DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_162 УДК 347.965
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АДВОКАТА Some aspects of the professional ethics of an advocate
БОЙКО Наталья Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: amulet-str@yandex.ru;
Boyko Natalia Nikolaevna,
Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology, Candidate of Law, Associate Professor. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: amulet-str@yandex.ru
Краткая аннотация: В настоящее время деятельность адвоката непосредственно связана не только с выполнением профессионального долга, но и с разрешением сложных этических ситуаций. По этой причине проблемы профессиональной этики адвокатов всегда находится в центре внимания, обсуждения и дискуссий. Большинство проблем обсуждается адвокатским сообществом, поскольку способность разрешение профессиональных этических ситуаций во многом отражается на деятельности адвокатуры, её оценке и соответствии современным вызовам.
Abstract: At present, the work of an advocate is directly related not only to the fulfillment of professional duty, but also to the resolution of complex ethical situations. For this reason, the problems of professional ethics of lawyers are always in the center of attention, discussion and debate. Most of the problems are discussed by the advocates' community, since the ability to resolve professional ethical situations is largely reflected in the advocate's activity, its assessment and compliance with modern challenges.
Ключевые слова: адвокат, защитник, адвокатская деятельность, адвокатская этика; квалифицированная юридическая помощь, профессиональная этика, профессиональный долг, нормы морали, правовые нормы.
Keywords: lawyer, defense counsel, advocacy, advocacy, advocate ethics; qualified legal assistance, professional ethics, professional duty, moral norms, legal norms.
Для цитирования: Бойко Н.Н. Некоторые аспекты профессиональной этики адвоката // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 162-164. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_162.
For citation: Boyko N.N. Some aspects of the professional ethics of an advocate // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 162164. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_162.
Статья поступила в редакцию: 27.07.2023
На современном этапе тема нравственности в деятельности адвоката и в научном, и в практическом аспектах заслуживает пристального внимания. Этические смыслы, заложенные в Кодексе профессиональной этики адвоката и Федеральный Закон от 31.05.2002 №63-Ф3 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» дополняются разъяснениями принятыми адвокатскими палатами и дисциплинарной практикой. Кроме того, этическая проблема реализации адвокатом профессиональной защиты на стадиях судопроизводства остается актуальной и всеобъемлющей.
Г.М. Резник, отмечал, «что юридическая помощь может считаться профессиональной при соблюдении условия исполнения профессиональных стандартов и этических норм» [6, с. 115.]. Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый 31 января 2003 года на первом Всероссийском съезде адвокатов - высшим органом адвокатского сообщества, является одним из подвидов профессиональных этических кодексов, а именно сводом нравственно-этических предписаний, устанавливающих наиболее оптимальный вариант исполнения представителями профессий (адвокатами) своих обязанностей. Кодекс включает в себя основополагающие принципы и нормы профессионального поведения адвокатов. Кодексом также закреплены основания привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности и порядок осуществления дисциплинарного производства.
Согласно п. 1, ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката, при осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан: честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь вышеперечисленными нормативными правовыми актами и Кодексом профессиональной этики адвоката [1].
Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает «обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, на международных стандартах и правилах адвокатской профессии».
Основными важнейшими этическими категориями, которые закреплены в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и в Кодексе профессиональной этики адвоката являются честь и достоинство, соблюдение которых сохраняется при любых обстоятельствах. Поэтому моральные нормы профессиональной деятельности для адвокатов важнее, чем для многих государственных институтов, включая суды [8, с. 54].
Тем не менее, как подчеркивают ученые, Кодекс профессиональной этики адвокатов не является набором рафинированных дескрипций или застывшей конструкцией этики ценностей. Он должен не подменять сложившиеся обычаи и вековые традиции отечественной адвокату-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ры, а соответствовать современным реалиям. Адвокатура должна держаться не только на соблюдении исторических обычаев и правил, но и соответствовать современным условиям. Поэтому проблемы профессиональной этики могут вполне самостоятельно решаться адвокатским сообществом путем их обсуждений и корректировки данного Кодекса.
Попытки разрешения сложных этических ситуаций, разработка стандартов и повышения качества дисциплинарной практики вызывают понимание и полную поддержку, но тенденция чрезмерной урегулированности деятельности адвокатов вызывает некоторые угрозы. Так, имеется проблема планомерного перехода от регламентаций до запретов, что существенно может ограничить свободу адвокатской деятельности. Лишенная свободы адвокатура не способна полноценно реализовать свое предназначение. Поэтому требуется не допустить излишней регламентации и заорганизованности адвокатуры, избежать стремления дублирования функций государства и не забывать о главной задаче - помогать и защищать адвокатов, не ограничивая их права.
Основополагающий принцип в деятельности адвоката - это доверие между адвокатом и клиентом. Пренебрежение этим ключевым принципом недопустимо, так как разрушает всю основу института адвокатуры. Но реальность довольно противоречива, и в ряде случаев юристы до сих пор пренебрегают этим принципом, в частности, это связано с таким понятием, как адвокатская тайна. Защитник, принимая дела и заключая договор с клиентом, берет на себя юридическую и моральную ответственность за сохранение в тайне материалов дела и хода процесса. Сегодня законодатель нигде не дает определения этих понятий, не вводит четких критериев их установления. Что касается адвокатской тайны, то она носит производный характер, это может привести к необоснованному ограничению или расширению ее объема. В силу обстоятельств адвокат может оказаться в ситуации, когда раскрытие информации по его делу становится необходимостью. Такое противопоставление с одной стороны нормы адвокатской профессии, а с другой - общечеловеческие ценности ставит адвоката в затруднительное положение, что требует разрешения.
А.В. Боровков, С.Т. Караев в своем исследовании приводят пути решения данной проблемы. По мнению ученых, необходимо внедрить в практику адвокатуры письменные документы определенной формы, аналогичные тем, которые содержатся в серии протоколов процессуальных и следственных действий (разъяснение прав и обязанностей участников, предупреждение об ответственности и т.д.) [2, с. 74]. Помимо этого, доверителю должна быть предоставлена форма для ознакомления и подписания с нормативным определением и объяснением содержания концепции тайны адвоката, а также с указанием случаев, в которых адвокат освобождается от обязанности ее соблюдать. В любом случае принять однозначное решение в такой коллизии крайне сложно, но тем не менее эту ситуацию нельзя назвать безвыходной.
Другой вопрос морального регулирования - это спорный вопрос, который, как правило, возникает из-за личных предпочтений адвокатов. Он может отклонить дело по собственному желанию, и причины для этого не всегда обоснованы. Отказ в помощи клиенту в соответствии с каким-либо причинам законом и иными правовыми актами не урегулированы, в этом случае все остается на совести адвоката. С моральной точки зрения дифференцированный подход к рассмотрению дел противоречит моральным устоям профессии адвоката [4, с. 28]. Обращаясь к адвокату, клиент рассчитывает на квалифицированную помощь, но в результате получает необоснованный отказ. В данном случае встает вопрос о профессионализме адвоката. В ряде случаев это связано с финансовой заинтересованностью, что полностью противоречит пункту 1 статьи 9 Кодекса профессиональной этики юриста: «Адвокат не имеет права: действовать вопреки законным интересам клиента, предоставлять юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, аморальных интересов или под влиянием внешнего давления». У адвоката должен быть только один интерес - профессиональный, подчеркивающий его позицию и стремление защитить интересы клиента.
Таким образом, адвокат, участвующий в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, не вправе без наличия уважительных причин (очередной отпуск, болезнь, служебная командировка) отказаться от принятия поручения на оказание бесплатной юридической помощи. К сожалению, на практике имеются такие случаи, когда поступают жалобы от граждан на адвоката в связи с отказом им принятия поручения на оказание бесплатной юридической помощи. В таких случаях адвокатом нарушаются соответствующие нормы законодательства об адвокатской деятельности, выразившиеся в неисполнении адвокатом поручения по оказанию бесплатной юридической помощи.
Кроме всего вышесказанного, наибольшего внимания заслуживает проблема совести и морали адвоката, некоторые представители данной профессии стремятся лишь получить максимальную пользу для себя. Как правило, они действуют вопреки нормам морали и, более того, не придерживаются этических норм. Индивиды, взаимодействуя между собой, опираются на основанные на нормах морали общепринятые правила поведения. Мораль, в отличие от правовых регуляторов, воздействует на сознание людей, регулирует их отношения, ориентируя на взаимодействие на основе идеалов добра, справедливости, гуманизма, честности. Нормы морали, возникшие в процессе взаимодействия людей и социальных групп, не закреплены на законодательном уровне и относятся к неписанным правилам, также они не подлежат контролю со стороны специализированных органов власти как правовые нормы [5, с. 44].
Вместе с тем справедливо утверждение, что «любой адвокат хочет выиграть свое дело. Но какими средствами?» [3, с. 103]. В данном контексте основное значение имеет именно профессиональная этика, поскольку принципы профессиональной этики лежат в основе поведения адвоката, создают платформу для адвокатской деятельности. Этика адвоката - это теория, изучающая моральные ценности (идеалы, нормы, принципы), которые регулируют деятельность и поведение адвоката в конкретной профессиональной ситуации.
В основе этики адвоката лежат такие основные принципы, как достоинство, честь, справедливость, совесть, сострадание, долг. Основное место среди всех принципов занимает такая категория, как профессиональный долг. Профессиональный долг в широком понимании имеет не только моральное, но и правовое содержание. Гарантиями выполнения профессионального долга являются, прежде всего, нравственные факторы (совесть, честь, общественная репутация и т.п.) [7, с. 128]. В первую очередь, это осознание адвокатом своих профессиональных обя-
занностей в соответствии с предписаниями общества, своих моральных обязательств перед ним. Долг побуждает адвоката действовать в рамках своих компетенций.
По мнению автора, профессиональная этика адвоката основывается на взаимосвязях и взаимообусловленности всех законодательных, нравственных и моральных нормах, правилах, специфике правового и нравственного сознания. К специфическим характеристикам профессиональной деятельности относится гласность ее осуществления, контроль со стороны граждан, подчиненность общественному мнению; возможно оценивание со стороны граждан уровня справедливости, нравственности и безнравственности осуществления своей деятельности. Профессиональная деятельность должна основываться на законодательных предписаниях и нормах.
Вместе с тем, если адвокат не придерживается и не продвигает принципы справедливости, честности и равноправия, то это может привести к дискредитации самого права и подорвет доверие общества к закону, что затруднит доступ к правосудию. Таким образом, на адвокатов возлагается огромная ответственность в обществе как на защитников прав человека и основных свобод, будь то экономических, социальных, культурных, гражданских и политических. Достаточно напомнить, что адвокатура России, по мнению Т.А. Федотовой, признана институтом гражданского общества и ей не могут быть безразличными публичные интересы [7, с. 130].
Таким образом, рассмотренные нами этико-правовые категории тесным образом переплетены между собой и являются основополагающим предписанием при осуществлении адвокатской деятельности. Для повышения эффективности деятельности целесообразно точно ориентироваться в вопросах этики и нормах поведения, четко понимать особенности корректного поведения в соответствующих вопросах. Только при строгом исполнении предписаний права и этики можно эффективно решить проблемы, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью адвоката.
Библиография:
1. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (посл. ред.) // Российская газета. 2003. № 575.
2. Боровков А.В., Караев С.Т. Современные проблемы нравственного регулирования деятельности адвоката в РФ // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Международной научной конференции (г. Пермь, январь 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 74-76.
3. Грудцына Л.Ю. Политика честности в адвокатуре: к вопросу о выгоде и долге адвоката // Право и государство: теория и практика. 2005. № 10. С. 99-106.
4. Захаренко Д.Н. К вопросу о Кодексе профессиональной этики адвоката // Евразийская адвокатура. 2017. № 1 (26). С. 21-28.
5. Литвинцева Е.А. Мораль как регулятор служебного поведения государственных гражданских служащих // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 6. С. 43-56.
6. Резник Г.М. Судебные речи известных русских юристов. Сборник в 2 ч. Ч. 1. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 378 с.
7. Федотова Т.А. Профессиональный долг адвоката // Аграрное и земельное право. 2008. № 5(41). С. 128-131.
8. Шайхуллин М.С. К вопросу о формировании традиций профессиональной этики адвоката // Евразийская адвокатура. 2014. № 1(8). С. 53-62.
References:
1. Kodeks professional'noj etiki advokata (prinyat I Vserossijskim s"ezdom advokatov 31.01.2003) (posl. red.) // Rossijskaya gazeta. 2003. № 575.
2. Borovkov A.V., Karaev S.T. Sovremennye problemy nravstvennogo regulirovaniya deyatel'nosti advokata v RF // YUridicheskie nauki: problemy i perspektivy: materi-aly II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Perm', yanvar' 2014 g.). Perm': Merkurij, 2014. S. 74-76.
3. Grudcyna L.YU. Politika chestnosti v advokature: k voprosu o vygode i dolge advokata // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2005. № 10. S. 99-106.
4. Zaharenko D.N. K voprosu o Kodekse professional'noj etiki advokata // Evrazijskaya advokatura. 2017. № 1 (26). S. 21-28.
5. Litvinceva E.A. Moral' kak regulyator sluzhebnogo povedeniya gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2018. T. 13. № 6. S. 43-56.
6. Reznik G.M. Sudebnye rechi izvestnyh russkih yuristov. Sbornik v 2 ch. CHast' 1 . 2-e izd., ispr. i dop. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2023. 378 s.
7. Fedotova T.A. Professional'nyj dolg advokata // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2008. № 5(41). S. 128-131.
8. Shajhullin M.S. K voprosu o formirovanii tradicij professional'noj etiki advokata // Evrazijskaya advokatura. 2014. № 1 (8). S. 53-62.