Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового регулирования геопарков в России (на примере Республики Башкортостан)'

Некоторые аспекты правового регулирования геопарков в России (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геопарк / особо охраняемая территория / правовой режим / законодательство / правовая охрана / geopark / specially protected area / legal regime / legislation / legal protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Самвеловна Арутюнян, Рим Римович Каримов, Гузель Юрисовна Каримова, Оливер Юрьевич Хисматуллин

Обоснована необходимость законодательного закрепления правового режима геопарков. По мнению авторов, существование таких видов природных территорий в отсутствие законодательного регулирования на уровне федеральных актов создает не только проблемы регулирования отношений, возникающих в связи с охраной, управлением и использованием соответствующих объектов, но и порождает правовую неопределенность. Сформулированы предложения для включения в нормативный правовой акт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марина Самвеловна Арутюнян, Рим Римович Каримов, Гузель Юрисовна Каримова, Оливер Юрьевич Хисматуллин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of legal regulation of geoparks in Russia (on the example of the Republic of Bashkortostan)

The absence at the federal level of a regulatory legal framework for the creation and operation of geoparks does not allow unifying the existing relations in this area and thus causes the need for initiative acts of the authorities of the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies, which are largely focused on the needs of a particular locality, to create an ambiguous law enforcement approach. In this regard, the aim of the study was to develop a draft regulatory legal act that establishes at the federal level the foundations of the legal regime of geoparks. The work is based on the analysis of legal acts of regional and international significance in the relevant field, federal civil legislation, regulations in environmental protection. Findings from studies on the peculiarities of the ecological and legal regime, civil status and other aspects of geoparks were also used. The methodological basis was the dialectical method of scientific cognition, logical methods of cognition (systems analysis and synthesis, abstraction, generalization, induction, deduction, analogy), as well as the comparative legal method. Having determined the relevance of the development of proposals for the adoption of a regulatory legal act, the authors studied the mechanism existing in the Russian Federation for regulating relations in the field of legal protection of specially protected natural territories, the experience of regional legislation in consolidating the legal regime of geoparks, and formulated scientifically sound proposals that seem logical and worthy of attention. The proposed draft regulatory legal act establishing the foundations of the legal regime of geoparks in Russia should determine the range of regulatory legal acts and the procedure for their application; the mechanism of delimitation of powers between the executive authorities of the Russian Federation, subjects of the Russian Federation, and local self-government; the concepts used in the law and their definitions; features of regulation of land, urban planning and other relations within the territorial boundaries of geoparks, and others. The law should establish the goals and objectives of geoparks; the procedure for creation, including their registration, and abolition; the regime of special legal protection of the territory and zoning; permissible types of activities; the powers of the geopark management body (legal entity) and the procedure for their implementation; the specifics of financing the activities of geoparks. It is necessary to determine the forms and measures of responsibility for violation of the legislation on geoparks, the grounds, conditions and procedure for compensation for damage caused to the territory or individual geological bodies (structures).

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового регулирования геопарков в России (на примере Республики Башкортостан)»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 196-203 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 488. рр. 196-203

ПРАВО

Научная статья УДК 502.34

doi: 10.17223/15617793/488/20

Некоторые аспекты правового регулирования геопарков в России (на примере Республики Башкортостан)

Марина Самвеловна Арутюнян1'2, Рим Римович Каримов3, Гузель Юрисовна Каримова4,

Оливер Юрьевич Хисматуллин5' 6

14'5 Башкирский государственный университет, Уфа, Россия 2'6Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета, Нефтекамск, Россия 3 Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия 1 2 marina. arochka@mail. ru

3 karimov_rim@mail. ru 4 guzel-karimova-80@mail. ru 6tekwin@mail.ru

Аннотация. Обоснована необходимость законодательного закрепления правового режима геопарков. По мнению авторов, существование таких видов природных территорий в отсутствие законодательного регулирования на уровне федеральных актов создает не только проблемы регулирования отношений, возникающих в связи с охраной, управлением и использованием соответствующих объектов, но и порождает правовую неопределенность. Сформулированы предложения для включения в нормативный правовой акт.

Ключевые слова: геопарк, особо охраняемая территория, правовой режим, законодательство, правовая охрана

Для цитирования: Арутюнян М.С., Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю., Хисматуллин О.Ю. Некоторые аспекты правового регулирования геопарков в России (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 196-203. doi: 10.17223/15617793/488/20

Original article

doi: 10.17223/15617793/488/20

Some aspects of legal regulation of geoparks in Russia (on the example of the Republic of Bashkortostan)

Marina S. Arutyunyan1'2, Rim R. Karimov3, Guzel Yu. Karimova4, Oliver Yu. Khismatullin5' 6

14'5 Bashkir State University, Ufa, Russian Federation 2'6Neftekamsk Branch of Bashkir State University, Neftekamsk, Russian Federation 3 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ufa, Russian Federation

1 2 marina. arochka@mail. ru

3 karimov_rim@mail. ru 4 guzel-karimova-80@mail. ru 5'6tekwin@mail.ru

Abstract. The absence at the federal level of a regulatory legal framework for the creation and operation of geoparks does not allow unifying the existing relations in this area and thus causes the need for initiative acts of the authorities of the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies, which are largely focused on the needs of a particular locality, to create an ambiguous law enforcement approach. In this regard, the aim of the study was to develop a draft regulatory legal act that establishes at the federal level the foundations of the legal regime of geoparks. The work is based on the analysis of legal acts of regional and international significance in the relevant field, federal civil legislation, regulations in environmental protection. Findings from studies on the peculiarities of the ecological and legal regime, civil status and other aspects of geoparks were also used. The methodological basis was the dialectical method of scientific cognition, logical methods of cognition (systems analysis and synthesis, abstraction, generalization, induction, deduction, analogy), as well as the comparative legal method. Having determined the relevance of the development of proposals for the adoption of a regulatory legal act, the authors studied the mechanism existing in the Russian Federation for regulating relations in the field of legal protection of specially protected natural territories, the experience of regional legislation in consolidating the legal regime of geoparks, and formulated

© Арутюнян М.С., Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю., Хисматуллин О.Ю., 2023

scientifically sound proposals that seem logical and worthy of attention. The proposed draft regulatory legal act establishing the foundations of the legal regime of geoparks in Russia should determine the range of regulatory legal acts and the procedure for their application; the mechanism of delimitation of powers between the executive authorities of the Russian Federation, subjects of the Russian Federation, and local self-government; the concepts used in the law and their definitions; features of regulation of land, urban planning and other relations within the territorial boundaries of geoparks, and others. The law should establish the goals and objectives of geoparks; the procedure for creation, including their registration, and abolition; the regime of special legal protection of the territory and zoning; permissible types of activities; the powers of the geopark management body (legal entity) and the procedure for their implementation; the specifics of financing the activities of geoparks. It is necessary to determine the forms and measures of responsibility for violation of the legislation on geoparks, the grounds, conditions and procedure for compensation for damage caused to the territory or individual geological bodies (structures).

Keywords: geopark, specially protected area, legal regime, legislation, legal protection

For citation: Arutyunyan, M.S., Karimov, R.R., Karimova, G.Yu. & Khismatullin, O.Yu. (2023) Some aspects of legal regulation of geoparks in Russia (on the example of the Republic of Bashkortostan). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 488. рр. 196-203. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/488/20

Проблемы законодательного определения правового режима геопарков

Глобальная политическая и экономическая трансформация последних лет оказывает существенное влияние на смену формации туристической и экскурсионной инфраструктуры, обусловив преобладание внутригосударственных и региональных направлений в сфере отдыха и рекреации. В связи с этим определенный интерес в настоящее время проявляется к изучению геонаследия и проблеме обеспечения его доступности и комфортности инфраструктуры для заинтересованных в таком виде туризма лиц. Геотуризм не является формой массового туризма и поэтому создает возможность устойчивого развития отдельных территорий, глобально не угрожая ценностям окружающей среды. В этой связи особого внимания заслуживает концепция геопарков, которая в настоящее время является еще относительно новой и требует внимания как с позиции научной разработки, так и в аспекте правового регулирования возникающих в данной сфере отношений.

Повышение активности субъектов Российской Федерации по организации на своих территориях геопарков вызывает необходимость концептуального осмысления сущности данного вида объектов и создания унифицированного механизма правового регулирования возникающих в этой сфере отношений. Вместе с тем, сегодня в России на законодательном уровне не выработано понятие «геопарк», что в определенной степени создает проблемы правовой регламентации их деятельности. Несмотря на достаточно длительный научный интерес к проблеме рецепции международного опыта правового регулирования геопарков, до настоящего времени на федеральном уровне деятельность геопарков законодательно не урегулирована [1. С. 5-6]. Отсутствие на федеральном уровне нормативной правовой основы порождает инициативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации, которые зачастую ориентированы на конкретный геопарк и не способны адекватно применяться в качестве акта общего правового действия даже в пределах этого субъекта. Указанное, впрочем, нисколько не умаляет ценность таких зако-

нодательных инициатив. Более того, они являются единственно возможным в существующих условиях средством закрепления особого правового статуса территорий, правовая охрана, использование и управление которой позволяют называть этот объект геопарком. Так, пункт 2 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [2] (далее - Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень объектов, которые в соответствии с данным законом могут выступать объектами особой правовой охраны. Отсутствие в указанной норме упоминания геопарков позволяет установить режим особой правовой охраны в отношении геологических компонентов природы только при условии их включения в состав иных, предусмотренных данным нормативным правовым актом объектов. Однако, в таком случае геокомпонент будет подчинен режиму правовой охраны этой особо охраняемой природной территории, что не всегда соответствует целям и задачам геопарков. В частности, установление запретов на осуществление хозяйственной и иной деятельности, типичных для большинства особо охраняемым природных территорий, не позволит использовать территории для туристических и иных, требуемых целей.

Геопарк является следствием георазнообразия парадигмы, объединяющей ее составные компоненты для сохранения и использования природного и культурного наследия. Концепция геопарка возникла в конце 1980-х гг. как следствие движения РговБО в Европе, чьи усилия направлены на привлечение внимания к неотложным проблемам геологической защиты природных объектов. Далее эта идея была поддержана ЮНЕСКО. С самого начала геопарки обеспечивали такой подход, чтобы геологическое значение района могло быть сохранено и популяризировано для науки, образования и культуры через развитие ответственного туризма.

В 2004 г. 17 европейских и 8 китайских геопарков объединились в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, чтобы сформировать Глобальную сеть геопарков для обмена и сотрудничества в области сохранения геологического наследия [З].

17 ноября 2015 г. 195 государств - членов ЮНЕСКО ратифицировали создание нового лейбла

«Глобальные геопарки ЮНЕСКО» на 38-й Генеральной конференции Организации. Это свидетельствует о признании правительствами важности целостного управления выдающимися геологическими объектами и ландшафтами. В настоящее время насчитывается 177 глобальных геопарков ЮНЕСКО в 46 странах [4].

В рамках ЮНЕСКО было выработано определение Глобального геопарка - это единые географические области, в которых объекты и ландшафты международного геологического значения управляются с помощью целостной концепции защиты, образования и устойчивого развития [4].

Неотъемлемой ценностью концепции геопарка является устойчивое местное развитие. Этот аспект освещает ее основные цели, вытекающие из обязательства включать местное население. ЮНЕСКО перечисляет десять основных направлений для Глобального геопарка. Говоря об этих основных направлениях, акцент делается на образовании, которое фокусируется на поиске действенных подходов к обучению, с целю распространения экологических и социальных ценностей для молодого поколения.

Концепция геопарка динамична и сложна и в то же время, в силу своего конструктивного характера, позволяет адаптироваться к различным реалиям, например, с учетом формы управления: государственные и частные. На веб-сайте глобальных геопарков ЮНЕСКО можно проверить различные формы организации и управления геопарками. Так, например, в 2007 г. был обнародован испанский закон о природном наследии и биоразнообразии, который придает юридический статус понятию «геопарк» - это место, представляющее геологический интерес или георазнообразие, дающее автономным сообществам компетенцию по управлению и защите этих территорий [5. С. 332].

Необходимым условием развития геопарков является правильное пространственное планирование, управление и подготовка соответствующей инфраструктуры. Таким образом, геопарки можно рассматривать как функциональные зоны - пространственные структуры, состоящие из функционально связанных территорий с едиными целями развития.

Поскольку геопарки эффективно способствуют охране и продвижению геонаследия, обеспечивают образование в области наук о Земле и смежных областях и способствуют развитию устойчивого туризма, они должны функционально поддерживаться законодательством на национальном уровне.

Действующее законодательство Российской Федерации не определяет правовой режим геопарков и не содержит указание на существование такой категории особо охраняемой природной территории. В тоже время, п. 3 ст. 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ предоставляет возможность устанавливать «иные», не указанные в данном правовом акте, категории особо охраняемых природных территорий актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, допускается издание законов, признающих особое значение геопарков и отнесение их к числу особо охраняемых территорий на региональном и местном уровнях. Бук-

вальное толкование данной нормы позволяет судить о том, что особая правовая охрана таких территорий устанавливается исключительно в интересах муниципальных образований или субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены геопарки. Очевидно, однако, что имеющиеся в России геопарки ценны не только для нашего государства, но в ряде случаев обладают мировой значимостью. Так, решением Совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО от 1 сентября 2019 г. геопарк «Янган-Тау», расположенный на территории Республики Башкортостан, включен в Глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО. Примечательно, что на сегодняшний день это единственный объект Российской Федерации, включенный в сеть геопарков ЮНЕСКО, в то время как, к примеру, Китай представлен в этой сети более чем 40 геопарками, Испания - 15, Италия - 11.

Геологические особенности и уникальность территории Южного Урала, во многом предопределили возможность создания такой особой территории [6. С. 4-5], однако, очевидно, географические и геологические ресурсы России способны обеспечить более широкое представительство в Глобальной сети при наличии соответствующего намерения и решении ряда организационных вопросов [7. С. 77]. Указанное, по нашему мнению, также подтверждает необходимость разработки нормативных правовых актов, регулирующих вопросы установления правового режима, управления и использования территорий, включающих в себя объекты, имеющие особую геологическую, биологическую, экологическую ценность, представляющие научный, образовательный, культурный, исторический и туристический интерес на федеральном уровне [8. С. 32].

В целях совершенствования правового регулирования и концептуальной разработки института геопарка в России предлагаем изучить опыт становления и деятельности геопарка «Янган-Тау», существующее нормативное правовое обеспечение его деятельности.

Глобальный геопарк ЮНЕСКО «Янган-Тау» с правовой точки зрения представляется комплексным многоаспектным явлением. На базе Акционерного общества санаторий «Янган-Тау» в 2019 г. была зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Центр науки, просвещения, экологии, культуры и туризма "Геопарк Янган-Тау"» [9]. Учредителями организации являются Государственный комитет Республики Башкортостан по туризму, Акционерное общество санаторий «Янган-Тау», Муниципальный район Салаватский район Республики Башкортостан. В качестве основного вида экономической деятельности в учредительных документах указана деятельность по предоставлению туристических информационных услуг [10]. Таким образом, можно констатировать, что основные цели, декларируемые международными организациями для геопарков, в России достигаются посредством функционирования некоммерческой организации. В рамках деятельности Центра сегодня реализуется программа по созданию учебно-научной базы, объединяются усилия местных жителей, в том числе предпринима-

телей для реализации культурных, просветительских проектов. С точки зрения правового определения режима территории имеются некоторые неясности. Парк объединяет более 20 самостоятельных объектов, обладающих в соответствии с законом РФ статусом особо охраняемой территории (памятники природы), три из которых имеют международное, а 10 - национальное значение. При этом особый эколого-правовой статус на всю территорию парка не установлен.

В целях устранения правовой неопределенности, нормативного закрепления правового режима такой категории охраняемой территории, как геопарк, 04 апреля 2022 г. Правительством Республики Башкортостан на рассмотрение Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан был внесен проект Закона Республики Башкортостан «О геопарках в Республике Башкортостан» [11] (далее - Проект Закона РБ). В обоснование необходимости принятия данного акта указано, что он разработан в целях законодательного регулирования деятельности геопарков в Республике Башкортостан в соответствии с поручением Попечительского совета по геопаркам в Республике Башкортостан от 10 декабря 2020 г. № 1-3-7507/2020. В общей сложности в Проект Закона РБ включено 9 статей, содержание которых, по нашему мнению не способно в полной мере охватить все требующие правового регулирования сферы отношений, возникающих в связи с созданием, управлением и использованием территорий геопарков. Проект Закона РБ принят депутатами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан - в первом чтении и направлен на дальнейшую доработку. Надеемся, он будет дополнен положениями, позволяющими более детально регулировать отношения в области правовой охраны, управления и использования геопарков.

К вопросу о правовом режиме геопарков

По аналогии с базовыми нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области правовой охраны компонентов природы, считаем, что закон Российской Федерации, регулирующий правовой режим геопарков, должен начинаться с раздела, содержащего общие положения. В числе таковых предлагаем, прежде всего, определить: круг источников правового регулирования и порядок их применения; механизм разграничения полномочий в области создания и функционирования геопарков между органами исполнительной власти РФ [12], субъектов РФ и местного самоуправления [13]; порядок разработки положений о геопарках и концепций их охраны и устойчивого развития; возможность участия граждан и организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в создании, охране и использовании геопарков; применяемые в законе понятия и их определения; регулируемые законом отношения, их субъектов и объекты правовой охраны; принципы правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием, управлением и использованием геопарков; особенности регулирования

земельных, градостроительных и иных отношений в пределах территориальных границ геопарков.

Полагаем, регулирование земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах, расположенных на земельных участках, на которых созданы геопарки, должно осуществляться комплексно. Населенные пункты могут находиться на территориях геопарков как полностью, так и частично, без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей, если это не противоречит режиму геопарков. Такие населенные пункты или их части подлежат включению в состав функциональных зон геопарков, режим которых допускает осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности. Оборот земельных участков в пределах территорий населенных пунктов, включенных в состав геопарков не будет ограничиваться, однако их использование должно осуществляться с учетом режима охраны геопарков.

Правовое регулирование отношений в области охраны, управления и использования геопарков, по нашему видению, может основываться на следующих принципах:

1. Приоритет охраны геопарков перед использованием их ресурсов и объектов.

2. Обеспечение правовой охраны, устойчивого существования и развития территорий геопарков, сохранение геологического и природного наследия в границах территорий геопарков.

3. Охрана, управление и использование ресурсов геопарков на основе целостной концепции их образования, защиты и устойчивого развития.

4. Использование геологического наследия геопарков в сочетании с другими компонентами природного и культурного наследия территорий геопарков в целях обеспечения устойчивого потребления ресурсов, снижения негативных последствий изменения климата и сокращения рисков, связанных с опасными природными явлениями.

5. Использование геологического и природного наследия в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ, способами и формами, обеспечивающими их сохранение.

6. Повышение инвестиционной привлекательности территорий геопарков, развитие партнерских отношений между геопарками и хозяйствующими субъектами в целях обеспечения устойчивого сохранения и использования ресурсов геопарков.

7. Зонирование территорий геопарков в целях обеспечения баланса охраны и использования их ресурсов.

8. Обеспечение возможности участия граждан и организаций в подготовке и принятии решений, касающихся охраны и использования геопарков, геологического и природного наследия, в порядке и в формах, предусмотренных законодательством РФ.

9. Учет интересов лиц, проживающих на территориях геопарков.

10. Платность пользования услугами в сфере рекреационной и туристической деятельности на территориях геопарков.

11. Осуществление комплексных научных исследований и мониторинг в области геологического, иного природного и культурного наследия на территориях геопарков.

Полагаем, что при закреплении понятия «геопарк» его следует рассматривать как территорию (в том числе объединяющую несколько земельных участков), границы которой установлены, описаны и зарегистрированы в предусмотренном законодательством порядке, на которой управление геологическими объектами, ландшафтами, а также иными объектами природного и культурного наследия местного, регионального и международного значения и их использование осуществляются на основе целостной концепции охраны и устойчивого развития. Правовой режим особо охраняемых природных территорий, достопримечательных мест, объектов культурного и природного наследия и иных подлежащих особой правовой охране объектов, находящихся в границах территории геопарка и созданных в установленном законодательством порядке, регулируется соответствующими правовыми актами. Принятие решений о создании (учреждении) соответствующего геопарка целесообразно отнести к компетенции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Непосредственное управление геопарком, по нашему мнению, должно осуществляется некоммерческой организацией любой организационно-правовой формы, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав учредителей которых должны входить в числе иных лиц органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления.

В связи с установлением в отношении геопарков особой правовой охраны считаем, что целесообразно также ввести в законодательство понятие «особо охраняемый геологический объект» - геологическое тело (геологическая структура), отнесенное к особо охраняемым природным территориям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в связи с тем, что имеет особое геологическое, научное, образовательное, культурное, эстетическое, санаторно-оздоровительное и иное значение, охраняемое государством.

Полагаем, требует законодательного закрепления также понятие «геологическое наследие» - элемент природного наследия, представляющий отдельный или совокупность доступных для непосредственного изучения геологических объектов, обладающих ценностью с точки зрения истории, археологии, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, нуждающийся в охране. Отметим, что некоторые аспекты накопленного зарубежного опыт правового регулирования отношений по охране объектов природного наследия выступают предметом научного изучения [14. С. 15].

В качестве наиболее общей цели создания геопарков следует предусмотреть необходимость сохранения природы и ее особых геологических компонентов, культурных традиций, развития территории на прин-

ципах устойчивого и гармоничного сосуществования общества и природы, развития туризма, популяризации геологии и науки в целом.

Среди задач создания, управления и использования геопарков могут быть указаны:

1. Реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение объектов геологического, природного и культурного наследия в рамках реализации программ комплексного развития территорий геопарков.

2. Привлечение граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к осуществлению деятельности по сохранению, развитию и популяризации геологического, иного природного и культурного наследия территорий геопарков.

3. Сотрудничество с научными и образовательными организациями в целях проведения на территориях геопарков научных исследований, в том числе в области наук о Земле.

4. Организация и проведение образовательных, просветительских, культурных мероприятий с целью распространения информации о геологическом, экологическом, культурном наследии территории геопарка.

5. Разработка механизмов рационального использования природных ресурсов, в том числе с применением инновационных методов и технологий.

Сферу правового регулирования предлагаемого нами закона должны составлять две группы отношений: отношения по созданию, управлению и использованию территорий геопарков с учетом необходимости обеспечения условий для сохранения геологического наследия и охраны геологических объектов, объектов природного и культурного наследия; имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с оказанием услуг в сфере организации рекреационной, туристической и экскурсионной деятельности. В разделе закона, нормы которого регулируют отношения в области создания, использования и управления ресурсами геопарков, следует закрепить: цели и задачи геопарков как объектов особой правовой охраны; порядок их создания (включая их учет) и упразднения; режим особой правовой охраны территории геопарков и его зонирование; виды деятельности, осуществляемые в пределах территорий геопарков; полномочия органа управления геопарком (юридического лица) и порядок их осуществления, включая механизм взаимодействия с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, реализующими товары, выполняющими работы и оказывающими услуги в сфере научной, культурной, туристической и иной деятельности; особенности финансирования деятельности геопарков.

Создание, управление и использование геопарков должно осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В то же время, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий должны иметь возможность принимать правовые акты, определяющие порядок создания, управления и использования геопарков, что позволит применять более

индивидуальный подход к конкретной территории с учетом ее ценности, компонентного состава, возможности вовлечения в хозяйственный оборот.

В целях установления комплексного режима использования территории геопарков целесообразно осуществлять зонирование их территорий. Данный подход отмечен рядом исследователей [15. С. 3]. С учетом особенностей геопарков в пределах их территорий возможно установление следующих видов зон:

1. Заповедная зона, предназначенная для сохранения геологических объектов и природной среды в естественном состоянии, в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности.

2. Зона особой охраны, установленная в целях сохранения геологических объектов и природной среды в естественном состоянии, в границах которой допускается проведение экскурсий, посещение в целях туризма.

3. Рекреационная зона, предназначенная для осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров.

4. Зона охраны объектов природного и культурного наследия, предназначенная для обеспечения сохранения геологических объектов, в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности.

5. Зона хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования геопарка и жизнедеятельности граждан, проживающих в границах его территории.

6. Зона традиционного экстенсивного природопользования, предназначенная для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощимого природопользования.

На территориях геопарков целесообразно установить запрет на осуществление любой деятельности, которая может причинить вред природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам геопарков. В границах геопарков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. В целях сохранения геологических объектов, находящихся на территориях геопарков их использование может быть ограничено, приостановлено или запрещено. Конкретные особен-

ности, зонирование и режим каждого геопарка, как нами было отмечено, должно определяться соответствующим положением.

В целях обеспечения возможности осуществлять на территориях геопарков хозяйственную деятельность полагаем, по аналогии с иными особо охраняемыми природными территориями Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии следует ввести общероссийский классификатор видов экономической деятельности 91.04.7 - Деятельность геопарков. Эта группировка, по нашему мнению, должна включать: осуществление охраны территорий геопарков с учетом наличия в границах территорий геопарков особо охраняемых природных территорий и объектов, в том числе объектов геологического наследия в целях сохранения и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организацию и проведение научных исследований, сотрудничество с научными и образовательными организациями в целях осуществления исследований в областях наук о Земле и других сферах; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); сохранение ископаемых объектов; сохранение и восстановление ценных водных объектов и экологических систем; сохранение ценных объектов и комплексов неживой природы; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение; создание условий для регулируемого туризма и отдыха (в том числе массового), сохранение рекреационных ресурсов; разработку и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; разработку и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий геопарков.

Выводы

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что существующий научный интерес к проблеме законодательного закрепления правового режима геопарков может быть разрешен посредством принятия на федеральном уровне соответствующего нормативного правового акта. Это создаст не только правовую определенность, но и единый механизм правовой охраны, управления и использования данных компонентов природы. Надеемся, предложения и рекомендации, сформулированные нами в настоящем исследовании, будут полезны как для юридической науки, так и для законотворческой деятельности.

Список источников

1. Корф Е.Д. Геопарк как платформа эффективного взаимодействия общества и природы // Наука и туризм: стратегии взаимодействия.

2015. Вып. 4 (2). С. 5-9.

2. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального закона от 1 мая

2022 г. № 124-ФЗ). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102034651 (дата обращения: 12.07.2022).

3. Operational guidelines for UNESCO global geoparks. Paris : UNESCO, 2004. 14 p.

4. Официальный сайт UNESCO. URL: https://en.unesco.org/global-geoparks (дата обращения: 13.07.2022).

5. Fornaro A., Alexandre M. Fernande. Geoparks: from conception to the teaching of Geosciences // Terrae Didatica. 2018. Vol. 14, № 3. P. 330-338.

6. Ковалев С.Г. Геопарки как основа неиндустриального развития территорий // Геологический вестник. 2019. № 3. С. 3-11.

7. Фархутдинов И.М., Белан Л.Н., Фархутдинов А.М., Исмагилов Р. А., Богдан Е.А. Перспективы создания геопарка ЮНЕСКО в Республике

Башкортостан // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2018. Т. 28, № 3 (91). С. 75-81.

8. Лунева Е.В. Организация геопарков в России и особенности их правового режима // Lex Russica. 2021. № 9. С. 32-34.

9. Официальный сайт геопарка «Янган-Тау». URL: https://geopark-yangantau.ru/ (дата обращения: 13.07.2022).

10. Автономная некоммерческая организация «Центр науки, просвещения, экологии, культуры и туризма "Геопарк Янган-Тау"» // Rusprofile. URL: https://www.rusprofile.ru/id/11818394 (дата обращения: 13.07.2022).

11. Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан. URL: https://pravitelstvorb.ru/ru/docs/projects.php?ELEMENT_ID=55589 (дата обращения: 04.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102062162 (дата обращения: 12.07.2022).

13. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 492-ФЗ). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102083574 (дата обращения: 12.07.2022).

14. Табаринцева-Романова К.М., Бажина М.А. Особенности защиты культурного наследия в итальянских регионах со специальным статутом // Электронное периодическое издание «Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2019. № 5. С. 14-21. URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/system/files/eRUZH.2019.No_.5.pdf (дата обращения: 11.07.2022).

15. Шагапова Р. А. Территориальное зонирование как инструмент правового режима геопарков // Экологическое право. 2021. № 4. С. 3-7.

References

1. Korf, E.D. (2015) Geopark kak platforma effektivnogo vzaimodeystviya obshchestva i prirody [Geopark as a platform for effective interaction

between society and nature]. Nauka i turizm: strategii vzaimodeystviya. 4 (2). pp. 5-9.

2. Russian Federation. (2022) Federal'nyy zakon ot 14 marta 1995 g. № 33-FZ "Ob osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh" (v red.

Federal 'nogo zakona ot 1 maya 2022 g. № 124-FZ) [On Specially Protected Natural Territories. Federal Law No. 33-FZ of March 14, 1995 (as amended by Federal Law No. 124-FZ of May 1, 2022)]. [Online] Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102034651 (Accessed: 12.07.2022).

3. UNESCO. (2004) Operational Guidelines for UNESCO Global Geoparks. Paris: UNESCO.

4. UNESCO. (n.d.) Global geoparks. [Online] Available from: https://en.unesco.org/global-geoparks (Accessed: 13.07.2022).

5. Fornaro, A. & Alexandre, M. Fernande. (2018) Geoparks: from conception to the teaching of Geosciences. TerraeDidatica. 3 (14). pp. 330-338.

6. Kovalev, S.G. (2019) Geoparki kak osnova neindustrial'nogo razvitiya territoriy [Geoparks as a basis for non-industrial development of territories].

Geologicheskiy vestnik. 3. pp. 3-11.

7. Farkhutdinov, I.M. et al. (2018) Perspektivy sozdaniya geoparka YuNESKO v Respublike Bashkortostan [Prospects for creating a UNESCO

Geopark in the Republic of Bashkortostan]. VestnikAkademii naukRespublikiBashkortostan. 3-28 (91). pp. 75-81.

8. Luneva, E.V. (2021) Organizatsiya geoparkov v Rossii i osobennosti ikh pravovogo rezhima [Organization of geoparks in Russia and features of

their legal regime]. Lex Russica. 9. pp. 32-34.

9. Yangan-Tau Geopark. (n.d.) [Online] Available from: https://geopark-yangantau.ru/ (Accessed: 13.07.2022). (In Russian).

10. Rusprofile. (2019) Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya "Tsentr nauki, prosveshcheniya, ekologii, kul'tury i turizma "Geopark Yangan-Tau" [Autonomous non-profit organization "Center for Science, Education, Ecology, Culture and Tourism "Geopark Yangan-Tau"]. Rusprofile. [Online] Available from: https://www.rusprofile.ru/id/11818394 (Accessed: 13.07.2022).

11. Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan [Official site of the Government of the Republic of Bashkortostan]. (n.d.) [Online] Available from: https://pravitelstvorb.ru/ru/docs/projects.php?ELEMENT_ID=55589 (Accessed: 04.07.2022).

12. Russian Federation. (2021) Federal'nyy zakon ot 6 oktyabrya 1999 g. № 184-FZ "Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii" (v red. Federal'nogo zakona ot 21 dekabrya 2021 g. № 414-FZ) [On the General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation. Federal Law No. 184-FZ of October 6, 1999 (as amended by Federal Law No. 414-FZ of December 21, 2021)]. [Online] Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102062162 (Accessed: 12.07.2022).

13. Russian Federation. (2021) Federal'nyy zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ "Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii" (v red. Federal'nogo zakona ot 30 dekabrya 2021 g. № 492-FZ) [On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation. Federal Law No. 131-FZ of October 6, 2003 (as amended by Federal Law No. 492-FZ of December 30, 2021)]. [Online] Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102083574 (Accessed: 12.07.2022).

14. Tabarintseva-Romanova, K.M. & Bazhina, M.A. (2019) Osobennosti zashchity kul'turnogo naslediya v ital'yanskikh regionakh so spetsial'nym statutom [Features of the protection of cultural heritage in Italian regions with a special statute]. Elektronnoe prilozhenie k "Rossiyskomu yuridicheskomu zhurnalu". 5. pp. 14-21. [Online] Available from: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/system/files/eRUZH.2019.No_.5.pdf (Accessed: 11.07.2022).

15. Shagapova, R.A. (2021) Territorial'noe zonirovanie kak instrument pravovogo rezhima geoparkov [Territorial zoning as an instrument of the legal regime of geoparks]. Ekologicheskoe pravo. 4. pp. 3-7.

Информация об авторах:

Арутюнян М.С. - канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового и экологического права Башкирского государственного университета (Уфа, Россия); доцент кафедры гуманитарных дисциплин Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета (Нефтекамск, Россия). E-mail: marina.arochka@mail.ru

Каримов Р.Р. - канд. юрид. наук, начальник кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России (Уфа, Россия). E-mail: karimov rim@mail.ru

Каримова Г.Ю. - канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового и экологического права Башкирского государственного университета (Уфа, Россия). E-mail: guzel-karimova-80@mail.ru

Хисматуллин О.Ю. - канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового и экологического права Башкирского государственного университета (Уфа, Россия); зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета (Нефтекамск, Россия). E-mail: tekwin@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

M. S. Arutyunyan, Cand. Sci. (Law), associate professor, Bashkir State University (Ufa, Russian Federation); associate professor, Neftekamsk Branch of the Bashkir State University (Neftekamsk, Russian Federation). E-mail: marina.arochka@mail.ru R.R. Karimov, Cand. Sci. (Law), haed of the Department of History and Theory of State and Law, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Ufa, Russian Federation). E-mail: karimov_rim@mail.ru

G.Yu. Karimova, Cand. Sci. (Law), associate professor, Bashkir State University (Ufa, Russian Federation). E-mail: guzel-karimova-80@mail.ru

O.Yu. Khismatullin, Cand. Sci. (Law), associate professor, Bashkir State University (Ufa, Russian Federation); head of the Department of the Humanities Disciplines, Neftekamsk Branch of the Bashkir State University (Neftekamsk, Russian Federation). E-mail: tekwin@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.07.2022; одобрена после рецензирования 25.03.2023; принята к публикации 31.03.2023.

The article was submitted 14.07.2022; approved after reviewing 25.03.2023; accepted for publication 31.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.