Результаты исследования показали, что в КГ средний показатель высокого уровня сформированное™ мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 17,9 %, среднего - 53,7 %, низкого - 28,4 %. В ЭГ средний показатель высокого уровня сформи-рованности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 28,6 %, среднего - 53,9 %, низкого - 17,5 %.
В ходе эксперимента произошло изменение уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору в ЭГ: по высокому уровню увеличение составило 12,7 %, по среднему уровню - на 2,3 %, по низкому уровню показатель уменьшился на 15 %; при этом в контрольной группе наблюдалось по высокому уровню увеличение на 5,9 %, по среднему уровню - на 7,5 %, по низкому уровню данный показатель уменьшился на 13,4 %. Следовательно, повышение уровня сформированности исследуемого
отношения произошло благодаря проведенной в экспериментальной группе работе по его формированию.
Таким образом, полученные результаты исследования подтвердили правильность нашего выбора педагогических условий эффективного использования чувашского детского фольклора в процессе этнопе-дагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Литература
1. Бакшаева, Е.В. Хрестоматия к программе «Музыкальное путешествие по родному краю» I - III классы / Е.В. Бакшаева. - Чебоксары, 2006.
2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика в современном учебновоспитательном процессе непрерывного образования / Г.Н. Волков, А.А. Буданцова. - Чебоксары, 2008.
3. Кожанова, М.Б. Технология этнопедагогизации процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении / М.Б. Кожанова. - Чебоксары, 2007.
УДК 371:351.851
Н.М. Квасникова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В статье рассматривается вопрос о значимых профессиональных качествах руководителя при стратегическом управлении образовательным учреждением. Эффективность и результативность организации в современных условиях во многом зависит от профессионализма ее руководителя - наличия у него развитого стратегического, творческого и трансформационного мышления.
Руководитель образовательного учреждения, стратегическое управление организацией, стратегическое, творческое и трансформационное мышление.
The article considers the issue of significant professional leadership qualities under strategic management of the educational institution. Today efficiency and effectiveness of an organization depend on the professionalism of its leader - if he/she possesses the developed strategic, creative and transformational thinking.
The head of an educational institution, strategic management of the organization; strategic, creative and transformational thinking.
В настоящее время сложные условия экономической нестабильности, социальной напряженности и возрастающей конкуренции вынуждают образовательные учреждения вырабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно определять актуальные направления своего развития. Осознано или интуитивно в управленческую деятельность руководителя образовательного учреждения прочно входят методы и приемы стратегического управления организацией, доказавшие свою состоятельность и тем самым ставшие достоянием мировой управленческой практики.
Стратегическое управление как комплексная система управления направлена на развитие образовательного учреждения на основе формирования прогнозов и определения актуальных направлений его
развития, установления тесного взаимодействия организации с внешней средой и использования ее возможностей, позволяющих образовательному учреждению соответствовать высоким стандартам времени. Однако применение к процессам организации стратегического подхода предполагает наличие у его руководителя значимых профессиональных качеств, способствующих реализации образовательным учреждением своих стратегических устремлений.
Анализ практики применения стратегического управления в образовательных учреждениях позволяет констатировать, что 91 % руководителей образовательных учреждений имеют представление о стратегическом управлении организацией. Однако в управленческой деятельности лишь 36 % респондентов применяют отдельные методы и инструменты
стратегического планирования (опыт проведения SWOT-, PEST-анализа, сценарного планирования и др.). 36 % респондентов указывают на отсутствие знаний и специалистов по стратегическому планированию деятельности образовательных учреждений. Среди основных зон внимания стратегического планирования деятельности учреждений образования, указанных респондентами, значатся разработка и предложение новых образовательных услуг (73 % респондентов), обновление имеющихся образовательных программ (64 %), надежность финансового обеспечения работы образовательного учреждения (36 %); развитие процессов, осуществляемых в организации (9 %).
Полученные данные говорят о том, что роль стратегического планирования значительное число руководителей видит, прежде всего, в возможности организовать свою работу с учетом перспективы (46 % респондентов) и работу руководства организации с учетом разделяемой всеми перспективы (18 %). Лишь 27 % респондентов указывает, что стратегическое планирование дает всему коллективу ясное видение перспективы. Вместе с тем всеми респондентам отмечается особая роль и значимость кадрового ресурса в достижении образовательным учреждением стратегических целей.
Реализация образовательными учреждениями своих стратегических намерений связывается с многочисленными затруднениями, среди которых значатся трудности:
- в изучении состояния и тенденций изменений внешней по отношению к образовательному учреждению среды;
- в установлении стратегически значимых факторов внешней и внутренней среды, способных повлиять на реализацию организацией своих стратегических устремлений;
- в построении программы развития образовательного учреждения на основе стратегически значимых факторов положительной направленности и в определении мер по устранению или сглаживанию факторов негативного влияния;
- в прогнозировании возможного сопротивления педагогического коллектива изменениям и механизмах управления организационной культурой образовательного учреждения;
- в формировании комплексной системы рационального обеспечения процесса развития организации необходимыми ресурсами (в том числе отсутствие навыков исследования возможностей и поиска необходимых ресурсов во внешней среде) и определении условий, необходимых для успешного осуществления преобразований.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о недостаточном развитии «стратегичности» (по
О.С. Виханскому) руководителя организации, т.е. способности руководителя предвидеть и формулировать параметры желаемого состояния организации в будущем, определять, какие силы и факторы будут способствовать или препятствовать продвижению вперед, и избирать стратегию приближения к поставленной цели.
Э. Дандон [2] наделяет руководителя успешной современной организации комплексным мышлением, основу которого составляют стратегическое, творческое и трансформационное мышление.
Творческое мышление связано с умением генерировать новые идеи, обнаруживать новые связи и закономерности. Среди черт личности, ассоциируемых со способностью к креативному мышлению, укажем такие, как: наблюдательность и любознательность, способность к обучению и саморазвитию, воображение и способность улавливать связи и закономерности, интуиция и способность разглядывать новые возможности, вдумчивость и аналитические способности, настойчивость и терпение, гибкость и склонность к риску.
Творческое мышление руководителя образовательного учреждения в условиях стратегической ориентации организации нами связывается с такими компетенциями, как:
- умение отказаться от привычного порядка вещей, стереотипов и действующих шаблонов, поставить под сомнение существующие правила и способы деятельности;
- понимание сопряженности принимаемых управленческих решений с возможными рисками и неудачами;
- признание возможного существования альтернативных вариантов развития образовательного учреждения;
- способность замечать детали, задавать вопросы себе и другим «Почему?», «Что если?», «Что еще?»;
- способность охватывать большое количество идей (внешних и внутренних (как собственных, так и сотрудников организации)) и устанавливать связи между ними, чтобы не потерять возможность получить «добавочную ценность» для развития образовательного учреждения.
Формирование альтернативных путей развития образовательного учреждения и определение множества идей решения возникающих перед организацией проблем еще не определяют успех. Развитое стратегическое мышление руководителя является важным компонентом в определении перспектив развития образовательного учреждения и достижении ею целевых устремлений.
Об особом значении стратегического мышления руководителя организации XXI века отмечают многие исследователи (К.К. Прахалад, Г. Хамел, Х. Вис-сема, Б. Тейлор, Г. Чезборо, В.С. Катькало и др.). Оно выражается в умении видеть картину в целом -на «пилотном» уровне, в понимании реалий сегодняшнего дня, сочетающемся с умением смотреть в будущее, в способности действовать нестандартным образом.
Наличие стратегического мышления, по мнению Г. А. Старцева [4], является главным аспектом профессионализма руководителя в условиях стратегической ориентации организации. Среди профессиональных требований к стратегическому мышлению руководителя исследователь выделяет:
- реагирование на внешние условия и их выраженность в требованиях системы, учет динамики и
специфических факторов внешних условий, значимых для системы;
- учет потребностей и потенциала системы, ее актуальных и возможных целей, актуальных планов;
- создание плана поведения системы, «правил» реагирования системы на меняющиеся условия;
- связь стратегии, прежде всего, с ресурсным анализом на стадии создания и подготовки к реализации, с вовлечением наиболее сильных сторон системы;
- рассмотрение стратегии как абстрактного проекта деятельности отдельных звеньев и системы в целом, средства принятия конкретных решений;
- как стратегии, обеспечивающей системное мышление, сохраняющей широкие возможности в самостоятельности нижестоящим управленцам; снижающей уровень неопределенности;
- рассмотрение стратегии как оформления требований ведущей системы ценностей, средства оценки частных проектов деятельности и основы для создания опорных точек ее реализации;
- владение общей культурой мышления, культурой понятийного мышления, максимальная гибкость и проницательность мышления, стремление к глубине и истинности в мышлении;
- опора на мировоззрение как средство стратегического проектирования;
- стремление к структурированию содержания информационных потоков;
- способность к прогнозу хода событий, умение выбирать лучшее решение;
- умение соединять положительные и негативные явления в единую картину, превращать негативное в то, что может быть полезным, умение находить выход из тупиков;
- осторожность в оценке хода деятельности;
- стремление к регуляции «объема» и напряжения хода событий в целом;
- отчетливость мышления и ясность содержания для партнеров, стремление к полному познанию партнеров;
- стремление к полному познанию себя.
Ю.Н. Лапыгин [3], объединяя творческое и стратегическое мышление, выделяет креативность как умение нестандартно подходить к решению сложных проблем, способность создавать условия для проявления закона синергии в процессе решения задач. Автор указывает, что для обеспечения творческого процесса необходимо сочетание конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления. Результат такого сочетания характеристик проявляется в беглости и гибкости ума, а также в оригинальности, сочетающейся с точностью суждений. При этом, как указывает ученый, в принятии решений важны не только творческие параметры мышления, но и характеристики аналитического, критического толка.
Компетентность руководителя, как стратегического лидера организации, может быть рассмотрена как совокупность трех составляющих, дающих си-
нергетический эффект: стратегическое мышление -стратегическое обучение - стратегические действия.
Выделяя способности стратегического мышления и умения лидеров выполнять функцию видения образов устойчивых результатов развития образовательного учреждения, В.И. Гам указывает, что феномен стратегического лидерства базируется на воспроизведении лидером таких компетенций, отражающих его личностную и профессиональную готовность и способность реализовывать содержание стратегического управления, как:
- стратегическая компетентность - способность, необходимая при развитии организации в целом, от определения условий функционирования организации (как общественной системы), необходимых для выполнения будущих задач и достижения цели до разработки общих условий и организационных структур, способствующих оперативному выполнению поставленных задач;
- социальная компетентность, рассматриваемая как способность взаимодействовать с людьми, группами и социальными процессами, включающая организацию коммуникации между сотрудниками и руководством, обеспечивающей принятие решений, мотивацию, управление группами и др.;
- задачная (в специальной области) компетентность - способность осмысливать проблемы в узких, задачных областях и решать их;
- управленческая компетентность - совокупность стратегической и социальной компетенции, т. е. способность применять различные инструменты и приемы для достижения желаемого эффекта [1, с. 27].
Как нам представляется, стратегическое мышление руководителя связывается с такими компетенциями, как:
• способность осуществлять комплексный анализ текущих, потенциальных и будущих нужд потребителей услуг образовательного учреждения;
• умение создавать образ будущего организации с определением ключевых факторов будущего успеха или неудач;
• исчерпывающее понимание текущей ситуации или стоящих перед образовательным учреждением проблем и задач;
• способность проводить всесторонний анализ проблем, прояснение подлинной проблемы и поиск причин, ее породивших;
• определение целевых зон, позволяющих направить усилия образовательного учреждения на поиск наиболее пригодных для разрешения проблем или решения задач подходов;
• определение критериев отбора наилучшего для организации варианта из многих имеющихся;
• выявление комплекса проблем и возможностей образовательного учреждения, которые могут возникнуть в будущем;
• способность связать решение задачи с условиями, как самой организации, так и с условиями внешней среды;
• умение прогнозировать будущие тенденции (пунктики, сдвиги, рывки), осуществлять их анализ и
разрабатывать идеи, которые позволят сформировать долгосрочное преимущество организации;
• способность к обучению: исследование существующих решений проблемы организации в сфере образования, в иных сферах человеческой деятельности, исследование эталонных преимуществ (передового, лучшего опыта других образовательных организаций);
• умение находить то, что отличит образовательное учреждение от других ему подобных, а в более широком контексте - создавать отличительные способности образовательного учреждения, составляющие его конкурентные преимущества перед другими учреждениями сферы образования.
Не менее значимым в цепочке компетенций руководителя, решившего обратиться к стратегическому управлению вверенной ему организацией, является трансформационное мышление. Оно связано с формированием компетентности, позволяющей бороться с сопротивлением переменам; выстраиванием отношений сотрудничества, необходимых для реализации образовательным учреждением своих стратегических намерений; способностью действовать в заданном направлении.
Трансформационное мышление руководителя во многом определяет его внутреннюю личностную готовность к стратегическим процессам организации и в целом задает характер деятельности всей организации. Оно включает:
- самопонимание (умение регулировать темп работы, расслабляться и создавать спокойную обстановку, «разгружать» сознание);
- осознание собственных страхов (страх неизвестности; страх потерять то, что есть у образовательного учреждения; страх перед тем, что могут подумать другие; боязнь собственных мыслей);
- умение вдохновлять себя и других на создание климата позитивных перемен, в том числе путем декларации собственной позиции поддержки происходящих перемен, коллегиальности в принятии решений и обсуждении проблем, признания ценности каждого сотрудника в решении задач организации, понимание причин и степени сопротивления членов
педагогического коллектива преобразованиям;
- повышение уровня компетентности образовательного учреждения за счет пересмотра действующей организационной структуры в соответствии с оптимальными потоками информации и методами работы, создания мобильной структуры, способной быстрее адаптироваться к изменениям;
- понимание организационной культуры, действующей в образовательном учреждении, умение с ней работать и осуществлять в случае необходимости ее изменение;
- способность действовать в направлении реализации поставленной цели, в том числе за счет терпения и упорства, получения поддержки и преодоления сопротивления.
Динамичная среда XXI в. предъявляет к учреждениям сферы образования высокие требования. Достижение новых результатов образования и конкурентоспособность образовательных учреждений связывается с освоением методологии стратегического управления организацией как условия выживания образовательного учреждения и обеспечения социальной безопасности его воспитанников и членов педагогического коллектива. Качество решения актуальных для образовательного учреждения задач во многом зависит от профессионализма ее руководителя - наличия у него развитого стратегического, творческого и трансформационного мышления.
Литература
1. Гам, В.И. Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании: автореферат дис. ... д-ра пед. наук / В.И. Гам. - Калининград, 2009.
2. Дандон, Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / Э. Дандон. - М., 2006.
3. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. - М., 2010.
4. Старцев, Г.А. Стратегическое управление муниципальной системой образования: на примере г. Новосибирска: дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Старцев. - Новосибирск, 2003.
УДК 373.1.036
А.Г. Корчагина
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.П. Качалова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ
В статье раскрывается структурно-функциональная модель процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям.
Модель, моделирование, эстетические ценности, педагогические условия, научные подходы.
The article reveals the structurally - functional model of the process of preschool children’s accustoming to esthetic values.
Model, modeling, aesthetic values, pedagogical conditions, scientific approaches.