Научная статья на тему 'Некоторые аспекты процесса повышения квалификации аудиторов в российской федерации'

Некоторые аспекты процесса повышения квалификации аудиторов в российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ АУДИТОРОВ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухова Н.В., Пигарева В.С.

В статье исследуется показатели обучения по программам повышения квалификации аудиторов, проводится анализ основных программ и их результативности, а также рассматриваются приоритетные направления обучающих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты процесса повышения квалификации аудиторов в российской федерации»

Отмечается и обратный процесс - процесс влияния экономических теорий на экономическую реальность. Ожидания экономических агентов довольно быстро становятся следствием распространения в научных кругах тех или иных выводов экономической науки.

Весь спектр и многообразие экономических потребностей не может быть объяснен на основе небольшого числа фрагментарных закономерностей. Широта экономических потребностей выступает первопричиной частных парадигм, что, в свою очередь, позволяет исследовать экономическое бытие во всем его многообразии. Существование диаметрально противоположных точек зрения на одно и тоже явление, на один и тот же объект представляет собой внутреннее ядро науки и признак нового научного знания. Естественно, не всякая новая научная позиция может претендовать на собственную парадигму. Любая теория долго и трудно выстраивает свое мировоззренческое ядро; многие теории рассыпаются на элементы, так и не обретя необходимого системного качества.

Констатируем, что современная парадигма потребностей, во всем их многообразии и сложности, подразумевает переплетение процессов отторжения и смешивания предметов различных направлений экономической науки, как с точки зрения функций, так и с точки зрения структуры. Эти процессы можно интерпретировать как отражение взаимодействия процессов глобализации и национального суверенитета в экономических отношениях потребления, подобная тенденция сохраняется и в области методологии. Экономическая наука характеризуется с одной стороны дифференциацией методов исследования и углублением различий между ними, с другой стороны, набирает обороты процесс активного заимствования методов и инструментов исследования. Кроме того, нарастает интенсивный обмен методами, инструментами, технологиями и приемами исследования между различными отраслями научного знания.

Список использованной литературы:

1. Алексеев, Н.Е., Глухова, З.В. Парадигма теории потребностей в условиях новой экономики России / Н.Е. Алексеев, З.В. Глухова // Омский научный вестник. - 2013. - № 1(115). - С. 42-46.

© Алексеев Н.Е., 2016

УДК 657.6

Н. В. Алтухова

К.э.н., старший преподаватель кафедры экономики Севастопольского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова г. Севастополь, Российская Федерация e-mail: nnaa1606@mail.ru В.С. Пигарева

Студентка 4 курса факультета Экономики и Управления Севастопольского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова г. Севастополь, Российская Федерация e-mail: amantes71@gmail.com

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АУДИТОРОВ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье исследуется показатели обучения по программам повышения квалификации аудиторов,

проводится анализ основных программ и их результативности, а также рассматриваются приоритетные направления обучающих программ.

Ключевые слова

Повышение квалификации аудиторов, саморегулируемые организации аудиторов, обучение.

Профессиональное образование в деятельности аудитора является основой высокого качества предоставляемых услуг. Подготовка кадров сегодня, в условиях стремительной международной интеграции, заключается не только в формировании базовых навыков специалиста, но и в непрерывном систематическом повышении уровня информационной осведомленности. Совершенствование навыков и знаний является необходимым для современного аудитора.

Согласно п. 9 ст. 11 федерального закона .№307 от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности », а так же, «Рекомендациям по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации»1: аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации (ОППК).

Порядок обучение по программам повышения квалификации утверждается СРОА, членом которой является аудитор. Продолжительность обучения должна включать не менее 120 часов за три календарных года, соблюдая ежегодный минимальный барьер в 20 часов. Саморегулируемая организация аудиторов определяет допустимые для ее членов формы ОППК. Среди таких форм могут быть: обучение в форме учебных курсов в образовательных учреждениях; внутрифирменное обучение; стажировка в уполномоченных аудиторских организациях; участие в конференциях и др.[1], [2]

Без сомнения, обеспечение отечественного рынка аудита высококвалифицированными кадрами невозможно без учета системы образовательных учреждений, количество которых, в сфере аудита главным образом определено территориальной особенностью ведения деятельности СРОА. Как правило, высокое число представительст саморегулируемых арганизаций в определенном регионе, коррелирует с долей числа аккредитованных учереждений.

Статистические показатели количества учебно -методических центров, аккредитованных СРОА в 2013 и 2014 годах (рисунок 1), отражают общее снижение числа данных учреждений с 203 до 190 единиц соответственно.

1 Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 октября 2009г., протокол №79, с изменениями, одобренными 29 апреля 2010 г., протокол №84

Используемые сокращения:

АПР

ИПАР

МоАП

РКА

ААС

СРОА

ОППК

МСА

Аудиторская Палата России

Институт Профессиональных Аудиторов

Московская аудиторская палата

Российская Коллегия аудиторов

Аудиторская Ассоциация Содружество

Саморегулируемая организация аудиторов

Обучение по программам повышения квалификации

Международные стандарты аудита

международный научный журнал «инновационная наука»

№3/2016

ISSN 2410-6070

Количество образовательных учреждений, аккредитованных СРОА в 2013 -2014 гг, единиц

ААС

РКА

МоАП

ИПАР

АПР

29 29

32

:з1

44

34 34

14

51

1 61

□ 2014

□ 2013

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

0

5

Рисунок 1 - Количество образовательных учреждений, аккредитованных СРОА в 2013-2014 гг.2

В центральном регионе России зарегистрированно около 1/3 всех образовательных учереждений. В то всермя как на Дальневосточный и Северо-кавказские регионы приходится в среднем 3% от общего объема учебных центров.

СРОА не только устанавливают порядок прохождения аудиторами обучение по программам повышени квалификации, но так же утверждают данные программы. В 2014 году общее количество утвержднных программ составило 285 единиц, из которых 32% программ утверждено СРО АПР (Таблица 1). Устойчивая тенденция к увеличению числа утвержденных программ наблюдается в течение нескольких лет. Подобное явление отражает потребность освоения новых навыков в условиях стремительного развития экономического сектора, обусловленного рыночной экономикой и высокой конкуренцией.

Таблица 1

Количество программ повышения квалификации, утвержденных саморегулируемыми организациями

аудиторов

Саморегулируемая организация аудиторов Количество утвержденных программ по состоянию на 31 декабря Количество программ, утвержденных в отчетном году

2013 2014 2013 2014

Всего 278 285 33 115

в том числе:

АПР 87 92 6 92

ИПАР 49 51 4 6

МоАП 44 46 9 3

РКА 44 50 3 7

ААС 54 46 11 7

Анализ показателей за последние пять лет даёт следующие результаты: общая тенденция исследуемого периода (рисунок 2) заключается в несоответствии фактического и заявленного количества аудиторов по программам повышения квалификации. Статистические подсчеты за пятилетний период свидетельствуют,

2 Все графики, диаграммы и таблицы статьи разработаны авторами по материалам источника [3]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

что количество прошедших обучение в среднем ежегодно на 1000 человек ниже планируемого. Так в 2014 году по данным Министерства финансов России только 32 аудитора не прошли повышение квалификации по уважительным причинам, что составляется лишь 3,73% от общего числа аудиторов, не прошедших заявленные программы.

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Количество аудиторов, заявленных и прошедших обучение по

25745

программам повышения квалификации, человек

24150

21214

□ Количество аудиторов, которые должны были пройти обучение

■ Количество аудиторов, прошедших обучение

2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011

2012

2013

2014

Рисунок 2 - Количество аудиторов, заявленных и прошедших обучение по программам повышения

квалификации

Подсчет долевого соотношения членов СРО, прошедших повышение квалификации в 2014 году, соответствует структуре количественного распределения в рейтинге саморегулируемых организаций (рисунок 3). Так большая доля прошедших обучение - 27% принадлежит СРО АПР, что соответствует наибольшему количеству членов СРО на 2014 год (6028 человек).

Доля аудиторов, членов СРО, прошедших

обучение по программам повышения

квалификации в 2014 г.,%

МоАП АПР

25% 27%

ААС ИПАР

21% 11%

РКА

16°%

Рисунок 3 - Доля аудиторов, членов СРО, прошедших обучение по программам повышения квалификации

в 2014 году.

Ежегодно наблюдается неравномерное распределение аудиторов по утвержденным программам повышения квалификации. Так формируются отдельные направления, которые являются более и менее востребованными практикующими аудиторами (таблица 2). На практике наиболее востребованными программами из года в год остаются программы в области нормативно-правового регулирования, финансов организации и международных стандартов финансовой отчетности. В то время, как в число наименее востребованных входят программы, отражающие, как правило, отдельные узкие направления аудиторской деятельности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

Таблица 2

Наиболее и наименее востребованные программы повышения квалификации в 2014 году.

Количество аудиторов, прошедших

Тематика программ повышения квалификации обучение по программам тематики

в 2014 г.

Наиболее востребованные программы повышения квалификации

Новое в нормативно-правовом регулировании налогообложения юридических и физических лиц 12908

Новое в нормативно-правовом регулировании бухгалтерского учета 12652

Новое в нормативно-правовом регулировании имущественных 6272

отношении

Новое в нормативно-правовом регулировании аудиторской 6104

деятельности

Финансы организаций 4181

Международные стандарты финансовой отчетности 3947

Бухгалтерская (финансовая) отчетность 1470

Соблюдение требований Федерального закона «О противодействии

легализации (отмыванию) доходов, полученных приступным путем, и финансированию терроризма 1342

Противодействие коррупции в ходе аудиторской деятельности 997

Профессиональная этика аудиторов 520

Международные стандарты аудита 493

Наименее востребованные программы повышения квалификации

Анализ и оценка рисков при аудите 5

Организация документооборота в аудиторской компании 6

Существенность в аудите 14

Аудиторская выборка 14

Организация деятельности кредитных организаций, особенности бухгалтерского учета, налогообложения и аудита банков, банковских 24

групп и холдингов

Современные корпоративные методы управления и их информационное обеспечение 25

Планирование аудита 37

Несмотря на то, что формирование программ ОППК происходит каждый год, результаты внешних проверок качества, проведенных саморегулируемыми организациями, фиксируют однотипные нарушения на протяжении последнего пятилетнего периода. Подобные нарушения в большей степени представлены как раз в сферах наименее востребованных программ обучения, к примеру:

- неисполнение обязанностей по соблюдению внутреннего контроля качества и уклонение от прохождения внешнего контроля;

- нарушение процедур планирования аудита, сбора аудиторских доказательств и надлежащего документирования результатов аудита;

- отсутствие методик определения и снижения риска потери независимости, нарушение требований по его выявлению, документированию и снижению и т.д. [4].

В связи с планируемым переходом России на международные стандарты аудита в 2016 году, аудиторам рекомендовано проходить повышение квалификации по программе «Международные стандарты аудита» [5].

Приоритетное обучение специалистов, направленное на перспективу реформирования аудиторской деятельности, предполагает облегчить условия перехода от национальных стандартов аудиторской деятельности на МСА для аудиторов. Но существуют и негативные элементы подобной приоритетности. Столь востребованная в единый период программа может не справиться с количеством желающих пройти обучение из-за недостаточного количества специалистов-преподавателей в области МСА. Подобная ситуация может не позволить за короткий период осуществить необходимое обучение на территории всех

субъектов РФ. При этом, уровень выявленных нарушений в иных направлениях аудита не только останется прежним, но и может вырасти в условиях переориентации общего внимания. Как видим, повышение уровня качества подготовки специалиста, требует от аудитора не только соблюдения рекомендаций по направлениям обучения, но и личной заинтересованности, которая выражена самостоятельным освоением отдельных направлений аудиторской деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы в области повышения аудиторами своей профессиональной квалификации: уклонение аудиторами от прохождения ежегодного повышения квалификации без уважительной причины; невостребованность именно тех программ повышения квалификации, по темам которых во время контроля обнаруживается несоблюдение стандартов качества. Предстоящий процесс обучения всех российских аудиторов по программе «Международные стандарты аудита» также представляется авторам достаточно напряженным. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. N 307-Ф3 [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://base.garantru/12164283/#block_10#ixzz3tSahVwxv (Дата обращения: 10.03.2016 г.).

2. Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100336;fld=134;dst=1000000001,0;md=0.594 9806442949921 (Дата обращения: 10.03.2016 г.).

3. Основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, обучение и повышение квалификации аудиторов / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // режим доступа URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/ (Дата обращения: 10.03.2016 г.).

4. Алтухова Н.В., Пигарева В.С. Внешний контроль качества в аудите российской федерации: динамика и тенденции / Н. В. Алтухова, В. С. Пигарева //Международный научный журнал «Инновационная наука». -2015.-№ 12-1.-С. 35-41

5. Приоритетная тематика обучения по программам повышения квалификации аудиторов на 2016 год / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // режим доступа URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=76009 (Дата обращения: 10.03.2016 г.).

© Алтухова Н.В., Пигарева В.С., 2016

УДК 331.101.3

Э.И. Аметова

к.э.н., доцент

ИЭиУ, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» г. Симферополь, Республика Крым Э.Р. Карабаш студентка 4 курса ИЭиУ, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» г. Симферополь, Республика Крым

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные подходы к выделению видов мотивации, рассмотрены наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.