Научная статья на тему 'Некоторые аспекты применения армспорта на занятиях по физической культуре'

Некоторые аспекты применения армспорта на занятиях по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМРЕСТЛИНГ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИЛА / БЫСТРОТА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОД ПООЩРЕНИЯ / МЕТОД НАКАЗАНИЯ / МЕТОД УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАНИЙ / МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ / ARMWRESTLING / PHYSICAL CULTURE / STUDENT / PERSONALITY / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL TRAINING / STRENGTH / QUICKNESS / ENDURANCE / ABILITY / STRONG-WILLED QUALITIES / MORAL EDUCATION / METHOD OF ENCOURAGEMENT / METHOD OF PUNISHMENT / METHOD OF COMPLICATING TASKS / METHOD OF PERSUASION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибришев Хайсер Рустемович

Цель: проанализировать армрестлинг и выявить составляющие элементы, позволяющие воспитывать физические и волевые качества личности, которые возможно развивать и формировать на занятиях по дисциплине физическая культура в образовательной организации высшего образования. Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ, систематизация, конкретизация, сравнение и обобщение), позволяющие детально изучить такой вид спорта, как армрестлинг, для разработки некоторых этапов занятий по физической культуре, эмпирические методы исследования (анкетирование и беседы). Результаты: проведя анализ научной и учебно-методической литературы по применению армспорта на занятиях по физической культуре, выявлены методы, способствующие достижению максимальной эффективности воспитательного процесса. Такой воспитательный процесс позволит развить и сформировать следующие составляющие личности обучающегося: нравственно-волевые, моральные и интеллектуальные качества, спортивное трудолюбие, чувство коллективизма, и соответственно физическую подготовку. Научная новизна: в данной статье рассмотрена актуальная проблема формирование здорового образа жизни и важнейших составляющих личности обучающегося, на занятиях по дисциплине физическая культура, средствами армрестлинга. Практическая значимость : результаты практического опыта, приведенного в статье, полезны для преподавателей кафедры физическая культура образовательных организаций высшего образования, при внедрении нетрадиционных форм проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF APPLICATION OF ARMSPORT AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

The goal: to analyze arm-wrestling and to identify the constituent elements that enable to bring up the physical and volitional qualities of the personality, which it is possible to develop and form in physical education classes in the educational organization of higher education. Research methods: theoretical research methods (analysis, systematization, concretization, comparison and generalization), which allow to study in detail such a sport as armwrestling, to develop some stages of physical education classes, empirical research methods (questionnaires and conversations). Results: after analyzing the scientific and educational methodological literature on the use of armussport in physical education classes, methods were identified that contribute to the maximum effectiveness of the educational process. Such educational process will allow to develop and form the following components of the trainee's personality: moral-volitional, moral and intellectual qualities, sport diligence, a sense of collectivism, and accordingly physical training. Scientific novelty: in this article the actual problem of the formation of a healthy lifestyle and the most important components of the learner's personality, in physical education classes, arm wrestling means is considered. Practical significance: the results of the practical experience given in the article are useful for teachers of the department of the physical culture of educational organizations of higher education, when introducing not traditional forms of conducting classes.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты применения армспорта на занятиях по физической культуре»

педагогические науки

Ибришев Хайсер Рустемович НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ...

УДК 378.016:796.89.012.46

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРМСПОРТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© 2018

Ибришев Хайсер Рустемович, преподаватель кафедры "Физическая культура" Крымский инженерно-педагогический университет (295000, Россия, Симферополь, пер. Учебный, 8, e-mail: xaiser85@mail.ru)

Аннотация. Цель: проанализировать армрестлинг и выявить составляющие элементы, позволяющие воспитывать физические и волевые качества личности, которые возможно развивать и формировать на занятиях по дисциплине физическая культура в образовательной организации высшего образования. Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ, систематизация, конкретизация, сравнение и обобщение), позволяющие детально изучить такой вид спорта, как армрестлинг, для разработки некоторых этапов занятий по физической культуре, эмпирические методы исследования (анкетирование и беседы). Результаты: проведя анализ научной и учебно-методической литературы по применению армспорта на занятиях по физической культуре, выявлены методы, способствующие достижению максимальной эффективности воспитательного процесса. Такой воспитательный процесс позволит развить и сформировать следующие составляющие личности обучающегося: нравственно-волевые, моральные и интеллектуальные качества, спортивное трудолюбие, чувство коллективизма, и соответственно физическую подготовку. Научная новизна: в данной статье рассмотрена актуальная проблема формирование здорового образа жизни и важнейших составляющих личности обучающегося, на занятиях по дисциплине физическая культура, средствами армрестлинга. Практическая значимость: результаты практического опыта, приведенного в статье, полезны для преподавателей кафедры физическая культура образовательных организаций высшего образования, при внедрении нетрадиционных форм проведения занятий.

Ключевые слова: армрестлинг, физическая культура, обучающийся, личность, здоровый образ жизни, физическая подготовка, сила, быстрота, выносливость, способность, волевые качества, нравственное воспитание, метод поощрения, метод наказания, метод усложнения заданий, метод убеждения.

SOME ASPECTS OF APPLICATION OF ARMSPORT AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

© 2018

Ibrishev Khaiser Rustemovich, lecturer of the department of physical culture Crimean Engineering and Pedagogical University (295000, Russia, Simferopol, trans. Training, 8, e-mail: xaiser85@mail.ru)

Abstract. The goal: to analyze arm-wrestling and to identify the constituent elements that enable to bring up the physical and volitional qualities of the personality, which it is possible to develop and form in physical education classes in the educational organization of higher education. Research methods: theoretical research methods (analysis, systematization, concretization, comparison and generalization), which allow to study in detail such a sport as armwrestling, to develop some stages of physical education classes, empirical research methods (questionnaires and conversations). Results: after analyzing the scientific and educational methodological literature on the use of armussport in physical education classes, methods were identified that contribute to the maximum effectiveness of the educational process. Such educational process will allow to develop and form the following components of the trainee's personality: moral-volitional, moral and intellectual qualities, sport diligence, a sense of collectivism, and accordingly physical training. Scientific novelty: in this article the actual problem of the formation of a healthy lifestyle and the most important components of the learner's personality, in physical education classes, arm wrestling means is considered. Practical significance: the results of the practical experience given in the article are useful for teachers of the department of the physical culture of educational organizations of higher education, when introducing not traditional forms of conducting classes.

Keywords: armwrestling, physical culture, student, personality, healthy lifestyle, physical training, strength, quickness, endurance, ability, strong-willed qualities, moral education, method of encouragement, method of punishment, method of complicating tasks, method of persuasion.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня, молодая личность ежеминутно подвержена различного рода искушениям, то есть попаданием под власть пагубных привычек, которые планомерно разрушают человеческий организм. Стереотипное ведение здорового образа жизни современной молодежи - это тот приоритет развития и последующего формирования личности обучающегося, который стоит перед преподавателями образовательных организаций высшего образования (ООВО) на занятиях по дисциплине физическая культура.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Политика государства также направлена на формирование концепции ведения здорового образа жизни молодежного социума, чему способствуют сдача нормативов ГТО (программа физической и культурной подготовки, которая основывается на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения страны), социальная реклама, телевизионные передачи и так далее. Формирование физической формы, развитие таких качеств как: сила, гибкость, выносливость, быстрота действий, ловкость; воспитание волевых качеств лично-

сти (смелость, решительность, дисциплинированность, настойчивость) происходит на занятиях по дисциплине физическая культура [1-4]. Занятия, проводимые по традиционным методикам, в настоящее время не удовлетворяют растущие запросы контингента обучающихся образовательной организации высшего образования. В связи с этим необходимо в практику проведения занятий по физической культуре внедрять новые виды спорта, для того чтобы заинтересовать и мотивировать обучающихся, совершенствовать свою физическую подготовку.

Рассмотрим армрестлинг как новый вид спорта и его влияние на физическое развитие обучающихся ООВО. Проведенный анализ научной и учебно-методической литературы [5-11], показал, что проведение занятий по физической культуре с элементами армспорта актуально, так как этот вид спорта обладает неоспоримыми преимуществами: доступность, демократичность, зре-лищность. Но в тоже время армрестлинг крайне травмоопасен. Упражнения по борьбе на руках благоприятно влияют на организм человека и на формирование хорошей физической формы, если выполняются в комплексе с другими общеразвивающими упражнениями, которые воздействуют на отдельные физические качества обучающегося [12-14]. Процесс укрепления мышц, костей, связок и сухожилий плечевого пояса способствует

Ibrishev Khaiser Rustemovich SOME ASPECTS OF APPLICATION .

pedagogical

sciences

уменьшению вероятности получения травм. Повышение внутри- и межмышечной координации, способность быстрой реакции, скоростно-силовая направленность упражнений положительно отражаются на физической форме обучающихся [15-18].

Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализируем армрестлинг как вид спорта и его преимущества, а также разработаем комплекс подготовительных упражнений, которые легко осуществимы на занятиях по физической культуре в ООВО, такие упражнения необходимы для равномерного развития двигательных способностей, функциональной выносливости, моральных и волевых качеств характера личности обучающегося, а также способствующие ведению здорового образа жизни.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Армрестлинг - вид борьбы на руках, при участии двух человек. Во время состязания руки соревнующихся ставятся на твёрдую поверхность, ладони сцепляются в замок. Задача соревнующихся - прижатие руки противника к поверхности. На участников борьбы накладывается временные, технические и тактические ограничения, то есть правила. Сила и быстрота - основные физические качества, необходимые во время соревнования по армрестлингу. Сила - способность противодействовать сопернику и преодолевать внешнее сопротивление с помощью мышечных напряжений. Способность в нулевой фазе нагрузки (40 мс после начала сокращения мышц) достичь максимального проявления стартовой силы является значимым фактором в соревновании. Силовая выносливость - способность на протяжении нескольких минут оказывать сопротивление сопернику с максимальным усилием. Быстрота, позволяющая развивать инерцию - способность совершить движение с максимальной скоростью за наименьшее количество времени. Чем выше инерция, тем выше скорость, развитая в процессе борьбы на руках [19-22].

Упражнения, которые можно проводить на занятиях по физической культуре, способствующие развитию и формированию физических и волевых качеств, присущих армрестлингу, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Упражнения армрестлинга (составлено автором)

Вышеперечисленные упражнения можно выполнять на занятиях по физической культуре с обучающимися, так как этот вид спорта не требует особо специализированного инвентаря. Рассмотрим нравственно-волевые качества, которые сопутствуют занятиям по армспорту. Как правило, у обучающихся воспитываются моральные качества, чувство команды (коллектива), дисциплинированность, трудолюбие. Преподавателю необходимо сочетать задачи учебной подготовки и нравственного воспитания обучающихся на занятиях по физической

культуре, начиная с воспитания дисциплинированности. То есть обучающимся на первом занятии объявляются строгие правила, при выполнении которых необходимо выполнять указания преподавателя. Далее с помощью систематического выполнения упражнений происходит процесс воспитания спортивного трудолюбия - способности преодолевать сгенерированные трудности, при соблюдении постепенного увеличения нагрузки. На занятиях преподаватель с помощью бесед о гигиене, о специфики армрестлинга и других видах спорта формирует интеллектуальное воспитание обучающихся. Для эффективности воспитательного процесса, преподаватель постоянно ставит перед обучающимися задачи, способствующие двигательному и интеллектуальному совершенствованию. Существенной задачей профессиональной деятельности преподавателя на занятиях по физической культуре является воспитание волевых качеств обучающихся, которые формируются в процессе сознательного преодоления трудностей различного характера. Рассмотрим методы и средства, позволяющие воздействовать на личность обучающегося для развития двигательных способностей, функциональной выносливости, моральных и волевых качеств характера. Такие методы поспособствуют ведению здорового образа жизни и представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Методы способствующие формирования и развитию личности обучающегося (составлено автором)

Метод постепенного усложнения разработанных заданий, которые обучающиеся выполняют в процессе учебных занятий и их систематичность являются эффективными средствами воспитания волевых качеств характера личности. Метод убеждения (аргументированное убеждение с грамотно подобранными примерами, аналогиями и сравнениями, ссылками на подтвержденные данные, опыт ведущих спортсменов) занимает центральное место при формировании нравственного сознания обучающегося. Метод поощрения, то есть объявление преподавателем положительной оценки при поступке или действии обучающегося, в виде похвалы, благодарности или одобрения. Поощрение выносится с учетом психолого-педагогических требований (чтобы остальные обучающиеся не были обижены), и главное должно соответствовать действительным заслугам обучающегося. Метод наказания, выражающийся в осуждении или отрицательной оценке действий или поступков обучающегося, в виде: замечания, устного выговора, разбирательства. Необходимо принять во внимание, что поощрение и наказание должны иметь основу для своего применения, с учетом всего комплекса поступков и действий обучающегося. Практический опыт проведения занятий по физической культуре с применением упражнений по армрестлингу показал, что зачастую снижается активность и работоспособность, проявляется слабоволие у обучающихся, в связи с чем преподавателю необходимо проявить дружеское участие и одобрение, которые окажут мобилизирующее воздействие. Также в таких ситуациях возможно изменение намеченного плана заданий, и применим индивидуальный подход, с привлечением обучающихся к выполнению посильных упражнений. Еще одним фактором нравственного воспитания в формировании личности обучающегося

110

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Ибришев Хайсер Рустемович НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ...

выступает взаимодействие в коллективе, позволяющее развиваться всесторонне: в нравственном, интеллектуальном и физическом отношении. Разнообразные отношения проявляются при коллективном взаимодействии, такие как: отношение обучающегося к коллективу, отношения между одногруппниками, отношения между коллективами обучающихся, все это способствует коллективному сплочению обучающихся и воспитанию чувства коллективизма.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Использование перечисленных методов и средств армрестлинга, используемых на занятиях по дисциплине физическая культура, создает благоприятные условия для развития физических способностей, моральных и волевых качеств, ведению здорового образа жизни. В свою очередь проблема воспитания обучающихся в процессе занятий армспор-том практически не разработана, а в большинстве исследований ее содержание рассматривается недостаточно глубоко, так как на эффективность воспитательной работы отрицательно сказывается недостаточная вариативность средств и методов обучения этого вида спорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Букин, В. П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурнооздоровительной деятельности / В. П. Букин, А. Н. Егоров // Известия высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. - №2 (18). - С. 105113.

2. Митин, Е. А. Физическая культура и спорт основа здорового образа жизни /Е. А. Митин // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. - №10. - С. 20-22.

3. Мухамедьяров, Н. Н. Анализ видов физической культуры в современном обществе / Н. Н. Мухамедьяров // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.

4. Пашин, А. А. Физическая культура основа формирования ценностей здорового образа жизни/А. А. Пашин //Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2013. - №24. - С. 736-741.

5. Бодакин, А. В. Основы армрестлинга : учеб. пособие / А. В. Бодакин, Е. В. Корнеев, М. П. Рогов //Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. - М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2014. - 86 с.

6. Живора, П. В. Армспорт — техника, тактика, методика обучения: учебное пособие /П. В. Живора, А. И. Рахматов. - М.: Академия, 2001. - 112 с.

7. Коник, А. А. Методические особенности подготовки начинающих армборцов / А. А. Коник // Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов 17-19 апреля 2012 года. - Белгород: издательство БУКЭП, 2012. - С. 276-282.

8. Усанов, Е. И. Армрестлинг — борьба на руках: учебное пособие /Е. И. Усанов, Л. В. Чугина. - М.: изд-во РУДН, 2006. - 298 с.

9. Дворкин, Л. С. Тяжёлая атлетика: учебник для вузов / Л. С. Дворкин - М.: Москва, 2015. - 600 с.

10. Ахметзянов, Ф. Ю. Армспорт. Учебное пособие / Ф. Ю. Ахметзянов, В. В. Харитонов, С. Н. Мерида. - Казань, 2002. -С.73.

11. Ахтемзянов, Ф. Ю. Армспорт в вузе : учеб. пособие / Ф. Ю. Ахтемзянов, Б. А. Акишин. - Казань : Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2006. - 320 с.

12. Иваницкий, М. В. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 7-е. / Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф. В. Судзиловского. - М.: Олимпия, 2008. - 624 с.

13. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности/Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. Н. Корсун. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 198 с.

14. Бельский, И. В. Системы эффективной тренировки: армрестлинг, бодибилдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг /И. В. Бельский. - Минск: Вида-Н, 2003 - 531 с.

15. Баймухаметов, Р. М. Армрестлинг: учебно-методическое пособие / Р. М. Баймухаметов, Н. Н. Григорьев, В. И. Муминов и др.; Общ. ред. В. И. Муминова. - Санкт-Петербург: Воен. ин-т физ. культуры, 2002. - 84 с.

16. Клочко, В. М. Спортивные единоборства. Армспорт. Техника, тактика и методика обучения / В. М. Клочко, Д. О. Безкоровайний. -Харьков : ХНАМГ, 2005. -106 с.

17. Кондрашкин, Е. Н. Армспорт. Специализированные тренировочные программы / Е. Н. Кондрашкин, Н. Д. Ларин. - Ульяновск : УлГТУ, 2005. - 46 с.

18. Скоробогатов, А. В. Армспорт: Учеб.-метод. пособие / А. В. Скоробогатов, М. В. Перфильев. - УдГУ. Ижевск, 2008. - 74 с.

19. Безкоровайный, Д.О. Обучение технике борьбы на руках. Практические рекомендации для занятий армспортом / Д. О. Безкоровайний. - Харьков: ХНАМГ, 2009. - 32 с.

20. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю. В. Верхошанский. - М.: ФиС, 2008. - 331 с.

21. Лихачев, В. А. Армрестлинг в технических вузах : учебное по-

собие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032100 - Физическая культура /В. А. Лихачев ; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Департамент науч.-технологи-ческой политики и образования, ФГОУ ВПО «Челябинский гос. агро-инженерный ун-т». - Челябинск : Челябинский гос. агроинженерный ун-т, 2006. - 64 с.

22. Гаранина, В. Армрестлинг как одна из форм сохранения нравственных идеалов у молодежи / В. Гагарина // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социо-культурная и правовая сфера: материалы Всерос. науч.-практи. конф-и школьников, учителей, студентов, аспирантов и ученых, Чистополь,17 мая 2013 г. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — С. 326-327.

Статья поступила в редакцию 02.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.