ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО JUS PUBLICUM
DOI: 10.17803/1729-5920.2021.178.9.032-043
Е. В. Лунева*
Организация геопарков в России и особенности их правового режима
Аннотация. В статье исследованы особенности международного статуса «глобальный геопарк ЮНЕСКО», имеющие значение для развития российского законодательства о геопарках. К критериям статуса «глобальный геопарк ЮНЕСКО», влияющим на национальный правовой режим геопарка, отнесен критерий наличия на его территории геологических объектов с охранным статусом. Проанализированы отсылки к национальному законодательству, содержащиеся в критериях для глобальных геопарков ЮНЕСКО. Выделены отличия глобального геопарка ЮНЕСКО от объекта всемирного наследия и от биосферного резервата, а также проанализированы случаи перекрытия понятия геопарка с понятием объекта всемирного наследия или биосферного резервата. В условиях возникшей в субъектах Российской Федерации потребности регулирования процессов создания и функционирования геопарков показано крайне редкое использование термина «геопарк» в федеральном законодательстве (единичные документы стратегического планирования). Доказана связь российского законодательства о геопарках независимо от дальнейшей судьбы его развития с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Выделены четыре возможных типа организации и функционирования геопарков в России: 1) геопарк с правовым режимом туристско-рекреационной зоны; 2) геопарк без правового режима туристско-рекреа-ционной зоны и без правового режима особо охраняемой природной территории; 3) геопарк с правовым режимом особо охраняемой природной территории в виде государственного палеонтологического, минералогического или геологического заказника; 4) геопарк как самостоятельная категория особо охраняемой природной территории, введенная региональными нормативными правовыми актами. Показана специфика правового режима каждого типа геопарка. Сформулированы предложения и рекомендации по развитию федерального и регионального законодательства о геопарках в России. Ключевые слова: геопарк; глобальный геопарк ЮНЕСКО; геологический объект; геологическое наследие; биосферный резерват; объект всемирного наследия; особо охраняемая природная территория; заповедник; заказник; памятник природы; правовой режим.
Для цитирования: Лунева Е. В. Организация геопарков в России и особенности их правового режима // Lex russica. - 2021. - Т. 74. - № 9. - С. 32-43. - DOI: 10.17803/1729-5920.2021.178.9.032-043.
Organization of Geoparks in Russia and Peculiarities of their Legal Regime
Elena V. Luneva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Environmental, Labor Law and Civil Procedure; Leading Researcher, Scientific and Educational Center for Human Rights, International Law and Integration Problems, Law Faculty, Kazan (Volga Region) Federal University ul. Kremlevskaya, d. 18, Kazan, Russia 420008 [email protected]
Abstract. The paper examines the features of the international status of "UNESCO Global Geopark" that are important for the development of Russian legislation regulating Geoparks. The criteria for the status of a "UNESCO Global Geopark" that affect the national legal regime of the Geopark include the criterion for the presence of
© Лунева Е. В., 2021
* Лунева Елена Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра прав человека, международного права и проблем интеграции юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета Кремлевская ул., д. 18, г. Казань, Россия, 420008 [email protected]
geological objects with a protected status on its territory. The author has analyzed the references to national legislation contained in the criteria for UNESCO Global Geoparks. The paper highlights the differences between the UNESCO Global Geopark, the World Heritage Site and the Biosphere Reserve, analyzes the cases of overlaps between the Geopark concept and the concept of a World Heritage site or a biosphere reserve. Also, the author shows that the term Geopark is extremely rarely used in federal legislation (single strategic planning documents) in the context of the need arising in the constituent entities of the Russian Federation to regulate the processes of creation and functioning of Geoparks. The author has proven the connection between the Russian legislation on Geoparks, regardless of the further fate of its development, with the legislation on specially protected natural areas.
The author determines four possible types of organization and functioning of geoparks in Russia: 1) a geopark as a tourist and recreational zone; 2) a geopark without a legal regime for a tourist and recreational zone and without a legal regime for a specially protected natural area; 3) a geopark with a legal regime of a specially protected natural area in the form of a state paleontological, mineralogical or geological reserve; 4) a geopark as an independent category of a specially protected natural area approved by regional regulatory legal acts. The author specifically describes the legal regime of each type of the Geopark. The author makes suggestions and recommendations for the development of federal and regional legislation on Geoparks in Russia. Keywords: Geopark; UNESCO Global Geopark; geological object; geological heritage; biosphere reserve; world heritage site; specially protected natural area; reserve; preserve; natural monument; legal regime. Cite as: Luneva EV. Organizatsiya geoparkov v Rossii i osobennosti ikh pravovogo rezhima [Organization of Geoparks in Russia and Peculiarities of their Legal Regime]. Lex russica. 2021;74(9):32-43. DOI: 10.17803/17295920.2021.178.9.032-043. (In Russ., abstract in Eng.).
В последнее время сфера рекреационного рационального природопользования получила существенное развитие в виде: 1) новых направлений организации использования природных объектов, обладающих природоохранным, научным, культурным, эстетическим, рекреационным и оздоровительным значением; 2) модернизации существующих вариантов использования уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований. С позиции юридического оформления относительно неопределенной и новой формой рекреационного рационального природопользования являются геопарки. В нашей стране они характеризуются региональной вариативностью функционирования в силу пробельности федерального законодательства. Поэтому юридическое исследование организации геопарков в России, особенностей правового режима в зависимости от их модели является крайне актуальным и востребованным.
В международном понимании геопарки относятся к специальным объявленным объектам ЮНЕСКО, которые обозначаются более узким термином — «глобальные геопарки
ЮНЕСКО». Глобальные геопарки ЮНЕСКО — это механизм международного сотрудничества по сохранению районов геологического наследия международного значения при взаимодействии с местным сообществом в интересах популяризации геологических ценностей и применения устойчивого подхода к развитию территории (ст. 1 части «В» Устава Международной программы по геонаукам и геопаркам1). Глобальный геопарк ЮНЕСКО представляет собой единый объединенный географический район, где управление объектами и ландшафтами международного геологического значения осуществляется на основе концепции охраны, образования и устойчивого развития (п. 2.2 Руководящих принципов работы глобальных геопарков ЮНЕСКО).
В документе 156 EX/11 Rev., принятом в 1999 г. на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО «О содействии развитию сети геопарков», геопарки определяются в качестве территорий, содержащих объекты особой геологической значимости, редкости или красоты, отражающие историю геологического развития, события и процессы, принимавшие участие в ее формировании2. Геопарк, стремящийся по-
1 Устав Международной программы по геонаукам и геопаркам и Руководящие принципы работы глобальных геопарков ЮНЕСКО см.: URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SC/pdf/ IGGP_UGG_Statutes_Guidelines_RU.pdf (дата обращения: 09.07.2021).
2 UNESCO Geoparks Programme — a new initiative to promote a global network of geoparks safeguarding and developing selected areas having significant geological features // Hundred and fifty-sixth Session. United
LEX IPS»
лучить статус глобального геопарка ЮНЕСКО, должен быть достаточно большим по площади, чтобы служить местному экономическому и культурному развитию (в частности, за счет туризма)3. В границы геопарка рекомендуется включать не только достопримечательности, ценные в природном, археологическом отношении, но и объекты исторической и культурной ценности4. При создании и функционировании геопарка учитываются как участки, имеющие геологическое значение, так и географические, культурные и экономические условия региона в совокупности5.
В пункте 3 Руководящих принципов работы глобальных геопарков ЮНЕСКО содержится восемь критериев для глобальных геопарков ЮНЕСКО, которые позволяют более полно понять суть геопарков для закрепления их правового режима на национальном уровне. К критериям, существенно влияющим на правовой режим геопарка, относится критерий наличия на его территории геологических объектов с охранным статусом (пп. vii п. 3 Руководящих принципов работы глобальных геопарков ЮНЕСКО). Геопарк должен быть образован исключительно в том месте, где ценные геологическое объекты изначально имели охранный статус. Получается, что режим глобальных геопарков ЮНЕСКО направлен на увеличение рекреационного потенциала геологических объектов с охранным статусом без ослабления их природоохранного режима.
Критерии для глобальных геопарков ЮНЕСКО имеют отсылки к национальному законодательству применительно к органу управления геопарком (пп. ¡¡¡), обязательной охране объектов геологического наследия (пп. vii), их юридической защите (пп. vii). С позиции развития национального законодательства интересными видятся также положения о четко опре-
деленных границах геопарка (пп. ¡), о случаях перекрытия территории геопарка с объектом всемирного наследия или биосферным резерватом (пп. ¡V), об активном привлечении местного сообщества и коренных малочисленных народов к деятельности геопарка, его управлению (пп. V).
Случаи пересечения территории геопарка с объектом всемирного наследия или биосферным резерватом (пп. ¡V) стали возможны из-за включения геологических объектов сразу в три группы объявленных объектов ЮНЕСКО: 1) глобальные геопарки, 2) биосферные резерваты, 3) объекты всемирного наследия. Такая ситуация возникла по двум причинам. Во-первых, существуют геологические объекты, попавшие на территорию биосферных резерватов при их создании или расширении границ (например, уникальные и достопримечательные геологические объекты встречаются в пределах Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х. Г. Шапошникова, Тебердинского государственного природного биосферного заповедника, государственного природного биосферного заповедника «Убсу-нурская котловина»). Во-вторых, фиксируется объективное совпадение некоторых критериев включения в список глобальных геопарков ЮНЕСКО и в список объектов всемирного наследия. Так, среди критериев объектов всемирного наследия заявлены: 1) уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения (пп. 7); 2) выдающиеся примеры отражения основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, значимые геологические процессы... (пп. 8)6.
На сайте ЮНЕСКО дается пояснение отличий глобальных геопарков от биосферных резерватов и от объектов всемирного наследия. Разгра-
Nations Educational, Scientific and Cultural Organization: Executive Board. Paris, 1999. P. 3. Par. 7. URL: http://
unesdoc.unesco.org/images/0011/001151/115177e.pdf (дата обращения: 09.07.2021).
Guidelines and Criteria for National Geoparks seeking UNESCO's assistance to join the Global Geopark
Network (GGN). United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2014. P. 3. URL: http://www.
unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SC/pdf/Geoparks_Guidelines_Jan2014.pdf (дата обращения:
09.07.2021).
Guidelines and Criteria for National Geoparks seeking UNESCO's assistance to join the Global Geopark Network (GGN). P. 3.
Guidelines and Criteria for National Geoparks seeking UNESCO's assistance to join the Global Geopark Network (GGN). P. 4.
Критерии для определения выдающейся мировой ценности содержатся в п. 77 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия № WHC.99/2 от 02.02.2005. С. 19 // URL: http://www. nhpfund.ru/files/operational-guidelines-ru.pdf (дата обращения: 09.07.2021).
3
4
5
6
ничение проводится по миссии групп объявленных объектов ЮНЕСКО. Миссия биосферных резерватов — гармонизированное управление биологическим и культурным разнообразием, миссия объектов всемирного наследия — сохранение выдающихся природных и культурных объектов, а миссия глобальных геопарков ЮНЕСКО состоит в защите георазнообразия при активном взаимодействии с местным населением для устойчивого экономического развития7. Очевидно, что обозначенные миссии также имеют области пересечения.
В то же время многие важные геологические объекты не соответствуют критериям объекта всемирного наследия8. С учетом разных целей формирования списка объектов всемирного наследия и всемирной сети биосферных резерватов программа глобальных геопарков ЮНЕСКО признается отдельным видом деятельности по отношению к ним9.
С позиции развития национального законодательства важно, что логотип «Глобальные геопарки ЮНЕСКО» не является специальным юридическим статусом с особым режимом хозяйственной деятельности10. Ключевые объекты геологического наследия на территории геопарка должны охраняться традициями и обычаями коренных малочисленных народов, местным, региональным или национальным законодательством11. Поэтому каких-либо дополнительных элементов в правовом режиме геопарка после получения им статуса ЮНЕСКО не появляется.
Среди глобальных геопарков ЮНЕСКО отдельно выделяются транснациональные глобальные геопарки ЮНЕСКО, которые пере-
секают границы территории двух и более государств:
1) геопарк «Мускау Арка» (Германия/Польша),
2) геопарк «Новоград-Ноградский» (Венгрия/ Словакия),
3) геопарк «Караванкен» (Словения/Австрия),
4) геопарк «Пещеры Мраморной арки» (Ирландия / Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Их особенности отражены в специальном документе пояснительного характера применительно к транснациональным глобальным геопаркам ЮНЕСКО12, в котором подчеркивается вклад тесного регионального трансграничного сотрудничества в укрепление отношений между странами.
Для глобальных геопарков ЮНЕСКО обязательно членство в некоммерческой организации «Глобальная сеть геопарков» (GGN)13 с ежегодными членскими взносами14. Глобальная сеть геопарков собирается каждые два года с целью обмена передовым опытом и установления высоких стандартов качества территорий, которые интегрируют сохранение геологического наследия в стратегию регионального устойчивого экономического развития15. Глобальная сеть геопарков функционирует и за счет работы таких региональных сетей, как Европейская сеть геопарков, Сеть геопарков Азиатско-Тихоокеанского региона, Сеть геопарков Латинской Америки и Карибского бассейна, Сеть геопарков Африки, которые собираются два раза в год для разработки и продвижения совместной деятельности16. Кроме того, в разных странах создано множество национальных (государственных, местных) геопарков, которые не
UNESCO Global Geoparks, Biosphere Reserves and World Heritage Sites: a complete picture // URL: http:// www.unesco.org/new/en/natural-sciences/environment/earth-sciences/unesco-global-geoparks/ frequently-asked-questions/difference-between-unesco-global-geoparks-biosphere-reserves-and-world-heritage-sites/#topPage (дата обращения: 09.07.2021).
Guidelines and Criteria for National Geoparks seeking UNESCO's assistance to join the Global Geopark Network (GGN). P. 1.
UNESCO Geoparks Programme. P. 3. Par. 6.
UNESCO Global Geopark Brochure. Paris : UNESCO, 2016. P. 2. URL: http://www.globalgeopark.org/ UploadFiles/2016_2_16/UNESCO%20Global%20Geopark%20Brochure.pdf (дата обращения: 09.07.2021). UNESCO Global Geopark Brochure. P. 2.
Operational Guidelines for transnational UNESCO Global Geoparks. P. 3 // URL: https://en.unesco.org/sites/
default/files/transnational_unesco_global_geoparks_version_for_typo.pdf (дата обращения: 09.07.2021)
Global Geoparks Network. URL: http://www.globalgeopark.org (дата обращения: 09.07.2021).
Пп. vi Руководящих принципов работы глобальных геопарков ЮНЕСКО.
URL: http://www.globalgeopark.org/aboutGGN/51.htm (дата обращения: 09.07.2021).
URL: http://www.globalgeopark.org/aboutGGN/51.htm (дата обращения: 09.07.2021).
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
LEX 1Р?Ж
включены в Глобальную сеть геопарков. Получается, что в мировой практике существует два основных типа гепарков: 1) глобальные (включая транснациональные) геопарки ЮНЕСКО и 2) национальные геопарки17.
В нашей стране в 2018 г. был образован Российский комитет Международной программы ЮНЕСКО по геонаукам и геопаркам при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО18. Комитет также состоит при Отделении наук о земле РАН и отвечает за координацию геопарков на национальном уровне, представление кандидатов для включения в список глобальных геопарков ЮНЕСКО. Сопредседателями комитета назначены О. В. Петров и М. А. Федонкин19.
В российском законодательстве не закреплено определения «геопарк». Однако на региональном уровне уже созданы и функционируют геопарки, один из которых наделен статусом глобального геопарка ЮНЕСКО, а другие активно предпринимают попытки его получить.
Термин «геопарк» крайне редко встречается в федеральном законодательстве в широком его понимании. На территории России еще только планируется создание сети геопарков и естественных геологических лабораторий в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2024 г. (подпрограмма 1 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» Государственной программы РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 (ред. от 31.03.2021)20). Поэтому федеральный уровень законодательства в исследуемой области представлен единичными документами стратегического планирования.
В России присвоение охранного статуса геологическим объектам регулируется прежде
всего нормами Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»21 и в некоторой степени положениями Закона РФ «О недрах»22 об образовании особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости). Однако ни о каких геопарках в указанных законодательных источниках речи не идет.
Обычно в нашей стране сохранение природных комплексов и объектов, имеющих геологическую ценность, осуществляется путем объявления их такими категориями особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ), как геологический или патеонтологиче-ский заказник федерального и регионального значения, памятник природы федерального и регионального значения, а также при попадании отдельных обладающих геологической ценностью природных комплексов и объектов в границы государственного природного заповедника, национального парка (федеральное значение), природного парка (региональное значение). Поэтому российское законодательство о геопарках, независимо от дальнейшей судьбы его развития, непременно будет связано в той или иной степени с законодательством об ООПТ.
Некоторым подтверждением связи геопарков и ООПТ является проект приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» (по состоянию на 18.09.2020, подготовлен Минприроды России, Ю проекта 01/02/09-20/00108471)23. Исходя из
17 Sissakian V. K., Shanidar Cave in Northern Iraq (Kurdistan Region), a National Geopark Recommendation // Iraqi Geological Journal. 2021. 54(1C). P. 137. URL: https://doi.org/10.46717/igj.54.1C.10Ms-2021-03-30 (дата обращения: 09.07.2021).
18 Официальный сайт Российского комитета Международной программы ЮНЕСКО по геонаукам и геопаркам. URL: http://igcpc.ru (дата обращения: 09.07.2021).
19 Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2009 (с изм. от 22.12.2018) № 1242-р «О составе Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО» // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4363.
20 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2168.
21 Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
22 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 11.06.2021) «О недрах» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
23 Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения: 09.07.2021).
указанного проекта нормативного правового акта Реестр ООПТ должен включать позицию «наличие международного статуса», где будет указываться «ГЕО» при включении ООПТ в Глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО (пп. 15 п. 32.3).
Если федеральный законодатель не откликнется на возникшую в регионах потребность регулирования процессов создания и функционирования геопарков, то ожидаемо появление соответствующих законов на уровне субъектов РФ. Разумеется, региональные нормативные правовые акты будут распространяться исключительно на ООПТ регионального и муниципального значения. Так, в Республике Башкортостан в целях содействия активному развитию геопарков при Главе Республики Башкортостан создан Попечительский совет по геопаркам24. Он выполняет функции проектного комитета по реализации мероприятий по развитию геопарков, включая определение целей и приоритетных направлений, установление целевых показателей деятельности геопарков, плановых значений, а также контроль за их достижением.
В зависимости от особенностей организации в России фактически функционирует три типа региональных геопарков. Де-юре возможно выделить еще один вариант их организации. Все четыре разновидности геопарков характеризуются спецификой их правового режима.
1. Первый тип организации геопарка — признание его туристско-рекреационной зоной, в границах которой расположены ООПТ с сохранением их правового режима, а также другие природные, культурные и рекреационные объекты. По такому типу в 2015 г. был создан геопарк «Алтай». Согласно постановлению Правительства Республики Алтай от 31.12.2015 № 461 «О создании геопарка "Алтай"»25 геопарк — это
туристско-рекреационная зона, где объекты геологического наследия выступают частью единой концепции сохранения, образования и устойчивого развития территории при тесной связи между георазнообразием, биоразнообразием, культурой. Управляет геопарком государственное бюджетное учреждение Республики Алтай «Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай»26. Создание геопарка «Алтай» было связано с развитием познавательного туризма, обеспечением сохранения объектов, представляющих экологическую, археологическую, культурную и геологическую ценность. В целях подготовки документов для включения геопарка «Алтай» в список глобальных геопарков ЮНЕСКО Министерство образования и науки Республики Алтай реализует дальнейшее развитие геопарка27.
Эффективнее было бы не просто объявить геопарк туристско-рекреационной зоной, а создать постановлением Правительства РФ особую экономическую зону соответствующего типа на основании некоторой модернизации Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»28. Тогда правовой режим геопарков, организованных по модели особой экономической зоны турист-ско-рекреационного типа, мог бы быть наполнен стимулирующими элементами (ставка налога на прибыль, государственная поддержка в форме субсидий, освобождение от земельного налога сроком на 5 лет с месяца возникновения права собственности на земельный участок и др.). Применительно к земельным участкам памятников природы, вошедшим в состав геопарка, следует проработать возможность использования государственно-частного партнерства29.
24 Указ Главы РБ от 20.04.2021 № УГ-201 «О создании Попечительского совета по геопаркам в Республике Башкортостан» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0200202104280005 (дата обращения: 09.07.2021).
25 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0400201512310014 (дата обращения: 09.07.2021).
26 Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2015 № 461 «О создании геопарка "Алтай"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0400201512310014 (дата обращения: 09.07.2021).
27 Постановление Правительства Республики Алтай от 05.07.2018 № 213 (ред. от 17.03.2021) «Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие образования"» // СЗ Республики Алтай. 2018. № 156 (162), июль. Ст. 37.
28 СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.
29 Лунева Е. В. Государственно-частное партнерство в сфере развития рекреации, туризма и спорта на земельных участках в особо охраняемых природных территориях // Юрист. 2014. № 2. С. 27.
LEX 1PSSEA
2. Второй тип организации геопарка — геопарк без правового режима туристско-рекреа-ционной зоны и без правового режима ООПТ, когда в его границах находятся ООПТ, геологические и иные природные объекты, объекты культурного наследия и т.д. По такой модели создан геопарк «Янган-Тау»30 на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 18.10.2017 № 1009-р31. К сожалению, на порталах правовой информации РФ и Республики Башкортостан, а также в справочных правовых системах отсутствует информация о наличии утвержденного положения о геопарке «Янган-Тау» или его проекта.
Согласно кадастровым сведениям об ООПТ регионального и местного значения Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2021 г.32 на территории Салаватского района, где образован геопарк, расположено 9 памятников природы регионального значения: 2 гидрологического (Куселяровские сернистые источники, источник Кургазак), 4 геологического (Лаклинская пещера, Каменные ворота на р. Ай близ с. Лаклы, гора Янгантау, геологический разрез «Мечетлино»), 1 ботанического (гора Кызлартау), 2 комплексного (Аркауловское
болото, Лагеревское болото) профиля. Управление геопарком осуществляется автономной некоммерческой организацией «Центр науки, просвещения, экологии, культуры и туризма "Геопарк Янган-Тау"»33.
10 июля 2020 г. на 209-й сессии исполнительного совета ЮНЕСКО геопарк «Янган-Тау» получил статус глобального геопарка ЮНЕСКО34. По состоянию на 8 июля 2021 г. геопарк «Янган-Тау» пока единственный российский геопарк в списке глобальных геопарков ЮНЕСКО35.
Аналогичную модель функционирования имеет еще один геопарк Республики Башкортостан — геопарк «Торатау», который был создан в 2018 г.36 В его состав включены два памятника природы регионального значения — «Гора Тратау» и «Гора Юрактау» и иные объекты, представляющие геологическую, биологическую и историко-культурную ценность. Положения о геопарке или его проекта тоже нет ни на порталах правовой информации, ни в справочных правовых системах. Управление геопарком осуществляется автономной некоммерческой организацией «Центр науки, просвещения, экологии, культуры и туризма "Геопарк Торатау"»37. Геопарк «Торатау» стал кандида-
30 Официальный сайт геопарка «Янган-Тау». URL: http://geopark-yangantau.ru (дата обращения: 09.07.2021).
31 Документ нигде не опубликован (его нет ни на официальном интернет-портале правовой информации (URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.07.2021)), ни на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (URL: https://npa.bashkortostan.ru (дата обращения: 09.07.2021)), ни в справочных правовых системах).
32 Официальный сайт Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан. URL: https://ecology.bashkortostan.ru/documents/active/335877 (дата обращения: 09.07.2021).
33 Постановление Правительства РБ от 03.03.2021 № 77 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидии автономной некоммерческой организации "Центр науки, просвещения, экологии, культуры и туризма 'Геопарк Янган-Тау'" на финансовое обеспечение затрат, связанных с уставной деятельностью» ; распоряжение Главы РБ от 14.12.2020 № РГ-330 «О включении Государственного комитета Республики Башкортостан по туризму в состав учредителей автономной некоммерческой организации "Центр науки, просвещения, экологии, культуры и туризма 'Геопарк Янган-Тау'"» // Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан. URL: https:// npa.bashkortostan.ru/?filter_name=%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA+%D0%A F%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%BD-%D0%A2%D0%B0%D1%83&filter_type=&filter_organization=&filter_ reg_date_from=&filter_reg_date_to=&filter_pub_date_from=&filter_pub_date_to=&filter_reg_number= (дата обращения: 09.07.2021).
34 URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373889_rus (дата обращения: 09.07.2021).
35 URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/environment/earth-sciences/unesco-global-geoparks/list-of-unesco-global-geoparks/ (дата обращения: 09.07.2021) ; URL: http://www.globalgeopark. org/aboutGGN/list/index.htm (дата обращения: 09.07.2021).
36 Указ Главы РБ от 12.12.2018 № УГ-308 «О геопарке "Торатау"» // URL: https://npa.bashkortostan.ru/ upload/uf/172/201812130043.pdf (дата обращения: 09.07.2021).
37 Постановление Правительства РБ от 11.02.2021 № 40 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 февраля 2020 года № 62 "Об утверждении Порядка предо-
том на включение в Глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО в 2021 г.38 Если заявка, поданная через Международную программу ЮНЕСКО по геонаукам и геопаркам, будет одобрена, то в ходе весенней сессии 2022 г. Исполнительный комитет ЮНЕСКО получит рекомендацию включить второй геопарк России в Глобальную сеть геопарков.
Приведенный способ организации геопарков признается новой формой использования геологических памятников в России39. Учеными обосновывается рациональное использование геологических памятников природы Республики Башкортостан с помощью создания геопарков40. Получается, что башкирская модель геопарков получила высокие оценки со стороны не только международного, но и научного сообщества.
Рассматриваемая модель организации геопарков представляет систему управления единой сетью памятников природы геологического и иного профиля, сосредоточенных на относительно небольшом расстоянии друг от друга. В такой модели геопарка не занятые ООПТ земельные участки, находящиеся в публичной собственности, свободны в обороте, если не подпадают под иные случаи ограничения обо-
ротоспособности земельных участков, предусмотренные п. 5 ст. 27 ЗК РФ. На такие земельные участки не распространяются запреты и ограничения, закрепленные в законодательстве об ООПТ.
На территории Санкт-Петербурга и пяти районов Ленинградской области (Волховского, Тосненского, Гатчинского, Ломоносовского и Кингисеппского) проектируется геопарк «Ин-германландия»41. Работает сайт геопарка42, где предлагаются экскурсии, но никаких документов соответствующих субъектов РФ о создании геопарка не принято, поэтому юридически геопарк «Ингерманландия» пока не существует. Территория геопарка спроектирована так, что помимо памятников природы в нее включаются четыре государственных природных заказника регионального значения: 1) Дубравы у деревни Велькота, 2) Лебяжий, 3) Кургальский, 4) Котельский43. Получается, что в России уже имеются примеры геопарков, основанных не только на памятниках природы регионального значения, но и на объединении более крупных по площади ООПТ — заказников регионального значения.
Возможно ли создание в России геопарка с использованием потенциала государственного
ставления из бюджета Республики Башкортостан субсидии автономной некоммерческой организации 'Центр науки, просвещения, экологии, культуры и туризма «Геопарк Торатау»' на финансовое обеспечение затрат, связанных с уставной деятельностью"» ; постановление Правительства РБ от 06.02.2020 № 62 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидии автономной некоммерческой организации "Центр науки, просвещения, экологии, культуры и туризма 'Геопарк Торатау'" на финансовое обеспечение затрат, связанных с уставной деятельностью» ; распоряжение Главы РБ от 20.01.2020 № РГ-12 «О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Башкортостан от 28.10.2019 № РГ-333 "Об автономной некоммерческой организации 'Центр науки, просвещения, экологии, культуры и туризма «Геопарк Торатау»'"» // Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан. URL: https://npa.bashkortostan.ru/?filter_name=%D0 %93%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA+%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D 0%B0%D1%83&filter_type=&filter_organization=&filter_reg_date_from=&filter_reg_date_to=&filter_pub_ date_from=&filter_pub_date_to=&filter_reg_number= (дата обращения: 09.07.2021).
38 Башкирский геопарк «Торатау» попал в список кандидатов на получение охранного статуса ЮНЕСКО // URL: https://utv.ru/material/bashkirskij-geopark-toratau-popal-v-spisok-kandidatov-na-poluchenie-ohrannogo-statusa-yunesko (дата обращения: 09.07.2021).
39 Ардисламов Ф. Р. Геологические памятники природы и меры по их охране и рациональному использованию в Республике Башкортостан // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 2. С. 418.
40 Ардисламов Ф. Р. Указ. соч. С. 421 ; Ардисламов Ф. Р., Лукашина Н. А., Третьякова Е. А. Геопарк «Торатау»: геологическое наследие как объект экологического туризма // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10. № 6-1. С. 25, 31 ; Они же. Геопарк Торатау объект эффективного взаимодействия с обществом и рационального использования памятников природы // Геология, геоэкология и ресурсный потенциал Урала и сопредельных территорий. 2019. № 7. С. 206.
41 URL: https://ingeopark.ru/excursions (дата обращения: 09.07.2021).
42 URL: https://ingeopark.ru (дата обращения: 09.07.2021).
43 URL: https://ingeopark.ru/objects/detail/prirodnye-obekty-zakaznik (дата обращения: 09.07.2021).
LEX RUSSCA
природного заповедника или национального парка? В мировой практике существуют модели функционирования геопарков с участием резерватов самой строгой охраны. Например, в испанскую сеть глобальных геопарков ЮНЕСКО включены 87 национальных и шесть ООПТ со статусом биосферного резервата ЮНЕСКО44. Такое взаимодействие привело к организации многих совместных мероприятий геопарков и резерватов самой строгой охраны45.
Для организации геопарка по модели, где ключевыми объектами являются ООПТ федерального значения, требуется внесение изменений в федеральное законодательство. Новеллы должны касаться исключительно создания единой сети близлежащих ООПТ в целях экономического развития части региона, примыкающей к ООПТ, их охранным зонам, без ослабления правового режима земельных участков и иных природных объектов в составе ООПТ. Примером нереализованного геопарка в России с использованием потенциала федеральной ООПТ являются геологические достопримечательности Дагестана. Проработка вопроса присвоения бархану Сарыкум и хребту Нарат-Тюбе статуса глобального геопарка ЮНЕСКО была запланирована еще на II квартал 2016 г.46 В указанном районе геопарк до сих пор не создан, не говоря уже о подготовке заявки для получения статуса
глобального геопарка ЮНЕСКО. Дело в том, что часть территории бархана Сарыкум и хребта Нарат-Тюбе пересекается с участком «Сарыкум-ские барханы» Дагестанского государственного природного заповедника47. В научной литературе отмечается, что Дагестанский заповедник и республика при создании геопарка получат возможности для развития индустрии экологического туризма и привлечения новых инвестиций48. При развитии геопарка «Алтай» также обсуждался вопрос о включении отдельных участков Алтайского природного биосферного заповедника в территорию геопарка49 без исключениях их из состава ООПТ.
3. Третий тип организации геопарка — геопарк с правовым режимом ООПТ в виде государственного палеонтологического, минералогического или геологического заказника. Таковым в настоящее время является региональный геопарк «Ундория»50, который был создан в 2018 г. путем переименования Ульяновского палеонтологического заказника в Ульяновский государственный палеонтологический заказник «Геопарк Ундория»51.
Такая модель геопарков полностью совпадает с правовым режимом ООПТ государственных природных заказников. Расположенные на территории геопарка-заказника земельные участки, находящиеся в публичной собственно-
44 Orùs A. H., Carcavilla L. Twenty Years of Spanish Geoparks: Analysis and Future Prospects // Geoheritage. 2020. 12 (4), 87. P. 8. DOI: 10.1007/s12371-020-00510-2.
45 Orùs A. H., Carcavilla L. Op. cit. P. 8-9.
46 Постановление Правительства Республики Дагестан от 25.01.2016 № 9 «О проведении в Республике Дагестан Года гор» // Официальный интернет-портал правовой информации Республики Дагестан. URL: http://pravo.e-dag.ru. 23.05.2016.
47 Электронная карта «ООПТ Дагестана» // Официальный сайт Дагестанского государственного природного заповедника. URL: http://dagzapoved.nextgis.com/resource/117/display?panel=layers (дата обращения: 09.07.2021).
48 Джамирзоев Г. С., Идрисов И. А., Атаев З. В. Природные предпосылки создания геопарка ЮНЕСКО «Сарыкум и Нарат-Тюбе» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 26.
49 Официальный сайт Алтайского государственного природного биосферного заповедника. URL: https:// www.altzapovednik.ru/info/publikatcii/jizn-v-expediciyah/geopark-dly-geologov-i-ne-tolko.aspx (дата обращения: 09.07.2021).
50 Положение об ООПТ регионального (областного) значения «Ульяновский государственный палеонтологический заказник "Геопарк Ундория"», утв. приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 21.01.2013 № 02 (ред. от 01.11.2019) «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области» // Ульяновская правда. № 11 (23282). 01.02.2013.
51 Постановление Правительства Ульяновской области от 22.01.2018 № 34-П «О внесении изменений в решение Исполнительного комитета Ульяновского областного совета народных депутатов от 03.05.1988 № 204» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/7300201801240007 (дата обращения: 09.07.2021).
сти, являются ограниченными в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ); земельные участки физических и юридических лиц свободны в обороте (совокупное применение п. 5 ст. 27 ЗК РФ и п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). При строительстве на территории заказника регионального значения с 31 июля 2020 г. не требуется проведение государственной экологической экспертизы52, что позволяет оперативно возводить инфраструктуру, необходимую для развития геологического туризма. Действие природоохранных ограничений хозяйственной деятельности на всей территории геопарка-заказника обеспечивает сохранность геологических объектов. Недавние изменения законодательства об ООПТ53, связанные с уточнением правового режима земельных участков населенных пунктов в составе ООПТ, только расширили возможности организации рекреационной деятельности применительно к геопаркам-заказникам как новой форме рационального природопользования.
В Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 № 16/319-П (ред. от 19.07.2019), подчеркивается, что геопарк «Ун-дория» отвечает всем критериям глобальных геопарков ЮНЕСКО: наличие заповедной зоны с уникальной территорией, минеральных вод, археологических ценностей, музея. Получение в перспективе статуса «глобальный геопарк ЮНЕСКО» позволит привлекать в Ульяновскую область не менее 20-25 тыс. туристов в сезон54.
Несмотря на наличие ограничений, которые действуют на всей территории геопарка «Ундо-рия», такая модель организации оказалась жизнеспособной в отношении небольших по площади геопарков, для деятельности которых
достаточно одной ООПТ без использования дополнительных земельных участков. Рассматриваемый вариант функционирования геопарка может быть реализован и на государственном природном заказнике федерального значения даже при отсутствии соответствующего федерального законодательства.
4. Четвертый тип геопарка, возможный в рамках действующего законодательства, — геопарк как самостоятельная категория ООПТ, вводимая региональными нормативными правовыми актами. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории ООПТ регионального и местного значения. Таким правом воспользовалась Республика Татарстан, дополнительно предусмотрев в пп. 7, 8 ч. 1, ч. 3 ст. 142 Экологического кодекса РТ55 еще две категории ООПТ местного значения: 1) рекреационные местности; 2) природные микрозаказники. В условиях отсутствия федерального законодательства о геопарках субъекты РФ, включая Республику Татарстан, могут установить геопарки в качестве ООПТ регионального значения. Тогда геопарк как самостоятельная категория ООПТ должен отличаться от государственного природного заказника регионального значения. Отличие видится в том, что геопарк как самостоятельная категория ООПТ будет объединять геологические памятники природы регионального значения в единую ООПТ с возможностью выделения соответствующих функциональных зон и установления дифференцированного режима их охраны и использования.
В России тенденция к созданию геопарков увеличивается и будет наращивать обороты. В Якутии с учетом критериев ЮНЕСКО продолжается работа по проектированию геопарков
52 Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 31.07.2020.
53 Федеральный закон от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 1 (ч. I). Ст. 44.
54 Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 № 16/319-П (ред. от 19.07.2019) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года» // Ульяновская правда. № 96 (23.737). 15.07.2015.
55 Экологический кодекс РТ от 15.01.2009 № 5-ЗРТ (ред. от 24.02.2021) // Ватаным Татарстан. № 9. 20.01.2009.
LEX RUSSKCA
«Кембрий»56 и «Мирный»57. Проектные работы по геопарку «Ольхонский» ведутся на Байкале58. В Вологодской области потенциальным геопарком признается зона распространения отложений пермской системы, выходящих на дневную поверхность непрерывным разрезом по рекам Сухона и Северная Двина59. Научное сообщество поддерживает образование в Республике Карелия геопарка «Гирвас»60 вокруг одноименного поселка, где расположены десятки горно-геологических природных памятников61. И так далее.
В условиях активных процессов образования геопарков в нашей стране необходима соответствующая нормативная правовая база. Безусловно, проблематика совершенствования законодательства в области использования цен-
ных геологических объектов в рекреационных и образовательных целях нуждается в дальнейшем осмыслении. Отдельной скрупулезной проработки требуют следующие обобщенные блоки:
1) создание федеральных геопарков;
2) процедура согласований при попадании ООПТ федерального значения в границы проектируемых региональных геопарков;
3) регламентация возросшей антропогенной нагрузки на ООПТ в результате увеличения потока туристов.
На федеральном уровне необходимо закрепить такие конструкции функционирования геопарков, чтобы российские геопарки продолжали пополнять список глобальных геопарков ЮНЕСКО и не были в дальнейшем лишены особого международного статуса.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ардисламов Ф. Р. Геологические памятники природы и меры по их охране и рациональному использованию в Республике Башкортостан // Вестник Башкирского университета. — 2017. — Т. 22. — № 2. — С. 418-423.
2. Ардисламов Ф. Р., Лукашина Н. А, Третьякова Е. А. Геопарк «Торатау»: геологическое наследие как объект экологического туризма // Труды Кольского научного центра РАН. — 2019. — Т. 10. — № 6-1. — С. 25-32.
3. Ардисламов Ф. Р., Лукашина Н. А, Третьякова Е. А. Геопарк Торатау — объект эффективного взаимодействия с обществом и рационального использования памятников природы // Геология, геоэкология и ресурсный потенциал Урала и сопредельных территорий. — 2019. — № 7. — С. 206-208.
4. Джамирзоев Г. С., Идрисов И. А, Атаев З. В. Природные предпосылки создания геопарка ЮНЕСКО «Сарыкум и Нарат-Тюбе» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. — 2017. — Т. 11. — № 4. — С. 26-34.
5. Лунева Е. В. Государственно-частное партнерство в сфере развития рекреации, туризма и спорта на земельных участках в особо охраняемых природных территориях // Юрист. — 2014. — № 2. — С. 25-29.
56 Указ Главы РС(Я) от 29.05.2021 № 1874 «О сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Саха (Якутия) за 2020 год» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. 01.06.2021.
57 Официальный сайт муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия). URL: https://www.xn-—7sbab7amcgekn3b5j.xn--p1ai/novosti/?id=16638 (дата обращения: 09.07.2021).
58 Байкал Инфо. URL: http://baikal-info.ru/geopark-yunesko-sozdayut-na-olhone-v-i-tazheranskoy-stepi (дата обращения: 09.07.2021).
59 Официальный сайт Вологодского областного отделения Русского географического общества. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/radioefir-eho-moskvy-12-fevralya-1100-ob-organizacii-geoparka-na-suhone-i-severnoy-dvine (дата обращения: 09.07.2021).
60 Светов С. А., Колесников Н. Г., Колесникова Н. В. Предпосылки организации геопарков в Республике Карелия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 1. С. 115.
61 К сожалению, в перечне основных мероприятий развития туризма в Республике Карелия, содержащемся в Порядке реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Карелия на 2020-2024 годы, утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 29.07.2020 № 371-П (СЗ Республики Карелия. 2020. № 7 (ч. II), июль. Ст. 1702), не упоминается геопарк «Гирвас». В указанном документе говорится только о финском геопарке «Саймаа» в качестве элемента туристического маршрута, планируемого к разработке совместно с финскими партнерами.
6. Светов С. А., Колесников Н. Г., Колесникова Н. В. Предпосылки организации геопарков в Республике Карелия // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2016. — № 1. — С. 111-119.
7. Orus A. H., Carcavilla L. Twenty Years of Spanish Geoparks: Analysis and Future Prospects // Geoheritage. — 2020. — 12 (4), 87. — P. 1-18. — DOI: 10.1007/s12371-020-00510-2.
8. Sissakian V. K. Shanidar Cave in Northern Iraq (Kurdistan Region), a National Geopark Recommendation // Iraqi Geological Journal. — 2021. — 54(1C). — P. 137-145. — URL: https://doi.org/10.46717/ igj.54.1C.10Ms-2021-03-30.
Материал поступил в редакцию 9 июля 2021 г.
REFERENCES
1. Ardislamov FR. Geologicheskie pamyatniki prirody i mery po ikh okhrane i ratsionalnomu ispolzovaniyu v Respublike Bashkortostan [Geological monuments of nature and measures for their conservation and sustainable use in the Republic of Bashkortostan]. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2017;22(2):418-423 (In Russ.).
2. Ardislamov FR, Lukashina NA, Tretyakova EA. Geopark «Toratau»: geologicheskoe nasledie kak ob"ekt ehkologicheskogo turizma [Geopark Toratau: geological heritage as an object of ecotourism]. Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2019;10(6-1):25-32. (In Russ.).
3. Ardislamov FR, Lukashina NA, Tretyakova EA. Geopark Toratau — objekt ehffektivnogo vzaimodeistviya s obshhestvom i ratsional'nogo ispol'zovaniya pamyatnikov prirody [Geopark Toratau is an object of effective interaction with society and rational use of natural monuments]. Geology, Geoecology and Resource Potential of the Urals and Adjacent Territories. 2019;7:206-208 (In Russ.).
4. Dzhamirzoev GS, Idrisov IA, Ataev ZV. Prirodnye predposylki sozdaniya geoparka YUNESKO «Sarykum i Narat-Tyube» [Natural prerequisites for the creation of a UNESCO Geopark "Sarykum and Narat-Tyube"]. Dagestan State Pedagogical University Journal. Natural and Exact Sciences. 2017;11(4):26-34 (In Russ.).
5. Luneva EV. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere razvitiya rekreatsii, turizma i sporta na zemelnykh uchastkakh v osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh [Public-Private Partnership in the Development of Recreation, Tourism and Sports on Land Lots in Specially Protected Natural Territories]. Jurist. 2014;2:25-29 (In Russ.).
6. Svetov SA, Kolesnikov NG, Kolesnikova NV. Predposylki organizatsii geoparkov v Respublike Kareliya [Preconditions for Geoparks Establishment in the Republic of Karelia]. Service and Tourism: Current Challenges. 2016;1:111-119 (In Russ.).
7. Orus AH, Urqui LC. Twenty Years of Spanish Geoparks: Analysis and Future Prospects. Geoheritage. 2020;12(4):1-18 DOI: 10.1007/s12371-020-00510-2 (In Russ.).
8. Sissakian VK. Shanidar Cave in Northern Iraq (Kurdistan Region), a National Geopark Recommendation. Iraqi Geological Journal. 2021;54(1C):137-145 URL: https://doi.org/10.46717/igj.54.1C.10Ms-2021-03-30.