УДК 372.212.3
Бутенко Наталья Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования факультета дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета, [email protected], Челябинск
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, которая определяется современными тенденциями модернизации и качественных изменений в российском образовании, обуславливающих становление ребёнка-дошкольника в индивидуально-творческой идентичности и неразработанностью концептуальных оснований методико-технологического обеспечения образовательного процесса в ДОО. Методологические основания представлены автором компонентами и модулями концептуальной модели, ядром которой являются педагогические закономерности и соответствующие им принципы дошкольного образования, художественного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Доказана результативность использования разработанных индивидуальных маршрутов (с понятийно-смысловыми картами) для детей старшего дошкольного возраста как корректное решение «требований результатов» стандарта по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование).
Ключевые слова: компоненты и модули модели, культура, педагогическое взаимодействие.
Butenko Natalia Valentinovna
Candidate ofPedagogical Sciences, Associate Professor of Theory and a Preschool education preschool education faculty, Chelyabinsk State Pedagogical University, [email protected], Chelyabinsk
CONCEPTUAL MODEL ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract. This article presents the author's interpretation of the conceptual model of artistic and aesthetic development of preschool children based on the realities of modern teaching preschool educational institution and holistic educational process. The main emphasis in the analysis presented conceptual model is made on the formation of artistic and aesthetic culture in the preschool period. Keywords: components and modules model, culture, pedagogical interaction.
В настоящее время в условиях общекультурного кризиса и гуманизации современного образования широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в контексте освоения ею культурных форм, ценностей, смыслов, норм и присвоения социального опыта. Особое место в данной дискуссии занимает проблема художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста как системообразующего фактора, влияющего на формирование творческого потенциала и духовной культуры личности. В нынешней образовательной ситуации приходится констатировать глубинное противоречие ме^ду необходимостью современного научно-методического
обеспечения в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации этого процесса. В условиях современной цивилизации главной задачей образования выступает развитие «Я» концепции, обретение личной и культурной идентичности в созданных условиях для полноценного развития личности и её актуализации, в результате чего с помощью имеющихся социальных и культурных ресурсов строится новое «Я» ребёнка [4; 6].
Для улучшения результативности педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с учётом потребностей и ожиданий
всех участников образовательного процесса нами была разработана и внедрена концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, основанная на ценностно-деятель-ностной, культурологической парадигмах образования, детства и детского развития.
Структурирование концептуальной модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста происходило с учётом ряда основополагающих требований дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования, Глава II), которые детерминируют сущность социального заказа [11, с. 33]. Требование проблемности базируется на выборе эффективных концептуальных, методологических, организационных, содержательных и методических оснований для достижения целей художественно-эстетического развития. Требование целеполагания направлено на «развитие ценностно-смыслового восприятия; способностей, творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений; развитие эстетических качеств, инициативности и самостоятельности» [5; 7]. Требование содержательности строится на принципах культуросообразного и природосообразного образования; на проектировании по основаниям компетентного взрослого, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, его социокультурного опыта и направлений развития в детстве. Требование технологичности актуализируется на содержательных основаниях разных видов культуры (социальной, художественно-эстетической и др.), обеспечивающих культу-ротворчество и интериоризацию личности. Требование динамичности предусматривает позитивные преобразования основных компонентов подсистемы (нормативная база; вариативность ресурсов, средств, форм, методов и приёмов; структура образовательного процесса и пр.). Требование диа-гностичности направлено на проявление эстетических интересов и отношений к миру, освоение эстетических категорий; развитие эмоционально-эстетических способностей и творчества ребёнка как основы художественно-творческой деятельности. Требование результативности может быть выражено теми изменениями, которые обнаруживаются в сферах разностороннего
развития личности ребёнка (ценностно-смысловая, когнитивная, познавательная, продуктивная). Требование эффективности обусловлено обеспечением содержания образования, обогащённого социокультурным опытом, опытом осуществления разных способов действий и опытом творческой деятельности ребёнка.
При проектировании концептуальной модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста мы учитывали объективно существующие факторы профессиональную компетентность педагогов, осуществляющих художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста; целостную образовательную систему дошкольного образовательного учреждения; возможности реализации тендерного, полихудожественного и партисипативного подходов в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения. Рассмотрим и охарактеризуем более подробно каждый компонент концептуальной модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Целевой компонент. Целеполагание как системообразующий и смысловой компонент любой деятельности выступает основой проектирования образовательного процесса в ДОУ Цель как основная категория педагогики выражает социальный заказ общества, связывая воедино содержание, ресурсы, формы и методы организации педагогической деятельности, обеспечивая успех целенаправленных педагогических действий (С. Ф. Багаутдинова, К. Ю. Белая, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, Л. И. Фа-люшина и др.). С точки зрения управления дошкольным образованием педагогу необходимо ориентироваться на следующие этапы реализации поставленных целей [10, с. 12]. I этап - определение стратегических и оперативных целей с учётом индивидуальных особенностей и способностей детей (построение «дерева целей»). II этап - разработка организационной и содержательной стороны педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с определением перспективы ближних, средних, дальних целей. III этап - определение параметров педагогической деятельности (цели 3-5 уровней) с учётом
их технологичности и диагностичности. IV этап - диагностика условий достижения целей (художественно-эстетическая среда, компетентный педагог, ресурсное обеспечение и т. д.). V этап - определение целостности эффективных средств для реализации поставленной цели: материальные, технические и дидактические средства; организация образовательной деятельности на всех её этапах. VI этап - определение чёткого алгоритма действий педагогической деятельности, ведущих к достижению стратегической цели. VII этап - прогнозирование действий педагога с учётом потенциальных возможностей и способностей каждого ребёнка на основе созданных благоприятных условий взаимодействия. Обозначенные этапы позволят обеспечить необходимое качество художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, отвечающее современным образовательным стандартам дошкольного образования.
Цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается нами в контексте формирования основ художественно-эстетической культуры через приобщение ребёнка к ценностям культуры и искусства; развитие восприятия; усвоение художественных эталонов; ценностно-смысловое общение; сотворчество педагога и ребёнка; формирование художественно-эстетической потребности; формирование художественного вкуса и эстетического отношения; формирование активности, инициативности и самостоятельности в художественном творчестве [1, с. 67; 2].
Методологическая основа концептуальной модели представлена интеграцией тендерного (общенаучный уровень), полихудожественного (конкретно-научный уровень) и партисипативного (методико-техно-логический уровень) подходов. Выявлена и охарактеризована совокупность подходов в понимании общих и частных вопросов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: от традиционного понимания эстетического воспитания (воспитание искусством; воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, понимать красоту в жизни и искусстве) до рассмотрения художествен-
но-эстетического развития детей в инновационном, интегрированном образовательном пространстве дошкольного учреждения, ориентированном на художественную деятельность ребёнка («вхождение» в общечеловеческую культуру; «присвоение» полученного ребёнком опыта; проявление ценностного отношения к искусству и миру в продуктах творческой деятельности). Основу и новизну спроектированной нами концептуальной модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста составляет система закономерностей и педагогических принципов (принципы дошкольного образования, принципы художественного развития, принципы эстетического развития).
В контексте проблематики управления качеством дошкольного образования, достижение поставленных целей немыслимо без творчески активного компетентного педагога, к которому, согласно мнению М.С. Ткачёвой, предъявляются специфические требования, составляющие основу его профессиональной компетентности: -профессиональные способности (академические, дидактические, перцептивные, коммуникативные, художественные, прогностические и др.) [9, с. 132]. Аналитический обзор научной литературы (Ф. Н. Гоно-болин, Т. Н. Козловский, В. А. Крутецкий, Б. М. Теплов и др.) позволил нам выделить следующие требования к педагогу, осуществляющему художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: педагогические способности, педагогические умения, исследовательская деятельность. Педагог, осуществляющий работу по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, рассматривается нами как целеустремлённая, деятельная, творческая личность, способная и готовая к самопроектированию, саморазвитию. В исследованиях В. И. Долговой подчёркивается, что инновационные изменения педагога связаны с углублением научной основы и системного видения проблемы, с внедрением новых технологий и активизацией личности [5, с. 21].
Структурно-когнитивный компонент модели является системообразующим, так как через его структурное наполнение отчётливо просматривается общее содержа-
ние художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами культурного и ресурсного модулей. Основанием культурного модуля концептуальной модели выступает художественно-эстетическая культура детей дошкольного возраста. Многие исследователи (Г. Ю. Беляев, Е. В. Бондаревская, В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, Л. В. Школяр и др.) рассматривают культуру в качестве основного средства самореализации личности с «новыми импульсами», способными оказывать воздействие на самого человека и на исторический процесс. Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание постоянного интереса к народной культуре, разным видам искусства и окружающей картине мира; желания каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.
Ресурсный модуль. Практический опыт работы в ДОУ показывает, что эффективность работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без современного ресурсного обеспечения, которое понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса «педагог -ребёнок - родитель» на качественно новый уровень компетентности каждого. Исследованием установлено, что в образовательном процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста наиболее приемлемы следующие педагогические ресурсы: музейный ресурс, медиаресурс в образовательной и досуговой деятельности, ресурс накопления представлений о народном и декоративно-прикладном творчестве, электронный ресурс (графический планшет в рисовании), художественная среда как культурный и субкультурный ресурс.
В содержательном модуле выделены содержательные условия педагогического взаимодействия, которые выражаются в творческом проектировании образовательного процесса на основе интеграции изобразительной и других видов детской деятельности; в использовании музейной среды, усиливающей эстетические эффекты, ценностные и поведенческие компоненты
восприятия; в моделировании педагогического взаимодействия (самостоятельная и совместная творческая деятельность).
Выделение процессуально-технологического модуля обусловлено особенностями образовательного процесса в ДОУ и применением технологий обучения, базирующихся на деятельностном принципе, когда осознанное усвоение содержания становится предметом активных действий ребёнка (Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова и др.). Процессуально-технологические условия, обозначенные в данном модуле, представлены инвариантными составляющими: 1) обновление содержания образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий; 2) самопрезентация продуктов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста через предъявление ценностно-смыслового компонента образа «Я» ребёнка. Модуль дидактических оснований предполагает разумную педагогическую инициативу по выбору и использованию современных средств, форм и методов работы с дошкольниками, способствующих оптимизации процесса обучения и качественно изменяющих состояние субъекта.
Компонент комплексного педагогического взаимодействия. Реализация гуманистической парадигмы в дошкольном образовании актуализирует вопросы педагогического взаимодействия, которые определяют сущность всего образовательного процесса. Понятие «взаимодействие» (Л. Г. Богославец, А. М. Зинович, А. А. Майер, Д. И. Фель-дштейн, Л. М. Шипицина и др.) трактуется как общая универсальная форма движения и влияние объектов друг на друга, через которую человек постигает разные процессы и явления, познаёт других и себя, определяя способы своего поведения в обществе. Согласно ФГОС дошкольного образования (ФГОС, гл. I, п. 1.4-4 [12]), основная задача педагогического взаимодействия направлена на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС, Гл. I, п. 1.4-4 [Там же]). В современном до-
школьном образовании начинает реализовы-ваться гуманистическая модель взаимодействия, дляполноценноговоплощениякоторой, с точки зрения управления, необходимо совершенствование работы по направлениям: проектирование содержание, коррекция целей, организация учебного процесса и стимулирование интереса каждого ребёнка. Мы соглашаемся с мнением А. А. Майера, что «в основе таких изменений должна лежать перестройка педагогического взаимодействия: его гуманизация, равновесность и со-развитие» [8, с. 68]. В условиях продуктивного развития ДОУ стремления педагогов всегда направлены на перестройку своей педагогической деятельности в соответствии с возможностями и внутренними потребностями, а также внешними требованиями социума и государства.
Компонент корректирующих действий. Современное дошкольное образование имеет право на формирование разных образовательных траекторий развития каждого ребёнка. Индивидуализация образовательного процесса предусматривает разработку и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (Г. К. Селевко). Индивидуальная образовательная стратегия в дошкольном образовании, по мнению И. А. Лыковой, понимается как «система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей» [7, с. 21]. При разработке индивидуального маршрута ребёнка необходимо учитывать основные психологические аспекты: «горизонты развития» (Н. Н. Поддъяков), «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), модель эпигенетического ландшафта (С. Н. Waddington), - согласно которым, индивидуализация развития ребёнка осуществляется разными траекториями, зависит от влияния окружающей среды, разных факторов в процессе развития, сензитив-ности периодов развития. Решая задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, мы разработали и реализовали в практике работы ДОУ индивидуальные образовательные маршруты для детей с низким, средним и высоким уровнями развития, представленные комплексом творческих заданий по разным темам.
Аналитический компонент концептуальной модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, представленный качественными и количественными параметрами, является оценочно-результативным, основу которого составляют определение качества созданных условий и культурно-образовательной среды, уровня мотивации педагогов и особенности образовательного процесса; активизация родителей; конечные результаты педагогических действий и продуктивной деятельности детей [3, с. 18].
Разработанная нами концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста имеет системный характер и отражает основные концептуальные идеи; характеризуется целостностью, направлена на формирование художественно-эстетической культуры ребёнка, которая рассматривается как интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстетико-поведен-ческих элементах и создании продуктов собственного творчества как результата процесса художественно-эстетического развития и саморазвития ребёнка [2].
Библиографический список
1. Бутенко Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. -386 с.
2. Бутенко Н. В. Моделирование процесса педагогического взаимодействия субъектов в контексте детско-творческой деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №3. - С. 40-45.
3. Виноградова Н. А. Мониторинг в современном детском саду: методическое пособие. - М.: Сфера, 2008. - 64 с.
4. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с.
5. Долгова В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография. - М.: КДУ, 2009. - 228 с.
6. Лекторский В. А. Философия, познание, культура. - М.: «Канон+»: РООИ «Реабилитация», 2012. - 384 с.
7. Лыкова И. А., Буренина А. И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном
развитии (книга для педагогов и родителей) - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. - 144 с.
8. Майер А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методическое пособие. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 176 с.
9. Ткачёва М. С. Педагогическая психология. - М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.
10. Троян А. Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
11. Управление ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования: методические рекомендации для специалистов дошкольного образования. - Челябинск, 2013. - 156 с.
12. Федеральный государственный образо вательный стандартдошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www ds-249.nios.ru/p20aa1.html (дата обращения: 15.06.2014).
13. MANIPULATIONS IN SOCIAL // VI Science and Higher Education [Text]: materials of the II international research and practice conference, Westwood, Canada, November 12-13, 2014.