Научная статья на тему 'Базовые компетентности лидера образования'

Базовые компетентности лидера образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / ШКОЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА / РЕСУРСЫ ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМАНД / БАЗОВЫЕ ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОДУЛЬНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ ЛИДЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ / STRATEGY IN EDUCATION / STRATEGIC LEADERSHIP / SCHOOL MANAGEMENT TEAM / RESOURCES OF SCHOOL MANAGEMENT TEAMS / BASE LEADER COMPETENCE / MODULAR TRAINING COURSE OF LEADERS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гам Владимир Иванович

В статье В.И. Гама представлены результаты научного исследования актуальной для современной системы общего образования проблемы стратегического лидерства школьных управленческих команд. Автором определены базовые компоненты развития и укрепления феномена стратегического лидерства, рассмотрены вопросы компетентностного развития лидеров образования на основе компетентностного и деятельностного подходов. В статье охарактеризован модульный курс, направленный на формирование и развитие базовых компетентностей лидеров образования и являющийся одним из компонентов авторской модели подготовки школьных управленческих команд к реализации функций стратегического лидерства. Обосновано построение модульной структуры курса в логике освоения базовых компетентностей лидера: стратегической, социальной, задачной, управленческой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASE COMPETENCES OF LEADER OF EDUCATION

The results of scientific research of strategic leadership problem of school management teams, that is actual for modern general educational system, are presented in V.I.Gam's article. Author defined the basic components of development and strengthening the phenomenon of strategic leadership, questions of competent development of educational leaders on the basis of competence and activity approaches are considered. The modular course, referred to formation and development of base competence of educational leaders and being one of components of author's model in preparation of school management teams to realization of strategic leadership functions, is characterized in article. Creation of course modular structure in logic development of base competence for the leader is proved: strategic, social, aimed, administrative.

Текст научной работы на тему «Базовые компетентности лидера образования»

№ 3 - 2012 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 371.3

БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИДЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Гам

ФГБОУВПО «Омский государственный педагогическийуниверситет»(г. Омск)

В статье В.И. Гама представлены результаты научного исследования актуальной для современной системы общего образования проблемы стратегического лидерства школьных управленческих команд. Автором определены базовые компоненты развития и укрепления феномена стратегического лидерства, рассмотрены вопросы компетентностного развития лидеров образования на основе компетентностного и деятельностного подходов. В статье охарактеризован модульный курс, направленный на формирование и развитие базовых компетентностей лидеров образования и являющийся одним из компонентов авторской модели подготовки школьных управленческих команд к реализации функций стратегического лидерства. Обосновано построение модульной структуры курса в логике освоения базовых компетентностей лидера: стратегической, социальной, задачной, управленческой.

Ключевые слова: стратегии в образовании, стратегическое лидерство, школьная

управленческая команда, ресурсы школьных управленческих команд, базовые лидерские компетентности, модульный курс подготовки лидеров образования.

Г ам Владимир Иванович — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», рабочий телефон: 8 (3812) 24-89-61, e-mail: gam_v@mail.ru

В современных условиях существует насущная необходимость выработки и внедрения мобильной технологии стратегического прорыва системы общего образования к приоритетам инновационного развития, определения, каким образом задействовать естественный кадровый потенциал и ресурс лидерства, присущий педагогическим работникам, в целях обеспечения этого прорыва и качественных изменений, о которых заявлено в фундаментальных международных и российских документах, в том числе — Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

В данном контексте особое значение приобретает именно стратегическое лидерство, которое понимается нами как полифункциональная качественная характеристика и способность системы управления школы вносить изменения в организационный процесс, чтобы создавать и воспроизводить лидирующее положение школы в конкурентной образовательной среде. При этом стратегическое лидерство представляется и в качестве характеристики школьной управленческой команды (ШУК) — сложного управленческого субъекта внутри системы, который своим положением в системе, связями и ресурсами влияния выполняет функцию регулятора стабильного функционирования или устойчивого развития образовательной системы и как

принципиально новый вид профессиональной деятельности менеджеров образования, сущность которого выражается в последовательной реализации стратегических изменений в образовании [1, 2, 5, 7].

Стратегическое лидерство сможет сыграть свою ведущую роль в системных стратегических изменениях школы только при условии, что в основу его формирования будут заложены принципы отбора, подготовки и проектного сопровождения команды лидеров, функционально, профессионально, компетентностно и личностно ориентированных на реализацию задач стратегического развития [3].

Ответом на вопрос о том, чему и как должны обучаться стратегические лидеры, является разработанный, апробированный и внедренный комплекс инновационных технологий подготовки и консалтингового сопровождения ШУК для реализации функций стратегического лидерства; авторская модель повышения квалификации, направленная на формирование и развитие базовых компетентностей лидеров образования.

Научная концепция стратегического лидерства и компетентностного развития ШУК базируется на компетентностном и деятельностном подходах, необходимых для получения более полного результата образования, и реализует идею задействования естественного компетентностного ресурса лидеров школы [6, 7]. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результат образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих выступает понятие «компетентность», формируемое в деятельности и для деятельности. По мнению И. А. Зимней, это и обозначает формирование новой парадигмы результата образования [4].

ШУК является ведущим субъектом реализации научной концепции стратегического лидерства и движущей силой внутреннего преобразования и стратегического развития школы. В ходе исследования и долговременного эксперимента мы пришли к пониманию того, что ШУК следует рассматривать как функционально значимый управленческий инструмент. ШУК легитимно и преемственно вовлекает коллектив в управление всей педагогической системой школы, обеспечивает коммуникацию между всеми участниками принятия и реализации стратегических решений, формирует в коллективе «узнаваемость» и привлекательность стратегических целей и приоритетных результатов.

В качестве базовых компонентов развития феномена стратегического лидерства выступают:

• ресурсы ШУК (лидерские компетентности; способности стратегического мышления и умения выполнять функцию видения образов устойчивых результатов развития школы);

• система оценки результативности стратегического лидерства (разработка и принятие программы развития школы; защита нового качественного статуса школы; приобретение дополнительных внешних ресурсов развития; личностный рост членов ШУК);

• технологии компетентностного развития ШУК, в том числе в формате модульного профессионального обучения и проектного развития.

Остановимся на базовых лидерских компетентностях, которые отражают личностную, профессиональную готовность и способность членов ШУК реализовывать содержание стратегического развития школы. Феномен стратегического лидерства базируется на обеспечении и воспроизведении следующих компетентностей:

• стратегической компетентности — способности, необходимой при формировании и развитии школы в целом от определения условий функционирования школы (как общественной системы), которые необходимы для выполнения будущих задач и достижения цели, до разработки общих условий и организационных структур, способствующих оперативному выполнению указанных задач;

• социальной компетентности — способности заниматься работой с людьми, группами и социальными процессами (организация коммуникации между сотрудниками и руководством, обеспечивающей принятие решений, обработку конфликтов, мотивацию и т. п.);

• компетентности в специальной области — способности осмысливать проблемы в узких задачных областях и решать их;

• компетентности в управлении как совокупности стратегической и социальной компетентностей (т. е. способности применения различных инструментов и приемов для достижения желаемого эффекта) [4].

Технологически внедрение и апробация научной концепции стратегического лидерства ШУК и разработанной модели стратегического лидерства в рамках экспериментальной работы осуществлялась в ходе разработки и экспертизы авторской программы модульного образовательного курса, каждый модуль которой соответствует определенному компоненту компетентности стратегических лидеров; выработки и методического описания кейса инструментов стратегического управления развитием школы; реализации комплексной программы модульного обучения, сопровождения, консалтинга и сетевого взаимодействия ШУК — участниц экспериментальной, а впоследствии и плановой работы Центра образовательных инициатив ОмгПУ.

Базой для создания первоначального варианта учебного плана обучения омских команд стал план красноярской команды в рамках российско-британского проекта «Кемп». По результатам рефлексивной работы учебный план уточнялся, корректировался и дополнялся в соответствии с принципом взаимосоответствия программных представлений и практики. План основывается на следующих выработанных принципах.

В соответствии с принципом модульности план состоит из взаимоувязанных и взаимосоответствующих модулей, каждый из которых относительно автономен, самодостаточен и завершен. Предусмотрена возможность аттестации слушателей отдельно по каждому модулю.

Модуль «Философия образования» направлен на овладение основами философии образования путем пробуждения исходной философской эмоции, приобщения к опыту нетривиального мышления, выработки умения соотносить абстракции философии образования с конкретикой жизни школы.

Модуль «Управление персоналом» направлен на формирование видения целостности управления через призму взаимоотношений в организации; освоение способов и техник влияния, лидерства, мотивации; формирование представления о зонах ответственности по отношению к участникам образовательного процесса и среде, окружающей школу.

Модуль «Практический менеджмент» предполагает формирование системнодеятельностного и личностно-деятельностного подходов к принятию управленческих решений.

Модуль «Синергетика» направлен на понимание принципов управления сложными системами.

Модуль «Конструирование образовательных систем» направлен на формирование понимания логики педагогического конструирования через призму конструирования целей, содержания, технологий, систем мониторинга и управления, проектов и программ развития.

Модуль «Технология коллективного проектирования» рассчитан на освоение технологий разработки и реализации длительных коллективных проектов.

Модуль «Информационные технологии в деятельности руководителя» направлен на освоение руководителями учреждений образования техник работы с информацией.

Модуль «Экономика систем образования» направлен на формирование видения целостности управления через призму процесса реализации программных представлений и бизнес-планов, освоение способов и техник управленческого контроля за распределением ресурсов, коррекции деятельности и реализации экономически обоснованных целей.

Модуль «Правовое пространство системы образования» предназначен для формирования современных представлений о школе, о возможностях и ограничениях образовательного процесса, способах и техниках его преобразований.

Модули функционально соответствуют компетентностной модели стратегического лидерства, обеспечивая участникам формирование собственных компетенций в достижении заявленных в качестве критериальных результатов. При этом учебный план разработан с учетом принципа соответствия логики плана логике технологии проектирования. Блоки модулей распределяются по сессиям в соответствии с необходимостью освоения материала того или иного этапа проектирования.

Принцип завершенности. Создаются условия для полноценного освоения слушателями основных положений модулей и связанных с ними способов мышления и действия. Темы мастерских и семинаров содержательно и логически выведены из положений «лекционных учебных занятий» и создают условия для реализации индивидуальной траектории освоения слушателями учебного материала; рефлексивного выделения и закрепления осваиваемых способов мышления и действий. Предусмотрена обязательная межсессионная работа и аттестация слушателей по каждому модулю.

Принцип успешности всех слушателей в ходе переподготовки проявляется в ориентации команды на создание возможностей для индивидуальных траекторий переподготовки, обсуждения и понимания слушателями своих мини-проектов на мастерских и семинарах; в том, что конкретика лекционных занятий и организационно-деятельностных мероприятий задается реальными управленческими затруднениями слушателей; во включенности слушателей в процесс управления ходом переподготовки; в наличии специально организованных рефлексивных работ команды и слушателей.

Принцип деятельностного содержания образования. На занятиях команда провоцирует возникновение реальных управленческих ситуаций. Способы мышления и действования рефлексивно выделяются и понимаются. Успешные способы закрепляются.

Принцип ситуативности. Конкретизация положений управленческих теорий и концепций задается тем ситуационным контекстом, который возникает в ходе курсов.

Принцип сопровождения. Команда формирует внешнюю систему сопровождения для оказания практической помощи слушателям курсов при разработке и реализации собственных проектов на принципах партнерства.

Принцип производственного (базового) обучения выражается в определении одной из школ города в качестве базовой для обучения.

Принцип продуктивности обучения заключается в обязательном условии разработки каждым из слушателей собственного значимого на уровне учреждения образования (округа, города) проекта (программы) и его реализации.

Сообразно принципам и задачам стратегического лидерства сформированы проблемные и содержательные блоки каждого модуля.

Таким образом, технологии повышения квалификации и переподготовки управленческого персонала школы являются одной из составляющих внедрения и распространения феномена и инструментария стратегического лидерства в школе.

Список литературы

1. Ансоф И. Стратегическое управление : сокр. пер. с англ./ И. Ансоф ; научн. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. — М. : Экономика, 1989. — 519 с.

2. Гам В. И. Стратегическое мышление как основа стратегии успеха / В. И. Гам // Народное образование. — 2007. — № 7. — С. 101-106.

3. Гам В. И. Управление многообразием в условиях системных изменений в образовании : монография / В. И. Гам. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2006. — 136 с.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 11.04.08)

5. Карлоф Б. Вызов лидеров : [О проблеме лидерства в обл. упр.] : пер. со швед. / Б. Карлоф, С. Седерберг. — М. : Дело, 1996.

6. Минцберг Г. Школы стратегий : стратегическое сафари : экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел ; пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук. — СПб. : Питер, 2001. — 330 с.

7. Филимонов А. А. Стратегическое лидерство / А. А. Филимонов, В. И. Гам. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2003. — 208 с.

BASE COMPETENCES OF LEADER OF EDUCATION

V.I. Gam

FSEIHPE «Omsk State Pedagogical University» (Omsk c.)

The results of scientific research of strategic leadership problem of school management teams, that is actual for modern general educational system, are presented in V.I.Gam’s article. Author defined the basic components of development and strengthening the phenomenon of strategic leadership, questions of competent development of educational leaders on the basis

of competence and activity approaches are considered. The modular course, referred to formation and development of base competence of educational leaders and being one of components of author’s model in preparation of school management teams to realization of strategic leadership functions, is characterized in article. Creation of course modular structure in logic development of base competence for the leader is proved: strategic, social, aimed, administrative.

Keywords: strategy in education, strategic leadership, school management team, resources of school management teams, base leader competence, modular training course of leaders of education.

About authors:

Gam Vladimir Ivanovich — doctor of pedagogical sciences, professor of pedagogics chair, vice rector on study at FSEIHPE «Omsk State Pedagogical University», office number: 8 (3812) 24-89-61, e-mail: gam_v@mail.ru

List of the Literature:

1. Ansof I. Strategic management: shor. trans.from English / I. Ansof; scien. edition and author’s note. L. I. Evenko. — M: Economy, 1989. — 519 P.

2. Gam V. I. Strategic thinking as basis of successful strategy / V. I. Gam // National education. — 2007. — № 7. — P. 101-106.

3. Gam V. I. Managing the variety in the conditions of systemic changes in education: monograph / V. I. Gam. — Omsk: Publishing house of OMSPU, 2006. — 136 P.

4. Zimnyaya I. A. Key competences — new paradigm of result of modern education / I. A. Zimnyaya //http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (address date: 11.04.08)

5. Karlof B. Call of leaders: [About leadership problem in the management]: Translation from Sw. / B. Karlof, S. Sederberg. — M: Business, 1996.

6. Mintsberg G. Schools of strategy: strategic safari: excursion in jungles of management strategy / G. Mintsberg, B. Alstrend, D. Lempel; translation from English — D. Rayevsky, L. Tsaruk. — SPb.: St. Petersburg, 2001. — 330 P.

7. Philimonov A. A. Strategic leadership / A. A. Philimonov, V. I. Gam. — Omsk: Publishing house of OMSPU, 2003. — 208 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.