Научная статья на тему 'Проблема информационно-психологической безопасности личности в современных психологических исследованиях'

Проблема информационно-психологической безопасности личности в современных психологических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3364
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чемоданова Мария Владимировна

Введение. В статье представлены результаты исследования публикационной активности по проблеме информационно-психологической безопасности (ИПБ) в современной российской науке. Актуальность данной темы обусловлена критическими изменениями информационной среды, затрагивающими все сферы бытия человека, трансформирующими систему социальных отношений и способы ориентировки индивида в окружающем мире. В первую очередь, эта проблема связана с воздействием недоброкачественной информации на сознание индивида, угрожающей его интеллектуальному, духовному и физическому развитию и благополучию. Материалы и методы. Исследование проводилось при помощи методов качественного и количественного анализа, обобщения и систематизации материалов, представляющих результаты работы современных российских ученых в сфере информационно-психологической безопасности. Результаты исследования. Полученные результаты позволили определить ИПБ как сложный многоуровневый феномен, требующий комплексного междисциплинарного изучения, выделить основные направления исследований информационно-психологической безопасности (общие методологические основы ИПБ; информационно-психологическая безопасность в системе безопасности государства; информационно-психологическая безопасность личности, исследования актуальных характеристик информационной среды). Обсуждения и заключение. Осуществленный теоретический анализ современных научных исследований в области информационно-психологической безопасности показал низкую разработанность проблемы и большой интерес ученых к разработке путей и средств формирования психологической защиты личности от вредоносного воздействия информационной среды. Позволил выделить наиболее популярные направления изучения информационно-психологической безопасности и проблемные области, обращающие на себя внимание современных психологов-исследователей.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чемоданова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the research of publications activities on the problem of information-psychological safety (IPS) in modern Russian science. The relevance of this topic is due to critical information environment changes, affecting all spheres of human being, transforming the system of social relations and ways of human orientation in the environment. First of all, this problem is connected with affecting of poor-quality information on the human consciousness, threatening his intellectual, spiritual and physical development and well-being. Materials and methods. The study was conducted using methods of qualitative and quantitative analysis, generalization and systematization of materials presenting the results of work of modern Russian scientists in the field of information and psychological safety. Results. The obtained results have identified the IPB as a sophisticated multilevel phenomenon that requires a complex interdisciplinary research; indicated the main directions of information-psychological safety's researching (general methodological principles of the IPB, information-psychological safety in the state security system, information-psychological safety of the personality, researching actual characteristics of the information environment). Among them, we have identified the general direction and content of dissertation researches on this issue. Discussion and Conclusions. Implemented theoretical analysis of modern scientific research in the field of information-psychological safety showed a low level of the problem's development and a great interest of scientists in the development of ways and means of the formation of personal's psychological defense from harmful effecting of the information environment.

Текст научной работы на тему «Проблема информационно-психологической безопасности личности в современных психологических исследованиях»

УДК 159.922.2:004

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

М. В. Чемоданова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. В статье представлены результаты исследования публикационной активности по проблеме информационно-психологической безопасности (ИПБ) в современной российской науке. Актуальность данной темы обусловлена критическими изменениями информационной среды, затрагивающими все сферы бытия человека, трансформирующими систему социальных отношений и способы ориентировки индивида в окружающем мире. В первую очередь, эта проблема связана с воздействием недоброкачественной информации на сознание индивида, угрожающей его интеллектуальному, духовному и физическому развитию и благополучию. Материалы и методы. Исследование проводилось при помощи методов качественного и количественного анализа, обобщения и систематизации материалов, представляющих результаты работы современных российских ученых в сфере информационно-психологической безопасности. Результаты исследования. Полученные результаты позволили определить ИПБ как сложный многоуровневый феномен, требующий комплексного междисциплинарного изучения, выделить основные направления исследований информационно-психологической безопасности (общие методологические основы ИПБ; информационно-психологическая безопасность в системе безопасности государства; информационно-психологическая безопасность личности, исследования актуальных характеристик информационной среды). Обсуждения и заключение. Осуществленный теоретический анализ современных научных исследований в области информационно-психологической безопасности показал низкую разработанность проблемы и большой интерес ученых к разработке путей и средств формирования психологической защиты личности от вредоносного воздействия информационной среды. Позволил выделить наиболее популярные направления изучения информационно-психологической безопасности и проблемные области, обращающие на себя внимание современных психологов-исследователей.

Ключевые слова: российская психология, психологические исследования, информация, информационная среда, информационно-психологическая безопасность.

THE PROBLEM OF PERSON'S INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SAFETY IN MODERN RUSSIAN RESEARCHES

M. V. Chemodanova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. The article presents the results of the research of publications activities on the problem of information-psychological safety (IPS) in modern Russian science. The relevance of this topic is due to critical information environment changes, affecting all spheres of human being, transforming the system of social relations and ways of human orientation in the environment. First of all, this problem is connected with affecting of poor-quality information on the human consciousness, threatening his intellectual, spiritual and physical development and well-being. Materials and methods. The study was conducted using methods of qualitative and quantitative analysis, generalization and systematization of materials presenting the results of work of modern Russian scientists in the field of information and psychological safety. Results. The obtained results have identified the IPB as a sophisticated multilevel phenomenon that requires a complex interdisciplinary research; indicated the main directions of information-psychological safety's researching (general methodological principles of the IPB, information-psychological safety in the state security system, information-psychological safety of the personality, researching actual characteristics of the information environment). Among them, we have identified the general direction and content of dissertation researches on this issue. Discussion and Conclusions. Implemented theoretical analysis of modern scientific research in the field of information-psychological safety showed a low level of the problem's development and a great interest of scientists in the development of ways and means of the formation of personal's psychological defense from harmful effecting of the information environment.

Key words: Russian psychology, psychological research, information, information environment, information-psychological safety, personality.

© Чемоданова М. В., 2017

Основополагающей характеристикой современного информационного пространства является необычайный уровень внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни. Степень влияния СМИ на формирование моти-вационно-ценностных и морально-нравственных установок индивида неуклонно растет [10]. Это активизирует потребности людей в социально значимой информации для ориентировки в политической и социально-экономической ситуации на федеральном, региональном и местном уровнях, мотивирует их стать активными потребителями информации, участниками информационно-коммуникативных процессов в нашем обществе. Возникает необходимость не столько защиты индивида от физических угроз, сколько защиты личности, т. е. индивида, как субъекта социальных отношений, и его психологической безопасности, психического благополучия и способности адекватно воспринимать окружающую действительность.

Каждый исследователь по-своему определяет термин «информационно-психологическая безопасность» (ИПБ), однако, в целом ее можно определить как состояние, переживаемое человеком, как защищенность сознания от разного рода деструктивной информации, представляющей угрозу для жизни и психического и/или соматического здоровья индивида, а также потенциально способной нанести вред его социальной адаптации [4]. Понятие информационно-психологической безопасности личности многомерно, рассматривать его следует как с позиции психологии личности, так и социологии, политологии и информационного права. При этом необходимо разделить информационно-психологическую и информационно-техническую безопасность, которая включает в себя программно-технические способы и средства защиты персональных данных [8].

Методология исследования психологического аспекта информационной безопасности личности предполагает анализ характеристик информационной среды, с которой взаимодействует индивид на протяжении жизни, и изучение тех ее факторов, которые влияют на формирование и репрезентацию его личности, а также внутренних личностных ресурсов, которые способствуют развитию индивидуальных защитных механизмов от деструктивного воздействия различных видов информации.

Одним из важных показателей разработанности научной проблемы, на наш взгляд, является число диссертационных исследований и публикаций в научных изданиях по теме, поэтому для выявления актуальных тенденций исследования

информационно-психологической безопасности на современном этапе нами был проведен контент-анализ диссертаций и публикаций по данной проблематике, представленных в российских периодических изданиях с 2000 года. Прежде всего, в журналах, входящих в базы Scopus и Web of Science, таких как «Вопросы психологии» и «Психологический журнал», «Вестник психотерапии» (с 2006), «Мир психологии» (с 2005) и др. - всего 6 диссертаций и 130 статей. Контент-анализ производился по временному принципу и предмету исследования информационно-психологической безопасности.

Анализ публикационной активности по данной проблематике позволяет констатировать, что устойчивый интерес исследователей к вопросам деструктивного влияния информации на психику человека с начала XXI века достаточно выражен: примерно 2 % от общегодового количества статей, с неуклонным ростом из года в год. На данный момент число научных публикаций, посвященных различным аспектам проблемы информационно-психологической безопасности человека, составляет около 3,5 % всех статей, опубликованных в названных нами журналах.

При анализе публикаций интересны данные и об удельном весе статей по проблематике в этих периодических изданиях. В конце XX - начале XXI вв. такие статьи не публиковались в классических журналах, «Вопросы психологии» и «Психологический журнал», но их уже можно было встретить в журналах: «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Современные проблемы науки и образования» и «Акмеология». В настоящее время статьи по данному направлению можно найти в каждом из проанализированных журналов, в том числе, индексируемых в базах Scopus и Web of Science.

Однако диссертационных исследований по проблемам, связанным с информационно-психологической безопасностью человека, явно недостаточно - с 2000 года по настоящее время было защищено только 6 диссертаций. При этом существует перерыв с 2002 по 2007 гг., когда по этой теме не было защищено ни одной работы.

Анализ опубликованных исследований позволяет выявить период наибольшего интереса к проблематике информационно-психологической безопасности - 2008-2015 гг. Это, на наш взгляд, связано в первую очередь, с активными социокультурными изменениями в стране, усложнением информационной среды и ее возрастающим влиянием на личность.

Обратимся к анализу тематики опубликованных статей и диссертационных исследований.

Опираясь на выделенные Г. В. Грачевым [7] и Л. В. Астаховой [1] компоненты информационно-психологической безопасности человека, в ходе анализа научных работ мы выделили 4 предметных направления исследований по данной проблематике (рис. 1):

1. Общие методологические основы (определение содержания понятия, видов, структурных компонентов, места в системе информационной безопасности и т. д.).

2. Информационно-психологическая безопасность в системе безопасности государства (изучение возможностей использования манипулятивных технологий в СМИ, исследования защищенности граждан государства от деструктивного влияния пропаганды террористических и экстремистских организаций и т. д.).

3. Исследование актуальных характеристик информационной среды на разных временных и культурно-исторических этапах и особенностей взаимодействия с ней человека.

4. Информационно-психологическая безопасность личности (внутренние личностные ресурсы ИПБ, механизмы психологической защиты от деструктивной информации и т. д.).

□ Общ. методология 27,9 % □ИПБ в системе безоп. гос-ва 37,4 % ■ Хар-ка информ. среды 14,5 % □ИПБ личности 20,2 %

Рис. 1. Распределение количества публикаций по выделенным направлениям исследования ИПБ человека (%) / Fig. 1. The distribution of the number of publications in selected areas of the study of information-psychological security of a person (%)

Как мы видим, наибольший интерес исследователи проявляют к теме информационно-психоло-

гической безопасности как элементу государственной безопасности, что, несомненно, обусловлено сложными социокультурными, внешними и внутриполитическими условиями, характерными для страны в последнее десятилетия, а также вновь актуальной проблемой защиты сознания граждан от намеренных манипуляций и пропаганды насилия, терроризма и экстремизма.

В разные исторические периоды проблема информационно-психологической безопасности звучала по-разному (рис. 2).

7 6 5 4 3 2 1 0

оооооооооо^^^^^^^ ооооооооооооооооо

(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N

Метод. ИПБ в сис-ме гос-ва — — — Хар-ка инф. среды .......ИПБ лич - ти

Рис. 2. Публикационная активность по предметным направлениям исследования информационно-психологической безопасности в России (кол-во статей в год) /

Fig. 2. Publication activity on the subject areas of research of information and psychological security in Russia (number of articles per year)

Наименее изученным на данный момент направлением является характеристика особенностей современной информационной среды - оно возникло позже остальных, - только в 2004 году, когда стало очевидно, что лавинообразное увеличение уровня информатизации всех сфер человеческой жизни неминуемо влечет за собой качественные изменения во взаимодействии индивида с окружающей средой.

Интерес к проблеме информационно-психологической безопасности в диссертационном исследовании впервые возникает именно в контексте необходимости обеспечения информационной безопасности государства, в том числе, психологической защиты индивида от политических и социальных манипуляций (как внешних, так и внутренних), средствами которых часто является

определенным образом транслируемая информация. Этому направлению посвящено 70 % публикаций до 2005 года и около 60 % до 2014 года. В последние годы, число работ по данной тематике резко сократилось до 5 %. По тематике все исследования данного раздела можно разделить на две большие группы:

1) участие средств массовой информации в обеспечении информационно-психологической безопасности в условиях нестабильных международных отношений, методологических и концептуальных проблем безопасности личности, общества, государства и других социальных систем (Г. В. Грачев 2000, Пермяков О. Н. 2004, И. М. Миронов 2004, Чистяков Д. В. 2007, Рыдченко К. Д. 2011, и др.);

2) защита психики граждан от информацион-но-манипулятивного воздействия деятельности экстремистских, радикально-религиозных и террористических организаций (Т. Б. Мельницкая 2009, О. А. Артемьева 2014, А. С. Лукьянов 2014, Р. М. Токсоналиева 2012 и др.).

Уже на начальном этапе изучения процесса и содержания информационного обмена человека со средой, особенностей влияния информации на личность, ее социальные, аксиологический и мировоззренческие установки, возникла необходимость более четкого определения предметного поля понятия «информационно-психологическая безопасность»: его смысловых характеристик, структурных компонентов и сфер применения [5]. Бум публикаций в периодической печати, посвященных методологии изучения информационно-психологической безопасности, приходится на 2003-2005 год (И. Г. Медведева 2003; А. В. Непомнящий 2003; А. И. Волкова 2005; О. Н. Федорова 2005 и др.), но интерес сохраняется на протяжении всего исследуемого нами периода (Т. В. Тимошенко 2010; С. Ю. Михова 2013). В дальнейшем большая часть внимания уделяется определению и описанию различного вида угроз психологической безопасности личности, источники которых связаны с информационной средой (К. Д. Рыдченко 2009; А. В. Мирошниченко 2014; Э. Н. Бердникова 2014; Ю. В. Буц и Е. В. Крайнюк 2015 и др.).

Отдельным направлением исследований информационно-психологической безопасности является анализ особенностей информационной среды в разные временные периоды. Осуществляется трансформация социальных институтов - политических, экономических, социокультурных, и вслед за ними происходят и качественные изменения информационного пространства. Нет сомнений в необходимости изучения стратегии субъектов

трансакции информации, их трансформационной активности в информационно-коммуникативной среде и как следствие, особенности ее влияние на человека. До 2005 года внимание этому аспекту анализа проблем информационно-психологической безопасности личности уделялось лишь в контексте проблемы угроз манипулирования сознанием и пропаганды ксенофобии, разжигания межнациональной вражды и дискриминации, о которых было сказано выше. С 2005 года возрастает число статей, авторы которых обеспокоены последствиями разрастающейся компьютеризации, внедрением в повседневную жизнь сети Интернет и, в связи с этим, кардинальной трансформацией информационного пространства (В. И. Божич, Н. В. Горбатюк, М. Б. Савченко, 2005; Д. Е. Григорьева 2006; О. Н. Федорова 2009; Ю. П. Зин-ченко, Л. А. Шайгерова, Р. С. Шилко 2011 и др.). В последние три года, в связи с новым витком возрастающей информатизации общества, число статей на эту тему возрастает, а в заголовках появляются термины «информационный кризис» и «информационный стресс» (Т. Б. Ершова 2014; В. Д. Альперович 2013; А. Е. Волкова 2015 и др.). Необходимо также отметить, что на протяжения всего изучаемого нами периода исследований психологической безопасности в информационной среде актуальной оставалась проблема угрозы радиационного заражения и ее влияния на психологическое здоровье человека (Ю. В. Рыбников и Т. Б. Мельницкая 2008; С. С. Алексанин 2009; Н. Я. Борисевич и Е. И. Горанская 2015 и др.).

Начиная с 2010 года внимание исследователей обращается к конкретной личности и взаимосвязи ее психологического здоровья и информационно-психологической безопасности (С. С. Матвиенко 2010; А. А. Ахметвалиева 2011; Т. И. Ежевская 2012). Также каждый год появляются работы, посвященные возможным личностным источникам и внутренним ресурсам защиты от влияния информационной среды (Т. И. Ежевская 2011; А. А. Зин-ченко и А. В. Непомнящий 2012; Ю. В. Ильиных 2013; Н. Л. Сунгурова 2014; Балаев Р. С. 2015; Г. Б. Телятникова 2016 и др.).

Остановимся на тематическом анализе диссертационных психологических исследований по теме информационно-психологической безопасности личности. Первым обратил свое внимание к этой проблеме в своей докторской диссертации Георгий Васильевич Грачев (2000 г.) [6]. Его работа - «Информационно-психологическая безопасность личности: Теория и технология психологической защиты» в первую очередь посвящена

психологической самозащите как центральному компоненту системы психологической защиты личности и изучению алгоритмов обработки информации и поведения в ситуациях, когда на личность оказывается информационное воздействие. Однако, так как понятие «информационно-психологическая безопасность» введено достаточно недавно, ученый чувствует необходимость посвятить значительную часть работы определению термина, описанию его смысловых и структурных компонентов.

В 2002 году И. А. Баева [3] в докторской диссертации обосновывает концепцию информационно-психологической безопасности как компонента психологической безопасности образовательной среды. Т. А. Басанова в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Представления студентов вуза об информационно-психологической безопасности и пути их трансформации» (2007 г.) исследует возможности целенаправленной трансформации представлений студентов об ИПБ в процессе обучения в вузе, что, по ее мнению, способствует решению задачи развития их личности [2].

На изучение личности студентов направлено и исследование А. В. Ляшука - «Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов» (2008 г.). Как указывает автор в автореферате своей работы: «работа представляет собой попытку поиска способов защиты от внешних воздействий и разрешения противоречия, согласно которому, с одной стороны, человек субъектен, ответственен за свои решения, поступает как сознательное существо, а с другой стороны - человек находится во власти информационных и психологических технологий, пытающихся завладеть его сознанием» [9].

Как писалось выше, радиационная угроза и ее влияние на информационно-психологическую безопасность является постоянной темой для исследований. Ей же посвящена работа Т. Б. Мельницкой, опубликованная в 2009 г., - «Информационно-психологическая безопасность населения в условиях риска радиационного воздействия: концепция, модель, технологии». В ней представлены результаты разработки концепции, принципов, структурно-функциональной модели и технологий обеспечения информационно-психологической безопасности человека в условиях риска радиационного воздействия [11].

Последняя из опубликованных на данных момент диссертаций по интересующей нас теме - исследование Р. В. Вольнова, осуществленное в рамках юридической психологии, - «Психолого-право-

вые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности» (2011 г.). Несмотря на то, что в названии заявлено достаточно широкое исследовательское поле, целью своей работы автор указывает оптимизацию информационно-психологической безопасности сотрудников правоохранительных органов [6].

Таким образом, на основе проведенного нами контент-анализа диссертационной и публикационной активности по проблеме информационно-психологической безопасности личности можно сделать следующие выводы:

1. Интерес к данной проблематике растет с каждым годом, и она становится популярным направлением в российской науке.

2. Распределение исследований по характеру смещено в сторону теоретико-методологических работ, эмпирические и практико-ориентирован-ные исследования представлены значимо меньше, что свидетельствует об исходном (начальном) уровне изучения проблемы ИПБ.

3. Публикации, представленные в периодической печати, не всегда соотносятся с проводимыми диссертационными исследованиями, а именно, авторы статей в основной своей массе не являются авторами диссертаций по данной проблематике.

4. Наиболее разработанными тематическими разделами исследований по данной теме являются «ИПБ в системе безопасности государства», а также «Общие методологические основы ИПБ». Изучение остальных разделов набирает обороты в последние три года.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что проблема информационно-психологической безопасности в нашей стране, несмотря на неуклонный рост публикаций и диссертационных исследований из года в год, остается мало изучена. К тому же, постоянная трансформация социальных и культурных институтов, а вслед за ними и информационной среды, воздействующей на человека, ставит перед учеными все новые и новые задачи и подводит к необходимости активного сбора фактического материала и построения новых теоретических концепций.

Литература

1. Астахова Л. В. Информационно-психологическая безопасность в регионе: культурологический аспект // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2011. № 2. С. 40-47. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=17321317 (дата обращения: 11.08.2017).

2. Басанова Т. А. К вопросу обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза // Известия ЮФУ Технические науки. 2006. № 13. С. 311-316. URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-obespecheniya-informatsionno-psihologicheskoy-bezopasnosti-studentov-vuza (дата обращения: 11.08.2017).

3. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 30-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17986646 (дата обращения: 11.08.2017).

4. Баришполец В. А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2013. № 2. С. 62-104. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id =21139546 (дата обращения: 11. 08. 2017)

5. Вербина Г. Г. Психологическая безопасность личности // Вестник ЧГУ. 2013. № 4. С. 196-202. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti (дата обращения: 11.08.2017).

6. Вольнов Р. В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 25 с. URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pravovye-osobennosti-obespecheniya-informatsionno-psikhologicheskoi-bezopasnosti- (дата обращения: 11.08.2017).

7. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с. URL: http://licman.narod.ru/ books/psychology/01/gratchov.htm (дата обращения: 11.08.2017).

8. Ежевская Т. И. Психологическое здоровье как значимый ресурс информационно-психологической безопасности личности // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 205-210. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=17758068 (дата обращения: 11.08.2017).

9. Ляшук А. В. Рефлексивность в обеспечении информационно-психологической безопасности личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». 2006. № 14 (69). С. 371-377. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/refleksivnost-v-obespechenii-informatsionnopsihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения: 11.08.2017).

10. Мохова С. Ю. Идентичность и идентификация как составляющие информационно-психологической безопасности // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 5 (52). С. 86-90. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21087839 (дата обращения: 11.08.2017).

11. Мельницкая Т. Б., Рыбников В. Ю. Информационно-психологическая безопасность личности и проблема восприятия радиационного фактора // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4(35). С. 46-49. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-i-problema-vospriyatiya-radiatsionnogo-riska (дата обращения: 11.08.2017).

References

1. Astakhova L. V. Informatsionno-psikhologicheskaya be-zopasnost' v regione: kul'turologicheskiy aspect [Information and psychological security in the region: cultural aspect]. Vest-nik UrFO. Bezopasnost' v informatsionnoy sfere = Herald of the Ural Federal District. Security in the information sphere, 2011, № 2, pp. 40-47. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id= 17321317 (accessed 11.08.2017). (In Russ).

2. Basanova T. A. K voprosu obespecheniya informatsion-no-psikhologicheskoy bezopasnosti studentov vuza [On the

issue of providing information and psychological safety of university students]. Izvestiya YUFU. Tekhnicheskiye nauki = News of SFU. Technical science, 2006, № 13, pp. 311-316. Available from: https://cyberleninka.ru/artide/ri/k-voprosu-obespecheniya-itformatsionno-psihologicheskoy-bezopasnosti-studentov-vuza (accessed 11.08.2017). (In Russ).

3. Baeva I. A. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazova-tel'noy sredy shkoly i yeye psikhologo-pedagogicheskaya pod-derzhka [Psychological safety of the educational environment of the school and its psychological and pedagogical co-formation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye = Psychological science and education, 2012, no. 3, pp. 30-40. Available from: https:// elibrary.ru/item. asp?id= 17986646 (accessed 11.08.2017). (In Russ).

4. Barishpolets V A. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost': osnovnyye polozheniya [Information-psychological security: the main provisions]. Radioelektronika. Nanosistemy. Informatsionnyye tekhnologii = Radioelectronics. Nanosystems. Information Technology, 2013, № 2, pp. 62-104 Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=21139546 (accessed 11.08.2017). (In Russ).

5. Verbina G. G. Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti [Psychological security of the individual]. Vestnik ChGU = Herald of the Cheboksary State University, 2013, pp. 196-202. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti (accessed 11.08.2017). (In Russ).

6. Vol'nov R. V. Psikhologo-pravovyye osobennosti obespecheniya informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti [Psihologo-legal ensure information-psychological safety of the person]. Moscow, 2011, 25 p. Available from: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pravovye-osobennosti-obespecheniya-informatsionno-psikhologicheskoi-bezopasnosti- (accessed 11.08.2017). (In Russ).

7. Grachev G. V. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti: sostoyaniye i vozmozhnosti psikhologicheskoy zash-chity [Information-psychological security of the person: the state and the possibilities of psychological protection]. Moskow: Publishing house of RASS, 1998, 125 p. Available from: http:// licman.narod.ru/books/psychology/01/gratchov.htm (accessed 11.08.2017) (In Russ).

8. Ezhevskaya T. I Psikhologicheskoye zdorov'ye kak znachimyy resurs informatsionno-psikhologicheskoy bezopas-nosti lichnosti [Psychological health as a significant resource of information-psychological security of the individual]. Gumanitarnyy vektor. Seriya: Pedagogika, psikhologiya = Humanitarian vector. Series: Pedagogy, psychology, 2012, no. 1, pp. 205-210. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id= 17758068 (accessed 11.08.2017). (In Russ).

9. Lyashuk A. V. Refleksivnost' v obespechenii infor-matsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti [Reflexivi-ty in ensuring the information-psychological security of the individual]. Izvestiya TRTU. Tematicheskiy vypusk «Psikhologiya i pedagogika» = Izvestiya TRTU. Thematic issue "Psychology and Pedagogy", 2006, no. 14 (69). pp. 371-377. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnost-v-obespechenii-informatsionnopsihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (accessed 11.08.2017). (In Russ).

10. Mokhova S. YU. Identichnost' i identifikatsiya kak sostavlyayushchiye informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti [Identity and identification as components of information-psychological security]. Uchonyye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya = Scholarly notes of TSU. Series: Pedagogy and psychology, 2013, no. 5 (52), pp. 86-90.

Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=21087839 (accessed 11.08.2017). (In Russ).

11. Mel'nitskaya T. B., Rybnikov V. YU. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti i problema vospriyatiya radiatsionnogo faktora [Information and psychological security of the person and the problem of perception of the radiation

factor]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh =

Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2008, no. 4(35), pp. 46-49. Available from: https://cyberleninka.ru/article/ v/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-i-problema-vospriyatiya-radiatsionnogo-riska (accessed 11.08.2017). (In Russ).

Статья поступила в редакцию 12.08.2017 г.

Submitted 12.08.2017.

Для цитирования: Чемоданова М. В. Проблема информационно-психологической безопасности личности в современных психологических исследованиях // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 98-104.

Citation for an article: Chemodanova M. V. The problem of person's information-psychological safety in modern russian researches. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 3 (27), pp. 98-104.

Чемоданова Мария Владимировна, Mariya V. Chemodanova, lecturer, Mari State

преподаватель, Марийский государствен- University, Yoshkar-Ola, turning_point@bk.ru ный университет, г. Йошкар-Ола,

turning_point@bk. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.