7. Nechaev A.D. Osnovaniya klassifikatsii i vidy kriminalizatsii i dekriminalizatsii (Grounds for classification and types of criminalization and decriminalization), Zhurnal rossiiskogo prava, 2017, No. 6, pp. 105-114.
8. Ofitsial'nyi sait General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii (Official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation). URL: http://genproc.gov.ru/smi/ inter-view_and_appearences/appearences/1367434/ (accessed date: 02.05.2018).
9. Ofitsial'nyi sait General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii. Portal pravovoi statistiki (Official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Legal statistics portal). URL: http://crimestat.ru/offenses_map (accessed date: 06.05.2018).
10. Ofitsial'nyi sait Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi Federatsii (Official website of the Public Chamber of the Russian Federation). URL: https://www.oprf.ru/discussions/newsitem /17889 (accessed date: 15.04.2018).
11. Recommendation Rec (2000)19 of the Committee of Ministers to Member States on the Role of Public Prosecution in the Criminal Justice System. URL: http://www.refworld.org/docid/43f5c8694.html (accessed date: 09.05.2018).
12. Rayanov F.M. Problemy teorii gosudarstva i prava (Yurisprudentsii) (Problems of theory of state and law (Jurisprudence), uchebnyi kurs. Moscow, Pravo i gosudarstvo, 2003.
13. Frans fon-List. Prestuplenie kak sotsial'no-patologicheskoe yavlenie. Doklad, chitannyi v Drezdene (Crime as a social and pathological phenomenon. Report made in Dresden). St. Petersburg, izdanie Yuridicheskogo knizhnogo magazina N.K. Martynova, 1900.
Дата поступления: 26.05.2018 Received: 26.05.2018
УДК 343.8
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДАЕМЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
ГРИШИН Дмитрий Александрович
кандидат юридических наук, доцент Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань, Россия. E-mail: [email protected]
В условиях развития правового государства в России актуализируются вопросы, связанные с комплексным межотраслевым институтом административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и его практической реализации через организационно-управленческую деятельность сотрудников исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний. Эта ситуация делает необходимым совершенствование ме-
PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVING ACTIVITIES OF SERVANTS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA ON ESTABLISHING ADMINISTRATIVE SUPERVISION OVER PERSONS RELEASED FROM PRISONS
GRISHIN Dmitrii Aleksandrovich
Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russia. E-mail: [email protected]
In the context of the further development of the rule-of-law state in modern Russia, many issues become more actual, among them the matters related to the integrated interdisciplinary institution of administrative supervision over persons released from places of deprivation of liberty and its practical implementation through organizational and management activities of correctional and intake officers of the Federal Penitentiary Service. In its turn, this situation makes it necessary to improve the
ханизма деятельности должностных лиц уго-ловно-испол-нительной системы по подготовке и направлению в суд документов, необходимых для установления административного надзора. В особом исследовательском внимании нуждаются проблемы практической реализации требований законодательства об административном надзоре в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Это связано с необходимостью повышения эффективности и результативности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и становится задачей номер один сегодняшнего дня.
Ключевые слова: меры административного предупреждения, административный надзор, уголовно-исполнительная система, пенитенциарная безопасность.
mechanism of activities of officials of the penal correction system for preparing and sending to court documents necessary to establish administrative supervision. At the same time, the problems of practical implementation of the legislative requirements on administrative supervision in facilities and bodies of the penal correction system require special research attention. It is connected with the need to improve the efficiency and effectiveness of this area of activity of facilities and bodies of the penal correction system and is becoming a high-priority task of the present day.
Key words: measures of administrative prevention, administrative supervision, penal correction system, penitentiary security.
Проблеме административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, посвящено значительное число публикаций [2, 4, 5, 7, 9, 10]. Необходимо отметить, что организацию административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы можно рассматривать, с одной стороны, как комплексный межотраслевой институт современного российского права, включающий в себя различные по характеру и содержанию нормы административного и уголовно-исполнительного права, с другой, как организационно-управленческую деятельность компетентных государственных органов, направленную на оказание предупредительного административно-регулятивного воздействия на освобожденных из мест лишения свободы граждан в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений. В этой связи комплексное исследование вопросов административного надзора за данной категорией лиц должно стать сегодня для ученых и правоприменителей одной из наиболее перспективных тем научных исследований.
Нормативно-правовая регламентация оснований и порядка установления административного надзора, а также реализации данной административно-предупредительной меры помимо Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации [8, ст. 173.1], Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации [3, гл. 29] и Приказе МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «Об утверждении Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [6]. При этом, внутриорганизационная деятельность сотрудников исправительных учреждений по подготовке материалов для установления административного надзора за осужденными, содержащимися в местах лишения свободы на уровне нормативно-правовых актов ФСИН России либо Минюста России не урегулирована, что вызывает необходимость в разработке и определенного универсального правоприменительного механизма для сотрудников различных структурных подразделений исправительного учреждения по реализации законодательных требований в данной сфере. Кроме этого хочется отметить и отсутствие в УИС ведомственной системы учета и отчетности по организации работы, связанной с установлением административного надзора за отдельными категориями осужденных.
Правоотношения по установлению административного надзора в уголовно-исполнительной системе имеют сложный субъектный состав в зависимости от определенной стадии процедуры установления надзора и его реализации. На первоначальном этапе (этапе подготовки материалов для установления административного надзора внутри исправительного учреждения) участниками данных правовых отношений, с одной стороны, является осуж-
денный, в отношении которого возможно установление административного надзора, с другой, начальник исправительного учреждения (уголовно-исполнительной инспекции), утверждающий и обеспечивающий направление материалов для установления административного надзора в суд. Что касается осужденного, то в соответствии с требованиями ст. 173.1. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации административный надзор может быть установлен за двумя категориями осужденных.
Первая - в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279, 282-282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Вторая - в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Первая из представленных категорий осужденных подлежит административному надзору независимо от их правопослушного либо противоправного поведения в период отбывания наказаний, при установлении административного надзора второй категории осужденных в совокупности должны учитываться два критерия: допенитенциарный (характеризующий совершенное осужденным преступление (преступления)) и пенитенциарный (характеризующий личность осужденного в период отбывания наказания).
Анализ деятельности начальника исправительного учреждения по утверждению и представлению материалов для установления административного надзора в суд на первоначальном этапе характеризуется организационно-управленческой деятельностью, направленной своевременную и качественную подготовки документов, необходимых для установления административного надзора структурными подразделениями учреждения. После установления судом административного надзора начальником исправительного учреждения организуется взаимодействие с органами внутренних дел, связанное с практической реализацией установленных судом запретов и ограничений в отношении освобождаемого из мест лишения свободы осужденного. С учетом не урегулированности на ведомственном уровне данного порядка нами подготовлен и предложен соответствующий организационный механизм данной деятельности, представляющий собой набор компетенций соответствующих структурных подразделений учреждения УИС по осуществлению определенных действий и подготовке соответствующих материалов [1, с. 30-35].
Основными структурными подразделениями исправительного учреждения, реализующими функцию подготовки материалов для установления административного надзора и последующее взаимодействие в органами внутренних дел являются отдел специального учета осужденных, оперативный отдел, отдел безопасности, отдел воспитательной работы с осужденными и юридическая группа. Рассмотрим деятельность данных подразделений.
Отдел специального учета осужденных - за четыре месяца до освобождения составляют списки осужденных, в отношении которых может быть установлен административный
надзор с соответствующими копиями приговоров. Кроме того, осуществляют следующие виды деятельности:
- сверяют соответствие сведений о наличии у осужденных взысканий и поощрений и представляют соответствующими материалами в юридическую группу;
- при освобождении из мест лишения свободы вручает осужденному, в отношении которого установлен административный надзор, предписание о выезде к избранному месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора и обязанности явиться в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному месту жительства или пребывания (куда в день освобождения высылает копию предписания). В выдаваемой справке об освобождении проставляет отметку «установлен административный надзор»;
- по запросу территориального органа МВД России на районном уровне в течение десяти дней направляет копию приговора суда и характеристику на лицо, освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Оперативный отдел - совместно с другими службами исправительного учреждения:
- проводит мероприятия по сбору оперативной информации об освобождаемых лицах;
- направляет необходимые сведения о них в органы внутренних дел (полицию).
Отдел безопасности - готовит материалы, свидетельствующие о злостном нарушении
установленного порядка отбывания наказания осужденным для их представления в юридическую группу.
Начальники отрядов отдела воспитательной работы с осужденными - составляют характеристики на подлежащих административному надзору осужденных. Согласовывают характеристики с заместителями начальника исправительного учреждения и утверждают их у начальника учреждения. Данную характеристику направляют в юридическую группу, в случае подготовки материалов для установления административного надзора исправительным учреждением либо в отдел специального учета осужденных, в случае направления материалов для подготовки административно-искового заявления органами внутренних дел.
Юридическая группа исправительного учреждения - готовит административно-исковое заявление об установлении административного надзора со всеми необходимыми дополнительными материалами и представляет их для утверждения начальнику исправительного учреждения. После утверждения всех необходимых материалов осуществляет их направление не позднее двух месяцев до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в суд, по месту нахождения исправительного учреждения. Кроме того, обеспечивает представление интересов учреждения в суде при решении вопроса об установлении административного надзора; направляет (в течение семи дней) копию решения суда об установлении административного надзора в орган внутренних дел (полицию); при досрочном освобождении лица, в случае если в отношении него административный надзор не установлен, в течение трех дней с момента его освобождения направляет в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному им месту жительства или пребывания копии приговора суда и документа, послужившего основанием досрочного освобождения, характеристику, справку о поощрениях и взысканиях, заверенную копию постановления начальника учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания для подготовки территориальным органом МВД России материалов в суд об установлении административного надзора. Начальник исправительного учреждения - в рамках своей компетенции осуществляет в данной сфере деятельности следующие функции:
- руководит отделами и службами своего учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы;
- выносит постановление о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
- утверждает административно-исковое заявление об установлении административного
надзора.
Предложенный внутриорганизационный механизм деятельности структурных подразделений исправительного учреждения по подготовке материалов для установления административного надзора и последующего взаимодействия с органами внутренних дел, безусловно, является примерным, он позволяет упорядочить правоприменительную деятельность сотрудников учреждений УИС в данной сфере.
Что касается деятельности уголовно-исполнительных инспекций, то к числу основных функций данных подразделений уголовно-исполнительной системы в сфере реализации законодательства об административном надзоре можно отнести функцию информационного взаимодействия с органами внутренних дел, в том числе:
- направление в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному месту жительства или пребывания сообщений о предстоящем снятии лица в отношении которого установлен административный надзор с контроля и допущенных им в период отбывания наказания нарушениях установленных ограничений, в срок не позднее десяти дней до окончания отбывания наказания в виде ограничения свободы;
- информирование территориального органа МВД России на районном уровне по месту жительства или пребывания осужденного об истечении назначенного ему срока отбывания наказания в виде ограничения свободы, в срок, не позднее, чем за два месяца до истечения срока отбывания ограничения свободы, в случаях, когда осужденный, отбывающий наказание в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы, подлежит административному надзору;
- незамедлительное информирование территориального органа МВД России на районном уровне по месту жительства или пребывания осужденного об изменении срока окончания отбывания наказания, в случае принятия решения о незачете в срок ограничения свободы определенного периода времени осужденному, у которого срок ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы, истекает через два месяца;
- незамедлительное направление информации в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту жительства или пребывания состоящего на учете в уголовно-исполнительной инспекции осужденного, в отношении которого установлен административный надзор, в случаях: замены ему наказания, не связанного с изоляцией от общества, лишением свободы; возбуждения уголовного дела за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 314 Уголовного кодекса Российской Федерации; объявления его в розыск;
- направление запросов в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту жительства или пребывания осужденного лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания либо при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы и освобожденного из мест лишения свободы до 1 июля 2011 г., для получения сведений об установлении административного надзора [6, п. 16].
Подводя итог, хочется сделать ряд выводов и обозначить проблемные моменты в части нормативно-правового регулирования организации и осуществления административно-предупредительной меры в виде административного надзора за осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы и уголовно-исполнительной системе:
- должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы не реализуют самостоятельно определяемые судом правоограничения в отношении лиц, подлежащих административному надзору, данная функция в полном объеме возложена на органы внутренних дел;
- устанавливаемый на основании материалов исправительного учреждения административный надзор в отношении отдельных категорий осужденных (так называемый, потенциальный административный надзор) является эффективной мерой профилактического характера, посредством которой в совокупности с мерами режимно-дисциплинарного воздействия на осужденных обеспечивается публичная безопасность объектов УИС.
В подтверждении данной позиции свидетельствуют результаты проведенного нами социологического исследования в форме анкетирования более 600 сотрудников младшего, среднего и старшего начальствующего состава учреждений и органов УИС. Так, на вопрос, какие меры принудительного воздействия на осужденных являются наиболее эффективными для обеспечения режима безопасности исправительного учреждения 63% респондентов обозначили возможность установления после освобождения административного надзора за отдельной категорией осужденных;
- проблемным моментом в области нормативно-правового обеспечения практической реализации законодательства об административном надзоре является отсутствие нормативно-установленного в УИС алгоритма деятельности должностных лиц и структурных подразделений исправительного учреждения по подготовке материалов для установления административного надзора, а также ведомственной системы учета и отчетности по данному направлению деятельности.
Библиографические ссылки
1. Гришин Д.А., Поникаров В.А., Карасев М.В. Административный надзор за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы : учеб.- практ. пособие. Рязань : Академия ФСИН России, 2012.
2. Гришин Д.А. Правовое регулирование административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в зарубежном законодательстве: сравнительно-правовой анализ // Человек: преступление и наказание. 2012. № 1. С. 107-111.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Гл. 29.
4. Монин Ю.А. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. М., 1979.
5. Никитин А.Д. Административный надзор в системе индивидуальных средств профилактики рецидива // Уголовно-исполнительная политика, законодательство и право: современное состояние и перспективы развития : сборник материалов круглого стола, посвященного памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Олега Вадимовича Филимонова (г. Москва, юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 31 мая 2013 года). М. : Юриспруденция, 2014. С. 261-269.
6. Об утверждении Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 (ред. от 29.03.2017) // Российская газета. 2011. 26 авг.
7. Орехова О.С. Административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, как способ предупреждения рецидива преступлений // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.Д. Сорокина (22 марта 2012 г.). В 2 ч. Ч. 2. С.-Пб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. С. 94-99.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Ст. 173.1.
9. Фильченко А.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования // Административное право и процесс. М. : Юрист, 2012. № 2. С. 54-57.
10. Чистотина О.Н. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы как отдельное направление предупреждения рецидива преступлений органами внутренних дел // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний : материалы Межвузовской научно-практической конференции, г. Рязань, 18 апреля 2014 г. Рязань, 2014. С. 170-175.
References
1. Grishin D.A., Ponikarov V.A., Karasev M.V. Administrativnyi nadzor za litsami, osvobozhdae-mymi iz mest lisheniya svobody (Administrative supervision over persons released from places of deprivation of liberty), ucheb.- prakt. posobie. Ryazan', Akademiya FSIN Rossii, 2012.
2. Grishin D.A. Pravovoe regulirovanie administrativnogo nadzora za litsami, osvo-bozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v zarubezhnom zakonodatel'stve: sravnitel'no-pravovoi analiz (Legal regulation of administrative supervision over persons released from places of deprivation of liberty in foreign legislation: comparative legal analysis), Chelovek: prestuplenie i nakazanie, 2012, No. 1, pp. 107-111.
3. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossiiskoi Federatsii ot 08.03.2015 № 21-FZ (red. ot 05.12.2017) (The Code of Administrative Proceedings of the Russian Federation of 08.03.2015 No. 21-FZ (as amended on 05.12.2017), Ofitsial'nyi sait kompanii «Konsul'tant Plyus». Gl. 29.
4. Monin Yu.A. Administrativnyi nadzor za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody (Administrative supervision over persons released from places of deprivation of liberty). Moscow, 1979.
5. Nikitin A.D. Administrativnyi nadzor v sisteme individual'nykh sredstv profilaktiki retsidiva (Administrative supervision in the system of individual means of preventing repetition offences), Ugolovno-ispolnitel'naya politika, zakonodatel'stvo i pravo: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya, sbornik materialov kruglogo stola, posvyashchennogo pamyati doktora yuridicheskikh nauk, professora, zasluzhennogo yurista Rossiiskoi Federatsii Olega Vadimovicha Filimonova (g. Moskva, yuridicheskii fakul'tet MGU im. M.V. Lomonosova, 31 maya 2013 goda). Moscow, Yuris-prudentsiya, 2014. pp. 261-269.
6. Ob utverzhdenii Poryadka osushchestvleniya administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody: Prikaz MVD Rossii ot 8 iyulya 2011 g. № 818 (red. ot 29.03.2017) (On approval of the Procedure for the exercise of administrative supervision over persons released from places of deprivation of liberty: Order No. 818 of the Ministry of Internal Affairs of Russia of July 8, 2011 (as amended on March 29, 2017), Rossiiskaya gazeta. 2011. 26 avg.
7. Orekhova O.S. Administrativnyi nadzor za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, kak sposob preduprezhdeniya retsidiva prestuplenii (Administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty as a means of preventing repetition offences), Aktual'nye prob-lemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava, materialy ezhegodnoi Vserossiis-koi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati d.yu.n., professora, zasluzhennogo deyatelya nauki RF V.D. Sorokina (22 marta 2012 g.). V 2 ch. Ch. 2. St. Petersburg, Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2012, pp. 94-99.
8. Ugolovno-ispolnitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 16.10.2017) (The Penal Enforcement Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on October 16, 2017), Ofitsial'nyi sait kompanii «Konsul'tantPlyus». St. 173.1.
9. Fil'chenko A.P. Administrativnyi nadzor za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody: pravovaya priroda i perspektivy zakonodatel'nogo regulirovaniya (Administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty: legal nature and prospects for legislative regulation), Administrativnoe pravo iprotsess. Moscow, Yurist, 2012, No. 2, pp. 54-57.
10. Chistotina O.N. Administrativnyi nadzor za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svo-body kak otdel'noe napravlenie preduprezhdeniya retsidiva prestuplenii organami vnutrennikh del (Administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty as a separate area for preventing repetition offences by the bodies of internal affairs), Aktual'nye problemy ugolovno-ispolnitel'nogo prava i ispolneniya nakazanii, materialy Mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Ryazan', 18 aprelya 2014 g. Ryazan', 2014, pp. 170-175.
Дата поступления: 15.06.2018 Received: 15.06.2018