Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛАСС / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / DISTANCE TRAINING / VIRTUAL CLASS / UNIFIED STATE EXAM / EDUCATIONAL MATERIALS / EDUCATIONAL EQUIPMENT / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанцев Александр Евгеньевич

Представлена актуальность развития форм дистанционного обучения. Описана система дистанционного обучения в КамГУ имени Витуса Беринга. Приведены результаты проекта по организации дистанционной подготовке к сдаче ЕГЭ на территории Камчатского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанцев Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF DISTANCE TRAINING ORGANIZATION IN VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY

The topicality of distance training forms development is determined. The system of distance training in Vitus Bering Kamchatka State University is described. The results of the project on organizing distance preparation for passing Unified State Exams on the territory of Kamchatka krai are presented.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА»

ПЕДАГОГИКА И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

PEDAGOGICS AND PROBLEMS OF EDUCATION

УДК 378.018.43

А. Е. Рязанцев

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА

Аннотация. Представлена актуальность развития форм дистанционного обучения. Описана система дистанционного обучения в КамГУ имени Витуса Беринга. Приведены результаты проекта по организации дистанционной подготовке к сдаче ЕГЭ на территории Камчатского края.

Ключевые слова: дистанционное обучение, виртуальный класс, единый государственный экзамен, учебные материалы, учебное оборудование, Интернет

А. Ye. Ryazantsev

SOME ASPECTS OF DISTANCE TRAINING ORGANIZATION IN VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY

Abstract. The topicality of distance training forms development is determined. The system of distance training in Vitus Bering Kamchatka State University is described. The results of the project on organizing distance preparation for passing Unified State Exams on the territory of Kamchatka krai are presented.

Key words: distance training, virtual class, Unified State Exam, educational materials, educational equipment, the Internet

Актуальность развития дистанционных форм обучения для всех стран мира очевидна. Данная система образования получила интенсивное развитие, в Европе и США еще в начале 70-х годов. В России дистанционное образование появилось в 90-е годы прошлого столетия. В 1997 году был начат всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения.

Дистанционное обучение в настоящее время — это получение образования с помощью интернета и современных информационных и телекоммуникационных технологий. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания старею очень быстро, необходимо их непрерывное совершенствование. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от наличия временных и пространственных поясов. При дистанционном обучении происходит обмен учебной информацией с помощью современных средств на расстоянии [1].

В научной литературе встречается достаточно много определений дистанционного обучения. Наиболее распространены следующие определения.

Дистанционное обучение — это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан России в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего — жителям отдаленных сельских районов.

Дистанционное обучение — это технология индивидуальной подготовки учащихся, обеспечивающая полный контроль учащегося, индивидуальное планирование учебного процесса и тестирования на расстоянии из единого центра дистанционного обучения.

Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только высшему, но к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей

PEDAGOGICS AND PROBLEMS OF EDUCATION А.

жизни человека. Дистанционное обучение обеспечивает необходимые ресурсы для одновременного получения слушателями параллельного обучения [2].

Многие учебные заведения всё чаще задумываются о внедрении электронного обучения (e-leaming) в практику своей работы. В зависимости от поставленных задач это может быть смешанное обучение (blended-learning), когда средства информационных технологий «помогают» традиционному, очному обучению, и частично применяется он-лайн-обучение, или это может быть полностью дистанционное онлайн-обучение.

«Центром» электронного обучения обычно является некоторое пространство в сети (сайт или комплекс сайтов), в котором размещаются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и происходит взаимодействие преподавателей и обучающихся в различных режимах и форматах. Для создания такого пространства подойдут: онлайн-конструкто-ры сайтов, системы управления сайтами на выделенном хостинге, социальные сети, платформы для проведения веб-конференций (ве-бинаров). Существуют, однако, специализированные системы, позволяющие достаточно быстро «развернуть» электронное обучение, и, что важно, обеспечивающие учет работы обучающихся и возможность выставления оценок. Такие системы называются «системы управления обучением» или LMS (Learning ManagementSystems). Часто также употребляется название СДО (система дистанционного обучения).

Какую же систему управления обучением (LMS/СДО) выбрать? Если Вы стремитесь к действительно эффективному результату, то лучше всего на этот вопрос сможет ответить профессионал, имеющий опыт использования различных LMS, после выяснения целей, задач, желаемых перспектив и текущего состояния учебной, кадровой и ит-ин-

'. Ryazantsev SOME ASPECTS OF DISTANCE TRAINING...

фраструктуры, а также определения бюджета проекта.

В том случае, если Вы хотите внедрить электронное обучение своими силами, то Вам потребуется, по крайней мере, провести анализ возможностей различных LMS. В результате такого анализа необходимо, в первую очередь, получить ответы на следующие вопросы:

1) Функционал каких LMS позволяет реализовать поставленные цели?

2) Как будут меняться сроки внедрения электронного обучения в зависимости от LMS?

3) Насколько оперативно модераторы LMS смогут выполнять действия по созданию и изменению контента (в том числе настройку, выдачу отчетов и т. д.)?

4) Как будет меняться краткосрочный и долгосрочный бюджет проекта в зависимости от LMS?

5) Какие начальные условия (инфраструктура) необходимы для внедрения LMS?

6) Как и насколько качественно будет осуществляться техническая поддержка LMS и обучение пользователей?

7) Может ли функционал LMS обеспечить необходимый уровень информационной безопасности, защиту авторских прав, выполнение требований законодательства?

Если обратить взгляд на практику внедрения электронного обучения в отечественных школах, вузах и организациях дополнительного образования, то выбор многих из них, особенно на начальном этапе, падает на LMS Moodle (обзор LMS Moodle). Часто такой выбор обусловлен тем, что электронное обучение внедряется в вузах своими силами, а бесплатная и открытая система позволяет сэкономить на начальном этапе.

На Диаграмме 1 показаны статистические данные по использованию СДО в вузах России.

ПЕДАГОГИКА И ПОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ А. Е. Рязанцев НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ...

ДИАГРАММА 1.

Система дистанционного обучения КамГУ имени Витуса Беринга

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга располагает современной системой дистанционного обучения с использованием программного комплекса AdobeAcrobatConnectPro и LMS Moodle. Данная система представляет собой гибкую систему веб-коммуникаций с высокой степенью безопасности, которая предлагает реше-

ния для проведения тренингов и дистанционного обучения.

АсгоЬаЮоппеСРго предоставляет отличную поддержку для обмена контентом между участниками, включая потоковое аудио и видео, программное моделирование и позволяет проводить видеоконференции с большим числом участников.

Рис. 1. — Пример организации веб-конференции между 5 участниками с помощью программы AdobeConnectPro

PEDAGOGICS AND PROBLEMS OF EDUCATION

А. Ye.

Система AdobeConnectPro позволяет организовывать веб-конференции с аудиторией, состоящей из 100 человек. Каждый участник, находясь в роли ведущего, может общаться с аудиторией на естественном языке. Кроме этого ведущий может демонстрировать всей аудитории дополнительные материалы: графики, формулы, презентации, белую доску (для on-line рисования) и т. д.

В настоящее время с помощью системы дистанционного обучения КамГУ им. Витуса Беринга ведется работа по организации и проведению дистанционных курсов для школьников Камчатского края для подготовки

Ryazantsev SOME ASPECTS OF DISTANCE TRAINING...

к сдаче ЕГЭ по 4 предметам: по физике, по химии, по математике и по информатике. Именно по этим школьным предметам в Камчатском крае ощущается дефицит учителей-предметников.

Для организации учебного процесса в 25 школах Камчатского края, подключенных к системе дистанционного обучения, созданы виртуальные классы.

На следующей схеме показано географическое расположение школ, подключенных к системе дистанционных курсов по подготовке к ЕГЭ.

Рис. 2. — Схематическое представление виртуальных классов по подготовке к ЕГЭ в Камчатском крае

ПЕДАГОГИКА И ПОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ А. Е. Рязанцев НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

Для создания виртуального класса выделяется учебное помещение, оснащенное компьютером с выходом в сеть Интернет, мультимедийным проектором, настенным экраном и звуковыми колонками. На экран транслируется изображение лектора и его методиче-

ские материалы, из звуковых динамиков звучит голос лектора. В качестве обратной связи информационная система использует обмен текстовыми сообщениями (чат).

На следующем рисунке показан виртуальный класс одной из школ Камчатского края.

Рис. 3. — Виртуальный класс одной из школ Камчатского края

Если предположить, что средняя наполняемость класса составляет 20 человек, то максимальная заполняемость виртуальных классов из учеников 10-11 классов составля-

ет по одному предмету 1000 человек, а по 4 предметам — 4000 человек.

Для ознакомления с дистанционными занятиями можно воспользоваться ссылками на записи уроков из Таблицы 1.

Таблица 1

№ Предмет Ссылка на запись занятия Дата и время проведения занятия

1 Химия http://connect.kamgpu.ru/p39512977/ 01.11.2017 15:30

2 Химия http://connect.kamgpu.ru/p89537979/ 03.11.2017 15:30

3 Химия http://connect.kamgpu.ru/p50734099/ 08.11.2017 15:30

4 Химия http://connect.kamgpu.ru/p75996625/ 10.11.2017 15:30

5 Математика http://connect.kamgpu.ru/p27101736/ 02.11.2017 15:30

6 Математика http://connect.kamgpu.ru/p13349360/ 07.11.2017 15:30

7 Математика http://connect.kamgpu.ru/p27091735/ 09.11.2017 15:30

8 Информатика http://connect.kamgpu.ru/p20871113/ 01.11.2017 15:30

9 Информатика http://connect.kamgpu.ru/p88747900/ 08.11.2017 15:30

10 Физика http://connect.kamgpu.ru/p32882314/ 03.11.2017 15:30

11 Физика http://connect.kamgpu.ru/p37982824/ 10.11.2017 15:30

Следующим шагом развития СДО КамГУ им. Витуса Беринга планируется создание на базе виртуальных классов универсальной региональной системы дистанционного обучения.

Кроме этого планируется разместить на сайте университета систему интернет — тестирования по школьным курсам физики, ма-

тематике, информатике и химии. Школьники, которые успешно пройдут тесты, получат сертификаты университета. Владельцы данных сертификатов будут иметь определенное преимущество при поступлении в Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1) Бородицкая Г. П., Пазюк К. Т. Актуальность дистанционного образования в России. — URL: http://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_63.pdf (дата обращения: 03.05.19)

2) Дистанционное обучение в России. — URL: http://globuss24.ru/doc/distancionnoe-obucenie-v-rossii-2(дата обращения: 03.05.19)

3) Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. — URL: https://compress.ru/article.aspx?id=14659(дата обращения: 03.05.19)

4) Рабаданова Р. М., Чартаева Р. Я. Дистанционные технологии в образовании. — URL: https://www. scienceforum.ru/2015/1122/14129 (дата обращения: 03.05.19)

5) Что такое дистанционная система обучения? — URL: http://fb.ru/article/184124/chto-takoe-distan tsionnaya-sistema-obucheniya(дата обращения: 01.05.19)

6) Система Дистанционного Обучения «Доцент». — URL: http://pandia.ru/text/78/615/47289.php(дата обращения: 01.05.19)

7) СДО WebTutor: детальный обзор и бизнес-задачи. — URL: https://lmslist.ru/sdo/obzor-webtutor(дата обращения: 01.05.19) Пример решения: Система дистанционного обучения «Прометей» 4.0. — URL: http://ibmstorage.cnews.ru/reviews/free/edu/it_russia/prometeus.shtml(дата обращения: 01.05.19)

8) СДО CompetentumMagister — полнофункциональная система для организации процесса обучения через Интернет или в локальной сети. — URL: http://pro-spo.ru/winnauka/57--competentum-magisterhttp://pro-spo.ru/winnauka/57--competentum-magister(дата обращения: 01.05.19)

9) Сравнительная характеристика систем дистанционного обучения (СДО). — URL: http://www.info techno.ru/analizsdo.htm(дата обращения: 01.05.19)

10)QuadroSoft. — URL: http://www.quadrosoft.by/resheniya/128-adobe-acrobat-connect(дата обращения: 01.05.19)

11)Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b 5301 ab79c23f0055ca4(дата обращения: 01.05.19)

12)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. — URL: http://iedtech.ru/files/ legislation/2014/6320-professions.pdf(дата обращения: 01.05.19)

13)Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. — URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/metod/RealDPP.pdf(дата обращения: 01.05.19)

УДК 37.035.6

И. М. Яковенко

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СПОСОБНОСТИ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЭТНОПЕДАГОГИКА»

Аннотация. В статье особое внимание уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения посредством этнопедагогики. Проводится анализ различных аспектов решения данной проблемы в условиях школы. Главный вывод, к которому приходит автор статьи, — необходимость включения в воспитательные концепции, программы воспитания учащихся направления деятельности педагогического коллектива по формированию межэтнического взаимопонимания.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнокультурное развитие личности, профессиональная подготовка, педагог, потенциал

I. M. Yakovenko

FORMATION OF THE PERSON'S ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT ABILITY IN FUTURE TEACHERS IN THE COURSE OF STUDYING THE SUBJECT OF "ETHNOPEDAGOGY"

Abstract. The article focuses on the issues of the upbringing of the younger generation by means of ethnopedagogy. The analysis of various aspects of this problem solution in school conditions is carried out. The main conclusion that was made by the author of the article concerns the necessity of including the pedagogical collective's activity on interethnic understanding formation in upbringing theories and pupils upbringing programs.

Key words: ethnopedagogy, person's ethno-cultural development, professional training, teacher, potential

Проблема и задачи этнокультурного раз- лее важные в свете формирующегося россий-

вития подрастающего поколения как наибо- ского общества на современном этапе, обо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.