Научная статья на тему 'Моделирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям'

Моделирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / MODEL / MODELING / AESTHETIC VALUES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SCIENTIFIC APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Анна Геннадьевна

В статье раскрывается структурно-функциональная модель процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям»

разрабатывать идеи, которые позволят сформировать долгосрочное преимущество организации;

• способность к обучению: исследование существующих решений проблемы организации в сфере образования, в иных сферах человеческой деятельности, исследование эталонных преимуществ (передового, лучшего опыта других образовательных организаций);

• умение находить то, что отличит образовательное учреждение от других ему подобных, а в более широком контексте - создавать отличительные способности образовательного учреждения, составляющие его конкурентные преимущества перед другими учреждениями сферы образования.

Не менее значимым в цепочке компетенций руководителя, решившего обратиться к стратегическому управлению вверенной ему организацией, является трансформационное мышление. Оно связано с формированием компетентности, позволяющей бороться с сопротивлением переменам; выстраиванием отношений сотрудничества, необходимых для реализации образовательным учреждением своих стратегических намерений; способностью действовать в заданном направлении.

Трансформационное мышление руководителя во многом определяет его внутреннюю личностную готовность к стратегическим процессам организации и в целом задает характер деятельности всей организации. Оно включает:

- самопонимание (умение регулировать темп работы, расслабляться и создавать спокойную обстановку, «разгружать» сознание);

- осознание собственных страхов (страх неизвестности; страх потерять то, что есть у образовательного учреждения; страх перед тем, что могут подумать другие; боязнь собственных мыслей);

- умение вдохновлять себя и других на создание климата позитивных перемен, в том числе путем декларации собственной позиции поддержки происходящих перемен, коллегиальности в принятии решений и обсуждении проблем, признания ценности каждого сотрудника в решении задач организации, понимание причин и степени сопротивления членов

педагогического коллектива преобразованиям;

- повышение уровня компетентности образовательного учреждения за счет пересмотра действующей организационной структуры в соответствии с оптимальными потоками информации и методами работы, создания мобильной структуры, способной быстрее адаптироваться к изменениям;

- понимание организационной культуры, действующей в образовательном учреждении, умение с ней работать и осуществлять в случае необходимости ее изменение;

- способность действовать в направлении реализации поставленной цели, в том числе за счет терпения и упорства, получения поддержки и преодоления сопротивления.

Динамичная среда XXI в. предъявляет к учреждениям сферы образования высокие требования. Достижение новых результатов образования и конкурентоспособность образовательных учреждений связывается с освоением методологии стратегического управления организацией как условия выживания образовательного учреждения и обеспечения социальной безопасности его воспитанников и членов педагогического коллектива. Качество решения актуальных для образовательного учреждения задач во многом зависит от профессионализма ее руководителя - наличия у него развитого стратегического, творческого и трансформационного мышления.

Литература

1. Гам, В.И. Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании: автореферат дис. ... д-ра пед. наук / В.И. Гам. - Калининград, 2009.

2. Дандон, Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / Э. Дандон. - М., 2006.

3. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. - М., 2010.

4. Старцев, Г.А. Стратегическое управление муниципальной системой образования: на примере г. Новосибирска: дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Старцев. - Новосибирск, 2003.

УДК 373.1.036

А.Г. Корчагина

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.П. Качалова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ

В статье раскрывается структурно-функциональная модель процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

Модель, моделирование, эстетические ценности, педагогические условия, научные подходы.

The article reveals the structurally - functional model of the process of preschool children’s accustoming to esthetic values.

Model, modeling, aesthetic values, pedagogical conditions, scientific approaches.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте с целью их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования.

Нам близка позиция В. А. Штоффа, который под моделью понимает такую мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [6, с. 19]. Любая модель является, в конечном счете, отражением фрагмента реальности. Наблюдая за объектом, индивид формирует его мысленный образ, когнитивную модель. По функциональному признаку содержательные модели подразделяются на: описательные, объяснительные и прогностические. Описательной моделью можно назвать любое описание объекта. Объяснительные модели призваны ответить на вопрос, почему что-либо происходит. Прогностические модели должны описывать будущее поведение объекта, т.е. отвечать на вопрос: к каким изменениям приводит то или иное воздействие на исследуемый объект.

Концептуальной моделью называется содержательная модель, при формулировке которой используются теоретические концепты и конструкты данной предметной области знания. В более широком смысле под концептуальной моделью понимают содержательную модель, базирующуюся на определенной концепции или точке зрения. Формулировка концептуальной модели нередко представляет собой достижение определенного уровня абстрагирования на пути от предварительного описания объекта к его формальной модели. Выделяют три вида концептуальных моделей: логико-семантические, структурнофункциональные и причинно-следственные. Элементами логико-семантической модели являются все утверждения и факты, включенные в вербальное описание объекта. Анализ такой модели осуществляется средствами логики с привлечением знаний, накопленных в данной предметной области.

Причинно-следственные модели часто используются для объяснения и прогнозирования поведения объекта. В отличие от структурно-функциональных моделей они ориентированы, в основном, на описание динамики исследуемых процессов, при этом время далеко не всегда учитывается в явном виде.

При построении структурно-функциональных моделей объект обычно рассматривается как целостная система, которую следует расчленить на составные части, компоненты, элементы, подсистемы. Части системы связываются структурными отношениями, описывающими подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач. Структурно-функциональные связи целесообразно визуализировать в виде разного рода схем, карт и диаграмм [4, с. 83 - 89].

Прежде чем описать структурные компоненты моделей и их функции, следует определиться с тео-

ретико-методологическими подходами процесса

приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям. Рассмотрим подходы, которые используются в современных педагогических исследованиях.

В основе системного подхода лежит раскрытие целостности объекта и выявление многообразных типов связей сложного объекта. По мнению Ю.Г. Сокольникова, данный подход предполагает направленность деятельности педагогов на обеспечение оптимального функционирования тех систем, в которые включены дети. В этом случаи деятельность воспитателя предстает как осуществление им функций, объективно возлагаемых на него системой воспитания, его местом в ней и признана обеспечить организацию воспитательной системой и управление и ее функционированием с целью получения необходимых педагогических результатов.

Системный подход в нашем исследовании обеспечивает:

• возможность рассмотрения процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям (как целостной системы);

• выделение системообразующего фактора приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям (цель и результат);

• возможность выявить составляющие компо-

ненты приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям (целевой, мотивационно-смысловой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный),

раскрыть диалектику их взаимосвязи;

• обнаружить обусловленные компонентами внутренние связи, а также основные условия существования рассматриваемой системы;

• осуществить отбор содержания воспитания для достижения поставленной цели - приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям, выбор воспитательных средств в соответствии с поставленной целью.

Личностный подход предполагает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

Деятельностный подход определяет деятельность как наиболее универсальную форму осуществления человеком своей преобразующей активности, имеющей определенную внутреннюю структуру.

Данные подходы в нашем исследовании рассматриваются в совокупности как личностнодеятельностный подход. С позиции этого подхода личность и деятельность находятся в тесном и нерасторжимом единстве, обладают относительной самостоятельностью и несводимостью друг к другу.

Данный подход в нашем исследовании обеспечивает:

• создание условий для самостоятельного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств своей деятельности, рефлексии результатов;

• содержание методики приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям устанавливается в соответствии с тем материалом, который приобретает субъективное значение;

• самоанализ, самооценку, самокоррекцию поведения и отношений, опору на потенциал личности и развитие ее задатков и способностей;

• рассмотрение деятельности как главного источника формирования личности и фактора ее развития;

• возможность рассмотреть особенности деятельности.

Процесс приобщения личности к эстетическим ценностям имеет сложную структуру. Основные компоненты и структурно-содержательная основа данного процесса трактуется исследователями неоднозначно. М.С. Каган выделяет в нем эстетическое восприятие, переживание, оценку, практическую деятельность. Ф. Д. Кондратенко характеризует приобщение к эстетическим ценностям как творческую деятельность. Вышеперечисленные компоненты, на наш взгляд, должны быть объединены и стать неразрывными элементами единого целого процесса (см. таблицу).

В контексте нашего исследования мы остановили свой выбор на структурно-функциональной модели, в которой выделили несколько компонентов.

Целевой компонент приобщения к эстетическим ценностям выполняет целеобразующую функцию. Он включает в себя цель модели, которая заключается в приобщении детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

Содержательный компонент приобщения к эстетическим ценностям осуществляет информативную функцию, дает представление о понятии «ценность», «эстетическая ценность», их характеристику.

Ключевым словом в понятии «эстетические ценности» является лексема «ценности». Внутреннее противоречивое понятие «ценность» по смыслу очень близко таким словам, как значение, значимость, цель, идеал, потребность, норма, интерес, но при этом не сводится к ним.

Остановимся на определениях ценности известных философов, у которых отмечаются наиболее существенные характеристики ценностей. И. Кант выделял три главные ценности, управляющие жизнью людей: «Истина, Добро и Красота - это особое измерение мира, создаваемое человеком» [5, с. 15]. Дж. Дьюи рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выражение в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Всесторонне и глубоко исследовал эстетические

ценности Л.Н. Столович. Под эстетическими ценностями он понимал универсальное эстетическое отношение, существующее онтологически, независимо от воспринимающего объекта.

В энциклопедическом словаре по педагогике эстетические ценности рассматриваются как термин, служащий для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Особый класс ценностей составляют такие, как: добро, польза, красота, справедливость - характеризуют значимость объекта для человека. Специфичность эстетических ценностей определяется своеобразным характером эстетического отношения человека к действительности: чувственно-духовным, бескорыстным

восприятием, ориентированным на познание реальных объектов [3, с. 496].

Взяв за основу определения, приведенные выше, мы под эстетическими ценностями понимаем признанные в обществе эталоны красоты и гармонии, удовлетворяющие эстетические потребности и интересы людей, способствующие выбору идеала красоты.

Процессуально-технологический компонент

приобщения к эстетическим ценностям осуществляет формирующую функцию. Процесс приобщения личности к эстетическим ценностям проходит поэтапно. Можно выделить: эстетическое восприятие, чувство, переживание, оценку, практическую деятельность. Структура эмоционального переживания включает в себя: восприятие, ощущения, образное осмысление чувств и эмоций, возникающих под влиянием восприятия, интерес к переживаемым чувствам, принятие и поддержку эмоциональных проявлений детей, которые являются инструментами воздействия на развивающуюся психику. Эмоциональное переживание является импульсом к последующей мыслительной деятельности, сопровождает ее и определяет отношение ребенка к формируемому представлению об эстетической ценности.

Эстетическое развитие ребенка начинается с эстетического восприятия окружающего мира, включая не только произведения искусства, но и природу, а также творения человеческого разума и, разумеется, проявления духовного мира человека (поступки, идеи, отношения). Важнейшей закономерностью процесса восприятия является то, что возникновение адекватного, целостного образа предмета является результатом сложного действия, включающего в себя систему предметных операций, соотносящихся с определенными особенностями предмета и между собой. Формирование этого сложного осмысленного действия восприятия происходит у ребенка рано, в процессе его предметно-манипулятивной деятельности [1, с. 26].

Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, и различным видам художественной и игровой деятельности [2, с. 10].

По мнению А.Г. Здравомыслова, механизм приобщения детей к ценностям можно выстроить так:

1) педагогическое стимулирование интереса, показ личной и социальной значимости ценностей;

2) педагогическая инструментовка вовлечения воспитанника в различные виды деятельности и общения, чтобы он осознал, испытал потребности в достижении, овладении ценностями.

Работу по восприятию предметов декоративноприкладного искусства необходимо проводить на занятиях изобразительного искусства, опираясь на методику, разработанную Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, А.А. Грибовской. Можно использовать подлинные народные образцы в синтезе с ярким поэтичным словом, пробуждающим у детей интерес, рассказы о творчестве мастеров хохломской, городецкой, жестовской росписи, дымковской игрушке, гжельской керамике, а также о материалах, инструментах, красках, которыми пользовались мастера.

Оценочно-результативный компонент реализует аналитическую функцию, отражает эффективность предлагаемой модели, достижение предполагаемых результатов, а именно: сформированность эстетических ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Лифинцева, Н.И. Развитие у ребенка эстетического восприятия / Н.И. Лифинцева, О.А. Бычихина // Искусство и образование. - 2006. - № 5. - С. 23 - 34.

2. Новикова, Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста / Г.П. Новикова. - М., 2003.

3. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003.

4. Плотинский, Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов / Ю.М. Плотинский. - М., 1998.

5. Столович, Л.Н. Предмет эстетики / Л.Н. Столович. -М., 1961.

6. Штоф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М., 1966.

УДК [373.3.016:78]+373.3.036.5

Д.С. Кульпина

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор И.А. Медведева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

В статье рассматривается проблема развития креативности на уроках музыки в общеобразовательной школе. Предложена модель развития креативности младших школьников с использованием разнообразных творческих заданий.

Креативность, межпредметные связи, младшие школьники, творческие задания.

The problem of creativity at the lessons of music at the secondary school is considered in the article. The model of developing junior pupil’s creativity with the usage of different creative tasks is offered.

Creativity, interdisciplinary relations, junior pupils, creative tasks.

Модель процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям

Цель - приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям

Содержательный компонент

Ценности - объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон Эстетические ценности -признанные в обществе эталоны красоты и гармонии, удовлетворяющие эстетическим потребностям и интересам людей, способствующие выбору идеала красоты

Процессуально-технологический компонент

Эмоцио- Осознание Использова-

нальное эстетиче- ние методов,

восприятие ской цен- способст-

объекта ности вующих

объекта усвоению эстетических ценностей

Творческая

деятель-

ность

Педагогические условия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Создание предметно-развивающей среды, предусматривающей организацию художественно-творческой деятельности и педагогического комфорта.

2. Разработка программы процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

3. Применение комплекса методов и приемов приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям

Оценочно-результативный компонент

Уровни сформированности эстетических ценностей детей старшего дошкольного возраста

Низкий

Средний

Высокий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.