6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2024 ТОМ 26 № 3 • PUBLIC ADMINISTRATION 2024 VOL. 26 No. 3
ХОРОШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ
Некоторые аспекты подготовки кадров внутриполитического блока единой системы публичной власти
Алексей Александрович Борисенкова DOI: 10.22394/2070-8378-2024-26-3-6-11
Андрей Викторович Макарова
a Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: В статье анализируется подготовка кадров для системы государственного управления, делается акцент на важности блока внутренней политики. Подробно описывается матрица компетенций специалиста по внутренней политике. Авторы также исследуют мотивационно-ценностную сферу и выделяют типы личностей, присущие специалистам по внутренней политике, а также разрабатывают личностно значимый профиль сотрудника управления. В целом авторы статьи аргументируют необходимость развития комплексного подхода к подготовке кадров для внутриполитического блока, учитывая сложность и важность данного направления в государственном управлении. Также была выявлена необходимость создания соответствующей экосистемы подготовки кадров внутриполитического блока. В процессе создания и функционирования подобной экосистемы особое внимание следует уделить формированию ценностей и мотивации у специалистов в этой сфере, так как от их профессионализма и нравственных устоев зависит успешная реализация государственной политики и поставленных задач. В статье проанализированы особые личностные требования, значимые для специалиста внутриполитического блока, а также описана методика их формирования. Представлены классификация личностных характеристик и система внеаудиторной образовательной деятельности, направленной на формирование соответствующих актуальному кадровому запросу личностных качеств.
Ключевые слова: внутренняя политика, политическая стабильность, подготовка кадров, власть, мотивы власти, интересы власти, единая система публичной власти Дата поступления статьи в редакцию: 16 июня 2024 года.
Some aspects of training personnel for the domestic policy bloc within the unified system of public authority
Alexey A. Borisenko^ RESEARCH ARTICLE
Andrey V. Makarov9
a Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Abstract: The article examines personnel training in the public administration system, focusing on the domestic policy bloc. The article provides a detailed description of the competency matrix for the domestic policy specialists. The authors investigate the motivational and value spheres, identify personality types found in domestic policy specialists, and create personality profile for management employees. Given the complexity and significance of this field in public administration, the authors argue for creating a thorough approach to staff training for domestic political blocs. Considering the current and historical, geopolitical, and domestic political environment, it was determined that a suitable ecosystem for training members of the domestic political bloc needed to be created. Special consideration should be given to developing values and motivation among experts in this field during the creation and operation of such an ecosystem since their professionalism and morality are crucial for effective execution of state policies and tasks. The article analyzes the unique personal requirements relevant to specialists of the domestic political bloc and describes the methodology of their formation. The research presents the classification of individual characteristics and the system of extracurricular educational activities aimed at personal qualities corresponding to the actual personnel demand. Keywords: internal policy, political stability, personnel training, authority, motives of authority, interests of authority, unified system of public authority Received: June 16, 2024.
Введение
Сфера государственного управления в научных трудах часто рассматривается как единая система [Ша-бров, 2010. С. 5-9; Карнаушенко, 2021. С. 15-20]; условно эта система может включать в себя ряд блоков по направлениям деятельности. Наиболее исследованным в научной среде является социально-экономический блок, зачастую воспринимаемый гражданами как вся система государственного управления, направленная на реализацию государственной политики, которая определяется Президентом России через различные инструменты (например, национальные проекты и иные мероприятия, ориентированные на повышение качества жизни граждан).
Можно также выделить блок цифровизации, посвященный обеспечению цифрового суверенитета России, что не раз было отмечено Президентом Российской Федерации1. И третий, внутриполитический, блок, обеспечивающий политическую стабильность, в условиях которой могут наиболее эффективно функционировать два вышеуказанных блока [Орлова, Борисенков, Ульянкин, 2022. С. 29-36]. В данном контексте служащие, осуществляющие свою деятельность во внутриполитическом блоке, должны обладать не только определенным перечнем соответствующих компетенций, но и рядом профессионально-личностных качеств, позволяющих им выполнять поставленные задачи.
Подготовка специалистов в области внутренней политики
Анализ кадрового запроса, поступающего из государственных органов2, позволяет определить, что в требованиях к уровню и качеству подготовки специалистов в области внутренней политики имеют значение не только профессиональные навыки, но и профессионально значимые личностные качества. Необходимы специалисты, способные учитывать политический вектор страны при разработке и подготовке полити-
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585; Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 21 декабря 2023 года. http://www. kremlin.ru/events/councils/by-council/1029/73083
2 Протокол форсайт-сессии по определению профессиональных
действий по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, направленность образовательной программы «Внутренняя политика и лидерство» от 19 декабря 2023 года; протокол форсайт-сессии по определению профессиональных действий по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, направленность образовательной программы «Внутренняя политика и политические технологии» от 19 декабря 2023 года.
ческих и управленческих решений с учетом интересов граждан и объективных условий их реализации. Несмотря на наличие в структурах федеральной, региональной и муниципальной власти управлений, департаментов, отделов внутренней политики, подготовка компетентных специалистов блока внутренней политики, в отличие от социально-экономического блока, не имела постоянного характера.
Текущая геополитическая и внутриполитическая ситуация актуализировала потребность восстановления системы кадров для внутриполитического блока. Учитывая исторический опыт Президентской академии в подготовке кадров для сферы внутренней политики, есть основания предполагать, что на базе Академии может быть создана соответствующая экосистема по подготовке кадров внутриполитического блока единой системы публичной власти. С учетом различных форм образовательных программ высшего образования, таких как бакалавриат (программа «Внутренняя политика и лидерство») и магистратура (программа «Внутренняя политика и политические технологии»), можно предполагать, что Президентская академия станет центром формирования необходимых уникальных компетенций.
Компетентностный профиль сотрудника управления в сфере внутренней политики регионального уровня
Исходя из основных направлений деятельности политико-административных структур, обеспечивающих реализацию внутренней политики на федеральном уровне, а также выявленных региональных особенностей политико-административных структур, обеспечивающих реализацию внутренней политики на региональном уровне, вопрос кадрового потенциала сотрудников соответствующих структурных подразделений приобретает стратегическое значение. Прежде всего считаем необходимым предложить компетентностный профиль сотрудника управления в сфере внутренней политики регионального уровня (см. таблицу 1). Эти компетенции лежат в основе «паспортов компетенций»3, включенных в образовательные про-
3 Общая характеристика программы бакалавриата по направлению подготовки высшего образования «Внутренняя политика и лидерство», одобрена на заседании Ученого совета Института государственной службы и управления, протокол от 15 апреля 2024 года № 10; Общая характеристика программы магистратуры по направлению подготовки высшего образования 38.04.04 Государственное и муниципальное управление «Внутренняя политика и политические технологии», одобрена на заседании Ученого совета Института государственной службы и управления, протокол от 25 декабря 2023 года № 5.
Таблица 1. Матрица компетенций специалиста по внутренней политике Table 1. Competency matrix of an internal policy specialist
Компетенции Формулировка компетенции
Обеспечение реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (метакомпетенция) Способен обеспечить реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в сфере внутренней политики на территории субъекта Российской Федерации
Способен обеспечивать реализацию внутренней политики в особых условиях, в том числе в условиях специальной военной операции и на вновь присоединенных территориях
Способен находить и принимать эффективные управленческие решения в условиях кризиса, ограниченности времени, информации и других ресурсов, также осуществлять распределение функций, задач, полномочий и ответственности между исполнителями в органах власти в условиях неопределенности и рисков
Диагностика и аналитика Способен обеспечить формулирование и реализацию государственной информационной политики с целью информационного сопровождения сформулированной Президентом Российской Федерации федеральной повестки
Способен собирать, обобщать, структурировать и анализировать информацию о внутренних и внешних факторах, влияющих на формулирование и реализацию основных направлений внутренней политики с учетом региональной специфики
Прогнозирование Способен на основе анализа и мониторинга данных прогнозировать развитие общественно-политических процессов в Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации, а также подготавливать соответствующие информационно-аналитические материалы и рекомендации, включающие в себя возможные организационные меры и проекты решений
Политическое планирование Способен осуществлять тактическое и стратегическое политическое планирование с учетом ключевых общественно-политических событий
Способен обеспечить процесс адаптации основных направлений внутренней политики, государственных программ, проектов, документов стратегического планирования Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований
Организационно-координационное обеспечение Способен осуществлять деятельность, направленную на поддержание общественно-политической стабильности и улучшение или удержание уровня социального самочувствия на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований
Способен методически и организационно обеспечить проведение диагностики и мониторинга общественно-политической ситуации в целях принятия эффективных государственных решений
Способен обеспечить конституционное требование по согласованному функционированию и взаимодействию органов, входящих в единую систему публичной власти в Российской Федерации
Способен осуществлять коммуникации с органами государственной власти, институтами гражданского общества, политическими партиями, экспертным и научным сообществом, коммерческим сектором, СМИ, этническими объединениями и традиционными религиозными конфессиями с целью эффективной реализации основных направлений внутренней политики в субъекте Российской Федерации
Методическое обеспечение Способен методически и организационно обеспечить проведение диагностики и мониторинга общественно-политической ситуации в целях принятия эффективных государственных решений
Способен методически, информационно, материально и организационно обеспечивать реализацию мер, направленных на проведение избирательных кампаний различного уровня
Контроль Способен обеспечивать контроль соответствия принимаемых на всех уровнях власти решений федеральной и региональной повестке дня
Способен осуществлять контроль показателей результативности деятельности региона по основным федеральным ключевым показателям эффективности
Информационное обеспечение Способен предпринимать меры по обеспечению прозрачности, информационной открытости и повышения доверия к общественно-политическим институтам
Источник: Составлено авторами Source: Compiled by the authors
Таблица 2. Типы личности в зависимости от иерархии интересов специалистов в области внутренней политики
Table 2. Personality types depending on the hierarchy of interests of internal policy specialists
Тип личности Присущая типу иерархия интересов Описание характерных особенностей типа личности
Альтруистически-административный 1) Государственно-общественные интересы; 2) государственно-корпоративные интересы (интересы аппарата); 3) личные интересы. Ситуация, когда 1 и 2 позиции набирают одинаковые баллы и, как следствие, имеют одинаковое значение для личности, также относится к этому типу Характеризуется бескорыстными действиями и высокой служебной дисциплиной. Формируется личность, для которой на первом месте стоит благополучие общества. Человек пытается своими действиями помочь обществу, улучшить жизнь в государстве
Административно-альтруистический 1) Государственно-корпоративные интересы (интересы аппарата); 2) государственно-общественные интересы; 3) личные интересы Данный тип личности видит своей главной целью службу государственному аппарату. Личность верит, что только сильное государство может привести общество к процветанию. Иначе говоря, при удовлетворении интересов государства общество также будет развиваться
Административно зависимый (по мнению авторов, наиболее часто встречающийся тип) 1) Государственно-корпоративные интересы (интересы аппарата); 2) личные интересы; 3) государственно-общественные интересы Данный тип личности подчиняет свои интересы интересам государственного аппарата и в последнюю очередь ориентируется на общество. Человек подобного склада наделяет государство особыми качествами, в связи с чем государственные интересы становятся для него наиболее приоритетными. Личность верит, что удовлетворение интересов государственного аппарата будет способствовать воплощению личных интересов. Главной целью такого человека является удовлетворение интересов аппарата, но при этом личные интересы также будут играть немаловажную роль
Источник: Составлено авторами Source: Compiled by the authors
граммы, направленные на подготовку кадров для внутриполитического блока и упомянутые выше.
В подготовке кадров также важным аспектом является мотивационно-ценностная сфера, обусловленная прежде всего структурой интересов [Макаров, Комар, 2021. С. 323-376]. На наш взгляд, ценностная и мотивационная модель у обучающихся является существенным дополнением подготовки высококвалифицированного специалиста, способного к выполнению задач.
Структура интересов и личностно-профессиональные качества специалистов
К специалистам, осуществляющим свою деятельность во внутриполитическом блоке, могут предъявляться особые нравственные требования в части структуры их интересов. Исходя из представленной выше матрицы компетенций и сформулированной метакомпетенции важно сделать вывод, что у востребованного специалиста по внутренней политике в структуре интересов будут превалировать государственно-корпоративные начала, а наименее актуализированными окажутся личные интересы. В таблице 2 мы представили типы личности в зависимости от иерархии интересов, которые наиболее соответствуют актуальному кадровому запросу в сфере внутренней политики.
Основываясь на представленной информации, авторы предлагают к рассмотрению собственную классификацию интересов к власти у потенциальных кадров в сфере политико-правового управления (см. рисунок). По нашему мнению, данная классификация затрагивает все аспекты человеческой мотивации и интересов к завоеванию, удержанию и реализации власти и может в большинстве случаев дать понимание результативности созданных условий в образовательном процессе, направленных на подготовку кадров для внутриполитического блока.
В сегодняшних условиях, когда сохраняется персонализация власти в нашей стране и власть ассоциируется с конкретными лицами, изучение общественных отношений (и особенно отношений по поводу власти), их социально-психологической стороны, остается актуальным и важным. Особая структура личности лидера и его пассионарная мотивация при должном профессиональном уровне могут гарантировать гражданам страны в годы политических и экономических трансформаций безопасность и благополучие.
Однако важно не допускать ситуации, при которой может актуализироваться определенный мотив, например инструментальный, где для субъекта власть является источником удовлетворения его
Рисунок. Классификация интересов будущих сотрудников в сфере политико-правового управления
Figure. Classification of future employees' interests in the field of political and legal management
Источник: Составлено авторами Source: Compiled by the authors
материальных потребностей, то есть потребности в деньгах, или компенсаторный мотив, который выражается в потребности властвовать - для компенсации чувства неполноценности. Таким образом, воспитание личностно-профессиональных качеств, а также профилактика ситуации, описанной выше, достигается за счет синтеза не только учебной части, но и в ходе внеаудиторной образовательной работы, практик и стажировок. Всё это позволяет заложить идеологический фундамент и обеспечить профессиональное развитие.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что подготовка высококвалифицированных специа-
листов для значимого элемента единой системы публичной власти - внутренней политики - является крайне важной задачей для ее успешного функционирования.
Авторами была выявлена необходимость создания соответствующей экосистемы подготовки кадров внутриполитического блока, возможной для реализации на площадке Президентской академии с учетом современной и исторической, геополитической и внутриполитической ситуации. В процессе создания и функционирования подобной экосистемы особое внимание следует уделить формированию ценностей и мотивации специалистов в этой сфере, так как от их профессионализма и нравственных устоев зависит успешная реализация государственной политики и поставленных задач.
На основе анализа кадрового запроса системы органов внутриполитического блока удалось сформулировать содержательную компе-тентностную модель подготовки кадров для внутриполитического блока. Также были проанализированы особые личностные требования, значимые для специалиста внутриполитического блока, а также описана методика их формирования. Представлена классификация личностных характеристик и система внеаудиторной образовательной деятельности, направленной на формирование соответствующих актуальному кадровому запросу личностных качеств.
В целом подготовка кадров в сфере внутренней политики является сложным и многогранным процессом, который требует комплексного подхода и учета различных эндогенных и экзогенных факторов.
Литература
Ежова З.В. Дистантная диагностика в ходе профессиональной ориентации абитуриентов программы «Внутренняя политика и лидерство» // Внутренняя политика: проблемы и технологии управления (по материалам конференций и семинаров). Вып. 2. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2019. С. 61-77. EDN: ZWYQFN Карнаушенко Л.В. Эффективность системы государственного управления в условиях постмодерна. Теоретические и эмпирические аспекты. Закон и право. 2021. № 1. С. 15-20. Ый^:// doi.org/10.24412/2073-3313-2021-1-15-20. EDN: УСВРШ Макаров А.В., Комар И.В. Интересы будущих представителей государственного и муниципального управления (по результатам исследований среди студентов направления
подготовки «Государственное и муниципальное управление») // Внутренняя политика и лидерство: сборник научных трудов научно-практической школы политической профессиологии. Вып. 5 / под науч. ред. В.В. Комлевой; под общ. ред. В.А. Пызина. М.: Изд-во ИРМИ, 2021. С. 323376. EDN: PPBXJC Орлова И.В., Борисенков А.А., Ульянкин П.Д. Институциональные практики в современной российской внутренней политике: неоинституциональный подход. Социально-политические науки. 2022. № 12. С. 29-37. https://doi. ощ/10.33693/2223-0092-2022-12-6-29-36. EDN: GHUVGM Шабров О.Ф. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна. Власть. 2010. № 5. С. 4-9.
References
Ezhova Z.V. Remote diagnostics in the course of professional orientation of applicants for the "Domestic policy and leadership" program // Domestic policy: problems and technologies of management (on the materials of conferences and seminars). Issue 2. Moscow: Izdatel'skiy dom "Nauchnaya biblioteka", 2019. P. 61-77. EDN: ZWYQFN. In Russian
Karnaushenko L.V. Effectiveness of the public administration system in postmodern conditions: theoretical and empirical aspects. Zakon i pravo. 2021. No. 1. P. 15-20. https://doi. org/10.24412/2073-3313-2021-1-15-20. EDN: YCBPND. In Russian
Makarov A.V, Komar I.V. Interests of future representatives of state and municipal management (based on the results of research among students of the training direction "State and
Municipal Management") // Domestic policy and leadership: a collection of scientific papers of the scientific-practical school of political professionology. Issue 5. / edited by V.V. Komleva, V.A. Pyzin. Moscow: Izdatelstvo IRMI, 2021. P. 323-376. EDN: PPBXJC. In Russian
Orlova ¡.V., Borisenkov A.A., Ulyankín P.D. The relevance of the neo-institutional method in the analysis of formalized activities in Russian modern domestic politics. Sotsial'no-politiches-kiye nauki. 2022. No. 12. P. 29-37. https://doi. org/10.33693/2223-0092-2022-12-6-29-36. EDN: GHUVGM. In Russian
Shabrov O.F. Efficiency of public administration in postmodern conditions. Vlast'. 2010. No. 5. P. 4-9.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:
Алексей Александрович Борисенков, заместитель декана факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119606, Москва, проспект Вернадского, 84). E-mail: [email protected]
Андрей Викторович Макаров, администратор программы «Внутренняя политика и лидерство» факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119606, Москва, проспект Вернадского, 84). E-mail: [email protected]
Для цитирования: Борисенков А.А., Макаров А.В. Некоторые аспекты подготовки кадров внутриполитического блока единой системы публичной власти. Государственная служба. 2024. № 3. С. 6-11.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Alexey A. Borisenkov, Deputy Dean of the Faculty of Public and Municipal Administration, Institute of Public Administration and Civil Service
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (84, Vernadsky Prospekt, Moscow, 119606, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Andrey V. Makarov, Administrator of the program "Internal Policy and Leadership", Faculty of Public and Municipal Administration, Institute of Public Administration and Civil Service
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (84, Vernadsky Prospekt, Moscow, 119606, Russian Federation). E-mail: [email protected]
For citation: Borisenkov A.A., Makarov A.V. Some aspects of training personnel for the domestic policy bloc within the unified system of public authority. Gosudarstvennaya sluzhba. 2024. No. 3. P. 6-11.