ить диалогическое общение, умение устанавливать субъект-субъектные отношения на основе сотрудничества. В функциональный показатель включены умения переносить знания о сотрудничестве в профессиональную деятельность в период педпрактики, оценивать процесс сотрудничества с семьей и корректировать его. Творческий показатель - это умение вносить элементы новизны в организацию сотрудничества с семьей.
Как уже было отмечено, результатом прохождения познавательного, действенного и креативного этапов должна стать качественно новая компетентность студентов в сотрудничестве с семьей, включающая элементарный, достаточный и оптимальный уровни.
Итак, профессиональная подготовка будущих учителей включает: расширение содержания образования, использование инновационных форм и методов обучения студентов сотрудничеству школы и семьи; вооружение их знаниями о сущности, задачах, методологических основах семейно-педагогического сотрудничества; выработку умений осуществлять сотрудничество с семьей в профессиональной деятельности.
Таким образом, изучение представленных в статье аспектов подготовки студентов к семейнопедагогическому сотрудничеству позволило определить его сущность и научно обосновать алгоритм совместной деятельности преподавателей и обучающихся, пошаговая реализация которого ведет к достижению высокого уровня компетентности последних в осуществлении данного вида
педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова и др. - М., 2000.
2. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбо-вич. - М.: Хэлтон, 1998. - 399 с.
3. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества: пособие для слушателей ИПК. - СПб., 1994.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.
5. Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспиров, А.Ю.Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
6. Крылова Н.Б. Культурология образования.
- М.: Народное образование, 2000.
7. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. - М: Академия, 1999. - 288 с.
8. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. - М., 2000.
9. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учеб.-метод. пособие / С.В.Кульневич, ТП.Лакоцетина. - Ростов н/Д, 2000.
УДК 378 С.Л.ТРОЯНСКАЯ ИННОВАЦИИ И РЕТРОВВЕДЕНИЯ: СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИНСТИТУТА И ЕГО ОБРАЗЫ
Автором предложена ретроспективная идея включения музея и элементов музейной педагогики в современный вузовский образовательный процесс. Предложены образы педагогического музея института, определены направления его деятельности. Включение музея в вузовский образовательный процесс представляет собой конкретный путь реализации профессионального воспитания студентов.
Ключевые слова: музей, музейная педагогика, профессиональное воспитание.
© С.Л. Троянская, 2009
131
Есть старинные слова, завещанные нам седой древностью, у которых первоначальный смысл совсем утрачен. К числу таких наименований относится и слово музей, которое в древности означало храм муз, где царствовали науки и искусства. С течением времени это одухотворенное, живое и деятельное понятие было утрачено и стало синонимом чего-то пыльного, затхлого и консервативного. Значение хранимых в музее вещей понимают только избранные, которые работают там больше для собственного усовершенствования, охраняя этот склад «ненужного» и часто не осознавая, какое «могучее образовательное орудие» они имеют [1].
Музейное дело - это никак не мертвое архивное дело по сбереганию и хранению коллекций, а совершенно живое, хранящие в себе неиссякаемый запас просветительной энергии и мощный педагогический потенциал. Известный русский философ Н. Ф. Федоров считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. Постигая глубинные смыслы культуры, мы получаем возможность ориентироваться в культурном и историческом пространстве. Музей сегодня рассматривается как социальный институт, являющий собой образец восприятия классического наследия и современной культуры, ориентированный на развитие ценностных качеств личности, ее общекультурной компетентности. Таким образом, использование музея в вузовском образовательном процессе - это один из конкретных путей реализации профессионального воспитания студентов.
В системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений, существуют и критерии их оценки, как, например, степень новизны по фактору времени. Кроме открывающих, замещающих, отменяющих есть и ретровведения [2]. Это освоение вузом чего-то упраздненного или давно забытого. В настоящее время являются педагогически целесообразными такие ретровведения, состоящие в организации факультетских музеев разного профиля. Включение музеев в вузовский учебный процесс направлено на его совершенствование, гуманизацию, способствует реализации воспитательной функции обучения.
Обратимся к определению педагогического
музея в Российской педагогической энциклопедии: «Музеи педагогические ведут сбор, научное изучение и хранение, в т. ч. в экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и педагогической деятельности... собирание и систематизацию наглядных учебных пособий, широкую пропаганду передовых методов преподавания»[3]. Рассмотрим некоторые возможные образы музея и, оттолкнувшись от них, определим направления деятельности педагогического музея факультета.
1. Музей - память, хранилище материальных вещей и знаков их пребывания: идей, эмоций, ценностных отношений. Русский философ Н. Ф. Федоров писал: «Всякий человек носит в себе музей, ибо хранение - закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него... музей есть собрание всего отжившего, но именно потому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченых... музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее»[4]. Отсюда - мемориальное направление, история факультета, его людей, идей, направлений деятельности, в т. ч. обращенных в будущее.
2. Музей - «учебник», собрание учебных пособий, наглядно-прикладное направление деятельности. Сбор и пропаганда передовых методов преподавания, образовательных стратегий.
3. Музей - «учебная лаборатория». Использование материалов музея для научной деятельности студентов и аспирантов, курсовых и дипломных работ. Читаем у того же Н. Ф. Федорова: «Музей не может быть только хранилищем, читальней, зрелищем... он должен быть и исследованием»^].
4. Музей как социальный институт, как место формирования социальных эмоций и поведения. Нацеленность на «анимацию» - одухотворение социокультурной среды. Воспитательная миссия музея. Кроме того, это возможное место проведения социально-педагогической практики студентов. «Таким образом, музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями, посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования. Иначе сказать, музей - есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, так как воспитание и есть само собирание, и, таким образом, музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого музеообразным» [4].
5. Музей - кунсткамера, где собраны диковинки и уникальные вещи, коллекции. Педагогические задачи: удивить и заинтриговать, продемонстрировать, вызвать интерес, мотивировать на учебно-познавательную и исследовательскую деятельность, саморазвитие и самосовершенствование.
6. Музей - атмосфера, дух, среда. Музей работает с неодушевленными предметами, но так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Как книга действует через слово, музей -через предмет. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, действуя образами и в то же время совершенно конкретно. Это поле проблем музейной педагогики и педагога как посредника общения обучающегося и музейного предмета.
7. Музей - престиж факультета, создает его корпоративный привлекательный образ, выполняет представительскую функцию.
По инициативе автора в конце 2006 года создан и включен в образовательный процесс Педагогический музей института педагогики, психологии и социальных технологий, работающий как учебно-исследовательская лаборатория. Музей в соответствии со своими классическими функциями осуществляет следующую деятельность:
- образовательную и воспитательную, рассматриваемые как педагогический процесс и способствующие повышению эффективности учебных занятий, мотивации, самостоятельности и заинтересованности студентов, их ценностной ориентации, формированию общекультурной и профессиональных компетенций;
- научно-документационную, заключающуюся в отборе и охране памятников культуры, архивов и документов, связанных с историей образования и современной педагогической, учебной и научной деятельностью ИППСТ, создании фондов музея, их атрибуции и изучении;
- научно-исследовательскую, состоящую в разработке концепции, комплектовании фондов, их систематизации, изучении психолого-педаго-
гического наследия, использование биографического метода исследований в курсовых и дипломных проектах студентов, разработке концепций выставок, проектировании постоянной экспозиции;
- информационно-коммуникационную, становясь не только средством расширения научного и культурного горизонта, но и осуществляя процессы общения студентов, преподавателей, посетителей и гостей;
- научно-практическую, наглядно реализуя особый раздел педагогической науки - музейную педагогику, в содержание которой входит передача культурного опыта в условиях музейной среды;
- обеспечивает поддержку учебного процесса наглядными пособиями, документами, экспозиционной деятельностью и выставками, является базой для проведения учебной практики;
- занимается выставочной деятельностью, устраивая педагогические, образовательные и другие выставки;
- реализует в полной мере и представительскую функцию, знакомя гостей, коллег, студентов с институтом педагогики, психологии и социальной работы, его научной, учебной, межфакуль-тетской и международной деятельностью;
- устанавливает научные связи с музеями и подразделениями других факультетов внутри вуза, а также с другими вузами в России.
В образовательной концепции института педагогики, психологии и социальных технологий музей рассматривается, с одной стороны, как учебное подразделение, осуществляющее организацию и проведение лекционных занятий в форме экскурсий, а также самостоятельной работы студентов на семинарских занятиях, выполнение курсовых и дипломных работ работ по следующим госстандартным образовательным курсам: «Введение в специальность», «Педагогика», «История педагогики», «История психологии», «Музейная педагогика», «Социальная педагогика» для всех специальностей института. Деятельность музея направлена на приобретение студентами необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. С другой стороны -как социальный институт, осуществляющий приобщение к ценностям, проявление положительных эмоций и воспитание студентов.
Включение музея в вузовский образовательный процесс представляет собой конкретный путь
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
133
реализации профессионального воспитания студентов как целенаправленного педагогического процесса формирования личностных качеств и позиции, профессиональной и культурной идентичности. Использование образовательных возможностей музейной педагогики и музея - хранилища культурных эталонов и опыта человечества - с целью развития общекультурной и профессиональных компетентностей обучающихся представляется перспективным направлением и может успешно применяться преподавателями вузов, школ, социальными и музейными педагогами.
Библиографический список
1. Новорусский М. В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе / Сост. Н.Н.Бахтин и др. - М., 1911.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. -СПб.: Питер, 2002.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - С. 597-600.
4. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение: Сочинения / Общ. ред. А.В.Гулыга. - М.: Мысль, 1982. - С. 575-606.
УДК 371.4 Б.А. КОЛОБОВ
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются вопросы организации воспитательного процесса в условиях спортивной школы, способствующего коррекции девиантного поведения подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, коррекция, спортивная школа.
Резкие изменения в социально-экономической сфере повлекли за собой ухудшение материального положения семей, имеющих детей, стали причиной роста числа разводов, привели к появлению феномена безнадзорности и социального сиротства. Этим и объясняется актуальность изучения различных аспектов девиантного поведения, путей и способов его профилактики, а так же коррекция в школьном возрасте.
Девиация (от лат. deviatio - отклонения) в современных источниках имеет несколько трактовок: 1) физическую - отклонение магнитной стрелки компаса от линии магнитного меридиана вследствие влияния близко расположенных намагниченных тел; 2) биологическую - разновидность филэмбриогенеза, при которой изменение в развитии органа происходит на средних стадиях его формирования и приводит к отклонению в строении этого органа у взрослого организма; 3) отклонения движущегося тела от задан-
ного направления движения под влиянием каких-либо внешних причин [6, с. 181]. Таким образом, из приведенного текста видно, что общее, объединяющее все варианты определений в разных науках, - отклонение.
В психолого-педагогических исследованиях под девиантным поведением человека понимается система поступков или отдельные его действия, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм [4, с. 108].
В социально - педагогических работах [2] принято выделять типы девиации, объединяя в особые группы людей, отличающихся своеобразием таких отклонений. В частности, по направленности :позитивные (героизм), безразличные (кол-лекционирование),негативные; по мотивации: (корыстные, агрессивные); по субъекту :индиви-ды , социальные группы, организации; по масштабности проявления: индивидуальные, групповые; по ориентации: направленные на других
134
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© Б.А. Колобов, 2009