Научная статья на тему 'Некоторые аспекты планирования правоохранительной деятельности режимных подразделений мест принудительного содержания уголовно-исполнительной системы России'

Некоторые аспекты планирования правоохранительной деятельности режимных подразделений мест принудительного содержания уголовно-исполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИМНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / МЕСТА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ / PLACES OF DETENTION / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / НАДЗОР / SUPERVISION / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА / PROVIDING MODE / DIVISIONS OF SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокудин Виталий Вячеславович

Правоохранительная деятельность режимных подразделений мест принудительного содержания основанная на законе деятельность государства, осуществляемая через уполномоченные им государственные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями применения принудительных мер воздействия, а также владеющие навыками обеспечения режима в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование правонарушений и привлечение к ответственности виновных лиц, их совершивших, в установленном законом порядке. Законодательное закрепление понятия «места принудительного содержания» позволило официально его применять, а также определить учреждения и органы УИС, относящиеся к ним. Планирование деятельности по обеспечению надзора одна из основных функций подразделений безопасности мест принудительного содержания уголовно-исполнительной системы России. Она заключается в определении мероприятий, реализация которых позволит повысить эффективность выполнения задач по обеспечению надзора в конкретном планируемом периоде. Пути оптимизации планирования деятельности по обеспечению надзора видятся в четком формулировании общих требований к содержанию и структуре организационно-плановых документов с учетом положений нормативно-правовых актов, научно-методических разработок и практических рекомендаций подразделений безопасности федерального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокудин Виталий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY PLANNING OF REGIME DIVISIONS IN DETENTION OF THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA

Law-enforcement activity of regime divisions of places of detention, acts as the activity of the state based on the law which is carried out through the public authorities of executive power authorized by him given authority to applications of coercive measures of influence and also owning skills of providing the mode in correctional facilities and pre-trial detention centers directed to identification, prevention, suppression, disclosure, investigation of offenses and prosecution of the perpetrators made them in the order established by the law. Legislative fixing of a concept of «places of detention" has allowed to apply officially it and also to define the institutions and bodies of penal correction system relating to them. Planning of activities for ensuring supervision one of the main functions of divisions of safety of places of detention of a penal correction system of Russia consisting in definition of actions which realization is most optimum for achievement of tasks of ensuring supervision in the concrete planned period. Ways of optimization of planning of activities for ensuring supervision seem in accurate formulation of the general requirements to contents and structure of organizational and planned documents taking into account provisions of normative legal acts, scientific and methodical developments and the practical recommendations of divisions of safety of federal level.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты планирования правоохранительной деятельности режимных подразделений мест принудительного содержания уголовно-исполнительной системы России»

УДК 340

Прокудин В. В.

старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС, Академия ФСИН России, 390036, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, e-mail: 8 920 [email protected]

Vitaly V. Prokudin

The senior teacher of department of the organization

of the mode and supervision in penal correction system,

FSIN of Russia Academy,

Sennaya st., 1, Ryazan, Russia, 390036,

e-mail: 8 920 [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИМНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Аннотация. Правоохранительная деятельность режимных подразделений мест принудительного содержания - основанная на законе деятельность государства, осуществляемая через уполномоченные им государственные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями применения принудительных мер воздействия, а также владеющие навыками обеспечения режима в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование правонарушений и привлечение к ответственности виновных лиц, их совершивших, в установленном законом порядке.

Законодательное закрепление понятия «места принудительного содержания» позволило официально его применять, а также определить учреждения и органы УИС, относящиеся к ним.

Планирование деятельности по обеспечению надзора - одна из основных функций подразделений безопасности мест принудительного содержания уголовно-исполнительной системы России. Она заключается в определении мероприятий, реализация которых позволит повысить эффективность выполнения задач по обеспечению надзора в конкретном планируемом периоде. Пути оптимизации планирования деятельности по обеспечению надзора видятся в четком формулировании общих требований к содержанию и структуре организационно-плановых документов с учетом положений нормативно-правовых актов, научно-методических разработок и практических рекомендаций подразделений безопасности федерального уровня.

Ключевые слова: режимные подразделения, места принудительного содержания, планирование, надзор, обеспечение режима.

Summary. Law-enforcement activity of regime divisions of places of detention, acts as the activity of the state based on the law which is carried out through the public authorities of executive power authorized by him given authority to applications of coercive measures of influence and also owning skills of providing the mode in correctional facilities and pre-trial detention centers directed to identification, prevention, suppression, disclosure, investigation of offenses and prosecution of the perpetrators made them in the order established by the law.

Legislative fixing of a concept of «places of detention " has allowed to apply officially it and also to define the institutions and bodies of penal correction system relating to them.

Planning of activities for ensuring supervision - one of the main functions of divisions of safety ofplaces of detention of a penal correction system of Russia consisting in definition of actions which realization is most optimum for achievement of tasks of ensuring supervision in the concrete planned period. Ways of optimization ofplanning of activities for ensuring supervision seem in accurate formulation of the general requirements to contents and structure of organizational and planned documents taking into account provisions of normative legal acts, scientific and methodical developments and the practical recommendations of divisions of safety offederal level.

Keywords: divisions of safety, places of detention, planning, supervision, providing mode.

Правоохранительная деятельность режимных подразделений мест принудительного содержания УИС в отличие от иных отделов и служб учреждений и органов УИС характеризуется наличием дополнительных специфических признаков.

Так, А. В. Дергачев в своих научных исследованиях дает определение режимного мероприятия как нормативно определенного действия или их комплекса для решения конкретных задач, реализовываемых в рамках установленного порядка исполнения и отбывания лишения свободы в местах принудительного содержания УИС, а также на прилегающих к ним режимных терри-

SOME ASPECTS OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY PLANNING OF REGIME DIVISIONS IN DETENTION OF THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA

© 2018 Прокудин В. В.

ториях и непосредственно направленных на обеспечение изоляции и дифференциации наказания спецконтингента, надзора за ними, реализации особенностей их правового положения, а также личной безопасности спецконтингента и персонала [1].

А. А. Аксенов отмечал, что формой физической реализации режимных мероприятий является определенный порядок их проведения, под которым необходимо понимать совокупность действий, нацеленных на выполнение и реализацию конкретной задачи и осуществляемых в строгой последовательности, по установленным правилам. Порядок проведения затрагивает одновременно форму режимного мероприятия (какие действия предусматривает мероприятие) и содержание (каким образом они будут проводиться) [2].

Данный порядок реализуется при помощи деятельности лиц, обладающих правом проведения режимных мероприятий и соответственно несущих определенные обязанности и ответственность по их выполнению, то есть субъектов. Согласимся с утверждением В. В. Федорова в том, что личный состав является основополагающим элементом стабильного функционирования исправительного учреждения и от его профессионализма зависит эффективность проведения режимного мероприятия [3].

С учетом изложенного определение правоохранительной деятельности режимных подразделений мест принудительного содержания УИС представляется следующим образом: это основанная на законе деятельность государства, осуществляемая через уполномоченные им государственные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями применения принудительных мер воздействия, а также владеющие навыками обеспечения режима в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование правонарушений и привлечение к ответственности виновных лиц, их совершивших, в установленном законом порядке [4, с. 16].

Одними из важнейших функций в деятельности режимных подразделений мест принудительного содержания УИС [5, с. 112] остаются функции прогнозирования и планирования. Любое планирование деятельности является разработкой комплекса мероприятий по достижению определенной цели. В нашем случае целью является обеспечение установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Режимные подразделения мест принудительного содержания УИС России достигают вышеуказанную цель посредством обеспечения надзора, содержание которого, а также комплекс необходимых мероприятий для его обеспечения и осуществления регламентируется специальными ведомственными приказами.

Единые требования по организации планирования деятельности учреждений и органов УИС, в том числе режимных подразделений мест принудительного содержания, содержатся в ведомственном нормативно-правовом акте «Об организации планирования в учреждениях и органах УИС» (Приказ ФСИН России от 17 декабря 2013 г. № 777 «Об организации планирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 3. 2014). В соответствии с данным документом руководством подразделений безопасности мест принудительного содержания УИС разрабатывается комплекс мероприятий, которые в виде Предложений в план работы учреждения УИС на полугодие передаются сотруднику организационно-аналитического подразделения учреждения, формирующему План работы учреждения УИС на полугодие. Предложения от подразделений безопасности включаются в раздел «Обеспечение режима, укрепление законности и правопорядка, профилактика правонарушений».

Анализ предложений в план работы учреждения УИС на полугодие, разрабатываемых режимными подразделениями мест принудительного содержания УИС, говорит об отсутствии правового единоначалия и каких-либо рекомендаций по структуре плана и его содержанию.

Исходя из названия раздела «Обеспечение режима, укрепление законности и правопорядка, профилактика правонарушений» можно условно выделить три соответствующих направления деятельности.

Для реализации первого направления деятельности необходимо обратиться к ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которая раскрывает содержание режима и включает такие элементы, как обеспечение охраны, обеспечение изоляции, надзор за спецконтингентом, исполнение обязанностей, возложенных на них, обеспечение их законных интересов и прав, обеспечение личной безопасности, обеспечение раздельного содержания спецконтингента и изменение условий отбывания наказания.

Вместе с тем необходимо отметить, что обеспечением охраны в учреждениях занимаются подразделения охраны, что соответственно не входит в компетенцию подразделений безопасности (режима). Изменением условий отбывания наказания непосредственно занимаются отделы воспитательной работы учреждений.

Такие категории, как законность и правопорядок, до сих пор являются дискуссионными. В научных кругах законность понимается следующим образом. В. С. Нерсесянц определяет правовую законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права [6, с. 539]. А. В. Демидов под законностью понимает принцип, метод и режим строго неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений [7, с. 213].

Понятие «правопорядок» также трактуется учеными-правоведами неоднозначно. А. Ф. Черданцев считает, что правопорядок есть система общественных отношений, правоотношений, основанных на нормах права [8, с. 389]. Р. А. Ромашов утверждает, что правопорядок - это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права [9, с. 148].

Применение понятия «укрепление» законности и правопорядка, по нашему мнению, в данном контексте не совсем верно. Так, большинство толковых словарей дают определение этому слову, как «расположиться, устроив оборонительное сооружение либо стать крепким» [10, с. 832]. Считаем более грамотно будет говорить об «обеспечении» законности и правопорядка.

Таким образом, обеспечение законности и правопорядка в местах принудительного содержания УИС исходя из вышеприведенных определений является результатом реализации своих функциональных обязанностей каждым структурным подразделением в целях обеспечения установленного порядка отбывания наказания.

Что же касаемо профилактики правонарушений, то согласно к ведомственному нормативно-правовому документу, регламентирующему данное направление деятельности, профилактика правонарушений обеспечивается не только посредством осуществления надзора, но и охраны, изоляции, размещения осужденных в соответствии с законом, выявления условий и причин, способствующих нарушению законности, установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 (ред. от 15.08.2016) // Российская газета. 2013. № 119). Таким образом, выше представлен целый комплекс мероприятий, проводимых во взаимодействии практически всеми подразделениями учреждения.

Подводя итог вышесказанному, необходимо констатировать тот факт, что содержание раздела «Обеспечение режима, укрепление законности и правопорядка, профилактика правонарушений» плана работы учреждения на полугодие намного шире функциональных обязанностей и полномочий режимных подразделений.

В соответствии с этим полагаем необходимым изменить название раздела на «Совершенствование мероприятий по обеспечению надзора», так как данный раздел предусмотрен для включения в него мероприятий от подразделений безопасности (режима), деятельность которых в первую очередь направлена на обеспечение и осуществление надзора в местах принудительного содержания. Содержание надзора, в свою очередь, регламентируется ведомственным приказом. Законодатель в данном правовом акте определяет порядка двадцати направлений деятельности, в результате реализации которых достигается обеспечение надзора.

В то же время в указанном выше приказе предусмотрено планирование мероприятий по организации и обеспечению надзора в местах принудительного содержания на месяц, в котором, в свою очередь, предложены следующие разделы:

предупреждение и пресечение правонарушений со стороны спецконтингента; установление и перекрытие каналов проникновения на режимную территорию и охраняемые объекты запрещенных вещей;

контроль за наличием осужденных, находящихся под охраной и надзором; проведение обысково-досмотровых мероприятий;

поддержание в исправном состоянии и внедрение в надзор инженерных и технических средств надзора и контроля;

проведение тактико-специальных занятий и тренировок.

Положения приказа в отношении разделов по планированию на месяц сформулированы таким образом, что не предусматривается в случае необходимости создание дополнительных. Однако при их анализеможно отметить отсутствие таких необходимых разделов, как планирование мероприятий по взаимодействию, отчетно-документальное планирование деятельности. В противном случае данные мероприятия вносятся в иные разделы.

В завершение необходимо констатировать, что планирование деятельности режимных подразделений мест принудительного содержания уголовно-исполнительной системы России должно включать в себя совокупность мероприятий, направленных на обеспечение установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы посредством осуществления надзора.

Библиографический список

1. Дергачев А. В. Правовое регулирование проведения режимных мероприятий в исправительных колониях: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2012. 218 с.

2. Аксенов А. А. Организационно-управленческие механизмы реформирования УИС России // Реформа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: к 10-летию передачи УИС из ведения МВД в ведение Минюста и 15-летию со дня принятия Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Рязань: Академия ФСИН России, 2009. Ч. 1. С. 32-38.

3. Федоров В. В. Значение профессиональной подготовки сотрудников дежурной смены в повышении эффективности надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях // Модернизация образования в современном мире: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов, 2009. С. 151.

4. Прокудин В. В. Понятие правоохранительной деятельности режимных подразделений исправительных учреждений и следственных изоляторов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 3(166). С. 13-16.

5. Прокудин В. В. К вопросу о понятии надзора в местах принудительного содержания // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2 т. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2016. С. 211-215.

6. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 560 с.

7. Демидов А. В. Законность и правопорядок как теоретико-правовые категории // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Уфа, 2016. № 3-2 (69). С. 213-215.

8. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999. 429 с.

9. Ромашов Р. А., Сальников В. П., Оль П. А. Основы теории государства и права: учебник. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002. 192 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2010. 874 с.

11. Караваев И. В. Вопросы реализации права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, на переписку и получение посылок // Библиотека уголовного права и криминологии. 2017. № 3(21). С. 108-114.

12. Сухарев С. Н. Установление надзора как мера исправления и безопасности по уголовному законодательству Германии и России // Библиотека уголовного права и криминологии. 2016. № 3(15). С. 124-128.

13. Усеев Р. З. О регулировании общественных отношений при исполнении и отбывании лишения свободы ведомственными нормативно-правовыми актами ограниченного пользования // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 1(27)/2018. С.103-106.

References

1. Dergachev A. V. Pravovoe regulirovanie provedenija rezhimnyh meroprijatij v ispravitel'nyh kolonijah. Dis. ... kand. jurid. nauk. [Legal regulation of holding regime actions in corrective labor colonies. Candidate's of Law thesis]. Rjazan', 2012, p. 218 [in Russian].

2. Aksenov A. A. Organizacionno-upravlencheskie mehanizmy reformirovanija UIS Rossii [Organizational and administrative mechanisms of reforming of penal correction system of Russia]. Reforma ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii: k 10-letiju peredachi UIS iz vedenija MVD v vedenie Minjusta i 15-letiju so dnja prinjatija Zakona RF «Ob uchrezhdenijah i organah, ispolnjajushhih ugolovnye nakazanija v vide lishenija svobody» [Reform of the penal system of the Russian Federation: towards 10th anniversary of the transfer of the penal correction system from the authority of the Ministry of internal Affairs to the Ministry of justice and the 15 anniversary from the date of adoption of the RF Law «On institutions and bodies executing criminal penalties of imprisonment»]. Rjazan': Akademija FSIN Rossii, 2009, ch. 1, pp. 32-38 [in Russian].

3. Fedorov V. V. Znachenie professional'noj podgotovki sotrudnikov dezhurnoj smeny v pov-yshenii jeffektivnosti nadzora za osuzhdennymi, soderzhashhimisja v ispravitel'nyh kolonijah [Value of vocational training of employees of a duty shift in increase in efficiency of supervision of the convicts who are contained in corrective labor colonies]. Modernizacija obrazovanija v sovremennom mire: mate-rialy II Vseros. nauch.-prakt. konf. [Modernization of education in the modern world]. Tambov, 2009, p. 151 [in Russian].

4. Prokudin V. V. Ponjatie pravoohranitel'noj dejatel'nosti rezhimnyh podrazdelenij ispravitel'nyh uchrezhdenij i sledstvennyh izoljatorov [Concept of law-enforcement activity of regime divisions of correctional facilities and pre-trial detention centers]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Statements of the penal system], 2016, no. 3(166), pp. 13-16 [in Russian].

5. Prokudin V. V. K voprosu o ponjatii nadzora v mestah prinuditel'nogo soderzhanija [To a question of a concept of supervision of places of detention]. Ugolovno-ispolnitel'naja politika i voprosy ispolnenija ugolovnyh nakazanij: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. V 2 t. [Criminal-Executive policy and issues of execution of criminal penalties]. Rjazan': Akademija prava i upravlenija Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij, 2016, pp. 211-215 [in Russian].

6. Nersesjanc V. S. Obshhaja teorija prava i gosudarstva: uchebnik [General theory of the right and state]. Moscow: Norma: INFRA-M, 2012, pp. 560 [in Russian].

7. Demidov A. V. Zakonnost' i pravoporjadok kak teoretiko-pravovye kategorii [Legality and law and order as teoretiko-legal categories]. Novaja nauka: teoreticheskij i prakticheskij vzgljad [New science: theoretical and practical view]. Ufa, 2016, no. 3-2 (69), pp. 213-215 [in Russian].

8. Cherdancev A. F. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik dlja vuzov [Theory of the state and right]. Moscow: Jurajt, 1999, 429 p. [in Russian].

9. Romashov R. A., Sal'nikov V. P., Ol' P. A. Osnovy teorii gosudarstva i prava : uchebnik. [Bases of the theory of the state and right]. Saint-Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 2002, 192 p. [in Russian].

10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeolog-icheskih vyrazhenij [Explanatory dictionary of Russian: 80 000 words and phraseological expressions]. 4-e izd., dop. Moscow: A TEMP, 2010, 874 p. [in Russian].

11. Karavaev I. V. Voprosy realizacii prava podozrevaemyh i obvinjaemyh, soderzhashhihsja pod strazhej, na perepisku i poluchenie posylok [Questions of realization of the right of the suspects and defendants who are held in custody on correspondence and receiving parcels]. Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii [Library of criminal law and criminology], 2017, no. 3(21), pp. 108-114 [in Russian].

12. Suharev S. N. Ustanovlenie nadzora kak mera ispravlenija i bezopasnosti po ugolovnomu za-konodatel'stvu Germanii i Rossii [Supervision establishment as a measure of correction and safety by the criminal legislation of Germany and Russia]. Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii [Library of criminal law and criminology], 2016, no. 3(15), pp. 124-128 [in Russian].

13. Useev R. Z. O regulirovanii obshhestvennyh otnoshenij pri ispolnenii i otbyvanii lishenija svobody vedomstvennymi normativno-pravovymi aktami ogranichennogo pol'zovanija [On regulation of the public relations at execution and serving of imprisonment by departmental normative legal acts of limited use]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of Samara law Institute: scientific and practical journal], no. 1(27)/2018, pp. 103-106 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.