Научная статья на тему 'Наиболее значимые качества сотрудников в условиях становления инновационной экономики'

Наиболее значимые качества сотрудников в условиях становления инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
225
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВА ПЕРСОНАЛА / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / INNOVATIONS / QUALITIES OF THE PERSONNEL / INNOVATIVE THINKING / EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арзамасцева К. А., Павлюкевич М. П.

Статья может быть интересна менеджерам по персоналу, руководителям организаций, а также студентам и преподавателям вузов, поскольку ее тематика затрагивает актуальную проблему того, какой же персонал будет востребован на рынке труда в ближайшем будущем «торжества» инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Арзамасцева К. А., Павлюкевич М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY OF INNOVATIONS REQUIRES EMPLOYEES OF NEW TRAITS

This article is devoted to the crucial issue of the personnel wanted at labour market in the nearest dominated by innovations future. Therefore, HR managers, CEOs and University lecturers and students as well may find the given article rather attractive.

Текст научной работы на тему «Наиболее значимые качества сотрудников в условиях становления инновационной экономики»

УДК 658.3

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

ECONOMY OF INNOVATIONS REQUIRES EMPLOYEES OF NEW TRAITS

К.А. Арзамасцева, М.П. Павлюкевич K.A. Arzamastseva, M.P. Pavlyukevitch

Томский государственный университет

Статья может быть интересна менеджерам по персоналу, руководителям организаций, а также студентам и преподавателям вузов, поскольку ее тематика затрагивает актуальную проблему того, какой же персонал будет востребован на рынке труда в ближайшем будущем «торжества» инноваций.

This article is devoted to the crucial issue of the personnel wanted at labour market in the nearest dominated by innovations future. Therefore, HR managers, CEOs and University lecturers and students as well may find the given article rather attractive.

Ключевые слова: инновации, качества персонала, инновационное мышление, эмоциональный интеллект.

Keywords: innovations, qualities of the personnel, innovative thinking, emotional intelligence.

Путь вперед лежит через эмоции и воображение.

Нордестрем Кьелл А., Риддерстралле Й. [7, с. 253]

Наша страна сегодня движется по пути инновационного развития. Об этом свидетельствует разработка и реализация таких приоритетных национальных проектов, как «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», внедрение особых экономических зон, поддержка наукоемкого производства и малого бизнеса. Более того, еще Э. Тоффлер заметил, что бизнес изменяется динамичнее всех остальных игроков рынка и, словно бы подтверждая эту идею, основным конкурентным преимуществом в нем становятся инновации [9, с. 132]. Стабильность уходит в прошлое; успех приходит теперь только к тем компаниям, которые не боятся изобретать и внедрять что-то новое [6, с. 73].

Таким образом, инновации оказывают свое влияние на развитие не только государства, но и общества, предпринимательства как направления экономической деятельности, а также влияют на конкурентное положение конкретных организаций [2, с. 21]. Поэтому с уверенностью можно констатировать, что инновационность уже коснулась практически всех сфер жизни общества. И сегодня многие из них претерпевают изменения, как структурные, так и содержательные.

В связи с этим нас как начинающих менеджеров по персоналу в первую очередь интересует вопрос, какие качества кандидатов приобретают наибольшее значение при подборе персонала и определяют решение работодателя о приеме кандидата на работу в условиях станов-

ления инновационной экономики. Для ответа на него необходимо прежде всего прояснить понимание феномена инноваций, поскольку инновационная экономика ориентирована на их создание, и именно эта ориентированность и влечет за собой определенные изменения.

Анализируя литературу по данному вопросу, можно отметить, что инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики [10]. Различные ученые, в основном зарубежные, трактуют понятие инноваций в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых улучшенных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научноорганизационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [2, с. 9-10].

Обобщая известные определения инновации, С. Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягу-

дин и др. подчеркивают, что «специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения» [5, с. 10]. Развитием данной мысли служит трактовка инноваций К.А. Нордстремом и Й. Риддерст-рале: «Инновация означает создание чего-то, чего нет. Создание вещей, доселе невиданных. Это вопрос «а что, если?», который вы задаете себе снова, и снова, и снова» [7, с. 216].

Говоря об инновациях в организациях, нельзя не перечислить10 главных характеристик инновационных организаций, названных Элейн Дандон [4, с. 194-195]:

1. Они поощряют всех своих сотрудников, партнеров и поставщиков к активному участию в инновациях.

2. Они приветствуют новые идеи и подходы.

3. Они вглядываются в будущее в попытках предвосхитить нужды потребителей, которые со временем появятся.

4. Они меняют правила игры, бросая вызов погрязшим в довольстве собой конкурентам.

5. Они обеспечивают потребителей информацией и предоставляют им больший контроль над процессом закупок.

6. Они осваивают новые технологии в надежде усилить свои конкурентные преимущества.

7. Они используют стимулирующие инновации во внутренних процессах.

8. Они выделяют ресурсы на поиск, разработку и реализацию новых идей.

9. Они вознаграждают инновационные усилия.

10. Они способны действовать быстро.

Становится очевидным, что инновациями в контексте организации, т. е. проектированием и буквально воссозданием новой реальности как внутри организации, так и за ее пределами, может заниматься лишь сотрудник с особым типом мышления, которое в рамках XI Инновационного форума с международным участием (Томск, 10-12 октября 2008 г.) было названо инновационным. На этом же форуме к признакам такого, инновационного типа мышления, который будет востребован в экономике инноваций, были отнесены следующие:

- желание развиваться в личностном и профессиональном плане;

- сила духа;

- мотивация на работу;

- желание изменить существующий порядок вещей;

- наличие здоровых амбиций;

- способность генерировать идеи;

- позитивное видение, энтузиазм;

- способность продуктивно работать в команде;

- целеполагание;

- способность увлечь людей идеей и т. д.

Э. Дандон также отмечает необходимость

наличия трех компонентов («семян»), обусловливающих возникновение инноваций творческого, стратегического и трансформационного типов мышления, которые должны быть присущи сотрудникам организации.

К чертам творческой личности (мышления) она относит [4, с. 36]:

- стремление изменить статус-кво,

- любознательность,

- склонность к риску,

- воображение,

- способность улавливать связи и закономерности,

- наблюдательность,

- гибкость,

- вдумчивость,

- любовь к игре,

- толерантность во взаимоотношениях,

- способность к обучению и саморазвитию,

- мотивацию,

- интуицию,

- терпение,

- настойчивость,

- способность разглядеть новые возможности и др.

Стратегическому мышлению, по ее мнению, присущи [4, с. 100]:

- видение картины в целом (системность мышления);

- взгляд в будущее;

- попытка сделать то, чего никто прежде не делал.

Трансформационное мышление определяет характер изменений, которые претерпевает отношение к работе, как индивидуальное, так и коллективное.

Составляющие трансформационного мышления [4, с. 179]:

- стремление к большей профессиональной осведомленности,

- страстное отношение к делу,

- способность действовать.

«Соединение знаний, полученных в этих

трех областях мышления, создает синергию, необходимую для пестования новых идей -вне зависимости от того, происходит ли это на персональном, групповом или организационном уровне», - пишет Э. Дандон [4, с. 9].

А. А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В. А. Яки-мович [1, с. 293] выделяют ключевые функции в инновационном процессе: генерацию идей, предпринимательство, руководство проектом, информационный контроль и поддержка (инструктаж). Исходя их этих функций, он отмечает, что для их выполнения работнику должны быть присущи особые личностные качества:

- генерирование идей,

- пропагандирование и настойчивое отстаивание идей,

- стремление к достижениям,

- способность идти на риск,

- помощь в раскрытии способностей других людей,

- оказание моральной поддержки,

- самостоятельное принятие решений,

- открытость в своих устремлениях,

- решительность и энергичность.

Обратим внимание на то, что многие качества, приписываемые инновационному типу мышления, в различных источниках дублируются. Это генерирование идей, позитивное видение, способность рисковать, решительность, уверенность в себе, командность, стремление к самореализации в профессиональном плане, гибкость и т. д. Рассматривая все эти характеристики инновационного типа мышления, возникает желание найти некую основу, характерную для всех них, объединяющую их воедино, являющуюся базой для их наращивания.

И действительно, можно проследить, что все эти характеристики могут быть присущи лишь человеку с высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ - emotional quality).

Понятие и сущность эмоционального интеллекта будут рассмотрены далее.

В настоящее время существует множество определений эмоционального интеллекта. Приведем некоторые из них.

Дж. Мейер, П. Саловей определяют EQ как специфические свойства человеческой психики, которые заключаются в умении разбираться в собственных чувствах, понимать настроение людей, а также умении регулировать собственные эмоции [8].

По Д. Гоулману [3, с. 29], EQ - это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для достижения собственных целей. Также Гоулман выделил 4 компонента, которые включает в себя EQ: самосознание, владение собой, социальное сознание, менеджмент взаимоотношений (они будут рассмотрены далее).

Обратим внимание на то, что до Д. Гоул-мана исследователи определяли EQ в психологическом контексте, а Гоулман впервые включает в определение EQ понятие ориентации на цель, что является основанием для трактовки эмоционального интеллекта в управленческом залоге. Как менеджеры по управлению персоналом, мы будем рассматривать и сам EQ, и его компоненты именно в этом контексте. В научной и публицистической литературе данный вопрос детально практически не рассматривался, в связи с этим многие организации, вступающие на путь инновационного развития, не осознают потребности ни в подборе специалистов с высоким уровнем EQ, ни в его развитии у своих сотрудников.

Поэтому возникает объективная необходимость перевода содержания теории EQ из психологических терминов, в которых ее традиционно рассматривают, на язык управления. С этой целью раскроем более подробно содержание каждого из компонентов EQ, обозначенных Гоулманом, причем акцент сделаем на значимости данных составляющих EQ для зарождения инноваций в организации (см. таблицу 1).

Таким образом, показано, что эмоциональный интеллект во многом может способствовать не только успешному функционированию организации, но и ее развитию в инновационном ключе. Поэтому имеет смысл нанимать людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта. «Логика такова, что вы можете из хороших людей сделать хороших пилотов, но превратить хороших пилотов с проблемами в отношениях с другими людьми в дружелюбных с клиентами и коллегами сотрудников практически невозможно» [7, с. 189-190].

Итак, ответим на вопрос, обозначенный в начале статьи «Какие качества кандидатов приобретают наибольшее значение при подборе персонала в условиях становления инновационной экономики?». Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что наиболее значимыми для работодателя становятся личностные качества кандидатов, описанные нами ранее. В то же время опыт работы отходит на второй план. Компании-лидеры рынка уже сегодня приходят к осознанию необходимости «найма жизненных позиций» [7, с. 216]. Эти тенденции прослеживаются в практике таких крупных иностранных компаний, как «General Electric», «Microsoft», «Nike», «IBM» и т. п. Из российских компаний можно отметить «Вимм-Билль-Данн», «Сибирскую аграрную группу», «Tele2».

Таблица 1

Компоненты EQ и их интерпретация для организации

Компонент EQ по Д. Гоулману Содержание компонента EQ по теории Д. Гоулмана Интерпретация компонента EQ для организации в контексте зарождающихся инноваций

1. Самосознание -основа всех остальных компонентов Ер Способность оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь Управленческая компетенция; также может способствовать снижению конфликтов в организации

Способность доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения - прислушиваться к интуиции «Инновации допускают систематическое управление ими, нужно только знать, куда и как смотреть. Новаторы - это люди, способные переключаться на более полную картину мира в целом, обнаруживать на экранах своих радаров новизны новые идеи еще до того, как все прочие хотя бы осознают их существование» [4, с. 124]

Адекватная оценка своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе Способствует повышению эффективности деятельности, а также лучшему управлению временем

2. Владение собой - второй ключевой компонент ЕО Способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях. Исследования показывают, что 2/3 основных знаний и умений, необходимых сегодня эффективному лидеру, относятся к сфере эмоциональной компетенции [10]

Стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты) Только человек, вызывающий доверие, способен «повести за собой» других людей по инновационному пути

Сознательность (ответственное выполнение обязанностей) «Наибольших успехов добиваются не те компании, которыми руководят харизматические лидеры, а те, где умение брать на себя ответственность составляет часть корпоративной культуры» [6, с. 77]

Способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям) Ранее успешным руководством считалось умение быстро адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Сегодня эта характеристика эмоционального интеллекта претерпела некоторые изменения. Ценится не умение адаптироваться, а способность адаптировать под себя окружающую действительность. Новаторы сами продуцируют изменения и осознают, что только так их организация может быть эффективной. Страх сотрудников перед изменениями может стать серьезным препятствием на пути к инновационности

Инициативность, расширяющая возможности человека, оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам Внутренняя инициатива и оптимизм сотрудников и руководителя - основа инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Социальное сознание Способность понимать других, эмпатия - умение поставить себя на место другого человека и понять его мысли и чувства Понимание других людей дает ключ к их мотивации, адекватному способностям сотрудников распределению работ, а также к способности «улавливать» малейшие намеки на будущие тенденции и превращать их в инновации - конкурентное преимущество. Также это способность наладить организационную деятельность и создать сеть контактов, выбрать наиболее подходящие для достижения положительных результатов формы поведения

4. Менеджмент взаимоотношений Способность налаживать контакты и взаимодействовать с другими людьми Умение выстраивать эффективные коммуникации

Чуткое и доброжелательное отношение к окружающим Создание благоприятного личного образа и образа компании

Оказание положительного влияния «Умение донести свое видение до других людей в доступной и воспринимаемой форме» [6, с. 136]

1. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимо-вич В.А. Управление инновациями в организации: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2006. -415 с.

2. Глущенко И.И. Система стратегического управления инновационной деятельностью.

- Железнодорожный: ООО НПЦ «Крылья», 2006. - 356 с.

3. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

- 301 с.

4. Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / пер. с англ. С.Б. Ильина; под общ. ред. М.Б. Шифрина. -М.: Вершина, 2006. - 304 с.

5. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягу-дин С.Ю. и др. Инновационный менеджмент:

учебник для вузов / под ред. С. Д. Ильенковой.

- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 343 с.

6. Искусство управления персоналом. Таланты и лидеры / под ред. Ю. Наврузова, Н. Че-репухиной. - Киев: Изд-во А. Капусты, 2002. -Кн. 1. - 320 с.

7. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2002.

- 326 с.

8. Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики. - ИКЬ: http://flogiston.ru/ агйс^^епега1/ед

9. Тоффлер Э. Революционное богатство.

- М.: АСТ, 2008. - 570 с.

10. Эмоциональный интеллект. Википедия. - иКЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.