Научная статья на тему 'Современные российские исследователи о национальном образовании в Дальневосточном регионе: результаты, проблемы, перспективы'

Современные российские исследователи о национальном образовании в Дальневосточном регионе: результаты, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные российские исследователи о национальном образовании в Дальневосточном регионе: результаты, проблемы, перспективы»

Современные российские исследователи о национальном образовании в Дальневосточном регионе: результаты, проблемы, перспективы

Фрумак И. В.

Results, Problems, and Perspectives of National Education of the Far-Eastern Region in the Works of Modern Russian Researches

Frumak I. V.

Abstract

The publication is devoted to the analysis of development of Russian science in the issues concerning indigenous peoples of the Far East education in 1990s. The author distinguishes the peculiar features of the post-Soviet historiography on the history of national education in the region and defines the modern scientific approaches of educators, ethnographers, psychologists, sociologists, philosophers, linguists, economists, politologists to the problems of conservation and development of indigenous cultures and languages in the Far East. The author enumerates some problems of theoretical and practical character on organization of national education in the region open to discussion and specifies various research approaches about possible ways of their solution.

Важным явлением в

отечественной научной мысли в конце XX века стало осознание образования как сложно

структурированной системы

общественной жизни, что

обусловило появление комплексного подхода к изучению национального образования в Дальневосточном регионе. Его результатом стало выявление и анализ в системе просвещения малочисленных

этносов Дальнего Востока широкого спектра проблем.

Актуализация в 1990-х годах вопроса сохранения и развития языков и национальных культур этнических меньшинств

дальневосточных территорий

отразилась в ряде исследований, направленных на выявление и решение этнических проблем в системе их образования. В данном контексте можно выделить несколько направлений.

Первое из них связано с обсуждением отечественными

учёными теории и практики организации школьного

образования в целях сохранения

языков аборигенных жителей Дальнего Востока, входящих в состав коренных малочисленных народов российского Севера. В этом аспекте отечественные

исследователи (А.Е.Афанасьев (3),

A.П.Величук (8), Н.И.Гладкова (10),

B.И.Матис (17), Х.Х.Сукунов,

Н.М.Хасанов (8)) занимают единую позицию, определяющую

паритетное двуязычие

концептуальным стержнем

школьного образования во всех национальных районах Севера.

Второе направление связано с выявлением и решением проблемы взаимодействия содержательного компонента школьного образования и традиционных культур коренного населения северных территорий, в том числе Дальнего Востока. Данный аспект наиболее полно раскрывается в этнопедагогических исследованиях Л.Б.Ермолова и

C. М. Малиновской (12), Т.Ф.

Кряклиной (13), Н.И. Мелякова (18), Н.М. Оглобиной и Н.А.Петровой (21), а также фрагментарно

рассматривается в работах

А.Е.Афанасьева (3), Г.Волкова (9),

В.И.Матиса (17), И.Л.Набок (19),

В.А.Роббека (24).

В качестве примера заслуживает внимание статья Н.М.Оглобиной и Н.А.Петровой «Фольклор народов

Приамурья в нравственно -

эстетическом воспитании

школьников» (21).В ней

рассматривается использование этнопедагогических приёмов в формировании культуры

межнационального общения в

условиях полиэтничности

Дальневосточного региона.

Исследование имеет проблемноориентированный характер и

предлагает один из возможных путей решения данной задачи. По мнению учёных, обращение школьников Приамурья к фольклору коренных малочисленных народов Дальнего Востока «ведёт к

пониманию истоков самобытности и единства общечеловеческих

ценностей» (21). В связи с этим авторы публикации считают целесообразным проводить в

школах с немононациональным контингентом учащихся

литературные игры, основанные на русском фольклорном материале и самобытном творчестве народов Приамурья (21). Наиболее

оптимальным жанром при выборе произведений устного народного

творчества исследователи считают загадки, так как «их лаконичность при художественной

выразительности позволяет

привлечь к анализу больший объём фольклорного материала» (21).

Идея ориентации образования у малочисленных этносов Дальнего Востока на их традиционную

культуру, механизмы её

воспроизводства и трансляции отражена в публикации

Л.Б.Ермолова и С.М. Малиновской «Назревшая проблема» (12). Данное исследование содержит конкретную программу реализации опыта

народной педагогики, которая

позволяет подготовить детей

коренных жителей северного

региона к эффективной

производственной деятельности в новых социально-экономических

реалиях страны. В контексте

решения проблемы занятости

малочисленных народов Севера, в том числе Дальнего Востока, авторы статьи убеждены, что накопленный в течение многих тысячелетий опыт традиционного природопользования этих народов «является идеальной основой» для развития наиболее перспективных направлений в

области экономики (12). Исходя из этого, в работе указывается на необходимость включения в

программы школ, ведущих обучение детей коренных народов Севера, комплекса специальных знаний,

связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и

культурой. По мнению ученых, таковыми являются: изучение

оптимальных направлений и форм охоты в зависимости от ландшафтов, характера угодий и объектов охоты; основы

обслуживания туристических

охотничьих групп, в том числе зарубежных; основы таксидермии -специальных знаний о методах и способах обработки и хранения шкур животных, птиц, рыб; изготовление национальных

сувениров на базе традиционных технологий. Кроме того,

исследователи считают, что существует настоятельная

потребность в изучении

школьниками комплекса таких специальных дисциплин, как ориентирование на местности, основы стрельбы из разного типа промыслового оружия и основы его ремонта, основы организации и техники охотничьего хозяйства, организация проведения охоты на хищных животных региона, основы

кулинарного дела в походнополевых условиях.

Третье направление связано с выявлением и решением этнических проблем в системе подготовки профессиональных кадров из представителей коренных

малочисленных народов Дальнего Востока. В данном аспекте отечественные исследователи

рассматривают следующие вопросы: степень влияния географических и геологических факторов на перспективы образования

студентов-представителей аборигенного населения

Дальневосточного региона

(В.М.Дуничев, З.И.Жукова (11));

уровень физиологического

развития студентов из числа коренных малочисленных народов Дальнего Востока (Г. В. Ананьева, А.Г. Остроушко, В.В.Поступаев, Е.Г.Рябцева, Н. С. Степаненко (2));

состояние и перспективы развития высшего педагогического образования автохтонного

населения Дальнего Востока (В.И.Матис (17), И.Л.Набок (19), Н.А.Усова (38));

система подготовки научных работников и технической интеллигенции из представителей коренных малочисленных народов Дальневосточного региона

(В.П.Серкин (25));

ориентация профессиональной подготовки аборигенных жителей территории Дальнего Востока на их традиционные отрасли хозяйства (Б.В.Берсенадзе (5), З.П.Соколова

(34)).

Широкий спектр

исследовательских интересов в данном случае обусловлен

современной культурно-

образовательной ситуацией в северных регионах России, которая характеризуется угрозой утраты мастерства в традиционных видах деятельности, не использованием

родного языка, существенной нехваткой учителей-предметников в национальных школах,

практическим отсутствием

национальной технической

интеллигенции.

Актуализация в конце XX столетия проблемы адаптации этносов к новым требованиям цивилизационного развития,

утверждение концепции

национального образования в целом отразились в ряде отечественных исследований, направленных на разработку модели национальной

школы в условиях полиэтничности России. Обозначенный аспект очень важен для определения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

перспективы образования коренных малочисленных народов Севера, что обуславливает включение этих работ в проводимый нами историографический анализ.

Особый интерес среди них

вызывают публикации директора

Научно-исследовательского института национально-

региональных проблем образования М.Н. Кузьмина (16). В своих исследованиях он выявляет две тенденции, которые

выкристаллизировались в процессе поиска новой парадигмы

национальной школы. Первая из них, по мнению М.Н.Кузьмина, -«компонентная» (4), основным

содержанием которой является отражение в образовании

общегосударственного и

национально-местного при помощи «не очень обширного, ...и

относительно автономного

содержательного блока, в который наряду с родным языком и литературой должны входить знания этнокультурного и

этноисторического характера» (14).

Вторую модель национальной

школы, предпочтение которой отдаёт сам исследователь, а также ряд отечественных учёных

(В.И.Матис, В.А.Роббек), по его мнению, можно назвать

«органической» (4). Данная

концепция определяет

национальное образование «как целостность, диалектически

возводящую ребёнка-носителя

родной культуры к культуре российской и мировой» (4). В вязи с этим «органическая» модель национальной школы основывается на ряде принципов, среди которых приоритетными, по мнению

ученого, являются: трансляция

национальных культур и

формирование национального

самосознания, открытость в другие культуры и, особенно, в культуру народов-соседей, обеспечение

международного стандарта

образования (14).

«Этнопедагогической» можно

определить концепцию

национального образования,

которую предлагает действительный член Российской академии образования Геннадий Волков. В своей статье «Вечность воспитания» (9) учёный доказывает

необходимость «этнопедагогизации» всей системы учебно-воспитательной работы в национальных школах малочисленных народов, в том числе, элитарных, профильных и профессионально-ориентированных. По мнению исследователя, содержание, формы и методы образования таких учебных заведений должны максимально приближаться к традиционным видам жизнедеятельности этносов. Обоснование концепции учёного кристаллизуется в его тезисе: «Нужно припасть к своим корням, эти корни - опора и надежда наша,

а, может быть, и спасение» (9).

Концептуально противоположным позиции Г. Волкова является подход, обозначенный в коллективном исследовании доктора

экономических наук

А. Овсянникова, кандидата

философских наук В.Шуваловой и кандидата исторических наук

О.Шиняевой «Советуют социологи» (20). Учёные убеждены, что «в России в областях и районах с преобладающим составом русского и русскоговорящего населения национальной общеобразовательной школой должна быть русская, с программой обучения на русском языке» (20). По мнению авторов статьи, другие языки народов Российской Федерации должны изучаться как предмет, а при желании родителей и возможностях школы могут быть организованы дополнительные образовательновоспитательные услуги на родном языке, в том числе и на платной основе. Решение проблемы сохранения и развития

национальных культур и родных языков учёные видят в следующих мерах: развитие индустрии досуга с использованием самобытных

национальных традиций, обрядов и ритуалов; всемерная

государственная поддержка

издательств, выпускающих «в хорошем исполнении» народный эпос, произведения фольклора, историческую и краеведческую литературу, учебники и

дидактические материалы на родном языке; увеличение

телевизионных и радиопрограмм культурно-образовательного характера, посвящённых истории народа, их культуре, истории края, национальным героям, прикладному народному искусству и ремёслам (20). Учитывая фрагментарный характер образования на родном языке в национальной школе, модель которой предлагается

авторами статьи, обозначенные

меры вызывают сомнение в их целесообразности и эффективности. Достаточно сложно знать и понимать культуру своего народа

через средства печати и массовой информации, не владея в совершенстве национальным

языком и письменностью.

Нетрадиционный подход к целям и задачам национальной школы предложен кандидатом

исторических наук А.А.Сусоколовым в статье «Культурная инерция этносов: зло или благо?» (36).

Исследователь убежден, что большинство элементов

традиционной культуры этноса не может быть приспособлено к

современным условиям, а попытка их возрождения или сохранения «может привести к катастрофе тот этнос, во спасение которого она предпринята» (36). Учёный

объясняет свою позицию тем, что школа находится под сильным влиянием государства, которое её содержит, и поэтому, в первую очередь, ориентирована на поддержание интересов этого

государства. Поэтому, чтобы

национальная школа действительно стала «каналом» адаптации этноса к новым требованиям государства, автор статьи предлагает ввести в программы национальных школ дисциплины, которые дают знания об юридических нормах,

профессиях, необходимых в городе, привычных для горожан правилах общения, их ценностных

ориентирах. По мнению

исследователя, данная

трансформация содержания

школьного обучения в

национальных районах позволит «безболезненно пережить»

современную экстенсивную

урбанизацию (36).

Таким образом, отечественные исследования, связанные с

определением концепции

современного национального

образования, демонстрируют

широкий спектр профессиональных интересов учёных, которые

высказывают различные, порой полярные, точки зрения на цели и приоритеты содержания

образования в национальной школе. Вместе с тем подобная вариативность позволяет

определить наиболее оптимальный, научно обоснованный путь решения данной проблемы, так как возрождение национального

образования в России ни для одного народа не стоит «вообще» и абстрактно. У каждого этноса - и многочисленных русских и малочисленных коренных народов Севера - этот процесс имеет совершенно конкретный характер, в зависимости от исторических задач цивилизационного развития нации.

Формирование в 1990-х годах новой государственной политики, основанной на принципах

самоуправления регионов, процесс реформирования отечественного образования в целом отразились в публикациях, связанных с

регионально-этнологическими проблемами образования. В рамках обозначенной темы нашего

исследования представляют интерес публикации ряда камчатских учёных. Среди них - статья

В.Л.Тюменцева «О проблемах создания национально-регионального компонента содержания образования» (37), в которой автор выделяет и рассматривает проблему обеспечения национально-регионального компонента в

образовательных программах

национальных школ полуострова.

Исследование камчатского

учёного, кандидата педагогических наук М. В. Кузьминой «Региональный компонент образовательного

стандарта - носитель национальной культуры региона» (16) направлено на решение проблемы

содержательного наполнения

национально-региональ-ного компонента образования в школах

Камчатской области с учётом этносоциокультурных особенностей региона.

Необходимости возрождения

художественных промыслов

коренных малочисленных народов Камчатки, приобщения школьников национальных районов области к созданию изделий декоративно -прикладного искусства своего народа посвящена статья кандидата педагогических наук

Е.А.Абакумовой «Исторический и этнокультурный аспекты развития народных художественных

промыслов в системе

преемственности поколений (на примере Камчатского региона)» (1).

Заслуживают также внимание работы камчатских исследователей

А.А.Бучек «Некоторые особенности практического интеллекта жителей малых народностей Камчатки» (7) и Н.А.Рачковской

«Этносоциокультурные аспекты эмоционального компонента (23). В их публикациях указывается на необходимость учёта качественных отличий в структуре практического интеллекта и этноспецифики эмоциональной экспрессии

коренных народов Камчатки в педагогическом процессе в целях повышения его эффективности.

Следует отметить, что в середине 1990-х годов в отечественной научной мысли, связанной с исследованием образования у коренных малочисленных народов Севера, имеют место работы, в которых предметом специального изучения являются отдельные аспекты данной проблемы. Об этом свидетельствует публикация

доцента Хабаровского института искусств и культуры

Г. Д. Стрельцовой «Издание

национальной учебной книги на Дальнем Востоке в 1920-е годы»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(35). Исследование имеет обзорный характер и не ориентировано на

критическое осмысление прошлого. Тем не менее, на основе привлечения архивных материалов Дальневосточного региона автор стремиться объективно отразить процесс создания первых учебных книг для коренных народов, проживающих на Дальнем Востоке.

В контексте критического осмысления исторического

прошлого отечественные учёные в конце XX столетия анализируют причины несоответствия целей и результатов социалистических

преобразований в сфере

просвещения автохтонного

населения северных территорий России. Доминирующим предметом исследования в этом аспекте является интернатская форма обучения и воспитания. Данная тема в научной мысли 1990-х годов имеет дискуссионный характер, так как выявляет различные авторские позиции в оценке её

целесообразности.

Большинство отечественных

учёных указывает на негативные стороны интернатского

образования. Среди них:

разрушение семейного уклада и преемственности поколений

коренных народов (А.Е. Афанасьев, Н.Б. Вахтин, Ю.А. Самар, А.С. Сафронов); утрата воспитанниками интернатов родного языка (А.Е.Афанасьев, Н.Б.Вахтин, Н.И. Гладкова, Л.Я. Иващенко, Ю.А. Самар, В.П.Серкин); потеря детьми навыков традиционного

хозяйствования и интереса к своим национальным обычаям

(Л.Я.Иващенко, А.С.Сафронов,

В.П.Серкин); воспитание социально пассивных, иждивенчески

настроенных молодых людей, не имеющих устойчивой привычки к систематическому труду

(А.Е.Афанасьев, Н.Б.Вахтин, И.В. Грицай (Пыхтеева), Г. А. Отаина, Ю.А. Самар).

Тем не менее, выявляя издержки интернатского образования,

отдельные учёные отмечают и положительные аспекты в

деятельности школ-интернатов. В частности А.Е.Афанасьев считает, что такие учебные заведения «помогали вырастить национальную интеллигенцию» (3). И.В.Грицай

(Пыхтеева) в своей диссертационной работе «Итоги и последствия советских преобразований в жизни малочисленных народов Камчатки» (22) указывает на большую роль школ-интернатов в процессе социализации личности ребёнка.

Исключительно положительно оценивает интернатское

образование М.Н.Борисов.

Исследователь убеждён, что «. не в интернатской системе образования кроется причина трудностей малочисленных этносов Севера» (6). По мнению автора, она «дала многое народам Севера, особенно в подготовке грамотных людей, способствуя формированию

интеллигенции» (6). Учёный считает, что причина деградации

малочисленных этносов «кроется в методах воплощения интернатской системы образования» (6).

Аргументируя свою точку зрения, исследователь констатирует, что если в 1920-30-е годы в школах-интернатах Севера работали приезжие русские учителя, которые уважали личность ребёнка, учили их родной язык, то в 1960-80-е годы в школы-интернаты в качестве учителей «всё больше стало приезжать любителей “длинных рублей” и дармового питания, которые не знают и не хотят знать родной язык учеников, и воспитание ими часто ведётся на языке окриков и подзатыльников» (6).

Расходится с позицией ряда исследователей (А.Е. Афанасьева, Н.Б. Вахтина, Н.И. Гладковой, Л.Я.

Иващенко, Ю. А. Самара, В. П. Серкина) точка зрения М.Н. Борисова и на причину разрушения языковой культуры малочисленных этносов Севера. По мнению учёного, её следует искать не в школах-интернатах, а в национальной

политике советского государства, направленной с конца 1930-х годов на русификацию народов СССР (6). Автор констатирует, что

последовавшее за этим

преобразование национальных

алфавитов на основе русских букв привело к свёртыванию

письменности коренных народов Севера, а также уменьшению

печатной продукции на их языках (6). Поэтому М.Н.Борисов считает, что «в ближайшей перспективе, а может и в дальнейшей,

интернатская система образования должна остаться, необходимо, лишь изменить характер работы интернатов» (6). В связи с этим в монографии приводится комплекс мер, направленных на

модернизацию интернатов. Среди них: приведение к

мононациональности контингента учащихся в рамках одной школы, глубокая индивидуализация

процесса образования с учётом быта и образа жизни родного ученику народа, приобретение начального образования детьми не в интернате, а дома, среди родителей, получая консультации у приезжих педагогов.

Позицию М. Н.Борисова в отношении перспективы развития школ-интернатов полностью

разделяет А.Е.Афанасьев. В своём диссертационном исследовании «Организационно-педагогические условия осуществления профильной дифференциации в условиях Крайнего Севера» (3) он также

указывает на необходимость подобной реорганизации, в ходе которой интернат должен стать школой, адекватной по типу и

структуре специфическим условиям

Крайнего Север, школой,

приближенной к семье и традиционным занятиям коренных народов, обеспечивающей

«целостное формирование личности в атмосфере родной стихии» (3).

Тем не менее, в конце ХХ века приоритетной позицией российских учёных (Н.Б. Вахтина, Н.И.

Гладковой, И. В. Грицай

(Пыхтеевой), Л.Я. Иващенко,

И.Л.Набок, В.А.Роббека,

Ю.А.Самара, А.С. Сафронова, В.П. Серкина) является отказ от интернатской системы образования, возрождение малокомплектных и кочевых школ, а также поиск новых форм обучения без отрыва от семейного воспитания.

Комплексный подход к изучению национального образования на

Севере России обусловил выявление и анализ в системе просвещения малочисленных этносов Севера

экономических аспектов. Ряд

отечественных учёных (М.Н. Борисов, И.В. Грицай (Пыхтеева),

А.С.Сафронов, З.П.Соколова,

Н.А.Усова) в своих исследованиях обращают внимание на зависимость состояния и перспектив

образования указанной группы населения России от

общегосударственной и

региональной экономики. В

частности в монографии

М.Н.Борисова «Малочисленные

этносы Севера: вчера, сегодня,

завтра» (6) отмечается, что причина нехватки учебников на родных языках аборигенного населения Севера кроется в механизме современных рыночных отношений, которые «пока... ставят преграды возрождению малочисленных

этносов» (6). По мнению учёного, в силу того, что расходы на печатную продукцию для этой группы населения России шли и идут из государственного бюджета,

«экономически очень затратно печатать буквари, книги., которые читают только несколько сот человек» (6). Выход из такой

ситуации М.Н.Борисов видит в активном и, главное, полноправном участии малочисленных этносов Севера в рыночных отношениях. По мнению учёного, это позволит им получать плату за использование природных богатств земли от государственных и хозяйственных структур и продавать результаты своего труда по рыночным ценам (6).

Анализ проблематики

отечественных исследований

национального образования в Дальневосточном регионе в конце ХХ века показывает, что в указанный период времени преобладают работы, направленные не только на выявление и анализ проблем в данном аспекте, но и содержащие конкретные

программы по их решению.

В публикациях А.Е.Афанасьева (3), М.Н.Борисова (6), Г.Волкова (9),

Н.И. Гладковой (10), И. В. Грицай (Пыхтеевой) (22), М.Н. Кузьмина (15),

В.И.Матиса (17), А.Овсянникова (20), В.А.Роббека (24), В.П.Серкина (26), А. А. Сусоколова (36), О.

Шиняевой, В Шуваловой (20) предложены пути адекватной современным реалиям

реорганизации школьного

образования малочисленных этносов Дальнего Востока. В работах

Г.Волкова (9), Л.Б.Ермолова (12), Т.Ф.Кряклиной (13), С.М.

Малиновской (12), В.И. Матиса (17),

Н.М. Оглобиной, Н.А.Петровой (21) указаны формы и методы

реализации опыта народной педагогики в образовательном процессе коренных жителей региона. Исследование А.

Овсянникова, О.Шиняевой, В Шуваловой (20) содержит программу решения кадровой проблемы для

национальных школ Дальнего Востока. В публикации Н.А.Усовой (38) предложена программа совершенствования высшего

педагогического образования

аборигенных жителей региона. В статье И.Л.Набок (19) раскрывается концепция

«этнокультурологического» образования студентов-северян. В работе Б. В. Берсенадзе (5) описывается структура

профессиональной подготовки и переподготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Дальневосточного региона.

Комплекс мер по

совершенствованию национального образования на Дальнем Востоке представлен в исследованиях магаданского учёного В. П. Серкина (25 - 32).

В целом, из числа предложенных отечественными учёными мер по совершенствованию и развитию национального образования на Севере доминирующими являются: необходимость снижения роли интернатов в системе школьного образования коренного населения при одновременном

совершенствовании их руководства, поиск альтернативных форм национально-профильного обучения аборигенных жителей,

обеспечивающих связь с семьёй; укрепление взаимосвязи обучения с опытом народной педагогики; гуманизация воспитания молодого поколения коренных жителей посредством изучения всех жанров национального искусства;

воспитание в школьниках

национального достоинства и национального самосознания;

глубокая индивидуализация

обучения с учетом быта и образа жизни родного ученикам народа; повышение роли преподавания на родных языках; создание

национальной письменности,

учебно-методической литературы; участие коренного населения в формировании института

национальной школы; подготовка адекватных национальным школам педагогических кадров; ориентация профессиональной подготовки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аборигенных жителей на

конкретные потребности региона по развитию промысловых отраслей.

Библиография

1. Абакумова Е.И. Исторический

и культурный аспекты развития народных художественных

промыслов в системе

преемственности поколений (на примере Камчатского региона) / / Регионально-этнологи-ческие проблемы образования: Сб. ст. по мат. межд. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2000. - С. 36-47.

2. Ананьев Г.В., Остроушко А.Г., Поступаев В. В., Рябцева Е.Г., Степаненко Н.С. Основные показатели физического развития и биохимического статуса крови у студентов-представителей коренного населения Крайнего Севера и Дальнего Востока // Социально-экономи-ческое развитие и здоровье малочисленных народов Севера: Тез. докл. респ. сем. 26-28 ноября 1990 г. - Красноярск, 1990.

3. Афанасьев А.Е.

Организационно-педагогические условия осуществления профильной дифференциации в школах Крайнего Севера: Дис. ... канд. пед. наук / Якутск. гос. пед. ин-т. -Якутск, 1995.

4. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии // Народное образование. - 1994. - № 1. - С. 6.

5. Берсенадзе Б. В. Возрождение традиционных промыслов как фактор развития культуры // Образование как фактор развития языков и культур этнических

меньшинств: Мат. межд. сем. -

СПб., 1998. - С. 225-229.

6. Борисов М.Н. Малочисленные

этносы Севера: вчера, сегодня,

завтра (Социолог. очерки). -

Рыбинск, 1995. - С. 51.

7. Бучек А. А. Некоторые

особенности практического

интеллекта жителей малых

народностей Камчатки //

Регионально-этнологи-ческие проблемы образования: Сб. ст. по мат. межд. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2000. - С. 59-66.

8. Величук А.П., Сукунов Х.Х.,

Хасанов Н.М. Двуязычие и национальная школа на

современном этапе развития

общества // Тр. ин-та / Ин-т нац.

пробл. образ-я МО РФ. - 1993. -Вып. 1. - С. 90-112.

9. Волков Г. Вечность

воспитания // Народное

образование. - 1994. - № 1. - С. 6871.

10. Гладкова Н.И. К вопросу об исчезновении языков народностей Севера // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: Мат. межд. сем. - СПб., 1998. - С. 166-177.

11. Дуничев В.М., Жукова З.И.

Факторы, влияющие на состояние и перспективы образования на Дальнем Востоке // Культура, наука, образование народов Дальнего Востока и стран АТР: история, опыт, развитие: Мат.

межд. конф. 2-5 октября 1995 г. -Хабаровск, 1996. - Вып. 3. - С. 13-

15.

12. Ермолов Л.Б., Малиновская

С.М. Назревшая проблема // Образование в Сибири. - 1994. - №

4. - С. 26-28.

13. Кряклина Т.Ф. Концепция национально-профилированного колледжа народностей Севера // Образование в Сибири. - 1994. - №

1. - С. 75-81.

14. Кузьмин М.Н., Сусоколов А.А.,

Бацын В.К., Ешич М.Б. Концепция национальной школы: Цели и

приоритеты содержания

образования. - М., 1994;

15. Кузьмин М.Н. Национальная

школа России: традиции и

современность в контексте модернизации // Тр. ин-та / Ин-т нац. пробл. образ-я МО РФ. - 1993. -Вып. 1. - С. 5-19.

16. Кузьмина М.В. Региональный

компонент образовательного

стандарта - носитель национальной культуры региона // Региональноэтнологические проблемы

образования: Сб. ст. по мат. межд. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2000. - С. 12-17.

17. Матис В. И. Современные

подходы к национальному

образованию // Образование в Сибири. - 1996. - № 1. - С. 69-80.

18. Меляков Н.И. традиционное воспитание у детей малочисленных народов Севера. - М., 1993.

19. Набок И.Л. Этнические

проблемы образования // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: Мат. межд. сем. -

СПб., 1998. - С. 58-81.

20. Овсянников А., Шувалова В., Шиняева О. Советуют социологи // Народное образование. - 1994. - №

1. - С. 10-14.

21. Оглобина Н.М., Петрова Н.А. Фольклор народов Приамурья в нравственно-эстетическом воспитании школьников // Культура, наука, образование народов Дальнего Востока и стран АТР: история, опыт, развитие: Мат. межд. конф. 2-5 октября 1995 г. -Хабаровск, 1996. - Вып. 2. - С. 24-

28.

22. Пыхтеева И. В. Итоги и

последствия советских

преобразований в жизни

малочисленных народов Камчатки:

Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -М., 1993.

23. Рачковская Н.А.

Этносоциокультурные аспекты

эмоционального компонента

педагогического процесса / / Регионально-этнологи-ческие проблемы образования: Сб. ст. по мат. межд. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2000. - С. 67-76.

24. Роббек В.А. Новые

альтернативы в теории и практике организации образования в целях сохранения языков малочисленных народов Севера // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: Мат. межд. сем. - СПб., 1998. - С. 85-57.

25. Серкин В.П., Гаджиева Н.М., Грачиков В.А., Никитина Н.Н. Концепция развития народного образования Магаданской области. -Магадан, 1991;

26. Серкин В.П. Проблемы

образования коренных

малочисленных народов Северо-Востока России в конце ХХ в. -Магадан, 1998;

27. Серкин В.П. Проект системы образования в нетипичных зонах. -Магадан, 1993;

28. Серкин В. П. Региональный

компонент образования

Магаданской области и Чукотки. -Магадан, 1996;

29. Серкин В.П. Жизненные сценарии северян и их влияние на принятие решений / / Колыма. -1997. - № 4. - С. 20-23;

30. Серкин В.П., Бахтина Н.Н.,

Васильев А.К., Кузнецов И.Ю., Леонова О. А. Концепция

реформирования и развития системы образования в Магадане. -Магадан, 1998;

31. Серкин В.П. Система

образования коренных

малочисленных народов Северо-Востока России: становление,

проблемы, пути решения // От патернализма к партнёрству

(строительство новых отношений народов Севера и государства) / Отв. ред. А.Н.Пилясов. - Магадан, 1998;

32. Серкин В.П. Теоретическая часть концепции отделения народов Севера Северного международного университета. - Магадан, 1998;

33. Стрельцова Г.Д. Издание

национальной учебной книги на Дальнем Востоке в 1920-е годы // Культура, наука, образование

народов Дальнего Востока и стран АТР: история, опыт, развитие: Мат. межд. конф. 2-5 октября 1995 г. -Хабаровск, 1996. - Вып. 2. - С. 113116.

34. Соколова З.П. Народы

Советского Севера в условиях

экономических реформ и

демократических преобразований // Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований / Отв. ред. З.П.Соколова. - М., 1994. -

С. 16-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Стрельцова Г.Д. Издание

национальной учебной книги на Дальнем Востоке в 1920-е годы / / Культура, наука, образование

народов Дальнего Востока и стран АТР: история, опыт, развитие: Мат. межд. конф. 2-5 октября 1995 г. -Хабаровск, 1996. - Вып. 2. - С. 113116.

36. Сусоколов А. Культурная инерция этносов: зло или благо?// Народное образование.- 1994.-№1.-

С.124 - 125.

37. Тюменцев В.Л. О проблемах

национально-регионального компонента содержания

образования // Региональноэтнологические проблемы

образования: Сб. ст. по мат. межд. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2000. - С. 5-11.

38. Усова Н.А. Развитие высшего

педагогического образования на Дальнем Востоке (1975-1985 гг.) // Первая дальневосточная

конференция молодых историков. -Владивосток, 1991. - С. 75-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.