti truda [The main problems of occupational safety psychology]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 1982, vol. 3, no. 5, pp. 97-105 (in Russian).

35. Galchenko A. S., Kulikova T. N., Lebedeva M. E., Sof'ina V. N. Issledovaniye psikhologicheskoy bezopasnosti professional'noy sredy i faktorov, vliyayushchikh na lichnostno-professional'noe razvitiye rukovoditeley [Research of psychological safety of professional environment and factors influencing personal and professional development of managers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina - Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin, 2021, no. 2, pp. 122-141 (in Russian).

36. Kotik M. A. Psikhologiyazashchishchennosti cheloveka otopasnosti vprofessional'noy deyatel'nosti. Avtoref. dis. dokt. psikhol. nauk [Psychology of human security from danger in professional activity. Abstract of thesis ... doct. psychol. sci.]. Leningrad, 1985. 30 p. (in Russian).

37. Ivanov M., Yanitskiy M., Pelekh Y., Rudiuk O., Tomanek M. Fears concerning own future and personal safety strategies of student-athletes. Journal of Physical Education and Sport, 2021, vol. 21, no. Suppl. 3, pp. 2112-2119.

38. Avdokhina S. S., Solopova V. A. Bezopasnost' v ekstremal'nom turizme [Safety in extreme tourism]. Regional'nye problemy geologii, geografii, tekhnosfernoy i ekologicheskoy bezopasnosti: materialy III Vserossiyskoy nauchno-

prakticheskoy konferentsii (Orenburg, 25-2б noyabrya 2021 goda) [Regional problems of geology, geography, technosphere and environmental safety. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference (Orenburg, November 25-2б, 2021)]. Orenburg, Orenburg State University Publ., 2021. Pp. 7-9 (in Russian).

39. Krasnyanskaya T. M., Tylets V G. Ekstremal'nost' v turizme: psikhologicheskiye podkhody k samoobespecheniyu bezopasnosti [Extremity in tourism: psychological approaches to self-sufficiency of security]. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz - Applied psychology and psychoanalysis, 2012, no. 1, pp. 3 (in Russian). URL: http:// ppip.idnk.ru (accessed 3 March 2021).

40. Sokolov A. S., Man'ko N. P., Ishchenko V. M., Tylets V. G., Krasnyanskaya T. M. Psikhologiya turizma: postanovka problemy bezopasnosti turistskoy deyatel'nosti [Psychology of tourism: statement of the problem of safety of tourist activity]. VestnikRMAT- Bulletin of the RMAT, 2020, no. 3, pp. 115-121 (in Russian).

41. Berestok T. B. Teoreticheskiye podkhody k izucheniyu informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti v prosotsial'nom povedenii sub"ektov б0+ [Theoretical approaches to the study of information and psychological security in the prosocial behavior of subjects б0+]. Obzor pedagogicheskikh issledovaniy - Review of pedagogical research, 2021, v. 3, no. 8, pp. 227-237 (in Russian).

42. Krasnyanskaya T. M., Tylets V G. Metodologicheskiye podkhody k issledovaniyu informatsionno-psikhologiches-koy bezopasnosti [Methodological approaches to the study of information and psychological security]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta - Scientific works of the Moscow Humanitarian University, 2020, no. 5, pp. 54-01 (in Russian). doi: 10.17805/trudy.2020.5.6

43. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G., Iokhvidov V V. Razvitiye problematiki informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti v sovremennoy otechestvennoy psikhologii [The development of the problems of information and psychological security in modern Russian psychology]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Ability, 2021, no. 2, pp. 192-206 (in Russian). doi: 10.17805/zpu.2021.2.14

44. Tylets V. G., Krasnyanskaya T. M. Razvitie psikhologii korporativnoy bezopasnosti v sovremennoy otechestven-noy nauke [The development of corporate security psychology in modern Russian science]. lnstitut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya - Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology, 2021, vol. 6, no. 3(23), pp. 224-245 (in Russian). doi: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_09

45. Ivashkin S. A. Psikhologicheskaya bezopasnost': podkhody k opredeleniyu i priznaki [Psychological safety: approaches to definition and signs]. Vestnik molodogo uchenogo Kuzbasskogo instituta: sbornik nauchnykh statey [Bulletin of the young scientist of the Kuzbass Institute: collection of scientific articles]. Novokuznetsk, 2021. Pp. 197-199 (in Russian).

46. Rogacheva T. V. Psikhologicheskaya bezopasnost' konsul'tiruyushchego psikhologa/psikhoterapevta [Psychological safety of a consulting psychologist/psychotherapist]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii - Medical psychology in Russia, 2020, vol. 12, no. 1, pp. 3 (in Russian). doi: 10.24412/2219-8245-2020-1-3

47. Lupenko N. N., Vermenikova L. V. Sotsial'no-ekonomicheskiye ugrozy psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti v period pandemii COVID-19 [Socio-economic threats to psychological security of the individual during the CO-VID-19 pandemic]. Psikhologiya bezopasnosti i psikhologicheskaya bezopasnost': problemy vzaimodeystviya teo-retikov i praktikov: materialyX Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (Sochi, 9-10 oktyabrya 2020 goda) [Psychology of security and psychological security: problems of interaction between theorists and practitioners: materials of the X All-Russian Scientific Conference (Sochi, October 09-10, 2020)]. Moscow, Mir nauki Publ., 2020. Pp. 102-109 (in Russian). URL: https://izd-mn.com/PDF/53MNNPK20.pdf (accessed 3 March 2022). doi: 10.15862/53MNNPK20

48. Krasnyanskaya T. M., Tylets V G. Psikhologicheskaya fenomenologiya lingvisticheskoy bezopasnosti v uslovi-yakh sotsiokul'turnykh transformatsiy [Psychological phenomenology of linguistic security in the conditions of socio-cultural transformations]. Vyssheye obrazovaniye dlyaXXIveka: rol 'gumanitarnogo obrazovaniya v kontek-ste tekhnologicheskikh i sotsiokul'turnykh izmeneniy: XVMezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya (Moskva, MosGU, 14-16 noyabrya 2019 g.). Doklady i materialy: v 2kh chastyakh [Higher Education for the XXI Century: the role of Humanities education in the context of technological and Socio-cultural changes: XV International Scientific Conference (Moscow, Moscow State University, November 14-16, 2019). Reports and material: in 2 parts]. Moscow, MosGU Publ., 2019. Pp. 345-350 (in Russian).

49. Tylets V G., Krasnyanskaya T. M. Psikhologicheskoe soderzhanie modeli lingvisticheskoy bezopasnosti lichnosti prepodavatelya vuza [Psychological content of the model of linguistic security of a university teacher's personality]. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz - Applied psychology and psychoanalysis, 2016, no. 4, pp. 12 (in Russian). URL: http://ppip.idnk.ru (accessed 3 March 2021).

50. Kislyakov P. A., Sorokoumova S. N., Egorova P. A. Psikholingvisticheskaya bezopasnost' lichnosti studenta i eye obespecheniye v protsesse obucheniya v vuze [Psycholinguistic security of a student's personality and its provision in the process of studying at a university]. Yazyk i kul'tura - Language and culture, 2020, no. 49, pp. 199-218 (in Russian).

51. Silkina N. V., Kashnik O. I. Sotsial'no-psikhologicheskaya bezopasnost' rabotnikov transportnykh predpriyatiy v usloviyakh realizatsii kontseptsii «tsifrovaya zheleznaya doroga» [Socio-psychological safety of employees of transport enterprises in the context of the implementation of the concept "digital railway"]. Politransportnye siste-my: materialy XIMezhdonarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii (Novosibirsk, 12-13 noyabrya 2020 goda) [Polytransport systems. Materials of the XI International Scientific and Technical Conference (Novosibirsk, November 12-13, 2020)]. Novosibirsk, Sibirian Transport University Publ., 2020. Pp. 890-896 (in Russian).

52. Solov'eva E. V, Sopova A. A. Manipulyativnoye vliyaniye v kontekste problemy sotsial'no-psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti [Manipulative influence in the context of the problem of socio-psychological security of the individual]. Psikhologicheskoye zdorov'e lichnosti: teoriya ipraktika: teoriya ipraktika: sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem (Stavropol', 10 noyabrya 2020 goda) [Psychological health of the individual: theory and practice. Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Stavropol, November 10, 2020)]. Ed. I. V. Belashevoy, N. V. Kozlovskoy, A. S. Luk'yanova, E. V Tereshchenko. Stavropol', SKFU Publ., 2020. Pp. 111-114 (in Russian).

53. Zvezdina A. A. Otnosheniye k bezopasnosti kak professional'nyy aspekt v deyatel'nosti sotrudnika politsii [Attitude to security as a professional aspect in the activities of a police officer]. Mezhdunarodnyy zhurnal psikhologii i pedagogiki v sluzhebnoy deyatel'nosti - International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity, 2019, no. 1, pp. 16-18 (in Russian).

54. Ivanov M. S. Ugroza terrorizma v sisteme otnosheniy k lichnoy bezopasnosti [The threat of terrorism in the system of relations to personal security]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem «Aktual'nye problemy formirovaniya v rossiyskom obshchestve nauchnogo i uchebnogo znaniya po protivodeystviyu terrorizmu i ekstremizmu» [Materials of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation "Actual problems of formation in the Russian society of scientific and educational knowledge on countering terrorism and extremism" (Novosibirsk, December 21-23, 2017)]. Novosibirsk, NSPU Publ., 2018. Pp. 342-347 (in Russian).

55. Kora N. A., Eremeyeva T. S. Psikhologo-pedagogicheskoye obespecheniye lichnostnoy bezopasnosti stu-dencheskoy molodezhi v usloviyakh terrorizma i ekstremizma [Psychological and pedagogical support of personal safety of student youth in conditions of terrorism and extremism]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal - Baltic Humanitarian Journal, 2017, vol. 6, no. 2 (19), pз. 153-155 (in Russian).

56. Krasnyanskaya T. M., Tylets V G. Printsip bezopasnosti v formirovanii antiterroristicheskogo povedeniya molo-dezhi [The principle of security in the formation of anti-terrorist behavior of youth]. Mezhdunarodno-pravovye sredstva protivodeystviya terrorizmu v usloviyakh globalizatsii. Problemy terroristicheskogo naemnichestva sredi molodezhi i puti ikh preodoleniya: sbornik matetialov Vserossiyskoy konferentsii [International legal means of countering terrorism in the context of globalization. Problems of terrorist mercenary activity among young people and ways to overcome them. Collection of materials of the All-Russian conference]. Stavropol', Stavropol state pedagogical institute Publ., 2016. Pp. 306-308 (in Russian).

57. Berestok T. B. Vozdeystvie prosotsial'nogo povedeniya na informatsionno-psikhologicheskuyu bezopasnost' sub"ektov 60+ [The impact of prosocial behavior on the information and psychological security of subjects 60+]. International Journal of Medicine and Psychology, 2021, vol. 4, no. 5, pp. 108-112 (in Russian).

58. Boyazitova I. V., Erkenova M. M. Lichnostnyy potentsial kak osnova psikhologicheskoy bezopasnosti v pozhilom vozraste [Personal potential as the basis of psychological security in old age]. Gumanizatsiya innovatsionnogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh: perspektivy i dostizheniya: materialy 10-y Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem: k 125-tiletiyu L. S. Vygotskogo (Makhachkala, 17 noyabrya 2021) [Humanization of innovative education in modern conditions: prospects and achievements: materials of the 10th interregional scientific and practical conference with international participation: to the 125th anniversary of L.S. Vygotsky (Makhachkala, November 17, 2021)]. Makhachkala, Dagestan state pedagogical university Publ., 2021. Pp. 45-54 (in Russian).

59. Litvinova A. V. Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti kak usloviye uspeshnogo stareniya [Psychological security of personality as a condition for successful aging]. Konferentsiya «Chelovek v sovremennom mire: krizis i globalizatsiya». Moskva, 1-27 iyulya 2020g. [Conference "Man in the Modern World: Crisis and Globalization".

Moscow, July 01-27, 2020]. Compiled, ed. M. le Chanceaux, I. E. Sokolovskaya. Moscow, Entsiklopedist-Maksi-mum Publ., 2020. Pp. 271-276 (in Russian).

60. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner. Advances in Gerontology, 2018, vol. 8, no. 3, pp. 256-261. doi: 10.1134/S2079057018030116

61. Fatikhova L. F. Vliyaniye intellektual'nykh narusheniy na sposobnost' podrostkov raspoznavat' opasnuyu situ-atsiyu i prognozirovat' eye posledstviya [The influence of intellectual disabilities on the ability of adolescents to recognize a dangerous situation and predict its consequences]. Spetsial'noye obrazovaniye - Special education, 2020, no. 4 (60), pp. 80-98 (in Russian).

62. Slyusareva E. S., Plugina M. I. Psikhologicheskaya bezopasnost' inklyuzivnoy obrazovatel'noy sredy: risk-resursnyy podkhod [Psychological safety of an inclusive educational environment: a risk-resource approach]. Chelovek i obrazovaniye - Man and education, 2021, no. 4 (69), pp. 81-89 (in Russian).

63. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Istoriya psikhologii bezopasnosti: istoki i sovremennost' [History of security psychology: origins and modernity]. Moscow, RUSAYNS Publ., 2021. 212 p. (in Russian).

64. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Implementatsiya printsipa bezopasnosti v politicheskoy psikhologii [Implementation of the principle of security in political psychology]. Politika i Obshchestvo - Politics and Society, 2016, no. 10, pp. 1421-1431 (in Russian). doi: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611

65. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Konstruirovanie mifov bezopasnosti v politicheskom soznanii studencheskoy molodezhi [Constructing myths of security in the political consciousness of student youth]. Natsional'naya bezopasnost' / nota bene - National security / nota bene, 2017, no. 4, pp. 71-87. (in Russian). doi: 10.7256/24540658.2017.4.23661

Информация об авторах

Краснянская Т. М., доктор психологических наук, профессор, Московский гуманитарный университет (ул. Юности, 5, Москва, Россия, 111395). E-mail: [email protected]

Тылец В. Г., доктор психологических наук, профессор, Московский государственный лингвистический университет (ул. Остоженка, 38, стр. 1, Москва, Россия, 119034). E-mail: [email protected]

Information about the authors

Krasnyanskaya T. M., Doctor of Psychological Sciences, Professor, Moscow University for the Humanities (ul. Yunosti, 5, Moscow, Russian Federation, 111395). E-mail: [email protected]

Tylets V. G., Doctor of Psychological Sciences, Professor, Moscow State Linguistic University (ul. Ostozhenka, 38, 1, Moscow, Russian Federation, 119034). E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.03.2022; принята к публикации 28.04.2022 The article was submitted 04.03.2022; accepted for publication 28.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.