Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СПОСОБНОСТИ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА "ЭТНОПЕДАГОГИКА"'

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СПОСОБНОСТИ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА "ЭТНОПЕДАГОГИКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ / ПОТЕНЦИАЛ / ETHNOPEDAGOGY / PERSON'S ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL TRAINING / TEACHER / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко Ирина Михайловна

В статье особое внимание уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения посредством этнопедагогики. Проводится анализ различных аспектов решения данной проблемы в условиях школы. Главный вывод, к которому приходит автор статьи, - необходимость включения в воспитательные концепции, программы воспитания учащихся направления деятельности педагогического коллектива по формированию межэтнического взаимопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковенко Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PERSON’S ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT ABILITY IN FUTURE TEACHERS IN THE COURSE OF STUDYING THE SUBJECT OF “ETHNOPEDAGOGY”

The article focuses on the issues of the upbringing of the younger generation by means of ethnopedagogy. The analysis of various aspects of this problem solution in school conditions is carried out. The main conclusion that was made by the author of the article concerns the necessity of including the pedagogical collective’s activity on interethnic understanding formation in upbringing theories and pupils upbringing programs.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СПОСОБНОСТИ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА "ЭТНОПЕДАГОГИКА"»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1) Бородицкая Г. П., Пазюк К. Т. Актуальность дистанционного образования в России. — URL: http://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_63.pdf (дата обращения: 03.05.19)

2) Дистанционное обучение в России. — URL: http://globuss24.ru/doc/distancionnoe-obucenie-v-rossii-2(дата обращения: 03.05.19)

3) Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. — URL: https://compress.ru/article.aspx?id=14659(дата обращения: 03.05.19)

4) Рабаданова Р. М., Чартаева Р. Я. Дистанционные технологии в образовании. — URL: https://www. scienceforum.ru/2015/1122/14129 (дата обращения: 03.05.19)

5) Что такое дистанционная система обучения? — URL: http://fb.ru/article/184124/chto-takoe-distan tsionnaya-sistema-obucheniya(дата обращения: 01.05.19)

6) Система Дистанционного Обучения «Доцент». — URL: http://pandia.ru/text/78/615/47289.php(дата обращения: 01.05.19)

7) СДО WebTutor: детальный обзор и бизнес-задачи. — URL: https://lmslist.ru/sdo/obzor-webtutor(дата обращения: 01.05.19) Пример решения: Система дистанционного обучения «Прометей» 4.0. — URL: http://ibmstorage.cnews.ru/reviews/free/edu/it_russia/prometeus.shtml(дата обращения: 01.05.19)

8) СДО CompetentumMagister — полнофункциональная система для организации процесса обучения через Интернет или в локальной сети. — URL: http://pro-spo.ru/winnauka/57--competentum-magisterhttp://pro-spo.ru/winnauka/57--competentum-magister(дата обращения: 01.05.19)

9) Сравнительная характеристика систем дистанционного обучения (СДО). — URL: http://www.info techno.ru/analizsdo.htm(дата обращения: 01.05.19)

10)QuadroSoft. — URL: http://www.quadrosoft.by/resheniya/128-adobe-acrobat-connect(дата обращения: 01.05.19)

11)Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b 5301 ab79c23f0055ca4(дата обращения: 01.05.19)

12)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. — URL: http://iedtech.ru/files/ legislation/2014/6320-professions.pdf(дата обращения: 01.05.19)

13)Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. — URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/metod/RealDPP.pdf(дата обращения: 01.05.19)

УДК 37.035.6

И. М. Яковенко

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СПОСОБНОСТИ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЭТНОПЕДАГОГИКА»

Аннотация. В статье особое внимание уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения посредством этнопедагогики. Проводится анализ различных аспектов решения данной проблемы в условиях школы. Главный вывод, к которому приходит автор статьи, — необходимость включения в воспитательные концепции, программы воспитания учащихся направления деятельности педагогического коллектива по формированию межэтнического взаимопонимания.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнокультурное развитие личности, профессиональная подготовка, педагог, потенциал

I. M. Yakovenko

FORMATION OF THE PERSON'S ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT ABILITY IN FUTURE TEACHERS IN THE COURSE OF STUDYING THE SUBJECT OF "ETHNOPEDAGOGY"

Abstract. The article focuses on the issues of the upbringing of the younger generation by means of ethnopedagogy. The analysis of various aspects of this problem solution in school conditions is carried out. The main conclusion that was made by the author of the article concerns the necessity of including the pedagogical collective's activity on interethnic understanding formation in upbringing theories and pupils upbringing programs.

Key words: ethnopedagogy, person's ethno-cultural development, professional training, teacher, potential

Проблема и задачи этнокультурного раз- лее важные в свете формирующегося россий-

вития подрастающего поколения как наибо- ского общества на современном этапе, обо-

значаются в ряде важнейших государственных документов: Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718); Федеральной целевой программе «Культура России» (2012-2018 гг.); «Комплексной программе реализации поликультурного образования в Российской Федерации на период 2011-2020 гг.».

Так в программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» провозглашается необходимость укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России.

Этнокультурное многообразие народов России представлено в содержании учебного предмета высшей школы — Этнопедагогике.

Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Этнопедагогика собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей в том или ином этносе, отражает народную мудрость в сложном процессе подготовки детей к жизни, посредством религиозных учений, сказок, сказаний, былин, притчей, песен, загадок, пословиц, игр, игрушек, семейного и общинного уклада, быта, традиций.

Мы не ставили свое задачей описать весь путь, историю и развитие учебной дисциплины «Этнопедагогика» в отечественной образовательной практики высшей школы. Предметом нашего интереса является потенциал данного предмета в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере этнокультурного развития личности.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания и только народное воспитание является живым органом в «историческом процессе народного развития». В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись в отношении к природе, в поэзии земледельческого труда, в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в законах гостеприимства, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций.

Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, мы нередко способствуем его возрождению и дальнейшему развитию. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях, определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека, вооружает педагогов методами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

При изучении учебной дисциплины «Эт-нопедагогика» будущие педагоги знакомятся со следующими темами:

• основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение, педагогика семейного быта);

• ребенок как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда, детская игрушка);

• функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

• факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал);

• методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

• средства воспитания (потешки, считалки, загадки как средство умственного воспитания, эпос, сказки, легенды, предания, мифы, поговорки и пословицы народов мира), их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям;

• народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи;

• колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии;

• организацию воспитания (детская и молодежная среда, ее педагогические функции, трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

На территории России много регионов, где веками живут представители разных этнических и культурных групп. Камчатка — один из самых многонациональных регионов России, на ее территории проживает (по данным переписи 2010 года) 134 национальности: русские, украинцы, коряки, белорусы, эвены, камчадалы, турки, нивхи, киргизы, езиды, узбеки, курды, тувинцы, якуты и буряты, таджики, китайцы, ительмены, эвены, хакасы, лезгины, ламуты, финны, евреи, эстонцы, румыны, цыгане, чеченцы, греки, казаки, грузины, коми-пермяки, мордва, ингуши, поляки, латыши, туркмены, литовцы, чуваши, удмурты, казахи, крымские татары, башкиры, каракалпаки, булгары, дагестанцы, долганы, французы и эфиопы, нанайцы, эвенки, ительмены, алеуты, эскимосы, коряки, чукчи, азербайджанцы, армяне, грузины, молдаване [3].

Современная отечественная школа переживает достаточно трудное время, время поиска построения такого образовательного пространства, которое культивирует в каждом субъекте товарищеские отношения, отношения солидарности, взаимопомощи, поддержки и сотрудничества. Это позволит воспитать в растущем человеке «социальные, нравственные, интеллектуальные качества

и способности воспитанников, мыслящих социальными категориями, способных к коллективной самоорганизации и самозащите» [5, 14].

Исследуя этнопедагогические аспекты социализации современных школьников, С. Б. Дагбаева отмечает насущную необходимость организации системы учебно-воспитательного процесса отечественной школы, обеспечивающей этнокультурное развитие личности путем использования достижений народной педагогики, тем более, что новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в полной мере позволяют создавать условия для этнокультурного развития школьников посредством организации их внеурочной деятельности на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры [1, 25]. Как отмечает исследователь, вариативная часть современных образовательных программ, реализуется посредством организации деятельности школьников в клубах, студиях, кружках, этногостинных, секциях, проектной и организационной деятельности. Вариативная часть образовательных программ обеспечивает формирование у школьников навыков самостоятельной организации деятельности, совершенствование ее содержания и технологий с учетом «традиционного уклада культуры» [5, 14].

В организации жизнедеятельности школьников важно применение средств народного воспитания, таких как пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания, традиционные игры, фольклор, обычаи, традиции. Возрождение традиционных национальных праздников и проведение Дней культуры разных национальностей в образовательной практике школы позволят школьнику осмыслить ценности и достижения народных культур, обрядовые процедуры, выстроить позитивные взаимоотношения со сверстниками с позиций уважения и ответственности за свое поведение. Важным аспектом работы по развитию у детей интереса к своей родной традиционной культуре мы считаем совместную деятельность школы с учреждениями культуры, общественными организациями, национально-культурными сообществами, молодежными объединениями.

Включая в образовательный процесс и воспитательную практику образовательных организаций такие социальные практики, как День национальной кухни (выставка-дегустация блюд национальной кухни), бесплатные обучающие курсы коренных народов Севера, День Земли, Международный день аборигенов, фестиваль «Северный салют», «Маслен-ница», «Сабантуй», «Навруз», «Затик» педагогическое сообщество решает проблемы формирования культуры межнационального общения и взаимодействия, следовательно, содействует этнокультурному развитию личности.

В образовательной практике современной профессиональной школы реализуется несколько моделей введения национально-регионального этнокультурного компонента в содержание профессиональной подготовки будущих педагогов:

• межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам профессиональной подготовки будущих специалистов;

• модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона, страны, народов других стран;

• монопредметная модель предполагает углубленное изучение студентами этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, страны, народов других стран на специально выделенных для этой цели учебного предмета — этнопедагогика.

Основными методами организации самостоятельной работы будущих педагогов в рамках изучения дисциплины «Этнопедагогики» выступают:

• проигрывание педагогических ситуаций этнокультурной направленности;

• разработка и защита проектов (сценариев, программ) по этнокультурному развитию школьников;

• анализ материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих на территории Камчатского региона;

• презентация технологий, предполагающих использование активных и интерактивных проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов этнокультурного просвещения школьников, педагогов, родителей;

• активное включение будущих педагогов в социально-значимую работу во внеучеб-ное время (использования идей народной педагогики в практике работы детского сада, летнего оздоровительного лагеря, школы во время профессионально-производственной практики);

• выполнение курсового и квалификационного исследования по выявлению актуальных проблем этнокультурного развития личности и этнокультурного просвещения населения.

Все выше перечисленное позволяет студентам — будущим педагогам овладевать социальными, педагогическими и психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развивает у них способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей как представителей определенной национальности; обучает индивидуальным приемам взаимодействия с людьми разных национальностей, что является «готовностью педагога к этнокультурному развитию личности». В нашей монографическом исследовании «Этнокультурное развитие личности в социальном пространстве Камчатского края» мы подробно описали разработанную нами теоретическую модель подготовки будущих педагогов к этнокультурному развитию личности в условиях образовательных организаций [6].

Требования к подготовке студентов — будущих педагогов в условиях высшей школы определяются с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Например, по направлению «Педагогика - 540600» (степень (квалификация) — бакалавр педагогики) выдвигаются требования к знанию будущими педагогами таких аспектов, как «педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», «этноцентризм и культурный релятивизм», «культура как этноконсолидирующий и этнодифференцирующий признак», «формирование толерантного отношения к куль-

турным традициям народов Российской Федерации», «этническая и национальная культура», «взаимозависимость возраста ребенка и его национально-культурной идентификации», «обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира», «семья и семейное воспитание детей у разных народов мира», «традиционные модели и системы социализации детей в современном мире», «трудовое воспитание в различных этнических социумах» и др.

Конструируя процесс подготовки будущих педагогов к этнокультурному развитию личности, мы обозначили компоненты: целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический. Педагогическими механизмами мы определили «заражение идеей» и «погружение» будущего педагога в творческую деятельность исследовательского характера, которая имеет этнокультурную направленность и апробацию интерактивных приемов, форм, методов взаимодействия с детьми и подростками.

Факторами формирования готовности будущего педагога к этнокультурному развитию детей и подростков в нашей модели стали: существование образца поведения (это должен быть преподаватель высшей школы, или учитель, или педагог общеобразовательной школы, или педагог дополнительного образования, педагог-вожатый, педагог-организатор); наличие интереса и склонностей к педагогической профессии; профессиональная обога-щенность педагога; активность личности педагога; социальная среда.

Общепедагогическими подходами мы определили: культурологический (позволяет рассматривать феномен этнокультурного развития личности как часть культуры российского народа), деятельностный (через организацию внешней деятельности можно организовать деятельность внутреннюю), особо важна для нашего исследования, системный (позволяет рассматривать систему этнокультурного развития личности как единое целое), аксиологический (в основу этнокультурного развития личности заложены этнокультурные ценности — установки, которые разделяются всеми людьми, принадлежащему к определенному этносу), личностно-ориентированный

(обеспечивает саморазвитие личности, исходя из её личностных особенностей).

Содержательный компонент модели подготовки будущего педагога к этнокультурному развитию личности является основой будущей профессиональной деятельности, которое реализуется следующими способами: будущие педагоги включены в исследовательскую деятельность по апробации инновационных форм взаимодействия детей с носителями разных культур. Такое взаимодействие будет развивать у будущих педагогов потребность в осуществлении мероприятий этнокультурной направленности, а так же самостоятельность, ответственность и педагогическую рефлексию.

Считаем, предоставление студентам возможности для обмена навыками и опытом организации мероприятий этнокультурной направленности позволит повысить профессиональную компетентность, гражданственность, и будет способствовать становлению этносоциокультурной позиции специалистов в сфере отечественного образования [4].

В теоретической модели, мы обозначены психологические, педагогические, методические, социальные условиях подготовки будущего педагога к этнокультурному развитию детей и подростков.

Контекст формирования готовности будущих педагогов к этнокультурному развитию личности подвиг нас на конструирование организационно-процессуального компонента нашей модели подготовки. Основой организационно-процессуального компонента в нашей модели стала педагогическая технология.

Сущностью технологии является поэтапная деятельность постепенного и усложняющего по содержанию «погружения» студента-будущего педагога в социальную среду университета, многонационального региона с целью совершенствования социальных и профессиональных компетенций специалиста в сфере образования.

Первый этап мы назвали условно «погружение в этнокультурную среду», с целью демонстрации образа этнокультурного взаимодействия в поликультурном пространстве социума. Данный этап включает многообразие контактов с представителями разных этносов Камчатского региона, демонстрацию педагогического опыта (педагогических идей, педа-

гогических проблем), приобщения детей и подростков к своей культуре и к культурам других народов. На данном этапе важно вызвать у будущего педагога желание общаться, взаимодействовать и сотрудничать с представителями различных этносов. Процесс «взращивания» (Л. Н. Куликова) такого будущего педагога, на наш взгляд, должен строиться по принципу: от знания истории, языка, культуры своего народа — к знаниям истории, языка и культуры народов, населяющих нашу планету. Считаем важным, что процесс подготовки будущего педагога должен сопровождаться его духовным прогрессом, опирался на культурно-педагогическую самобытность каждой нации и народности. Реализовать подобный процесс на практике можно только лишь в условиях творческого освоения и реализации идей и опыта народной педагогики, поэтому на первом этапе будущие педагоги кроме «экскурсий» на этнологические площадки и этнологические центры приглашаются и на открытые лекционные и семинарские занятия по предмету «Этнопедагогика».

Деятельность преподавателей высшей школы на данном этапе основывается на следующих принципах: гуманистическая опосредо-ванность всех межэтнических взаимоотношений, взаимодействий и общения; открытость образовательной среды для межэтнического и межкультурного общения.

Второй этап — этап «активизации творческой и познавательной деятельности студентов», более сложная ступень организации обозначенного процесса подготовки будущих педагогов. На данном этапе студенты включаются в организованные КамГУ им. Витуса Беринга этнокультурные акции, этнологические экспедиции, участвуют в создании и реализации социальных проектов этнокультурной направленности (проведение этнологических экскурсий по городам Петропавловск-Камчатский и Елизово, археологических экспедиций, туристических походов в этнологические деревни). Особенностью данного этапа является участие студентов в работе лаборатории этнокультурологии и этнопедагогики в рамках выполнения курсового или квалификационного исследования по актуальным педагогическим проблемам. Необходимо отметить, что второй этап больше проходит

в рамках образовательного процесса университета, чем во внеучебной деятельности.

Третий этап — этап «реализация авторских проектов». Он характеризуется презентацией студенческих работ, подготовленных под руководством преподавателей университета в рамках учебной и внеучебной деятельности образовательного процесса высшей школы.

Содержание подготовки студентов к этнокультурному развитию личности в учебной деятельности происходит при изучении учебных дисциплин «Этнопедагогика», «Культурология», «Этнопсихология», в рамках производственной педагогической практики в общеобразовательных школах, детских домах и интернатах, поэтому образовательную среду школы, детского дома, интерната необходимо насыщать различными формами межэтнического и межкультурного взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых.

Студенты университета организуют этнокультурную деятельность школьников посредством проведения уроков, выставок, посещения музеев, праздников, фестивалей, конкурсов. Этнокультурное просвещение родителей силами студентов проходит в следующих формах: проведение лекций и консультаций по этнопедагогике, этноэтике.

Студенты участвуют в организованном школой, сотрудничестве педагогов по этнокультурному развитию школьников, таких как: проведение открытых занятий, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, выступление на заседаниях методических объединений, участие в научно-практических конференциях.

Содержание подготовки педагогов к этнокультурному развитию личности во внеучеб-ной деятельности происходит посредством включения студентов в волонтерскую деятельность (помощь пожилым людям, инвалидам, проведение акций этнокультурной направленности), презентации авторских исследовательских проектов (на студенческих научно-практических конференциях, круглых столах, организованных лабораторией этнокультуро-логии и этнопедагогики по проблемам этнокультурного развития личности), творческом представлении опыта — инновационных разработок, например: проект «Мода», проект

состоит из серии презентаций традиций национальной одежды, язык танца, орнамента, традиции быта, праздников, обрядов, кулинарии. Данные инновационные разработки способствуют этнокультурной идентичности не только школьников, но и будущих педагогов.

Важным компонентом в подготовке будущих педагогов к этнокультурному развитию личности стало вооружение студентов при изучении предмета «Этнопедагогика» диагностическими методиками исследования процесса этнокультурного развития школьников.

Мы считаем, что актуализировать знания и опыт будущих педагогов в этнокультурном развитии личности, возможно посредством применения таких методов, как: личный пример педагога высшей школы, обозначение этнологического компонента и его потенциала учебных предметов, создание этнокультурной микросреды на учебном занятии, организацией экскурсий на этнологические площадки и центры Камчатского региона, организацией творческого взаимодействия и обмена опытом в лаборатории «этнокультурологии и эт-нопедагогики».

Четвертый этап мы назвали — субъек-тификация. Субъектификация (субъект фи-кация, от лат. / асю — делаю) — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.

Иными словами, субъектификация — это механизм возникновения функционального аспекта субъектного восприятия [2; 7].

Для того, чтобы при решении своих профессиональных задач наш выпускник получивший подготовку по этнокультурному развитию личности желал обратиться к приобретенному опыту, с этой целью мы организуем в рамках профессорско-преподавательских научно-практических конференций, педагогических чтений, посвященных первому профессору вуза Б. В. Бушелевой работу секций и круглых столов по проблемам этнокультурного развития, обучения и воспитания детей и подростков. На этих научных площадках будущий педагогможет представить свой практический опыт по обозначенной педагогической проблеме — этнокультурному раз-

витию личности, приобретенный в рамках изучения предмета «Этнопедагогики».

В ФГОС ВПО нового поколения обозначены профессиональные компетенции педагогической деятельности и они напрямую взаимосвязаны с компетентностью в этнокультурном развитии личности: общекультурные компетенции (ОК): готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); общие профессиональные компетенции для всех видов профессиональной деятельности (ОПК): готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5); способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9); профессиональные компетенции в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП): способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6); профессиональные компетенции в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП): способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся (ПКСП-2); способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4); владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6); способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7); профессиональные компе-

тенции в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО): способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

Среди всех форм и методов подготовки будущих педагогов к этнокультурному развитию личности самыми эффективными мы считаем этнопедагогические исследования.

Этнопедагогические исследования в рамках учебной дисциплины «Этнопедагогика» привлекают внимание будущих педагогов к находкам воспитания детей в современных условиях, обозначить перед родителями детей возможности применения народных методов и способов в семейной педагогике.

Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: проводы зимы, фестиваль «Русская зима», сабантуй, акатуй — праздник песни и труда (у татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрожение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою — к неожиданно продуктивным новшествам.

Для образовательной практики камчатской школы как центра культурно-образовательного развития личности важно решить вопрос о включении в воспитательные концепции, программы воспитания и социализации учащихся направления деятельности педагогического коллектива по формированию межэтнического взаимопонимания как средства профилактики национальной, расовой, религиозной ненависти.

Процесс целенаправленного и систематического приобщения камчатских детей и молодежи к истории и культуре этносов, культурно-историческим ценностям микросоциума, использование принципов, средств и методов воспитания в системах этикета народов Камчатки осознается как нравственная ценность и имеет огромное значение в воспитании межэтнического взаимопонимания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Дагбаева С. Б. Этнопедагогические аспекты социализации современных школьников // Психологиче-

ская наука и образование. Электронный журнал. — 2014. — Т. 6. — № 4. — С. 24-32. — С. 25.

2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://mir.zavantag.com/geografiya/13652/index.html?page=4 (дата обращения 19.07.2015)

3. Камчатстат. — URL: http://www.vestipk.ru/?id=19449 (дата обращения 19.07.2015)

4. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 12-2. — С. 302-305. — URL: http://www.rae.ru/fs/?section =content&op=show_article&article_id=79816457 (дата обращения 19.07.2015)

5. Пашков А. Г. Эволюция принципа народности в воспитании: от общинно-коллективистской традиции — к насаждению индивидуализма и социальной аномии // Известия ВГПУ. Педагогические науки. Образовательное наследие. — 2014. — № 2 (263). — С. 11-14.

6. Яковенко И. М. Ковалева Е. В. Этнокультурное развитие личности в социальном пространстве Камчатского края: коллектив. монография / под общ. ред. И. М. Яковенко. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2015. — 180 с.

7. Ясвин В. А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования. — URL: http://library.by/portalus/modules/psychology/referat_show_ archives.php?archive=1120045907&id=1107592422&start_from=&subaction=showfull&ucat=27 (дата обращения 19.07.2015)

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И ЭКОНОМИКА

LAW AND ECONOMICS

УДК 34.037

Н. И. Гаврилова

ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация. Статья содержит характеристику признаков необходимых, мо мнению автора, для формулировки юридических дефиниций: «коренные малочисленные народы Камчатки», «конституционно-правовой статуса коренных малочисленных народов Камчатки». Результаты исследования нормативно-правового материала, которым устанавливается статус коренных камчатцев, представлен в виде его систематизации и классификации, закрепленных региональным законодательством, прав коренных малочисленных народов Камчатки. Кроме того, в работе указаны некоторые проблемы нормативного регулирования правового статуса коренных малочисленных народов Камчатского края.

Ключевые слова: правовой статус, права, свободы, правовые гарантии, коренные малочисленные народы Камчатки, общины коренных малочисленных народов

N. I. Gavrilova

RIGHTS, FREEDOMS AND RESPONSIBILITIES OF KAMCHATKA INDIGENOUS PEOPLES: SOME PROBLEMS OF REGULATORY LEGAL SUPPORT

Abstract. The article contains a description of the characteristics that are necessary, in the author's opinion, for the formulation of the following legal definitions: "Kamchatka indigenous peoples", "constitutional and legal status of Kamchatka indigenous peoples". The results of the study of the regulatory material which establishes the status of the indigenous citizens of Kamchatka are presented in the form of its systematization and classification, of the Kamchatka indigenous peoples' rights fixed by the regional legislation. In addition, the paper identifies some problems of the normative regulation of Kamchatka krai indigenous minorities' legal status.

Key words: legal status, rights, freedoms, legal guarantees, Kamchatka indigenous peoples, communities of indigenous peoples

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [1] дает определение коренным малочисленным народам. Ими признаются «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя малочисленными этническими общностями» (ст. 1). Этот же закон определяет источни-ковую базу правовых основ статуса малочисленных этносов: Конституция РФ, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, Указы Президента РФ, Конституции (Уставы) и законы субъектов РФ (ст. 2).

Анализ законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о том, что

на региональном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, часто наблюдаются правовой вакуум в отношении многих вопросов правового статуса малочисленных этносов. Не исключение здесь и коренные этносы Камчатки. Из-за отсутствия достаточной региональной нормативно-правовой базы, регулирующей их правовой статус, положение последних можно назвать плачевным. Более того, как оказалось, сведения об этих жителях Камчатки крайне скупые. Это подтвердила необходимость разработки Программы развития коренных камчатцев, которая рассчитана до 2011 года. Авторы столкнулись с полным отсутствием на Камчатке каких-либо материалов по проблемам коренных малочисленных народов. «Пришлось, — как вспоминает один из ее разработчиков А. Тихватов, — запра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.