2. Колесникова И.А. Петербургская концеп- 3. Новик И.В. О философских вопросах ки-
ция / И.А.Колесникова, Л.С.Нагавкина, Е.Н.Ба- бернетического моделирования. - М., 1964. - С.
рышников. - СПб., 1994. - 78 с. 5.
УДК 373.014.68 Т.В. ХУТОРЯНСКАЯ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ К СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
В статье представлены результаты анализа сущности сотрудничества как семейно-педагогической проблемы и профессиональной подготовки студентов педвуза к сотрудничеству с семьей. Отмечается, что для обеспечения гармоничного развития личности ребенка необходимо семейнопедагогическое сотрудничество с использованием традиционных и инновационных форм работы.
Ключевые слова: учитель, семья, семейно-педагогическое сотрудничество, профессиональная подготовка студентов.
Политические, экономические, социальные изменения, произошедшие в нашем обществе, обусловили переоценку существовавших десятилетиями представлений о функциях образования и воспитания, взаимодействии школы и семьи. Многие годы декларировалась идея о превалирующей роли общественного воспитания, в результате чего недооценивалась роль семьи. Сегодня значительно возросла роль семейного воспитания, что отражено в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где подчеркивается исключительно важная роль взаимодействия семьи и школы в решении задач воспитания.
Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера ее отношений с детьми и их родителями. Однако школа как общественный институт не может (и не должна) заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, «но призвана организовать продуктивные педагогические взаимоотношения с родителями своих учащихся» [1] на основе семейно-педагогического сотрудничества.
Изучение литературы по исследуемой проблеме позволяет нам выделить следующие наиболее важные, на наш взгляд, аспекты:
1. Сотрудничество как семейно-педагогическая проблема.
2. Сущность профессиональной подготовки студентов педвуза к сотрудничеству с семьей.
Остановимся на рассмотрении сущности сотрудничества, которое требует уточнения, поскольку в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к его трактовке.
В процессе анализа научных источников установлены различные теоретические позиции по рассматриваемой проблеме. В ряде работ сотрудничество понимается как вид взаимодействия, взаимообуславливающий процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их личный контакт и изменения в деятельности [2; 3]. В других - как наиболее продуктивный тип поведения в конфликтных ситуациях [4] совместная деятельность [5; 6], как смысл совместной деятельности [7]. Несмотря на то, что в приведенных подходах к проблеме налицо различие взглядов, можно выделить ряд общих черт исследуемого понятия: его гуманно-личностная направленность, субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, демократизация системы взаимодействия, а также особое построение взаимодействия между субъектами совместной деятельности согласно целям сотрудничества.
Между тем, анализ подходов к понятию «сотрудничество» позволил выявить несколько моментов, имеющих существенное значение для
© Т.В. Хуторянская, 2009
127
уточнения понятия «семейно-педагогическое сотрудничество»: во-первых, понятие «сотрудничество» независимо от трактовки всегда рассматривается в контексте совместной деятельности; во-вторых, не всякая совместная деятельность является сотрудничеством, а только та, что характеризуется субъект-субъектными отношениями и положительным типом взаимодействия, основанном на диалоге; в-третьих, сотрудничество всегда носит продуктивный характер.
Все выше сказанное позволило нам сформулировать следующее определение: «Семейнопедагогическое сотрудничество - совместная деятельность учителей, детей и родителей, характеризующаяся субъект-субъектными отношениями, равенством в общении (диалог) и партнерством, взаимным уважением и обменом определенными ценностями, что ведет к сплачивающему типу взаимоотношений при совместном поиске конструктивных решений педагогических задач, связанных с организацией целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечением личностного роста его участников и развитием межличностных отношений.
Далее в рамках решения проблемы сотрудничества остановимся на особенностях сотрудничества семьи и школы, которое может быть представлено следующими направлениями:
- повышением педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
- консультированием родителей педагогами и психологами;
- сравнительным анализом (педагогов, родителей и психологов) актуального опыта воспитания и обучения детей;
- согласованием воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
- совместной выработкой наиболее адекватных (с учетом возможностей, традиций, потребностей и т.п.) методов совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Под воздействием идеи преобладающей роли школы в воспитании сложилась такая система взаимодействия школы с родителями, которая наряду с позитивным опытом имеет и негативный, который нуждается в преодолении устаревших представлений и формировании созвучных сегодняшнему дню традиций, отношений.
Издавна школа являлась центром формирования педагогической культуры родителей, а в
широком смысле - общества в целом, поскольку каждый член общества прямо или косвенно, в полном объеме или частично осуществляет воспитательные функции. Педагогическая культура определяется как составная часть общей культуры, в которой воплощен приобретенный человеком опыт воспитания детей в семье, в школе и т.д. «Повышение педагогической культуры в значительной степени обусловлено содержанием тех отношений, которые существуют между семьей и школой. Приобретенный в процессе этих отношений опыт может быть использован непосредственно родителями, членами семьи нескольких поколений, одновременно дети формируются и как будущие родители» [8].
Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы, которое предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребенка. Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и школы встречается такое мнение: родители - это «помощники», «подсобная сила» при школе. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а школе -роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что школа и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается. Этот недостаток можно ликвидировать через сотрудничество.
Полноценное сотрудничество основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определенную роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успехи одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.
Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки еще случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть и такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на
педагогов. Поэтому только совместными усилиями, дополняя, и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у учителей цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие [9].
Пришло время ставить вопрос о системе сотрудничества, при котором субъекты содействуют удовлетворению интересов друг друга на уровне «семья-школа», разумеется, с учетом традиций, имеющегося опыта, возможностей и особенностей образовательного учреждения. Обеспечить взаимодействие, как было выявлено в ходе нашего исследования, целесообразно с помощью семейно-педагогического сотрудничества, которое предполагает следующие позиции:
- родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического. Все, что касается детей, решается с их ведома и согласия, при условии обоюдной поддержки и непосредственного участия в самом процессе;
- переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам сотрудничества, построенным на диалоговой основе;
- осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
- систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
- установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и совместного с семьей поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Представим апробированные традиционные и инновационные формы семейно-педагогического сотрудничества в начальной школе по названным позициям:
- участие родителей в анализе результатов диагностики готовности детей к школе и соответствующих коррекционных мероприятиях по преодолению школьной дезадаптации;
- контрольная для родителей: «Мой ребенок: каким я его вижу?»;
- организация встречи педагогов и родителей со специалистами на тему: «Особенности развития ребенка от 6 до 7 лет»;
- групповые консультации педагогов: «Трудности первоклассников и пути их преодоления»;
- анкета для родителей: «Мои родительские проблемы. Какой помощи в их решении я ожидаю от школы?»;
- обучающий тренинг: «Приемы активного слушания»;
- творческий отчет педагогов, родителей и первоклассников: «Какими мы были, какими мы стали» (в конце 1-го и 2-го полугодий).
- диспут: «Почему взгляды родителей и учителей часто не совпадают?»
- циклы лекций и бесед на тему: «Индивидуальные особенности поведения детей младшего школьного возраста»;
- индивидуальные консультации педагогов с родителями по причинам плохой успеваемости и поведения;
- вечер вопросов и ответов: «Что надо сделать, чтобы родители и педагоги были союзниками?»;
- педагогический практикум: «Как помочь ребенку раскрыть свои способности?»;
- обмен опытом между родителями: «Как я вырабатываю хорошие привычки?»;
- диспут: «Как дать своему ребенку все самое лучшее и не сделать ошибок?»;
- консультация для родителей: «Как научить ребенка дружить?»;
- опросник для родителей: «Опыт сотрудничества с учителем»;
- обучающий тренинг: «Разрешение конфликтов с детьми (с элементами проигрывания ролей)»;
- пресс-конференция: «Учитель и родители -аспекты сотрудничества»;
- педагогический практикум: «Трудные ситуации в школе и дома»;
- круглый стол: «Как научиться быть хорошим родителем?»;
- обучающий тренинг: «Эффективность поощрения и наказания».
Их многообразие позволяет эффективно организовать рассматриваемый процесс, что было подтверждено экспериментально на базе гимназии .№1 города Саратова.
Для того чтобы процесс семейно-педагогического сотрудничества был эффективным необходимо еще в вузе организовать целенаправленную профессиональную подготовку студентов к осуществлению данного вида педагогической
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
129
деятельности. Не останавливаясь подробно на общетеоретических вопросах профессиональной подготовки, представим ее алгоритм.
Первым его шагом является определение цели и задач. Цель - достижение компетентности будущих учителей в сотрудничестве с семьей. Она определила следующие задачи подготовки будущего учителя к сотрудничеству с семьей младшего школьника:
- развитие у студентов мотивации сотрудничества;
- формирование направленности на овладение технологиями сотрудничества с семьей, включая ее педагогическую поддержку.
Следующим шагом является отбор содержания учебного материала, который представлен такими уровням: 1) теоретический, 2) уровень учебного предмета и 3) уровень учебного материала.
На первом уровне рассматриваемого блока в рамках теоретической подготовки необходимо приобретение знаний предметов психолого-пе-дагогического цикла и теории организации сотрудничества с семьей.
Практическая подготовка на этом уровне предполагает умения:
- организовывать учебно-воспитательный процесс;
- организовывать сотрудничество с семьей школьника.
В рамках методических умений теоретический уровень предполагает:
- умение применять на практике методики организации учебно-воспитательной работы;
- умение использовать технологии организации сотрудничества.
Второй уровень - уровень учебного предмета содержательного блока включает в себя: программы с/курсов, психолого-педагогических учебных дисциплин, включающие тематические разделы, содержание которых позволяет готовить студентов к сотрудничеству с семьей.
Тексты, видеоматериалы, система учебных проблемных задач-ситуаций, комплекс упражнений и заданий, тренинги - все это составляет уровень учебного материала, который необходим студентам для организации сотрудничества.
Примером подготовки студентов к использованию инновационных форм семейно-педагогического сотрудничества могут служить следующие обучающие тренинги:
- тренинг сензитивности, который имеет своей целью формирование у студентов способности к эмпатии и развитие социальной сензитивно-сти;
- тренинг разрешения конфликтов с детьми (с элементами проигрывания ролей). Его целью является выявление и разрешение типичных конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях;
- тренинг активного слушания, целью которого является формирование у студентов навыков активного слушания;
- тренинг эффективности поощрения и наказания, имевший целью формирование у будущих учителей умения видеть в ребенке личность и оказывать помощь в разрешении проблем-препятствий.
Такие тренинги научат студентов понимать собственные ошибки и преодолеть трудности во взаимодействии с родителями и детьми.
Еще один шаг - это организационная сторона подготовки студентов к сотрудничеству с семьей, которая связана с раскрытием механизмов данного процесса, его этапов. В числе основных этапов использования методов и приемов подготовки будущего учителя к сотрудничеству с семьей необходимо выделить:
1) познавательный этап - формирование у студентов ориентаций в информационном поле семейно-педагогического сотрудничества;
2) действенный этап - приобретение технологических умений сотрудничества с семьей;
3) креативный этап - перенос технологических умений сотрудничества с семьей в профессиональную деятельность.
И, завершающий шаг - определение результата подготовки студентов к сотрудничеству с семьей через критерии готовности и уровни компетентности.
Поскольку в настоящее время отсутствуют общепринятые критерии готовности к семейнопедагогическому сотрудничеству, в качестве критериев предлагаем выделить следующие показатели в соответствии с вышевыделенными этапами: когнитивно-поведенческий, функциональный и творческий.
Когнитивно-поведенческий показатель включает, с одной стороны, наличие знаний по теории и практике семейно-педагогического сотрудничества, а с другой, умение находить и анализировать информацию о сотрудничестве, умение стро-
Инновации и ретровведение: создание педагогического музея института и его образы
ить диалогическое общение, умение устанавливать субъект-субъектные отношения на основе сотрудничества. В функциональный показатель включены умения переносить знания о сотрудничестве в профессиональную деятельность в период педпрактики, оценивать процесс сотрудничества с семьей и корректировать его. Творческий показатель - это умение вносить элементы новизны в организацию сотрудничества с семьей.
Как уже было отмечено, результатом прохождения познавательного, действенного и креативного этапов должна стать качественно новая компетентность студентов в сотрудничестве с семьей, включающая элементарный, достаточный и оптимальный уровни.
Итак, профессиональная подготовка будущих учителей включает: расширение содержания образования, использование инновационных форм и методов обучения студентов сотрудничеству школы и семьи; вооружение их знаниями о сущности, задачах, методологических основах семейно-педагогического сотрудничества; выработку умений осуществлять сотрудничество с семьей в профессиональной деятельности.
Таким образом, изучение представленных в статье аспектов подготовки студентов к семейнопедагогическому сотрудничеству позволило определить его сущность и научно обосновать алгоритм совместной деятельности преподавателей и обучающихся, пошаговая реализация которого ведет к достижению высокого уровня компетентности последних в осуществлении данного вида
педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова и др. - М., 2000.
2. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбо-вич. - М.: Хэлтон, 1998. - 399 с.
3. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества: пособие для слушателей ИПК. - СПб., 1994.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.
5. Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспиров, А.Ю.Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
6. Крылова Н.Б. Культурология образования.
- М.: Народное образование, 2000.
7. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. - М: Академия, 1999. - 288 с.
8. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. - М., 2000.
9. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учеб.-метод. пособие / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцетина. - Ростов н/Д, 2000.
УДК 378 С.Л.ТРОЯНСКАЯ ИННОВАЦИИ И РЕТРОВВЕДЕНИЯ: СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИНСТИТУТА И ЕГО ОБРАЗЫ
Автором предложена ретроспективная идея включения музея и элементов музейной педагогики в современный вузовский образовательный процесс. Предложены образы педагогического музея института, определены направления его деятельности. Включение музея в вузовский образовательный процесс представляет собой конкретный путь реализации профессионального воспитания студентов.
Ключевые слова: музей, музейная педагогика, профессиональное воспитание.
© С.Л. Троянская, 2009
131