УДК 94(420).086-33 НОЗДРАЧЁВ Е.В.
аспирант, кафедра всеобщей истории и регионоведе-ния, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева Е-таП: [email protected]
UDC 94(420).086-33
NOZDRACHYOV E.V.
Graduate student, Department of General History and Regional Studies, Orel State University named after
I.S. Turgenev E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ШОТЛАНДЦЕВ К ЛЕЙБОРИСТСКОЙ ПАРТИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КОНЦЕ XX -НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
SOME ASPECTS OF THE SCOTTISH ATTITUDE TOWARDS LABOR PARTY OF GREAT BRITAIN AT THE END OF 20™ CENTURY - AT THE BEGINNING OF 21™ CENTURY
Предлагаемая статья рассматривает наиболее важные вопросы эволюции отношения шотландского общества к Лейбористской партии Великобритании в конце 90-ых годов XX века - начале 10-ых годов XXI века. Представленный анализ данного процесса включает такие факторы, как трансформация лейбористской идеологии, политика правительства Блэра в социальной сфере и деятельность Шотландской национальной партии в рассматриваемый период.
Ключевые слова: Лейбористская партия, новый лейборизм, Шотландия, Шотландская национальная партия, Национальная служба здравоохранения.
This article explores the most important issues of the evolution of Scottish public attitudes towards the Labour party of Great Britain in the late 1990s - early 2010s. The presented analysis of this process includes such aspects as transformation of Labour's ideology, the Blair government's social policy and activity of the Scottish National Party during the period under review.
Keywords: the Labor Party, New Labour, Scotland, the Scottish National Party, the National Health Service.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что процесс снижения электоральной поддержки лейбористской партии со стороны шотландского общества тесно связан с изменением социально-политической ситуации в Шотландии, и в частности, с таким событием новейшей истории Великобритании, как референдум о независимости Шотландии.
Жёсткая неолиберальная экономическая политика, проводимая Маргарет Тэтчер, и, в частности такие меры, как приватизация государственных предприятий, закрытие нерентабельных производств, способствовала интенсификации электоральной поддержки Лейбористской партии Великобритании населением Шотландии в 80-90-ых гг. XX века. Важным фактором, предопределившим дальнейшее отношение шотландского общества к Лейбористской партии, стало изменение Энтони Блэром её идеологических основ. Э. Блэр, избранный в 1994 году на пост лидера партии, приступил к кардинальному реформированию партийной идеологии в соответствии с разработанной им концепцией «нового лейборизма» или «третьего пути».
Цель имплементированной Э.Блэром политической стратегии, как отмечает британский политолог Эндрю Гэмбл, заключается в достижении оптимального соотношения между экономической целесообразностью и социальной справедливостью, а также между свободным рынком и всеобщим социальным обеспечением.
Э. Гэмбл подчёркивает, что новый лейборизм, ставит своей целью объединить положительные черты прежней лейбористской идеологии этатистской социал-демократии с некоторыми идеями неолиберализма. При этом новые лейбористы старались избежать негативных аспектов, присущих указанным выше концепциям, т.е. не допустить чрезмерного участия государства в экономике. что было свойственно прежним лейбористам, и в то же время избежать характерного для экономической стратегии неолиберализма недостаточного внимания к соблюдению принципов общественного интереса и общественного достояния. [4,433]
Произведённые Э. Блэром преобразования положили начало применения руководством партии рыночно-ориентированного подхода в экономической политике. Лейбористы приступили к реорганизации британской системы здравоохранения, в которую был интегрирован механизм государственно-частного партнёрства в форме частной финансовой инициативы (ЧФИ). Использование ЧФИ при строительстве инфраструктурных объектов было начато в 1992 году консервативным правительством Джона Мэйджора. Данному шагу предшествовала имплементация правительством М. Тэтчер концепции внутреннего рынка, которая позволяла региональным органам системы здравоохранения заключать контракты с частными компаниями [12]. По мнению британского политолога Эрика Шо, Э. Блэр
© Ноздрачёв Е.В. © Nozdrachyov E.V.
и новые лейбористы воспринимали ЧФИ как способ строительства важных инфраструктурных проектов, не требующий крупных единовременных финансовых затрат из государственного бюджета, поскольку при использовании рассматриваемого механизма контракт с частной компанией заключается на 25-30 лет. Таким образом, британское правительство получило возможность осуществлять строительство дорогостоящих инфраструктурных объектов, избегая таких негативных последствий, как повышение налогов и увеличение государственного долга [17, 83]. В рамках имплементации ЧФИ Фонду Национальной службы здравоохранения Англии предписывалось возмещать частным компаниям финансовые средства, вложенные последними в строительство и модернизацию учреждений здравоохранения. Реализация механизма частной финансовой инициативы способствовала резкому увеличению задолженности Фонда НСЗ Англии перед частными инвесторами, что в свою очередь привело к возникновению финансовых трудностей и в некоторых случаях к закрытию нерентабельных, построенных на государственные средства учреждений здравоохранения в Англии [3].
Важным достижением политики Э. Блэра стала имплементация концепция деволюции - передачи части полномочий общебританских государственных институтов региональным структурам. Были созданы избираемые законодательные органы в национальных регионах Великобритании - Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Лейбористская партия Шотландии (ЛПШ) получила большинство голосов избирателей на первых выборах в шотландский парламент 1999 года. Первое и второе шотландские правительства, возглавляемые лидерами ЛПШ Дональдом Деваром и Джеком МакКонеллом соответственно, проводили в сфере здравоохранения политику, противоречащую позиции Энтони Блэра и его приемника Гордона Брауна по вопросам использования государственно-частного партнёрства при строительстве учреждений здравоохранения. Министр здравоохранения в первом правительстве Шотландии, член ЛПШ Сюзан Дэкон предприняла ряд мер по прекращению применения концепции внутреннего рынка в шотландской системе здравоохранения. В частности, 28 фондов НСЗ Шотландии были лишены полномочий заключать контракты с частными компаниями [16]. Преемник С. Дэкон, Малколм Чисхолм провёл в 2001-2004 гг. реформу шотландской системы здравоохранения, упразднил фонды НСЗ и передал полномочия последних окружным департаментам здравоохранения. Данное преобразование, по мнению руководителя отдела по политическим вопросам и связям с общественностью в шотландском отделении британского профсоюза государственных служащих UNISON Дэйва Ватсона, стало важным этапом в процессе развития национальной службы здравоохранения Шотландии, поскольку позволило избежать возникновения проблем, связанных с применением ЧФИ, характерных для НСЗ Англии [20].
В рамках анализа влияния политики новых лей-
бористов на общественное мнение в Шотландии необходимо также уделить особое внимание политике Лейбористской партии в сфере образования. В 1996 году назначенная Джоном Мэйджором комиссия лорда Дональда Деринга пришла к выводу о том, что для решения ряда проблем британской системы высшего образования и обеспечения стабильного развития данной отрасли в период с 1998 по 2000гг. необходимо выделение дополнительных финансовых средств в размере двух миллиардов фунтов стерлингов. Деринг предложил решить данную проблему путём введения платы за каждый год обучения для студентов высших учебных заведений. После прихода к власти правительство новых лейбористов под руководством Э. Блэра приняло в 1998 году Закон о преподавании и высшем образовании. В соответствии с данным законодательным актом была введена плата за обучение для студентов высших учебных заведений страны. При этом студентам из малообеспеченных семей предоставлялись льготы. В 1999 году был сформирован комитет под руководством лорда Эндрю Кьюби. который провёл комплексный анализ проблемы финансирования системы высшего образования в Шотландии и рекомендовал отменить плату за обучение для студентов высших учебных заведений Шотландии. В частности, было предложено обязать выпускников университетов, годовой доход которых достиг 25.000 £, выплатить университету три тысячи фунтов стерлингов. Данные рекомендации были с некоторыми изменениями приняты лейбористским правительством Шотландии [1].
Решающие влияние на снижение поддержки Лейбористской партии в Шотландии оказала электоральная политика Шотландской национальной партии. В конце 70-ых годов XX века из представителей левого крыла ШНП сформировалась так называемая «группа 79 года», членом которой был Алекс Салмонд, занявший в 1990 году пост лидера Шотландской национальной партии. А. Салмонд разработал новую идеологическою доктрину ШНП, которую он позиционировал как «социал-демократию с шотландским лицом» [7]. Данное преобразование имело своим результатом включение в программу партии таких пунктов, как создание двухсот тысяч рабочих мест; повышение расходов на систему здравоохранения в размере 15%; а также отмену проведенной консервативными правительствами М. Тэтчер и Дж. Мэйджора приватизации; восстановление студенческих пособий и увеличение пенсий. Данная политика сопровождалась значительным расширением электоральной поддержки ШНП. На парламентских выборах 1997 года партия получила 22,1 % голосов шотландских избирателей.
Важным этапом изменения социально-политической ситуации в Шотландии стали выборы в шотландский парламент 2007 года, на которых ШНП получила большинство голосов избирателей. Интенсификация электоральной поддержки Шотландской национальной партии произошла благодаря внесению А. Салмондом в предвыборную программу положения о защите шот-
ландской национальной службы здравоохранения от негативного воздействия механизма ЧФИ, а также об отмене платы за обучение для выпускников высших учебных заведений [18].
Сформированное из членов ШНП шотландское правительство в целях регулирования взаимодействия частных инвесторов и государственных учреждений здравоохранения произвело имплементацию так называемой модели некоммерческого распределения (НКР), что позволило избежать негативных последствий при строительстве объектов социальной инфраструктуры, характерных для Англии. Ключевое отличие данного механизма от частной финансовой инициативы заключается в том, что, если при использовании ЧФИ капитал проектной компании включает в себя частные капиталовложения, то НКР предполагает инвестирование участниками проектной компании только занятых в банках средств. Таким образом, доходность капитала, инвестированного акционерами проектной компании, замораживается на уровне, установленном в момент подписания контракта. Дополнительная прибыль, полученная в процессе реализации проекта, представляющая собой т.н. эксплуатационные излишки, направляется в государственный сектор, в то время как при использовании ЧФИ излишки в течение срока действия контракта передаются участникам проектной компании в виде дивидендов [6, 406].
В 2008 год} шотландское правительство отменило обязательную плату за обучение для выпускников высших учебных заведений. В то же время с 2012 года в Шотландии был сокращён размер студенческих пособий с целью обеспечить оптимальное распределение имеющихся финансовых средств на наиболее важные социальные программы. Однако несмотря на данное обстоятельство, финансовое обеспечение шотландских студентов по ряду критериев находится на более высоком уровне в сравнении с аналогичными показателями в Англии и Уэльсе [9, 7-8]. Никола Старджен, сменившая А. Салмонда на посту лидера ШНП и первого министра Шотландии в октябре 2014 года, продолжила конструктивную политику в сфере образования. Шотландское правительство выделяет финансовые средства на развитие системы среднего и средне специального образования. Проводится строительство новых колледжей и расширение уже существующих. В рамках программы повышения успеваемости детей из необеспеченных семей пятидесяти семи школам, находящимся в экономически отсталых районах, выделено 100 миллионов фунтов на увеличение заработной платы учительского состава и модернизацию материально-технической базы. Принятые меры, как отмечает Н. Старджен, способствовали увеличению числа поступивших в университеты выпускников тех школ, которые находятся в экономически отсталых районах. В одной из них данный показатель в период между 2009 и 2014 гг. вырос с 6% до 43% соответственно. Рассмотренную выше политику ШНП в сфере образования первый министр Шотландии считает одной из причин снижения уровня
молодёжной безработицы в регионе за период с 2010 по 2015 гг. [11:13].
Лидер лейбористской партии Шотландии в 2014-15 гг., один из сторонников политического мировоззрения Э. Блэра Джон Мэрфи, заявлял о том, что концепция бесплатного образования является неотъемлемой частью политики его партии. Впоследствии лидер ЛПШ был подвергнут резкой критики со стороны Н. Старджен, поскольку ранее, возглавляя Национальный союз студентов. он поддерживал введение обязательной платы за обучение в высших учебных заведениях [19]. Одной из причин снижения популярности лейбористской партии в шотландском обществе также стало заявление Дж. Мэрфи о намерении трансформировать лейбористскую партию Шотландии в «более патриотическую» с тем, чтобы повысить конкурентоспособность партии в соперничестве с ШНП. В рамках данного решения он изменил четвертую главу партийной конституции Лейбористской партии Шотландии, изъяв из нее социалистическую составляющую. Шотландский социалист Филипп Стотт, принимая во внимание тот факт, что повышение популярности Шотландской национальной партии произошло, прежде всего, благодаря включению в партийную программу идей, характерных для левого политического спектра, отмечает крайне негативное влияние вышеуказанного решения Дж. Мэрфи на электоральную поддержку ЛГПЩ19].
На инициированном ШНП в октябре 2014 года референдуме о независимости Шотландии 44,7% населения высказались в поддержку данной идеи [15], при этом 35% сторонников независимости составили избиратели, ранее поддерживающие лейбористскую партию [ 15 ;8]. Начатая Дж. Мэрфи политика по преобразованию ЛПШ в более патриотическую партию была продолжена его приемником Кезия Дагдэйл. В одном из своих выступлений она обратилась к бывшим лейбористам, поддержавшим на референдуме идею независимости Шотландии. "Я хочу возглавить такую лейбористскую партию, которая будет отвечать интересам людей, голосовавших (на референдуме - Е.Н) «за» и «против», и будет способствовать достижению нашей главной цели - создать справедливое и равноправное общество для каждого", - заявила К. Дагдейл [10].
Однако данная политика руководства Лейбористской партии Шотландии не принесла ожидаемых результатов. На состоявшихся 7 мая 2015 года всеобщих парламентских выборах ШНП набрала 50% процентов голосов шотландских избирателей и получила 56 из 59 шотландских мест в палате общин. ЛПШ набрала 24,3% голосов и получила одно место в британском парламенте [14]. По данным проведённого кампанией ТК8 в феврале 2015г. социологического исследования, 72% сторонников Шотландской национальной партии аргументировали своё решение голосовать за ШНП тем, что поддерживают политику партии в области здравоохранения, 57% - в сфере образования [5].
На основе проведённого выше анализа можно сделать следующий вывод. Лейбористская партия
Шотландии, несмотря на предпринятые меры, продемонстрировала относительно низкую эффективность при решении важных для шотландского общества вопросов социальной политики, возникших в результате имплементации реформ Э. Блэра. Проводимая Шотландской национальной партией под руководством А. Салмонда и Н. Старджен комплексная политическая
стратегия по развитию социальной сферы региона способствовала стабильной поддержке ШНП со стороны шотландского общественного мнения, что. в свою очередь. определило устойчивое снижение электоральной поддержки Лейбористской партии Шотландии в период с 2007 по 2015 годы.
Библиографический список (References)
1. Blake Н. Grants, loans and tuition fees: a timeline of how university funding has evolved. // The Telegraph [Electronic resource] 10 Nov 2010 Access mode: http://www.telegraph.co.ul^educatioiVeducatioimews/8057871/Grants-loaiis-and-taition-fees-a-timeline-of-how-university-funding-has-evolved.html Date accessed: 15.6.2016.
2. Carrell S. SNP attacks Scottish Labour leader's tuition fees pledge // The Guardian [electronic resource], 3 March 2015. Access mode: http://www.tliegiwdiaii.con"i/politics/2015/mar/03/snp-scottish-laboin'-1iiitioii-fees-pledge Date accessed: 15.6.2016.
3. Cooper B. To save the NHS, Labour must face the ugly truth of PFI debts//New Statesmen 10 July 2014 Access mode: http://www. newstatesman.com/staggers/2014/07/save-nlis-labour-must-face-ugly-trutli-pfi Date accessed: 15.6.2016,
4. Gamble A. The meaning of the Third Way // The Blair effect 2001-5 / Ed. By A. Seldon, D. Kavanagh. New York: Cambridge University Press, 2005. P 430-438
5. Health and education top election issues in Scotland, says poll // TNSGLOBAL.COM [electronic resource], 26 Feb 2015. Access mode: httpV/www.tasglobal.coni/iAypress-release/liealtli-aiid-education-top-electioii-issues-in-Scotland-says-poll Date accessed: 15.6.2016.
6. Hellowell AL, Pollock A. Non-Profit Distribution: The Scottish Approach to Private Finance in Public Services [electronic resource].// Social Policy & Society 8:3, 40*418 Access mode: http://www.sps.ed.ac.uk/_data/assets/pdf_file/0003/64353/NPDOs.pdf Date accessed: 15.6.2016.
7. Interview with ALEX SALMOND MP, Leader of the Scottish National Party. // BBC [electronic resource], 20 Sep 1998. Access mode: http://www.bbc.co.iJi/otr/intext/ALEX_SALMOND.20.9.98.htnil Date accessed: 15.6.2016.
8. Kieman R. Ruling class panics after Yes campaign takes lead in Scottish independence poll // SOCIALISTWORKER.CO.UK (website) [electronic resource]. Access mode: https://socialistworker.co.Uk/art/38943/x Date accessed: 15.6.2016.
9. Macpherson S Liddell G. Student Loans and Repayments. (Scottish Parliament Information Centre Briefing) November 21 2013 [Electronic resource].Access mode: http://www.parlianient.scot/ResearcliBriefingsAndFactsheets/S4/SB_13-78.pdfDate accessed: Date accessed: 15.6.2016.
10. Nationalists welcome in Scottish Labour, Kezia Dugdale says // Scottish Television [Electronic resource], 22 September 2015. Access mode: http://stv.tv/news/politics/news/1329246-nationalists-welconie-in-scottish-labour-kezia-dugdale-says/ Date accessed: 15.6.2016.
11. Nicola Sturgeon's article for the Daily Record // The Daily Record [Electronic resource], 25 May, 2015 Access mode: http:// www.dailyrecord.co.uMiews/politics/iiicola-stin'geon-tells-record-readers-5757414#rlabs=13%20category#Ez3FR52IJcsXyFibG.97 Date accessed: 15.6.2016.
12. Owen D. Fatally flawed: Yes to the NHS Internal Market - No to the External Market. [Electronic resource]. 31 March, 2011 Access mode: http://www.lorddavidowen.co.uMatally-flawed-yes-to-the-nhs-M
Date accessed: 15.6.2016.
13. Philip A. Nicola Sturgeon puts neck on the line over schools and reveals return to assessing primary pupils // The Daily Record [Electronic resource], 19 Aug 2015. Access mode: http://www.dailyrecord.co.uk/news/politics/nicola-sturgeon-tells-record-readers-5757414#rlabs= 13%20category#juylYUwfU]bqLIu4.97 Date accessed: 15.6.2016.
14. Scotland Results // BBC [Electronic resource]. Access mode: http://www.bbc.coni/news/election/2015/results/Scotland Date accessed: 15.6.2016.
15. Scottish independence referendum: final results in full // The Guardian [electronic resource], 2014,18 September. Access mode: http://www.tiiegirardian.com/pohtics/ng-interactive/2014/sep/18/-sp-^^ Date accessed: 15.6.2016.
16. Shake-up for NHS quangos. //BBC [Electronic resource], 10December2000.Accessmode: http://news.bbc.co.Uk/2/lii/iJi_news/ scotland/1062771.still Date accessed: 15.6.2016.
17. Shaw E. Losing Labour's Soul?: New Labour and the Blair Government 1997-2007. New York: Routledge, 2007. xiii, 248 p.
18. SNP manifesto 2007 [electronic resource]. Access mode: http://iniage.guardian.co.uk/sys-files/Politics/docunients/2007/04/12/ SNPManifestoprograninie.pdf Date accessed: 15.6.2016.
19. StottP. Murphy's election means trade unions must build a new workers party // Socialist party Scotland Access mode: http:// socialistpartyscotland.org.uM014/12/15/minphys-election-means-1rade-unions-must-build-new-workers-par1y/Dat^ 15.6.2016.
20. Watson D. How Scotland rejected NHS marketisation. // Dave Watson personal blog 16 April, 2014 Access mode: http:// unisondave.blogspot.ru/2014/04/liow-scotland-rejected-iilis-niarketisation.htnil Date accessed: 15.6.2016.