Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС" ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС" ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЭНЕРГИЯ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕСУРСЫ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / ОБЪЕКТЫ / СУБЪЕКТЫ / ECONOMY / ENERGY / FUEL AND ENERGY COMPLEX / RESOURCES / SYSTEM / STRUCTURE / OBJECTS / SUBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимцева Татьяна Владимировна

Российская Федерация располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Однако в законодательстве отсутствует как таковое определение понятия «топливноэнергетический комплекс». Попытка формулирования этой категории предпринята в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the legal definition of the concept “fuel and energy complex” according to the legislation of the Russian Federation

The Russian Federation has significant reserves of energy resources and a powerful fuel and energy complex, which is the basis for economic development and a tool for domestic and foreign policy. However, there is no definition of the term "fuel and energy complex" as such in the legislation. An attempt to formulate this category is made in this article.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС" ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕФИМЦЕВА Татьяна Владимировна,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой предпринимательского и природоресурсного права Оренбургского института (филиала)

ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» (РФ, г. Оренбург). E-mail: [email protected]

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-15034.

Краткая аннотация: Российская Федерация располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Однако в законодательстве отсутствует как таковое определение понятия «топливно-энергетический комплекс». Попытка формулирования этой категории предпринята в настоящей статье.

Abstract: The Russian Federation has significant reserves of energy resources and a powerful fuel and energy complex, which is the basis for economic development and a tool for domestic and foreign policy. However, there is no definition of the term "fuel and energy complex" as such in the legislation. An attempt to formulate this category is made in this article.

Ключевые слова: экономика, энергия, топливно-энергетический комплекс, ресурсы, система, структура, объекты, субъекты.

Keywords: economy, energy, fuel and energy complex, resources, system, structure, objects, subjects.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышения уровня жизни населения. В связи с этим теоретически обоснованной и практически значимой представляется необходимость в определении и законодательном закреплении понятия «топливно-энергетический комплекс».

Прежде всего, стоит отметить, что понятие единого имущественного комплекса закреплено в Гражданском кодексе РФ. Единый имущественный комплекс признается недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, и представляет собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст. 133.1 ГК РФ).

Вместе с тем представляется, что приведенное

определение можно применить к имущественному комплексу как к объекту прав одной организации, но не как к объекту целой отрасли экономики, хотя такой признак, как объекты, объединенные единым назначением, присущ и топливно-энергетическому комплексу тоже.

В современной справочной литературе топливно-энергетический комплекс (ТЭК) определяется как совокупность отраслей промышленности, осуществляющих добычу и переработку разных видов первичных топливных и энергетических ресурсов (угольных, нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биологических и др.), а также преобразующих эти энергоресурсы в тепловую и электрическую энергию или в моторное топливо [2, с. 51; 7, с. 137].

Топливно-энергетический комплекс - это сложная система, включающая в себя совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных, так и преобразованных видов энергоносителей. В него входят: нефтяная промышленность; угольная промышленность; газовая промышленность; торфяная промышленность; электроэнергетика.

В словаре «Правовой режим минеральных ресурсов» топливно-энергетический комплекс определяется, как совокупность отраслей экономики, предприятия которых заняты разведкой и разработкой тех минеральных и иных ресурсов, которые обеспечивают страну топливом и энергией [5, с. 247]. При этом подчеркивается, что особое место в топливно-энергетическом комплексе занимает нефтегазо-

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

вый комплекс, то есть комплекс отраслей, предприятия которых осуществляют разведку, добычу, транспортировку и переработку нефти и газа, обеспечивают распределение продуктов их переработки.

Топливно-энергетический комплекс - это совокупность отраслей добычи и переработки нефти, природного газа, угля, урана и производства энергии на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях. В состав ТЭК входят также трубопроводы и линии электропередач, поставляющие топливо, тепло, электроэнергию потребителям [8].

Концептуальное определение топливно-энергетического комплекса государств-участников СНГ содержится в Решении Совета глав правительств СНГ: «Топливно-энергетический комплекс государств-участников СНГ - совокупность отраслей экономики государств-участников СНГ, обеспечивающих добычу, производство, транспортировку, хранение, переработку и использование всех видов энергоносителей, за исключением ядерных материалов».

Из приведенных определений Р.Н. Салиева делает обоснованный вывод о том, что основанием объединения субъектов хозяйствования в единый топливно-энергетический комплекс выступают энергетические ресурсы (энергоносители), по поводу которых формируются хозяйственные (предпринимательские) отношения [6, с. 13].

Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует легальное определение топливно-энергетического комплекса, что, безусловно, является существенным пробелом. Статья 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (СЗ РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). -Ст. 4604) дает определение понятия «объекты топливно-энергетического комплекса», под которыми понимаются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Следовательно, совокупность всех вышеперечисленных объектов и представляет собой топливно-энергетический комплекс.

К основным же субъектам, действующим в указанных сферах топливно-энергетического комплекса, можно отнести специфические организации (добывающие, перерабатывающие, снабжающие, сервисные и другие), которые могут быть частными или смешанными, в которых участвует государство, выполняя одновременно две функции: субъекта хозяйственной деятельности и представителя общественных (публичных) интересов. Особенно ярко роль государства как регулятора общественных отношений в сфере топливно-энергетического комплекса проявляется в

определении сфер деятельности субъектов естественных монополий, часть из которых является сферами топливно-энергетического комплекса, например, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии (ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426)).

По мнению Е.С. Мозговой, особенностью топливно-энергетического комплекса Российской Федерации является отнесение к нему организаций, исходя лишь из целевой направленности их хозяйственной деятельности. Эти организации объединяет между собой только связь с решением энергетической проблемы. В рыночных условиях они действуют параллельно и независимо друг от друга. Их интересы сталкиваются только на рынке как производителей одинаковой или взаимозаменяемой продукции [3, с. 10].

По существу в рыночных условиях топливно-энергетический комплекс не представляет собой целостного образования, определяемого как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Для того, чтобы топливно-энергетический комплекс функционировал как единое целое, обеспечивал синергетический эффект в решении энергетической проблемы и имел необходимую организационную основу для своего устойчивого развития, нужно сформировать механизм согласования и координации интересов всех элементов топливно-энергетического комплекса.

В роли такого координатора интересов может выступать только государство, которое имеет возможность разрабатывать общую комплексную программу развития топливно-энергетического комплекса и воздействовать на его отдельные элементы для достижения сбалансированности и устойчивости развития в долгосрочном периоде.

В современных условиях российской действительности, по мнению специалистов, экономическая сфера не воспринимается в качестве абсолютно саморегулируемой системы, обходящейся без государственного вмешательства. В условиях перехода к рыночным отношениям государство не должно полностью исключать свое влияние на экономические процессы. Публичный интерес, который олицетворяет современное государство, требует его активного регулирующего участия в экономических отношениях[4, с. 5]. Важнейшей составляющей указанных отношений является сфера топливно-энергетического комплекса.

Энергетическая политика государства тесно связана с обеспечением целого ряда направлений формирования и функционирования российской государственности.

Одно из них - это реформирование государственного управления в сфере топливно-энергетического комплекса. Сегодня от статуса и компетенции органов государственного управления зависит эффективность реализации государственной энергетической политики. Реализацию государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации и подведомственные ему организации.

Принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (СЗ РФ. - 2009. -№ 48. - Ст. 5836) определила основные направления государственной энергетической политики и перспективы развития топливно-энергетического комплекса страны. Однако, по мнению Е.А. Корховой, проблемы государственного управления и сами формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса, к сожалению, не нашли должного отражения в данном документе [1, с. 5].

Под механизмом государственного регулирования

Библиография:

1. Корхова Е.А. Административно-правовое регулирование отношений в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004. - 180 с.

2. Львов Д.С. Экономика развития. М.: «Экзамен», 2002. - 511 с.

3. Мозговая Е.С. Совершенствование механизма устойчивого развития топливно-энергетического комплекса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Саратов, 2011. - 21 с.

4. Погодин A.A. Административно-правовое регулирование деятельности промышленных хозяйствующих субъектов в современных условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.: ВНИИ МВД России, 2003. - 54 с.

5. Правовой режим минеральных ресурсов. Словарь / Под ред. А.А. Арбатова, В.Ж. Аренса, А.Н. Вылегжанина, Л.А. Тропко. М.: ООО «Геоинформцентр», 2002. - 137 с.

6. Салиева Р.Н., Чижиков Ю.Н., Фаткудинов З.М. Правовое регулирование хозяйственных (предпринимательских) отношений в топливно-энергетическом комплексе: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - 178 с.

7. Термины и понятия отечественного недропользования (словарь-справочник) / А.И. Кривцов, Б.И. Беневольский, В.М. Мина-ков, И.В. Морозов (Под ред. Б.А. Яцкевича). М.: ЗАО «Геоинформмарк», 2000. - 342 с.

8. Топливно-энергетический комплекс России. [Электронный ресурс] https://geographyofrussia.com/toplivno-energeticheskij-kompleks-tek/ (Дата обращения: 03.05.2019).

топливно-энергетического комплекса следует понимать систему мер организационного и коррекционно-воздействую-щего характера, осуществляемую государством в лице его органов на процесс функционирования, как самого топливно-энергетического комплекса и его составляющих компонентов, так и на условия (социально-экономическую среду) его функционирования, посредством выработки соответствующих решений и применения конкретного набора средств и инструментов, позволяющих направить деятельность комплекса в целом и его отдельных элементов на достижение общенациональных целей для устойчивого развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Выводы. Итак, топливно-энергетический комплекс - это совокупность объектов электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объектов нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, объединенных единым назначением обеспечить выполнение целей государственной энергетической политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.