Mukhamedyarov Nail Narimanovich METHODOLOGY OF CONDUCTING ..
pedagogical sciences
УДК 378.016:796.88
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ
© 2018
Мухамедьяров Наиль Нариманович, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой физической культуры Крымский инженерно-педагогический университет (295000, Россия, Симферополь, пер. Учебный, 8, e-mail: ilalbashkin@gmail.com)
Аннотация. Цель: необходимо изучить проблему влияния силовых упражнений при выполнении элементов тяжелой атлетики, разработать методику проведения занятия по физической культуре с элементами тяжелой атлетики. Методы исследования: в статье описаны методы теоретического исследования (анализ научной и учебно-методической литературы, мысленное моделирование), с помощью которых разработана методика проведения занятия по дисциплине физическая культура с элементами тяжелой атлетики и эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, в ходе которого произведено наблюдение за обучающимися и зарегистрированы положительные результаты, осуществленное в ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»). Результаты: разработанная методика проведения занятия по дисциплине физическая культура с элементами тяжелой атлетики, позволила зафиксировать положительную мотивацию у обучающихся, а также улучшила их физическую подготовку. Такие результаты позволят в перспективе разработать комплекс занятий с элементами тяжелой атлетики. Научная новизна: состоит в разработанной методике занятия по физической культуре с элементами тяжелой атлетики, в которой приведены цели, задачи (обучающие, развивающие и воспитательные), методы обучения (вербальные, наглядные, практические) дан четкий алгоритм выполнения упражнений. Практическая значимость: описанная методика проведения занятия станет полезной для преподавателей образовательных организаций высшего образования, а также обучающихся педагогического профиля.
Ключевые слова: тяжелая атлетика, физическая культура, обучающийся, образовательная организация высшего образования, спорт, скоростно-силовой вид спорта, физическая подготовка, методика проведения занятия, системы эффективных тренировок, мышцы, упражнения, фазы, рывок, толчок.
METHODOLOGY OF CONDUCTING THE EDUCATION OF THE ELECTIVE COURSE OF PHYSICAL CULTURE WITH ELEMENTS OF HEAVY ATHLETICS
© 2018
Mukhamedyarov Nail Narimanovich, Candidate of Philology, Head of the Department of Physical Culture
Crimean Engineering and Pedagogical University (295000, Russia, Simferopol, trans. Training, 8, e-mail: ilalbashkin@gmail.com)
Abstract. Purpose: it is necessary to study the problem of the influence of strength exercises in the implementation of elements for weightlifting, to develop a technique for conducting classes in physical culture with elements of weightlifting. Methods of research: the methods of theoretical research (analysis of scientific and educational methodical literature, mental modeling) are described in the article, with the help of which the methods of conducting a discipline exercise physical culture with elements of weightlifting and empirical methods of research (pedagogical observation, during which the observation was made for students and registered positive results, carried out in GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"). Results: the developed technique of carrying out of a lesson on discipline physical culture with elements of weightlifting, allowed to fix positive motivation among students, and also improved their physical training. Such results will allow in the future to develop a complex of exercises with elements of weightlifting. Scientific novelty: consists in the developed technique of training in physical culture with elements of weightlifting, in which the goals, tasks (teaching, developing and educational), methods of teaching (verbal, visual, practical) are given a clear algorithm for performing exercises. Practical significance: the described method of conducting the lesson will be useful for teachers of educational organizations of higher education, as well as students of pedagogical profile.
Keywords: weightlifting, physical culture, student, educational organization of higher education, sports, speed-strength sport, physical training, methods of conducting classes, effective training systems, muscle, exercise, phase, jerk, push.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Спорт - неотъемлемая часть физической культуры, предназначена для совершенствования физических и психологических характеристик личности обучающегося. Системность при занятиях физической культурой и спортом предоставляют возможность для укрепления здоровья, продления периода жизни человека [1-2]. Тяжелая атлетика относится к скоростно-силовым видам спорта, с выполнением упражнений по подниманию тяжестей. При таких упражнениях наиболее задействованы, а, следовательно, и травмоопасны следующие части тела: поясница, коленные и плечевые суставы [3-6]. Спорт вырабатывает дисциплинированность и позволяет посмотреть на собственный организм по-другому, больше прислушиваться к нему и регулярно следить за своим здоровьем. В свою очередь недостаток физической активности приводит к недомоганиям и болезням [7-9].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В научной литературе отечественных и зарубежных ученых значительное число трудов посвящено разным аспектам
применения силовых упражнений в физическом воспитании обучающихся [10-13]. Занятия по дисциплине физическая культура с элементами тяжелой атлетики способствуют: развитию обучающегося в гармонии; грамотному формированию здоровья и физической силы; сочетанию знаний и красоты, определяющим место личности в жизни социума; на основе строгой дисциплины и высокой сознательности развитию морально-волевых качеств личности; адекватной оценке действий и событий без эмоционально. В процессе занятий по дисциплине физическая культура с элементами тяжелой атлетики происходит процесс воспитания у обучающихся уверенности в своих возможностях и силе, самообладания, ответственности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Необходимо изучить проблему влияния силовых упражнений при выполнении элементов по тяжелой атлетики, на занятиях по дисциплине физическая культура, на изменение физического развития обучающихся. Поэтому особенно тщательно необходимо разработать методику проведения занятий по дисциплине физическая культура с элементами тяжелой атлетики, способствующие развития и формированию моральных, нравственно-волевых, физических качеств личности и здорового образа
педагогические
неуки
Мухамедьяров Наиль Нариманович МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ...
жизни обучающихся.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Рассмотрим разработанную методику проведения занятия элективного курса физической культуры и спорта с элементами тяжелой атлетики. Методика такого занятия была разработана после анализа научной литературы по тяжелой атлетике и системам эффективных тренировок [14-21]. Цель введения такого элективного курса в образовательный процесс - устранение дефицита двигательной активности, а также развитие силы мышц ног, спины, плечевого пояса, тренировка выносливости. Задачи занятия, для большей наглядности представлены на рисунке 1.
Обучающие:
•изучить теоретические основы тяжелой атлетики; •ознакомить обучающихся с основами техники выполнения тяжелоатлетических упражнений
•ознакомить обучающихся с упражнениями по профилактике травматизма; •совершенствование толчка и рывка;
• формировать правильную осанку.
Развивающие.
•развить скоростно-силовые качества, гибкость, быстроту, ловкость; • оказать помощь в формировании у обучающихся коммуникации и способности освоения новых видов деятельности; •улучшить сопротивляемость организма при внешних неблагоприятных воздействиях.
Воспитательные:
• формировать нравственно-волевые качества;
• формировать навыки здорового образа жизни и социальной активности; •совершенствовать уровень работоспособности;
• формировать гигиенические
Рисунок 1 - Задачи занятия по дисциплине физическая культура с элементами тяжелой атлетики (составлено автором)
Методы обучения, которые используются на таком занятии: вербальные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация, метод наблюдения); практические (упражнения). После приветствия и оглашения задач занятия, преподаватель проводит разминку для обучающихся. Разминка состоит из:
а) спортивной ходьбы;
б) легкого бега;
в) легкого бега с попеременными прыжками на левой, правой ногах;
г) легкого бега с упражнениями на приставной шаг левым, правым боком, спиной вперед с поворотами влево, вправо на 360°;
д) легкого бега с упражнением на высокое поднимание бедра;
е) легкого бега с упражнениями на захлестывание голени; прыжками вверх прогнувшись и с поворотом на 360°.
ж) легкий бег скрестным шагом левым и правым боком;
з) легкий бег с выполнением прыжков вверх прогнувшись, с поворотом на 360°;
и) легкий бег, переходящий в ходьбу.
В это время преподаватель наблюдает правильность выполнения упражнений, то есть если обучающиеся делают упражнения в «пол силы» или неправильно, проводится корректировка. Проведение корректировки происходит следующим образом, преподаватель объявляет, как правильно делается то или иное упражнение, в случае когда обучающиеся не понимают - показывает. Примерная корректировка выполняемых упражнений:
а) обучающиеся не должны выбегать из строя в процессе легкого бега;
б) не наступать на другую ногу и выполнять прыжки как можно выше во время попеременных прыжков;
в) придерживаться строя, смотреть через правое плечо во время легкого бега с упражнениями на приставной шаг;
г) во время легкого бега с упражнением на высокое поднимание бедра стараться поднимать ноги выше, и тянуть носки, делать шаг короче и поднимать колени выше;
д) стараться касаться пятками ягодиц при упражне-
нии на захлестывание голени;
е) при легком беге скрестным шагом имитировать подход к броску с поворотом;
ж) при выполнении прыжков вверх прогнувшись, прыжок делать выше, руки поднимать вверх, прогибаться в пояснице;
з) при заключительном легком беге, его необходимо начинать с ускорения с низкого старта;
и) при ходьбе стараться восстановить дыхание.
Такая разминка привычна для занятий по дисциплине
физическая культура, она позволяет разогреть необходимые группы мышц. После общей разминки, предлагается прейти к специализированным упражнениям в движении, для разогрева мышц верхнего плечевого пояса. Далее обучающимся необходимо выполнить общеразви-вающие упражнения на месте, такие как: переступание, наклоны, выпады, шпагаты. Эти упражнения обучающиеся должны выполнять с группировкой. Рекомендации преподавателя при выполнении таких упражнений:
- амплитуда движения должна быть наибольшая;
- наклоны необходимо выполнять глубокие, ноги в коленях не сгибать;
- выпады делать глубже, смотреть на сзади стоящую ногу;
- выполнять махи с наибольшей амплитудой;
- упражнения выполнять четко и быстро.
Следующий этап занятий направлен на обучение
выполнению рывка и толчка обучающихся, так как это упражнение является основным в тяжелой атлетике. Рассмотрим технику рывка, с особенностями выполнения фаз. Фаза старт: необходимо встать над штангой, плечи должны находится строго над грифом, пальцы ног под грифом. Стопы необходимо расставить на ширину плеч, таз отвести назад, поясницу прогнуть. Фаза тяга: в этой фазе штанга отрывается от пола, усилием ног и спины, на уровень коленей. Гриф штанги двигается к себе, руки и спина прямые. Фаза подрыва: за счет полного разгибания ног, выпрямления корпуса тела на носки и поднимание плеч, штанге придается ускорение. Руки находятся в прямом положении, усилие должно быть резким и мощным. Фаза подсед: за счет ускорения на фазе подрыва, штанга поднимается вверх, обучающийся подседает под нее. Руки вытянутые, бедра прижаты к животу. Фаза подъем из подседа: Усилием мышц ног, происходит подъем в вертикальное положение. Спина прогнута, таз поднимается снизу-вверх. Фаза фиксации: заключительное положение, происходит за счет фиксации штанги на вытянутых руках (рывок) или на груди (толчок). Фазы, составляющие рывка, наглядно продемонстрированы на рисунке 2.
старт
подсед подъем из подседа фиксация
Рисунок 2 - Выполнение фаз рывка
Такие упражнения на занятиях по физической культуре имеют огромное значение, так как являются средством, способствующим активному развитию функциональных систем организма и физических качеств обуча-
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
275
Mukhamedyarov Nail Narimanovich METHODOLOGY OF CONDUCTING ..
pedagogical sciences
ющихся, таких как: гибкость, ловкость, выносливость. Также эти упражнения формируют сухожильно-связочный аппарат и рекомендуются к выполнению в основной и заключительной частях занятия [22-24]. После демонстрации всех фаз рывка, преподаватель предлагает обучающимся поочередно пробовать выполнить эти упражнения. Обучающимся, которые с первого раза правильно выполнили упражнение, предоставляется возможность самостоятельно, под присмотром преподавателя закрепить полученный навык.
Сила - основополагающее физическое качество человека, которое развивается наиболее эффективно с использованием дозированных отягощений. Занятия по физической культуре с элементами тяжелой атлетики можно использовать для тренировки силы практически для любого здорового человека без ограничений [25]. Ошибочным является мнение о том, что тяжесть - это что-то неподъемное, «размерная линейка» тяжестей начинается с 500 грамм, что под силу даже ребенку. Мышечная деятельность, при занятиях с элементами тяжелой атлетики, вызывает увеличенное потребление кислорода организмом, а, следовательно, более интенсивную работу легких и сердца. Из этого можно сделать вывод о том, что вместе с сухожильно-связочным и мышечным аппаратами, развиваются мышцы главного органа организма человека - сердца.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог, необходимо сказать, что дисциплина физическая культура формирует здоровье обучающихся, гармоничное и всесторонне развитие личности, взаимодействующей в современном обществе. Элементы тяжелой атлетики, использующиеся на занятиях по дисциплине физическая культура, способствуют развитию морально-волевых качеств с помощью строгой дисциплины и проявления сознательности. В перспективе необходимо разработать комплекс занятий с элементами тяжелой атлетики, так как систематические и планомерные занятия по дисциплине физическая культура, могут мотивировать обучающихся заниматься этим видом спорта в свободное время, для принятия участия в соревнованиях между обучающимися образовательных организаций высшего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волкова, А. Н. Внутренний имидж тяжелой атлетики и пути его совершенствования /А. Н. Волкова, Д. П. Степанова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2016. №4.
2. Мухамедьяров, Н. Н. Анализ видов физической культуры в современном обществе /Н. Н. Мухамедьяров // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.
3. Дубровская, А. В. Средства профилактики травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у спортсменов /А. В. Дубровская; Московский пед. гос. ун-т // Теория и практика физической культуры.
- 2007. - №3. - С. 47-49.
4. Спортивная медицина: Учебное пособие / Под ред. В. Л. Карпманаю. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304 с.
5. Башкиров, В. Ф. Профилактика травм у спортсменов / В. Ф. Башкиров // Физкультура и спорт. -М., 1987. -176 с.
6. Салимгареев, М. Р. Мероприятия по профилактике травматизма в спорте / М. Р. Салимгареев // Детский тренер. - 2007. - № 3. - С. 4-8.
7. Букин, В. П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурнооздоровительной деятельности / В. П. Букин, А. Н. Егоров // Известия высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. - №2 (18). - С. 105113.
8. Митин, Е. А. Физическая культура и спорт основа здорового образа жизни /Е. А. Митин // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. - №10. - С. 20-22.
9. Мухамедьяров, Н. Н. Формирование личности обучающегося средствами физической культуры / Н. Н. Мухамедьяров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 3(24).
- С. 169-172.
10. Мухамедьяров, Н. Н. Проблема формирования физической культуры студентов высших учебных заведений / Н. Н. Мухамедьяров //Инновации в науке : научный журнал. - 2017. - № 13 (74). - С. 18-22.
11. Тридцаткин, Д. П. Реализация принципов педагогического менеджмента в организации микроциклов спортсменов-единоборцев / Д. П. Тридцаткин, А. К. Теплов // Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 69-70.
12. Дворкин, Л. С. Тяжелая атлетика: учебник для вузов /
Л. С. Дворкин — М.: Москва, 2015. — 600 с.
13. Божко, А. И. Тяжелая атлетика. Учебное пособие для занятий с начинающими / А. И. Божко //М., 1966. - 215 с.
14. Бельский, И. В. Системы эффективной тренировки: армрестлинг, бодибилдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг /И. В. Бельский. — Минск: Вида-Н, 2003 — 531 с.
15. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю. В. Верхошанский. — М.: ФиС, 2008. — 331 с.
16. Талибов, А. Х. Повышение эффективности технической подготовки начинающих тяжелоатлетов / А. Х. Талибов, В. В. Томилов // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №12 (142).
17. Долженко, М. Ю. Особенности общей и специализирова-ной подготовки девушек в тяжелой атлетике / М. Ю. Довженко // Ukrainian Journal of Ecology. 2015. №1а (14).
18. Джим, В. Ю. Сравнительный анализ техники рывковых упражнений в тяжелой атлетике и гиревом спорте / В. Ю. Джим // ППМБПФВС. 2013. №11.
19. Хартманн, Ю. Современная силовая тренировка: теория и практика / Ю. Хаотман, Х.Тюннеманн //Издательство Шпортферлаг, Берлин, 1988. — 165 с.
20. Романенко, В. А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие / В. А. Романенко. — Донецк: ДонНУ, 2005. — 290 с.
21. Русаков, А. А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза/А. А. Русаков // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №1 (131).
22. Мухамедьяров, Н. Н. Силовые виды спорта: тяжёлая атлетика, пауэрлифтинг, гиревой спорт, армрестлинг, бодибилдинг, кросс-фит: учебное пособие / Н. Н. Мухамедьяров, С. Ю. Тё, С. Э. Тё. — Симферополь: «ИТ «Ариал», 2018. — 248 с.
23. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности /Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. Н. Корсун. - Киев : Олимпийская литература, 2000. —198 с.
24. Сафонова, О. А. Влияние средств тяжёлой атлетики на развитие двигательных качеств / О. А. Сафонова, Р. Р. Букиров, Н. С. Малышкин // Символ науки. 2017. №3.
25. Мухамедьяров, Н. Н. The role of elective course «Weightlifing» in changing the life gualite of students» / Н. Н. Мухамедьяров // Aktualinipedagogika. — 2017. — № 3. — С. 32—35.
Статья поступила в редакцию 03.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018