Научная статья на тему 'Темпоральные аспекты психологической безопасности'

Темпоральные аспекты психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
919
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность / темпоральная чувствительность / темпоральная нестабильность / потребность в безопасности / состояние безопасности / переживание безопасности / безопасное поведение. / psychological safety / temporal sensitivity / temporal instability / need for security / state security / the experience of security / safe behavior.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснянская Татьяна Максимовна, Тылец Валерий Геннадьевич

Предметом статьи выступили феномены субъектной проекциибезопасности; цель работы – демонстрация их темпоральногосвоеобразия. Теоретический анализ и собственные эмпирические данные позволили выделить три класса темпорально свое-образных феноменов психологической безопасности: первыйобразован переживанием человеком ощущения, восприятия иличувства безопасности; второй – переживанием субъектом состояний безопасности различной градации; третий класс представ-лен различными формами реагирования субъекта на условиясреды в соответствии с целями безопасности. Для феноменовпсихологической безопасности каждого класса обозначены ихведущие функции в психической жизни человека. Установленасвязь каждого класса темпорально чувствительных феноменовпсихологической безопасности с индивидуальными характеристиками их субъекта. Результаты представленного исследованияобозначают перспективы дальнейшей разработки проблемыпсихологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Краснянская Татьяна Максимовна, Тылец Валерий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temporal Aspects of Psychological Safety

The subject of the present study were phenomena of subjective projection of security. The aim of the study was to demonstrate their temporal identity. Theoretical analysis and own empirical data allowed the author to identify three classes of temporal phenomena peculiar psychological security. The first class is formed by human experiences sensations, perceptions or feelings of security. The second class of phenomena of psychological safety experience formed the subject of the security status of various gradations. The third class of phenomena of psychological safety is represented by different forms of acting out subject to the conditions of the environment in accordance with the security objectives. Phenomena for psychological security of each class marked their leadership roles in mental life. The connection of each class of phenomena temporally sensitive psychological security to the individual characteristics of the subject. The results of the present study indicate the prospects for further development of the problem of psychological safety.

Текст научной работы на тему «Темпоральные аспекты психологической безопасности»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

modem psychology of understanding). Voprosy Psikholo-gii (Voprosy Psychologii), 1994, no. 2, pp. 55-63.

11. Bocharova E. E. Strukturno-soderzhatel’nye kharakte-ristiki samoregulyatsii sotsial’nogo povedeniya lichnosti predstaviteley raznykh etnogrupp (Structural and content-rich characteristics of personality’s social behavior by representatives of different ethnic groups). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2015, vol. 15, iss. 1, pp. 84-88.

12. Gritsenko V V Issledovanie sub”ektivnogo blagopo-luchiya russkikh i khakasov v usloviyakh obshchestvenno-ekonomicheskikh peremen (Investigation of Russians’ and Khakass’ subjective well-being in conditions of social and

economical changes). Problemy sotsialnoy psikhologii lichnosti (Problems of personality’s social psychology), Saratov, 2004, pp. 132-147.

13. Prokhorov A. O., Larionova I. G. Etnokul’tural’naya identichnost’ i samoregulyatsiya psikhicheskikh sostoya-niy (na primere russkikh i tatar). (Ethno-cultural identity and self-regulation of psychic states self-regulation at example of Russians and Tatars). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 2007, vol. 28, no. 6, pp. 59-60.

14. Shamionov R. M. Psikhologiya sotsial’nogo povedeniya lichnosti (Psychology of personality’s social behavior). Saratov, 2009. 186 p.

УДК 159.1

ТЕМПОРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Краснянская Татьяна Максимовна -

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки E-mail: ktm8@yandex.ru

Тылец Валерий Геннадьевич -

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки E-mail: valerytylets@yandex.ru

Предметом статьи выступили феномены субъектной проекции безопасности; цель работы - демонстрация их темпорального своеобразия. Теоретический анализ и собственные эмпирические данные позволили выделить три класса темпорально своеобразных феноменов психологической безопасности: первый образован переживанием человеком ощущения, восприятия или чувства безопасности; второй - переживанием субъектом состояний безопасности различной градации; третий класс представлен различными формами реагирования субъекта на условия среды в соответствии с целями безопасности. Для феноменов психологической безопасности каждого класса обозначены их ведущие функции в психической жизни человека. Установлена связь каждого класса темпорально чувствительных феноменов психологической безопасности с индивидуальными характеристиками их субъекта. Результаты представленного исследования обозначают перспективы дальнейшей разработки проблемы психологической безопасности.

Ключевые слова: психологическая безопасность, темпоральная чувствительность, темпоральная нестабильность, потребность в безопасности, состояние безопасности, переживание безопасности, безопасное поведение.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2015-15-3-70-75

Вполне объяснимое для ряда последних десятилетий внимание социума к проблемам безопасности обусловило формирование разностороннего интереса к ним со стороны научного сообщества. В настоящее время безопасность утвердилась в

качестве объекта научных изысканий философии, политологии, экономики, юриспруденции, педагогики. Междисциплинарность разработки проблематики позволила не только выстроить методологию, но, что особенно важно, детализировать многие прикладные аспекты практики достижения безопасности. Помещение безопасности в исследовательское пространство психологии обеспечило признание человека не только в качестве ведущей причины её нарушения, но и ключевого фактора обеспечения [1-4]. Стимулировав научные изыскания в области психологической составляющей, оно также содействовало росту объёмов соответствующих практикоориентированных разработок [5-7]. Оформившись в научное направление примерно на рубеже веков, психология безопасности к настоящему времени выстроила собственный понятийный аппарат [8-9] и утвердила самостоятельность своего дисциплинарного статуса в предметном поле психологического знания. Вместе с тем как любая исследовательская область, продолжающая интенсивно развиваться, она сохраняет проблемные «зоны», не получившие ещё достаточной теоретико-практической визуализации и интерпретации. К ним мы относим темпоральные аспекты феномена психологической безопасности.

© Краснянская Т. М., Тылец В. Г., 2015

Т. М. Краснянская, В. Г. Тылец. Темпоральные аспекты психологической безопасности

Особенности психологической безопасности в контексте вопросов времени до сих пор всего лишь эпизодически попадали в фокус научной рефлексии [10-14]. В результате не использованным остаётся значительный объяснительный потенциал, которым, с нашей точки зрения, обладает введение в исследовательское пространство психологии безопасности категории времени как фундаментальной константы бытия.

Данное утверждение базируется на признании безопасности в качестве особой интегративной, имеющей субъективную основу характеристики реальности. Мы исходим из отсутствия абстрактной универсальной безопасности, но наличия множества её реализаций для различных объектов и условий. При том, что безопасность может относиться к одной сфере жизнедеятельности, её идентификация основывается на оценке ряда параметров. Го -воря о безопасности человека, источник обычно имеет в виду такую организацию мира, которая соответствует его восприятию в качестве упорядоченного, стабильного, во многом предсказуемого, дающего возможность сохранять себя в субъективно приемлемом качестве (быть защищённым), одновременно не утрачивая способности к продвижению в развитии к большим достижениям, к лучшей жизни. В этом смысле безопасность выступает основой психологического комфорта и субъектного благополучия человека [15]. Её отсутствие ассоциируется с действием на него разнообразных негативных факторов, несущих серьёзные потери, ущерб, раны, гибель. Будучи атрибутом жизненно привлекательной реальности, на уровне человека безопасность имеет специальный психический аппарат своего отражения и воспроизводства, образующий феноменологию, относимую нами к психологической безопасности. В итоге при характеристике безопасности человека анализу может подвергаться следующий комплекс субъектных феноменов: ощущение безопасности, восприятие безопасности, потребность безопасности, чувство безопасности, переживание безопасности, состояние безопасности, аксидентальная способность (способность к безопасности), безопасное поведение и общение.

Все обозначенные феномены, характеризуя особенности психики человека, в той или иной степени подвержены влиянию времени, могут под его влиянием изменять свои параметры (интенсивность, осознанность, глубину, длительность и т.д.). Их подверженность действию времени позволяет говорить о темпоральной чувствительности феноменов психологической безопасности человека. Основываясь на особен-

ностях темпорального обусловливания, подразделим их на три основных класса.

Один из них образуют феномены психологической безопасности, обеспечивающие фрагментарное отражение субъектом средовых условий жизни в единстве внешних и внутренних факторов с целью выявления степени их соответствия сформированной у него потребности в безопасности. Данный класс феноменов включает складывающиеся у субъекта ощущение, восприятие или чувство безопасности (опасности). Для этого класса ведущей является информационная функция. Отражая референтные для безопасности особенности среды, такие феномены формируют у него соответствующее представление о текущем моменте, а также о возможных для него изменениях. Единство когнитивного и аффективного планов отражения гарантирует полноту познания человеком с позиции безопасности актуально создавшейся ситуации или комплекса условий. Фрагментарность текущего «среза» средовых параметров на основе обозначенных феноменов обеспечивает субъекта наиболее достоверными данными о степени безопасности для него изменяющихся условий жизнедеятельности. В ином случае возрастает вероятность устаревания информации, увеличивающего риски нарушения его безопасности.

К темпоральным характеристикам рассматриваемого класса феноменов нами относится частота и своевременность отражения субъектом значимых с точки зрения безопасности параметров среды. Обозначенные характеристики феноменов психологической безопасности, рассматриваемые нами как определяющие адекватность и полноту информации о ней, остаются ещё мало изученными. Некоторому восполнению данного пробела служит проведённый нами содержательный анализ рефлексии представителями опасных (спасателями, пожарными, сотрудниками полиции) и неопасных (педагогами, психологами, продавцами) профессий частоты отражения ими параметров среды, референтных целям безопасности. Собранные на выборке (N = 350) материалы позволили установить высокую вероятность её увеличения при актуализации для субъекта задач безопасности, осуществляемой извне или по итогам самостоятельной оценки им ситуации в качестве нестандартной, рискованной, угрожающей. Своевременность отражения значимых для безопасности параметров обеспечивается сочетанием индивидуальных особенностей человека (внимательности, чувствительности, ответственности, дисциплинированности, осторожности, заинтересованности) и уровня изменчивости текущей ситуации. При

Психология

71

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

этом для представителей опасных профессий большей значимостью обладают свойства наблюдательности и чувствительности к опасности, а для остальных - ответственности и дисциплинированности. Уровень своевременности отражения релевантных безопасности параметров закономерно возрастает при обладании субъекта опытом попадания в опасные ситуации, но падает при чрезмерной изменчивости параметров актуальной для субъекта ситуации.

Отметим, что позитивное влияние внутренней мотивации на отражение референтных безопасности признаков среды подвергается существенной девальвации при её возрастании до уровня перемотивированности субъекта, приводящей к резкому увеличению частоты получения ощущений, восприятия и чувства опасности. Сопровождающий данный эффект значительный рост напряжённости, тревожности, раздражительности, агрессии субъекта может приводить, с одной стороны, к его психическому выгоранию, с другой стороны, к более или менее существенной дезориентации в оценке своей безопасности. Пролонгированность реализации процессов ощущения, восприятия и чувства опасности может приводить к возникновению нежелательных для субъекта негативных последствий. Возможно и иное: чрезмерная статичность ситуации может сопровождаться резким падением частоты отражения субъектом её параметров, характеризующих уровень безопасности. Ограниченность вновь поступающих информационных ресурсов может привести к возникновению у субъекта, в частности, иллюзии безопасности. Выстроенная субъектом «картинка» соответствующего рода в течение времени способна привести к его демотивации в сфере безопасности. Следствием данного явления может выступить полное игнорирование им любых признаков опасности, что существенно увеличивает вероятность пробелов в восприятии возможных угроз. Высказывая эти соображения, признаем, что данная группа феноменов требует более детального эмпирического рассмотрения.

Наиболее изученным классом феноменов психологической безопасности человека, сен-зитивных к действию времени, являются психические явления, обнаруживающиеся у него в качестве состояний безопасности/небезопасности (опасности) различной градации. Актуализируясь потребностью в безопасности под влиянием некоторых несовместимых с нею ситуаций или условий (трудных, экстремальных, катастрофических), данные состояния функционируют в форме переживания им своей безопасности или опасности. Ведущим компонентом безопасности человека, понимаемой как состояние,

выступают эмоции. В случае опасности могут переживаться состояния напряжённости, гнева, раздражённости, разочарования, страха и т.д. Наступление безопасности сопровождается переживанием состояний радости, ликования, восторга, спокойствия, расслабленности и т.д. Особенностью данного класса феноменов мы считаем то, что они образуются в условиях (ситуациях) действия на человека негативных экзо- и эндогенных факторов, делающих актуальным для него возможность сохранения целостности (защищённости) на некотором уровне (физическом, психическом, духовном) и возможности дальнейшего развития в направлении значимой для него жизненной цели. В этих условиях для субъекта актуализируется значимость реализации задач самообеспечения безопасности, т.е. достижения такой подконтрольности негативных факторов, которая обеспечивает защищённость и неснижение возможности необходимого для него развития. Ситуации возникновения и исчезновения опасности сопровождаются сменой одних психических состояний на другие. Вместе с тем, вероятно, длительности перехода одной группы состояний в другую не совпадают.

Влияние времени на данный класс феноменов психологической безопасности обнаруживается дифференциацией их темпоральных характеристик субъектом проживания. Изучение научных свидетельств по проблеме в сочетании с данными собственной консультативной практики позволяет зафиксировать свойство темпорального обусловливания состояний безопасности, обозначаемое нами как темпоральная нестабильность. Данное свойство раскрывается в качестве непостоянства уровня интенсивности, осознанности и глубины переживания человеком состояния безопасности/опасности в интервале времени между событиями, требующими от него активных действий в соответствующей сфере.

Практика показывает, что начальному после восстановления (достижения) субъектом своей безопасности периоду свойственны достаточная осознанность, интенсивность и глубина переживания данного состояния. В зависимости от объёма решённой проблемы и личностных особенностей субъекта (психической устойчивости, чувствительности) переживание безопасности сохраняется более или менее длительный период, но в конце концов угасает. Под темпоральным угасанием состояния безопасности имеется в виду постепенное нивелирование остроты и глубины его переживания субъектом, вплоть до полного исчезновения из сферы осознания. В результате в более стабильные периоды жизни переживание состояния безопасности не является

72

Научный отдел

Т. М. Краснянская, В. Г. Тылец. Темпоральные аспекты психологической безопасности

актуальным для его субъекта. Оно не осознаётся им, сохраняя тем не менее свою значимость в качестве некоей нормы, требующей поддержки и воспроизводства. Возникновение угрозы приводит к возрастанию значимости для субъекта переживания состояния безопасности, что стимулирует необходимую в этой сфере активность.

Субъектно представленное состояние опасности также характеризуется темпоральной нестабильностью. Вместе с тем оно отличается от состояния безопасности вариативностью своей динамики. Можно обозначить три основных сценария развития данного состояния во времени: мгновенная максимизация с постепенным угасанием, отсроченная максимизация с постепенным угасанием и постепенная максимизация. Первый намеченный сценарий характеризуется одномоментным достижением субъектом наибольшего, пикового для него переживания состояния опасности, которое в течение времени несколько сглаживается. Такой сценарий развития во времени рассматриваемого переживания возможен при условии, когда субъект способен в кратчайшие сроки (почти мгновенно) адекватно оценить и принять на личностном уровне характер возникшей перед ним угрозы. Второй обозначенный сценарий предусматривает постепенное возрастание уровня переживания субъектом состояния опасности, по достижении пикового состояния которого происходит некоторое снижение его уровня. Данный тип проживания состояния опасности во времени возможен, в первую очередь, при развитой психологической защите субъекта опасной ситуации. В исключительных случаях возможен третий сценарий развития во времени состояния опасности, при котором его оформление у субъекта непосредственно предшествует действиям по уничтожению самой опасности. Такое возможно при мощном отрицании субъектом реальной опасности, разрушение которого приводит к активным действиям по её преодолению. Отметим, что, в отличие от состояния безопасности, ситуация опасности в норме по первому и второму рассмотренным сценариям не предполагает полного исчезновения переживания субъектом соответствующего состояния вплоть до уничтожения самой опасности. Уровень переживания состояния опасности при этом определяется развитием системы эмоционально-волевой саморегуляции субъекта, а также удалённостью от момента полного осознания характера возникшей опасности.

Можно предполагать, что ведущей для переживания во времени состояний безопасности и опасности выступает регуляторная функция. Она основывается на том, что, испытывая под

влиянием данного состояния давление различной интенсивности, субъект обнаруживает склонность к изменению уровня своей безопасности. Наряду с этим феномены безопасности класса состояний способны выполнять также сигнальную и селекционную нагрузку. Сигнальная роль рассмотренных состояний заключается в непрерывном информировании своего субъекта о степени благоприятности среды (ситуации) с точки зрения безопасности, селекционная - в дифференциации параметров среды по признакам опасности/безопасности. В целом, в отличие от первого класса феноменов психологической безопасности, феномены второго класса характеризуются непрерывностью и длительностью, позволяющей отслеживать их временную динамику.

Следующий класс выделяемых нами темпо-рально чувствительных феноменов психологической безопасности представлен различными формами реагирования субъекта на условия среды в соответствии с целями безопасности. Они значительно различаются длительностью реализации, охватывая как элементарные реакции безопасности, так и такие сложные формы, как безопасное поведение и безопасное общение. Актуализация той или иной формы реагирования зависит, с одной стороны, от условий ситуации, с другой - от задач, которые стоят перед субъектом. Развёрнутые во времени формы построения субъектом своей активности могут предполагать привлечение им более простых форм реагирования на те или иные параметры безопасности. Они характеризуются внутренней динамикой, коррелирующей или не коррелирующей с решением субъективно значимых задач в сфере безопасности. Существенной темпоральной характеристикой данного класса феноменов психологической безопасности мы считаем также их способность к совершенствованию, осуществляемому стихийно во времени или в условиях специально организованного воздействия.

Итак, в статье обобщены результаты изучения авторами проблемы психологической безопасности в темпоральном аспекте. Показано, что как проекция объективной реальности на человека психологическая безопасность образована комплексом феноменов, характеризующихся темпоральной чувствительностью. Данные феномены с учётом различий их функционирования во времени были разбиты на три класса. Представлено описание каждого темпо-рально обусловленного класса психологической безопасности, раскрыты темпоральные особенности образующих их элементов, выявлены закономерности их обнаружения в психической организации человека, их основные функции. Тем

Психология

73

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

самым подтверждена сложность психологической безопасности, подверженной детерминирующим влияниям категории времени. Обозначив основные темпоральные аспекты проблемы, статья инициирует последующие научные исследования, предусматривающие возможность их более детального опытно-эмпирического изучения.

Список литературы

1. Благодырь Е. М. Формирование представлений о безопасном поведении человека как предмете психологической науки // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 4. С. 1. URL: http://ppip.idnk. га (дата обращения: 18.11.2014).

2. Середа Е. И. Целостность и защищенность как основные критерии психологической безопасности личности // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2014. № 5. С. 289-298.

3. Татьянченко Н .П. Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2008. 26 с.

4. Тырсикова А. Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза : дис. . канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 199 с.

5. Лызь Н. А., Прима А. К., Лабынцева И. С. Субъектный подход к обеспечению безопасности студентов технического вуза // Изв. Южного федер. ун-та. Сер. Технические науки. 2012. Т 129, № 4. С. 134-140.

6. Пирмагомедова Э. А. Психологические предпосылки развития у подростков представлений о безопасности жизнедеятельности // Гуманизация образования. 2010. № 8. С. 38-46.

7. Толмачева Л. В. Основные положения педагогического проектирования культуры безопасности в техническом вузе // Сб. науч. тр. SWorld. 2007. Т. 13, № 3. С. 12-14.

8. Ежевская Т. И. Безопасность личности : система понятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 47-49.

9. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. 2013. Т 23, № 1. С. 59-64. URL: http://gesj.internet-academy. org.ge/download.php?id=2109.pdf (дата обращения: 15.07.2014).

10. Ковдра А. С. Временная перспектива личной безопасности : определение понятия и основных параметров // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2011. № 2. С. 314-318.

11. Ковдра А. С. Особенности формирования временной перспективы безопасности личности студентов вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 141-148.

12. Краснянская Т. М., Ковдра А. С. Психологическая безопасность личности : временная перспектива. Пятигорск, 2012. 168 с.

13. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 3. С. 221-225.

14. Степанова Л. Ю. Синхронизация индивидуальных и групповых ритмов как условие психологической безопасности личности в коллективе // Россия и Европа : связь культуры и экономики : материалы VI между -нар. науч.-практ. конф. (Прага, 21 июня 2013 г.) / отв. редактор Н. В. Уварина. Прага, 2013. С. 195-199.

15. ШамионовР. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004. 174 с.

Temporal Aspects of Psychological Safety

T. M. Krasnyanskaya, V. G. Tylets

Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki 7, Dolina Roz str., Essentuki, 357635, Stavropol, Russia E-mail: ktm8@yandex.ru, tyletsvalery@yandex.ru

The subject of the present study were phenomena of subjective projection of security. The aim of the study was to demonstrate their temporal identity. Theoretical analysis and own empirical data allowed the author to identify three classes of temporal phenomena peculiar psychological security. The first class is formed by human experiences sensations, perceptions or feelings of security. The second class of phenomena of psychological safety experience formed the subject of the security status of various gradations. The third class of phenomena of psychological safety is represented by different forms of acting out subject to the conditions of the environment in accordance with the security objectives. Phenomena for psychological security of each class marked their leadership roles in mental life. The connection of each class of phenomena temporally sensitive psychological security to the individual characteristics of the subject. The results of the present study indicate the prospects for further development of the problem of psychological safety.

Key words: psychological safety, temporal sensitivity, temporal instability, need for security, state security, the experience of security, safe behavior.

References

1. Blagodyr E. M. Formirovanie predstavleniy o bezopas-nom povedenii cheloveka kak predmete psikhologiches-koy nauki (Formation of representations about the safe human behavior as a subject of psychological science). Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz (Applied psychology and psychoanalysis), 2011, no. 4, p. 1. Available at: http://ppip.idnk.ru (accessed 18 November 2014).

2. Sereda E. I. Tselostnost i zashchishchennost kak os-novnye kriterii psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti (Integrity and security as the main criteria for psychological security of the person). Vestn Pskov. gos. un-ta. Ser. Sotsialno-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki (Bulletin of the Pskov State University. Ser. Social and humanitarian and psycho-pedagogical sciences), 2014, no. 5, pp. 289-298.

3. Tatyanchenko N. P. Psikhologicheskie usloviya obe-specheniya bezopasnosti lichnosti voennosluzhashchikh:

74

Научный отдел

Л. И. Ложкина. Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии

avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Psychological conditions of personal security of soldiers: summary of the thesis ... of Ph/D psychological sciences). Sochi, 2008. 26 p.

4. Tyrsikova A. D. Formirovanie strategiypsikhologiches-koy bezopasnosti studentov vuza: dis. ... kand. psikhol. nauk (Formation of psychological security strategies of university students: Thesis . of Ph/D psychological sciences). Pyatigorsk, 2012. 199 p.

5. Lyz’ N. A., Prima A. K., Labyntseva I. S. Subektnyy podkhod k obespecheniyu bezopasnosti studentov tekhnicheskogo vuza (Subjective approach to providing security of technical high school students). Izv. Yuzh-nogo feder. un-ta. Ser. Tekhnicheskie nauki (Procedings South Federal University. Ser. Technical sciences), 2012, vol. 129, no. 4, pp. 134-140.

6. Pirmagomedova E. A. Psikhologicheskie predposylki razvitiya u podrostkov predstavleniy o bezopasnosti zhiznedeyatelnosti (Psychological preconditions for the development of adolescents’ representations about life safety). Gumanizatsiya obrazovaniya (Humanization of Education), 2010, no. 8, pp. 38-46.

7. Tolmacheva L. V Osnovnye polozheniya pedagogichesk-ogo proektirovaniya kultury bezopasnosti v tekhniches-kom vuze (The main provisions of the pedagogical design of a safety culture in a technical high school). Sbornik nauchnykh trudov SWorld (Collection of scientific works SWorld), 2007, vol. 13, no. 3, pp. 12-14.

8. Ezhevskaya T. I. Bezopasnost lichnosti: sistema ponyatiy (Security of personality: system of concepts). Psikhopeda-gogika v pravookhranitelnykh organakh (Psycho-pedagogy in law enforcement), 2008, no. 4, pp. 47-49.

9. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Ponyatiynye orientiry razvitiya psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti v predmetnom pole sovremennykh issledovaniy (Conceptual guidelines for the development of psychological safety of the person in the subject field of current researches). Education Sciences and Psychology, 2013, vol. 23, no. 1, pp. 59-64. Available at: http://gesj.internet-

academy.org.ge/download.php?id=2109.pdf (accessed 15 July 2014).

10. Kovdra A. S. Vremennaya perspektiva lichnoy bezopas-nosti: opredelenie ponyatiya i osnovnykh parametrov (The time perspective of personal safety: definition and basic parameters). Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta (Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University), 2011, no. 2, pp. 314-318.

11. Kovdra A. S. Osobennosti formirovaniya vremennoy per-spektivy bezopasnosti lichnosti studentov vuza (Features of formation of the temporal perspective of security of the person of high school students). Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy (Scientific problems of Humanitarian Studies), 2012, no. 2, pp. 141-148.

12. Krasnyanskaya T. M., Kovdra A. S. Psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti: vremennaya perspektiva (Psychological security of the person: time perspective). Pyatigorsk, 2012. 168 p.

13. Krasnyanskaya T. M., Tylets V G. Vremya kak interpre-tatsionnaya kategoriya psikhologicheskogo prostranstva bezopasnosti lichnosti studenta (Time as an interpretive category of security psychological space of the individuality of the student). Vestn. Pyatigorsk. gos. lingv. un-ta (Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University), 2012, no. 3, pp. 221-225.

14. Stepanova L. Yu. Sinkhronizatsiya individualnykh i gruppovykh ritmov kak uslovie psikhologicheskoy bezo-pasnosti lichnosti v kollektive (Synchronization of individual and group rhythms as a condition of psychological safety of the person in the team). Rossiya iEvropa: svyaz kultury i ekonomiki: materialy VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf (Praga, 21 iyunya 2013 g.). Otv. redaktor N. V Uvarina. (Russia and Europe: the relationship of culture and economy. Ed. by N. V. Uvarina). Praga, 2013, pp. 195-199.

15. Shamionov R. M. Psikhologiya subektivnogo blagopo-luchiya lichnosti (Psychology of subjective well-being of the person). Saratov, 2004. 174 p.

УДК 159.9

КОМПЛАЕНС КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Ложкина Лада Ивановна -

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психиатрии и клинической психологии, Северный государственный медицинский университет, Архангельск E-mail: LadaL1@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению проблемы комплаенса пациентов к лечебно-реабилитационному процессу. Осуществлен теоретический междисциплинарный анализ проблемы. Представлен обзор тенденций исследования комплаенса, методов его оценки и факторов, влияющих на комплаентное поведение. Особое внимание уделяется актуальности изучения комплаенса в психо-

логии. Указывается на то, что пациента необходимо рассматривать, как носителя субъективной реальности, состоящей из взаимосвязанных психических явлений разного уровня осознания и проявляющихся в психологических фактах, в контексте болезни одним из таких фактов выступает комплаенс. Придерживаясь позиции, что проблема комплаенса носит междисциплинарный

© Ложоина Л. И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.