YAK 37.01 ББК 74.104
B.B. ТОЛМАЧЕВА
V.V. TOLMACHEVA
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАПИЙ
SOME ASPECTS OF THE HEALTH PROTECTION PROBLEM OF PRESCHOOL TEACHERS
В представленной статье отражены некоторые подходы к рассмотрению проблемы здоровьесбережения педагогов дошкольных образовательных организаций. Автор определяет актуальность заявленной тематики, опираясь на исследования психологов и педагогов, выводит сущность таких понятий, как здоровье, здоровьесбереже-ние. В содержании приводятся обобщенные статистические данные Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ о состоянии здоровья педагогов.
In the paper some approaches to the health protection problem of preschool teachers are described. The author defines the relevance of the subject based on the researches of psychologists and educators and identifies such concepts as health, health protection. In the article summarized statistical data of the Federal state research center for Preventive Medicine of the Ministry of Health of the Russian Federation about teachers' health state are given.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, педагог, дошкольная образовательная организация.
Key words: health, health protection, teacher, preschool educational organization.
Рассматривая проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса, ученые часто оставляют без внимания вопросы, связанные со здоровьем педагога. В то время как здоровый педагог характеризуется высокой работоспособностью, умением гибко и мобильно реагировать на изменяющуюся ситуацию, выдвигать творческие идеи и их реализовывать в образовательном процессе. Тем глобальнее проблема, стоящая перед педагогическими вузами страны - подготовить педагога, с одной стороны, способного эффективно реализовывать принципы здоровьесбережения в образовательном процессе образовательных организаций, а с другой - компетентного в вопросах собственного здоровьесбережения.
Проблема сохранения здоровья всегда находила и находит отражение во всех нормативных документах, регулирующих сферу образования. Так, закон № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» в качестве ключевых принципов образования отмечает гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека (ст. 3, п. 1) [5]. Причем акцент не делается лишь на здоровье обучающегося, что позволяет рассматривать данную категорию многоаспектно.
Текст Профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, в рамках воспитательной и развивающей деятельности также в себя включает требование к педагогу, способному формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни [9]. Несомненно, только тот педагог способен к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося, кто сам обладает данными характеристиками. Анализируя ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование от 4 декабря 2015 года, можно отме-
тить, что одним из ключевых направлений деятельности будущего педагога (уровень бакалавриат) является «обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса» [12].
Однако общей тенденцией педагогической науки и практики является то обстоятельство, что в образовательном процессе предпочтение отдается вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нежели педагогов (С.Г. Сериков, В.М. Чимаров, О.В. Кисель и др.). Подтверждением этому могут служить данные специалистов ФГБУ ГНИЦ профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ. Ежегодная статистика свидетельствует о том, что признаки гипертонической болезни имеют 46 % населения, средний возраст педагогов в стране - 51 год. По результатам медицинского осмотра педагогических работников, проблемы с артериальным давлением имеют 55 % педагогов, проблемы с позвоночником и суставами - 45 %, зрением - 50 %, сердечно-сосудистой системой, сосудами, повышенным холестерином - 36 % педагогов [11].
Помимо симптомов ухудшения соматического здоровья педагоги обнаруживают у себя такие симптомы стресса, как чувство усталости (70 %), подавленное настроение (47 %), нарушения сна (50 %), повышенное артериальное давление и повышенная раздражительность (по 43 %), мышечное напряжение, боли в области шеи, спины (33 %).
Следует отметить, что анализ сформированных ценностей у педагогов показал высокое осознание ценности здоровья (86 % ставят здоровье на первое место), при этом ответственность за здоровье возлагают на условия жизни (52 %), наследственность (79 %), стрессогенные факторы (52 %) и только 26% отдают здоровому образу жизни и избавлению от вредных привычек. В этих данных мы видим противоречие: понимание педагогами ценности здоровья не приводит к повышению персональной ответственности за свое здоровье. А ведь педагог, не имеющий у себя сформированных ценностных установок на здоровьесбережение, не может привить основы культуры здоровья своим воспитанникам.
Актуальность заявленной проблемы обусловливается целым рядом факторов:
1. Социальным заказом, ориентированным на сохранение здоровья граждан нашей страны. В своих исследованиях Л.М. Митина предлагает рассматривать проблему здоровьесбережения педагогов в контексте общей концепции охраны здоровья нации [3; 4].
2. Постоянно растущей нагрузкой на педагога и увеличивающимся со стажем работы количеством профессиональных деструкций.
3. Потребностями в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании педагогов и стремительно ухудшающимся состоянием здоровья.
Проблема здоровьесбережения педагогов является достаточно новой для нашей страны. Прежде чем перейти к рассмотрению сущности понятия «здоровьсбережение», остановимся на анализе родового понятия «здоровье».
Взгляды ученых на сущность здоровья, его виды и содержание значительно изменились за последние десятилетия. Достаточно известным является предложенное ВОЗ определение термина «здоровье»: это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Однако на сегодняшний день данный термин не находит достаточной поддержки среди физиологов, медиков, психологов, педагогов и ученых из других областей знания, поскольку не учитывает ряд принципиально значимых моментов.
Согласно «новой концепции» онтологическая сущность здоровья характеризуется на основе адаптивных возможностей организма. Именно в связи с этим В.П. Петленко [7] в своих работах говорит о здоровье как состоянии баланса, своеобразного равновесия между адаптивными возможностями организма человека и теми постоянно изменяющимися условиями среды, в которых он находится. В основе данного подхода рассмотрения сущности
понятия «здоровье» лежит процесс адаптации организма, что является обращением, в первую очередь, к биологической сущности человека.
Схожую, но имеющую принципиальные отличия позицию занимает З.И. Тюмасева в рассмотрении сущности здоровья человека [10]. Ученый обращает внимание педагогического сообщества на то, что человеческий организм - это в первую очередь динамическая, самоорганизующаяся система, и здоровье зависит от равновесия внутреннего и внешнего гомеостаза данной системы.
Ученица З.И. Тюмасевой, Т.Ф. Орехова [6] трактует здоровье как единство потенциала, заложенного в индивидах от природы, и тех достижений, которые являются результатом их собственной деятельности. Это положение дает основание отнести здоровье и к педагогическим категориям.
С учетом вышесказанного следует отметить, что под здоровьесбереже-нием мы понимаем систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса (как обучающихся, так и педагогов). Тем более что здоровьесбережение выступает, с одной стороны, частью образовательного процесса, а с другой - условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации обучающихся.
Здоровьесбережение в образовательном пространстве - это процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания человеком личной ответственности [7].
Раскрывая сущность здоровьсебережения как процесса, необходимо отметить его двунаправленность. С одной стороны, педагог должен самостоятельно развивать собственную культуру здоровья, включающую в себя совокупность знаний, эмоционально-волевой опыт и здоровьесберегающее поведение. А с другой стороны, в рамках образовательной организации должны быть созданы соответствующие социально-психологические условия жизнедеятельности субъекта профессиональной деятельности [1].
В последнее время исследование проблемы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса значительно активизировалось благодаря работам В.Ф. Базарного, Л.П. Вашлаевой, Л.Е. Борисовой, В.З. Когана и Н.В. Третьяковой, Л.М. Сураевой, С.Н. Лопаревой, О.В. Морозова, С.Г. Палий, Н.К. Смирнова, А.Г. Трушкина и др. Вопросы здоровьесбере-жения педагогов с позиций междисциплинарного подхода рассматриваются в работах Э.М. Казина, Н.Н. Малярчук, Л.М. Митиной и др.
Общеизвестно, что успешность человека в любой сфере деятельности во многом определяется умением строить свои высказывания, управлять своим поведением, а также чувствами и эмоциями, что составляет основу психологического благополучия. Немаловажно также состояние физического и социального благополучия человека. Как показывают результаты исследований, посвященных изучению состояния здоровья педагогов, эта профессиональная группа характеризуется крайне низкими показателями состояния здоровья и в целом отношением к сохранению и укреплению собственного здоровья. Тем более печально то, что с увеличением стажа работы педагога, данные показатели неизменно падают.
Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения психосоматических и невротических расстройств. К числу причин относятся высокая нервно-психическая напряженность, социальная ответственность. С одной стороны, педагоги хронически перегружены, не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к возрастающим требованиям. С другой - постоянный самоконтроль, напряжение внимания, эмоциональное возбуждение создают стрессовую ситуацию. Все это обостряет проблему здо-ровьесбережения в образовательных организациях [2].
Диапазон факторов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье педагогических работников, в современных условиях стремительно расширяется. Сегодня недостаточно ограничиваться анализом биологических (к которым относим наследственность, физические характеристики при рождении и т. д.) и социальных (условия жизни, медицина, уровень благосостояния, состав семьи и т. д.) факторов. Немаловажную роль играют психологические факторы как результат эмоциональных переживаний. К негативным факторам воздействия на здоровье можно отнести также отсутствие у большинства педагогов осознанной ценности собственного здоровья.
Профессиональная деятельность педагога сферы дошкольного образования характеризуется огромной нагрузкой, в первую очередь, на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей и т. д.
Для решения выявленных проблем актуальной проблемой является создание системы сопровождения педагогов образовательной организации по вопросам здоровьесбережения, включающей в себя целевой, организационный, когнитивный, процессуальный, диагностический компоненты. Каждый из этих компонентов должен включать в себя специфические структурные компоненты, но в совокупности они должны быть направлены на достижение единой цели - здоровьесбережение педагога образовательной организации.
Только целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов в образовательной организации будет способствовать не только повышению эффективности профессиональной деятельности, но и позволит сохранить и укрепить здоровье обучающихся.
Литература
1. Ахмерова, С.Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] : монография / С.Г. Ахмерова. - М. : Арсенал образования, 2011. -160 с.
2. Данилова, И.Л. Профессиональное здоровье учителя [Текст] / И.Л. Данилова, Г.И. Ширшина. - Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2007. - 54 с.
3. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. - М. : Academia, 2005. -378 с.
4. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. - М. : Флинта, 1998. - 200 с.
5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 01.10.2016).
6. Орехова, Т.Ф. Здоровьетворящие педагогические технологии как фактор образования учащихся [Текст] / Т.Ф. Орехова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 1. - С. 299-304.
7. Петленко, В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность [Текст] / В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко. - СПб. : Балтийская педагогическая академия, 1998. - 120 с.
8. Печеркина, А.А. К вопросу изучения профессионального здоровья педагога [Текст] / А.А. Печеркина // Современные наукоемкие технологии. -2009. - № 6. - С. 40-42.
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 г. - Режим доступа: https:// docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.rosmintrud.ru%2Fdocs
%2Fmmtrud%2Forders%2F129%2FPS_pedagog.doc&name = PS_pedagog. doc&lang=гu&c=58706ebd2e7d. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.04.2017).
10. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования [Текст] : монография / З.И. Тюмасева. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2006. - 322 с.
11. ФГБУ ГНИЦ профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gnicpm.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.02.2017).
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогической образование (уровень бакалавриат) от 4 декабря 2015 года [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 04 декабря 2015 г. № 1426 г. Москва. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.02.2014).