Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
470
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / FEDERAL ENERGY SYSTEM / ЭНЕРГИЯ / ENERGY / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО / ENERGY LAW / РЫНОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ / ELECTRICITY MARKET / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / ELECTRIC UNIT / ЗАКОН / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутафин Дмитрий Олегович

Энергетическое право как особое направление правовых научных исследований возникло в России в конце XX в. Электрическая энергия в нашей стране, как только ей нашлось практическое применение, превратилась в товар - предмет, который может производиться специально для продажи и может быть куплен. Поскольку современный потребитель платит за электроэнергию в зависимости от ее количества, которым он воспользовался, то возникла необходимость установить единые и постоянные правила, а значит, была создана федеральная энергетическая система и государственное управление рынком электрической энергии в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEDERAL ENERGY POLICY AND NATIONAL MANAGEMENT OF THE ELECTRICAL ENERGY MARKET

Energy law as a special area of legal research has arisen in Russia in the late XX century Electric energy in our country, as soon as she found practical application, has turned into a commodity - an object that can be made specifically for sale and can be purchased. Because the contemporary consumer pays for electricity, depending on its amount, which he had used, it was necessary to establish a uniform and permanent rules, and thus created the Federal energy system and the state control of the electricity market in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

CÁ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

УДК - 347 КУТАФИНДмитрий Олегович,

ББК - 67.404 кандидат юридических наук,

e-mail: [email protected]

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Аннотация. Энергетическое право как особое направление правовых научных исследований возникло в России в конце XX в. Электрическая энергия в нашей стране, как только ей нашлось практическое применение, превратилась в товар - предмет, который может производиться специально для продажи и может быть куплен. Поскольку современный потребитель платит за электроэнергию в зависимости от ее количества, которым он воспользовался, то возникла необходимость установить единые и постоянные правила, а значит, была создана федеральная энергетическая система и государственное управление рынком электрической энергии в Российской Федерации.

Ключевые слова: федеральная энергетическая система, энергия, энергетическое право, рынок электрической энергии, электрическая единица, закон.

KUTAFIN Dmitry Olegovich,

candidate of jurisprudence

THE FEDERAL ENERGY POLICY AND NATIONAL MANAGEMENT OF THE ELECTRICAL ENERGY MARKET

Abstract. Energy law as a special area of legal research has arisen in Russia in the late XX century Electric energy in our country, as soon as she found practical application, has turned into a commodity - an object that can be made specifically for sale and can be purchased. Because the contemporary consumer pays for electricity, depending on its amount, which he had used, it was necessary to establish a uniform and permanent rules, and thus created the Federal energy system and the state control of the electricity market in the Russian Federation.

Keywords: Federal energy system, energy, energy law, electricity market, electric unit, the law.

Электрическая энергия, как только ей нашлось практическое применение, превратилась в товар — предмет, который может производиться специально для продажи и может быть куплен. Поскольку потребитель платит за электроэнергию в зависимости от ее количества, которым он воспользовался, то возникла необходимость установить единые и постоянные правила по всей Российской империи относительно измерения объемов ее отпуска и потребления или, иными словами, урегулировать вопрос об обязатель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

ном использовании единообразных и надежных электросчетчиков [6, 16].

Энергетическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере энергетики (энергетические отношения) в самом широком значении этого слова.

Предметом энергетического права России являются отношения, возникающие в сфере организации и функционирования топливно-энергетического комплекса, нетопливной, альтернативной энергетики и сферах потребления. В его рамках изуча-

ются нормы энергетического права, правовые акты энергетического законодательства, их взаимодействие с общественными отношениями (механизм правового регулирования) в области предпринимательской, административной, судебной и иной практики. Эти отношения носят комплексный характер, так как выражают частноправовые и публично-правовые интересы, т.е. интересы конкретных людей и социума страны в целом. Вследствие этого особенностью их правового регулирования является теснейшее гармоничное диалектическое сочетание публично-правовых и частноправовых способов юридического воздействия, что роднит их с отношениями предпринимательскими.

Начиная с 1970-х гг., когда страны Запада столкнулись с последствиями крупномасштабного нефтяного эмбарго, вопросы энергетики стали неотъемлемой частью исследований мировой политики и экономики [1, с. 86]. Отметим, что для этого требовался специальный государственный орган, компетентный в вопросах метрологии и смежных с ним научно-технических вопросов. С этой целью в 1893 г. была учреждена Главная палата мер и весов. Инициатором ее создания, автором проекта и первым ее управляющим в 1893 — 1907 гг. был великий русский ученый Д.И. Менделеев. Первой задачей нового учреждения стала выработка закона о мерах и весах, отвечающего современным требованиям как науки, так и торговли и промышленности. Такой закон был утвержден Императором 4 июня 1899 г. и при последующей кодификации торгового законодательства составил раздел 3 книги третьей Торгового устава издания 1903 г.

Правилами 1901 г. требования к электрическим счетчикам были дополнены 18 июня 1903 г. Здесь важно отметить, что в этой части регулирования оборота электрической энергии Россия, в общем-то, шла в ногу с наиболее развитыми или, как тогда говорили, «культурными» государствами. Так, в Австрии поверка и клеймение электрических измерительных приборов регулировалась распоряжениями министра торговли, изданными с 1894 по 1900 гг. В Бельгии закон установил электрические единицы и обяза-

тельность поверки приборов в 1903 г. В Германии это было сделано законом 1898 г., а в 1910 г. установлена уголовная ответственность за кражу электроэнергии. В США закон об электрических единицах был подписан президентом С.Г. Кливлендом 12 июля 1894 г. и действовал до принятия нового закона 11 июля 1950 г. (15 US Code Secs. 223, 224) [4, с. 11; 5, с. 274-284; 10, с. 104-106].

В России электрические единицы до сих пор никогда не были установлены на уровне закона, хотя проект такового был подготовлен к 1917 г. Но и Временные правила 1901 г. содержали перечисление таких единиц измерения потребляемого электричества, как киловатт-час, ампер-час, вольт и т.д. К тому же в 1881 г. Международный конгресс по электричеству в Париже установил единые электрические единицы измерения, которые употреблялись с тех пор в научных работах по электричеству и в электротехнике. 27 октября 1905 г. Император Николай II, идя навстречу пожеланиям предпринимательских кругов, по предложению первого председателя Совета министров С.Ю. Витте подписал закон о выделении торгово-промышленной части из состава Министерства финансов в самостоятельное ведомство - Министерство торговли и промышленности. К новому министру перешло вместе с тем и заведыва-ние Главной палатой мер и весов и системой местных поверочных учреждений в России. 3 июля 1909 г. министром торговли и промышленности были утверждены постоянные «Правила о применении электрических измерительных приборов для расчета между потребителями и поставщиками электрической энергии» взамен временных правил 1901 г. Для поверки в Главную палату необходимо было представить пять экземпляров электросчетчика одного и того же типа, а также квитанцию об оплате услуг по поверке. Максимальный срок испытаний счетчика сокращался с шести до четырех месяцев. Кроме того, как отмечают А.И. Перчик и П.Г. Лахно, электроизмерительные приборы могли представляться к поверке (если это не была поверка систем и типов) не только в Главную палату, но и в местные поверочные палаты [7, с. 33; 9].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

Трудно согласиться с утверждением О.А. Городова [2] о том, что энергия не является предметом энергетического права, поскольку в структуру предмета любой отрасли права не входит ничего, кроме общественных отношений [8, 18]. Что касается общественных отношений — никто не спорит. С первого курса студентам юридических вузов хорошо известно, что объектом правового регулирования может быть только поведение людей [8].

Об этом ярко и убедительно пишет Е.А. Суханов в классическом университетском учебнике «Гражданское право»: «Как известно, объектом правового регулирования может быть только поведение людей (их деятельность), а не сами по себе разнообразные явления окружающей действительности, например вещи или результаты творческой деятельности. Поэтому считается, что именно оно составляет объект гражданских правоотношений, тогда как вещи и иные материальные и не материальные блага, в свою очередь, составляют объект (или предмет) соответствующего поведения участников (субъектов) правоотношений». Это — классика теории права, в том числе права гражданского и, по нашему глубокому убеждению, энергетического. И с этим спорить невозможно. Понимая, что, исследуя энергетическое право, О.А. Городов должен определить его предмет, он далее пишет: «...если энергия не является предметом энергетического права, то что можно (должно) признать таковым?» Выходом из этой ситуации автор (О.А. Городов) полагает: «В то же время особенности общественных отношений для целей их включения в предметное поле энергетического права) должны предопределяться спецификой некоего предмета, на роль которого в полной мере могут претендовать энергетические ресурсы, представляющие собой, как было показано выше, носители различного вида энергии» [2]. Но это уже было в практике законодательного регулирования [16, с. 266, 267].

Согласно п. 11 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г., в сфере энергетики происходит качественная

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2016

трансформация, что связано в первую очередь с внедрением новых технологий добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородов, расширением использования возобновляемых источников энергии. В то же время в условиях, когда для обеспечения энергетической безопасности государств требуется диверсификация их присутствия на мировых рынках, наблюдаются ужесточение необоснованных ограничений и введение других дискриминационных мер в этой сфере [3].

В имеющейся законодательной базе не раскрывается ни по существу, ни по правовой форме понятие «федеральные энергетические системы», не определен их состав, равно как не раскрыто содержание «предметов ведения» органов государственной власти Российской Федерации по отношению к этим системам. Следует отметить, что в целом ряде случаев приняты федеральные законы, посвященные фактически регулированию отношений, возникающих в отдельных областях функционирования федеральных энергетических систем.

К таким законам можно отнести Федеральные законы: от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» [12], от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» [13], от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» [14] (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2017 г.); в определенной степени — Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [15] (ред. от 01.05.2016 г.), разрабатываемый в настоящее время федеральный закон «О добыче, переработке и транспортировке по магистральным трубопроводам нефтяного сырья и продуктов его переработки». Здесь следует упомянуть имеющий более чем двадцатилетнюю историю проект федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» [19] и др.

Российское законодательство ранее не использовало понятия «федеральные энергетические системы». Представляется, что целесообразно восполнить этот пробел и принять проект федерального

закона «О федеральных энергетических системах». Данный законопроект был разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий».

Проект закона был разработан Министерством топлива и энергетики РФ и в соответствии со ст. 104 Конституции РФ внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Впоследствии проект закона был снят с рассмотрения.

Федеральные энергетические системы должны рассматриваться прежде всего как важнейший фактор обеспечения экономической, в том числе энергетической, безопасности государства, укрепления экономической и политической интеграции страны. Целью проекта федерального закона «О федеральных энергетических системах» является определение федеральных энергетических систем и установление полномочий федеральных органов государственной власти в области правового регулирования их деятельности.

Законопроект состоит из 11 статей.

Статья 1 определяет федеральные энергетические системы как расположенные на территории Российской Федерации производственные объекты топливно-энергетического комплекса, предназначенные для производства (добычи, переработки), транспортировки (передачи), хранения, распределения и поставки (потребления) энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, нефти, нефтепродуктов и угля), осуществляемых субъектами права на основании и в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными стандартами Российской Федерации и эталонами.

Наряду с общим определением федеральных энергетических систем в ст. 2 — 5 законопроекта даны частные определения каждой из этих систем:

- федеральной электроэнергетической системы;

- федеральной системы газоснабжения;

- федеральных систем нефтеобеспече-ния и нефтепродуктообеспечения;

- федеральной системы углеснабжения.

Общие и частные определения федеральных энергетических систем носят правовой характер и не являются синонимами таких технологических понятий, как Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, системы магистральных нефтепроводов и нефте-продуктопроводов, угольная промышленность.

Статья 6 определяет, что реализация данного федерального закона не затрагивает законные интересы субъектов Российской Федерации и собственников объектов, входящих в федеральные энергетические системы, и не требует материальных и иных затрат.

Статьи 7 и 8 определяют цели правового регулирования в сфере функционирования федеральных энергетических систем, которыми являются:

а) обеспечение энергетической безопасности и независимости Российской Федерации;

б) проведение экономически эффективной энергетической политики, обеспечивающей соблюдение баланса общегосударственных интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации, потребителей энергетической продукции и организаций, являющихся собственниками объектов федеральных энергетических систем, при сохранении единства и роли федеральных энергетических систем как одного из важнейших факторов укрепления экономической и политической интеграции страны;

в) участие субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и собственников объектов федеральных энергетических систем в обеспечении функционирования и развития федеральных энергетических систем;

г) формирование и развитие общероссийского оптового рынка энергетических ресурсов;

д) обеспечение надежного энергоснабжения потребителей в Российской Федерации и выполнения внешнеторговых обязательств по экспортным поставкам.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

Статья 9 устанавливает, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере функционирования федеральных энергетических систем определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Статья 10 содержит норму о вступлении закона в силу.

Статья 11 определяет срок для приведения нормативных правовых актов в соответствие с законопроектом.

Предлагаемый проект федерального закона не требует увеличения численности аппарата федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований. Представляется, что данный законопроект должен быть принят в ближайшее время в целях дальнейшего развития отечественных энергетических систем.

Отметим, что проблема разработки и принятия соответствующего нормативного акта с точки зрения реализации положения Конституции РФ о федеральных энергетических системах и по существу не снята с повестки дня. Представляется, что в нормативном акте, определяющем правовой статус федеральных энергетических систем, необходимо раскрыть понятие «федеральные энергетические системы» (как по существу, так и по правовой форме), равно как раскрыть понятие и содержание термина «ведение»; к тому же не только с позиций государственного (конституционного) права, в котором федеральные энергетические системы должны рассматриваться в первую очередь как важнейший фактор обеспечения энергетической безопасности государства, но и с позиций других отраслей права, прежде всего предпринимательского, гражданского и административного.

В предпринимательском праве федеральные энергетические системы представляют собой важный организационно-структурный элемент энергетического бизнеса. Федеральные энергетические системы можно определить как расположенные на территории Российской Федерации производственные объекты ТЭК, предназначенные для производства (добычи, переработки), транспортировки (передачи), хранения, распределения и поставки (по-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

требления) энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, нефти, нефтепродуктов и угля), осуществляемых субъектами права на основании и в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и эталонами.

Федеральными энергетическими системами являются: федеральная электроэнергетическая система, федеральная система газоснабжения, федеральные системы нефтеобеспечения и нефтепродуктоо-беспечения, федеральная система угле-обеспечения. В данном контексте свое место должна занять и нетопливная энергетика — возобновляемые источники энергии.

В отсутствие федерального закона, регулирующего вопросы федеральных энергетических систем, определенным ориентиром в данном вопросе являются программные документы по отдельным суботраслям ТЭК, определяющие их развитие.

Выступая 28 октября 2010 г. на совещании по вопросу «О проекте генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 г.», Председатель Правительства РФ В.В. Путин сказал: «...мы практически завершим формирование целой системы программных документов для российского топливно-энергетического комплекса. Напомню, что в ноябре прошлого года была утверждена новая редакция Энергетической стратегии России. Затем мы обновили схему размещения объектов электроэнергетики, одобрили проект генерального развития газовой отрасли, а также государственную программу энергосбережения. Общая цель всех этих документов — создать необходимые условия для максимально эффективного использования энергетических ресурсов страны. Что имеется в виду?

Первое, разумеется, заключается в том, что отечественный ТЭК должен стопроцентно давать обеспечение энергией и бытовым потребителям, гражданам страны, и участникам экономической деятельности.

Второе. Мы рассчитываем на серьезный кумулятивный эффект от развития ТЭК. Это и создание новых рабочих мест в самой отрасли и в смежных секторах производства, и размещение крупных заказов на

российских заводах, в том числе машиностроительных заводах, это и дополнительные налоговые поступления.

Третье. Россия, конечно, должна сохранить за собой лидирующие позиции в мировой энергетике.

Четвертое. ТЭК призван стать крупным генератором инноваций и развиваться как наукоемкая высокотехнологичная отрасль» [11].

Выступая на Совещании по вопросам инновационного развития экономики (в части АПК и ТЭК) 17 августа 2012 г., Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев сказал: «Основной упор надо делать на обеспечение экологической безопасности, развитие энергоэффективных проектов. Они все тоже известны, речь идет о технологиях повышения отдачи нефтяных и газовых скважин, с помощью которых можно было бы более эффективно и полно использовать соответствующие месторождения» [17].

Речь идет о переработке попутного газа в синтетическую нефть и другие жидкие виды топлива и, конечно, о снижении нагрузки на окружающую среду. Речь идет о технологиях построения интеллектуальных электросетей, которые способны управлять режимами энергосистемы, а также о способах защиты линии электропередачи от известных проблем (речь идет о коррозии, обледенении), которые существенно снижают потери при передаче. Это все российские разработки. Например, в «Сколково» только в рамках кластера «Энергоэффективные технологии» зарегистрировано 160 участников (компании-разработчики в них участвуют). Из них уже одобрены 34. Действует госпрограмма энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которая предполагает снижение энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 г.

Инфраструктура энергетики является объектом пристального внимания со стороны государства. Президент РФ постоянно обращает внимание на состояние и государственное регулирование энергетической отрасли. Эти вопросы — предмет рассмотрения на заседаниях Государственного совета и Совета Безопасности.

Важностью ТЭК для экономики страны, для сегодняшнего дня и для будущего обусловлено и создание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и энергетической безопасности. Комиссия образована в соответствии с Указом Президента РФ для координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и организации по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности, рационального использования и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы страны, российской энергетики, создания условий для повышения эффективности. Комиссия создана для того, чтобы в этой важнейшей отрасли российской экономики скоординировать усилия, привлекая к этой работе и непосредственных участников энергетического рынка, и представителей науки, представителей общественных организаций, правоохранительных органов для того, чтобы прорабатывать стратегические вопросы развития, разумеется, при прямом участии Правительства РФ, за которым будут оставаться окончательные решения по целому ряду вопросов.

Состоявшиеся в 2012-2014 гг. пять заседаний Комиссии при Президенте РФ полностью подтверждают эти слова Президента. Так, на первом заседании Комиссии, состоявшемся 10 июля 2012 г., он отметил, что «заложена долгосрочная основа развития ТЭК, действует Энергетическая стратегия на период до 2030 года, приняты Генеральные схемы развития газовой и нефтяной промышленности, размещения объектов электроэнергетики, Программа развития угольной промышленности», Президент РФ обратил внимание на следующие принципиальные моменты. Первое. Уже в ближайшие годы предстоит расширить географию добычи углеводородов. Второе. ТЭК завтрашнего дня - это, прежде всего, высокотехнологичная отрасль. Когда говорят, что мы все сидим на нефтегазовой игле (и отчасти это, безусловно, справедливо) и нужно развивать высокие технологии (и это тоже справедливо), но нельзя забывать, что современная нефте-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

газовая отрасль - это как раз и есть одна из высокотехнологичных отраслей. И добычу, и переработку необходимо вести на современном оборудовании, опираясь на новейшие технологии, в том числе энергоэффективные и ресурсосберегающие.

Третья важнейшая задача - это расширение международного сотрудничества в области энергетики. Очевидно, что экономическая привлекательность очень высока. Необходимо обеспечить стабильность правил игры на наших энергетических рынках. Это позволит предпринимателям из-за рубежа строить долгосрочные планы, разворачивать масштабные инвестиционные программы. Далее. Российские нефтегазовые компании работают на глобальных энергетических рынках и часто являются лидерами по привлечению иностранных инвестиций. Так, сегодня около 25% всей отрасли находится у зарубежных инвесторов. Двадцать пять процентов принадлежит иностранцам. Развивая ТЭК, нужно заботиться и об окружающей среде. Все новые проекты должны учитывать современные экологические требования и нормы, проходить соответствующую экспертизу» [17].

На втором заседании, состоявшемся 23 октября 2012 г., обсуждался проект Доктрины энергетической безопасности, современные тенденции в сфере добычи, переработки и реализации газа, перспективы взаимодействия России с Европейским союзом в сфере электроэнергетики.

На третьем заседании, состоявшемся 13 февраля 2013 г., обсуждались, в частности, вопросы текущего состояния и развития ресурсной базы, включая вопросы освоения российского континентального шельфа, подготовки концепции государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности, экспортных поставок энергоносителей.

На четвертом заседании Комиссии, которое состоялось 26 августа 2013 г. в Кемерово, обсуждались вопросы реструктуризации угольной промышленности России, развития внутреннего рынка угля, модернизации необходимой транспортной инфраструктуры.

На пятом заседании Комиссии, которое состоялось под председательством Прези-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2016

дента РФ В.В. Путина 4 июня 2014 г. в Астрахани, обсуждались дальнейшие пути развития топливно-энергетического комплекса, перспективы реализации ряда инвестиционных проектов ТЭК на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, вопросы ценообразования на внутреннем рынке газа. Есть и Комиссии по отраслевым направлениям энергетики.

Для обеспечения растущего спроса на электроэнергию установленная мощность электростанций к 2030 г. должна составить 318 ГВт, что в 1,5 раза превышает сегодняшний уровень. Потребность экономики РФ в вводе новых генерирующих мощностей к 2030 г. составит 164 ГВт при среднегодовом вводе около 8,5 ГВт. Это в 4,5 раза больше, чем в среднем за последние 10 лет. Планируемое увеличение доли АЭС, ПГУ, чистых угольных ТЭС и ВИЭ в энергобалансе европейской части страны потребует внедрения технологии интеллектуальных электроэнергетических сетей (SMART Grid) и создания энергоэффективных технологий аккумулирования электроэнергии и покрытия неравномер-ностей графика нагрузки в системах энергообеспечения. Суммарный объем пиковых и маневренных мощностей должен составить 9-10 ГВт к 2030 г. Решение этой задачи путем строительства новых ГАЭС в условиях равнинной территории европейской части России ограничивается экологическими и геологическими факторами и связано с большими капиталовложениями.

Программой инновационного развития ОАО «ФСК ЕЭС» до 2016 г. с перспективой до 2020 г. предусматривается разработка новых прорывных технологий аккумулирования энергии и технологий сверхпроводимости. Выполненные российскими специалистами в последние годы исследования и разработки новых водородных технологий аккумулирования электроэнергии и сверхпроводниковых технологий ее транспортировки, создание и испытания опытных и опытно-промышленных образцов ключевых элементов систем мегават-тного класса мощности открывают новые возможности решения сформулированных выше задач.

Список литературы:

[1] Боровский Ю., Трачук К. Исследования энергетики в теории международных отношений // Международные процессы. 2015. Том 13. № 4.

[2] Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики. М.: Юрист, 2007. - 212 с.

[3] Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // http://www.mid.ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/cKNonk JE02Bw/content/id/2542248.

[4] Лахно П.Г. На пульсе ТЭКа // ЭЖ-ЮРИСТ. 2002. Апрель. № 14.

[5] Лахно П.Г. Становление и развитие энергетического законодательства Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). М., 2001.

[6] Лахно П.Г. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие: Монография. М.: Московский университет, 2014. - 480 с.

[7] Лахно П.Г. Энергия, энергетика и право // Энергетика и право. М.: Изд. «Юрист», 2008.

[8] Мелехин Е.С., Дудиков М.В. Энергетическое право. М.: Логос, 2012.

[9] Перчик А.И. Правовые проблемы развития трубопроводного транспорта в России // Нефть, Газ и Право. 2005. № 5.

[10] Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юрист. 2013.

[11] Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин провел в г. Ново-куйбышевске совещание по вопросу «О проекте генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года» // http:// archive.government.ru/special/docs/12784/.

[12] СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3033.

[13] СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.

[14] СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

[15] СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4159.

[16] Селиверстов С.С. К вопросу о понятии энергетического права // Энергетика и право. М.: Юрист, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[17] Совещание по вопросам инновационного развития отраслей экономики (в части АПК и ТЭК) // http://government.ru/news/4699/.

[18] Теория государства и права: Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1985.

[19] http://pandia.ru/text/78/197/47709.php.

Spisok literatury:

[1] Borovskij Yu., Trachuk K. Issledovaniya e'nergetiki v teorii mezhdunarodny'x otnoshenij // Mezhdunarodny'e processy'. 2015. Tom 13. № 4.

[2] Gorodov O.A. Dogovory' v sfere e'lektro-e'nergetiki. M.: Yurist, 2007. - 212 s.

[3] Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V.Putiny'm 30 noyabrya 2016 g.) // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/ asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/ 2542248.

[4] Laxno P.G. Na pul'se TE'Ka // E'Zh-YuRIST. 2002. Aprel'. № 14.

[5] Laxno P.G. Stanovlenie i razvitie e'nergeticheskogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii // Gosudarstvo i pravo na rubezhe vekov (materialy' Vserossijskoj konferencii). M., 2001.

[6] Laxno P.G. E'nergeticheskoe pravo Rossijskoj Federacii: stanovlenie i razvitie: Monografiya. M.: Moskovskij universitet, 2014. - 480 s.

[7] Laxno P.G. E'nergiya, e'nergetika i pravo // E'nergetika i pravo. M.: Izd. «Yurist», 2008.

[8] Melexin E.S., Dudikov M.V. E'nergeticheskoe pravo. M.: Logos, 2012.

[9] Perchik A.I. Pravovy'e problemy' razvitiya truboprovodnogo transporta v Rossii // Neft', Gaz i Pravo. 2005. № 5.

[10] Predprinimatel'skoe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik dlya vuzov / Otv. red. E.P. Gubin, P.G. Laxno. M.: Yurist. 2013.

[11] Predsedatel' Pravitel'stva Rossijskoj Federacii V.V. Putin provel v g. Novo-kujby'shevske soveshhanie po voprosu «O proekte general'noj sxemy' razvitiya neftyanoj otrasli na period do 2020 goda» // http:// archive.government.ru/special/docs/12784/.

[12] SZ RF. 1996. № 26. St. 3033.

[13] SZ RF. 1999. № 14. St. 1667.

[14] SZ RF. 2003. № 13. St. 1177.

[15] SZ RF. 2010. № 31. St. 4159.

[16] Seliverstov S.S. K voprosu o ponyatii e'nergeticheskogo prava // E'nergetika i pravo. M.: Yurist, 2008.

[17] Soveshhanie po voprosam innovacionnogo razvitiya otraslej e'konomiki (v chasti APK i TE'K) // http://government.ru/news/4699/.

[18] Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / Pod red. S.S. Alekseeva. M.: Izd-vo «Yuridi-cheskaya literatura», 1985.

[19] http://pandia.ru/text/78/197/47709.php.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.